Меню

Психолого педагогические методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

«Методы и приёмы педагогической поддержки детей с ОВЗ в образовательной организации».
статья на тему

«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества». В. Сухомлинский «Трудные дети»

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Кулигина Елена Александровна ,

первая квалификационная категория,

МБДОУ д./с № 20 «Дельфин», г. Саяногорск.

«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества».

В.Сухомлинский «Трудные дети».

Дети с ограниченными возможностями здоровья – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, это определяет особую логику построения учебно-воспитательного процесса. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности , свойственные всем детям с ОВЗ:

  • начать специальное воспитание и обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
  • ввести в содержание воспитания и обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в воспитательно-образовательных программах нормально развивающихся сверстников;
  • использовать специальные методы, приемы и средства обучения;
  • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
  • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к образовательному процессу, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагогов.

Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности детей и педагога, направленные на решение комплекса задач в педагогическом процессе»; «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач воспитания и образования»

Самые активные методы — игровые – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра , значит, надо использовать эту форму организации деятельности, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности детей для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение детьми образовательной программы. А роль мотивации в успешном воспитании и обучении трудно переоценить.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы воспитания и обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные . Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов было задействовано в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.

Существует ряд нетрадиционных методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности или на коррекционных занятиях. Это могут быть индивидуальные занятия, парные, групповые.

  • Фитотерапия
  • Ароматерапия
  • Музыкотерапия
  • Хромотерапия или Цветотерапия
  • Рефлексотерапия и точечный массаж
  • Куклотерапия
  • Сказкотерапия
  • Песочная терапия

Следующие методы при индивидуальном подборе могут быть использованы в работе с детьми с ОВЗ. Эти методы в большей степени касаются личностной сферы ребенка.

Методы педагогической защиты ребенка от самого себя , включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:

  • Метод «угашения переживаний» — успокоение путем «беседы рационализации» — превращения обидной ситуации в иную, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение; невербальными средствами: рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки;
  • метод «прямого действия» — остановка ребенка от совершения поступка, направленного против себя;
  • метод «рефлексивного анализа» — осмысление с ребенком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья;
  • метод «переключения» — включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путем замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить подушку, — грушу в спортзале и т.д.), сублимации (творческое действие — нарисуй что-нибудь, вылепи);

Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости , положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:

  • метод «радостной перспективы» — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него в ближайшее время;
  • метод «увлечения весельем» — юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
  • метод «поощрения и похвалы» — этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
  • метод «самонаблюдения за своими эмоциями» — метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.

Методы поддержки физического здоровья ребенка :

  • метод «оптимального режима жизни» — приучение ребенка к режимным моментам;
  • метод «постепенности» — приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
  • метод «физических упражнений и занятия спортом» – приучение ребенка к систематическим физическим нагрузкам;
  • метод «рекреации» — обеспечение спокойного отдыха организма;
  • метод «массажа и самомассажа» — физического оздоровления путем растирания участков тела.

Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка :

  • метод «угашения отрицательных переживаний» — способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие — угашение отрицательных эмоций;
  • метод «устранения плохих привычек»;
  • метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;
  • метод «релаксации» — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

Методы укрепления чувства ответственности:

  • метод «доверия» — развивается вера в свои силы;
  • метод «просьбы» — обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
  • метод «беседы-размышления» — обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником самостоятельного решения;
  • метод «поручения» — обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.

Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:

  • метод «напоминания» — возбуждается чувство значимости просьбы;
  • метод «сомнения» — этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
  • метод «достижения согласия с самим собой» — метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
  • метод «достижения гармонии с окружающим » — метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas — здоровье) мышления.

Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых педагог и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:

  • метод наблюдения;
  • метод «коллективного анализа деятельности», размышления;
  • метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
  • метод тестирования и анкетирования.

Методы поддержки развития организаторских способностей:

  • метод — «творческого выполнения задач»;
  • метод игры — творческое действие в воображаемых условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
  • метод поручения — регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
  • метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.

Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

  • метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения;
  • метод «коммуникативного тренинга» (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам)
  • метод творческого поиска.

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают методы стимулирования развития личности:

  • метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших, награждение родителей и т.д.);
  • метод наказания (взглядом, замечанием, порицанием в

индивидуальной беседе, обсуждением проступка в коллективе);

  • метод «предоставления дополнительных полномочий » (обучение поиску дополнительных средств для достижения цели);
  • метод критики (обучение самоанализу действий и поступков);
  • метод «ролевой игры» (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
  • метод самодиагностики — обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, поступков;
  • метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, использованных средств;
  • метод самоопределения — создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
  • метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и др.);
  • метод самоконтроля – самостоятельный способ наблюдения за собой и своими поступками;

Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ

  • Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
  • Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы.
  • Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
  • Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
  • Помогайте ребенку почувствовать свою состоятельность.
  • Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Концентрировать внимание ребёнка можно следующим способам:

  • Стоять рядом. Ребёнок должен видеть и слышать того, кто с ним разговаривает.
  • Устанавливать зрительный контакт. Заботиться о том, чтобы лицо педагога было на уровне его глаз так, чтобы ребёнок мог видеть его. Ведь это именно то, на чём он должен сосредоточиться.
  • Называть ребёнка по имени. Прежде чем попросить о чём-нибудь, привлекать его внимание, окликнув по имени. Не продолжать, пока он не повернется и не смотрит на вас.
  • Внимательно подбирать слова. Пользоваться знакомыми словами и короткими предложениями.
  • Быть постоянной. Говоря о людях, местах и предметах, использовать всегда одни и те же слова.
  • Использовать жесты. Дополняя свои слова соответствующими жестами, ребёнку будет легче понять вас и тем самым сконцентрировать внимание.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность дошкольников, развивает их творческие способности, активно вовлекает детей в образовательный процесс, стимулирует их самостоятельную деятельность, что позволяет детям с ОВЗ быть успешными.

Источник

Психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ
статья

Особые образовательные потребности определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования.

Скачать:

Вложение Размер
psihologo-ped.docx 26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ

Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.

Особые образовательные потребности определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования.

Приведем некоторые примеры образовательных потребностей, характерные для обучающихся с ОВЗ:

организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ОВЗ («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ОВЗ;

профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

Для успешного освоения учащимися с ОВЗ адаптированной образовательной программы необходимы особые условия, соблюдение которых обеспечит положительный результат в работе.

Современные педагогические технологии обучения и воспитания учащихся с ОВЗ.

Для достижения позитивных результатов деятельности в обучении и воспитании детей с ОВЗ широко применяются современные технологии обучения и воспитания учащихся с особенностями развития.

Современные технологии, используемые при обучении и воспитании школьников с особенностями в развитии.

  1. Технология коррекционно-развивающего обучения.
  2. Игровые технологии.
  3. Элементы дифференцированного обучения.
  4. Здоровьесберегающие технологии.
  5. Элементы компьютерной технологии.
  6. Элементы технологии индивидуализации обучения.
  7. Элементы технологий личностно-ориентированного обучения.

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

В процессе обучения иностранному языку на начальном этапе коррекционно — развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять объем продуктивного и рецептивного лексического минимума. Втискивая в голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не дает учащимся возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в « запоминающее устройство». Так не должно быть. Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ следует придерживаться следующих методических принципов:

1. Обеспечение подвижной деятельности детей.

2. Частая смена деятельности.

3. Погружение в языковую среду.

4. Многокраатное аудирование вводимых структур.

5. Преемственность и постоянное повторение материала.

6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.

Обучение английскому алфавиту и звуков проводится в игровой и соревновательной форме постепенно готовя учащегося к чтению.

Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах для детей с ОВЗ. Во главу угла данного вида деятельности выходит формирование и отработка навыков чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания.

Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов, как блоков, а так же различными наглядностями.

Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий:

  • повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word),
  • нахождение новых слов в змейке (word snake),
  • вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word),
  • игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher).

Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно десять — пятнадцать процентов новой лексики. В дальнейшем после многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться, за тем перехожу на работу с текстом.

Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до — текстовый этап (pre — reading), активное чтение (while — reading), послетекстовый этап (post — reading).

До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания:

  • составление диаграмм,
  • подбор заголовков,
  • ответы на наводящие вопросы.

Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много фонетических ошибок. Однако данная работа полностью оправдывает себя на дальнейших этапах.

Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста со звукового носителя, хоровое повторение за диктором, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием.

Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения можно включить спокойную музыку. Это поможет снять умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся.

Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана:

  • соотнесение идеи и абзаца (matching),
  • заполнение всевозможных таблиц (fill in the table),
  • тестовые задания с множественным выбором (multiple choice),
  • определение верногоневерного высказывания (true or false).

Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом.

Упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения.

1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя

Преподаватель говорит: Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. д Ученик выполняет действие.

2. Повторение фразы или предложения

Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this white house.

3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны.

Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare.

4. Преобразование без подстановки

Тренируется вопросительная форма.

Стимул. I study in the morning.

Реакция. Dо уоu study in the morning?

Тренируется образование третьего лица, единственного числа Ргеsеnt Indefinite.

Стимул. I study in the morning.

Реакция. Не studies in the morning.

Иногда упомянутым упражнениям придается форма разговора.

Стимул. The students аге busy.

Реакция. Аге the students busy? Yеs, they are.

5 Устная подстановка наряду с какими –либо изменениями

Например с изменением формы слова. Тренируется образование множественного числа имен существительных

Учитель. The boys are coming. (слова girls, children подставляются)

Ученики повторяют. The boys are coming.

Такие коррекционные занятия вырабатывает у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности

Коррекционное обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоение способов применения полученных знаний. При подходе к выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык.

Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и радоваться успехам каждого.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе рассмотрен один из важнейших аспектов в работе учителя- психолого- педагогическая диагностика обучающихся. Сюда относятся умения диагностировать личность школьника и осуществлять.

Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот.

методические рекомендации по проведению диагностики семьи, диагностический инструментарий.

Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуали.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»Диагностика важна не сама по себе, а.

В свою психолого- педагогическую деятельность включаю самые различные технологии, способствующие всестороннему воздействию на личность ребенка.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, педагоги акцентируют свое внимание больше на развитие творческих и интеллектуальных .

Источник

Читайте также:  Открытое занятие дня здоровья
Adblock
detector