Психология здоровья личности
Презентация: «Психология здоровья личности». Автор: Зуенкова Ольга Игоревна. Файл: «Психология здоровья личности.ppt». Размер zip-архива: 3742 КБ.
Психология здоровья личности
Личность и здоровье
Личностные диспозиции
Личностные диспозиции связаны с состоянием здоровья
Состояние здоровья
По «эмоциональным факторам» можно прогнозировать состояние здоровья
Для китайских врачей причинами болезни с одинаковой вероят- ностью могут быть как физическое состояние, так и «эмоциональный дисбаланс», и современная китай-ская медицина по-прежнему под- разумевает наличие тесной связи между психикой и телом.
Роль личности
Роль личности в понимании причин болезней
1 ПОДХОД В основе первого подхода лежит предположение о специфичности болезней для людей с опреде- ленными личностными характеристиками, т. е. подразумевается, что личность является каузаль- ным фактором возникновения болезней
2 ПОДХОД Основан на предположении об общности причин болезней для всех людей, подразумевается, что личностные факторы лишь опос-редуют влияние каузального фак-тора, вызывающего болезнь.
Существует 7 психосоматических за-болеваний, каждое из которых обусловлено своими неосознаваемыми причинами: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертония, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, язвенный колит и нейродермит
такие факторы «усиливают» или «ослабляют» влияние каузальных факторов. Примерами таких личностных факторов являются локус контроля, стойкость, самооценка и многие другие.
Поведение людей
Поведение людей с внутренним локусом контроля, как правило, в большей степени способствует сохранению их здоровья
Такие люди больше интересуются информацией о здоровье и активно контролируют состояние своего здоровья.
Что наши интерпретации жизненных событий (таких, как смерть супруга или любимого человека, межличностный конфликт на работе) или реак- ции на них значимо отражаются на состоя-нии нашего здоровья
Результат влияния жизненных событий
Результат влияния жизненных событий на состояние здоровья зависит от таких факторов, как стиль совладаиия или стиль атрибуции, или таких черт, как нейротизм.
Психологические факторы действительно могут быть связаны с болезнями, и если мы хотим достичь всестороннего понимания этиологии болезней, то эти факторы необходимо учитывать
Классификация Кранца и Хеджеса
Этиологический подход на основе теории личностных черт, изучение факторов, ослабляющих или усиливающих влияние стресса , и анализ отношения человека к болезни.
Факторами, ослабляющими или усиливающими влияние стресса, Кранц и Хеджес считают стили совладания, характерные для данного человека. Здо- ровый стиль совладания способствует повышению сопротивляемости стрессу, а следовательно и болезням. Специфические способности связаны со здоровыми стилями совладания, такими как оптимизм и позитивный стиль атрибуции .
Люди с негативным стилем атрибуции
Таким образом, люди с негативным стилем атрибуции более склонны считать, что положительные события обусловлены внешними и неподвластными их контролю причинами, а это, по-видимому, приводит к возрастанию риска заболевания (например, депрессии)
Личностные факторы
3 способа, посредством которых личностные факторы могут оказывать влияние на состояние здоровья:
Существуют индивидуальные факторы, от которых зависит, как человек воспринимает состояние собственного здоровья и вероятность его обращения за медицинской помощью
Личностные диспозиции могут влиять на длительность или интенсивность стрессовых реакций, которые играют значимую роль в последующем раз-витии болезни
Между личностными характеристиками и состоянием здоровья может существовать прямая причинная связь
Некоторые личностные факторы, такие как определенный стиль атрибуции,ослабляют или усиливают воздействие стрессора
Личность и стенокардия
Предрасположенность людей с определенным характером и темпераментом к заболеванию грудной жабой была впервые отмечена Ослером более 100 лет назад.
Он указывал, что такие люди характеризуются как «сильные, энергичные духом и телом, увлекающиеся и честолюбивые, всегда стремящиеся вперед на всех парах»
Эмпирическая связь
Эмпирическая связь между моделью поведения по типу А и болезнями сердца была впервые зарегистрирована Фридманом и Розенманом
Мужчин, принадлежавших к группе риска возникновения заболеваний сердца, можно было отнести к типу А
Они всегда стремились добиться максимальных результатов как можно быстрее. Кроме того, для мужчин типа А были неизменно характерны: соревновательный дух нетерпеливость враждебность неугомонность и настороженность сильная потребность в продвижении вперед
В течение более 8 лет наблюдали за состоянием здоровья более 3000 мужчин
Значительный прогресс
За последние несколько десятилетий был достигнут значительный прогресс в понима- нии психологических факторов, по которым можно прогнозировать возникновение забо- леваний сердца.
Негативные эмоциональные реакции гнев/враждебность неуживчивость личностная включенность «энергичная манера говорить»
Поведение
Почему поведение типа А является прогностическим признаком стенокардии?
Испытывают ли люди с личностью типа А удовлетворенность собой?
Нравится ли им соперничество и напряженный временной режим?
Возможно, причина в том, как люди с личностью типа А реагируют на события, вызывающие сильный или не особенно сильный стресс, или в том, как они интерпретируют эти события
Фактор
Возможно, что главная задача психологов — модифицировать поведение людей типа А: это важно для сохранения здоровья не толь- ко самих этих людей, но и их детей.
Установлено, что модель поведения по типу А является фактором индивидуальных различий, и показано, что этот фактор связан с состоянием здоровья, в особенности со стенокардией. Присутствие у человека характеристик типа А в сочетании с более традиционными факторами риска, такими как гипертензия, без сомнения, является значимым фактором, предрасполагающим к заболеваниям сердца.
Родители
Действительно, постепенно накап- ливаются данные о том, что поведе-ние типа А может формироваться у детей в результате научения в семье.
Такие родители очень часто стимули-руют своих детей к многократным попыткам добиться успеха и более критично относятся к их достижениям.
Курение и болезни сердца
Поскольку курение поддается волевому контролю, психологов особенно интересует роль курения в возникновении заболеваний сердца.
Курящие характеризуются более высокими оценками экстраверсии, причем чем выше уровень экстраверсии, тем больше количество выкуриваемых сигарет
Мужчины
Мужчины подготовлены к преодолению стресса хуже, чем женщины. Мужчины начинают курить, чтобы снизить уровень тревоги, и используют курение в качестве стратегии борьбы со стрессом.
Поскольку существует связь между айзенковским психотизмом и курением, то можно предположить, что «сговорчивость»и«добросовестность», вероятно, связаны с курением отрицательной связью.
Личность и рак
Еще Гален во II веке утверждал, что «меланхолические» женщины предрасположены к заболеванию раком молочной железы
Тип личности
Личностные диспозиции «типа С»
Этот тип личности характеризуется: подавлением эмоций депрессией чувством отчаяния/беспомощ- ности отсутствием социальной под- держки неспособностью выразить отри-цательные эмоции низкими уровнями эмоциональ-ной экспрессивности
Отношения с родителями
У заболевших различными формами рака участников исследования отношения с родителями были гораздо хуже, чем у тех, кто не заболел раком.
Айзенк считает, что эти факторы можно свести к двум широким параметрам, а именно к подавлению эмоций и неадекватным стилям совладания.
Наиболее известным проспективным исследованием этиологии рака является работа Томаса
Черты
Черты, связанные с заболеванием различными формами рака
Услужливость Покладистость Неумение настоять на своем Излишняя терпеливость Избегание конфликтов Подавление эмоций (например, гнева и тревоги) Примирение с угнетением Самопожертвование Психическая тугоподвижность Чувство отчаяния Депрессия
Результаты анализа
Результаты анализа личностных факторов, связанных с раком кишечника
Значимую роль в развитии рака могут играть такие аспекты социальной поддержки, как ранняя потеря или отсутствие близких отношений с родителями, недавняя утрата, о которой часто сообщают пациенты с первичным диагнозом «рак», и неадекватная социальная поддержка, влияющая на будущий исход болезни
Имеются данные, позволяющие сделать предположение о существовании связи между подавлением эмоций и развитием различных форм рака.
Исследователи обнаружили, что ветераны, заболевшие раком, отличались от незабо- левших в основном тем, что для первых была характерна агрессивная враждеб- ность.
Невыраженные эмоции
Термин «невыраженные эмоции» относится к тем людям, которые просто принимают свою судьбу, сдерживают эмоции и ведут себя «вежливо»
Термин «низкая эмоциональная экспрессивность» относится к тем, кто скрывает свой гнев и стремится к «контролю над эмоциями»
Самовосприятие
Самовосприятие в то время, когда ставится первичный диагноз рака, также играет важную роль в последующей адаптации
Люди, болеющие раком, сознательно стараются подавить негативные мысли о своем состоянии.
Люди, болеющие раком, сознательно отрицают свои подлинные чувства тревоги или подавленности вместо того,чтобы попытать-ся справиться с ними.
Личность, предрасположенная к болезням
Тип 1. Тип, характеризующийся предрасположенностью к раку. Люди этого типа ощущают недостаток стимуляции и стремятся к эмоциональной близости с высоко ценимым человеком (или объектом); отдаляясь от него (нее), они испытывают стресс; кроме того, для них характерно подавление эмоций. Тип 2. Люди, предрасположенные к заболеваниям сердца. У них повышенная возбудимость. Высоко ценимый эмоциональный объект рассматривается ими как источник стресса и отрицательных эмоций. Они испытывают сильную зависимость от этого объекта и не могут освободиться от нее. Тип 3. Амбивалентный тип, сочетающий в себе особенности типов 1 и 2. Люди этого типа попеременно испытывают чувства отчаяния и гнева. Тип 4. Люди, считающие, что их счастье связано с независимостью. Тип 5. Рациональный тип, связанный с ревматоидным артритом и раком. Тип 6. Криминальный и психопатический тип. Айзенк подчеркивал, что основным различием между отдельными типами являются реакции на межличностный стресс
Готовность оказать помощь
Считается, что такие качества, как готовность оказать помощь другим, оптимизм и активность, связаны с хорошим здоровьем.
В то время как чувство отчаяния, пассивность и пессимизм ассоции- руются с болезнью
Чувство беспомощности
Чувство беспомощности ассоциируются с преждевременной смертью.
Почему оптимисты кажутся более здоровыми людьми, чем пессимисты?
Оптимисты гораздо чаще преодолевают трудностисосредоточиваясь на проблеме, а не на своих эмоциях
Оптимизм является фактором, защищающим от суицида и суицидальных мыслей
Верность себе и своему делу — это «способность верить в себя и в истинность, значимость и ценность своей деятельности и интересов»
В то время как контроль означает «веру человека в то, что он может повлиять на ход событий, и соответствующие этой вере действия».
Человек, который по сравнению с другими воспринимает стрессовое событие как менее стрессовое, имеет больше шансов успешно преодолеть стрессовую ситуацию.
Субъективное ощущение благополучия
Личность и субъективное ощущение благополучия
Компоненты субъективного ощущения благополучия
Субъективное ощущение благополучия можно определить как функцию, зависящую от уровня радости/счастья или печали /страха, которые испытывает человек.
Адекватная самооценка — Положительное отношение к себе, Позитивные отношения с другими, Доверие к другим и забота об их благополучии Автономность — Способность мыслить и действовать независимо Наличие чувства контроля; Умение взаимодействовать со средой — умение выбирать ситуации, соответствующие собственным потребностям и ценностям Наличие цели в жизни — Чувство направления в жизни Личностный рост — Вера в свою способность реализовать собственный потенциал
Исследования
Исследования убедительно доказывают, что здоровье человека зависит от психосоциальных факторов; кроме того, они помогают развеять миф о том, что основными причинами болезней являются биологичес-кие факторы
Во многих из упомянутых здесь исследований ясно показано, что можно прогнозировать будущее состояние здоровья человека по его личностным чертам и чувству оптимизма.
Источник
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ. — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемpsshkoly.narod.ru
Психическое здоровье — состояние психической сферы человека.
Похожие презентации
Презентация на тему: » ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ.» — Транскрипт:
2 Психическое здоровье Психическое здоровье — состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера и возможностями и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека. Психическое здоровье — состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера и возможностями и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.
3 КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Аксеологический Аксеологический Характеризуется положительным отношением к себе и другим людям. Характеризуется положительным отношением к себе и другим людям. Предпосылки: умение разглядеть ценностные качества в других. Предпосылки: умение разглядеть ценностные качества в других. Инструментальный Инструментальный Владение рефлексией, как средством самопознания. Владение рефлексией, как средством самопознания. Предпосылки: умение осознавать причины и последствия своего поведения. Предпосылки: умение осознавать причины и последствия своего поведения. Потребностно – мотивационный Потребностно – мотивационный Потребность в саморазвитии, воспитание конкурентоспособной личности. Потребность в саморазвитии, воспитание конкурентоспособной личности.
4 УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВЫСШИЙ — КРЕАТИВНЫЙ ВЫСШИЙ — КРЕАТИВНЫЙ Творческое отношение к жизни, умеют принять проблему и самостоятельно справиться с трудностями Творческое отношение к жизни, умеют принять проблему и самостоятельно справиться с трудностями СРЕДНИЙ – АДАПТИВНЫЙ СРЕДНИЙ – АДАПТИВНЫЙ Несколько повышенная тревожность Несколько повышенная тревожность НИЗКИЙ – ДЕЗАДАПТИВНЫЙ НИЗКИЙ – ДЕЗАДАПТИВНЫЙ Приспосабливается к внешним условиям в ущерб к себе (ассимилятивный тип поведения). Нуждается в индивидуальной коррекционной помощи. Приспосабливается к внешним условиям в ущерб к себе (ассимилятивный тип поведения). Нуждается в индивидуальной коррекционной помощи.
5 ФАКТОРЫ РИСКА (НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ) ВНЕШНИЕ ВНУТРЕННИЕ Семейно неблагоприятные Неблагоприятные, связанные с детским учреждением Неблагоприятные факторы, связанные с профессиональной деятельностью Неблагоприятные факторы, связанные с социально – экономической ситуацией в стране Свойства «трудного» темперамента Экстремальный локус – контроль Низкая самооценка Отсутствие стремления к росту, развитию
6 УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ Стрессоустойчивость Стрессоустойчивость Жизненные события Жизненные события Все положительное, что нас окружает.Критические ситуации(кризис, трудности) Все положительное, что нас окружает.Критические ситуации(кризис, трудности) Психологический комфорт Психологический комфорт
7 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ В настоящее время большинство учащихся испытывают дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение учебных требований. Решение этой проблемы видится в достижении учащимися комфорта как состояния и качественной характеристики их деятельности. В настоящее время большинство учащихся испытывают дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение учебных требований. Решение этой проблемы видится в достижении учащимися комфорта как состояния и качественной характеристики их деятельности. С психологической точки зрения комфорт школьника – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в результате оптимального взаимодействия его со средой образовательного учреждения. С психологической точки зрения комфорт школьника – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в результате оптимального взаимодействия его со средой образовательного учреждения. Комфортная среда – внутреннее пространство образовательного учреждения, система условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность и успешной самореализации. Комфортная среда – внутреннее пространство образовательного учреждения, система условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность и успешной самореализации. Психологический комфортуказывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые ученик переживает, находясь в образовательном учреждении. Психологический комфортуказывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые ученик переживает, находясь в образовательном учреждении. Состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что в свою очередь, ведет к индивидуальному росту каждого учащегося. Состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что в свою очередь, ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.
8 Сохранению психического здоровья способствует: успешная адаптации обучающегося в образовательном учреждении; успешная адаптации обучающегося в образовательном учреждении; эмоциональная устойчивость; эмоциональная устойчивость; саморегуляция; саморегуляция; активная и инициативная позиция; активная и инициативная позиция; сниженный уровень тревожности; сниженный уровень тревожности; сниженный уровень утомляемости; сниженный уровень утомляемости; адекватное поведение; адекватное поведение; успешная деятельность; успешная деятельность; поддержание положительного эмоционального фона; поддержание положительного эмоционального фона; положительные эмоциональные состояния; положительные эмоциональные состояния; доброжелательные обоюдные отношения; доброжелательные обоюдные отношения; доверие; доверие; эмпатия; эмпатия; индивидуальная поддержка. индивидуальная поддержка.
9 Как создать условия для становления психологически здоровой личности просьба вместо требования и приказа; просьба вместо требования и приказа; убеждение вместо агрессивного словесного воздействия; убеждение вместо агрессивного словесного воздействия; организация вместо жесткой дисциплины; организация вместо жесткой дисциплины; компромисс вместо конфронтации; компромисс вместо конфронтации; доброжелательное прикосновение; доброжелательное прикосновение; подбадривание; подбадривание; снятие напряженного состояния; снятие напряженного состояния; защита и др. защита и др.
10 Антистрессовые приемы (9 профилактических правил для всех и каждого) Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты. Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе! Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе! Не реже одного раза вдень говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов. Не реже одного раза вдень говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5литра вдень. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5литра вдень. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть- чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть- чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком. 6.Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится. 6.Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию. Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов. Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов.
11 Выбор за Вами! Родители! От ВАС во многом зависит дорога, Родители! От ВАС во многом зависит дорога, по которой шагать вашим детям по которой шагать вашим детям которыми вам шагать. которыми вам шагать. Выберите правильный путь! Выберите правильный путь! Быть захочешь космонавтом- Быть захочешь космонавтом- Полетишь ты на луну. Полетишь ты на луну. Занимайся спортом, детка, Занимайся спортом, детка, И прославишь всю страну! И прославишь всю страну! Мы с вами никого не осуждаем, Ты волен сделать выбор, человек! Удачи мы, любя, тебе желаем, Войди здоровым в 21 век. Мы с вами никого не осуждаем, Ты волен сделать выбор, человек! Удачи мы, любя, тебе желаем, Войди здоровым в 21 век. Какую бы профессию в жизни Какую бы профессию в жизни ты не выбрал, помни : ты не выбрал, помни : «Здоровье не купишь ни за какие «Здоровье не купишь ни за какие деньги!» деньги!»
Источник