Лекция 1. Психология здоровья как наука
Лекция 1. Психология здоровья как наука
p Введение в психологию здоровья
p Предмет и задачи психологии здоровья
p Особенности современного понимания здоровья
«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»
Преамбула к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Official Records of the World Health Organization, no. 2, p. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г.
С 1948 г. это определение не менялось
Психология здоровья — наука о психологических и поведенческих процессах здоровья, болезни и здравоохранения (Johnston M., 1994).
Изучает, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни.
Здоровье — продукт не только биологических процессов, но также процессов:
психологических (например, мысли и убеждения),
поведенческих (например, привычки)
социальных (например, социально-экономический статус и этническая принадлежность)
Ogden J. Health Psychology:A Textbook (5th ed.), 2012
Задачей психологии здоровья является изучение механизмов роста, обогащения личности и человека в целом. Само здоровье в психологии здоровья рассматривается в качестве оптимальной предпосылки для выполнения человеком «запредельных» жизненных целей и задач, связанных с поиском истины и смысла жизни.
Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. 2001.
Психология XX столетия была сфокусирована на аномалиях человеческой природы и отдала дань должного уважения пафосу страдания, внутриличностного конфликта и кризиса; в то же время психическое здоровье личности редко становилось предметом основательного исследования. Только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической и трансперсональной психологии, усилия крупнейших ученых (Г.Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Гроф и др.) были консолидированы для изучения основ полноценного функционирования психики, и началась систематизированная разработка психологических концепций здоровья. Затем в общем своде психологических дисциплин выделилась так называемая Health psychology (психология здоровья) — научно-практическое направление, призванное исследовать социокультурные и социально-психологические проблемы здоровья и здравоохранения.
Особенности современного понимания здоровья
p Междисциплинарный статус проблемы (сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия)
p Целостность (системное качество, характеризующее человеческое бытие в его целостности)
p Признание глобальности проблемы (попытки исследовать здоровье в пространстве социальной эволюции, в отношении к сообществу как субъекту исторического действия. Здоровье как сложное и глобальное социокультурное явление)
p Фокусировка на социокультурном аспекте проблемы (всесторонний анализа социокультурного контекста, учет дискурса: медицинского или духовно-экологического)
Васильева О. С., Филатов Ф.Р.:
Для объяснения своего состояния индивид использует распространенные в его среде варианты интерпретации, которые становятся его собственными объяснительными схемами. “Нездоровится” для современного западного человека может означать, к примеру, вирусную инфекцию и необходимость приема антибиотиков; для архаического человека — это вторжение враждебных духов, с которыми предстоит разобраться шаману; для человека христианского вероисповедания болезнь — это следствие греха и суровое испытание, требующее от него соблюдения поста и аскезы.
Альтернативные подходы к исследованию феномена здоровья:
Лекция 2. Социокультурные эталоны здоровья.
p Понятие психологического здоровья в отечественной и зарубежной психологии здоровья
p Античный эталон
p Адаптационный эталон
p Антропоцентрический эталон
Два направления в исследовании социокультурных эталонов:
p Обращение к глубинным пластам человеческой психики и культуры, выделение архетипов как универсалий индивидуального и культурного опыта поддержания здоровья, которые определяют исконные представления человека о собственном благополучии, целостности и совершенстве. Задача постичь общечеловеческую “мифологию здоровья и болезни”.
Пример: монография юнгианского аналитика А.Гуггенбюля-Крейга “Власть архетипа в психотерапии и медицине”
Архетип «целитель-больной»
p Прояснение общего культурного контекста, анализ дискурсивных практик, структуры доминирующих представлений и концептуальных схем
Компоненты в структуре социокультурного эталона здоровья:
p наиболее общее представление о феномене здоровья (как правило, лаконично выраженное в дефиниции);
p эталонный образ здоровой личности, предполагающий набор устойчивых личностных характеристик;
p устоявшиеся представления об основных условиях и принципах здорового существования;
p информация о путях или способах оздоровления личности, отражающая культурно-исторический опыт различных сообществ,
p определенный тип интерпретации болезни.
Антропоцентрический эталон: здоровье как всесторонняя самореализация, или раскрытие творческого и духовного потенциала личности
Противоположен теориям социального детерминизма и нормоцентризму
Представление о высшем (духовном) предназначении человека
Стремление к подлинности, к идеалу или высшей цели
В психологии: феноменология, экзистенциализм, гуманистический подход
Гуманистическая модель здоровой личности
К.Роджерс о полноценно функционирующем человеке:
Возрастающая открытость опыту
Возрастание стремления жить настоящим
Возрастающее доверие к своему организму
Процесс более полноценного функционирования
Новая перспектива отношения свободы и необходимости
Творчество как элемент хорошей жизни
Основополагающее доверие к человеческой природе
Более полнокровная жизнь
Характеристики здоровой личности согласно гуманистической модели
p Полноценное развитие, динамизм и личностный рост
p Открытость опыту и изначальное доверие к процессу жизни
p Способность к подлинному диалогу
p Свобода в переживании, самовыражении и самоопределении
p Осмысленность существования
p Целостность —высшая цель личностного развития и постоянно проявляющаяся тенденция к интеграции. Здоровый человек всегда потенциально целостен, т. е. направлен в своем становлении на обретение цельности и единства.
o Антропоцентрический эталон базируется на представлении о динамичной, свободно развивающейся, открытой опыту и ориентированной на высшие ценности личности.
o Основные принципы и критерии здорового существования — свободное творческое самовыражение, развитие (личностный рост), интеграция опыта и духовное самоопределение.
Психологическое здоровье – психологическое благополучие
Позитивная психология:
— Гуманистическая психология как основа. Олпорт, Маслоу, Роджерс
— 1998 г. – Мартин Селигман (речь при избрании президентом АПА). Эд Динер, Михай Чиксентмихайи
— Альберт Бандура, теория самоэффективности
— Эдвард Деси и Ричард Райан, теория самодетерминации
Сальваторе Мадди
Жизнестойкость (hardiness) – характеристика личности, «ключ» к стрессоустойчивости,
n жизнестойкого, т.е. трансформационного копинга;
n жизнестойкого отношения к окружающим людям;
n жизнестойких установок:
q вовлеченности (commitment)
q контроля (cotrol)
q принятия риска (challenge)
n Вовлеченность (commitment) — уверенность, что в любых ситуациях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположность вовлеченности — отчужденность.
n Контроль (control) — убежденность, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация не поддается никакому воздействию, то принять ситуацию как есть, то есть изменить свое отношение к ней. Противоположность контроля — беспосмощность.
n Принятие риска (challenge) — вера в то, что стрессы и перемены — это естественная часть жизни, что любая ситуация — это ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположность — ощущение угрозы.
Трансформационный копинг включает:
n рассмотрение перемен как проблем, ожидающих своего решения;
n осуществление необходимых когнитивных и поведенческих шагов для эффективного решения проблемы (расширение перспективы при рассмотрении проблемы и углубление понимания сути проблемы);
n извлечение из опыта решения проблемы максимальной пользы: наблюдений, находок, мудрости, чтобы расти и развиваться как личности.
Лекция 8. Психосоматика
n Список, утверждённый Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включал 7 болезней: язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, гипертония, бронхиальная астма, тиреотоксикоз (Базедова болезнь), нейродермит, ревматоидный артрит.
n В настоящее добавлены: синдром раздражённого кишечника, синдром ленивого кишечника, некоторые типы аллергий, анорексия и булимия, избыток и дефицит веса, мигрень, вегетососудистую дистонию, панические атаки, транспортная болезнь, фобии, синдром хронической усталости.
Эрик Бёрн:
«Не может быть психической медицины, касающейся только психики, соматической медицины, касающейся только тела, и психосоматической медицины, касающейся в некоторых случаях того и другого. Есть лишь один вид медицины, и вся она психосоматическая».
Симптомы, в зависимости от их происхождения (А.М.Вейн,1989):
n Органические
n Психогенные
В каждом случае – возможны функциональные нарушения
3 основные формы проявления психогенных заболеваний:
n невротические расстройства;
n психосоматические расстройства;
n психофизиологические синдромы (синдром выгорания, депрессия, синдром хронической усталости).
У больных неврозами редко возникают психосоматические заболевания.
Психофизиологический синдром может быть начальным этапом развития психосоматического расстройства.
Накопление усталости могут вызвать (кроме болезни):
n Нарушение режима сна
n Неправильное питание
n Однообразие жизни
Условность разделения симптомов на органические и психогенные:
n 60% больных с истерическими расстройствами впоследствии обнаруживают органическую патологию нервной системы (Bootzin & Acocella, 1988).
n В то же время — повышенная склонность человека к травмам как результат стремления к самоповреждению или неадекватного отношения к телу.
Копинг-реакция — адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации .
Психологическая защита — система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от травмирующих переживаний
Динамика отступления человека к болезни и смерти:
стадии развития дезадаптации (Ананьев В.А.):
1. «Базовые умения (здоровье)». Возросшие нагрузки, нарушающие первичную генетическую модель здоровья, ведут к функционированию системы на пределе нормы адаптации; возникает процесс преадаптации.
При возвращении соответствующих условий модели здоровья человек реадаптируется.
2. «Предболезненное состояние». При хронизации психотравмирующих ситуаций начинается компенсаторный процесс, который связан с включением более широкого репертуара психологических защитных механизмов, а также копинг-механизмов (механизмов преодоления), что приводит к снижению нагрузки на значимую систему личности (происходит перераспределение энергии).
3. «Болезнь(нарушение нормы адаптации)». При многократном повторении, дальнейшем усилении давления психотравмирующих условий на значимую систему личности человек исчерпывает адаптационный потенциал и дезадаптируется (формируются нервно-психические или психосоматические отклонения).
4. «Базовые умения (ремиссия)». Рекомпенсированная личность начинает осуществлять свои функции снова в пределах адаптивной нормы.
Лекция 1. Психология здоровья как наука
p Введение в психологию здоровья
p Предмет и задачи психологии здоровья
p Особенности современного понимания здоровья
«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»
Преамбула к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Official Records of the World Health Organization, no. 2, p. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г.
С 1948 г. это определение не менялось
Психология здоровья — наука о психологических и поведенческих процессах здоровья, болезни и здравоохранения (Johnston M., 1994).
Изучает, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни.
Здоровье — продукт не только биологических процессов, но также процессов:
психологических (например, мысли и убеждения),
поведенческих (например, привычки)
социальных (например, социально-экономический статус и этническая принадлежность)
Ogden J. Health Psychology:A Textbook (5th ed.), 2012
Задачей психологии здоровья является изучение механизмов роста, обогащения личности и человека в целом. Само здоровье в психологии здоровья рассматривается в качестве оптимальной предпосылки для выполнения человеком «запредельных» жизненных целей и задач, связанных с поиском истины и смысла жизни.
Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. 2001.
Психология XX столетия была сфокусирована на аномалиях человеческой природы и отдала дань должного уважения пафосу страдания, внутриличностного конфликта и кризиса; в то же время психическое здоровье личности редко становилось предметом основательного исследования. Только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической и трансперсональной психологии, усилия крупнейших ученых (Г.Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Гроф и др.) были консолидированы для изучения основ полноценного функционирования психики, и началась систематизированная разработка психологических концепций здоровья. Затем в общем своде психологических дисциплин выделилась так называемая Health psychology (психология здоровья) — научно-практическое направление, призванное исследовать социокультурные и социально-психологические проблемы здоровья и здравоохранения.
Особенности современного понимания здоровья
p Междисциплинарный статус проблемы (сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия)
p Целостность (системное качество, характеризующее человеческое бытие в его целостности)
p Признание глобальности проблемы (попытки исследовать здоровье в пространстве социальной эволюции, в отношении к сообществу как субъекту исторического действия. Здоровье как сложное и глобальное социокультурное явление)
p Фокусировка на социокультурном аспекте проблемы (всесторонний анализа социокультурного контекста, учет дискурса: медицинского или духовно-экологического)
Васильева О. С., Филатов Ф.Р.:
Для объяснения своего состояния индивид использует распространенные в его среде варианты интерпретации, которые становятся его собственными объяснительными схемами. “Нездоровится” для современного западного человека может означать, к примеру, вирусную инфекцию и необходимость приема антибиотиков; для архаического человека — это вторжение враждебных духов, с которыми предстоит разобраться шаману; для человека христианского вероисповедания болезнь — это следствие греха и суровое испытание, требующее от него соблюдения поста и аскезы.
Альтернативные подходы к исследованию феномена здоровья:
Источник