Меню

Психология здоровья темы для доклада

Вопросы к зачету и темы рефератов по курсу «Психология профессионального здоровья»:

Страницы работы

Содержание работы

Вопросы к зачету по курсу: «Психология профессионального здоровья»:

1. Психология здоровья: основные понятия

2. Психическое здоровье и его критерии

3. Образ жизни. Качество жизни

4. Здоровый образ жизни

5. Понятие профессионального здоровья

6. Концепция профессионального здоровья

7. Психологическое обеспечение профессионального здоровья

8. Профессиональная пригодность

9. Профессиональная работоспособность

10. Функциональное состояние организма. Функциональные резервы организма

11. Надежность профессиональной деятельности

12. Психологические механизмы надежности

13. Стресс. Систематизация стрессоров в профессиональной деятельности

14. Факторы стресса в профессиональной деятельности менеджера

15. Профессиональные вредности и профессиональные патологии

16. Профессиональные деструкции (профессиональная деформация, синдром хронической усталости, синдром психического выгорания)

17. Кризисы профессионального развития и их роль в развитии профессиональных деструкций

18. Безопасность труда

19. Экстремальные условия деятельности и здоровье человека

20. Профессиональная реабилитация

· Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья. – СПб.: Речь, 2006

· Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2002

· Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб., 2005

· Гигиена. Учебник для вузов/ Под ред. Г.Н. Румянцева. – М., 2000

· Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. – СПб., 1999

· Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб., 2001

· Кокс Т. Стресс. – М., 1981

· Мариненко Н.В. Уроки безопасности. – М., 1991

· Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Под ред. Ю.Н. Голубева. – Л., 1989

· Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности

Темы рефератов по курсу «Психология профессионального здоровья»:

1. Три уровня рассмотрения категории «здоровья». Психическое здоровье и его критерии

2. Здоровый образ жизни как основа поддержания профессионального здоровья

3. Проблема профессионального здоровья: история становления и современное состояние

4. Концепция профессионального здоровья: содержание и основные положения

5. Профессиональное самоопределение и здоровье

6. Профессиональная подготовка и здоровье

7. Профессиональная адаптация и здоровье

8. Психологическая пригодность к профессии

9. Работоспособность как критерий профессионального здоровья

10. Функциональное состояние организма и функциональные резервы организма. Их связь с работоспособностью

11. Проблема надежности профессиональной деятельности

12. Профессиональный стресс

13. Стрессогенные факторы коммуникативной природы

14. Информационные факторы стресса

15. Стрессогенные факторы эмоционального характера

16. Физиолого-гигиенические факторы стресса

17. Управленческий стресс

18. Преодоление стресса в профессиональной деятельности

19. Профессиональные вредности и профессиональные патологии

20. Профессиональные деформации и их профилактика

21. Трудоголизм и синдром хронической усталости

22. Синдром психического выгорания и его профилактика

23. Роль безопасности труда в обеспечении профессионального здоровья

24. Влияние экстремальных условий деятельности на здоровье человека

25. Профессиональная реабилитация и ее основные компоненты

Контрольная работа по курсу «Психология профессионального здоровья»

ФИО ________________________________________________ курс _______________________

1. Какая категория образа жизни включает в себя: условия жизни; удовлетворенность работой; семейные отношения; социальное окружение и политэкономическую ситуацию в стране?

a) уровень жизни

d) качество жизни

2. Дайте определение: «Профессиональное здоровье – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какая фаза работоспособности характеризуется безошибочностью, точностью и быстротой выполняемых действий?

a) фаза врабатываемости

b) фаза устойчивой работоспособности

c) фаза падения работоспособности

4. Перечислите признаки падения работоспособности:______________________________

5. Безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности – это:

a) профессиональная работоспособность

c) надежность профессиональной деятельности

d) профессиональная пригодность

6. Какому из психологических механизмов надежности профессиональной деятельности отводится решающая роль?

d) потенциальные резервы человека

7. К какой группе стрессогенных факторов относятся: алгоритмизация и эвристичность?

8. Дайте определение: «Профессиональная деструкция – это_________________________

9. Перечислите несколько причин сознательного нарушения правил безопасной работы

10. Характеристиками «катастрофического» поведения в экстремальной ситуации являются:

a) мотивированность и организованность

b) немотивированность, но организованность

c) мотивированность, но дезорганизованность

d) немотивированность и дезорганизованность

Источник

Кафедра психологии и конфликтологии

Институт философии

Темы рефератов и вопросы к зачету по дисциплине «Психология здоровья и стресса», ГТ-191, 192

Темы рефератов для зачета

Вопросы к зачету по дисциплине «Психология здоровья и стресса», ГТ-191, 192

1.Здоровье как социальный феномен

2.Социальная структура и здоровье

3.Здоровье в территориальных общностях

4.Здоровье и социальные организации

5.Социальные изменения и здоровье общества

6.Система здравоохранения как институт социального контроля

7.Общее представление о психологической устойчивости

8.Факторы психологической устойчивости

9. Вера как опора психологической устойчивости. Религиозная ориентация личности

10.Доминанты активности как опоры устойчивости

11.Психологическая устойчивость как сопротивляемость

12.Предмет задачи и этапы становления науки о здоровье

13.Исторический аспект проблемы

14.Проблемы психологии здоровья

15.Модели здоровья и факторы его определяющие

16.Психологические типы как формы психического здоровья

17.Образ жизни и здоровье

18.Биологические ритмы жизнедеятельности человека.

19. Факторы, определяющие здоровье человека

20.Рациональное питание и здоровье.

21.Психологические факторы здоровья

Основные представления о здоровой личности

22.Представления о здоровой личности представителей различных психологических теорий.

23.Классификации уровней и типов психической саморегуляции: информационно – энергетический уровень саморегуляции

24.Классификации уровней и типов психической саморегуляции: мотивационный уровень саморегуляции

25.Классификации уровней и типов психической саморегуляции: эмоционально-волевой уровень саморегуляции

26.Классификации уровней и типов психической саморегуляции: самоисповедь как разновидность саморегуляции

27.Классификации уровней и типов психической саморегуляции: самоубеждение как специфический вид саморегуляции

28.Классификации уровней и типов психической саморегуляции: самоприказ как разновидность саморегуляции

29.Классификации уровней и типов психической саморегуляции: самоподкрепление и его роль в саморегуляции

30.Программа развития и формирования внутренней картины здоровья.

31.«Цветок потенциалов» личности

32.Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья

33.Предмет задачи и этапы становления науки о здоровье

34.Исторический аспект проблемы

35.Проблемы психологии здоровья

36.Модели здоровья и факторы его определяющие

37.Социальное неравенство и здоровье человека

38. Культура и здоровье человека

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Психология здоровья темы для доклада

Введение
. Понятие здоровья и психологии здоровья
. Психология здоровья: история становления и современное состояние
Заключение
Список используемой литературы

Исследования последних лет свидетельствуют, что особенности современной жизни приводят к эмоциональному напряжению человека, что становится одним из факторов развития различных заболеваний. По данным ВОЗ, за XX в. средний показатель нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 человек населения вырос более чем в 4 раза. При этом, проблема здоровья носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин. Среди них ведущее место принадлежит психологии здоровья — науки о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития [1].
За сравнительно короткий период психологии здоровья превратилась в обширную область исследований за рубежом. Большое внимание данной проблеме уделяли в своих трудах психологи и психиатры 3. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, А. Ассаджоли, К. Хорни, В. Франкл, Э. Эриксон, С. Гроф и др. [5].
В отечественных исследованиях эту проблему решали в рамках психологии, психиатрии и психопатологии С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, П.Б. Аннушкин Б.С. Братусь, Б.Д. Карвасарский, В.Н. Мясищев, И.В. Боев и т.д. Среди авторов более позднего периода можно отметить И.И. Шувалова, С.А. Аптаева, В.А. Холодову, Т.В. Благодарову, В.Н. Кудинова и др. Теоретические и эмпирические исследования психологического здоровья широко представлены учеными: И.В. Дубровиной, А.В. Петровской, А.В. Лосевым, М.Г. Ярошевским, Т.Ю. Артюховым, В.Э. Пахальяном, О.В. Хухлаевой. С 1989 года при факультете психологии СПбГУ Н.В. Ходыревой, а позднее — Г.С. Никифоровым, студентам читается курс «Психология здоровья» [7].
Цель данной работы: изучить историю становления и современное состояние психологии здоровья.
Основным источником написания послужили труды Г.С. Никифорова.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читайте также:  Как сберечь здоровье человека с детства до глубокой старости

1. Понятие здоровья и психологии здоровья

Быть здоровым — это естественное стремление человека. Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % — условия и образ жизни человека. Таким образом, исследования по проблемам здоровья человека свидетельствуют о том, что решающим фактором в его сохранении и укреплении является здоровый образ жизни — сложившаяся у человека рациональная организация бытовой, производственной и культурной сторон жизне-деятельности, позволяющая реализовать свой скрытый потенциал [2].
Следует заметить, что в 1980-х годах в научной литературе развернулась полемика относительно содержания понятия «здоровье». Вначале оно в основном соотносилось с физическим состоянием человека, но затем по мере развития общества и различных наук наполнялось новым содержанием. В настоящее время понятие «здоровье» соотносят с психическим состоянием человека, его образом жизни, а также уровнем духовного развития.
Так, в словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие». Согласно материалам ВОЗ, «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [2].
В современных научных исследованиях, определение здоровья во многом опирается на понятие «благополучие», что предполагает реализацию физических и духовных потенций человека. Г.С. Никифоров выделил четыре основные концептуальные модели определения понятия «здоровье»: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную:
первая модель — медицинская содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья;
вторая модель — биомедицинская характеризуется отсутствием у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья;
третья модель — биосоциальная включает биологические и социальные признаки. Эти признаки рассматриваются в единстве, но главными остаются социальные признаки;
четвертая модель — ценностно-социальная считает здоровье базовой человеческой ценностью, для полноценной жизни, удовлетворения духовных и моральных потребностей индивида. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ [10].
Проблема здоровья носит комплексный характер, и имеет свою специфику проявления: на физическом, психологическом и социальном уровнях: здоровье психический мышление
психическое здоровье в первую очередь зависит от головного мозга способности к мышлению и волевых качеств человека;
физическое здоровье — это нормальное состояние органов и всех систем, что в купе и составляет здоровье организма;
социальное (нравственное) здоровье определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. сознательное отношение к труду и деятельности коллектива, неприятие и неприязнь к привычкам, противоречащим моральным принципам.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что здоровый образ жизни это — соответствие моральным нормам, активная жизнедеятельность и труд, защита своего физического и психического здоровья. Осознание того, что здоровье в такой же мере психологическая проблема, как и физическая, послужило толчком к развитию новой области психологии — психологии здоровья, которая определяется как наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.
Психология здоровья рассматривается не как медицинское отношение, то есть отсутствие недостатков, а наличие некоторых преимуществ и возможностей. Обоснованием психологии здоровья является, понимание психического здоровья не негативным образом, а позитивным — как возможность к постоянному развитию и развитию личности. Она изучает здоровую личность, учитывая разнообразие индивидуальных и социальных норм «здоровья» и «болезни». В.А. Ананьев считает, что «главным продуктом психологии здоровья должно стать совершенствование личности, через это — укрепление здоровья и через все вместе взятое — повышение уровня качества жизни» [1].
В.Н. Панкратов, в своей книге «Саморегуляция психического здоровья», указывает на то, что психологическая составляющая — основа здоровья личности: «…если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться сохранять и оптимальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом, путем познания и улучшения психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать и человека, и его здоровье [9].
Исходя из вышеизложенного, можно определить главную цель психологии здоровья, как «всестороннее совершенствование человека»: поддержание и укрепление естественного здоровья, открытие новых возможностей организма с опорой на духовные основы и психологический фактор. Однако, проблемы сохранения и укрепления всех аспектов здоровья людей остаются и сегодня нерешенными.
Так, среди основных теоретических проблем психологии здоровья, вызывающих интерес исследователей выделяют следующие [11]:
оценка роли поведения в причине развития болезней;
предотвращение нездорового поведения;
изучение взаимосвязи между психологией и физиологией (например, ощущение боли может усиливаться из-за тревоги и ослабевать под влиянием возбуждения или других факторов);
оценка роли психологии в переживании болезни, изучение роли психологии в лечении болезни;
изучение мотивов поведения человека, ориентирующих его на поддержание здорового поведения.

2. Психология здоровья: история становления и современное состояние

В последние 20 лет в нашей стране и за рубежом формируется новое научное направление — психология здоровья. Хотя, как самостоятельная область знания, психология здоровья начала оформляться уже во второй половине прошлого века, продолжая интенсивно развиваться, в современной психологии она выдвинулась на одно из ведущих мест.
В тоже время, в историческом плане, многие положения, на которые опирается современная психология здоровья, как теоретического, так и практического плана, берут свое начало в глубинах восточной традиции, в рамках которой особая роль принадлежит индо-тибетской медицине: Аюрведе, Чжуд-ши и йоге. В первую очередь к ним следует отнести концепцию целостного подхода при лечении и оздоровлении человека, рассматривающую его в единстве с окружающей средой; предоставление человеку необходимых для собственного оздоровления знаний и практик; основные положения здорового образа жизни, ведущая роль в котором отводится психологическому началу; учение о том, что психика и тело взаимодействуют, что в их гармонии заключается одно из главных условий здоровья человека; представления о био- и психоэнергетическом потенциале человека [6].
И хотя XX в. в целом отмечен возрастающей ролью психологии в обеспечении здоровья, в изменении взглядов на соотношение между психикой и телом, предпосылки формирования психология здоровья относятся к 1920-м годам, когда в США и некоторых странах Западной Европы возник повышенный интерес и к психологии, и к научно обоснованным возможностям укрепления здоровья человека.
Согласно современным американским и английским учебникам психологии здоровья, история ее становления выглядит следующим образом. В 1930-е годы ряд исследователей обратил внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом направлении привели к появлению новой научной области: психосоматической медицины, а в 1938 году начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина».
Через год исследования в этой области привели к созданию «Американского психосоматического общества», которое в течение первых 25 лет своего существования, трактовку заболеваний вела преимущественно с психоаналитических позиций, поскольку психосоматическая медицина опирается главным образом на медицинские дисциплины и особенно на психиатрию.
В 1960-е годы в недрах психосоматической медицины формируются подходы и теории, предполагающие взаимосвязь с одной стороны психологических и социальных факторов, а с другой физиологических функций — соответственно рассматривается влияние этой взаимосвязи на процесс развития и течения заболеваний.
В итоге в начале 1970-х годов появилась новая научная отрасль, направленная на изучение роли психологии в этиологии заболеваний, получившая название поведенческой (бихевиоральной) медицины. В рамках ее было показано, что взаимосвязь между психикой и телом куда более непосредственная и всеобъемлющая, чем считалось прежде. Поведенческая медицина сосредоточилась не только на лечении, но и на предупреждении болезней. Помимо медицины она опирается на такие науки, как психология, педагогика, социология. В ней используются методы поведенческой терапии, модификации поведения (например, при лечении гипертонии, ожирения, наркомании). В конце 1970-х годов был учрежден «Журнал бихевиоральной медицины» и соответствующее общество [7].
Примерно в это же время возникает еще одна область исследований, полностью принадлежащая психологии, которая и получила название «психология здоровья». В 1978 году в Американскую Психологическую Ассоциацию было введено Отделение «Психология здоровья»; с 1982 года начал выходить журнал «Психология здоровья».
Содержание психологии здоровья было впервые изложено в 1980 году Дж. Матараццо, который и возглавил исследования в этом направлении. В целом, и психосоматическая и поведенческая медицина, и психология здоровья, при всей специфичности собственных подходов сходятся на том, что здоровье и болезнь есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Эта идея получила отражение в «биопсихосоциальной модели», предложенной в 1977 г Д. Энджелом, которую он сам же дополнил и уточнил в 1980 г.
Таким образом, за сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в обширную область исследований. Этому факту свидетельствует большое количество литературы, разработок посвященных данной проблематике.
В США внедрено уже более 5000 программ по охране психического здоровья. В настоящее время в США каждый десятый психолог занимается той или иной проблемой психологии здоровья. Каждая третья статья в основных англоязычных психологических журналах посвящена различным аспектам психологии здоровья. По этому направлению издаются специальные журналы, выпускаются учебники и монографии. Его широкой практической реализации подчинены различные организационные решения.
Например, в Великобритании принят документ «Здоровье нации», а в Европе похожая инициатива, нацеленная на улучшение психического и физического здоровья популяции, получила название «Здоровье для всех». Постоянно пополняется перечень уже функционирующих клиник и центров психического здоровья, группы оказания самопомощи в укреплении собственного здоровья распространяются по всему западному миру. Большинство профессиональных психологов здоровья работают в больницах, клиниках, на кафедрах университетов, в научных лабораториях и центрах здоровья [7].
В России психология здоровья как самостоятельное научное направление началось с 1990-х годов, и все еще утверждается. Однако интерес к проблеме психического здоровья человека проявился со стороны российских ученых значительно раньше. Так впервые на государственное значение вопроса охраны здоровья и здорового образа жизни еще в середине XVII в. обратил внимание М.В. Ломоносов, который обосновал в своих трудах пути и способы психического и физического оздоровления российского народа. В регламентах московской и академической гимназий мы находим его указания по организации правильного режима питания и его полноценности, распорядку дня и расписанию занятий, о медицинской помощи учащимся.
Вопросами охраны здоровья активно занимались первые русские профессора-энциклопедисты (С.Г. Зыбелин, Н.М. Максимович-Амбодик, С. Ели, А.П. Протасов). В своих работах они заложили основы физического воспитания и закаливания, питания и гигиены детей. В образовательных учреждениях их идеи развивали такие общественные деятели, как И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. Так, Н.И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1788) ставит вопрос о гармоническом сочетании умственного и физического образования и их объеме в зависимости от возраста ребенка.
С конца XVIII — начала XIX в. большое значение приобретает практическая деятельность врачей закрытых детских учреждений. Они не только занимались лечением больных учащихся, но и проводили гигиенические мероприятия, следили за режимом дня, питанием, физическим воспитанием детей, условиями обучения и проводили мероприятия по борьбе с заразными болезнями, тем самым прокладывая первые пути здорового образа жизни.
Наиболее яркие представители второй половины XIX в. — Э. Бок, Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, Ш. Отто, С.Ф. Хотовицкий, Н.И. Быстров, К.А. Раухфус, И.М. Сеченов, Н.И. Пирогов, Н.К. Добролюбов, Ф. Шольц, деятельность которых способствовала выдвижению проблематики здорового образа жизни на первый план, стали более широко рассматриваться понятие «здоровье» и вопросы влияния на организм человека факторов окружающей среды.
На рубеже XIX-XX вв. выпускается очень много научно-популярной литературы, посвященной пропаганде здорового образа жизни, санитарно-гигиеническим аспектам здорового образа жизни (Ш. Северин, Гоппе-Зейлер, Л.И. Ляховский, Л. Гданский, Т.С. Клеустон, С. Ершов, П.И. Орлов, 3. Бертух, П. Зиттлер, А. Гамалей, О. Бронштейн и др.). В 1898 г. в России впервые переводится учебное пособие «Первые понятия о том, как живет наше тело, что для него вредно и полезно», которое ориентирует на изучение собственного организма.
Проблемам антиалкогольного воспитания учащейся молодежи были посвящены работы Г.Ф. Маркова, Л. Линдрума и др. Тогда же в первой российской Сергиевской школе в тот период проводилась апробация предлагаемых учеными воспитательных приемов, создавались первые педагогические рекомендации по методике обучения трезвости. Создание здоровой атмосферы в учебных заведениях издавна рассматривалось как неотъемлемая и важнейшая предпосылка формирования здорового образа жизни.
В 1914 г. С. Успенский написал «Школу трезвости. Популярный учебник трезвости для начальных училищ» в форме бесед, конечная цель которых — закрепить в сознании учащихся гибельные последствия потребления спиртных напитков и положительные качества трезвости. Во введение к курсу ставились такие вопросы: для чего человек ест; давались краткие сведения о существе полезных (вода, молоко) и вредных веществ (алкоголь, спирт, которые изготовители, не стесняясь, «сдабривали ядовитыми маслами и составами, лишь бы достичь желанного вкуса и цвета»).
Огромная заслуга в развитии психологии здоровья и привлечении внимания широкой общественности к этой проблемы принадлежит академику В.М. Бехтереву. Его доклад «Личность и условия ее развития и здоровья», с которым он выступил в сентябре 1905 г. в Киеве на 2-м съезде российских психиатров, имел большой резонанс в обществе и стал программным для последующего развития психологии здоровья. Особое внимание в своём докладе В.М. Бехтерев уделил влиянию социальных факторов на здоровье личности. Невежество, несовершенство и недостаток образования — главные условия неполноценного развития личности. Ученый делает вывод, что «рациональное воспитание должно развивать в ребенке тот бодрый дух, который столь необходим в борьбе с житейскими невзгодами. Изложенные в работе основные положения концепции здоровой личности оказались провидческими и получили убедительное подтверждение в последующем развитии наук о человеке, что немаловажно для формирования здорового образа жизни в целом [7].
В 1907 г. В.М. Бехтерев основал и возглавил Психоневрологический институт, а в 1918 г. — Институт по изучению мозга и психической деятельности. В основу этих научно-учебных заведений он положил идею изучения личности в ее здоровом и болезненном состоянии. Впервые в мировой научной практике учёный подходит к решению поставленных задач с позиций комплексного подхода — вопросы развития личности и обеспечения ее здоровья изучаются в тесной взаимосвязи в человеке биологического, психологического и социального начал. Это нашло свое отражение в структуре созданных им институтов, ориентированных на всестороннее исследование человека — от морфологии и биохимии мозга, анатомии и физиологии нервной системы и вплоть до социальных аспектов поведения личности.
Таким образом, тема психического здоровья была поставлена в ряд первоочередных задач. В 1989 г. при факультете психологии Санкт-Петербургского университета была открыта первая в России кафедра психологии здоровья, что позволило расширить возможности по разработке этого направления.
С момента открытия кафедры стало понятно, что для качественного овладения новой дисциплиной студенты нуждаются в систематизированном теоретическом и практическом материале. В течении ряда лет была опубликована серия логически взаимосвязанных изданий, в которых впервые в современной психологии осуществлена попытка изложить в развернутом виде концепцию психологического обеспечения здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути.
В 1991 г. была напечатана коллективная монография сотрудников кафедры под названием «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности», в которую вошла и глава, посвященная психологии здоровья. В ней обсуждались вопросы психологического обеспечения здорового образа жизни, профессионального здоровья, профессионального долголетия и др. В том же году в журнале «Вестник ЛГУ» была опубликована статья доцентов кафедры Н.Е. Водопьяновой и Н.В. Ходыревой «Психология здоровья» — это была одна из первых попыток отечественных авторов проанализировать состояние психологии здоровья на то время, сформулировать ее основные задачи.
В 1996 г. выходит наша монография «Надежность профессиональной деятельности», в которой излагают свою позицию по ряду основополагающих для теории и практики психологии здоровья вопросов, рассматривая в том числе сам феномен здоровья, критерии психического и социального здоровья.
В 1998 году выходит первое отечественное учебное пособие по психологии здоровья В.А. Ананьева. В 1999 году появляется весьма монография профессора И.Н. Гурвича «Социальная психология здоровья», в которой автор представил не только результаты собственных исследований, но и систематизировал обширный зарубежный опыт последних десятилетий.
В 2000 г. вышла в свет коллективная монография «Психология здоровья», в написании которой приняли участие главным образом сотрудники факультета психологии. В 2002 г. было опубликовано учебное пособие «Психология здоровья». В 2003 г. выходит первый в России учебник «Психология здоровья». В 2005 г. выходит «Практикум по психологии здоровья», в 2006 г. «Психология здоровья: методология, теория и практика», в 2007 г. — психологический практикум «Диагностика здоровья», а в 2009 г. «Психология здоровья: новое научное направление». В настоящее время базовый курс по психологии здоровья читается на факультетах психологии университетов, в педагогических институтах [10].
Следует отметить, что для отечественной психологии характерен особый, отличающийся от мировой психологической традиции, подход к проблемам здоровья. Так, Г.С. Никифоров рассматривает психологию здоровья, проблемное поле которой включает критерии психического и социального здоровья, психологические факторы здорового образа жизни, методы мотивирования к здоровому образу жизни, психологические механизмы здорового поведения, факторы, влияющие на отношение к здоровью, методы профилактики психических и психосоматических заболеваний, а также состояний предболезни личности, разработку концепций здоровой личности, разработку индивидуально ориентированных оздоровительных программ, определение психологических механизмов стрессоустойчивости. В отличие от Дж. Матараццо Г.С. Никифоров не включает в актуальные проблемы психологии здоровья совершенствование системы оказания медицинской помощи.
Подводя итог, можно сказать, что современная психология вплотную приблизилась к пониманию необходимости психологического сопровождения человека на протяжении его жизненного пути. Усиление интереса к психологии здоровья вселяет уверенность в том, что уже в обозримой перспективе она станет одним из авангардных направлений российской психологической науки. Разработка и внедрение программ позволит более эффективно предупреждать и лечить многие заболевания, а также оказывать помощь пациентам и улучшать работу медиков.

Читайте также:  Дайте определение понятия физическое здоровье психологическое здоровье нравственное здоровье

Психология здоровья представляет собой науку, предметом изучения которой выступают психологические процессы здоровья и болезни. Согласно ей, физическое состояние здоровья или болезни определяется не только биологическими процессами, но и психологическими факторами.
Эта отрасль психологической науки является сравнительно молодой, но перспективной. Рассматривая причины формирования определенного состояния здоровья, она направлена на разработку методов сохранения и поддержания здорового состояния. На передний план в психологии здоровья выходит забота о здоровье здорового человека.
Как самостоятельное научное направление стала развиваться в 1970-1980-х гг.:
в 1973 г. — по поручению руководства Американской психологической ассоциации формируется рабочая группа для определения перспективных направлений исследований в области здоровья;
в 1975 г. — создается группа по психологии здоровья, президентом которой избран У. Шоффилд;
в 1978 г. — основано самостоятельное подразделение психологии здоровья;
в 1979 г. — опубликована первая монография по психологии здоровья под редакцией Дж. Стоуна, Н. Адлер и Ф. Коэна;
в 1982 г. — вышел в свет первый номер журнала «Психология здоровья»;
в 1986 г. — создано Европейское общество психологии здоровья.
Отечественная психология здоровья как самостоятельное направление начала развиваться на несколько десятилетий позже, чем за рубежом. Первые публикации, в которых шла речь о психологических факторах здоровья, относятся к концу 1980-х гг. В 1991 г. в Вестнике Ленинградского университета публикуется статься Н.В. Водопьяновой и Н.Е. Ходыревой «Психология здоровья», в которой был представлен анализ современных зарубежных исследований на эту тему. Первая докторская диссертация (И.Н. Гурвич) защищена в 1990 г. При этом, для отечественной психологии характерен особый, отличающийся от мировой психологической традиции, подход к проблемам здоровья.
Для большинства отечественных авторов наиболее важной задачей представляется исследование здоровья как целостного, интегративного состояния личности, включающего в себя психологический и духовно-нравственный компоненты.

Читайте также:  Поздравляем с днем рождения желаем крепкого здоровья проза

Список используемой литературы

1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1 / В.А. Ананьев. — СПб.: Речь, 2006. — 384 с.
. Валеология. Курс лекций / сост. О.Н. Московченко, Т.А. Катцина, А.К. Дашкова. — Красноярск, 2007. — 95 с.
. Дмитриева Н.Б. Психология здоровья личности. Учебное пособие / Н.Б. Дмитриева. — Казань: ТГГПУ, 2010. — 61 с.
. Зеленцова Т.В. Психологическое здоровье личности: разнообразие подходов / Т.В. Зеленцова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. — Новосибирск: СибАК, 2012. — С. 144-149.
. Москвина М.В. Теория и практика психологического здоровья для педагогов образовательных учреждений: учебное пособие / М.В. Москвина. — М.: Нобель Прес, 2013. — 324 с.
. Никифоров Г.С. Восточная традиция и западная психология здоровья / Г.С. Никифоров // Вестник СПб. ун-та. — 2015. — № 1. — С. 7-17.
. Никифоров Г.С. Психология здоровья в России: становление и современное состояние / Г.С. Никифоров // Вестник Санкт-петербургского университета. — 2012. — № 1. — С. 38-47.
. Никифоров Г.С. У истоков психологии здоровья / Г.С. Никифоров // Вестник СПб. ун-та. — 2009. — № 4. — С. 211-220.
. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство / В.Н. Панкратов. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 352 с.
. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.
. Фролова Ю.Г. Психология здоровья: пособие / Ю.Г. Фролова. — Минск: Выш. школа, 2014. — 255 с.

Источник

Adblock
detector