Статья на тему «Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья
В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.
Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования»: Электронный сборник статей по материалам XXXV студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». – 2017. – № 24 (35) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sibac.info/archive/science/24(35).pdf.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья на тему «Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время увеличилось число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие семьи находятся в особо трудных условиях. Одно из направлений инклюзивной практики является психолого-педагогическое сопровождение таких семей.
Сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, включает в себя деятельность, направленную на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования [6, с. 125]. Это позволяет формировать и реализовывать адекватные потребностям ребёнка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему. Технология сопровождения становится важной составляющей образовательной системы и позволяет создать условия для полноценного развития детей с особыми потребностями [3, с. 3]. Работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, включает в себя мероприятия по актуальным вопросам воспитания и развития ребёнка, призванные повысить их психолого-педагогическую компетентность [2, с. 27].
Байдарова О.И. отмечает, что для более эффективной работы с семьёй необходимо обеспечить взаимодействие между специалистами образовательной организации и родителями ребёнка. В процессе такого сотрудничества рассматривается актуальный запрос семьи и происходит совместный выбор приоритетных направлений работы [1, с.32].
Чурсина А.А. и Жилина О.А. выделяют следующие основные задачи работы педагога-психолога с родителями ребенка с ОВЗ:
1) оказание помощи в овладении способами взаимодействия родителей с ребёнком с ОВЗ, приёмами и методами его воспитания и обучения в условиях семьи;
2) формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, их активной позиции при воспитании;
3) привлечение родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, включение их в совместное участие в мероприятиях класса и школы в целом;
4) психолого-педагогическое просвещение родителей, изучение их психолого-педагогических потребностей [8, с. 384].
Выделяют два направления психолого-педагогического сопровождения:
1. Актуальное, которое ориентируется на решение уже имеющихся проблем и трудностей, возникших у ребёнка или в его семье;
2. Перспективное, ориентирующееся на профилактику отклонений в обучении и развитии детей с ОВЗ, а также внутрисемейных и социальных отношений [4, с.28].
С.В. Алехина, М.М. Семаго и другие авторы в своём пособии пишут, что для эффективной работы с родителями необходимо обеспечить их участие на всех ступенях сопровождения ребёнка. Авторы выделяют следующие этапы работы с семей:
1. Диагностический, который включает в себя определение степени соответствия условий, в которых растёт и воспитывается ребёнок, его возрастным особенностям; определение причин, которые дестабилизируют внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения; выявление внутрисемейных факторов, способствующих или препятствующих гармоничному развитию ребёнка с особенностями развития; определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье.
2. Информационный, включающий информационную поддержку родителей в общем контексте сопровождения всех участников образовательного процесса.
3. Просветительский. На данном этапе происходит просвещение родителей по вопросам особенностей развития детей с ОВЗ. Данный вид работы с родителями может осуществляться как на заранее спланированных мероприятиях (тематических выступлениях специалистов психолого-педагогического профиля во время родительских собраний; индивидуальных или групповых консультированиях; тренингах для родителей), так и на оформленных стендах, информационных листках, сайте образовательного учреждения, где размещается необходимая информация. Основной задачей просвещения родителей, имеющих детей с ОВЗ, является повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
4. Этап привлечения родителей к участию во внутришкольных мероприятиях, где происходит активное привлечение родителей детей с ОВЗ к участию в жизни образовательной организации, мероприятиях класса и школы в целом.
5. Практический. На данном этапе важным является уже простроенное и сформиро-ванное ранее на предыдущих этапах работы детско-родительское сообщество класса. Самым значимым здесь является взгляд родителей детей на успехи своего ребёнка, на взаимодействие всех детей друг с другом, на сформированный детский коллектив.
6. Аналитический. Данный этап является заключительным. На нём подводятся итоги и анализируются достижения и результаты совместной деятельности, а также планируется дальнейшая работа, направленная на развитие инклюзивной практики в образовательной организации [5, с. 97-99].
Наиболее важным направлением психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребёнка с ОВЗ, является психолого-педагогическое консультирование родителей и ребёнка. Ткачёва В.В. выделяет следующие этапы:
1. Знакомство, где происходит установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания.
2. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих. На этом этапе педагог-психолог формирует первичное обобщённое представление о проблемах ребёнка и его семьи.
3. Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребёнка. На этот этап консультирования на беседу и обследование приглашается ребёнок для осуществления диагностики его интеллектуальных и личностных особенностей, прогнозирования возможности к обучению по определённой программе.
4. Определение модели воспитания, используемой родителями, а также диагностика их личностных характеристик.
5. Оценка результатов диагностики и формулирование реальных проблем. На этом этапе педагог-психолог вместе с родителями уточняют, обсуждают выявленные в беседе и в процессе диагностики ребёнка и семьи проблемы. Основной задачей педагога-психолога заключается в обращении внимания родителей на основные и действительно значимые стороны проблемы.
6. Определение способов решения выявленных проблем семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
7. На заключительном этапе подводятся итоги работы семьёй, закрепляется понимание проблемы в формулировке педагога-психолога [7, с. 62-65].
Таким образом, организация комплексного психолого-педагогического сопровождения призвана обеспечить высокий качественный уровень содержательной работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, а также способствует развитию активной родительской позиции в вопросах воспитания и развития детей.
1. Байдарова О.И. Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ // Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здлровья: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (27-28 ноября 2014 года) / под науч. ред. Т.В. Машаровой, С.В. Алёхиной, И.А. Крестининой; ИРО Кировской области. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2014. – 577 с.
2. Организация и психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного обучения: метод.рекомендации / сост. И.Ф. Сибгатуллина. — Казань, 2017. — 43 с.
3. Посысоев Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; ГОАУ ЯО ИРО. — Ярославль, 2011. — 76 с.
4. Психологическое сопровождение семьи ребенка с особыми возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации / сост. Н.А. Крушная. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 36 с.
5. Создание и апробация модели психолого_педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
6. Стругова В.Г., Колесникова О.Б. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». — 2017. — №3. — С.124-130.
7. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. — М.: Национальный книжный центр, 2014. — 160 с.
8. Чурсина А.А., Жилкина О.А. Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в области инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра.
Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;- информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ.
На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В .
Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос.
В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки.
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии.
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти.
Источник
Психолого педагогические проблемы сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Жизнь большинства родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сопровождается целым рядом деструктивных переживаний. Зачастую, члены семьи, не имея ресурсов для создания условий, содействующих реабилитации, адаптации и развитию такого ребёнка, сами нуждаются в психологической помощи. Взрослым важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие, терпимость и жизнелюбие. От того, как по отношению к ребенку ведут себя родители, будет зависеть судьба самого ребенка и семьи в целом. Именно поэтому, наилучшим способом помощи детям с ОВЗ может быть помощь их родителям и другим членам семьи [1].
Е.И. Казакова сопровождение трактует как метод, который обеспечивает формирование условий для принятия субъектом развития наиболее адекватных решений в жизненных ситуациях выбора. В данном контексте субъектом развития понимается является как человек, так и система, меняющиеся качественно. Ситуация жизненного выбора – это затруднительные обстоятельства, при разрешении которых человек определяет для себя путь регрессивного или прогрессивного развития [2].
Вместе с тем, центральной позицией в теории сопровождения является положение о том, что носителями проблемы развития субъекта могут выступать не только педагоги и сам ребенок, но и лица из ближайшего окружения, в том числе и родители.
В сфере образования наиболее широко применительно понятие «психолого-педагогическое сопровождение», в трактовке М. Р. Битяновой, которая отражает проблемы организации учебно-воспитательного процесса в рамках модернизации образовании. Все большее влиятельными оказываются представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности педагога-психолога, направленной на создание социальных и психологических условий, ориентированных не только на зону актуального, но и на зону ближайшего развития ребенка, для успешного обучения и психологического его развития в ситуациях взаимодействия с педагогами [2].
Л. М. Шипицына отмечает, что, «сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого». Автор рассматривает процесс сопровождения как «непосредственное или опосредованное взаимодействие психолога, педагога, медика и учащихся, результатом которого является помощь личности в разрешении проблем, которые у нее возникают» [3, с. 103].
Эффективность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, т.е. процесса его абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции, во многом зависит от личностных взаимоотношений между родителей и детей, от решения комплексных проблем, имеющихся у членов семьи, участвующих в воспитательном процессе.
Проблемы родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, носят комплексный и системный характер, и их проявления очень многообразны:
— в отношении к отклонениям в развитии ребенка как к жизненной трагедии;
— в конфликтном несоответствии ожиданий родителей по отношению к достижениям ребенка и актуальной ситуации;
— в комплексе сложностей эмоционального характера, состоящего из экзистенциальных пустота, вина и тревога, угнетенного фона общего настроения и жизненной бесперспективности, сопутствующий страх смерти;
— в отказе от проживания собственной судьбы;
— в актуализации комплексов неполноценности;
— в развитии общей семейной напряженности;
— в специфическом защитном и компенсаторном поведении родителей;
— в заниженной оценки себя и супруга / супругу и др.
В нашем исследовании приняли участие родители, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, и родители детей с умственной отсталостью.
Выясняя отношение матерей к болезни ребенка (методика «Диагностика отношения к болезни ребенка» В.Е. Каган, И.П. Журавлева), мы видим, что у 55 % родителей детей-аутистов наблюдаются высокие значения по шкале «Интернальность», у 60 % – по шкале «Тревожность» и у 25 % – по шкале «Нозогнозия». Родители причины болезни воспринимают как нечто, от них не зависящее, которые они не могут контролировать и не могут управлять. Для них характерны выраженные тревожные реакции на болезнь ребенка.
У 75 % родителей детей с умственной отсталостью выявлены низкие показатели интернального контроля, при котором родители воспринимают себя ответственными за болезнь ребенка. Высокий показатель тревоги отмечен у 25 % испытуемых. У 100 % испытуемых выявлены низкие показатели шкалы «Нозогнозия», показывающие преуменьшение родителями тяжести болезни ребенка. Из них 87 % родителей склонны к тенденции недооценки соблюдения необходимых ограничений активности.
Определяя характер отношений родителей к их детям, имеющим расстройство аутистического спектра («Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин), большинство из них имеют высокие баллы по шкалам «Принятие / отвержение ребенка» (50 %) и «Кооперация» (70 %), показывая выраженное положительное отношение к своему ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, проводит с ним достаточно много времени, проявляя искренний интерес к тому, что интересует ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу.
По шкале «Симбиоз» отмечается высокое значение лишь у 5 % родителей, у остальных же значения средние. По шкале «Контроль» высокое значение отмечается у 15 % испытуемых, так же, как и низкое. Наиболее низкие баллы отмечаются по шкале «Отношение к неудачам ребенка» (65%), что свидетельствует о том, что взрослый верит в него.
У 90 % родителей детей с умственной отсталостью выявлены высокие баллы по шкале «Кооперация», характеризующие их заинтересованность в делах ребенка, сочувствие ему. Высокие баллы по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» у 33 % родителей отчетливо указывают на авторитаризм, требуя от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. 45 % родителей имеют стремление инфантилизировать ребенка, приписывая ему личную и социальную несостоятельность. Они не доверяют детям, стараясь оградить их от трудностей жизни и строго контролировать действия. Остальные, напротив, неудачи ребенка считают случайными.
Исследование родительских установок (методика изучения родительских установок «PARI», Е.С. Шефер, Р.К. Белл) показало отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни. Высокие значения отмечаются по следующим шкалам: по шкале «Вербализация» отмечено у 55 % испытуемых; по шкале «Зависимость от семьи» – у 20 % родителей; по шкале «Ощущение самопожертвования» высокое значение выявлено у 20 % испытуемых; по шкале «Опасение обидеть» отмечается у 30 % испытуемых; по шкале «Семейные конфликты» высокое значение отмечается у 20 % испытуемых; по шкале «Сверхавторитет родителей» у 30 % отмечено высокое значение; по шкале «Подавление агрессивности» высокое значение отмечается у 25% испытуемых; по шкале «Партнерские отношения» у 20 % испытуемых; по шкале «Развитие активности ребенка» высокое значение отмечается у 45 % испытуемых; по шкале «Чрезмерное вмешательство в мир ребенка у 25 % отмечается высокое значение; по шкале «Уравненные отношения» отмечено высокое значение у 45 % испытуемых; по шкале «Несамостоятельность матери» отмечено высокое значение у 30 % испытуемых.
Выявленные в рамках исследования проблемы столь глубоки и обширны, что разовой консультацией их не разрешить. Необходимым условием работы педагога-психолога с данной категорией родителей является психолого-педагогическое сопровождение, т.е. организация многократных встреч, при необходимости с привлечением других специалистов.
Для организации психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ необходимо соблюдение следующих условий:
— встречи педагога-психолога с родителем должны быть многократны. Накопленные в течение длительного времени проблемы невозможно решить за одну встречу. Родителям надо быть готовым к многократным встречам со специалистом;
— в коррекционном процессе важна активность родителя. Он не должен выступать в роли пассивного наблюдателя. Коррекционная работа будет результативна только при условии высокой мотивации родителей, ориентации их на успех и глубинной внутренней работе, направленной на переосмысление собственных взглядов, убеждений, предположений и стереотипов. Мотивация родителей на активную действенную позицию выступает как одна из важных задач педагога-психолога;
— участие в коррекционной работе всех членов семьи, а по возможности и ближайшего окружения. Проблема в таких семьях это не личная проблема одного из родителей, а проблема общесемейная, и решать ее необходимо всей семьей. В противном случае, возможен обратимый процесс, и эффективность работы будет очень низка.
Взаимодействие с родителями осуществляется в педагогическом и психологическом направлении. Психологическое направление ставит своей целью переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей, в первую очередь матери. Оно направлено на оптимизацию самосознания и позволяет сформировать адекватные способы ее взаимодействия с ребенком. Этот процесс становится возможным в случае нейтрализации или снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находятся родители ребенка. Однако следует признать, что психологическая коррекция личностной и межличностной сфер чаще проводится с матерями детей с ОВЗ, в силу того, что отцы заняты на работе, а матери больше времени заняты с ребенком [4].
Ослабление интенсивности чувственных переживаний индивидуума возможно при условии переориентации объекта переживаний с фатальности, когда проблематичность обстоятельств воспринимается как не поддающаяся разрешению, на инициативы, направленные на преодоление этой проблемы. Процесс переориентации должен осуществляться поэтапно, не форсировано.
По мнению И.Ю. Левченко и В.В. Ткачева, для матери такой деятельностью должно стать образование ребенка коррекционной направленности. Включение матери в коррекционную работу со своим ребенком дает ей возможность персонального участия в формировании его будущего и возможность проявления своего внутреннего потенциала, служит корректировке ее самооценки, повышению самоуважения и одновременно способствует снижению эмоционального дисбаланса в семье. Мать ребёнка с ОВЗ обучается определенному набору специализированных дидактических приемов, рекомендуемых в методике коррекционного обучения. Учеба мамы и ребенка проводится под руководством педагога-психолога с помощью психологических средств. Одновременно педагогический процесс, реализуемый по отношению к ребенку как образовательный, в отношении его матери трансформируется в психокоррекционный [5].
Для нормализации адекватного взаимодействия родителей с детьми педагог-психолог включает в свою деятельность:
— коррекцию неэффективных форм поведения: агрессии, предвзятости в оценке поведения как своего, так и ребенка, отстраненности, неприятия и др.;
— обучение наиболее продуктивным формам взаимодействия с микросоциумом: с ребенком, близким окружением, родственниками, а также, со специалистами коррекционной организации, другими лицами;
— совершенствование умений любить и уважать ребенка;
— развитие навыков управления эмоциями: сдерживание гнева, раздражения, возникающие в ответ на недостаточную умелость ребенка;
— обучение родителей проникновению в проблемы своего ребенка, переход из позиций «защищаюсь и противостою» в позицию «взаимодействую» («А кто его научит, если не я?»);
— снижение гиперболизации проблем ребенка с ОВЗ, незаинтересованности в его развитии («Из него никогда ничего не получится»);
— коррекцию взаимоотношений с ребенком: переход из гипер- или гипоопеки, к оптимальному взаимодействию, уважению его личности и предоставлению ему достаточной автономности;
— расширение сферы креативного сотрудничества с ребенком.
В целях совершенствования ранжирования жизненных ценностей родителей ребенка с ОВЗ педагог-психолог:
— проводит коррекцию их эндогенного психологического состояния: состояние неуспеха, обусловленное дефектами развития ребенка, должно быть переведено в осознание его возможностей, в возможность радоваться его посильных успехов);
— переориентирует установку на ценность бытия ребенка, независимо от его психических и физических особенностей, и ценность общения с ним («Ценно то, что он любит Вас, а Вы любит его»);
— способствует личностному росту родителей в процессе взаимодействия с ребенком в обучении и воспитании;
— содействует переводу установки родителей из позиции переживания по поводу дефекта в развитии ребенка в позицию креативного поиска путей реализации имеющихся у ребенка потенциалов;
— проводит мероприятия, способствующие повышению самооценки родителей, основанной на результатах своего колоссального труда и успехах ребенка;
— преобразует процессы воспитания и образования, реализуемые членами семьи в направлении ребенка, в процесс психокоррекции по отношению к себе.
Для достижения поставленных целей при работе с родителями педагог-психолог организует ряд мероприятий, который, в частности, включает:
— показ родителям методических приемов воздействия, направленных на коррекцию дефектов развития, формирование навыков целесообразного поведения, гармонизацию личности ребенка с ОВЗ;
— фиксирование родителями основных моментов занятий, проводимых педагогом-психологом с их ребенком;
— проведение родителями занятий или их части под руководством педагога-психолога;
— поручение выполнения домашних заданий со своим ребенком;
— подготовка наглядных дидактических пособий, используемых на занятиях и при выполнении домашних заданий, которые учитывают особенности дефекта и психики ребёнка;
— рекомендация литературных источников, позволяющих ознакомиться с методикой работы с детьми, имеющими ОВЗ, на доступном для родителей уровне.
Роль педагога-психолога в сопровождении семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья является ведущей. Специалист задействует родителей в учебно-образовательном процессе, убеждает их в том, что именно в их помощи нуждается ребенок, что именно мать и отец могут оказать ему самую необходимую поддержку. Педагог-психолог формирует у близких ребенка интерес к процессу его развития, демонстрирует достижимость «маленьких», но значимых для него результатов. Специалист развивает у членов семьи чувство успешности, а также компетентность в психолого-педагогической сфере, раскрывает потенциал личностной самоактуализации, стимулирует поиск творческих подходов к обучению ребенкаи желание участвовать в изучении его возможностей, реализации творческих замыслов в работе с ним [5].
Привлекая членов семьи к работе с ребенком, педагог-психолог дает им возможность испытать радость успеха, закрепить положительные эмоциональные реакции. Это позволяет рассматривать образовательный процесс как психокоррекционный. Главная задача специалиста – продемонстрировать родителям возможность поиска и обретения выхода из создавшейся ситуации путем реализации их собственной деятельности. В итоге, воспитательная и обучающая деятельность родителей содействует перестройке их личности на принятие больного ребенка и на объективную оценку его достоинств и недостатков.
Семья как малая группа создает по отношению ко всем своим членам такие условия для удовлетворения потребностей в общении, эмоциональных контактах, которые в дальнейшем станут основой социальной адаптации. Ребенок с ОВЗ испытывает постоянную потребность в эмоционально-положительном общении с родителями. Возникающие в процессе общения эмоции оказывают влияние на его психическое здоровье, определяя его отношение к окружающему миру [6].
Таким образом, педагог-психолог, взаимодействуя с родителями не только передает определенный минимум дидактических знаний, но и вселяет в них уверенность в свои возможности как участников процесса сопровождения. Специалист, помогая осмыслить необходимость этой работы, оказывает поддержку при любом варианте, даже если он оканчивается неуспехом. Совместная коррекционно-развивающая деятельность, основанная на творческом и эмоциональном отношении к ребенку, позволяет даже при продолжительном стрессе нивелировать разрушительное внутреннее психологическое состояние членов семьи, актуализировать их жизненные ресурсы.
Источник