Обеспечение психолого-педагогической поддержки и сохранения здоровья детей дошкольного возраста
Ольга Стасенко
Обеспечение психолого-педагогической поддержки и сохранения здоровья детей дошкольного возраста
ТЕМА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Главной ценностью любого человека является здоровье.Его важнейшие компоненты следующие:
1. Физическое здоровье;
2. Психологическое здоровье;
3. Социальное здоровье.
Все они тесно связаны между собой. Нарушения в одном из них приводит к изменениям других составляющих.
Психологическое здоровьенаходит проявление в следующих факторах:
• Эмоциональном самочувствии и благополучии;
• Внутреннем душевном комфорте.
14-25 баллов: Вы ипохондрик и своим чрезмерным беспокойством о здоровье можете вызвать у себя какую-нибудь болезнь. Научитесь расслабляться и принимать вещи такими, какие они есть. Следите за своим здоровьем, но пусть это не играет определяющей роли в вашей жизни.
4-13 баллов: У вас достаточно разумное отношение к здоровью. Но не позволяйте этой заботе стать целью вашей жизни. Интерес может очень легко перерасти в ненормальное состояние ипохондрии.
3 балла и меньше: У вас вполне разумное отношение к своему здоровью
2. Сейчас воспитатель – это не тот, кто учит тому, что умеет сам.
От него требуется следующее:
-выявлять интересы, умения, навыки детей;
-предлагать ситуации, которые позволили бы детям сконцентрировать внимание на различных видах деятельности;
-организовывать занятия таким образом, чтобы коллективные виды деятельности чередовались с индивидуальными, требующими внимания и усилий со стороны ребенка – с разрядкой и расслаблением, а руководство деятельностью детей сменялось бы свободными играми и занятиями;
-передавать в распоряжение детей игрушки, игры, дидактические материалы с учетом их возраста, не допуская признаков усталости и падения интереса у детей.
3.Креативный: малыш прекрасно адаптируется в окружающей среде, умеет бороться со стрессами, творчески относится к жизни. Такие малыши не нуждаются в психологической помощи;
Адаптивный: малыш хорошо адаптируется к социуму, но для него характерна повышенная тревожность;
Дезадаптивный: ребенок стремится приспособиться к окружающему миру, жертвуя своими способностями, возможностями и желаниями или подчиняя к себе окружающих. Такие дети нуждаются в психологической помощи и испытывают потребность в серьезной коррекционной работе, предполагающей индивидуальный подход.
— Дети, чье психологическое здоровье пребывает на высшем (креативном) уровне, не испытывают нужды в оказании психологической помощи. Работа с ними может быть ограничена развивающими направлениями.
— С относительно «благополучными» дошкольниками, составляющими вторую группу, целесообразно систематически проводить групповые занятия, ориентированные на профилактику, развитие и укрепление психологического здоровья.
— Отнесенные к третьей категории дети испытывают потребность в серьезной коррекционной работе, предполагающей индивидуальный подход.
ФАКТОРЫ, СКАЗЫВАЮЩИЕСЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
-факторы социально-культурного аспекта:
факторы нехватки времени, ускорения темпа жизни и отсутствия условий, способствующих расслаблению и снятию эмоционального напряжения
-факторы социально-культурного аспекта: факторы нехватки времени, ускорения темпа жизни и отсутствия условий, способствующих расслаблению и снятию эмоционального напряжения
-социально-психические факторы: нарушения в сфере отношений родителей и детей, противоречия в семейных отношениях и несоответствия, фиксируемые в рамках семейного воспитания.
ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ:
— устойчивое бодрое состояние;
— доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
— высокий физический тонус;
-высокие показатели адаптивности;
— хороший сон, аппетит;
— высокая познавательная и творческая активность;
— дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;
Психологический комфорт обеспечивает сохранение психофизиологического здоровья детей;
— высокую продуктивность образовательного процесса;
— высокие показатели качества образования детей;
при поступлении в школу адаптация новым условиям проходит быстро и безболезненно;
— успешность школьного обучения.
УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА:
1. Спокойная атмосфера в доме и детском саду;
2. Доброжелательная семейная обстановка;
3. Правильный выбор стиля семейного воспитания и взаимоотношений взрослых с детьми;
4. Поведение родителей и педагогов;
5. Обеспечение его психологической безопасности.
6. Оказание помощи и поддержка ребенка в трудные минуты его жизни.
Основными педагогическими формами и методами формирования и сохранения психологического здоровья детей являются:
проведение специально разработанных психологических занятий с детьми;
психологические игры;
решение проблемно-практических ситуаций;
элементы арт терапии;
чтение и анализ сказок; беседы и др.
Прикреплённые файлы:
obespechenie-psihologo-pedagogicheskoi-poderzhki-i-sohranenija-zdorovja-detei-doshkolnogo-vozrasta_cnoha.pptx | 3030,43 Кб |
Двигательный режим как условие сохранения здоровья детей раннего возраста Гордеева Татьяна Владимировна, воспитатель, МДОУ – детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов В настоящее время является актуальным вопрос.
Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями.
К проблеме использования педагогической технологии в воспитании культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ Овчинникова В. П. МБДОУ детский сад №10 «Умка» г. Шадринск К проблеме использования педагогической технологии в воспитании культуры здоровья.
Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста Актуальность поддержки детской инициативы В нашем обществе в целом и в системе воспитания в частности, к сожалению, сложилась установка,.
Программное обеспечение музыкально-творческого развития детей дошкольного возраста Программное обеспечение музыкально-творческого развития детей дошкольного возраста. Анализ программ ДОУ в контексте ФГОС Музыкальный руководитель.
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время каждый десятый житель Земли, т. е. более 500 млн. человек, имеет те или иные ограничения жизнедеятельности, связанные с.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста Цель – создать в рамках данного образовательного учреждения условия для максимального личностного развития и подготовки к обучению в школе.
Создание здоровьесберегающей среды как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Создание здоровье сберегающей среды, как средство развития предметно — развивающей среды у детей дошкольного возраста. Одной из главных.
Зрительная гимнастика является одним из направлений сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз -это залог хорошего зрения. Это тренировочная основа профилактических действий для мышц органов.
Зрительная гимнастика — здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей младшего школьного возраста Профилактика зрительных нарушений является важной частью в педагогической деятельности и в образовательном процессе младших школьников.
Источник
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
консультация на тему
Статья раскрывает эффективные здоровьесберегающие методы и приемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста. Предназначена для педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorobeva_-_statya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Современный этап развития общества отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.
Однако тенденция нестабильности жизненного уровня семей, ухудшения экологической ситуации в России порождает условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.
Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности.
Важной составной частью здоровья человека является его психологическое здоровье. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека — это система, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга.
Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой его психологического здоровья. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психологическое здоровье и является его надежным индикатором на различные события и факты.
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.
Особую тревогу вызывает значительный рост детей с заболеваниями органов дыхания. Среди них первенство по распространенности, тяжести, возможности инвалидизации и опасности для жизни принадлежит бронхиальной астме, которая превратилась сегодня в проблему мирового значения.
Хронические проблемы с дыханием приносят в детскую жизнь ощущения незащищенности, страха, зависимости и беспомощности. Паника, боль и боязнь смерти — совершенно обычные ощущения во время приступа. К характерным чертам эмоционального состояния детей с бронхолегочной патологией относятся: продолжительные смены настроения, повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость, чувство безнадежности, комплексы неполноценности и абсолютное равнодушие ко всему. Это влечет за собой снижение аппетита, ухудшение сна, изменение работоспособности и вызывает особенное беспокойство, потому что те из них, кто постоянно находится в подавленном расположении духа, могут не заметить предостерегающих симптомов начинающегося тяжелого приступа.
Большинство бронхолегочных заболеваний имеют в основе психосоматическую природу. Нервно-психические факторы считаются одними из самых существенных в возникновении приступов заболевания. Поэтому, оказывая психологическое влияние на формирование эмоционального благополучия ребенка можно существенно улучшить физическое состояние.
Здоровьесберегающие технологии находят все более широкое применение в оптимизации образовательного процесса сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Они способствуют физиологической активации процессов саморегуляции и мобилизации защитных сил организма, хорошей совместимости с другими оздоровительными средствами и методами восстановления и укрепления здоровья детей.
Воздействуя на эмоциональное состояние двигательными, дыхательными, музыкальными, психологическими упражнениями, можно добиться восстановления функции дыхательного аппарата, укрепления дыхательных мышц, уменьшения гипоксии, снятия патологических рефлексов, что способствует уравновешиванию процессов в коре головного мозга и повышению нервного тонуса организма, рефлекторно уменьшая спазм бронхов.
Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников. Данный опыт работы детского сада является логическим звеном в общей системе работы детского сада и ставит своей целью организацию работы педагога-психолога, воспитателей и профильных специалистов, обеспечивающую формирование положительного эмоционального состояния с использованием возможностей современных образовательных технологий, как основу психологического здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие методы и технологии такие как: психогимнастика, пальчиковая гимнастика, музыкальная релаксация (музыкотерапия), игровая терапия, сказкотерапия, арттерапия, дыхательные упражнения, медитативные сказки, мнемотехнические приемы используются совместно педагогами и профильными специалистами во всех видах детской деятельности и режимных моментах.
Из ряда перечисленных здоровьесберегающих методов и технологий хочется остановиться на некоторых, представляемых на наш взгляд наибольшую значимость своеобразие и эффективность –
- психогимнастика «Гимнастика для ума»
- мнемотехнический прием «Расскажи стихи руками»
- релаксационные упражнения «Медитативные сказки»
- дыхательные упражнения
- использование полифункционального интерактивного оборудования
Каждое занятие с ребенком желательно начинать с «Гимнастики для ума» (комплекс упражнений на развитие сенсомоторной пластики, целью которых является развитие межполушарной специализации и синхронизация работы полушарий головного мозга, стимуляция активных точек), великолепного коррекционного приема, связанного с функциональной асимметрией полушарий головного мозга.
«Расскажи стихи руками» (мнемотехнический прием) — замечательный организационный прием, способствующий развитию памяти, мышления наблюдательности.
«Медитативные сказки» используются для накопления образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.
«Музыкотерапия» — музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств.
«Дыхательные упражнения» — уже в древности люди, не обладая современным пониманием физиологических механизмов, выяснили, что дыхание может серьезно влиять на процессы, происходящие в организме. Тем более что дыхание хорошо поддается сознательному управлению. О пользе дыхательных упражнений говорил еще Авиценна. В нашем ДОУ используется технология «БОС – Здоровье». Суть метода биологической обратной связи сводится к выработке нового типа дыхания – диафрагмально-релаксационного. Релаксация – важный компонент методики.
«Использование полифункционального интерактивного оборудования»- Сочетание музыки, цвета, тактильных ощущений в сенсорной комнате дает полное состояние расслабления, развивает зрительно-моторную координацию, восприятие, внимание, воображение, снимает мышечное напряжение, создает положительный эмоциональный фон, активизирует функции нервной системы.
Существенную роль в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников играют целенаправленные занятия, организуемые педагогом-психологом. При их разработке учитываются составляющие характеристики эмоционального состояния ребёнка. Своеобразие эмоционального состояния детей с бронхолегочной патологией (индивидуальные особенности, самооценка, тревога, частые пропуски по болезни) оказывают влияние на познавательное развитие детей, однако только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Совокупность их обеспечивает комплексное развитие памяти, внимания, речи, наблюдательности, формирования эмоционально-личностной сферы ребенка.
Совместная с педагогом-психологом деятельность строится по блокам:
— снятие эмоционального напряжения,
— создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого,
— формирование адекватной самооценки у детей,
— привитие новых форм поведения.
— обучение распознаванию эмоциональных состояний окружающих,
— развитие умения выразить свое эмоциональное состояние,
— формирование моральных представлений, тренировка психомоторных функций.
— снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками,
— развитие навыков общения,
— формирование адекватных форм поведения,
— стимуляция познавательной активности.
- Приветствие;
- Обеспечение сенсомоторной пластики – (психогимнастика, упражнения тренировки сознания методом замещающего онтогенеза, пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, тренировка дыхания);
- Развитие невербальных психических процессов (с использованием оборудования полифункциональной интерактивной среды) в сенсорной комнате;
- Формирование смыслообразующих функций психических процессов;
- решение и поиск путей выхода из ситуации (игровые упражнения на основе двигательных методов);
- релаксационные упражнения и тренировка дыхания;
- рефлексия.
- Блок «Релаксационно-диафрагмальное дыхание» на основе здоровьесберегающей психоэмоциональной компьютерной технологии «Биологическая Обратная Связь» Сметанкина Александра Афанасьевича.
— обучение и автоматизация навыка диафрагмально-релаксационного
— снятие эмоционального напряжения
— активизация работы всех органов и систем
Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников через развитие эмоционально-личностной сферы на основе использования здоровьесберегающих технологий предполагает организацию специализированной деятельности воспитателей с детьми как на занятиях, так и вне их.
Совместная с педагогом деятельность заключается:
— в создании эмоционально-благоприятной обстановки для детей;
— во включении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и в ходе режимных моментов.
Здоровьесберегающие технологии, используемые педагогами:
- Психогимнастика (метод замещающего онтогенеза), пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, упражнения на диафрагмальное дыхание – проводятся перед каждым познавательным занятием с детьми в группе.
- Тренировка диафрагмально-релаксационного дыхания на тренажере-имитаторе (после прохождения курса сеансов с педагогом-психологом) – перед выходом на прогулку.
- Музыкальная релаксация и медитативные сказки – перед дневным сном. Медитативные сказки проводятся при непосредственном участии педагога-психолога.
- Закаливающие процедуры на основе стимуляции невербальных психических процессов – после дневного сна.
В процессе организации своевременной и систематической психолого-педагогической работы, использования здоровьесберегающих тхнологий педагогами и профильными специалистами детского сада происходят изменения в интеллектуальном, эмоционально-личностном развитии детей: они становятся более организованными, требовательными к себе, повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, создается атмосфера психологического комфорта и эмоционального благополучия.
- Анциферова Л.И. «Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии» М.1968.
- Бреслав Г.М. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве» М. 1990.
- Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии» М. 1997.
- Дубровина И.В. «Руководство практического психолога» М. «Академия» 1995. Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками» М. 2002.
- Захаров А.И. «Как преодолеть отклонения в поведении ребенка» М 1989.
- Захаров А.И. «Как помочь нашим детям избавиться от страха» С-П. 1995.
- Изард К.Е. «Эмоции человека» М. 1980.
- Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными людьми» С-П. «Речь» 2001.
- Крюкова С.В, Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсьи радуюсь» М. «Генезис» 2003.
- Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1997.
- Малюткина Н.В. «Я хороший, или Советы по коррекции поведения ребенка» С-П. «Каро» 2003.
- Романов А.А. «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» М. «Плэйт» 2004.
- Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» г. Москва «Родничок» 2000.
- Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры» С-П. «Речь» 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: ¨Содействие формированию у родителей представлений о психологической поддержке как об одном из важнейших способов сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выработка навыков эффек.
Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в дет.
сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание пблагоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе чвляется.
Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и их гармоничного развития в ДОУ.
Источник