Меню

Психология здоровья это отрасль клинической психологии

Психология здоровья это отрасль клинической психологии

Двоякий смысл понятия «психология здоровья». 1)Психология здоровья как предмет научной и практической деятельности клинических психологов, направленной на охрану и укрепление здоровья населения (решение профилактических, лечебных, реабилитационных и консультативных задач). 2)Психология здоровья как психологическая культура человека, психология здорового образа жизни. Роль общества и качества жизни. Индивидуальная ответственность человека за свое здоровье.

Психическое здоровье — состояние человека, характеризуемое не только отсутствием болезней, но и полным физическим, социальным и духовным благополучием (материалы Всемирной организации здравоохранения, 1946). Психическое здоровье — как условие нормального развития личности.

Болезнь как форма естественной защитной реакции организма на воздействия вредоносных факторов

«Психическое нарушение» = видимое нарушение психических функций, которое по своему клиническому характеру настолько специфично, что его можно идентифицировать путем сопоставления с типичным, и настолько тяжело, что вызывает нарушения способности работать и социальную дезадаптацию.

Первичная диагностика психических расстройств начинается с вопроса о том, насколько высказывания, поведение, весь образ жизни и течение соматического заболевания данного пациента соответствуют критериям понятия “психическое здоровье

”. Критерии понятия “психическое здоровье

”: 1. Осознание и чувство непрерывности и идентичности своего “Я”. 2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях. 3. Критичность к себе и своей психической деятельности и ее результатам. 4. Соответствие психических реакций силе и частоте жизненных воздействий и ситуаций. 5. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами. 6. Способность планировать и реализовывать жизненные планы. 7. Способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

— область психиатрии и клинической психологии, по данным же некоторых авторов — раздел общей профилактики. Разрабатывает и внедряет в практику ме­ры по предупреждению психических за­болеваний, их хронизации; способству­ет реабилитации психически больных. Понятие П. тесно связано с понятием психогигиены, разграничение их (осо­бенно психогигиены и первичной П.) до­вольно условно. Главным отличием, по мнению одних (Рохлин Л. Л., 1976), яв­ляется разная направленность этих двух дисциплин: если «психогигиена главной целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья пу­тем организации надлежащей природ­ной и общественной среды, соответству­ющего режима и образа жизни, то П. на­правлена на предупреждение психичес­ких расстройств». Другие авторы счита­ют, что отличие психогигиены и П. — в объекте их исследования и практическо­го применения: психогигиена направле­на на сохранение психического здоро­вья, а П. «охватывает область субкли­нических и клинических нарушений» (Мягер В. К., 1976).

Проблемам П. в той или иной мере уде­лялось внимание с давних времен. Од­нако начало систематизированной пси­хопрофилактической деятельности в оте­чественной психиатрии обычно связывают с именем И. П. Мержеевского, который на Первом съезде психиатров поднял вопрос о «социальной этиологии» психических заболеваний. Он указал на то, что нервные и психические болезни в большинстве слу­чаев являются следствием неблагоприят­ных социальных условий, таких как вой­ны, экономические кризисы, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования в школе, злоупотребление спиртными напит­ками и др. С. С. Корсаков выдвинул идею «государственной психиатрической профилактики», которую считал разделом общественной психиатрии, и предложил ее программу, включавшую борьбу с эпиде­миями, алкоголизмом, наркоманией, охра­ну здоровья детей и беременных женщин, разработку законодательства, регулирую­щего время труда рабочего, правильное воспитание и др. Прогрессивные идеи выдающихся отечественных психиатров актуальны и сегодня. П. выдвигает все новые задачи и привлекает к их решению ученых и практиков (Немчин Т. А., 1983; Курпатов В. И., 1994; Литвак М. Е., 1993; Ульянов И. Г.,1996).

Между психикой человека и соматическим состоянием имеется тесная связь. Устойчивость психического состо­яния может оказывать влияние на соматическое состо­яние. Известно, что при большом эмоциональном подъеме редко возникают соматические заболевания (примером могут служить годы Великой Отечественной войны). Состояние соматического здоровья также может оказы­вать влияние на психику человека, вести к возникновению тех или иных расстройств или препятствовать им.

В. А. Гиляровский писал, что роль нервного подъема в преодолении трудностей для организма и, в частности, вредностей для нервной системы должна быть использова­на в планировании работ психопрофилактического харак­тера.

Итак, под психической профилактикой

(первич­ной) принято понимать систему мероприятий, направлен­ных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней (гипертониче­ская, язвенная и др.). Все психопрофилактические мероп­риятия должны способствовать повышению выносливости психики к вредным воздействиям. К ним относятся правильное воспитание ребенка, борьба с детскими инфек­ционными заболеваниями и психогенными воздействиями, которые могут вызвать задержку психического развития, асинхронию развития, психический инфантилизм, сде­лать психику человека неустойчивой к внешним воздей­ствиям.

Согласно классификации ВОЗ, выде­ляют первичную, вторичную и третич­ную П.

включает мероп­риятия, предупреждающие возникнове­ние нервно-психических расстройств, вторичная П. объединяет мероприятия, направленные на профилактику небла­гоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на умень­шение патологических проявлений, об­легчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагности­ку. Третичная П. способствует предуп­реждению неблагоприятных социаль­ных последствий заболевания, рециди­вов и дефектов, препятствующих трудо­вой деятельности больного. Роберте (КоЬег1:5 С., 1968) считает, что первич­ная П. складывается из общих меропри­ятий, направленных на повышение уров­ня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уро­вень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реа­билитацию (третичный уровень). Су­ществуют и другие взгляды на П.

Как и психогигиена, П. находится в тесной взаимосвязи с другими медицин­скими и немедицинскими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий — врачи, психологи, пе­дагоги, социологи, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависит от вида П. Так, для первичной П. особенно значи­мы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению: борьба с инфекциями, травмами, патогенными воз­действиями окружающей среды, вызываю­щими те или иные нарушения психики. К задачам первичной П. относятся также оп­ределение факторов риска — групп лиц с повышенной угрозой заболевания или си­туаций, также несущих в себе угрозу вслед­ствие повышенного психического трав­матизма, — и организация психопро­филактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Здесь важную роль играют такие дисциплины, как медицин­ская психология, педагогика, социология, юридическая психология и др., позволя­ющие осуществлять превентивные меры в отношении семейных конфликтов, пра­вильное воспитание детей и подростков, организационные и психотерапевтичес­кие мероприятия в остроконфликтных ситуациях (кризисная интервенция), про­филактику профессиональной вреднос­ти, правильную профессиональную ори­ентацию и профессиональный отбор, прогнозирование возможных наследст­венных заболеваний (медико-генетичес­кое консультирование). Во вторичной П. ведущую роль играет комплексная фармако- и психотерапия. При третич­ной П. основное значение приобретает социальная реабилитация.

Вторым важным моментом в диффе­ренциации задач и методов П. могут яв­ляться особенности и вид психических расстройств, в отношении которых прово­дится психопрофилактическая работа:

преимущественно функциональная или органическая природа психической пато­логии; реактивная или процессуальная форма течения; обратимость болезненных явлений; ведущее значение биологическо­го или социального фактора. Учет пере­численных моментов требует дифференци­рованной П. с обращением внимания на нозологию психических расстройств. Л. Л. Рохлин отводит главную роль опре­делению в каждом из них соотношения и

Читайте также:  Вред гнева для здоровья

ведущего значения биологического и социального. Другие исследователи (Мя-гер В. К., 1985) подчеркивают неспеци­фичность первичной П., в которой раннее психологическое воздействие имеет значе­ние для предупреждения любых заболева­ний, в генезе которых существенную роль играет эмоционально-аффективное пере­напряжение.

При предупреждении расстройств пси­хической деятельности, т. е. в комплексе психопрофилактических мер, следует учи­тывать как факторы окружающей среды, так и этиологические и патогенные факто­ры, существующие в самом человеке, обус­ловленные его конституцией и преморбид-ными личностными особенностями. Здесь нужно иметь в виду три аспекта: а) лично­стный, б) характер интерперсонального взаимодействия и в) ситуационный — в их взаимосвязи. При разработке психопрофи­лактических мер должны учитываться и впоследствии при осуществлении исполь­зоваться защитные силы самого организма, сохранные стороны психики, которые сле­дует стимулировать, усиливая сопротивле­ние организма и личности болезни и ком­пенсируя ее последствия.

Важную роль в развитии П. играют совершенствование структуры и увели­чение числа практических психиатри­ческих учреждений, прежде всего таких, как дневные стационары, ночные про­филактории , лечебно-производственные и трудовые мастерские, психиатриче­ские отделения в соматических больни­цах, психотерапевтические кабинеты в поликлиниках, консультации по во­просам семьи и брака, кризисные цент­ры, психологическая служба по телефо­ну, различные формы клубной работы с больными, перенесшими нервно-пси­хические заболевания, кабинеты пси­хологической и психофизиологической разгрузки и кабинеты профотбора и профориентации на производстве. Боль­шое значение имеет также совершенст­вование методов диагностики и лечения больных с начальными, легкими, ларвированными формами психических рас­стройств.

Медицина средневековья
Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие. .

Цифровая люминесцентная рентгенография (цлр)
Применяемые в ЦЛР (рис.6) пластины-приемники изображения после их экспонирования рентгеновским излучением последовательно, точка за точкой, сканируются специальным лазерным устройством, а возник .

Автоматический анализ изображения
В медицинской рентгенологии разработан ряд диагностических методик, основанных на измерениях относительных размеров изображений органов (рентгенокардиометрия). Рентгенометрические методы широко при .

Источник

Психология здоровья это отрасль клинической психологии

Существует более 300 определений «здоровья». Выделим основные группы, в которых здоровье определяется:

– как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

– как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;

– как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Таким образом, понимание здоровья различно, но в каждом определении упоминается психологическое (духовное) здоровье личности в качестве важного звена в понимании здоровья.

Отношение к здоровью – фундаментальная характеристика человеческого бытия. Она довольно изменчивая, в разных культурах и цивилизациях, в разные исторические эпохи отношение к здоровью приобретало свои специфические черты.

Отношение к здоровью как феномену многократно становилось предметом изучения, в ходе которого выявлялись биомедицинские, социально-экономические, социально-демографические, культурные, поведенческие и психологические факторы.

Полученные в ходе исследований факты однозначно свидетельствуют о генетической обусловленности многих распространенных сегодня заболеваний: гипертонии, язвенной болезни, шизофрении, псориаза, атеросклероза, глаукомы и др. На сегодняшний день выявлено более 2000 наследственных заболеваний. Более 50 % детской слепоты и глухоты детерминированы генетически. Данных, подтверждающих значимость биологических факторов, собрано множество [1].

Большое влияние на здоровье человека оказывают и социально-экономические факторы. Установлены корреляционные связи между показателями здоровья и образованием, доходом, занятостью, социальным статусом. Определено влияние и социально-демографических факторов на здоровье человека. Пол, возраст, национальность, место проживания влияют на показатели здоровья и продолжительность жизни. Выявлено отрицательное влияние таких на здоровье поведенческих факторов, как употребления алкоголя, курения, приема наркотиков, девиантного и делинквентного поведения и, напротив, положительное – занятия физкультурой, здорового образа жизни и др.

Каждая культура отличается от других своей неповторимой системой ценностей, в частности отношением к здоровью, выявлено влияние культурных факторов. Национальные обычаи, традиции, ритуалы, система воспитания, неразрывно связаны с тем как выстраивается жизнь человека, как относится он к другим, к себе, к своему и здоровью. В одних обществах представление о здоровье связывают с долголетием, в других – с физической силой, в третьих – с полнотой тела.

Сказываются на состоянии здоровья и психологические факторы: отношение к своему телу, болезням, своему возрасту, продуктивная и непродуктивная жизненная ориентация, понимание себя, довольство собой, своими ближними, своим социальным статусом и многое другое.

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, формируется научное направление – ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ. Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии и является междисциплинарной наукой, привлекая для решения своих задач психологов, врачей, педагогов, социальных работников, социологов и др. Психология здоровья как новое научное направление связано с появлением профилактической медицины. Известный ученый В.А. Ананьев считает, что главным продуктом психологии здоровья должно стать совершенствование личности, через это – укрепление здоровья и через все вместе взятое – повышение уровня качества жизни. В своей книге «Психология здоровья» он указывает на то, что психология здоровья призвана формулировать человеческий способ бытия, определять русло, вектор движения, пространство бесконечного процесса становления человека, формировать реальный идеал человека и способствовать его достижению.

Он также отмечает: Объектом психологии здоровья является, с известной долей условности, здоровая, а не больная личность, из чего следует, что психология здоровья видит в качестве своей задачи то, как делать не больных людей здоровыми. Психолог В.Н. Панкратов, в своей книге «Саморегуляция психического здоровья», указывает на то, что психологическая составляющая – основа здоровья личности: …если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться сохранять и оптимальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить.

Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности.

Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

Одной из основных задач ПЗ является разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению, и развитию своего здоровья. Попутной задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья.

Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию.

Психолог Н.М. Амосов писал: Здоровье ради здоровья не нужно, оно ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье.

Таким образом, психология здоровья – это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению систем здравоохранения и формирование стратегии (политики) здоровья.

За сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в достаточно обширную область исследований. Об этом свидетельствуют некоторые цифры. Если в 1975 году в США было внедрено 200 программ по охране психического здоровья, то уже в 1990 году их было уже более 5000. В настоящее время в США каждый десятый психолог занимается той или иной проблемой здоровья. Психологическое здоровье включает в себя понятие «психическое здоровье», «физическое здоровье» и соотношение между внутренним пространством личности и окружающей средой. Проблема психического здоровья личности рассматривалась и со стороны российских ученых с начала 20 века. Огромная заслуга в постановке проблемы и привлечения к ней внимания широкой общественности принадлежит академику В.М. Бехтереву, который формулирует тему психического здоровья еще в самом начале своей творческой деятельности. В психологии термин «психологическое здоровье» употребляется при рассмотрении вопросов, связанных с формированием психологически здоровой личности и рассматривается как «самоактуализация» личности (А. Маслоу); удовлетворение экзистенциональных потребностей личности (В. Франкл); овладение смыслом собственной жизни (Ш. Бюллер); удовлетворение возрастных потребностей на каждом этапе личностного развития (Л.С. Выготский). Оно рассматривается как показатель социально-психологического аспекта образа жизни, характеризует восприятие, оценку индивидом своего социального благополучия, уровня и качества жизни, степени удовлетворения потребностей и реализации жизненных планов.

Читайте также:  Моральный вред здоровью компенсация исковое заявление

Психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме, что определяет неразделимость телесного и психического. Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный объем, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, возрастание агрессивных факторов и т.д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к чрезмерному эмоциональному напряжению не только взрослых людей, но и детей.

Психологическое здоровье формируется в детстве и на протяжении жизни – главная задача – его сохранение. Его нельзя развивать, его нужно сохранять. На психологическое здоровье влияют генетически обусловленные качества (тип высшей нервной деятельности, особенности анатомо-физиологического развития сенсорных систем, выраженность моторно-двигательной активности и т.п.), т.е. врожденные особенности психики и приобретенные, воздействующие в процессе жизни факторы (индивидуальные особенности поведения, развившиеся в ходе приобретения личного опыта).

Для психологического здоровья норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

В.С. Мухина, О.В. Хухлаева, Т.Н. Счастная выстраивают свою концепцию психологического здоровья на положении, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Эти изменения проходят через все уровни развития психики и сознания, где и формируется качественно иная способность интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Соотношение между приспособляемостью и приспособлением среды не является простым равновесием, оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека.

Рассмотрим основные характеристики психологического здоровья:

1. Гармония личности как некий баланс между своим внутренним и внешним состоянием (внутренняя гармония и гармония с окружающим миром). Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, гармония между окружающими людьми и человеком, с природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.

2. Саморегулирование – его два аспекта – внутренний и внешний. Внутренний аспект саморегулирования – равновесие внутри самого человека, насколько быстро он может восстановить свои силы, переходя от высокого психического и физического напряжения к низкому уровню. Какие способы выработаны у личности, чтобы в нужный момент сконцентрироваться на решении проблемы, а потом суметь расслабиться. Внешний аспект саморегулирования включают те свойства личности, которые позволяют успешно адаптироваться к внешним условиям среды.

Неуспешность адаптации к внешним условиям приводит к регрессу личности. При этом парадоксально, что иногда людям тяжелее адаптироваться к благоприятным изменениям жизни в случаях ее внезапного быстрого улучшения, чем к ухудшению качества жизни. Можно предположить, что неблагоприятные условия – это фактор развития личности, которой приходится бороться за существование.

3. Принятие человеком самого себя и других людей. Наличие у него развитой рефлексии и потребности в саморазвитии.

Принятию себя способствует умение оценивать себя не с точки зрения своей успешности – неуспешности по сравнению с другими, а с позиции уникальности своего жизненного пути. Путем рефлексии осознавать какие изменения с вами произошли в течении лет.

Зачатки рефлексии формируются с начала дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте появляется критерий объективного оценивания себя со стороны других – собственно проявляется рефлексия, в старшем подростковом возрасте и юношестве – происходит ее развитие.

Потребность в развитии в норме есть практически у всех дошкольников и 6–7-летних детей. Потребность в саморазвитии может быть убита в младшем школьном возрасте взрослыми. У младших школьников в ситуации «Я плохой» при неуспешности учебной деятельности, когда учитель авторитарно это объявляет. Дети дружат только с лидерами, кого хвалят учителя, и тогда у ребенка, если еще нет поддержки со стороны родителей может произойти стойкое снижение самооценки. При этом угасание потребности в саморазвитии проходит ряд этапов. На первом этапе есть дискомфорт, ребенок чувствует себя неумелым, но желание быть хорошим и вера в себя у него присутствуют. На втором этапе желание быть хорошим у него еще есть, но веры в себя уже нет. Третий этап самый опасный, поскольку у ребенка исчезает желание быть хорошим.

4. Принятие на себя ответственности за собственную жизнь. Это задача юношеского возраста 17–18. 21–23 лет. Сегодня происходит некоторая инфантилизация юношеского возраста. Хотя паспорт у нас в стране получают подростки в 14 лет, но родители психологически начинают отпускать детей после 18 лет, снижая внешний контроль. В Дагестане в силу особенностей нашей коллективистской культуры родительский контроль зачастую не ослабевает и после 20 лет. В юношеском возрасте происходит окончательное личностное самоопределение (становление этнической, религиозной, профессиональной идентичности). (О.В. Хухлаева). Обратная сторона свободы – принятие ответственности на себя за свою жизнь. Во всех жизненных ситуациях – мы творцы собственной жизни.

5. Удовлетворенность собственной жизнью – некое ощущение счастья. По данным ряда исследований в России на низком уровне ощущение счастья у людей. Мало кто признает себя счастливым, при этом счастье не зависит ни от экономического уровня страны и собственного, ни от уровня образования человека. Помогает быть счастливым – ощущение гордости за свой этнос, наличие семьи, детей. В тех странах, которые занимают первые места по числу счастливых людей, их отличает то, что ощущение счастья воспринимается ими как имплицитная, присущая им характеристика, независимо от каких-то жизненных проблем и ситуаций.(Сахарова Т.Н., 2012).

Читайте также:  Пирамидки здоровья что это

Главные критерии психологического здоровья

В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие.

– Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.

– Высокий уровень развития рефлексии.

– Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.

– Успешное прохождение возрастных кризисов.

– Адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально.

Другими словами, к критериям психологического здоровья относятся оптимизм, уравновешенность, уверенность в себе, чувство юмора, креативность, адекватное восприятие окружающего мира, интеллектуальный потенциал, ощущение психологического комфорта, адекватная самооценка, адекватное психологическое отражение, адекватное восприятие самого себя, интерес к окружающим, стрессоустойчивость, ориентация на саморазвитие и способность к творчеству.

Критериями психологического нездоровья являются повышенная внушаемость, беспричинная злость, враждебность, пассивная жизненная позиция, наличие вредных привычек, жестокость и бессердечность.

Таким образом, путем познания и улучшения психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать и человека, и его здоровье.

Исходя из вышеизложенного, можно определить главную цель психологии здоровья, как всестороннее совершенствование человека (личности).

Для достижения этой цели ставятся теоретические и практические задачи, направленные не только на предупреждение развития психической и соматической патологии, но и на общее совершенствование личности.

В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья. Остановимся кратко на наиболее вероятных нарушениях.

Типология нарушений психологического здоровья

В качестве оснований для выделения типов нарушений психологического здоровья мы будем использовать время его появления в онтогенезе и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный.

Рассмотрим кратко каждое из представленных в данной таблице нарушений психологического здоровья.

Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, страха окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают. Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся как страх темноты, боязнь остаться одному дома и т.п.

Время появления и основное содержание внутреннего конфликта

Младенчество. Чувство небезопасности, стремление к безопасности

Страх уничтожения (смерти)

Ранний возраст. Чувство несвободы, зависимости – стремление к самостоятельности

Социальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения)

Дошкольный возраст. Чувство одиночества, стремление к близости, сопричастности

Младший школьный возраст. Чувство неумелости, неполноценности – стремление к ощущению собственной значимости, ценности

Подростковый возраст. Чувство тревоги от диссоциации, размытости «Я» – стремление ощутить целостность «Я»

Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном – социальные страхи не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.

Детей с социальными страхами легко выделить – они обычно робкие, аккуратные, угождают окружающим, стремятся услышать слова поощрения, а вот деструктивная агрессивность не всегда заметна, поскольку проявляется часто косвенно, в виде насмешек над окружающими, побуждения к агрессивным действиям других, воровства или внезапных вспышек ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии в данном случае – стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения, основная форма – разрушение чего-либо.

Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам поддерживать близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Тогда активно реагирующий ребенок прибегает к демонстративной агрессивности – привлечению внимания любыми доступными ему способами. В пассивном варианте у него формируется страх самовыражения. Ребенок замыкается в себе, отказывается говорить со взрослыми о своих проблемах. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает в защитной маске.

Если истоки проблем лежат в младшем школьном возрасте, то ребенок, как правило, испытывает выраженное чувство собственной неполноценности. В этом случае в активном варианте он стремится компенсировать это чувство через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники, а иногда даже родители и педагоги. Чаще всего агрессия проявляется в виде насмешек, издевательств, использования ненормативной лексики. Особый интерес при этом представляет унижение другого человека, а негативная реакция окружающих только усиливает стремление ребенка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность.

Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха взросления, когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.

Нарушения психологического здоровья, истоки которых лежат в подростковом возрасте, связаны с осложнением протекания нормативного подросткового кризиса, который принято называть кризисом идентичности – представления о себе, своих силах, возможностях, позиции в отношении окружающего мира. В этом случае подросток переживает чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего «Я». Тогда при наличии активной позиции – а в этом возрасте она наиболее типична – подросток сопротивляется любым социализирующим воздействиям: отказывается учиться, соблюдать дисциплину на уроках, идти к психологу. Он как бы надевает защитную маску «у меня все хорошо», пряча, прежде всего от самого себя, глубокое чувство тревоги. В наиболее сложных ситуациях подростки полностью теряют ориентацию на будущее и живут одним днем.

В пассивном варианте при внешнем соблюдении норм и правил тоже наблюдается отказ от будущего в форме страха самоопределения, нежелания думать о выборе семейной и профессиональной роли, стремления «цепляться» за родителей и боязни принимать самостоятельные решения.

Итак, мы рассмотрели наиболее типичные проявления нарушений психологического здоровья, возникающих в процессе развития ребенка.

Взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. Детей нужно тренировать, настраивать на здоровый образ жизни.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Источник

Adblock
detector