Меню

Психология здоровья цели задачи

Задачи психологии здоровья

К задачам психологии здоровьяследует отнести:

1. Повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении от­раслью психологических знаний и психической деятельностью.

2. Повышение уровня культуры общения, степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации.

3. Определение путей и условий для самореализации, самоосуществ­ления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

Все эти три задачи интегрируются в процессах развития и «обога­щения» личности и могут состоять из трех аспектов работы:

2) самовоспитание или самосотворение;

Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех об­ластях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий психологии здоровья. Вектор ее исследований может быть направлен на частные области сохранения и развития индивидуального и обществен­ного здоровья. Представим наиболее важные из них:

1) психическое здоровье;

2) физическое здоровье;

3) экологическое здоровье;

4) профилактическая наркология;

5) психосоматическая медицина;

6) психология питания;

7) семейное здоровье;

8) сексуальное здоровье;

9) пренатальное, перинатальное и половое воспитание;

10)образование и просвещение;

Можно выделить следующие направления исследований в области психологии здоровья:

1. Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.

2. Внутренняя картина здоровья.

3. Методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности.

4. Обучение здоровью.

Тем самым психология здоровья включает в себя практику поддер­жания здоровья человека от его зачатия до смерти, представляет собой психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также реабилитации.

Источник

1. Здоровье. Психология здоровья. Цель и задачи психологии здоровья.

Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезни или физических дефект, но полное душевное, физическое и соц благополучие.

ПЗ–это наука опсих причинах здоровья, методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

ПЗ является синтезом 2-х наук – валеологии (наука об индивидуальном здоровье чел-ка) и гигиены.

Выявление роли психолог фактора в укреплении здоровья чел-ка.

Формирование внутренней картины здоровья. Отношение чел-ка к своему здоровью.

Поиск оптимальных методов психолог воздействия, направленное на развитие здоровья личности.

Создание системы обучения здоровью.

Основная цель ПЗ – всестороннее совершенствования чел-ка.

Объект ПЗ – здоровая личность.

Повышение ур-ня психологической культуры степени совершенствования.

Повышение ур-ня культуры общения.

Определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

2. Основные проблемы, рассматриваемые психологией здоровья. Связь с другими науками.

Осн проблемы ПЗ:

Убыстрение ритма жизни (болезни спешки).

Проблема жизни в условиях неопределенности. Типы людей в условиях неопределенности (интроверты, экстроверты).

Большой поток инф (синдром «инф изнурения»)

Снижение уровня соц поддержки

Актуализация всех грехов чел-ка

Вестеризация – усвоение общественных ценностей и представлений, моделей поведения присущих западному обществу.

Связь с др науками:валеология, гигиена, общая П, П личности, П труда, П девиантного поведения, эпидемиология, мед П, мед антропология, П физиологии, дефектология, П соц поведения и т.д.

3. Основные модели здоровья.

1) Биологическая. Здоровье – это отсутствие болезни и нормальное функционирование организма.

2) Медицинская. Здоровье (предложено ООН) – это состояние полного физического, соц благополучия, а не только отсутствие болезни.

3) Биомедицинская. Здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех органов и систем уравновешено с внешней средой.

4) Ценностно-социальная. Здоровье – это ценность для чел-ка, необходимая для удовлетворения потребностей.

5) Биосоциальная. Здоровье – это гармоничное единство соц и биологических ка-в чел-ка.

4. История становления психологии здоровья.

Личность и условия ее развития и здоровья», с которым Бехтерев высту­пил в сентябре 1905 г. в Киеве на 2-мсъезде российских психиатро.

В1930-егг. многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом на­ правлении привели к появлению новой научной области:психосоматической медицины. В 1938 г. начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Через год эта область исследований трансформировалась в общество, которое се­ годня называется «Американское психосоматическое общество». «Психология здоровья» было открыто в Американской психологической ассоциации в 1978 г. С 1982 г. выходит журнал «Психология здоровья».

Источник

Тема 1.1. Предназначение, цели и задачи психологии здоровья личности

«Здоровье даруется нам вместе с жизнью, как обычная функция или принадлежность — как дыхание, пищеварение, кровообращение, экскреция и т.д. Может быть, поэтому никто и не думает о здоровье, пока его не потеряет. Здоровье подчиняется общим законам, царящим во Вселенной, без знания и соблюдения которых жизнь невозможна. Поэтому каждый из нас обязан усвоить хотя бы то, что известно науке о человеке и его здоровье» [Майя Гогулан].

Читайте также:  Раскройте главные факторы здоровья человека

Поскольку человеческая жизнь является Высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье индивида в общественное богатство.

Всестороннюю полноту человеческой жизни как непреходящей ценности обуславливает здоровье, и наслаждение жизнью предполагает наличие здоровья. Ценность человеческой жизни является абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий существования любой другой ценности.

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, формируется научное направление — ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ. Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии и является междисциплинарной наукой, привлекая для решения своих задач психологов, врачей, педагогов, социальных работников, социологов и др.

«Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития»[3].

Психология здоровья как новое научное направление связано с появлением профилактической медицины.

В.А. Ананьев считает, что «главным продуктом психологии здоровья должно стать совершенствование личности, через это — укрепление здоровья и через все вместе взятое — повышение уровня качества жизни» [3].

В.Н.Панкратов, в своей книге «Саморегуляция психического здоровья», указывает на то, что психологическая составляющая — основа здоровья личности: «…если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться сохранять и оптимальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом, путем познания и улучшения психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать и человека, и его здоровье» [22].

Исходя из вышеизложенного, можно определить главную цель психологии здоровья, как «всестороннее совершенствование человека» (личности) [3].

Для достижения этой цели ставятся теоретические и практические задачи, направленные не только на предупреждение развития психической и соматической патологии, но и на общее совершенствование личности.

В.А. Ананьев в книге «Психология здоровья» указывает на то, что «психология здоровья призвана формулировать человеческий способ бытия, определять русло, вектор движения, пространство бесконечного процесса становления человека, формировать «реальный идеал» человека и способствовать его достижению» [3].

Он также отмечает: «Объектом психологии здоровья является, с известной долей условности, «здоровая», а не «больная» личность, из чего следует, что психология здоровья видит в качестве своей задачи то, как делать небольных людей здоровыми» [3].

Одной из основных задач является разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению, и развитию своего здоровья.

«Попутной задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья» [3].

«Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию» [3].

Н. М. Амосов писал: «Здоровье ради здоровья не нужно, оно ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье» [3].

В.А. Ананьев считает, что « Психология здоровья впитывает в себя все ценное, что помогает человеку возвыситься. Из восточных традиций могут быть заимствованы технические приемы, из христианства — методы духовного взросления человека» [3].

Источник

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «психология здоровья» обусловлена современным нарастанием нагрузки на нервную систему, психику человека. Информационный стресс, информационная зависимость, быстрый ритм жизни, негативная динамика межчеловеческих взаимоотношений (снижение уровня социальной поддержки, замкнутость, национальная, имущественная, религиозная разобщенность) – всё это формирует эмоциональное напряжение как один из факторов развития различных заболеваний. Жизнь в условиях неопределенности обусловливает психическую и психосоматическую патологию.

Цель: Рассмотреть основные положения психологии здоровья и их значение в выработке методов профилактики стрессов в студенческой среде.

Читайте также:  Место для укрепления здоровья

Задачи:

1. Изучить понятие психология здоровья;

2. Рассмотреть цели и задачи психологии здоровья;

3. Проанализировать факторы и раннюю профилактику психического здоровья студентов;

4. Представить методы профилактики стресса в студенческой среде;

5. Рассмотреть социальную поддержку как фактор психического здоровья студентов.

Великие мудрецы и пророки всех времен и народов в один голос твердили, что совершенствование человеческой личности — путь всеобщего спасения. Их не слушали, а если слушали, то не слышали. И сегодня, в очередном веке, приходится подводить неутешительные итоги. Ужас реальности атомной и экологической каиастрофы, грозящая выйти из под контроля СПИДа – вот плоды просвещенной деятельности человека разумного». И альтернатива: либо остаться темной, бездуховной, раздираемой злобой толпой и, погубив себя, таким образом, кануть небытие либо ценой невероятных усилий и труда, поднявшись над собой, превратиться в содружество развитых свободных личностей, обеспечив себе процветание на многие века. [1]

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, формируется научное направление – психология здоровья. Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии и является междисциплинарной наукой, привлекая для решения своих задач психологов, врачей, педагогов, социальных работников, социологов и др.

«Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития»[2].

«Здоровье даруется нам вместе с жизнью, как обычная функция или принадлежность — как дыхание, пищеварение, кровообращение, экскреция и т.д. Может быть, поэтому никто и не думает о здоровье, пока его не потеряет. Здоровье подчиняется общим законам, царящим во Вселенной, без знания и соблюдения которых жизнь невозможна. Поэтому каждый из нас обязан усвоить хотя бы то, что известно науке о человеке и его здоровье» [Майя Гогулан].

Поскольку человеческая жизнь является Высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье индивида в общественное богатство.

Ценность человеческой жизни является абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий существования любой другой ценности.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ

ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ

«Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития». Психология здоровья как новое научное направление связано с появлением профилактической медицины.[3]

Психология здоровья – это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению систем здравоохранения и формирование стратегии (политики) здоровья.

Психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до его смерти.

В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление проходит стадию своего становления.

К сожалению, современная медицина занимается не человеком, а его органами. Широкий поток лекарств и пищевых добавок от фарминдустрии через сеть аптек и врачей прямиком устремляется к пациентам. Сеть супермаркетов обрушивает на пищеварительную и иммунную системы человека продукты питания, собранные со всего мира, да и с добавкой всяких консервантов. Однако, как известно, пищеварительная система адаптирована только к местным продуктам питания. Нужны столетия, чтобы вновь приспособиться к глобальному питанию.

В.Н.Панкратов, в своей книге «Саморегуляция психического здоровья», указывает на то, что психологическая составляющая — основа здоровья личности: «если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться сохранять и оптимальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом, путем познания и улучшения психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, но и совершенствовать и человека, и его здоровье»[4]

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ

«Здоровье даруется нам вместе с жизнью, как обычная функция или принадлежность — как дыхание, пищеварение, кровообращение, экскреция и т.д. Может быть, поэтому никто и не думает о здоровье, пока его не потеряет. Здоровье подчиняется общим законам, царящим во Вселенной, без знания и соблюдения которых жизнь невозможна. Поэтому каждый из нас обязан усвоить хотя бы то, что известно науке о человеке и его здоровье» [Майя Гогулан].

Читайте также:  Основные социальные факторы здоровья реферат

Поскольку человеческая жизнь является Высшей ценностью, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье индивида в общественное богатство.

Всестороннюю полноту человеческой жизни как непреходящей ценности обуславливает здоровье, и наслаждение жизнью предполагает его наличие. Ценность человеческой жизни является абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий существования любой другой ценности.

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, формируется научное направление – психология здоровья. Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии и является междисциплинарной наукой, привлекая для решения своих задач психологов, врачей, педагогов, социальных работников, социологов и др.

«Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития»[5].

Психология здоровья как новое научное направление связано с появлением профилактической медицины.

В.А. Ананьев считает, что «главным продуктом психологии здоровья должно стать совершенствование личности, через это — укрепление здоровья и через все вместе взятое — повышение уровня качества жизни»[6].

В.Н.Панкратов, в своей книге «Саморегуляция психического здоровья», указывает на то, что психологическая составляющая — основа здоровья личности: «…если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться сохранять и оптимальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом, путем познания и улучшения психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать и человека, и его здоровье» [7].

Исходя из вышеизложенного, можно определить главную цель психологии здоровья, как «всестороннее совершенствование человека» (личности).

Для достижения этой цели ставятся теоретические и практические задачи, направленные не только на предупреждение развития психической и соматической патологии, но и на общее совершенствование личности.

В.А. Ананьев в книге «Психология здоровья» указывает на то, что «психология здоровья призвана формулировать человеческий способ бытия, определять русло, вектор движения, пространство бесконечного процесса становления человека, формировать «реальный идеал» человека и способствовать его достижению».

Он также отмечает: «Объектом психологии здоровья является, с известной долей условности, «здоровая», а не «больная» личность, из чего следует, что психология здоровья видит в качестве своей задачи то, как делать не больных людей здоровыми».

Одной из основных задач является разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению, и развитию своего здоровья.

«Попутной задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья».

«Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию»[8].

Н. М. Амосов писал: «Здоровье ради здоровья не нужно, оно ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье»[9].

Психология здоровья впитывает в себя все ценное, что помогает человеку возвыситься. Из восточных традиций могут быть заимствованы технические приемы, из христианства — методы духовного взросления человека.

Таким образом, основными задачами психологии являются:

— сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья;

— повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении отраслью психологических знаний и психической деятельностью;

— определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала;

— разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению, и развитию своего здоровья.

А так как, психология юношеского возраста – является одним из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии, во второй главе мы постараемся рассмотреть психологическое здоровье студентов.

Источник

Adblock
detector