Меню

Психолого педагогические условия сохранения здоровья учащихся

«Психолого-педагогические условия сохранения психического здоровья школьников»

Одной изосновных задач педагогов школы являетя полноценно подготовить школьников к самостоятельной жизни. А без здоровья это недостижимо.

Просмотр содержимого документа
««Психолого-педагогические условия сохранения психического здоровья школьников»»

МАОУ лицей №4 (ТМОЛ) г. Таганрога

Педагог-психолог высшей категории

Сычев Николай Васильевич

В последние годы интерес к вопросам здоровья заметно возрос. Именно в школьный период закладываются основы не только интеллектуального развития личности, но и основы здоровья ребенка, будущего гражданина. Одной из основных задач педагогов школы является полноценно подготовить учеников к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, именно школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.

Важнейшей составляющей высокого качества жизни, позволяющей людям считать свою жизнь полноценной и значимой и стать активными членами общества является психологическое здоровье .

Психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих:

а) гармонию как между различными аспектами внутри человека, так и между человеком и обществом;

б) возможность полноценного функционирования и развития индивида в процессе жизнедеятельности.

Что же способствует нарушению психологического здоровья школьников?

Можно выделить несколько факторов. В их число входят:

— учебные нагрузки (установлено, что максимальное число часов, посвящаемое умственным занятиям в день (в школе и дома), должно быть: для детей 7-8 лет — 4 час., для детей 9 лет – 4,5 час., 10-11 лет — 6 часов, 12-14 лет — 7 час., 15-18 лет — 7-8 ч);

— неспособность учащегося справиться со школьной программой (может быть вызвана различными причинами: повышенным уровнем сложности учебных программ, не соответствующих уровню развития детей; недостаточным уровнем развития высших психических функций, педагогической запущенностью, недостаточной профессиональной компетентностью учителя);

— неадекватные ожидания со стороны родителей (прежде всего ожидания, касающиеся школьной успеваемости). Чем больше родители ориентированы на достижение ребенком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребенка тревожность;

— неблагоприятные отношения с педагогами (стиль взаимодействия учителя с учениками, завышенные требования учителя, избирательное отношение к ребенку, нарушающему правила поведения на уроке);

— регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

— смена школьного коллектива или неблагоприятные отношения в коллективе (благополучные отношения с одноклассниками являются важнейшим ресурсом мотивации посещения школы). Сохранить психическое и психологическое здоровье у ребенка можно только в том случае, если есть благоприятный психологический климат в коллективе.

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что при проведении диагностики учащихся с высоким уровнем тревожности выявлено небольшое количество, все же характерная для этих детей повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.

Таким образом, педагогам школы рекомендуется обратить внимание на обозначенные проблемы, и, совместными усилиями создавать условия для снижения уровня школьной тревожности:

способствовать и поощрять самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);

не создавать напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;

быть более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;

предъявлять адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;

стараться быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

Психическое здоровье, как и биологическое, не является постоянным и может изменяться под влиянием разных воздействий. И вследствие этого, является важным создание педагогами и школой в целом психолого-педагогических условий для сохранения психологического здоровья учащихся :

создание оптимальных условий (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности, атмосферы психологического расслабления и комфортности);

— учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.);

— допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, паузы, свободный творческий труд;

— рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке.

Поведение педагога может создавать психотравмирующие ситуации, неблагоприятно сказывающиеся на психическом состоянии учащихся. Ученик чаще всего остро ощущает недоброжелательность педагога и это провоцирует возникновение таких черт, как пренебрежение учебным предметом, грубость в ответах. В противовес этому доброжелательность учителя, вовремя сказанное слово одобрения, справедливая оценка успехов и уважительное отношение к ученикам формируют благоприятный психологический климат в классе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний учащимися.

В школе необходимо создать для ученика такую атмосферу, чтобы он чувствовал себя успешным. Нельзя допускать хронического неуспеха и неудач, поскольку это навсегда может отбить интерес к учению. Что может сделать учитель? Например, намеренно спросить ученика о том, что он хорошо знает и умеет, похвалить, если ребенок сам вызвался отвечать. Никогда нельзя допускать, чтобы ученик воспринимал неправильно выполненное задание как показатель собственной неполноценности.

Подводя итог данной части моего выступления, хочется отметить, что причин, влияющих на психологическое здоровье школьников, множество, но одной из самых важных является то, как развиваются взаимоотношения ученика с учителем и со сверстниками.

Психическое и физическое здоровье педагога представляет собой сложное структурное образование, оказывающее существенное влияние на эффективность его педагогической деятельности и общения, тем самым в значительной степени определяющее здоровье обучающихся.

Читайте также:  Понятие здоровье составные части здоровья

Одной из самых стрессогенных и энергозатратных считается профессия педагога . Нередко в этой сфере как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия возникает синдром эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности исполнением работы.

Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При эмоциональном сгорании налицо все три фазы стресса.

Во-первых, нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности . Все это сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, «загнанности в клетку», тревоги и депрессии.

Во-вторых, сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, выборочного выполнения профессиональных функций.

В-третьих, истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоционального дефицита, эмоциональной и личностной отстраненности, психосоматических нарушений.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести.

Тем не менее, можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации по профилактике стресса, Вы не только сможете предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

1. Определите краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.

2. Используйте «таймауты». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важен отдых от работы. Иногда необходимо найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3. Овладевайте умениями и навыками саморегуляции (обеспечение самоорганизации различных видов психической активности человека). Овладение такими психологическими умениями и навыками как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.

4. Занимайтесь профессиональным развитием и самосовершенствованием.

5. Избегайте ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.

6. Стремитесь эмоционально общаться. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти разумное решение возникшей проблемы.

Источник

Доклад «Психолого-педагогические условия сохранения психического здоровья обучающихся»
статья по психологии на тему

В докладе рассказывается о причинах нарушения психического здоровья детей школьного возраста, а так же об особенностях их психического развития.

Скачать:

Вложение Размер
psihologo.docx 45.55 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия сохранения психического здоровья обучающихся

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней и физических дефектов.

физическое — это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды;

психическое — это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой;

социальное — это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру.

Среди внешних факторов, формирующих здоровье детей и подростков, особую значимость имеют социальные воздействия, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

Школьная среда — один из таких мощных факторов, так как у детей от 6 до 17 лет отмечается наиболее интенсивный рост и развитие организма, и происходит формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. И этот период совпадает с важнейшим социальным этапом развития — получением ребенком общего среднего образования.

Таким образом, на учителя ложится прямая ответственность за состояние здоровья каждого ученика. Поэтому мы должны знать причины тех или иных нарушении здоровья детей и подростков, уметь создавать благоприятные условия для здоровья лицеистов.

Причины психических нарушений:

  • поведенческие расстройства (СДВ);
  • особенности психического развития ребенка (планирующая функция мышления);
  • психофизиологические расстройства (медлительные дети);
  • умственная работоспособность в неблагоприятных условиях

(монотонная речь, наглядность);

  • эмоциональные расстройства (социометрия);
  • отношения «учитель — ученик».

Рассмотрим, как эти причины влияют на психическое здоровье обучающихся.

Одной из причин нарушения психического расстройства являются

поведенческие расстройства. Наиболее частой формой таких расстройств является синдром дефицита внимания (СДВ), чаще проявляющийся у мальчиков 10-13 лет.

  • невнимательность;
  • импульсивность;
  • моторная неловкость;
  • отвлекаемость;
  • гиперактивность.

СДВ обнаруживается у детей из семей всех социальных слоев. У таких детей всегда возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими и, как следствие, происходят нарушения психологического здоровья. Такие дети не могут успешно общаться, устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе они служат источником постоянного беспокойства: шумят; не задумываясь, берут чужие вещи; мешают окружающим, отвлекают их. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым. При этом большинство детей с СДВ имеют хорошие, интеллектуальные способности, но слабую успеваемость, которая является результатом несоответствия их поведения возрастным нормам.

Таких детей, как мы можем наблюдать, становится все больше, и поэтому нам необходимо знать способы реагирования на их поведение.

Нас раздражает то, что дети с СДВ беспокойны, навязчивы, недисциплинированны, непослушны. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.

Хорошей работы от таких учащихся можно достичь, если увлечь и заинтересовать происходящим на уроке. В этом случае дети с СДВ могут удерживать внимание до нескольких часов. Хуже всего такие дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, но если на уроке происходит частая смена деятельности, учитель применяет различные формы и методы работы, а деятельность ребенка подкрепляется похвалой, то это повышает их работоспособность, устойчивость внимания.

Таким образом, мы видим, что роль учителя при работе с этими детьми немаловажная.

социальное — это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Среди внешних факторов, формирующих здоровье детей и подростков, особую значимость имеют социальные воздействия, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

  • социальное — это мера социальной активности, деятельное отношение челов поведенческие расстройства (СДВ);
  • особенности психического развития ребенка (планирующая функция мышления);
  • психофизиологические расстройства (медлительные дети);
  • умственная работоспособность в неблагоприятных условиях (монотонная
  • эмоциональные расстройства (социометрия);
  • отношения «учитель — ученик».

Рассмотрим, как эти причины влияют на психическое здоровье обучающихся.

Одной из причин нарушения психического расстройства являются поведенческие расстройства. Наиболее частой формой таких расстройств является синдром дефицита внимания (СДВ), чаще проявляющийся у мальчиков 10-13 лет.

  • невнимательность;
  • импульсивность;
  • моторная неловкость;
  • отвлекаемость;
  • гиперактивность.

СДВ обнаруживается у детей из семей всех социальных слоев. У таких детей всегда возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими и, как следствие, происходят нарушения психологического здоровья. Такие дети не могут успешно общаться, устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе они служат источником постоянного беспокойства: шумят; не задумываясь, берут чужие вещи; мешают окружающим, отвлекают их. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым. При этом большинство детей с СДВ имеют хорошие, интеллектуальные способности, но слабую успеваемость, которая является результатом несоответствия их поведения возрастным нормам.

Таких детей, как мы можем наблюдать, становится все больше, и поэтому нам необходимо знать способы реагирования на их поведение.

Нас раздражает то, что дети с СДВ беспокойны, навязчивы, недисциплинированны, непослушны. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.

Хорошей работы от таких учащихся можно достичь, если увлечь и заинтересовать происходящим на уроке. В этом случае дети с СДВ могут удерживать внимание до нескольких часов. Хуже всего такие дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, но если на уроке происходит частая смена деятельности, учитель применяет различные формы и методы работы, а деятельность ребенка подкрепляется похвалой, то это повышает их работоспособность, устойчивость внимания.

Таким образом, мы видим, что роль учителя при работе с этими детьми немаловажная.

Другой причиной нарушения психического здоровья являются — особенности психического развития ребенка.

По плану работы изучались особенности познавательной сферы пятиклассников. Получены следующие результаты: при изучении планирующей функции мы ш ления пятиклассников выяснилось, что из 100 % учащихся, прошедших диагностику, 18 % относятся к теоретическому типу; 66 % — к эмпирическому типу; 16 % — к манипулятивному типу.

К теоретическому типу относятся дети с наиболее развитой планирующей функцией мышления. Для них характерно четкое понимание инструкций и полноценное планирование. Их можно сравнить с шахматистом, который, прежде чем сделать ход, обдумает все возможные результаты. Поэтому учебная деятельность таких обучающихся приводит к эффективным результатам.

Для эмпириков характерна ориентация на внешнюю форму, поэтому им характерен так называемый «подгон» результатов. Стремление к ярко принимаемому результату заставляет искажать, нарушать правило. Для эмпириков вообще характерно стремление подчинить ситуацию своему желанию. Например, по правилу нельзя выполнять действие, но если очень хочется, то могут пренебречь правилом, так как правило для них не средство решения, а внешнее требование и ограничение.

Для представителей манипулятивного типа характерно отсутствие даже пошагового планирования, каждая последующая задача воспринимается как новая. Таким образом, манипуляторы знают, как сделать ход, но не знают зачем. Они обладают желанием решить все задание, не обращая внимания на правильность выполнения действий.

По диаграмме мы видим, что большинство пятиклассников имеют средний и низкий тип планирующей функции мышления, что является нормальным показателем для данной возрастной группы. Но эту особенность необходимо учитывать педагогам, работающим в параллели пятых классов.

Для учащихся данной возрастной группы недопустима информационная перегрузка мозга, учебный материал желательно подавать в виде алгоритмов, чтобы ученик мог наблюдать, как шаг за шагом надо подходить к результату задания, и тем самым учился планировать свою деятельность.

Несформированнность данного навыка в дальнейшем приведет к перегрузке ученика и, как следствие, к состоянию хронического эмоционального стресса и повышенной тревожности. Наличие высокой тревожности у школьников является фактором риска. Повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает психическое здоровье, провоцирует различные функциональные нарушения, особенно невротического характера.

Огромное значение для профилактики психологических нарушений, а также для поддержания работоспособности учащихся на сравнительно высоком уровне имеют методы преподавания, эмоциональность, с которой учитель излагает учебный материал. Монотонная речь учителя способствует возникновению у учащихся заторможенного состояния и усталости. Усталость проявляется в снижении работоспособности, в снижении объема памяти, ослаблении внимания, двигательном беспокойстве, отвлечениях.

Учебный материал необходимо преподносить учащимся с максимальной наглядностью, в процессе его изложения следует широко использовать показ — иллюстрации и муляжи, проводить опыты, приводить конкретные примеры и сравнения. Такие уроки не только более доходчивы, но и менее утомительны, потому что при этом раздражается не только слуховой анализатор, как при словесном изложении материала, но и зрительный.

Особого внимания заслуживают эмоциональные расстройства учащихся, связанные с его статусом в ученическом коллективе.

Социометрические исследования в ряде классов из параллели восьмых, девятых классов показали, что в некоторых из них наблюдается большое количество учащихся, изолированных и отверженных по эмоционально-личностным предпочтениям (более 50 %). Это в основном вновь сформированные классы. Такие коллективы носят название «песчаная россыпь».

Другой причиной нарушения психического здоровья являются — особенности психического развития ребенка.

По плану работы изучались особенности познавательной сферы пятиклассников. Получены следующие результаты: при изучении планирующей функции мышления пятиклассников выяснилось, что из 100 % учащихся, прошедших диагностику, 18 % относятся к теоретическому типу; 66 % — к эмпирическому типу; 16 % — к манипулятивному типу.

К теоретическому типу относятся дети с наиболее развитой планирующей функцией мышления. Для них характерно четкое понимание инструкций и полноценное планирование. Их можно сравнить с шахматистом, который, прежде чем сделать ход, обдумает все возможные результаты. Поэтому учебная деятельность таких обучающихся приводит к эффективным результатам.

Для эмпириков характерна ориентация на внешнюю форму, поэтому им характерен так называемый «подгон» результатов. Стремление к ярко принимаемому результату заставляет искажать, нарушать правило. Для эмпириков вообще характерно стремление подчинить ситуацию своему желанию. Например, по правилу нельзя выполнять действие, но если очень хочется, то могут пренебречь правилом, так как правило для них не средство решения, а внешнее требование и ограничение.

Для представителей манипулятивного типа характерно отсутствие даже пошагового планирования, каждая последующая задача воспринимается как новая. Таким образом, манипуляторы знают, как сделать ход, но не знают зачем. Они обладают желанием решить все задание, не обращая внимания на правильность выполнения действий.

По диаграмме мы видим, что большинство пятиклассников имеют средний и низкий тип планирующей функции мышления, что является нормальным показателем для данной возрастной группы. Но эту особенность необходимо учитывать педагогам, работающим в параллели пятых классов.

Для учащихся данной возрастной группы недопустима информационная перегрузка мозга, учебный материал желательно подавать в виде алгоритмов, чтобы ученик мог наблюдать, как шаг за шагом надо подходить к результату задания, и тем самым учился планировать свою деятельность.

Несформированнность данного навыка в дальнейшем приведет к перегрузке ученика и, как следствие, к состоянию хронического эмоционального стресса и повышенной тревожности. Наличие высокой тревожности у школьников является фактором риска. Повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает психическое здоровье, провоцирует различные функциональные нарушения, особенно невротического характера.

Огромное значение для профилактики психологических нарушений, а также для поддержания работоспособности учащихся на сравнительно высоком уровне имеют методы преподавания, эмоциональность, с которой учитель излагает учебный материал. Монотонная речь учителя способствует возникновению у учащихся заторможенного состояния и усталости. Усталость проявляется в снижении работоспособности, в снижении объема памяти, ослаблении внимания, двигательном беспокойстве, отвлечениях.

Учебный материал необходимо преподносить учащимся с максимальной наглядностью, в процессе его изложения следует широко использовать показ — иллюстрации и муляжи, проводить опыты, приводить конкретные примеры и сравнения. Такие уроки не только более доходчивы, но и менее утомительны, потому что при этом раздражается не только слуховой анализатор, как при словесном изложении материала, но и зрительный.

Особого внимания заслуживают эмоциональные расстройства учащихся, связанные с его статусом в ученическом коллективе.

Социометрические исследования в ряде классов из параллели восьмых, девятых классов показали, что в некоторых из них наблюдается большое количество учащихся, изолированных и отверженных по эмоциональноличностным предпочтениям (более 50 %). Это в основном вновь

сформированные классы. Такие коллективы носят название «песчаная россыпь».

На статус ученика в группе младших подростков немалое влияние оказывает отношение к нему педагога. Если учитель выделяет ученика, то статус его становится выше, если же педагог демонстрирует негативное отношение, то статус подростка падает, и это становится источником переживаний школьника. В связи с этим хочется пожелать, чтобы педагоги демонстрировали ровное и доброжелательное отношение ко всем обучающимся.

Какой бы фактор, влияющий на психологическое здоровье учеников, мы ни затронули, он неизбежно нас подводит к главному, а именно: на формирование психического состояния школьников влияют взаимоотношения учителя и учеников.

Неправильное поведение педагога может создавать психотравмирующие ситуации, неблагоприятно сказывающиеся на психическом состоянии учащихся. Ученик чаще всего остро ощущает недоброжелательность педагога, и это провоцирует усугубление тех черт, которые подобное отношение вызывало: пренебрежение учебным предметом, дальнейшее снижение успеваемости, грубость в ответах. Это, в свою очередь, влечет усиление антипатии со стороны педагога, и таким образом возникает порочный круг, создающий невыносимую ситуацию, порождающую у одних школьников страх, у других — резкие реакции протеста, отказы от посещения школы, то есть многообразные проявления неврозов.

В противовес этому доброжелательность учителя, вовремя сказанное слово ободрения и справедливая, хотя и строгая оценка успехов, уважительное

Источник

Adblock
detector