Меню

Психолого педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья это

Психолого-педагогическая диагностика учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как один из этапов коррекционно-психологической помощи

специалист в области арт-терапии

Психолого-педагогическая диагностика учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как один из этапов коррекционно-психологической помощи

Айнбиндер Наталья Алексеевна

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

Проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее актуальных в системе образования. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания[1, с.27].

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Коррекционно-психологическая помощь это создание оптимальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме. Коррекционно-психологическая помощь состоит из нескольких этапов: психолого-педагогическая диагностика обучающихся, консультирование педагогов и родителей, коррекционно-развивающая работа с обучающимися, проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся с целью определения дальнейшего образовательного маршрута. Любая работа должна непременно проводится в системе[4, с.321] .

Первичным этапом коррекционно — психологической помощи является психолого-педагогическая диагностика. Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся специалистами школьного психолого-педагогической службы, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся. Работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики.

Как отмечают такие практические психологии как Т.А. Подугольникова, М.Ф. Носова любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности [2, с. 63-67].

Для проведения первичной психолого-педагогической диагностики нами используются методики таких авторов как: А.А. Венгер, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко. В.И. Лубовский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.Н. Морозовой С.Я. Рубинштейн, И.В. Чумаковой, О. Е. Шаповаловой , Е.А. Шиловой и др.[3,с.11-26] Все методики модифицированны и объедененны в единую карту, в которую систематически вносятся изменения. Карта включает в себя ознакомительную беседу, благодаря диагностики возможно осуществить проверку знаний и представлений обучающихся об окружающем, о сформированности временных, пространственных представлениях. В процессе певичной диагностики у обучающихся изучаем уровень развития, понимания логико — грамматических конструкции, причинно — следственных отношений, умение анализировать, исключать лишнее, состовлять рассказ, обобщать. Например такие диагностические методики и задания как: назови причину наводнения, листопада; объясни пословицы и поговорки; расставь события по порядку; объясни что изображенно на картине (скрытый смысл); закончи предложение;установи законемерность; подбери общее понятие;исключи лишнее слово;сравни понятия; составь рассказ ( по серии сюжетных картин).

Большое внимание уделяется изучению памяти, оно включает в себя диагностические задания направленные на изучение опосредованного запоминания и его продуктивности, запоминание и понимание текста. Например такие задания: запомни слова и повтори; нарисуй рисунок который поможет тебе потом вспомнить слова которые я сейчас назову, постарайся запомнить сказку и потом ее повторить.

Еще один блок диагностики посвящен изучению восприятия и внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Например такие диагностические задания как: зашумленный рисунок, коректурная проба, затерянная картинка, разрезная картина, ошибка художника, исправь ошибку.

Большое внимание уделено диагностики сформированности учебных навыков детей более старшего возраста.

Задания и методики которыми мы пользуемся при диагностики обучающихся могут меняться, дополнятся или же исключаться из карты вообще. Зависит это от возраста, заболевания и индивидуального развития школьника.

Качественно проведенная психолого — педагогическая диагностика учащихся помогает нам составить дефектологическое заключение. Оно и является приоритетным при составлении индивидуальной программы коррекционно — развивающих занятий. Такая программа имеет определенные цели и задачи а так же календарно — тематическое планирование на весь учебный год.

Не мало важным фактором первичная диагностика выступает при корректировки плана работы учителя — дефектолога, при планировании просветительской работы не только для педагогов работающих с тем или иным контингентом детей, но и для родителей обучающихся.

В сентябре 2018 года на базе ОГАОУ «Центр образования «Ступени» проводилась первичная диагностика 10 обучающихся центра которые поступили на индивидуальные занятия к дефектологу после коллегиального заключения психолого — педагогического консилиума. Школьники имеют различные диагнозы (детский церебральный паралич, эпилепсия, соматические заболевания и др.), возраст обучающихся варьируется от 8 до 11 лет. Для первичной диагностики использовалась диагностическая карта обследования развития младших школьников. Результаты диагностики позволили сделать вывод о развитии общей и мелкой моторики, пространственно — временных представлениях о развитии памяти, внимания, мышления, восприятия.

Были составлены рекомендации, дневники развития обучающихся по результатам диагностического обследования школьников. Все дети данной группы условно разделились на три уровня развития: выше среднего, средний и ниже среднего. Первичная диагностика позволила определить направления коррекционно — психологической помощи каждому конкретному обучающемуся на весь учебный год. По результатам диагностики были составлены коррекционно — развивающие программы, даны рекомендации учителям, работающим с конкретными детьми, проведены консультации для родителей.

Таким образом организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей школьника и дает возможность прогнозировать его развитие.

Иначе говоря, д ля успешности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого- педагогической диагностике, позволяющей:

— выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности обучающегося;

— определить оптимальный педагогический маршрут;

— обеспечить индивидуальным сопровождением каждого школьника;

— спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

— оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

— определить условия воспитания и обучения ребенка;

— консультировать родителей ребенка.

При этом одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, сформированность учебных навыков и др.

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).

Читайте также:  Как обрести здоровье помогите

Епифанцева Т. Б., Киселенко Т. Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога – дефектолога- Изд. 2-ое – Ростов н/ Д:Феникс, 2006. 576 с.

Подугольникова, Т.А., Носова, М.Ф. Оценка уровня развития кратковременной зрительной памяти у дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения // Дефектология. – 2003. — №1. – С. 67-73.

Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: сб. науч. тр. / Под ред. И.В. Чумаковой, Е.А. Шиловой, Н.Н. Морозовой. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, 2000. 174 с.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.

Источник

Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ
материал по логопедии на тему

Скачать:

Вложение Размер
chirkina_e.n.docx 105.51 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт специального образования и комплексной реабилитации

Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ

студентка IV курса

заочной формы обучения

Чиркина Екатерина Николаевна

проф. Борякова Н.Ю.

Исследование зрительного гнозиса.

Характер выполнения задания (качествен-ная оценка)

Подбор по образцу и называние цветов . Инструкция : «Покажи все красные (зеленые, синие, желтые) фигуры». При затруднении в выполнении задания дается другая инструкция: «Покажи все фигуры вот такого цвета (указывается фигура одного из цветов)».

Подбор по образцу геометрических фигур . Инструкция: «Покажи все квадраты (треугольники, круги)». При затруднении в выполнении задания: «Покажи только такие фигуры (указывается квадрат, круг и т.п.)».

Узнавание контурных изображений . Инструкция : «Назови, что здесь нарисовано».

Взрослый акцентировал внимание ребенка на деталях

Узнавание перечеркнутых изображений . Инструкция: «Назови, что здесь нарисовано».

Средний балл 3.5

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОГО ГНОЗИСА

Оценка в баллах

Характер выполнения задания

Различение ритмических последовательнос — тей . Ритмы задаются по следующей схеме: //;///;////;//. ;..//;. //.

Инструкция : «Послушай и скажи, сколько раз я стучу», «Сколько сильных ударов, сколько слабых?».

Только после нескольких попыток ребенок справился с заданием. Темп предъявления был невысокий.

Средний балл — з

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

Оценка в баллах

Характер выполнения задания (качественная оценка)

Ориентировка в сторонах собственного тела и тела напротив сидящего.

Инструкция : Покажи твою левую (правую) руку. Покажи мою левую (правую) руку», и т.п. «

На вопрос экспериментатора: «Где твоя правая рука?», ребенок поднял левую руку. В сторонах тела сидящего напротив вышла еще большая путаница

Оценка в баллах

Характер выполнения задания (качественная оценка)

Процедура: на листе бумаги рисуются геометрические фигуры. Ребенку предлагается определить их пространственное расположение.

Инструкция 1: Покажи, что находится в центре рисунка?

Инструкция 2: Что слева от квадрата? Инструкция 3: Что справа от квадрата?

Инструкция 4: Что под маленьким треугольником?

Инструкция 5: Что под большим треугольником?

Инструкция 6: Что между кружком и большим квадратом?

Инструкция 7: Какие фигуры вверху рисунка?

Ребенок знает геометрические фигуры. Фигуры вверху: крут, внизу только квадрат. На вопрос «какая фигура в центре?» была долгая пауза и неуверенный ответ (квадрат).

Инструкция 8: Какие фигуры внизу рисунка?

Ребенок знает геометрические фигуры. Фигуры вверху: крут, внизу только квадрат.

Средний балл -2,5

ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

Оценка в баллах

Характер выполнения задания (качественная оценка)

Название части суток .

Какое сейчас время суток? Почему?

Путается в тонкой дифференцировке вечер – ночь утро- день

Перечислить времена года . Охарактеризовать текущее время.

Перечислить дни недели . Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?

Оценка в баллах

Характер выполнения задания (качест-венная оценка)

Сложить разрезные картинки (разной конфигурации разреза): из 2-х фрагментов;

из 3-х фрагментов;

из 4-х фрагментов.

Выполнил охотно, быстро, легко, правильно.

5.2. Нарисовать без образца :

домик ромашку ёлочку

У домика нет внутренней рамы, трубы и двери; у ромашки на стебле нет листьев;

Оценочный балл за выполнение задания 3

5.3. Нарисовать человека .

Инструкция : «Здесь (показывают ребенку) нарисуй человека. Так, как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается.

У человечка нет ушей, носа, волос, на ладонях по 3-4 пальца;

Средний балл 3.6

Исследование движений и действий.

6.1. Анализ элементарных компонентов движений : их силы, точности, быстроты и координированности. Выполнение простых инструкций: «Сожми мою руку», «Пройдись по комнате», «Попрыгай на одной ноге». Определение ведущей руки: правая, левая 5 баллов ( присутствует моторная неловкость)

Оценка в баллах

Характер выполнения задания (качествен-ная

Выявление синкинезий (пробы Заззо). Кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом. Затем поочередно прикасаемся к каждому пальцу ребенка кроме 4-го (движение которого и у здоровых детей в опыте сопровождается синкинезиями), говоря:

«Подними только этот палец!»

На контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двухсторонние (на обеих руках).

При касании карандаша к среднему пальцу правой руки синкинезии возникают на укзательном пальце и мизинце той же руки. При касании мизинца левой руки синкенезии возникают на указательном пальце и среднем. Перекрестных синкинезий нет. При касании остальных пальцев той же руки синкинезии незначительные .

Оценка в баллах

Характер выполнения задания (качествен-ная оценка)

Оптико-кинестетическая организация движения :

пробы на «праксис позы».

Сложение по подражанию 1 и 2 пальцев в кольцо.

Вытягивание 2 и 3 пальцев («Сделай зайчика»).

Вытягивание 2 и 5 пальцев «Сделай козу рогатую».

Первая проба не вызвала затруднений. А проба на вытягивание первого и последнего пальца выполнялась замедленно и с сопоставлением с образцом. Выполнял левой рукой,

незначительные синкинезии в правой.

Характер выполнения задания (качествен-ная оценка)

Зрительно-пространственная организация движений (проба Хэда).

Предварительно выявляется, усвоено ли ребенком понятие «левой» и «правой» руки. Затем садимся напротив ребенка и предлагаем воспроизвести положение своей руки.

Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку.

При отсутствии понятий «левой» и «правой» руки инструкция другая: «Когда я подниму ту руку, которой пишу, ты тоже поднимешь свою руку, которой ты пишешь (рисуешь), а когда я подниму другую руку, ты тоже поднимешь свою другую руку».

При эхопраксиях для исключения влияния зрительных образов то же задание предлагается выполнять по словесной инструкции: «Подними правую руку! «, «Возьми правой рукой левое ухо» и т.д.

Воспроизведение движений получается зеркальное. После инструкции «Возьми правой рукой левое ухо», ребенок правой рукой

дотрагивается до правого уха. При повторном повторении выполняет правильно. При увеличении темпа задания возникают эхопраксии

Средний балл 4.6

Оцен-ка в бал лах

Характер выполне-ния зада-ния (качест-венная

Заучивание 10 слов при 4-х-кратном предъявлении.

Присутствуют замены слов близкие по смыслу. С каждым новыми предъявлением ребенок все больше

переутомляется. Нет радости, интереса при выполнении задания, («зерно»- «горох», «лес» «дерево»)

Примечание: со слов мамы, ребенок даже в детском саду долго вспоминает имена сверстников.

Исследование экспрессивной речи.

Оценка в бал-лах

Характер выполне-ния зада-ния (качествен-ная оценка)

Называние предметов и действия . (Ребенку предлагается назвать изображенные на картинках предметы и действия в предъявления картинок по одной).

Мама Лук Черепаха Дом Корова Бутылка Мяч Автобус Милиционер Пальто Волк Халат Кубики Кастрюля Игла

Идёт Читает Ест Лежит Строит Пьёт Бежит Пишет Подметает Смеется Вырезает Завязывает Плывет Раскрашивает Копает

В ответах ребенка были некоторые близкие вербальные замены:

«Раскрашивает- рисует, «ест-пьет» Предметные картинки с действием «завязывает» не смог определить. С действиями подметает, вырезает не знаком.

Оценка в баллах

Характер выполнения задания (качественная оценка_

Составление фраз . (Исследование возможности комбинирования слов во фразы и качества грамматического структурирования). Ребенку предлагается описать предложенную картинку («что здесь нарисовано?»).

1 . Девочка моет тарелку.

2. Мальчик чистит зубы.

3. Девочка собирает цветы.

4. Девочка собрала цветы.

5. Мяч лежит за стулом.

6. Мишка сидит на стуле.

7. Мальчики играют в футбол.

8. Мальчик лезет через забор.

9. Мальчик входит в дом.

10. Мальчик выходит из дома.

11. Девочка вышивает узор.

12.Мама пылесосит палас.

13.Оля дает Кате красный цветок.

14. Мама вешает белье на веревку.

15. Мама моет посуду, а сын вытирает тарелки.

Дефотька моет тяфку. Кофка бефыт а мыфкой и т.д. Все ответы были неполные, неточные. Приставочные глаголы не дифференцирует. При предъявлении последних трех картинок мальчик устал.

«фабор мальтик лефет », «Вефают одефту». «Файфа девотька дер»фыт»

Оценка в баллах

Характер выполне-ния задания (качественная оценка)

Составление рассказа по сюжетной картинке. (Исследование уровня развития и качества связной речи). Ребенку предлагается рассказать, что изображено на сюжетной картинке.

Это тетя, мальтик и дефотька. В мор»е кутаюфя (купаются).

Исследование произношения всех групп звуков изолированно, в словах , (сэц, шхчщ, кгх, пбм, тдн, вф — параллельно исследуется произношение парных мягких звуков).

Губно-зубной сигматизм шипящих и свистящих звуков. Смягчение

Оценка в баллах

Характер выполне-ния зада-ния (качественная оценка)

Исследование фонематического слуха. Пробы на повторение парных фонем, а также серий из трех звуков и простых слогов: а-о-у, б-р-к, п-б-п, д-т-д, би-ба-бо, ба-би-бо и т.д.

Мальчик совершенно не проявляет негативизма. Выполняет все, что просят. Но единичные ошибки все-таки были

Оцен-ка в баллах

Характер выполне-ния зада-ния (качественная оценка).

Опознание звука в слове .

Распределить предъявленные картинки

(6 картинок) на группы в соответствии с заданными звуками (разложи в одну сторону картинки на «Ш», в другую — на «С» и т.д.

Задания выполнялись в замедленном темпе и

неуверенно. После помощи взрослого все равно были частые ошибки.

Опознание позиции звука в слове . Услышать и сказать, где находится звук

Правильно услышал звук «Р» только в начальной позиции.

Средний балл — 2,5

Исследование импрессивной речи.

Оценка в баллах

Характер выполне-ния зада-ния (качественная оценка)

Понимание значений слов, обозначающих предметы и действия.

Перед ребенком последовательно выкладывается 10 картинок, которые сначала предлагается рассмотреть, а затем показать названную картинку.

Сущ-ые: Глаголы: яблоко + ест + собака + играет + ведро + чистит — шарф + поливает мишка + читает + мышка + считает — трава + катает + дрова + качает + варежки + моет + перчатки — стирает +

Смысловые замены варежки- перчатки, читает — считает. Фонетических замен нет.

Оценка в баллах

Характер выполне-ния зада-ния (качественная оценка)

(Исследование различения смысла на основе грамматических значений слова).

Перед ребенком выкладываются картинки, предлагается показать названную картинку.

Саша рисует цветок. +

Саша нарисовал цветок. —

Саша нарисовала машину.+

Девочку догоняет мальчик. —

Девочка догоняет мальчика. —

Петю ударил Ваня. Кто драчун? —

Ваня ниже Пети. Кто самый высокий? —

Покажи Ваню. Покажи Петю.

Соня светлее Кати. Покажи Соню. Покажи Катю.-

Трудные конструкции не доступны. Ребенок говорит наугад. Путается в приставочных глаголах.

Средний балл — 2,5

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ. Исследование наглядно-действенных форм мышления.

Оценка в бал-лах

Характер выполне-ния зада-ния (качествен-ная оценка)

Классификация объектов по одному признаку .

Материал : набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур (по 6 шт. кругов, квадратов, треугольников, ромбов), 3-х цветов (красный, желтый, синий), 2-х величин (большие, маленькие). Перед ребенком выкладывают два ряда карточек по две фигуры одного цвета и просят продолжить классификацию (должно получиться три ряда фигур, различающихся по цвету). Инструкция: «Продолжай раскладывать карточки подходящие с подходящими».

Ребенок принял помощь

экспериментатора только со второго раза. 1/3 задания сделал взрослый. Задание ребенку очень

Классификация объектов по двум признакам (соотнесение формы и величины).

1 . Таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены выпуклые неокрашенные геометрические формы, а в верхнем ряду — постепенно уменьшающиеся по величине круги (5 кругов с диаметром от 9 до 5 см).

2. Набор геометрических фигур, каждая из которых представлена 5 последовательно изменяющимися величинами в соответствии с образцами. Перед ребенком раскладывают первые три карточки и предлагают продолжить работу.

Это задание не вызвало никаких больших трудностей. Ребенок с удовольствием его выполнил. Были ошибки, но они самостоятельно исправились.

Средний балл — 3,5

Исследование вербально-логических форм мышления

Оценка в баллах

Характер вы-полнения задания (качественная оценка)

Сравнение и различение понятий .

Материал: пары слов.

Инструкция : «Я назову два предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются».

задание выполняется с ошибками,

Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, посуда, мебель, транспорт и т.д.). Инструкция : «Разложи эти карточки на столе — что к чему подходит» (название групп и их количество не указывается).

задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу выполнения задания

Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое — не относится к этой категории.

Инструкция : «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним словом, а четвертый к ним не подходит. Найди этот не подходящий предмет; скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные три предмета.

Собака — она не живет в лесу;

Медведь — он большой, а они маленькие; Самолет-он летает;

Установление последовательности событий. Материал: серии сюжетных картин (от 3-х до 6-ти картинок в серии).

Инструкция : «На картинках одно и то же событие. Нужно разобраться, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось».

задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу выполнения задания

Средний балл — 3,25

ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

10.1 Проведение прямой линии. 5

  1. Проведение прямой линии слева направо .5
  2. Проведение прямой линии сверху вниз. 1
  3. Проведение линии короче данной; длиннее данной. 1
  4. Соединение точек. 4
  5. Рисование волнистых и ломаных линий. 4
  6. Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг). 2
  7. Рисование неотрывно графических рядов (на удержание строчки) «заборчик», 4
    «цепочка».

Средний балл — 3,25

Параметры обследования, в баллах:

  1. Зрительный праксис – 3.5
  2. Слуховой гнозис – 3
  3. Пространственное восприятие -2.5
  4. Временное восприятие- 2
  5. Конструктивный праксис – 3.6
  6. Движения и действия – 4.6
  7. Память – 2
  8. экспрессивная речь – 2.5
  9. имприссивная речь -2.5
  10. наглядно-действенные формы мышления – 3.5
  11. вербально-логические формы мышления — 3.25
  12. Графические навыки – 3.25
  1. Данные о ребенке: Хамуди 6лет 7 мес.
  2. Сведения о родителях:

Мать: высшее образование, дизайнер.

Отец: выходец из Азербайджана

Результаты мед. обследования: Анамнез (со слов мамы):

  1. ребенок от 2-ой беременности, протекание беременности неблагополучное;
  2. Роды вторые на 39 неделе, трехкратное обвитие пуповины, асфиксия.
  3. Голосовая реакция при рождении с запаздыванием.
  4. Вес при рождении: 3050 гр., рост 49 см.
  5. Из роддома выписан на пятые сутки.
  6. Раннее психомоторное развитие протекало с задержкой: переворачиваться стал в 5 месяцев, сел в 8 месяцев, встал в 10 месяцев, пошел в год и 2 месяца;
  7. Особенности предречевого и раннего речевого развития: гуление — с 6 месяцев, лепет с 11 месяцев, первые слова (мама, папа, баба, натася, масиня) — в 2 года, фразовая речь из 3-4 слов — после трех лет.
  8. Наблюдался у невролога в 3 года (есть неврологические отклонения);

Заключение по результатам обследования

Сведения о ребенке: Хамуди 6,7 лет

Общая характеристика деятельности . Основные жалобы родителей: плохо говорит. Понимает и правильно оценивает такие социальные эмоции, как сочувствие, сопереживание, но в жизни их почти не проявляет. К сверстникам чаще проявляет безразличие.

При проведении экспериментально — психологического исследования выявлено следующее.

В ходе обследования ребенок был очень терпелив, усидчив, готов к сотрудничеству и контакту, настроение в процессе работы было без перепадов. Мальчик был всегда доброжелателен. Все задания выполнялись охотно и с усердием. После выполнения задания ребенок ожидал его одобрения. Наибольшие трудности вызывали вербальные задания, в которых надо было что-то описать или сравнить. Общее впечатление о работоспособности ребенка высокое.

Гностическая сфера характеризуется нарушением акустического и зрительного восприятия, что проявляется в оценке количествава стимулов при предъявлении ритмических структур, а также в узнавании контурных и перечеркнутых изображений.

Пространственные представления не сформированы: нет четких понятий «правый-левый», наблюдаются ошибки в ориентировке человека, сидящего напротив, также имеются трудности в ориентировке на листе. Временное восприятие также не сформировано: нет четкого представления о понятиях «время года», «время суток», «дни недели». Нарушена последовательность времен года, времени суток, имеется смешение этих понятий. Отсутствует тонкая дифференциация;

В пробах на обследование конструктивного праксиса было меньше всего ошибок по отношению к общему числу заданий. Разрезные картинки из 2-х, 3-х, 4-х фрагментов собирались без помощи взрослого.

Двигательная сфера характеризуется трудностями усвоения двигательных программ.

Память характеризуется невысокими показателями. В процессе заучивания слов, только с четвертого предъявления удалось запомнить максимум 5 слов. Отсроченное повторение — 3 слова. Пробы на исследование наглядно-действенных форм мышления выполнялись ребенком охотно и с удовольствием. Помощь требовалась лишь в начале задания. Выполнение задания на вербально -логическое мышление дало средние результаты.

Графические пробы дали более высокие результаты однако эти задания выполнялись медленно.

Речевое развитие : ребенок посещает группу общего развития . Хамуди нуждается в неоднократном повторении задания. Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных; нарушено произношение многих звуков свистящий и шипящий губно-зубной сигматизм, ротацизм, смягчение согласных, замена звука «т» на «п»; слова-паронимы различает правильно; словарный -запас беден, неточен, ограничен, есть смешение слов по смыслу; есть аграмматизмы в употреблении предлогов, в окончаниях существительных и прилагательных, не дифференцирует приставочные глаголы; наблюдается грубое недоразвитие связной речи (1-2 простых предложения вместо рассказа).

Анализ комплексного нейропсихологического обследования показал, ребенок имеет положительную динамику, т.к. он умеет воспринимать помощь взрослого. При грамотном коррекционном общении и профессионализме специалистов данный ребенок может повысить уровень своего умственного развития. К отрицательным сторонам его развития можно отнести существенные трудности в восприятии временных и пространственных представлений, недостаточность мнестических и мыслительных процессов. А также имеется несформированность речевой функции.

Рекомендовать родителям изменить отношение к ребенку: не баловать, предъявлять разумные требования.

Обратить внимание на коррекцию моторики, особенно мелкой. Развивать согласованные действия правой и левой руки. Отводить достаточное количество времени на это на индивидуальных занятиях (использовать дидактические игры: мозаику. моторные игрушки и т.д.), а также в процессе формирования навыков самообслуживания (застегивание пуговиц, шнуровка и т.п.).

Формировать навыки общения с окружающими. В процессе занятий, режимных моментов обращать внимание Хамуди на необходимость соблюдения нравственных норм поведения. В ходе обучения ,в первую очередь, при изучении соответствующих тем на занятиях по сюжет- но-ролевой игре и развитию речи, подчеркивать особую роль родителей в жизни ребенка. Развивать устойчивость внимания, опираясь на учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, используя желание заслужить похвалу взрослого. В процессе различных видов деятельности показывать зависимость качества выполненной работы от степени внимательности; хвалить не только за результат, но и за старание. Добиваться увеличения продолжительности временных отрезков с максимальным показателем устойчивости внимания за счет использования любимых ребенком игрушек, привлекательных для нее видов деятельности. яркой наглядности и т.д.

Формировать уХамуди потребность в речевом общении. В процессе занятий, во время режимных моментов строить общение таким образом, чтобы у ребенка возникла необходимость пользоваться речью.

Пополнять лексический запас. В ходе обучения, особенно на индивидуальных занятиях, добиваться исправления выделенных лексических ошибок (замена названия части названием целого, замена слов близких по ситуации и внешним признакам, замена названий признаков) в ходе знакомства с предметами и явлениями окружающего мира, называть их и их свойства, стремиться ввести эти слова в активную речь . Обогащать словарь всеми частями речи. Исправлять в речи грамматические ошибки, связанные с неверным согласованием прилагательных с существительными в роде и падеже, числительных с существительными всех трех родов; учить верно использовать в речи предлоги, образовывать множественное число существительных, изменять существительные по падежам и т. д. Начать работу над слоговой структурой слов.

Рекомендовать консультацию ортодонта (по поводу неверного прикуса).

В ходе обучения различным видам деятельности и специальных игр и упражнений, в режимных моментах развивать и коррелировать восприятие цвета, формы, величины и пространственных отношений. Обращать внимание на цвет, форму, величину и т. п. окружающих предметов, закреплять выделенные качества и свойства в слове. Учить анализировать и сравнивать объекты по определенной схеме, выделяя существенные и второстепенные признаки. Формировать у ребенка новые перцептивные действия (зрительное соотнесение).

Развивать у ребенка наглядно-действенное мышление. Используя способности ребенка к подражанию, учить применять готовые межпредметные связи, находить связь между предметом и орудием, обобщать полученный опыт и переносить его в аналогичные ситуации; закреплять полученный опыт в слове; формировать умение пользоваться методом проб и ошибок. Необходимы занятия с детским психологом ( психоневрологом) для коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков психомоторного развития.

Источник

Adblock
detector