Психология здоровья, Никифоров Г.С., 2006
Психология здоровья, Никифоров Г.С., 2006.
Первый в России учебник `Психология здоровья` посвящен новому, интенсивно развивающемуся направлению исследований. Обсуждаются основные этапы становления психологии здоровья и ее предметная область. Само понятие здоровья трактуется как системный феномен. В книге рассматриваются слабо разработанные в зарубежной и отечественной психологии здоровья проблемы: критерии психического и социального здоровья, вопросы психологического обеспечения профессионального здоровья и долголетия человека. Учебник предназначен студентам, аспирантам и преподавателям факультетов психологии университетов. Он может быть интересен и полезен философам, педагогам, врачам, социальным работникам — всем, чьи профессиональные интересы так или иначе связаны с темой здоровья.
Психология здоровья.
Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания. Однако следует вспомнить, что интерес к одной из центральных ее проблем — проблеме психического здоровья личности — проявился со стороны российских ученых значительно раньше. Огромная заслуга в ее постановке и привлечении к ней внимания широкой общественности принадлежит академику Владимиру Михайловичу Бехтереву (1857-1927), по праву занимающему одно из первых мест в ряду корифеев русской научной мысли. Его авторское наследие поражает воображение не только объемом созданного, но и широтой распределения творческой активности. Его перу принадлежат работы в области медицины, в том числе по морфологии мозга, психиатрии и медицинской психологии, детской психологии, педагогики, общей психологии, а также психологии личности. Значение трудов Бехтерева и созданной им научной школы, как свидетельствуют тенденции развития психологии на рубеже XXI в., обретают все большую притягательную силу.
Тему психического здоровья российского народа Бехтерев формулирует уже в самом начале своей творческой деятельности. В целом ряде выступлений и публикаций он проводит мысль о том, что борьба за свободу личности есть в то же время и борьба за ее здоровое развитие. Все творчество Бехтерева пронизано идеей «цельного» познания человека или, как принято говорить сегодня, целостного (холистического) подхода к его изучению. Личность, по Бехтереву, это человек со своим индивидуальным психическим укладом в единстве умственных и душевных качеств, активным отношением к окружающим его внешним условиям, способный к управлению своим поведением и собственной деятельности. Главное, что организует личность, — это ее направленность, т. е. то, что придает жизнедеятельности устремленный, нацеленный характер, что руководит мыслями, действиями и поступками.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 9
Раздел I. Психология здоровья: новое научное направление 11
Глава 1. Психология здоровья 12
История становления и современное состояние 12
Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры 19
Определение психологии здоровья и задачи исследования 26
Взаимосвязь с другими науками 28
Психологические факторы здоровья 31
Контрольные вопросы 39
Литература 40
Глава 2. Здоровье как системное понятие». 41
Значение здоровья и подходы к его определению 41
Идея системности в толковании понятия здоровья 44
Взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и болезни 50
Критерии психического и социального здоровья 55
Исследование представлений о критериях здоровья 61
Контрольные вопросы 66
Литература 66
Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье 67
Глава 3. Физическое здоровье 68
Понятие «физическое здоровье» 68
Факторы физического здоровья 70
Адаптационные резервы организма 73
Двигательная активность и физическое здоровье 79
Оценка и самооценка физического здоровья 81
Контрольные вопросы 88
Литература 88
Глава 4. Гармония личности 90
Здоровье и гармония 90
Понятие гармонии личности 91
Гармония внешнего и внутреннего пространства личности 92
Гармония личности как гуманитарная проблема. 93
Гармония отношений личности. 97
Гармония развития личности 98
Духовное бытие и смысл жизни личности 100
Контрольные вопросы 103
Литература 103
Глава 5. Психологическая устойчивость личности 104
Понятие «психологическая устойчивость» 104
Общее представление о психологической устойчивости 106
Составляющие психологической устойчивости 108
Вера как опора психологи ческой устойчивости 112
Вера в магические силы (магическая направленность сознания) 116
Религиозная ориентация 117
Доминанты активности как опоры психологической устойчивости 118
Психологическая устойчивость как сопротивляемость 120
Психологическая зависимость как следствие снижения устойчивости 122
Контрольные вопросы 124
Литература 124
Глава 6. Индивидуально-типологические аспекты психического здоровья 126
Общие положения 126
Психологические типы как формы психического здоровья 127
Акцентуации личности и психическое здоровье 134
Контрольные вопросы 141
Литература 142
Глава 7. Социальное здоровье 143
Здоровье как социальный феномен 143
Социальная структура и здоровье 151
Здоровье в территориальных общностях 161
Здоровье и социальные организации 165
Социальные изменения и здоровье общества 1 70
Система здравоохранения как институт социального контроля 172
Контрольные вопросы 173
Литература 174
Глава 8. Душевное здоровье и культура 176
Представления о душевном здоровье в истории европейской философии 176
Душевное здоровье и культура в трудах психологов. 202
Душевное здоровье и его культурная детерминация: динамическая концепция 216
Контрольные вопросы 228
Литература 229
Глава 9. Тендер и здоровье 230
Тенденции в здоровье мужчин и женщин 232
Тендерные предубеждения специалистов 235
Контрольные вопросы 240
Литература 240
Раздел III. Образ жизни 241
Глава 10. Здоровье и образ жизни 242
Понятие «образ жизни» 242
Основы рационального питания. 245
Личная гигиена и здоровье 252
Двигательная активность и здоровье 254
Кодекс здоровья. 259
Контрольные вопросы 262
Литература 262
Глава 11. Психология здорового образа жизни в контексте Нового Просвещения 264
Контрольные вопросы 273
Литература 274
Глава 12. Отношение к здоровью 275
Концепция «психология отношения» 276
Отношение к здоровью 279
Факторы, оказывающие влияние на отношение к здоровью. 283
Контрольные вопросы 291
Литература 291
Глава 13. Основы сексуального здоровья 292
Краткий исторический обзор 293
Понятие сексуального здоровья 296
Количественные основы сексуальности 299
Качественные основы сексуальности 302
Мужская и женская сексуальность . 303
Личностные особенности и сексуальность 307
Гармония и дисгармония сексуальных отношений 310
Профилактика сексуальных дисгармоний (Консультации по вопросам совершенствования сексуальных отношений) 314
Контрольные вопросы 319
Литература 320
Глава 14. Психологические аспекты эпидемии ВИЧ/СПИДа 321
Модели поведенческих изменений в свете проблемы ВИЧ/СПИДа 322
Сексуальность и СПИД 326
Психологические факторы рискованного поведения 332
Контрольные вопросы: 336
Литература 336
Глава15. Профилактическая наркология 337
Психологические основы первичной профилактики зависимостей. 337
Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей 340
Психологические модели аддиктивного поведения и пристрастия к наркотикам 343
Человечество без наркотиков? 346
Легальные наркотики 347
Табак 347
Алкоголь 349
Лекарства 357
Нелегальные наркотики 359
Личность и наркотики 361
Молодежь и риск употребления наркотиков 364
Факторы риска алкоголизации и наркомании среди подростков 365
Факторы зашиты 367
Спор о легализации 367
Политоксикомания 368
Созависимость 369
Контрольные вопросы 370
Литература 371
Интернет против наркотиков: 372
Приложение 372
«Групповой портрет» психоактивных вешеств 376
Ориентировочные индикаторы употребления наркотиков 381
Глава 16. Психическая саморегуляция и здоровье 386
Концепции психической саморегуляции 386
Виды психической саморегуляции 390
Контрольные вопросы 408
Литература 408
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье 409
Глава 17. Перинатальная психология 410
Перинатальная психология, психопатология и психотерапия 410
Влияние особенностей зачатия на развитие человека и его здоровье. 411
Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье 41 7
Влияние особенностей течения родов на развитие человека и его здоровье 422
Влияние особенностей раннего постнатального периода на развитие человека и его здоровье 424
Контрольные вопросы 429
Литература 4 29
Глава 18. Программы ранней помощи для детей от рождения до трех лет 430
Ранняя психотерапевтическая помощь 430
Социально-педагогическая ранняя помощь 432
Программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования 434
Контрольные вопросы 435
Литература 436
Глава 19. Внутренняя картина здоровья детей и подростков 437
Теоретико-методологические подходы к исследованию внутренней картины здоровья. 437
Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребенка 441
Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка 448
Роль семьи в формировании внутренней картины здоровья 453
Психологическая помощь детям и подросткам с искаженной внутренней картиной здоровья 457
Контрольные вопросы 463
Рекомендуемая литература 464
Глава 20. Психическое здоровье студентов 466
Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов 466
Стресс в студенческой среде 470
Ранняя профилактика психического здоровья студентов 475
Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов 476
Контрольные вопросы 479
Литература 480
Глава 21. Психология профессионального здоровья 481
Проблема профессионального здоровья: исторический аспект 481
Психологическое обеспечение профессионального здоровья 485
Профессиональное самоопределение 485
Профессиональная подготовка 486
Профессиональная адаптация 488
Надежность профессиональной деятельности 490
Стресс в профессиональной деятельности 495
Безопасность труда 503
Контрольные вопросы 506
Литература 506
Глава 22. Работоспособность как критерий профессионального здоровья 508
Понятие профессионального здоровья 508
Факторы профессиональной работоспособности. 509
Профессиональная реабилитация 513
Контрольные вопросы 516
Литература 517
Глава 23. Экстремальные условия деятельности и здоровье человека 518
Общая характеристика и классификация экстремальных условий деятельности 518
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций 521
Общая характеристика поведенческих и психических реакций человека в экстремальных ситуациях 526
Общая характеристика психогенных расстройств, возникающих при экстремальных ситуациях 533
Общее представление о деятельности в особых и экстремальных условиях 538
Особенности психогенных расстройств при деятельности в экстремальных условиях 541
Контрольные вопросы 546
Литература 546
Глава 24. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления 548
Феномен «выгорания» и его причины 548
Выгорание, «душевные потери» и здоровье личности. 559
Ресурсы стрессоустойчивости и преодоления выгорания 564
Личностные и социальные ресурсы преодоления выгорания 564
Модели преодолевающего поведения как ресурс стрессоустойчивости 567
Классификации типов ресурсов преодоления 567
Выгорание и теория «консервации ресурсов» 569
Личностные, поведенческие и социальные ресурсы и их взаимодействие с выгоранием 571
Контрольные вопросы 572
Литература 572
Глава 25. Психология старения и долголетия 574
Основные понятия геронтологии 574
Признаки психического старения 578
Профилактика старения 588
Контрольные вопросы 597
Литература 597
Алфавитный указатель 599.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология здоровья, Никифоров Г.С., 2006 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
«Н62 Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006.– 607 л: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). ISBN 5-318-00668-Х Первый в России учебник . »
Федеральная целевая программа «Культура России» Поддержка полиграфии и
Рецензенты:
Г. М. Яковлев, заведующий кафедрой психофизиологии и медицинской психологии
факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, доктор
медицинских наук, профессор, член-корреспондент Академии медицинских наук;
В. Н. Машков, заведующий кафедрой социальной антропологии и психологии
республиканского гуманитарного института (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор.
Н62 Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.:
Питер, 2006.– 607 л: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
ISBN 5-318-00668-Х Первый в России учебник «Психология здоровья» посвящен новому, интенсивно развивающемуся направлению исследований. Обсуждаются основные этапы становления психологии здоровья и ее предметная область. Само понятие здоровья трактуется как системный феномен. В книге рассматриваются слабо разработанные в зарубежной и отечественной психологии здоровья проблемы: критерии психического и социального здоровья, вопросы психологического обеспечения профессионального здоровья и долголетия человека. Учебник предназначен студентам, аспирантам и преподавателям факультетов психологии университетов. Он может быть интересен и полезен философам, педагогам, врачам, социальным работникам – всем, чьи профессиональные интересы так или иначе связаны с темой здоровья.
Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ: НОВОЕ НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
История становления и современное состояние
Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры
Определение психологии здоровья и задачи исследования
Взаимосвязь с другими науками
Психологические факторы здоровья
Глава 2. ЗДОРОВЬЕ КАК СИСТЕМНОЕ ПОНЯТИЕ
Значение здоровья и подходы к его определению
Идея системности в толковании понятия здоровья
Взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и болезни
Критерии психического и социального здоровья
Исследование представлений о критериях здоровья
Раздел II. ФИЗИЧЕСКОЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
Глава 3. ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Понятие «физическое здоровье»
Факторы физического здоровья
Адаптационные резервы организма
Двигательная активность и физическое здоровье
Оценка и самооценка физического здоровья
Глава 4. ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ
Здоровье и гармония
Понятие гармонии личности
Гармония внешнего и внутреннего пространства личности
Гармония личности как гуманитарная проблема
Гармония отношений личности
Гармония развития личности
Духовное бытие,и смысл жизни личности
Глава 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Понятие «психологическая устойчивость»
Обшее представление о психологической устойчивости
Составляющие психологической устойчивости
Вера как опора психологической устойчивости
Вера в магические силы (магическая направленность сознания)
Доминанты активности как опоры психологической устойчивости
Психологическая устойчивость как сопротивляемость
Психологическая зависимость как следствие снижения устойчивости
Глава 6. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.
. 92 Обшие положения
Психологические типы как формы психического здоровья
Акцентуации личности и психическое здоровье
Глава 7. СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
Здоровье как социальный феномен
Социальная структура и здоровье
Здоровье в территориальных общностях
Здоровье и социальные организации
Социальные изменения и здоровье общества
Система здравоохранения как институт социального контроля
Глава 8. ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ И КУЛЬТУРА
Представления о душевном здоровье в истории европейской философии
Душевное здоровье и культура в трудах психологов
Душевное здоровье и его культурная детерминация: динамическая концепция
Глава 9. ТЕНДЕР И ЗДОРОВЬЕ
Тенденции в здоровье мужчин и женщин
Тендерные предубеждения специалистов
Раздел III. ОБРАЗ ЖИЗНИ
Глава 10. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ
Понятие «образ жизни»
Основы рационального питания
Личная гигиена и здоровье
Двигательная активность и здоровье
Глава 11. ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Глава 12. ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ
Концепция «психология отношения»
Отношение к здоровью
Факторы, оказывающие влияние на отношение к здоровью
Глава 13. ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
Краткий исторический обзор
Понятие сексуального здоровья
Количественные основы сексуальности
Качественные основы сексуальности
Мужская и женская сексуальность
Личностные особенности и сексуальность
Гармония и дисгармония сексуальных отношений
Профилактика сексуальных дисгармоний (Консультации по вопросам совершенствования сексуальных отношений)
Контрольные вопросы:
Глава 14. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭПИДЕМИИ ВИЧ/СПИДА
Модели поведенческих изменений в свете проблемы ВИЧ/СПИДа
Сексуальность и СПИД
Психологические факторы рискованного повеления
Контрольные вопросы:
Глава 15. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ НАРКОЛОГИЯ
Психологические основы первичной профилактики зависимостей
Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей. 258 Психологические модели алликтивного повеления и пристрастия к наркотикам
Основные принципы первичной профилактики зависимого повеления («Концепции профилактики.».»)
Человечество без наркотиков?
Личность и наркотики
Молодежь и риск употребления наркотиков
Факторы риска алкоголизаиии и наркомании среди подростков
Спор о легализации
Глава 16. ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ И ЗДОРОВЬЕ
Концепции психической саморегуляции
Виды психической саморегуляции
Раздел IV. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Глава 17. ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Перинатальная психология, психопатология и психотерапия
Влияние особенностей зачатия на развитие человека и его здоровье
Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье. 316 Влияние особенностей течения ролов на развитие человека и его здоровье
Влияние особенностей раннего постнатального периода на развитие человека и его здоровье
Глава 18. ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПОМОШИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХ ЛЕТ.
. 327 Ранняя психотерапевтическая помощь
Социально-педагогическая ранняя помощь
Программа ранней помоши в дошкольном учреждении системы образования
Глава 19. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Теоретико-методологические подходы к исследованию внутренней картины здоровья. 332 Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребенка
Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка
РОЛЬ семьи в формировании внутренней картины здоровья
Психологическая помощь детям и подросткам с искаженной внутренней картиной здоровья
Глава 20. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ
Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов
Стресс в студенческой среде
Ранняя профилактика психического здоровья студентов
Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов
Глава 21. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
Проблема профессионального здоровья: исторический аспект
Психологическое обеспечение профессионального здоровья
Надежность профессиональной деятельности
Стресс в профессиональной деятельности
Глава 22. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНААЬНОГО ЗДОРОВЬЯ.
. 385 Понятие профессионального здоровья
Факторы профессиональной работоспособности
Глава 23. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.
. 392 Обшая характеристика и классификация экстремальных условий деятельности
Обшая характеристика чрезвычайных ситуаций
Обшая характеристика поведенческих и психических реакций человека в экстремальных ситуациях
Обшая характеристика психогенных расстройств, возникающих при экстремальных ситуациях
Обшее представление о деятельности в особых и экстремальных условиях
Особенности психогенных расстройств при деятельности в экстремальных условиях. 409 Контрольные вопросы
Глава 24. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И РЕСУРСЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ.
. 415 Феномен «выгорания» и его причины
Выгорание, «душевные потери» и здоровье личности
Ресурсы стрессоустойчивости и преодоления выгорания
Выгорание и теория «консервации ресурсов»
Личностные, поведенческие и социальные ресурсы и их взаимодействие с выгоранием. 431 Контрольные вопросы
Глава 25. ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ
Основные понятия геронтологии
Признаки психического старения
Предисловие Здоровье – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с окружающим миром, возможную утрату профессиональной дееспособности, а в целом – вынужденную коррекцию планов на будущее.
Здоровье – это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровнях рассмотрения. Проблема здоровья носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин. Среди них одно из ведущих мест по праву принадлежит психологии здоровья. Без преувеличения можно сказать, что психология здоровья сегодня – это перспективная, быстро развивающаяся область знания, которая предполагает специальную подготовку психологов для практической работы в этом направлении.
Данный учебник – первая попытка в отечественной психологии представить теоретические и прикладные вопросы психологии здоровья как нового научного направления. Главный акцент в этой области знания должен делаться не столько на самом факте уже заявившей о себе той или иной психической болезни (что традиционно входит в компетенцию клинической психологии, психиатрии и психопатологии), сколько на изначальном формировании здоровой психики и поддержке ее функционирования.
Поэтому на передний план выходит профилактика физического, психического и социального здоровья, забота о здоровье ради здорового человека. В стратегическом отношении принципиально большего эффекта следует ожидать, если сосредоточить все необходимое на предотвращении самих причин, порождающих психические заболевания.
В учебнике прослеживается история становления психологии здоровья, раскрывается предметная область ее исследований, рассматривается взаимосвязь с другими науками. Приводится аргументация в пользу того, что наиболее перспективным подходом к определению здоровья является отнесение его к категории системных понятий. Следуя этой отправной точке зрения, анализируется специфика проявления физического, психологического и социального здоровья. Одна из центральных тем психологии здоровья, которой в учебнике уделяется специальное внимание, – это формирование у человека органической потребности в здоровом образе жизни и соответствующих формах его обеспечения. И наконец, впервые делается попытка показать возможность и необходимость решения главной задачи психологии здоровья как самостоятельной научной дисциплины, а именно: раскрыть, по возможности, психологическое обеспечение здоровья на основных этапах жизненного пути человека.
В написании учебника приняли участие следующие авторы: доцент Л. И. Августова (гл. 25, совместно с Г. С. Никифоровым); профессор В. А. Ананьев (гл. 1, § 1,3 и 4 совместно с Г. С. Никифоровым, гл. 13,15); доцент Р. А. Березовская (гл. 12, совместно с Г. С. Никифоровым); доцент Н. Е. Водопьянова (гл. 24); профессор И. Н. Гурвич (гл. 7);
профессор Д. Н. Давиденко (гл. 3 и 10); профессор О. И. Даниленко (гл. 8); доцент И. В.
Добряков (гл. 17); ассистент О. П. Исакова (гл. 14); профессор Л. В. Куликов (гл. 4 и 5);
профессор А. Г. Маклаков (гл. 23); доцент И. И. Мамайчук (гл. 19); профессор Р. Ж.
Мухамедрахимов (гл. 18); профессор Г. С. Никифоров (гл. 1, § 1,3 и 4 совместно с В. А.
Ананьевым; гл. 2; гл. 12 совместно с Р. А. Березовской; гл. 16 совместно с С. М.
Шингаевым; гл. 21; гл. 25 совместно с Л. И. Августовой); профессор Б. В. Овчинников (гл.
6); профессор Т. И. Ронгинская (гл. 20); профессор Л. Г. Татарникова (гл. 1, § 2; гл. 11);
доцент Н. В. Ходырева (гл. 1, § 5; гл. 9); доцент С. М. Шингаев (гл. 16 совместно с Г. С.
Никифоровым); профессор В. И. Шостак (гл. 22).
Профессор Г. С. Никифоров
Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ: НОВОЕ НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ История становления и современное состояние Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания. Однако следует вспомнить, что интерес к одной из центральных ее проблем – проблеме психического здоровья личности – проявился со стороны российских ученых значительно раньше. Огромная заслуга в ее постановке и привлечении к ней внимания широкой общественности принадлежит академику Владимиру Михайловичу Бехтереву (1857-1927), по праву занимающему одно из первых мест в ряду корифеев русской научной мысли. Его авторское наследие поражает воображение не только объемом созданного, но и широтой распределения творческой активности. Его перу принадлежат работы в области медицины, в том числе по морфологии мозга, психиатрии и медицинской психологии, детской психологии, педагогики, общей психологии, а также психологии личности. Значение трудов Бехтерева и созданной им научной школы, как свидетельствуют тенденции развития психологии на рубеже XXI в., обретают все большую притягательную силу.
Тему психического здоровья российского народа Бехтерев формулирует уже в самом начале своей творческой деятельности. В целом ряде выступлений и публикаций он проводит мысль о том, что борьба за свободу личности есть в то же время и борьба за ее здоровое развитие. Все творчество Бехтерева пронизано идеей «цельного» познания человека или, как принято говорить сегодня, целостного (холистического) подхода к его изучению. Личность, по Бехтереву, это человек со своим индивидуальным психическим укладом в единстве умственных и душевных качеств, активным отношением к окружающим его внешним условиям, способный к управлению своим поведением и собственной деятельности. Главное, что организует личность, – это ее направленность, т. е. то, что придает жизнедеятельности устремленный, нацеленный характер, что руководит мыслями, действиями и поступками.
Программным для последующего развития психологии здоровья стал доклад на тему «Личность и условия ее развития и здоровья», с которым Бехтерев выступил в сентябре 1905 г. в Киеве на 2-м съезде российских психиатров. Вслед за ученым остановимся кратко на основных положениях этого доклада, дополнив их некоторыми суждениями, высказанными им в ряде публикаций в начале XX в.
Первое и важное условие правильного развития личности – природа организма, наследие его отцов или те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности. Биологическая наследственность передает из поколения в поколение внешние формы человеческой личности, те биохимические процессы, которые лежат в основе ее внутренней организации, находя отражение в особенностях темперамента и характера.
Еще один фактор связан с условиями зачатия и развития человеческого организма.
Неблагоприятные условия зачатия и развития плода влекут за собой дегенеративные особенности потомства, которые в конце концов сводятся к разложению личности и к ее упадку. Причинами такого исхода могут быть плохая наследственность родителей, их (или одного из них) алкоголизм или физические недостатки, болезнь матери во время зачатия и беременности, а также тяжелые физические и психические моменты в течение беременности. Если физическое развитие организма от природы слабо выражено и ребенок с самого раннего возраста уязвим к целому ряду инфекционных болезней, не обеспечен достаточным и правильным питанием, то процесс полного расцвета личности, ее совершенствования уже будет в той или иной мере задержан.
Экономические условия – одна из главных причин, оказывающих влияние на развитие личности. Неудачная экономическая политика обрекает народ на борьбу за существование, за право на жизнь. Неблагоприятные экономические условия, в том числе недостаточное питание населения, приводят к физическому ослаблению организма, истощению его болезнями, нарушению правильного, полноценного развития психики и личности в целом, распространению душевных заболеваний.
Алкоголизм – один из злейших факторов, несущий в себе реальную угрозу распада личности. Алкоголь парализует сферу чувств, снижает нравственные, интеллектуальные и волевые качества человека, подрывает в корне основные устои личности и является в то же время одной из важнейших причин, приводящих к развитию душевных болезней, вырождения и преступности. При этом борьба с пьянством в народе, подчеркивает Бехтерев, останется бессильной до тех пор, пока государственный бюджет будет искать свою опору в тех огромных доходах, которые извлекаются из народного обращения в счет потребления им спиртных напитков.
Трудолюбивая, умеренная и долгая жизнь по правилам гигиены есть цель, к которой следует стремиться человеку. Жизнь по правилам гигиены представляет собой одно из средств для осуществления лучших моральных идеалов, ибо она дает возможность беспрерывного умственного и морального самоусовершенствования, для которого телесное благополучие – одно из необходимых условий. Без него недостижимо главное: гармония души и тела. Общество должно прежде всего побеспокоиться о создании здоровых условий для жизнедеятельности личности. В обеспечении физического и психического здоровья людей государство обязано взять на себя главную ответственность. Под контролем и при активном участии государства должны проводиться в жизнь не только пропаганда здорового образа жизни, но и необходимые оздоровительные мероприятия. Среди них Бехтерев важнейшее значение придает вопросам психогигиены и профилактики психических заболеваний, охраны здоровья.
Основы будущей личности закладываются еще в дошкольном возрасте и связаны, прежде всего, с правильным и рациональным воспитанием ребенка с первых дней его жизни. Правильно поставленное воспитание играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении физического и психического здоровья.
Воспитание должно создавать личность самостоятельную, инициативную, разумно критичную к себе и ко всему окружающему. Нравственное воспитание личности предусматривает развитие чувства социальной любви и сострадания, правды и уважения ко всему общественно ценному, долга и ответственности. Не меньшего внимания заслуживает также и верное направление умственного развития. Как для правильного развития тела необходимо правильное питание, так и для умственного развития личности требуется предоставление ей пищи духовной.
Неоспоримо значение воспитания в отношении приучения человека к труду, порядку, физическим упражнениям и гигиене. Физическое воспитание способствует не только укреплению тела, но и развитию энергетического потенциала человека, его решительности, стойкости и воли.
Несмотря на благоприятную наследственность и столь же благоприятные дальнейшие жизненные условия, душевное нездоровье может развиться под влиянием негативных воспитательных условий, в которых проходит раннее детство. Дурные примеры старших способствуют формированию нездоровых привычек у детей, вызывают у них утрату душевного равновесия, развитие навязчивых состояний, различных форм душевного недуга, если они своевременно не устранены. Психическое здоровье нередко подрывается вследствие нарушения основных правил гигиены, слишком изнеженного воспитания, затрудняющего формирование адаптационных возможностей личности к внешним условиям жизни.
Невежество, несовершенство и недостаток образования – главные условия неполноценного развития личности. Безграмотность, говорит Бехтерев, есть умственная слепота, а личность непросвещенного народа мало возвышается над проявлением животной жизни. Он формулирует самые общие и основные условия, на которые должно опираться рациональное обучение. Оно должно быть:
всеобщим и бесплатным;
соотнесенным с возрастом, физическим состоянием и развитием организма обучаемого;
учитывать особенности психического склада обучаемого;
основано не столько на шаблонном заучивании готовых форм, сколько на развитии личности с критическим складом ума и самостоятельным отношением к окружающей действительности.
Личность – существо социальное. Всегда и везде она является продуктом биосоциальных условий, обязанная своим происхождением, с одной стороны, биологическому наследству, полученному от предков, а с другой – социальным условиям окружающей среды, социальной наследственности, благодаря которой из рода в род передаются все приобретения жизненного опыта предшествующих поколений. Без социальной среды нет и не может быть личности. Человек воспитывается в ней со дня рождения: в кругу семьи, близких родственников и людей, в школьной среде, среди своих товарищей, еще позднее черпает свой жизненный опыт в профессиональном окружении.
Внутренний облик личности определяется в значительной мере обществом, его интересами, обычаями и другими общественными установлениями. Поведение личности подчинено законам общества. Самобытное развитие личности лучше всего обеспечивается полной свободой в ее взглядах и стремлениях, не нарушающих вместе с тем интересы других и особенно интересы общества как целого.
Правильное развитие и социальное здоровье личности – основа государственного благосостояния страны. Неудовлетворительные условия общественной жизни подтачивают душевное здоровье личности. Нет полного развития личности там, где нет общественной деятельности: ее отсутствие порождает праздность, бездеятельность, нравственное и физическое вырождение, умственный и физический упадок; личность останавливается в своем развитии, становится пассивным членом общества.
Правильно организованная общественная деятельность на началах самоуправления есть лучшая школа для полноценного, здорового развития и воспитания личности. Это возможно только в условиях гласной критики и общественного контроля.
Свобода совести, слова, печати, союзов, собраний, неприкосновенность прав человека – все это необходимые предпосылки формирования свободной личности. Борьба за свободу личности есть в то же время и борьба за правильное и здоровое ее развитие.
Естественно, что личная свобода и местное самоуправление должны быть строго согласованы с интересами общества в целом.
Каждый человек – деятель, творец и созидатель будущего. Совершенствование личности идет то быстрее, то медленнее, но безостановочно, всю жизнь до ее конечного предела. Каждый миг ее жизни есть только ступень для поднятия вверх к высшим формам проявления индивидуальности. В этом состоит основной закон нормального развития человеческой жизни. Надо признать, что границ совершенствования личности не существует. Все наши усилия должны быть направлены на непрерывное совершенствование своей собственной личности в соответствии с интересами человеческой общности.
Приведенные выше основные мысли Бехтерева относительно условий формирования здоровой личности и главенствующей роли социального начала в жизнедеятельности человека существенно опередили во времени довольно близкие по смыслу рассуждения, представленные в последующем в зарубежной психологии, прежде всего в гуманистической.
В целом XX в. был отмечен возрастающей ролью психологии в обеспечении здоровья, в изменении взглядов на соотношение между психикой и телом1. В 1930-е гг.
многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом направлении Е. P. Sarafino. Health Psychology. Biopsychosocial interaction. N.Y., 1998; J. Ogclen. Health Psychology.
привели к появлению новой научной области: психосоматической медицины. В 1938 г.
начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Через год эта область исследований трансформировалась в общество, которое сегодня называется «Американское психосоматическое общество». В течение первых 25 лет его существования трактовка заболеваний велась преимущественно с психоаналитических позиций. Психосоматическая медицина опирается главным образом на медицинские дисциплины и особенно на психиатрию.
В 1960-е гг. в недрах психосоматической медицины формируются подходы и теории, предполагающие взаимосвязь психологических и социальных факторов, с одной стороны, и физиологических функций – с другой. Соответственно рассматривается влияние этой взаимосвязи на процесс развития и течения заболеваний. В итоге в начале 1970-х гг. появилась научная отрасль, направленная на изучение роли психологии в этиологии заболеваний. Она получила название поведенческой (бихевиоральной) медицины. В рамках ее было показано, что взаимосвязь между психикой и телом куда более непосредственная и всеобъемлющая, чем было принято считать прежде.
Поведенческая медицина сосредоточилась не только на лечении, но и на предупреждении болезней. Помимо медицины она опирается на такие науки, как психология, педагогика, социология. В ней используются методы поведенческой терапии, модификации поведения (например, при лечении гипертонии, ожирения, наркомании). В рамках этого направления была разработана и терапевтическая техника «биологическая обратная связь», эффективность которой подтвердилась при лечении гипертонии, головной боли и других заболеваний. В конце 1970-х гг. был учрежден «Журнал бихевиоральной медицины» и соответствующее общество.
Примерно в это же время возникает еще одна область исследований, полностью принадлежащая психологии. Она получила название психология здоровья. Отделение «Психология здоровья» было открыто в Американской психологической ассоциации в 1978 г. С 1982 г. выходит журнал «Психология здоровья».
Психосоматическая и поведенческая медицина, психология здоровья при всей специфичности собственных подходов сходятся на том, что здоровье и болезнь есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Эта идея получила отражение в «биопсихосоциальной модели», предложенной в 1977 г. Д.
Энджелом, которую он сам же дополнил и уточнил в 1980 г. Эта модель тоже характерным образом отвечает на ряд вопросов.
Что вызывает болезнь? Человек – сложная система, и болезнь может быть вызвана множеством факторов:
биологическим (например, вирусы, бактерии, структурные дефекты, генетика);
психологическими (представления, эмоции, поведение);
социальными (нормы поведения, семья, референтные группы, работа, принадлежность к социальному классу, принадлежность к этнической группе и др.).
Кто ответствен за болезнь! Человек не рассматривается как пассивная жертва.
Осознание, например, роли поведения в возникновении болезни означает то, что на людей может быть возложена ответственность за их здоровье и болезни.
Как лечить болезни? Лечение должно быть целостным (холистический подход), а не касаться только отдельных биологических изменений, которые имели место при заболевании. Это может найти отражение в изменении поведения, коррекции в сфере представлений, формировании стратегии согласия с медицинскими рекомендациями.
Кто ответствен за лечение! Поскольку лечат человека, а не только конкретные заболевания его организма, следовательно, пациент тоже несет часть ответственности за свое излечение, изменение собственных представлений и поведения.
Какое взаимодействие между здоровьем и болезнью? Понятия «здоровье» и «болезнь» следует рассматривать как полюсы континуума, в котором их соотношение представлено в разной степени. На полюсе благополучия доминирующим состоянием является здоровье. На противоположном полюсе преобладает болезнь, в пределе переходящая в летальный исход. Приближение к этому полюсу сопровождается нарастанием деструктивных процессов, которые порождают характерные признаки, симптомы и недомогания. Люди перемещаются по этому континууму от здоровья к болезни и наоборот.
Какая связь между психикой и телом? Психика и тело взаимодействуют.
Психология здоровья рассматривает психологические факторы не только как возможные последствия болезни, но и как факторы, вносящие вклад в ее этиологию.
Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный бум, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки и т. д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к эмоциональному напряжению, которое становится одним из факторов развития различных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за XX в. средний показатель распространенности нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 человек населения вырос более чем в 4 раза.
Увеличивается не только количество больных в обществе, но и темпы роста этих расстройств. Если раньше в нашей стране, регистрировалось от 5 до 10 больных на 1000 человек, то в последние десятилетия эти цифры достигли 29-33. Тесная связь нервнопсихических нарушений с психогенными факторами и усложнившимися социальными условиями современной жизни приводит к значительному росту числа неврозов и расстройств личности (при относительной стабильности психозов), в этиологии которых наибольшее значение имеют факторы эндогенной природы. По данным мировой статистики, в настоящее время расстройства личности составляют 40%, неврозы – 47%, а эндогенные психозы – 13% от общего числа нервно-психических заболеваний. Эти цифры говорят сами за себя.
Эксперты ВОЗ отмечают заметное распространение нервно-психических расстройств у детей и подростков. Невротические и неврозоподобные состояния составляют 63 случая на 1000 детей. В нашей стране стойкие психические расстройства регистрируются примерно у 15% детей. По данным Института социально-политических исследований РАН, число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1-3-х классах до 16% в 9-11-х классах. В общем, за период обучения состояние здоровья учащихся, по свидетельству Минздрава РФ, ухудшается в 4-5 раз, а 85% неуспевающих – это больные дети.
Возрастающее значение психических факторов в возникновении, течении, компенсации и декомпенсации различных соматических болезней определяет одну из особенностей психологии здоровья – ее «неспецифичность». Сейчас уже не вызывает сомнений, что не менее 30% (а по некоторым данным – не менее 50%) обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники и стационары, – по существу, практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в определенной коррекции эмоционального состояния.
Статистика свидетельствует, что лиц, не страдающих какими-либо психическими нарушениями, т. е. «абсолютно здоровых», в настоящее время насчитывается в среднем лишь 35%. По данным разных авторов, от 22 до 89% населения – люди с предболезненными состояниями (донозологические формы психической дезадаптации). Однако половина носителей психической симптоматики, согласно мнению экспертов, не нуждается в психиатрической помощи. Они самостоятельно адаптируются к среде и, возможно, нуждаются только в психологическом консультировании.
В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление еще только проходит начальную стадию своего становления. В связи с этим уместно отметить, что тема психического, в том числе и профессионального, здоровья была поставлена в ряд первоочередных задач, на решении которых сосредоточился коллектив созданной в 1989 г. кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности (заведующий кафедрой профессор Г. С. Никифоров) при факультете психологии Санкт-Петербургского госуниверситета. В 1991 г. вышла коллективная монография сотрудников кафедры «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности», в которой психологии здоровья была посвящена отдельная глава. Ее содержание касалось вопросов психологического обеспечения здорового образа жизни, психогигиены профессиональной деятельности, профессионального долголетия и др. Тогда же в журнале «Вестник ЛГУ» была опубликована статья доцентов упомянутой выше кафедры Н. Е. Водопьяновой и Н. В. Ходыревой «Психология здоровья». В сущности, это была одна из первых попыток отечественных авторов проанализировать состояние психологии здоровья, сформулировать ее основные задачи исследования. К числу основополагающих вопросов теоретических основ психологии здоровья относятся раскрытие с системных позиций самой сущности понятия здоровья, а также критериев оценки и самооценки физического, психического и социального здоровья. Первые попытки осмысления этих вопросов были представлены в ряде публикаций [7,8, 9].
В последние годы в нашей стране уже издано несколько учебных пособий по психологии здоровья [1, 4, 10]. В 1999 г. появилась весьма обстоятельная монография профессора И. Н. Гурвича «Социальная психология здоровья», в которой автор представил не только результаты собственных исследований, но и систематизировал обширный зарубежный опыт последних десятилетий [6]. В 2000 г. издательство СанктПетербургского госуниверситета выпустило в свет первую коллективную монографию «Психология здоровья», авторами которой стали ведущие петербургские специалисты в этой области. В апреле 2000 г. в Санкт-Петербурге прошла первая конференция, посвященная вопросам психического здоровья. Очевидное усиление интереса к проблематике психологии здоровья – и не только со стороны представителей психологической науки – дает все основания полагать, что уже в обозримой перспективе она станет одним из авангардных направлений российской психологии.
В целом за сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в обширную область исследований. Об этом свидетельствуют и некоторые цифры. Если в 1975 г. в США было внедрено 200 программ по охране психического здоровья, то в 1990 г.
их было уже более 5000. Они приносят значительный экономический эффект. В настоящее время в США каждый десятый психолог занимается той или иной проблемой психологии здоровья, а каждая третья статья в основных англоязычных психологических журналах посвящена различным аспектам этой области. По этому направлению издаются специальные журналы, выпускаются учебники и монографии. Его широкой практической реализации подчинены различные организационные решения. Например, в Великобритании принят документ «Здоровье нации», а в Европе подобная инициатива, нацеленная на улучшение психического и физического здоровья популяции, получила название «Здоровье для всех».
Постоянно пополняется перечень уже функционирующих клиник и центров психического здоровья, группы оказания помощи и самопомощи в укреплении собственного здоровья распространяются по всему Западу.
Наряду с основательной общепсихологической подготовкой специалисты в области психологии здоровья должны получать углубленные знания и в вопросах психогигиены, психопрофилактики, а также психосоматического здоровья и психотерапии. Большинство профессиональных психологов здоровья работают в больницах, клиниках, на кафедрах колледжей и университетов, в научных лабораториях, центрах здоровья и психологического консультирования, кабинетах психологической разгрузки, семьи и брака, эстетотерапии, школах самосовершенствования.
Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры Интерес к здоровью и здоровому образу жизни закономерен для России. Забота о здоровье берет начало в народной культуре. Как народная песня не утеряла своего значения для современного музыкального творчества, так и самобытные народные подвижные игры, развлечения, пляски, русская закаливающая баня и купание занимали определенное место в системе физического воспитания. Народная мудрость вошла в такие памятники отечественной медицины и педагогики, как «Поучение» Владимира Мономаха (XI в.), «Домострой» (XV-XVI вв.), «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого (XVII в.), «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717), «Регламент, или Устав духовной коллегии» Феофана Прокоповича (1721). Например, в «Регламенте» указано, что «школы следует размещать не в городе, но в. стороне, чтобы в уреченные часы всяк делал что должно», чтобы «на всяк день два часа определить на гуляние. по обеди и по вечери. с играми честными и телодвижными».
Однако лишь с середины XVIII в. из-за высокой детской смертности и заболеваемости вопросы здоровья начинают занимать особое место в отечественной медицине и педагогике.
Впервые на государственное значение вопроса охраны здоровья и здорового образа жизни обратил внимание М. В. Ломоносов. В письме к И. И. Шувалову в 1761 г. он ставит этот вопрос так:
. Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением Российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства.
А в регламентах московской и академической гимназий мы находим указания М. В.
Ломоносова по организации правильного режима питания и его полноценности, распорядку дня и расписанию занятий, о медицинской помощи учащимся.
Вопросами охраны здоровья активно занимались первые русские профессораэнциклопедисты (С. Г. Зыбелин, Н. М. Максимович-Амбодик, С. Ели, А. П. Протасов). В своих работах они заложили основы физического воспитания и закаливания, питания и гигиены детей. В образовательных учреждениях их идеи развивали такие общественные деятели, как И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. И действительно, это было здоровое поколение.
Так, И. И. Бецкой выдвинул идею о закрытых учебных заведениях, где были бы созданы все необходимые условия для развития ребенка. Под его непосредственным руководством были открыты Московский и Петербургский воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц и учебные заведения для кадетов. В планах, разработанных И. И. Бецким для этих учреждений, даны советы по организации питания, сна, выбору одежды, содержанию жилища, закаливанию и физическому воспитанию.
Н. И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1788) ставит вопрос о гармоническом сочетании умственного и физического образования и их объеме в зависимости от возраста ребенка.
А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» обращает внимание не только на просвещение русского народа, но и на охрану здоровья подрастающего поколения. Он дает ценные советы по питанию детей, личной гигиене, физическому воспитанию, закаливанию, физическому труду.
С конца XVIII – начала XIX в. большое значение приобретает практическая деятельность врачей закрытых детских учреждений. Они не только занимались лечением больных учащихся, но и проводили гигиенические мероприятия, следили за режимом дня, питанием, физическим воспитанием детей, условиями обучения и проводили мероприятия по борьбе с заразными болезнями, тем самым прокладывая первые пути здорового образа жизни.
В середине XIX в. отечественная медицина и педагогика продолжают развиваться в том же направлении. Имеющиеся данные свидетельствуют, что в этот период охрана здоровья учащихся включала пропаганду знаний о здоровье и здоровом человеке и практические меры по организации здорового образа жизни в образовательных учреждениях.
Наиболее яркие представители науки и практики второй половины XIX в. – Э. Бок, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, Ш. Отто, С. Ф. Хотовицкий, Н. И. Быстров, К. А. Раухфус, И.
М. Сеченов, Н. И. Пирогов, Н. К. Добролюбов, Ф. Шольц. Их деятельность способствовала выдвижению проблематики здорового образа жизни на первый план, стали более широко рассматриваться понятие «здоровье» и вопросы влияния на организм человека факторов окружающей среды, стихийных сил природы, Космоса. Так, появились исследования о способах адаптации организма к изменяющимся внешним условиям и космическим воздействиям. Труды ученых привлекли внимание различных слоев российского общества к проблеме здоровья нации, в том числе подрастающего поколения, и обозначили приоритеты в отечественной науке на рубеже веков.
На рубеже XIX-XX вв. выпускается очень много научно-популярной литературы, посвященной пропаганде здорового образа жизни, санитарно-гигиеническим аспектам здорового образа жизни, вопросам гармонии человека с самим собой и миром (Ш.
Северин, 1901; Гоппе-Зейлер, 1905; Л. И. Ляховский, 1910; Л. Гданский, 1910; Т. С.
Клеустон, 1910; С. Ершов, 1911; П. И. Орлов, 1912; 3. Бертух, 1912; П. Зиттлер, 1914; А.
Гамалей, 1915; О. Бронштейн, 1918 и др.).
В 1898 г. в России впервые переводится учебное пособие «Первые понятия о том, как живет наше тело, что для него вредно и полезно», которое ориентирует учащихся на изучение собственного организма. Проблемам антиалкогольного воспитания учащейся молодежи были посвящены работы Г. Ф. Маркова (1912), Л. Линдрума (1913) и др. В первой российской Сергиевской школе в тот период проводилась апробация предлагаемых учеными воспитательных приемов, создавались первые педагогические рекомендации по методике обучения трезвости. Создание здоровой атмосферы в учебных заведениях издавна рассматривалось как неотъемлемая и важнейшая предпосылка формирования здорового образа жизни населения. В 1914 г. С. Успенский написал «Школу трезвости. Популярный учебник трезвости для начальных училищ». Это были популярные беседы, конечная цель которых – закрепить в сознании учащихся гибельные последствия потребления спиртных напитков и положительные качества трезвости. Введение к элементарному курсу алко-голеведения освещало такие вопросы:
для чего человек ест; давались краткие сведения о существе полезных (вода, молоко) и вредных веществ (алкоголь, спирт, которые изготовители, не стесняясь, «сдабривали ядовитыми маслами и составами, лишь бы достичь желанного вкуса и цвета»).
Приводилось большое количество народных пословиц и поговорок, например «Дружба с хмелем до добра не доводит», «Хмель головой высок, а ногами жидок», «Кто водку любит, тот сам себя губит» и др. Знание, доводимое до сознания ребенка, выполняло двойную роль: формировало, с одной стороны, психологию неприятия губительных «возможностей» алкоголя, а с другой – мир здоровой семьи (через детей).
Особый интерес представляет сборник задач противоалкогольного содержания.
Так, в работе В. Бехтерева «Личность и условия ее развития и здоровья» красной нитью проходит мысль о зависимости здоровья детей от условий работы в школе. Ученый делает вывод, что «рациональное воспитание должно развивать в ребенке тот бодрый дух, который столь необходим в борьбе с житейскими невзгодами». Следовательно, уже на рубеже нового века существовала научно обоснованная точка зрения на роль школы и учебных заведений в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа, что немаловажно для формирования здорового образа жизни в целом, ибо, как говорит народная мудрость, здоровый дух присущ именно здоровому телу.
Исследователь В. Фармаковский (1895) особо подчеркивал, что:
. школа должна быть приятно и эстетически обставлена, чтобы влиять на добрые нравы и вкусы детей, а поэтому она должна напоминать не аравийскую пустыню, а библейский эдем.
Иными словами, в школе должны создаваться все условия для душевного комфорта, а также для эстетического развития детей, и занятия следует проводить в атмосфере благожелательности, тем самым прививая детям основы этики взаимоотношений – «добрые нравы». В рекомендациях В. Фармаковского, безусловно, просматриваются попытки побудить учителей к воспитанию неотъемлемых принципов здорового образа жизни – такими средствами, чтобы дети сами стремились к красоте, ко всему нравственному.
Исследователи В. Рахманов (1904), А. А. Соловьева (1910), В. И. Бывальневич (1912) и др. разрабатывали основные вопросы семейного воспитания и его влияния на формирование потребности в здоровом образе жизни у детей.
М. И. Покровской (1901) была предпринята попытка привлечь внимание учителя к необходимости формирования здоровых привычек у школьника, что должно содействовать его воспитанию в духе принципов здоровья, а И. П. Мюллер (1911) разработал естественную систему укрепления здоровья детей и предотвращения их заболеваний.
Особое значение имеют работы П. Ф. Лесгафта. Создавая свою систему физического воспитания, он исходил из положения «о постоянной потребности организма изменять свои формы в определенном направлении в зависимости от упражнений». В «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста» (1904) П. Ф.
Лесгафт изложил систему физического воспитания, где предлагал использовать упражнения, которые обеспечивали активное участие всех групп мышц и благотворно влияли на растущий организм. Из этого принципа впоследствии исходили В. В.
Гориневский и В. Е. Игнатьев, создавая собственную систему физического воспитания детей.
Новый этап развития науки в обозначенной области приходится на 20-е гг. нашего столетия и на предвоенный период. Увеличивается количество научно-популярных изданий, посвященных влиянию на здоровье различных факторов окружающей среды, изучаются адаптационные механизмы человеческого организма в условиях изменяющейся биосреды: В. Р. Эккодт (1922), Саркизо-Серазини (1925), М. Бронт (1930), И. Л. Баумгольц (1936), П. Г. Мезерницкий (1937). Однако полученные данные не нашли отражения в методической литературе для учебных заведений педагогического профиля.
Тот же период отмечен появлением работ, в которых рассматривается зависимость процесса формирования здорового образа жизни школьников от уровня развитости их сознания, от фактора воли (И.
Т. Назаров, 1929; А. Е. Адрианова, 1941 и др.). В этом плане особенно интересны разработки И. Т. Назарова. В своей публикации «Культура воли. Система самовоспитания здоровой личности» (Л.: Труженики печати, 1929) ученый отводит учителю роль ответственного за воспитание в ребенке силы воли, которая, по мнению автора, является необходимым условием как для формирования положительных целевых установок личности в отношении здорового образа жизни, так и для совершенствования адаптационных возможностей организма, помогающих сохранять здоровье в экстремальных условиях, т. е. «приспосабливаться в любой среде обитания».
И. Т. Назаровым предложены рекомендации по укреплению нервной системы ребенка, в частности через специально подобранную систему активных гимнастических упражнений, улучшающих координацию, повышающих работоспособность, доводящих почти до автоматизма реакцию нервной системы организма на изменение ситуации. Несомненная ценность этой работы И. Т. Назарова состоит в том, что в ней предлагаются довольно интересные пути и средства воспитания здоровой личности с «идеальной» нервной системой.
Однако в отечественной медицине и педагогике этого периода не ставились вопросы морали и нравственности и их влияния на психосоматику индивида, формирование личности и индивидуальности.
«. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1. УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Внутриутробное инфицирование плода» Область применения программы 1.1. Рабочая программа учебной дисциплины в соответствии с ФГОС по специальности 060103 педиатрия является частью основной образовательной программы. Место дисциплины в структуре основной образовательной 1.2. программы 1.2.1. Рабочая программа по учебной дисциплине Внутриутробное инфицирование плода входит в базовую / вариативную часть; гуманитарный, социальный и экономический. »
«Студенческая научнопрактическая конференция по итогам научно-исследовательской деятельности студентов за 2014-2015 уч. г. Челябинск 2015 Студенческая научно-практическая конференция по итогам научно-исследовательской деятельности за 2014-2015 учебный год 6-30 апреля 2015 г. ПРОГРАММА Челябинск, 2015 г. ПРОГРАММА СЕКЦИОННЫХ ЗАСЕДАНИЙ 6 апреля 2015 г. Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы инклюзивного образования. 6 Актуальные проблемы немецкой филологии..8 7 апреля. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского «Утверждаю» проректор по учебной и методической деятельности В.О. Курьянов «_»2014 года ПРОГРАММА вступительного междисциплинарного испытания для поступления по программе высшего образования «магистр» направления подготовки «биология» 06.04.01 Симферополь 2014 г. Разработчики программы: зав. кафедрой экологии и зоологии, д.б.н., профессор Ивашов А.В., зав. кафедрой физиологии человека и. »
«МБОУ «Никологорская средняя школа» Вязниковского района «Обсуждено» «СОГЛАСОВАНО» «Утверждаю» Руководитель МО Зам. директора по УР Директор школы /Морозова ИВ /Самойлова ОЛ _/Варакин ДС Протокол №от «_»_2015г. «_»_2015г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Турановой Евгении Фёдоровны, учителя первой квалификационной категории по биологии в 6А, 6Б классах. 68 часов 2 часа в неделю 2014-2015учебный год Пояснительная записка Курс биологии для 6 класса (Бактерии. Грибы. Растения) имеет комплексный характер и. »
«СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6 ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ 24 ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 26 ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. Здоровый человек и его окружение Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО. »
«СОДЕРЖАНИЕ Стр.1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 8 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 47 МОДУЛЯ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 52 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному и семье при физиологическом течении. »
«1. Цели подготовки Цель дисциплины изучить основные понятия в области научных исследований, требования к организации НИР, подготовка диссертационной работы. В результате изучения дисциплины аспиранты должны освоить методические подходы к научному исследованию; приобрести навыки работы с библиотечными каталогами, научной литературой. Аспиранты должны знать основные направления исследований в области физиологии, уметь выбрать тему исследования, организовать эксперимент, обосновать выбор методов. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского «Утверждаю» проректор по учебной и методической деятельности В.О. Курьянов «_»2014 года ПРОГРАММА вступительного экзамена по междисциплинарному экзамену для поступления по программе высшего образования «магистр» направления «биология» 06.04.01 Симферополь 2014 г. Разработчики программы: зав. кафедрой экологии и зоологии, д.б.н., профессор Ивашов А.В., зав. кафедрой физиологии человека и. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» Институт естественных наук департамент «Биологический факультет» ПРОГРАММА VII Всероссийской Конгресса молодых биологов «СИМБИОЗ-РОССИЯ 2014» Екатеринбург, 611 октября 2014 г. Организационный комитет Исполнительный комитет Кружаев Владимир Венедиктович. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Директор Института _ /Шалабодов А.Д./ _ 2015г. ЗООИНДИКАЦИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология, магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика», «Экология. »
«Е.Д. Смоленко ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ Курс лекций УДК 378.034(075.8) ББК 74.580.056я73 С51 Автор: доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии человека УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат медицинских наук Е.Д. Смоленко Р е ц е н з е н т: доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии человека УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат медицинских наук Т.Ю. Крестьянинова В предлагаемом курсе лекций освещены основные положения морально-полового воспитания молодежи с учетом. »
«Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра патологической физиологии УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной деятельности профессор _ А.Б. Ходжаян РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ частная патология по направлению подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень. »
«РАЗРАБОТАНА УТВЕРЖДЕНА Кафедрой физиологии и морфолоУченым советом гии человека и животных Биологического факультета 06.03.2014, протокол № 87 13.03.2014, протокол № 5 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ для поступающих на обучение по программам подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре в 2014 году Направление подготовки: 06.06.01 Биологические науки Профиль подготовки: 03.03.04 Клеточная биология, цитология, гистология Астрахань – 2014 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В программе. »
«Белорусский государственный университет « 28 » июня 2013 г. Регистрационный № УД-809/25/р. Рост, развитие и основы биотехнологии растений Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-31 01 01 Биология специализаций 1-31 01 01-01 01 Физиология растений и 1-31 01 01-02 03 Физиология растений Факультет биологический (название факультета) Кафедра физиологии и биохимии растений (название кафедры) Курс (курсы) 3/ Семестр (семестры) 6 / 9Лекции 24 / 28. »
«Содержание № Наименование раздела Страница п/п Целевой раздел 3-6 Пояснительная записка 1.1 Основание для разработки программы (нормативные документы) Психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей с ОВЗ Цель Задачи Принципы построения Планируемые результаты освоения Программы 1.2 Система оценки планируемых результатов 1.3 Содержательный раздел 6 Содержание коррекционнообразовательной работы по пяти 2.1 6 образовательным областям Комплексно –. »
«Основная образовательная Государственное программа бюджетное образовательное учреждение направления подготовки 04.03.01 высшего профессионального образования (050100) Педагогическое «Волгоградский государственный медицинский образование (профиль Биология) -1университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Учебно-методический комплекс дисциплины Кафедра нормальной физиологии «Физиология кровообращения» «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой нормальной физиологии, д. м. н., профессор С.В. »
«1. Цели подготовки Цель – изучить биологические и химические аспекты биотехнологии, базирующиеся на знании законов, принципов и закономерностей общей биологии, микробиологии, физиологии, молекулярной биологии и генетики клеток, а также биоорганической химии, биохимии и биофизической химии.Целями подготовки аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, являются: • формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности; • углубленное изучение. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» «Утверждаю» Проректор по учебной и методической деятельности В.О. Курьянов «_» _2015 года ПРОГРАММА вступительного испытания по предмету «Биология» для поступления по программам высшего образования «бакалавр» Симферополь 2015 г. Разработчики программы: зав. кафедрой экологии и зоологии, д.б.н. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2013 год КАЗАНЬ – 2013 ИНСТИТУТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОЛОГИИ Секция БИОХИМИЯ Руководитель проф. Ф.К. Алимова 21 марта Ауд. 113В гл.корп. 10.00 1. Акинина Е.А. (3 курс). Влияние масел тмина черного. »
«При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:1.Приказ Минобрнауки России от 27.08.2014 N 1141 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 32.08.13 ВИРУСОЛОГИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации) (Зарегистрировано в Минюсте России 28.10.2014 N 34493) 2.Учебный план по специальности 32.08.14 Бактериология утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО « Дальневосточный государственный медицинский. »
2016 www.programma.x-pdf.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Учебные, рабочие программы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Источник