Меню

Психология здоровья список литературы

Психология здоровья список литературы

1. Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды / Под ред. Н.М. Сараева. — М.: Ленанд, 2013. — 552 c.
2. Болотов, Б. Здоровье человека в нездоровом обществе / Б. Болотов. — СПб.: Питер, 2019. — 512 c.
3. Болотов, Б. Здоровье человека в нездоровом обществе. Авторская редакция / Б. Болотов. — СПб.: Питер, 2013. — 704 c.
4. Болотов, Б. Здоровье человека в нездоровом мире / Б. Болотов. — СПб.: Питер, 2018. — 512 c.
5. Болотов, Б. Здоровье человека в нездоровом мире / Б. Болотов. — СПб.: Питер, 2013. — 512 c.
6. Болотов, Б.В. Здоровье человека в нездоровом мире / Б.В. Болотов. — СПб.: Питер, 2013. — 512 c.
7. Болотов, Б.В. Здоровье человека в нездоровом мире / Б.В. Болотов. — СПб.: Питер, 2018. — 112 c.
8. Елисеева, О.И. Происхождение рака. Новое в науке о здоровье и жизни человека / О.И. Елисеева. — СПб.: ИГ Весь, 2015. — 208 c.
9. Карев, В.М. Ужин отдай врагу. И другие мифы о теле и здоровье человека / В.М. Карев. — СПб.: Питер, 2011. — 224 c.
10. Кибардин, Г. Магниты и здоровье человека / Г. Кибардин. — М.: Амрита-Русь, 2014. — 128 c.
11. Кибардин, Г.М. Магниты и здоровье человека / Г.М. Кибардин. — М.: Амрита-Русь, 2011. — 128 c.
12. Лазарев, С. Здоровье человека.Встреча науки и религии / С. Лазарев. — М.: Диля, 2017. — 208 c.
13. Павлов, В.И. Вселенская чистота сознания и здоровье человека. Исцеление с помощье мыслеформ и энергии Космоса / В.И. Павлов. — Пенза: Золотое сечение, 2009. — 316 c.
14. Павлов, В.И. Гармония и здоровье. Система диагностики и исцеления человека / В.И. Павлов. — Пенза: Золотое сечение, 2008. — 336 c.
15. Раскостов, В.А. Скрижали богов. Абсолютное здоровье и долголетие человека. Уникальная система исцеления и оздоровления / В.А. Раскостов. — Пенза: Золотое сечение, 2009. — 448 c.
16. Розин, В.М. Психика и здоровье человека / В.М. Розин. — М.: КД Либроком, 2010. — 224 c.
17. Розин, В.М. Психика и здоровье человека / В.М. Розин. — М.: КД Либроком, 2018. — 224 c.
18. Саламатов, В.Е. Лекарство от стресса: Нервно-психическое здоровье человека / В.Е. Саламатов. — СПб.: ТИД Амфора, 2013. — 64 c.
19. Такахаши, Ю. Секрет долголетия 100-летнего человека. Опыт жителей страны восходящего солнца как сохранить здоровье и ничего не забывать: 100 лет не предел / Ю. Такахаши. — М.: Эксмо, 2018. — 352 c.
20. Яшин, Я.И. Чай. Химический состав чая и его влияние на здоровье человека / Я.И. Яшин, А.Я. Яшин. — М.: ТрансЛит, 2010. — 160 c.

Источник

Литература по дисциплине «Психология здоровья»

Главная > Литература

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Учебная литература по дисциплине «Психология здоровья»

Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

Водопьянова Н.Е., Ходырева Н.В. Психология здоровья // Вестник ЛГУ. – Серия 6. – Вып. 4. – 1991. – с. 50 – 58.

Войтенко В.П. Здоровье здоровых: Введение в саналогию. – Киев: Здоров’я, 1991. – 248 с.

Дальке Р. Болезнь как символ. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2003. – 192 с.

Дилтс Р. и др. Убеждения. Путь к здоровью и благополучию. – Том 1. – Портленд, Орегон: МЕТАМОРФОЗ ПРЕСС. – 175 с.

Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья и психосоматический потенциал индивида // Психогенные и психосоматические расстройства: Тезисы научной конференции. — Т.1. – Тарту, 1988. — С. 201 – 204.

Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: учеб. пособие / под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. — СПб: СПбГТУ, 2001. – 348 с.

Никифоров Г.С. Психология здоровья / Учеб. пос. – СПб.: Речь, 2006. – 607 с.

Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств / ВОЗ. – М.: Смысл, 2002. – 127 с.

Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2005. – 350 с.

Профилактика, сохранение и укрепление здоровья: систематика и общие аспекты // Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У.Бауманна.- СПб.:Питер, 2002. – с. 466-497.

Психологические методы обретения здоровья: хрестоматия / Сост. К.М. Сельченок. Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 720 с.

Психология здоровья: Учебник для вузов / Ред. Г.С. Никифоров. — СПб.: Питер., 2003. — 606 с.

Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. Сельченок К.В. – Минск: Харвест, 2005. – 640 с.

Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.

Социальная психология здоровья и болезни. / И.Б. Бовина – 2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 263 с.

Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.

Теппервайн К. Психосоматика, отношения и здоровье. – М.: АСТ, Астрель, 2004. – 224 с.

Читайте также:  Тяжесть вреда здоровью степень инвалидности

Фролова Ю.Г. Психосоматика и психология здоровья: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: ЕГУ, 2003. – 172 с.

Уоттлс У., Пауэлл Дж. Искусство быть здоровым. – СПб.: Питер, 1997. – 128

Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М.: Медицина, 1997. – 265 с.

Белинская Е.П. Человек в изменяющемся мире – социально-психологическая перспектива. — М.: Прометей, 2005. – 319 с.

Бурбо Лиз. Пять травм, которые мешают быть самим собой / Пер. с англ. под ред. И. Старых. – Киев: «София»; М.: ИД «Гелиос», 2003. – 176 с.

Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. – Ростов-на-Дону: Мини Тайп, 2005. – 479 с.

Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. — СПб: Изд-во СПбГУ, 1999. – 1023 с.

Гусев В.Ю. Средство от болезней. – М.: АСТ; Астрель, 2007. – 190 с.

Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. – Москва-Косторма: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Костромской государственный педагогический университет, 1996. – 248 с.

Кнастер М. Мудрость тела. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 496 с.

Леви В.Л. Ближе к телу. – М.: Метафора, 2009. – 224 с.

Леви В.Л. Ошибки здоровья. – М.: Торобоан, 2004. – 416 с.

Лоуэн А. Физическая динамика и структуры характера / Пер. с англ. Е.В. Поле под ред. А.М. Боковикова. – М.: Издательская фирма «Комапняи ПАНИ», 1996. – 320 с.

Минченков А.В., Елпидифоров Н.Б. Методы структурной психосоматики. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. – 410 с.

Оден М. Первичное здоровье. Проект нашего выживания. – М.: 1987.

О’Коннор Д., Мак-Дермотт Я. НЛП и здоровье. Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 1998. – 240 с.

Посттравма: диагностика и терапия / Под ред. О.В. Бермант-Поляковой – СПб.: Речь, 2006. – 248 с.

Рейнуоттер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. – М.: Прогресс, 1992. – 47 с.

Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Кентавр. – № 22. – 2000. – С. 36-46.

Ромицына Е.Е. Здоровье глазами детей: Опыт психологического анализа детских рисунков // Вопросы психологии. – №1. – 2006. – С. 39-47.

Саймонтон К., Саймонтон С. Как снова стать здоровым. – Ташкент: «Путь», 1995. – 200 с.

Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига: Виеда, 1992. – 109 с.

Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII-Х симпозиумов. Часть 3 / Ред. колл. А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др. — М.: РАГС, 2005. – 228 с.

Созонтов А.Е. Проблема здоровья с позиций гуманистической психологии // Вопросы психологии. — №3. – 2003. – С. 92-101.

Социальные проблемы медицины // Под ред. А.Я.Боярского, Б.Я. Смулевича. — М.: Мысль, 1968. – 126 с.

Тхостов А.Ш. Болезнь как семиотическая система // Вестник МГУ. – Серия 14. – № 1. – 1993. – С. 3-16.

Источник

5 книг о психическом здоровье и его расстройствах

Судя по объему появившейся в последнее время научно-популярной литературы по вопросам психического здоровья, тема эта сегодня сверх востребованная и сверх популярная, а потому самое время поговорить о книгах на тему «Как не сойти с ума».

Среди этих книг есть очень достойные внимания, а есть те, которые как йогурты, не все одинаково полезны и хороши 🙂

Собственно по этому, я выбрала 5, прекрасных на мой взгляд, и рекомендую их для прочтения, если Вам интересно разобраться в том, с чего начинаются проблемы с психикой, что такое тревожность, невроз, депрессия и т.д.

Начать можно вот с чего:

Книга эта написана выпускниками Высшей школы экономики, которые, не имея профессионального медицинского или психологического образования, настолько здорово разобрались в том, что является вариантом психической нормы, в чем суть психических расстройств и что является их биохимической причиной, что даже смогли об этом четко, доступно и корректно написать.

Начинается книга с рассмотрения того, что является психической нормой и какие изменения в поведении указывают на отклонения от нее. Далее рассматривается специфика депрессии, биполярного, антисоциального, пограничного расстройств, тревожности, синдрома дефицита внимания, синдрома Аспергера, шизофрении. В отдельную главу выделены советы по тому, что делать если что-то пошло не так: куда бежать, как может проходить лечение, как могут развиваться события в зависимости от обстоятельств и т.п.

В общем, книгу эту вполне можно назвать «ликбезом по психиатрии» для непосвященных в которой все с чуством, толком, расстановкой.

Легкая, даже забавная книга, написанная Мэттом Хейгом (тем самым, который является автором мировой бестселлер «Мальчик по имени Рождество») от первого лица. В ней он рассуждает на тему как жить в мире процветающей паники, когда вокруг тебя масса причин быть тревожным и практически ни одного повода чтобы стать расслабленным и спокойным.

Он пишет о своем опыте проживания тревожных состояний и о приемах, помогающих их облегчить, перечисляет причины, делающие нас несчастными и находит причины стать счастливыми, составляет свой «список утопических заповедей», позволяющих не сойти с ума в интернете, и говорит о том, как найти баланс между реальной жизнью и цифровой реальностью. Он рассуждает о влиянии новостей на наше поведение, о важности сна, мобильных телефонах, одиночестве в толпе и многом другом.

Читайте также:  Примеры увольнения по состоянию здоровья

Если кратко выразить главную мысль книги «Планете нервных», пожалуй, она может прозвучать как «Не сравнивайте себя с другими людьми», хотя, безусловно, ее текст гораздо более многогранен :).

3. Что нас не убивает. Новая психология посттравматического роста

Эта книга Стивена Джозефа, одного из самых известных в мире специалистов в области травмы, о том как жить «после». В основу этой книги лег 20-ти летний практический опыт Стивена, в течение которых он работал в качестве психотерапевта с людьми, пережившими очень трагические события, занимался научным исследованием травмы и, проанализировав существующие подходы, предложил свой метод работы с посттраматическим стрессовым расстройством (ПТСР).

Собственно поэтому книга и ценна. С одной стороны она дает представление о ПТСР, о том, что такое травма, что чувствуют и как живут люди после трагического опыта. Информация на эту тему подается доступно, с использованием примеров из жизни, но в то же время корректно, с сохранением врачебной тайны. В то же время много внимания в книге уделено теоретической и практической информации на эту тему.

По сути, эту книгу вполне можно использовать как терапевтическую (ни коим образом НЕ отменяющую работу с живым специалистом). В ней прописаны эмоциональные последствия травмы и их влияние на физическое самочувствие, причины и специфика протекания неврозов, механизм возникновения ПТСР после травмы, симптоматика и, что особенно важно, на мой взгляд- пути выхода, приемы, позволяющие восстановиться после тяжелой ситуации и жить дальше.

Все четко, по существу, с уместными примерами, внушительным списком литературы и даже кратким конспектом рекомендаций о том, как наиболее эффективно можно восстановиться после травмы!

4. Тревожный мозг

Эту книгу написал американский психотерапевт Джозеф Аннибали в свойственной им, американским психотерапевтам манере: очень просто, с множеством примеров из личной практики, железобетонным вектором в направлении «все будет очень хорошо» и обилием списков по тому что нужно делать для того, чтобы «все хорошо» наступило как можно скорее.

Собственно, этими списками эта книга и ценна. В ней, разумеется, есть информация и о причинах психических расстройств, и о их типологии, но особенно хороши рекомендации о том, как с точки зрения психотерапии следует работать с негативом (11 пунктов), как практиковать осознанность (6 пунктов с множеством подпунктов) и как можно помочь пациентам с СДВГ, тревожностью, депрессией, ОКР, ПТСР, зависимостью, по каждому из которых приводится свой список рекомендаций.

Эта книга- своего рода справочник на тему «как лучше себя вести», чтобы оставаться в здравом уме и трезвой памяти и помочь тому, кто рядом.

5. Эластичность. Гибкое мышление в эпоху перемен

Книга Леонарда Млодинова о мышлении и о том, как не сойти с ума в мире с безумным ритмом жизни и огромными потоками информации, сваливающейся на голову буквально каждую минуту. Основной акцент в книге сделан на различии логического (рационального, аналитического) и эластичного мышления и на том, какой тип мышления становится доминирующим в эпоху экспоненциально накапливающегося знания.

Эта книги их сферы теории познания и механизмов функционирования сознания, это не психотерапия, а потому фокус внимания в ней смещается в сферу принятия решений, их механизма и причин.

А еще, здесь немного о том зачем мы думаем, как мы делаем выбор, откуда возникают идеи, какова роль искусства в процессе мышления, как мы наполняем смыслом утверждения и можно ли говорить об иерархии мозга и многом другом.

Эта книга- новинка 2020 г. Очень актуальная и, мне кажется, с будущим бестселлера 🙂

Источник

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ РАЗНЫХ АВТОРОВ

В настоящее время возникла проблема с обозначением понятия психологическое здоровье. Это обусловлено тем, что сталкиваются утверждения от необходимости и продуктивности использования данного понятия до полного отрицания его правомерности. Главным дискуссионным вопросом выступает отделение психологического здоровья от психического, с выделением компонентов, критериев, характеристик, объекта и предмета исследования, анализа функциональной стороны в контексте личности и ее развития в онтогенезе.

Впервые термин психологическое здоровье встречается в работах И.В. Дубровиной (1987). Пытаясь разобраться в сути психологической службы, автор отметила необходимость выделения нового термина, в основе которого будет заложена личность в целом, находясь в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа [6, c . 52]. Это вызвано ограниченным пониманием термина психическое здоровье, направленного на изучение отдельных психических процессов и механизмов. Главная цель психологического здоровья заключается в нахождение индивидом удовлетворяющее его места в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируются на каждой возрастной ступени. По мнению автора, область психологического здоровья затрагивает такие направления в формировании личности, как поведение, основывающееся не только на внешних, но и на внутренних ориентирах, свободу мысли и инициативность, увлеченность той или иной сферой деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям [6, c . 58].

Читайте также:  Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Наиболее полной и структурированной гуманистической концепцией здоровья считается концепция А. Маслоу о «психически здоровом индивиде». В работах А. Маслоу в основном описываются две составляющие психологического здоровья, к которым относятся самоактуализация (самореализация) и стремление к гуманистическим ценностям. По мнению автора, необходимым условием самоактуализации является нахождение человеком верного представления о самом себе, при этом самоактуализирующей личности присуще умение принять других людей, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество и склонность к творчеству [5, c . 30]. Люди, которые достигли вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья. Так же одним из условий формирования психологически здоровой личности, по мнению А. Маслоу, является стремление к гуманистическим ценностям, которые формируются через самоактуализацию [;30].

О. В. Хухлаева (2001) описывает психологическое здоровье, как необходимое условие полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. психологическое здоровье – это прижизненное образование, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде [7]. Определение, выделенное автором, носит широкий смысл, затрагивая весь онтогенез человека.

Большое внимание анализу понятия психологическое здоровье уделил В.А. Ананьев (2006). По мнению автора, одни исследователи рассматривают психологическое здоровье как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова), другие, как баланс между различными аспектами личности человека (Р. Ассаджиоли), между потребностями индивида и общества, который поддерживается постоянными усилиями (С. Фрайберг), третьи акцентируют внимание на функциях психологического здоровья, а именно, на поддержании равновесия между личностью и средой, адекватной регуляции поведения и деятельности человека, способности противостоять жизненным трудностям без отрицательных последствий для здоровья (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, П. Бейкер) [2, c .39]. Разнообразие в трактовка позволяют предположить, что психологическое здоровье затрагивает разные области личностного развития человека. Так потребности между индивидом и обществом могут включать в себя коммуникативную, экономическую, социальную, бытовую, профессиональную или духовную сферы. Под различными аспектами личности также подразумевается множество понятий от развития высших психических процессов до социализации индивидуума. Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова задают определяющие направления, но также не раскрывают их.

В.А. Ананьев полагает, что психологическое здоровье необходимо раскрывать через зрелую личность. Но зрелая личность многолика, что также не позволяет конкретизировать понятие психологическое здоровье. Автор считает, что психологическое здоровье ребенка отличается от психологического здоровья взрослого совокупностью личностных новообразований [2, c .42].

По мнению О. В. Лебедева (2013), термин «психологическое здоровье» связывает две науки, психологию и медицину, так как любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии человека [4, c. 33]. Медицина отслеживает изменения на уровне физиологических показателей, психология – психологических.

Л. Р. Кашкарева (2013) под психологическим здоровьем понимает оптимальное функционирование всех психических структур человека, необходимых для текущей жизнедеятельности, динамической гармонии человека, подразделяющуюся на внешнюю (между человеком и окружающими его людьми, природой, космосом) и внутреннюю (физическое тело, его мысли и чувства), обеспечивающую активный динамический баланс между человеком и окружающей средой [3, c. 425].

Наличие разнообразных трактовок термина психологическое здоровье показывает необходимость конкретизации данного определения. Можно отметить сходство в характеристиках психологического здоровья некоторых авторов. И. В. Дубровина и О. В. Хухлаева подчеркивают значимость духовно-нравственной стороны, указывают на важность гармоничного развития возрастных и индивидуальных особенностей, а также новообразований и успешное прохождение кризисных периодов.

Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. – 2015. – № 2. – С. 67-95.

Кашкарева Л.Р. Диалектическая взаимосвязь между психическим и психологическим здоровьем человека как условиями его самореализации субъекта жизни // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. Том 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С. 424-428.

Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 3-1. – С. 33-37.

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Издат. группа «Евразия» , 1997. – 430 с.

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с.

Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: дисс. . д-ра. пед. наук. – Москва, 2001. – 299 с.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда гуманитарных исследований (проект №17-06-00967 ОГН «Психологическое здоровье и когнитивная деятельность младших школьников с факторами риска дизонтогенеза в условиях современной образовательной среды»).

Источник

Adblock
detector