Психология здоровья, Никифоров Г.С., 2006
Психология здоровья, Никифоров Г.С., 2006.
Первый в России учебник `Психология здоровья` посвящен новому, интенсивно развивающемуся направлению исследований. Обсуждаются основные этапы становления психологии здоровья и ее предметная область. Само понятие здоровья трактуется как системный феномен. В книге рассматриваются слабо разработанные в зарубежной и отечественной психологии здоровья проблемы: критерии психического и социального здоровья, вопросы психологического обеспечения профессионального здоровья и долголетия человека. Учебник предназначен студентам, аспирантам и преподавателям факультетов психологии университетов. Он может быть интересен и полезен философам, педагогам, врачам, социальным работникам — всем, чьи профессиональные интересы так или иначе связаны с темой здоровья.
Психология здоровья.
Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания. Однако следует вспомнить, что интерес к одной из центральных ее проблем — проблеме психического здоровья личности — проявился со стороны российских ученых значительно раньше. Огромная заслуга в ее постановке и привлечении к ней внимания широкой общественности принадлежит академику Владимиру Михайловичу Бехтереву (1857-1927), по праву занимающему одно из первых мест в ряду корифеев русской научной мысли. Его авторское наследие поражает воображение не только объемом созданного, но и широтой распределения творческой активности. Его перу принадлежат работы в области медицины, в том числе по морфологии мозга, психиатрии и медицинской психологии, детской психологии, педагогики, общей психологии, а также психологии личности. Значение трудов Бехтерева и созданной им научной школы, как свидетельствуют тенденции развития психологии на рубеже XXI в., обретают все большую притягательную силу.
Тему психического здоровья российского народа Бехтерев формулирует уже в самом начале своей творческой деятельности. В целом ряде выступлений и публикаций он проводит мысль о том, что борьба за свободу личности есть в то же время и борьба за ее здоровое развитие. Все творчество Бехтерева пронизано идеей «цельного» познания человека или, как принято говорить сегодня, целостного (холистического) подхода к его изучению. Личность, по Бехтереву, это человек со своим индивидуальным психическим укладом в единстве умственных и душевных качеств, активным отношением к окружающим его внешним условиям, способный к управлению своим поведением и собственной деятельности. Главное, что организует личность, — это ее направленность, т. е. то, что придает жизнедеятельности устремленный, нацеленный характер, что руководит мыслями, действиями и поступками.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 9
Раздел I. Психология здоровья: новое научное направление 11
Глава 1. Психология здоровья 12
История становления и современное состояние 12
Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры 19
Определение психологии здоровья и задачи исследования 26
Взаимосвязь с другими науками 28
Психологические факторы здоровья 31
Контрольные вопросы 39
Литература 40
Глава 2. Здоровье как системное понятие». 41
Значение здоровья и подходы к его определению 41
Идея системности в толковании понятия здоровья 44
Взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и болезни 50
Критерии психического и социального здоровья 55
Исследование представлений о критериях здоровья 61
Контрольные вопросы 66
Литература 66
Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье 67
Глава 3. Физическое здоровье 68
Понятие «физическое здоровье» 68
Факторы физического здоровья 70
Адаптационные резервы организма 73
Двигательная активность и физическое здоровье 79
Оценка и самооценка физического здоровья 81
Контрольные вопросы 88
Литература 88
Глава 4. Гармония личности 90
Здоровье и гармония 90
Понятие гармонии личности 91
Гармония внешнего и внутреннего пространства личности 92
Гармония личности как гуманитарная проблема. 93
Гармония отношений личности. 97
Гармония развития личности 98
Духовное бытие и смысл жизни личности 100
Контрольные вопросы 103
Литература 103
Глава 5. Психологическая устойчивость личности 104
Понятие «психологическая устойчивость» 104
Общее представление о психологической устойчивости 106
Составляющие психологической устойчивости 108
Вера как опора психологи ческой устойчивости 112
Вера в магические силы (магическая направленность сознания) 116
Религиозная ориентация 117
Доминанты активности как опоры психологической устойчивости 118
Психологическая устойчивость как сопротивляемость 120
Психологическая зависимость как следствие снижения устойчивости 122
Контрольные вопросы 124
Литература 124
Глава 6. Индивидуально-типологические аспекты психического здоровья 126
Общие положения 126
Психологические типы как формы психического здоровья 127
Акцентуации личности и психическое здоровье 134
Контрольные вопросы 141
Литература 142
Глава 7. Социальное здоровье 143
Здоровье как социальный феномен 143
Социальная структура и здоровье 151
Здоровье в территориальных общностях 161
Здоровье и социальные организации 165
Социальные изменения и здоровье общества 1 70
Система здравоохранения как институт социального контроля 172
Контрольные вопросы 173
Литература 174
Глава 8. Душевное здоровье и культура 176
Представления о душевном здоровье в истории европейской философии 176
Душевное здоровье и культура в трудах психологов. 202
Душевное здоровье и его культурная детерминация: динамическая концепция 216
Контрольные вопросы 228
Литература 229
Глава 9. Тендер и здоровье 230
Тенденции в здоровье мужчин и женщин 232
Тендерные предубеждения специалистов 235
Контрольные вопросы 240
Литература 240
Раздел III. Образ жизни 241
Глава 10. Здоровье и образ жизни 242
Понятие «образ жизни» 242
Основы рационального питания. 245
Личная гигиена и здоровье 252
Двигательная активность и здоровье 254
Кодекс здоровья. 259
Контрольные вопросы 262
Литература 262
Глава 11. Психология здорового образа жизни в контексте Нового Просвещения 264
Контрольные вопросы 273
Литература 274
Глава 12. Отношение к здоровью 275
Концепция «психология отношения» 276
Отношение к здоровью 279
Факторы, оказывающие влияние на отношение к здоровью. 283
Контрольные вопросы 291
Литература 291
Глава 13. Основы сексуального здоровья 292
Краткий исторический обзор 293
Понятие сексуального здоровья 296
Количественные основы сексуальности 299
Качественные основы сексуальности 302
Мужская и женская сексуальность . 303
Личностные особенности и сексуальность 307
Гармония и дисгармония сексуальных отношений 310
Профилактика сексуальных дисгармоний (Консультации по вопросам совершенствования сексуальных отношений) 314
Контрольные вопросы 319
Литература 320
Глава 14. Психологические аспекты эпидемии ВИЧ/СПИДа 321
Модели поведенческих изменений в свете проблемы ВИЧ/СПИДа 322
Сексуальность и СПИД 326
Психологические факторы рискованного поведения 332
Контрольные вопросы: 336
Литература 336
Глава15. Профилактическая наркология 337
Психологические основы первичной профилактики зависимостей. 337
Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей 340
Психологические модели аддиктивного поведения и пристрастия к наркотикам 343
Человечество без наркотиков? 346
Легальные наркотики 347
Табак 347
Алкоголь 349
Лекарства 357
Нелегальные наркотики 359
Личность и наркотики 361
Молодежь и риск употребления наркотиков 364
Факторы риска алкоголизации и наркомании среди подростков 365
Факторы зашиты 367
Спор о легализации 367
Политоксикомания 368
Созависимость 369
Контрольные вопросы 370
Литература 371
Интернет против наркотиков: 372
Приложение 372
«Групповой портрет» психоактивных вешеств 376
Ориентировочные индикаторы употребления наркотиков 381
Глава 16. Психическая саморегуляция и здоровье 386
Концепции психической саморегуляции 386
Виды психической саморегуляции 390
Контрольные вопросы 408
Литература 408
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье 409
Глава 17. Перинатальная психология 410
Перинатальная психология, психопатология и психотерапия 410
Влияние особенностей зачатия на развитие человека и его здоровье. 411
Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье 41 7
Влияние особенностей течения родов на развитие человека и его здоровье 422
Влияние особенностей раннего постнатального периода на развитие человека и его здоровье 424
Контрольные вопросы 429
Литература 4 29
Глава 18. Программы ранней помощи для детей от рождения до трех лет 430
Ранняя психотерапевтическая помощь 430
Социально-педагогическая ранняя помощь 432
Программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования 434
Контрольные вопросы 435
Литература 436
Глава 19. Внутренняя картина здоровья детей и подростков 437
Теоретико-методологические подходы к исследованию внутренней картины здоровья. 437
Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребенка 441
Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка 448
Роль семьи в формировании внутренней картины здоровья 453
Психологическая помощь детям и подросткам с искаженной внутренней картиной здоровья 457
Контрольные вопросы 463
Рекомендуемая литература 464
Глава 20. Психическое здоровье студентов 466
Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов 466
Стресс в студенческой среде 470
Ранняя профилактика психического здоровья студентов 475
Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов 476
Контрольные вопросы 479
Литература 480
Глава 21. Психология профессионального здоровья 481
Проблема профессионального здоровья: исторический аспект 481
Психологическое обеспечение профессионального здоровья 485
Профессиональное самоопределение 485
Профессиональная подготовка 486
Профессиональная адаптация 488
Надежность профессиональной деятельности 490
Стресс в профессиональной деятельности 495
Безопасность труда 503
Контрольные вопросы 506
Литература 506
Глава 22. Работоспособность как критерий профессионального здоровья 508
Понятие профессионального здоровья 508
Факторы профессиональной работоспособности. 509
Профессиональная реабилитация 513
Контрольные вопросы 516
Литература 517
Глава 23. Экстремальные условия деятельности и здоровье человека 518
Общая характеристика и классификация экстремальных условий деятельности 518
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций 521
Общая характеристика поведенческих и психических реакций человека в экстремальных ситуациях 526
Общая характеристика психогенных расстройств, возникающих при экстремальных ситуациях 533
Общее представление о деятельности в особых и экстремальных условиях 538
Особенности психогенных расстройств при деятельности в экстремальных условиях 541
Контрольные вопросы 546
Литература 546
Глава 24. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления 548
Феномен «выгорания» и его причины 548
Выгорание, «душевные потери» и здоровье личности. 559
Ресурсы стрессоустойчивости и преодоления выгорания 564
Личностные и социальные ресурсы преодоления выгорания 564
Модели преодолевающего поведения как ресурс стрессоустойчивости 567
Классификации типов ресурсов преодоления 567
Выгорание и теория «консервации ресурсов» 569
Личностные, поведенческие и социальные ресурсы и их взаимодействие с выгоранием 571
Контрольные вопросы 572
Литература 572
Глава 25. Психология старения и долголетия 574
Основные понятия геронтологии 574
Признаки психического старения 578
Профилактика старения 588
Контрольные вопросы 597
Литература 597
Алфавитный указатель 599.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология здоровья, Никифоров Г.С., 2006 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Психология здоровья: восточная традиция Текст
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2019
© Г. С. Никифоров, 2019
Предисловие
В 1966 году в Московском и Ленинградском университетах впервые в СССР были открыты факультеты психологии. Длительное время структуру факультета психологии Ленинградского университета составляли четыре кафедры: кафедра общей психологии, кафедра эргономики и инженерной психологии, кафедра социальной психологии, кафедра педагогики и педагогической психологии. Интенсивное развитие психологической науки, сопровождавшееся расширением диапазона ее исследовательской направленности, предопределило необходимость открытия на факультете ряда новых кафедр. Начало этому процессу было положено по нашей инициативе, и оно связано с открытием 1 сентября 1989 года кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Наша позиция в выборе пути, по которому пойдет кафедра, тех конкретных научных задач, которые определят ее последующее развитие, заключалась в следующем. Мы исходили из того, что будущее благополучие России, помимо всего прочего, будет кардинально зависеть, с одной стороны, от того, насколько должным образом будет поставлено во всех сферах не только государственное, но и рыночное управление, а с другой – насколько успешно будет решаться общегосударственная задача по развитию и воспитанию здоровой нации. В обоих случаях отчетливо виделась роль включенности психологии в решение этих задач, что, в свою очередь, и обусловило нашу нацеленность на приложение сил к постановке и разработке двух новых для отечественной психологии научных направлений: психологии менеджмента и психологии здоровья.
Кратко подведем итог тому, что сделано по первому направлению. Кафедра выпустила свыше шестисот практических психологов по специализации «Психология управления (менеджмента)». Прошедшие обучение по этой программе выпускники успешно реализуют свои возможности, занимая различные места и должности: менеджеры по персоналу, рекламе, продажам; маркетологи; психологи-консультанты в различных организациях, центрах занятости населения, центрах профориентации, в кризисных центрах; частные предприниматели; преподаватели в высших учебных заведениях и др. Сотрудники кафедры приняли участие в подготовке серии впервые изданных в России работ по психологии менеджмента: коллективная монография «Психология менеджмента» (1997); учебник «Психология менеджмента» (первое издание 2000 г., расширенное издание 2004 г.); практикум «Психология менеджмента и профессиональной деятельности» (2001); практикум «Психология менеджмента» (2010); коллективная монография «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Теория и практика» (2010); коллективная монография «Позитивная психология менеджмента» (2016).
Данное учебное пособие, как следует из его названия, относится к сфере интересов второго выбранного нами направления – психологии здоровья. Об особенностях его становления в нашей стране и за рубежом речь пойдет более подробно в самом тексте пособия. Основная же его цель – показать, что истоки психологии здоровья берут свое начало в глубокой древности и прежде всего органично связаны с восточной традицией. Представленные в ней знания о здоровье, путях его формирования, сохранения и укрепления обретают все большую практическую востребованность и вовлеченность в контекст современных исследований в этом направлении.
В целом за прошедшее время кафедра подготовила в области психологии профессиональной деятельности, психологии менеджмента и психологии здоровья шестнадцать кандидатов и трех докторов психологических наук.
Глава 1. Психология здоровья
1.1. Психология здоровья в России
Одним из первых еще в середине XVIII века наш великий соотечественник М. В. Ломоносов обосновал в своих трудах пути и способы психического и физического оздоровления российского народа. Он стоял у истоков движения за здоровый образ жизни в России.
Воспитанник Московского университета профессор М. Я. Мудров в XVIII веке разработал систему гигиенических мероприятий по предупреждению болезней. Он подчеркивал необходимость обращения внимания на людей здоровых, предохранения их от болезней, предписания им надлежащего образа жизни.
Начиная с середины XIX века, в российской медицине в качестве одного из ее разделов утверждается психиатрия, в которой тема психического здоровья, и прежде всего психических заболеваний, становится центральной. Отцом русской научной психиатрии считается И. М. Балинский, основавший в 1857 году кафедру душевных и нервных болезней в Императорской медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (с 1881 года – Военно-медицинская академия). Эстафету принял его ученик И. П. Мержеевский, возглавивший упомянутую кафедру в 1877 году. При нем сформировалась научная школа, где разрабатывались проблемы психиатрии и неврологии. В 1877 году на Первом съезде российских психиатров Мержеевский в своем докладе предпринял одну из первых попыток рассмотреть факторы и условия, определяющие состояние психического здоровья. Позднее это направление исследований было продолжено В. М. Бехтеревым, учеником и преемником Мержеевского, кафедру которого Бехтерев возглавил в 1893 году.
Крупнейшая в России психоневрологическая школа развивалась в Москве. Одним из ее ярких представителей стал профессор С. С. Корсаков, возглавивший в 1888 году кафедру психиатрии в Мос ковском университете. Душевные болезни, согласно Корсакову, – это не только дезинтеграция в протекании психических процессов, но и нарушения индивидуальности человека, единства личности. Чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее цельность. Определяющую роль в обеспечении здоровой психики ученый отводит внешнему фактору, особенностям взаимодействия и взаимосвязи с внешним миром.
Неоспорима причастность академика В. М. Бехтерева (1857-1927) к процессу становления психологии здоровья в России и прежде всего к разработке ее центральной темы, связанной с психическим здоровьем личности.
В. М. Бехтерев – ученый-энциклопедист с мировым именем, оставивший яркий след в истории науки. Его авторское наследие поражает воображение не только объемом созданного, но и широтой распределения творческой активности. Его перу принадлежат работы в области медицины, физиологии, педагогики, психологии, в том числе общей и детской психологии, а также психологии личности. Он оставил глубокий след в области невропатологии и психиатрии, явился основоположником нейрохирургии как нового научного направления. Все знавшие его и все биографы говорят о нем как о человеке, обладавшим исключительной трудоспособностью. Им было написано более 600 научных работ, в том числе более десятка крупных монографий. Помимо России его труды получили широкую известность за рубежом и были изданы в Германии, Англии, Франции и Америке.
В 1907 г. Бехтерев основал и возглавил Психоневрологический институт, а в 1918 г. – Институт по изучению мозга и психической деятельности. В основу этих научно-учебных заведений им была положена идея изучения личности в ее здоровом и болезненном состояниях. Впервые в мировой научной практике Бехтерев подходит к решению поставленных задач с позиций комплексного метода, рассматривая человека в его целостности, как сложное многоуровневое образование. Это находит свое отражение в разнообразии открытых лабораторий, в тематику которых входило изучение человека от морфологии и биохимии мозга и вплоть до социальных аспектов поведения личности. Таким образом, вопросы развития личности и обеспечения ее здоровья изучаются в тесной взаимосвязи представленности в человеке биологического, психологического и социального начал.
Тему психического здоровья российского народа Бехтерев формулирует в самом начале своей научной деятельности.
Программным для последующего развития психологии здоровья стал доклад на тему: «Личность и условия ее развития и здоровья», с которым Бехтерев выступил в сентябре 1905 года в Киеве на Втором съезде российских психиатров. Его выступление имело большой резонанс в обществе. Изложенные Бехтеревым в докладе основные положения концепции здоровой личности оказались провидческими и получили убедительное подтверждение в дальнейшем развитии наук о человеке, в том числе и становлении психологии здоровья во второй половине ХХ века. Остановимся ниже на ключевых тезисах доклада Бехтерева.
1. Первым и важным условием правильного развития личности является природа организма, биологическая наследственность. Субъективное в нас совершенно неотделимо от физико-химических процессов, которые лежат в основе внутренней организации личности, находя отражение в особенностях ее темперамента и характера.
Посмотрим, как этот тезис соотносится с современными данными науки. Начало 1990-х годов отмечено интенсивным изучением молекулярно-генетических предпосылок темперамента, соотнесенности черт темперамента с определенными системами мозга. Стремительно развиваются новые научные направления, обусловленные генетическим фактором: генная хирургия, генная терапия, наномедицина, психогенетика. Последняя нацелена на изучение роли наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека и включает в себя психиатрическую генетику, генетику поведения, психофармакогенетику.
2. Еще один фактор связан с условиями зачатия и развития человеческого организма. Неблагоприятные условия зачатия и развития плода влекут за собой дегенеративные особенности потомства, которые в конце концов сводятся к разложению личности и к ее упадку. Если физическое развитие организма от природы слабо выражено и ребенок с самого раннего возраста уязвим к целому ряду инфекционных болезней, не обеспечен достаточным и правильным питанием, то процесс становления личности и ее совершенствования уже будет в той или иной мере задержан.
Правота этих мыслей ученого стала особенно очевидной с появлением во второй половине ХХ века новой научной дисциплины – перинатальной психологии, изучающей закономерности психического развития человека в тот период, когда мать и дитя представляют собой единую систему на самых ранних этапах онтогенеза от зачатия до первых месяцев жизни после рождения.
Установлено, что 70–75 % психосоматических болезней закладывается в перинатальный период: зачатие, беременность, роды, послеродовой период.
Здоровье еще не родившегося ребенка зависит от здоровья тех мальчика и девочки, которые станут в будущем его родителями. Как учит индийская пословица, время спасать еще не родившегося ребенка начинается раньше беременности.
3. Правильно поставленное воспитание с первых дней жизни ребенка играет огромную роль не только в развитии его характера, но и в укреплении физического и психического здоровья. Воспитание, по мнению Бехтерева, должно создавать личность самостоятельную, инициативную, разумно критичную к себе и ко всему окружающему. Недостатки, просчеты воспитания, обусловленные родительскими ошибками, могут нравственно калечить ребенка, способствовать вырастанию существа антисоциального, эгоистичного, игнорирующего общечеловеческие ценности.
4. Невежество, несовершенство и недостаток образования есть одно из главных условий неполноценного развития личности. Личность непросвещенного народа, говорит Бехтерев, мало возвышается над проявлением животной жизни.
5. Особый акцент Бехтерев делает на том, что личность – существо социальное. Поведение личности подчинено законам общества. Самобытное и здоровое развитие личности лучше всего обеспечивается свободой в ее взглядах и стремлениях, не нарушающих вместе с тем интересы других, интересы общества как целого. Социальное здоровье личности является основой государственного благополучия.
6. Надо признать, заключает Бехтерев, что границ совершенствования личности не существует. Все наши усилия должны быть направлены на непрерывное совершенствование собственной личности в соответствии с интересами человеческой общности.
Приведенные в докладе мысли Бехтерева относительно формирования здоровой личности и главенствующей роли социального начала в жизнедеятельности человека на десятки лет опередили довольно близкие по смыслу рассуждения, появившиеся со временем в зарубежной психологии здоровья, и прежде всего в гуманистической психологии.
Психология менеджмента и психология здоровья – это две новые области знания в российской психологии, к постановке и развитию которых приступила созданная по инициативе профессора Г. С. Никифорова в 1989 году кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности при факультете психологии Ленинградского (с 1991 г. – Санкт-Петербургского) государственного университета. В данном учебном пособии речь идет о втором направлении [Никифоров, 2012]. При разработке этого направления главный акцент делается на изначальном формировании здоровой психики и последующем поддержании ее функционирования в этом качестве. В стратегическом отношении принципиально большего эффекта следует ожидать, если сосредоточить необходимые усилия на предотвращении самих причин, которые приводят к психическим заболеваниям. В связи с этим в центре внимания – человек как субъект здоровой психики, забота о здоровье здорового человека. Здесь уместно отметить, что весьма характерной особенностью современной медицины является все более заметно формирующаяся в ее недрах концепция медицины оздоровительной. В основе ее идеологии лежит не возврат здоровья, утраченного в результате болезни, путем лечения, а постоянное активное воссоздание здоровья у здоровых в результате оздоровительных мероприятий, исключающее возникновение болезни. Речь идет уже о переходе от «медицины болезней» к «медицине здоровья» и, соответственно, о необходимости подготовки в медицинских заведениях специалистов по здоровью, как говорят некоторые авторы, «врачей здоровья», «конструкторов здоровья». Будущее медицины видится не только в активной социальной профилактике (создание максимально здоровых, гигиенически обоснованных условий жизни), но и во все большей ориентации на личность и ее здоровье [Разумов и др., 1996].
Современная психология вплотную приблизилась к пониманию необходимости решать задачи психологического сопровождения человека на протяжении всего жизненного пути. Одной из таких первостепенных задач является здоровье человека. Следуя сказанному, психология здоровья рассматривается нами как научная дисциплина о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути [Никифоров, 2002].
С момента открытия кафедры курс лекций «Психология здоровья» читается как базовая дисциплина для всех обучающихся на факультете студентов. Чтение нового курса предполагало издание соответствующей учебной литературы. Такая задача со временем была решена. В 2005 году в свет выходит первый в России «Практикум по психологии здоровья»; в 2006 году – первый учебник «Психология здоровья»; и, наконец, в 2007 году – фундаментальный психологический практикум «Диагностика здоровья», который два года спустя был переиздан. В 1996 г. вышла монография «Надежность профессиональной деятельности», в которой автор формулирует позицию по ряду основополагающих для теории и практики психологии здоровья вопросов. Обсуждается сам феномен здоровья, задачи психологии здоровья как самостоятельного научного направления, критерии психического и социального здоровья, психологические факторы здорового образа жизни, психологическое обеспечение профессионального здоровья.
К числу основных задач исследований, которые находятся в сфере научных интересов психологии здоровья, относятся следующие:
– определение базисных понятий психологии здоровья;
– методы диагностики и оценки психического и социального здоровья;
– разработка доступных для самостоятельного применения методик оценки состояния здоровья;
– исследование и систематизация критериев психического и социального здоровья;
– исследование барьеров здорового поведения;
– изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;
– факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);
– самоуправление, саморегуляция и самоконтроль как факторы психического и социального здоровья;
– психические механизмы здорового поведения;
– формирование внутренней картины здоровья;
– коррекция индивидуального развития;
– профилактика психических и психосоматических заболеваний;
– исследование состояний предболезни и их профилактика;
– определение путей и условий для самореализации, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;
Источник