Меню

Психология здоровья дошкольника никифоров

Психология здоровья, Никифоров Г.С., 2006

Психология здоровья, Никифоров Г.С., 2006.

Первый в России учебник `Психология здоровья` посвящен новому, интенсивно развивающемуся направлению исследований. Обсуждаются основные этапы становления психологии здоровья и ее предметная область. Само понятие здоровья трактуется как системный феномен. В книге рассматриваются слабо разработанные в зарубежной и отечественной психологии здоровья проблемы: критерии психического и социального здоровья, вопросы психологического обеспечения профессионального здоровья и долголетия человека. Учебник предназначен студентам, аспирантам и преподавателям факультетов психологии университетов. Он может быть интересен и полезен философам, педагогам, врачам, социальным работникам — всем, чьи профессиональные интересы так или иначе связаны с темой здоровья.

Психология здоровья.
Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания. Однако следует вспомнить, что интерес к одной из центральных ее проблем — проблеме психического здоровья личности — проявился со стороны российских ученых значительно раньше. Огромная заслуга в ее постановке и привлечении к ней внимания широкой общественности принадлежит академику Владимиру Михайловичу Бехтереву (1857-1927), по праву занимающему одно из первых мест в ряду корифеев русской научной мысли. Его авторское наследие поражает воображение не только объемом созданного, но и широтой распределения творческой активности. Его перу принадлежат работы в области медицины, в том числе по морфологии мозга, психиатрии и медицинской психологии, детской психологии, педагогики, общей психологии, а также психологии личности. Значение трудов Бехтерева и созданной им научной школы, как свидетельствуют тенденции развития психологии на рубеже XXI в., обретают все большую притягательную силу.

Тему психического здоровья российского народа Бехтерев формулирует уже в самом начале своей творческой деятельности. В целом ряде выступлений и публикаций он проводит мысль о том, что борьба за свободу личности есть в то же время и борьба за ее здоровое развитие. Все творчество Бехтерева пронизано идеей «цельного» познания человека или, как принято говорить сегодня, целостного (холистического) подхода к его изучению. Личность, по Бехтереву, это человек со своим индивидуальным психическим укладом в единстве умственных и душевных качеств, активным отношением к окружающим его внешним условиям, способный к управлению своим поведением и собственной деятельности. Главное, что организует личность, — это ее направленность, т. е. то, что придает жизнедеятельности устремленный, нацеленный характер, что руководит мыслями, действиями и поступками.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 9
Раздел I. Психология здоровья: новое научное направление 11
Глава 1. Психология здоровья 12

История становления и современное состояние 12
Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры 19
Определение психологии здоровья и задачи исследования 26
Взаимосвязь с другими науками 28
Психологические факторы здоровья 31
Контрольные вопросы 39
Литература 40
Глава 2. Здоровье как системное понятие». 41
Значение здоровья и подходы к его определению 41
Идея системности в толковании понятия здоровья 44
Взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и болезни 50
Критерии психического и социального здоровья 55
Исследование представлений о критериях здоровья 61
Контрольные вопросы 66
Литература 66
Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье 67
Глава 3. Физическое здоровье 68

Понятие «физическое здоровье» 68
Факторы физического здоровья 70
Адаптационные резервы организма 73
Двигательная активность и физическое здоровье 79
Оценка и самооценка физического здоровья 81
Контрольные вопросы 88
Литература 88
Глава 4. Гармония личности 90
Здоровье и гармония 90
Понятие гармонии личности 91
Гармония внешнего и внутреннего пространства личности 92
Гармония личности как гуманитарная проблема. 93
Гармония отношений личности. 97
Гармония развития личности 98
Духовное бытие и смысл жизни личности 100
Контрольные вопросы 103
Литература 103
Глава 5. Психологическая устойчивость личности 104
Понятие «психологическая устойчивость» 104
Общее представление о психологической устойчивости 106
Составляющие психологической устойчивости 108
Вера как опора психологи ческой устойчивости 112
Вера в магические силы (магическая направленность сознания) 116
Религиозная ориентация 117
Доминанты активности как опоры психологической устойчивости 118
Психологическая устойчивость как сопротивляемость 120
Психологическая зависимость как следствие снижения устойчивости 122
Контрольные вопросы 124
Литература 124
Глава 6. Индивидуально-типологические аспекты психического здоровья 126
Общие положения 126
Психологические типы как формы психического здоровья 127
Акцентуации личности и психическое здоровье 134
Контрольные вопросы 141
Литература 142
Глава 7. Социальное здоровье 143
Здоровье как социальный феномен 143
Социальная структура и здоровье 151
Здоровье в территориальных общностях 161
Здоровье и социальные организации 165
Социальные изменения и здоровье общества 1 70
Система здравоохранения как институт социального контроля 172
Контрольные вопросы 173
Литература 174
Глава 8. Душевное здоровье и культура 176
Представления о душевном здоровье в истории европейской философии 176
Душевное здоровье и культура в трудах психологов. 202
Душевное здоровье и его культурная детерминация: динамическая концепция 216
Контрольные вопросы 228
Литература 229
Глава 9. Тендер и здоровье 230
Тенденции в здоровье мужчин и женщин 232
Тендерные предубеждения специалистов 235
Контрольные вопросы 240
Литература 240
Раздел III. Образ жизни 241
Глава 10. Здоровье и образ жизни 242

Понятие «образ жизни» 242
Основы рационального питания. 245
Личная гигиена и здоровье 252
Двигательная активность и здоровье 254
Кодекс здоровья. 259
Контрольные вопросы 262
Литература 262
Глава 11. Психология здорового образа жизни в контексте Нового Просвещения 264
Контрольные вопросы 273
Литература 274
Глава 12. Отношение к здоровью 275
Концепция «психология отношения» 276
Отношение к здоровью 279
Факторы, оказывающие влияние на отношение к здоровью. 283
Контрольные вопросы 291
Литература 291
Глава 13. Основы сексуального здоровья 292
Краткий исторический обзор 293
Понятие сексуального здоровья 296
Количественные основы сексуальности 299
Качественные основы сексуальности 302
Мужская и женская сексуальность . 303
Личностные особенности и сексуальность 307
Гармония и дисгармония сексуальных отношений 310
Профилактика сексуальных дисгармоний (Консультации по вопросам совершенствования сексуальных отношений) 314
Контрольные вопросы 319
Литература 320
Глава 14. Психологические аспекты эпидемии ВИЧ/СПИДа 321
Модели поведенческих изменений в свете проблемы ВИЧ/СПИДа 322
Сексуальность и СПИД 326
Психологические факторы рискованного поведения 332
Контрольные вопросы: 336
Литература 336
Глава15. Профилактическая наркология 337
Психологические основы первичной профилактики зависимостей. 337
Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей 340
Психологические модели аддиктивного поведения и пристрастия к наркотикам 343
Человечество без наркотиков? 346
Легальные наркотики 347
Табак 347
Алкоголь 349
Лекарства 357
Нелегальные наркотики 359
Личность и наркотики 361
Молодежь и риск употребления наркотиков 364
Факторы риска алкоголизации и наркомании среди подростков 365
Факторы зашиты 367
Спор о легализации 367
Политоксикомания 368
Созависимость 369
Контрольные вопросы 370
Литература 371
Интернет против наркотиков: 372
Приложение 372
«Групповой портрет» психоактивных вешеств 376
Ориентировочные индикаторы употребления наркотиков 381
Глава 16. Психическая саморегуляция и здоровье 386
Концепции психической саморегуляции 386
Виды психической саморегуляции 390
Контрольные вопросы 408
Литература 408
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье 409
Глава 17. Перинатальная психология 410

Перинатальная психология, психопатология и психотерапия 410
Влияние особенностей зачатия на развитие человека и его здоровье. 411
Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье 41 7
Влияние особенностей течения родов на развитие человека и его здоровье 422
Влияние особенностей раннего постнатального периода на развитие человека и его здоровье 424
Контрольные вопросы 429
Литература 4 29
Глава 18. Программы ранней помощи для детей от рождения до трех лет 430
Ранняя психотерапевтическая помощь 430
Социально-педагогическая ранняя помощь 432
Программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования 434
Контрольные вопросы 435
Литература 436
Глава 19. Внутренняя картина здоровья детей и подростков 437
Теоретико-методологические подходы к исследованию внутренней картины здоровья. 437
Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребенка 441
Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка 448
Роль семьи в формировании внутренней картины здоровья 453
Психологическая помощь детям и подросткам с искаженной внутренней картиной здоровья 457
Контрольные вопросы 463
Рекомендуемая литература 464
Глава 20. Психическое здоровье студентов 466
Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов 466
Стресс в студенческой среде 470
Ранняя профилактика психического здоровья студентов 475
Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов 476
Контрольные вопросы 479
Литература 480
Глава 21. Психология профессионального здоровья 481
Проблема профессионального здоровья: исторический аспект 481
Психологическое обеспечение профессионального здоровья 485
Профессиональное самоопределение 485
Профессиональная подготовка 486
Профессиональная адаптация 488
Надежность профессиональной деятельности 490
Стресс в профессиональной деятельности 495
Безопасность труда 503
Контрольные вопросы 506
Литература 506
Глава 22. Работоспособность как критерий профессионального здоровья 508
Понятие профессионального здоровья 508
Факторы профессиональной работоспособности. 509
Профессиональная реабилитация 513
Контрольные вопросы 516
Литература 517
Глава 23. Экстремальные условия деятельности и здоровье человека 518
Общая характеристика и классификация экстремальных условий деятельности 518
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций 521
Общая характеристика поведенческих и психических реакций человека в экстремальных ситуациях 526
Общая характеристика психогенных расстройств, возникающих при экстремальных ситуациях 533
Общее представление о деятельности в особых и экстремальных условиях 538
Особенности психогенных расстройств при деятельности в экстремальных условиях 541
Контрольные вопросы 546
Литература 546
Глава 24. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления 548
Феномен «выгорания» и его причины 548
Выгорание, «душевные потери» и здоровье личности. 559
Ресурсы стрессоустойчивости и преодоления выгорания 564
Личностные и социальные ресурсы преодоления выгорания 564
Модели преодолевающего поведения как ресурс стрессоустойчивости 567
Классификации типов ресурсов преодоления 567
Выгорание и теория «консервации ресурсов» 569
Личностные, поведенческие и социальные ресурсы и их взаимодействие с выгоранием 571
Контрольные вопросы 572
Литература 572
Глава 25. Психология старения и долголетия 574
Основные понятия геронтологии 574
Признаки психического старения 578
Профилактика старения 588
Контрольные вопросы 597
Литература 597
Алфавитный указатель 599.

Читайте также:  Дети до года развитие по месяцам группа здоровья

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология здоровья, Никифоров Г.С., 2006 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Текст книги «Психология здоровья в России: у истоков»

Автор книги: Герман Никифоров

Жанр: Учебная литература, Детские книги

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

Зоя Дудченко, Герман Никифоров
Психология здоровья в России: у истоков

German S. Nikiforov, Zoya F. Dudchenko

Origins of Health Psychology In Russia

The Handbook of Health Psychology

Saint Petersburg 2019

This book is the first attempt to reveal the contribution of Russian scientists, psychologists and psychiatrists of the second half of the 19th – early 20th centuries to the development of the concept of healthy personality. Their work led to the new thinking and development of health psychology as a distinct discipline in our country.

This handbook is considered to be an additional material to the courses “Health Psychology”, “History of Psychology”.

This handbook is designed for student in undergraduate, graduate and post-graduate programs in psychology, as well as lecturers, researchers and practical psychologists, who works in domain of healthy personality within the framework of health psychology.

Introduction

Health is a crucial component of active and sound human life’s activity and wellbeing. Significant disturbances in it may cause changes in lifestyle, established practice of communication with the outside world, behavior and experience, possible work incapacity and above all may undermine individual’s future plans. Health is quite a complex, inherently multiple-factor phenomenon, and its manifestations can be discussed at the physical, psychological and social levels of consideration. Health traditionally used to be in focus of medicine. But at the same time different factors, that contribute to heath, are discussed in terms of philosophy, pedagogy, sociology, ecology and some other sciences. And health psychology is arguably of key importance among them in Russia since 1980s.

Central to health psychology is the concept of healthy personality, its formation and maintaining. Primary focus is on an individual as a subject of a mental health and health promotion for healthy person. Consequently, from the perspective of long-range strategy, sufficient efforts for prevention the factors that cause mental diseases can produce essentially great effect. The conception of health of a healthy person is eventually translating into action. Several forums such as “The Health of the Nation is the Foundation Stone of Russia’s Prosperity” have already been held. The focus there was on the promotion and maintenance of health of healthy people and issues regarding healthy lifestyle. For the first time in modern, both Western and Russian psychology, an attempt to enounce in an explicit way the conception of the psychological pathways to human life-long wellbeing was made. This was embodied in a series of consequent publications: “Health Psychology of a Preschooler” (2010), “Health Psychology. School Age” (2008), “Psychology of Occupational Health” (2006), “Gerontopsychology” (2007).

In 2013, the first in Russia monograph “Healthy Personality”, which was meant to draw attention to the development of one of the most significant domains of health psychology was published. Among the priority issues are to reveal and understand the nature and influences of factors underpinning the formation of a healthy personality. In the 21st century, there appeared to be a big challenge for modern society to revise and rethink some deep-rooted traditions and sets of beliefs, that have not proved its value in the domains of upbringing and education, professional employment, recreation and leisure time activities, as well as nutrition. A priority is placed on the refuse the philosophy of consumer society and gaining belief that the spirituality should come to the fore. The foundation stone of healthy personality is its commitment to spiritual and moral values.

Предисловие

Здоровье – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с окружающим миром, возможную утрату профессиональной дееспособности, а главное – вынужденную коррекцию планов на будущее. Оно представляет собой весьма сложный, системный по своей сущности феномен, который проявляется на физическом, психологическом и социальном уровнях рассмотрения. Традиционно проблема здоровья находится в центре внимания медицинских наук. Вместе с тем ее различные аспекты обсуждаются также в рамках философии, педагогики, социологии, экологии и ряда других научных дисциплин. Среди них в России одно из ведущих мест с конца 80-х годов XX века по праву занимает психология здоровья.

Главный акцент в этой области знания делается на изначальное формирование здоровой психики и последующее поддержание ее функционирования в таком качестве. В центре внимания – человек как субъект здоровой психики, забота о здоровье здорового человека. Так, в стратегическом плане принципиально большего эффекта следует ожидать, если сосредоточить необходимые усилия на предотвращении самих причин, которые приводят к психическим заболеваниям. Реализация концепции здоровья здорового человека обретает зримые черты. Уже состоялось несколько форумов «Здоровье нации – основа процветания России», на которых в центре внимания были вопросы обеспечения здоровья здоровых, формирование здорового образа жизни. Впервые в современной, как западной, так и отечественной психологии, была предпринята попытка изложить в развернутом виде концепцию психологического обеспечения здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути. Это нашло отражение в виде серии логически взаимосвязанных между собой изданий: «Психология здоровья дошкольника» (2010), «Психология здоровья. Школьный возраст» (2008), «Психология профессионального здоровья» (2006), «Геронтопсихология» (2007).

Читайте также:  Смех это здоровье смысл

В 2013 году вышла первая в России коллективная монография «Здоровая личность», основная цель которой заключалась в привлечении внимания к разработке одной из главных тем психологии здоровья. К числу первоочередных вопросов относится выявление состава и понимание природы воздействия тех или иных факторов на формирование здоровой личности. В наступившем XXI веке с особой остротой перед современным обществом проявляется необходимость пересмотра укоренившихся в нем, но не оправдавших себя традиций в сфере воспитания и образования, профессиональной занятости, организации досуга и отдыха, питания. На передний план выходит необходимость отказа от факта потребительской философии и обретения веры в приоритет духовного начала. Базовой составляющей здоровья личности является ее приверженность духовно-нравственным ценностям.

Иван Михайлович Балинский
(1827–1902)

Иван Михайлович Балинский – известный русский психиатр, ученый, общественный деятель, один из основоположников психиатрии в России[1] 1
Родился в родовом имении Яшуны Виленской губернии. Его дед, Ян Снядецкий, знаменитый в свое время философ, математик, астроном. Отец, Михаил Балинский, известный историк, автор памятников «Древней Литвы».

И. М. Балинский окончил Императорскую медико-хирургическую академию[2] 2
С 1808 г. – Императорская медико-хирургическая академия; с 1881 г. – Императорская военно-медицинская академия; с 1917 г. – Военно-медицинская академия.

[Закрыть] в Санкт-Петербурге в 1846 году с золотой медалью. Обучаясь в академии, он проявил выдающиеся способности, по окончании первого курса выдержал специальные экзамены за два первых курса и был переведен сразу на третий курс. В архивных документах записано: «признан лекарем и награжден золотой медалью за отличные успехи». Его имя было занесено на мраморную доску академии.

После завершения обучения Балинский вернулся на родину в Виленскую губернию, занимался безвозмездно врачебной практикой среди крестьян. В 1850 году вернулся в Петербург и поступил ординатором в Ораниенбаумский военный госпиталь. В 1855 году защитил диссертацию на степень доктора медицины.

И. М. Балинский – отец русской психиатрии

В период Крымской кампании (1853–1856 гг.) все усилия Медико-хирургической академии сводились к снабжению действующей армии необходимым количеством врачей. Академия была вынуждена прибегнуть к ускоренному выпуску врачей, среди которых были те, кто прошел пятилетний курс подготовки; а также студенты, обязанные военной службой, получившие звание врача, прослушавшие куре в течение трех с половиной лет.

Возрождение Медико-хирургической академии связано с ее новым президентом Петром Алексеевичем Дубовицким, который в 1857 году возобновил подготовку врачей с полным академическим курсом и пригласил в академию целую плеяду новых профессоров (Сеченов, Боткин, Юнге, Беккер), впоследствии прославивших это учебное заведение. В числе приглашенных был Балинский, которому было поручено преподавание психиатрии как самостоятельной науки. Заслуга его состоит в том, что он основал в 1857 году первую в России кафедру душевных и нервных болезней в Императорской медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге. Можно сказать, что это событие положило начало истории исследований в России вопросов болезни и здоровья личности на научной основе. В сентябре этого года Балинский начал читать лекции по психиатрии для студентов 3-го курса.

В своих воспоминаниях ученики[3] 3
Иван Михайлович Балинский, отец русской психиатрии (по воспоминаниям его учеников: И. П. Мержеевского, А. Е. Черемшанского, И. А. Сикорского) // Вопросы нервно-психической медицины. 1902. T. VII. С. 1–58.

[Закрыть] Балийского называли его отцом русской психиатрии. Он определил положение психиатрии среди других медицинских специальностей. Придерживался материалистической точки зрения в объяснении причин психических нарушений и подчеркивал, что научная психиатрия должна строиться на основе современного естествознания. В области психиатрии признаны его заслуги в описании психопатии как особой клинической формы и диагностике прогрессивного паралича.

И. П. Мержеевский в своих воспоминаниях особо выделял лекторский талант Балийского. На лекции сходились студенты всех курсов, нередко присутствовал сам президент академии Дубовицкий. Не только новизна предмета привлекала всех на лекции Балийского, но и его мастерское изложение. Балинский думал и излагал мысли необычайно образно и пластично; отличался математическим умом и склонностью к строгой систематизации знаний; обладал замечательной зрительной памятью. Французский психиатр Бальярже говорил с большим уважением о Балинском, как о глубоком знатоке психических болезней. На одной из лекций Бальярже попросил прокоментировать трудный случай, Балинский на французском языке после тщательного психиатрического исследования больного прочитал лекцию, которая вызвала всеобщий восторг и аплодисменты. И. А. Сикорский в свои воспоминаниях писал о Балинском, как о выдающемся клиническом проницательном учителе, редком знатоке человеческой психики. От природы он обладал необыкновенной чувствительностью, отзывчивостью и нравственной тонкостью. Балинский отличался прямодушием, что оказывало глубокое влияние на его подчиненных. О своих собственных ошибках он всегда говорил спокойно, с беспощадной объективностью.

И. М. Балинский как организатор психиатрической помощи

В своих воспоминаниях ученики: И. П. Мержеевский, А. Е. Черемшанский, Н. Н. Тимофеев – подчеркивали большой организаторский талант и неутомимую деятельность своего учителя. Все знавшие Балийского отмечали его необычайную выносливость и способность к длительному умственному напряжению, отсутствию утомления и сохранению энергии при длительной работе.

Балинский был назначен на должность заведующего психиатрическим отделением при 2-ом Военно-сухопутном госпитале в Санкт-Петербурге, в то время это было единственное заведение для людей военного ведомства. Устройство заведения никак не напоминало больницу для душевнобольных, а соответствовало, по высказываниям самого Балинского, описаниям средневековых писателей домов для умалишенных. Усилиями Балинского в 1859 году был осуществлен ремонт заведения и открыта первая в России психиатрическая клиника в Медико-хирургической академии. Светлые помещения, раздельные отделения для спокойных и буйных больных, гимнастический зал, кабинет для врача, чистота и порядок царили в новом заведении. Для работы в клинике Балинский тщательно подбирал кадры, т. к. считал, что теплота, внимание и самопожертвование врачей и медицинских сестер играют важную роль в лечении душевнобольных.

За разработку и реализацию проекта преобразования психиатрического отделения при 2-м Военно-сухопутном госпитале Балинский был награжден орденом Св. Анны 3-й степени.

В России организация психиатрической помощи не отвечала требованиям современной науки того времени. Больные с разнообразными формами душевных болезней помещались в одних и тех же палатах; среди методов обращения с больными господствовали строгие режимные и физические наказания; использовались истощающие и ослабляющие для душевнобольного методы лечения. В то же время, в Европе, особенно во Франции, царило оживление в области психиатрии после гениальных реформ Пинеля и Эскироля. Балинский, будучи в зарубежных командировках в 1859 и 1963 годах в Европе, посетил более 40 заведений для душевнобольных в Германии, Голландии, Бельгии, Англии, Франции; познакомился с реформой призрения душевнобольных, детально изучил законодательство о душевнобольных и статистику психических заболеваний как основу правильного планирования психиатрической сети.

Он детально продумал план строительства новой клиники с учетом ухода за больными, условий их быта, организации досуга, а также необходимости ведения преподавания и научно-исследовательской работы. Творчество, трудолюбие и энергия, а также любовь к душевнобольным людям помогли ему блестяще справиться с поставленной задачей. В 1867 году под личным руководством Балинского была построена и открыта новая психиатрическая клиника, это была клиника образцового ведения психиатрического дела. Балинский при строительстве новой клиники руководствовался принципом – создание условий для максимальной свободы душевнобольных и безопасности их пребывания.

В терапии душевных болезней Балинский считал необходимым применение как физических методов (холод, ванны, отвлекающие средства на кожу, травы, лекарственные препараты, диета), так и психотерапию («моральное» лечение). Психотерапию понимал в широком (размещение больных в больнице, распорядок дня, посещение родственниками, отношение к душевнобольным как врача, так и всего персонала) и узком смысле этого слова (поддержание жизненного интереса, укрепление моральной самостоятельности больного, поощрение чувств и идей, которые составляли круг прежней умственной деятельности).

Читайте также:  Парогенератор вред для здоровья

По мнению Балинского[4] 4
Балинский И. М. Лекции по психиатрии / Под ред. Н. И. Бондарева, Н. Н. Тимофеева. Государственное издательство медицинской литературы. Медгиз, Ленинградское отделение, 1958. 216 с. (с. 112–116).

[Закрыть] , разговор врача с больным является важным звеном в психотерапии, т. к. выполняет две функции: с одной стороны способствует ослаблению умственной деятельности, свойственной пациенту в состоянии болезни; с другой стороны ведет к побуждению правильной деятельности, которая присутствовала до развития болезни. Балинский сформулировал правила обращения врача с душевнобольными: выстроить отношения таким образом, чтобы больной слушался и исполнял все предписания врача; в обращении быть кротким и вежливым, но проявлять твердость характера и самостоятельность; в обращении с больными не проявлять раздражительность, вспыльчивость, злопамятность даже за удар, нанесенный больным; не следует применять моральное или физическое наказание; всегда руководствоваться правилом справедливости; все жалобы больных друг на друга, на медицинский персонал должны быть приняты к сведению и установлена справедливость; внимание врача должно распределяться равномерно между душевнобольными вне зависимости от статуса; помнить об ответственности за больных, т. к. они не могут сами за себя отвечать; врач должен быть философом, обладать глубокими знаниями, иметь человеческое сердце, быть проницательным, проявлять решимость в своих делах; врачу необходимо помнить золотое правило – «не навреди», стараться приносить пользу.

В лекциях по психиатрии Балинский представил виды трудотерапии (садоводство, огородничество, хозяйственные работы) и показал ее значение для лечения душевнобольных; подчеркивал значение физической культуры для лечения душевнобольных, говоря о полезности продолжительных занятий на открытом воздухе. Он рекомендовал проводить с душевнобольными общеобразовательные занятия (чтение, письмо, рисование, науки), организовывать их досуг (игры, прогулки, музыка и пение, театр).

Врожденное самообладание ученого и искусство владеть собой давали ему возможность выстроить отношения с душевнобольными, быть для них доверчивым собеседником, всегда стремиться их понять. Всех поражало искусство Балийского управлять расстроенным умом и безумной волей.

И. М. Балинский как ученый и общественный деятель

Балинский имел не только глубокие знания и богатый клинический опыт в психиатрии, но придавал существенное значение таким наукам, как психология, физиология и анатомия мозга. Он собрал богатейшую библиотеку специальной научной литературы в области психиатрии.

Большая часть его научно-клинической деятельности состояла в демонстрации и тонком медико-психологическом анализе душевных болезней, которые он проводил в психиатрической клинике Медико-хирургической академии. Самостоятельная кафедра психиатрии с образцовой при ней клиникой, обязательный курс душевных болезней для студентов – это было новое слово в медицинской науке и практике не только в России, но и в Европе. Клиника при академии явилась колыбелью первой русской школы психиатров, образовавшейся под руководством Балийского.

И. М. Балинский не оставил печатных трудов. Обладая авторской скромностью и разумным скептицизмом, считал, что его научные материалы не являются законченными, что после него скажут гораздо лучше, опираясь на современные достижения науки. Необыкновенная сдержанность заставляла его чересчур строго относиться к печатному слову. Сикорский писал, что склад ума Балийского, его нравственный облик и деятельность как ученого представляют большой интерес и долг его учеников обрисовать личность Балийского и тем самым компенсировать следствие сдержанности и возвышенной скромности учителя.

В 1958 году были изданы его «Лекции по психиатрии» под редакцией Н. И. Бондарева и Н. Н. Тимофеева. Основой послужили записи лекций Балийского по психиатрии для студентов Медико-хирургической академии, литографированные в 1858 году. В то время это был основной учебник психиатрии в академии.

Балинский был организатором «Общества петербургских врачей для помешанных», председателем (затем почетным членом) первого возникшего в России общества психиатров, создал петербургскую школу судебных психиатров. Являлся активным поборником системы «нестеснения» душевнобольных. Именно его ученики поддержали С. С. Корсакова, выступившего на первом съезде русских психиатров в 1887 году с докладом о «нестеснении» душевнобольных.

В 1876 году Балинский оставил кафедру психиатрии и клинику Медико-хирургической академии после 25-летней академической службы, но остался членом Медицинского Совета, Военно-Медицинского Ученого Совета, Попечителем Елизаветинской детской больницы. Принимал активное участие во всех важнейших судебно-психиатрических экспертизах Медицинского Совета, в комиссиях по устройству государственных и земских больниц для душевнобольных. Был председателем комиссий для разработки планов двух психиатрических заведений: новой клиники для душевнобольных в Петербурге и психиатрического отделения Николаевского военного госпиталя. В 1895 году Балинский оставил службу, продолжая состоять почетным членом Общества русских врачей Виленского медицинского общества, Кавказского медицинского общества, почетным членом Медико-хирургической академии. До конца своей жизни он сохранил ясность ума, нравственную отзывчивость и высокие качества души. Балинский всецело принадлежал науке, обществу и душевнобольным, проявляя живой интерес к происходящим событиям.

Научный вклад И. М. Балинского

Высказанные идеи Балинского представляют несомненный интерес для рассмотрения истории развития психиатрии, психотерапии, психологии, в том числе и психологии здоровья.

Рассматривая вопрос этиологии душевных болезней в лекциях по психиатрии, Балинский подчеркивал, что вопрос этиологии составляет важную часть науки о душевных болезнях, т. к. позволяет понять природу развития болезни; в случае отсутствия органического поражения, создать соответствующие материальные и моральные условия, которые в дальнейшем могут способствовать излечению болезни.

Балинский выделил причины, способствующие развитию душевных болезней, – индивидуальные (наследственность, особенности воспитания, особенности характера, вредные привычки) и общие (климатические условия, пол и возраст, семейное положение, род занятий, органические заболевания).

Придавая значение наследственным факторам в развитии душевных болезней, он указывал на определенную роль психологических факторов. Среди психологических факторов душевных болезней особо выделял душевные волнения (внезапный гнев, испуг, грусть вследствие нанесенной обиды, моральные страдания как следствие униженного самолюбия), особенности воспитания и пьянство родителей.

По мнению Балинского, пьянство принадлежит к самым частым причинам душевных болезней. Чрезмерное употребление спиртных напитков влияет на физическое здоровье, ослабляя его; оказывает непосредственное влияние на мозг, разрушая важнейшие структуры головного мозга; пьянство действует как моральный фактор, вызывая осуждение со стороны общества. Взаимное влияние всех факторов приводит к развитию душевных болезней. Пьянство составляет более частую причину душевных болезней у мужчин, нежели у женщин.

Балинский подчеркивал значение правильного воспитания для предупреждения душевных болезней, он писал, что направление, придаваемое с детства воображению и воле человека, решает нередко участь его на целую жизнь. Раннее и чрезмерное напряжение умственных способностей препятствует нормальному физическому развитию организма ребенка, что может способствовать как душевной и телесной слабости, так и развитию душевной болезни. Обращал внимание, что чрезмерная строгость и несправедливость в обращении с детьми, беспредметные упреки и унижение их самолюбия и ограничение всех радостных проявлений их чувств способствуют раннему формированию у детей душевных болезненных состояний, препятствует нормальному восприятию внешнего мира. Неблагоприятное влияние оказывает также чрезмерная снисходительность родителей, которые не контролируют всех бурных проявлений детских наклонностей и желаний, что может впоследствии приводить к нарушениям душевного здоровья.

В своих воспоминаниях Мержеевский писал, что дух и творение личности Балийского останутся навсегда, память о нем пройдет в следующие поколения и не изгладится, пока будет существовать отечественная психиатрия. Он всю свою жизнь был слугой душевнобольных в самом возвышенном и идеальном смысле этого слова. На могильной плите, согласно завещанию И. М. Балийского, написано «Друг и слуга душевнобольных!»

Источник

Adblock
detector