психологическое здоровье младших школьников
статья на тему
в данной статье я хочу поделиться опытом, как сохранить психологическое здоровье младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_mladshih_shkolnikov.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее, строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Начало обучения в школе – это новый и важный этап в воспитании и развитии ребёнка. Став школьником, он впервые включается в систематическую, общественно значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира ребёнка закладываются в начальных классах. Именно здесь он получает основы систематических знаний. Здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля. Воспитание личности младшего школьника являет собой создание условий для его самореализации как социального субъекта. Задача учителя – создание среды обучающей, воспитывающей, развивающей, создающей условия для творческой реализации личности, самостоятельности и активности. Как же сделать так, чтобы учёба вызывала прилив энергии, а обучение было в радость?
Возможность и эффективность педагогического влияния на процесс реализации личности младшего школьника определяется стилем педагогической деятельности, формой взаимодействия с ним учителя. На мой взгляд, высокая степень эффективности педагогического влияния на ученика достигается при демократическом стиле педагогической деятельности, высшей формой проявления которого является диалогическая форма общения, характеризуемая как субъект –субъектные отношения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. На уроках наши учителя стараются, чтобы каждый из учащихся пережил радость достижения, осознал свои возможности, поверил в себя. Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как и открытая поза и доброжелательная мимика, создают благоприятный психологический фон, помогающий ребёнку справиться с поставленной перед ним задачей. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов образовательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Технологические операции создания ситуации успеха:
- Снятие страха –помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Контрольная работа довольно лёгкая, этот материал мы с вами проходили»
- Авансирование успешного результата –помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это внушает ребёнку уверенность в свои силы. «У вас обязательно получится»
- Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершения действий –помогает избежать поражения. «Возможно, лучше всего начать с …» «Выполняя работу, не забудьте о …»
- Внесение мотива –показывает ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Твоим товарищам без твоей помощи не справиться»
- Персональная исключительность –обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы..», «Только тебе я и могу доверить…»
- Мобилизация активности или педагогическое внушение –побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу», «Так хочется поскорее увидеть…»
- Высокая оценка детали –помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось
Созданию психологического комфорта на уроке способствует дифференцированный подход к обучающимся. На уроках мы стараемся дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём темпе, возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Созданию ситуации успеха способствует использование учителями коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет нам оживить занятие, учителя предоставляют возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.
Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно). Учатся говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая друг друга, дети-«учителя» оказываются нередко более требовательны друг к другу, нежели учителя. Такая работа строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.
Для того чтобы наши дети могли стать успешными, необходимо постоянно вести наблюдения за их ростом и развитием. Поэтому мы пошли по пути создания портфолио достижений учащихся. Портфолио начинаем вести в 1 классе. В ведении портфолио участвуют дети, учителя и родители. Портфолио –это фиксация развития ребёнка. Ребёнок имеет право заглядывать в свой портфолио. Ребёнок должен знать, как он развивается, какие изменения происходят в его развитии. Он должен учиться принимать свои достижения и недостатки.
Итак, одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии 2 , формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Мы считаем, что каждый урок и внеурочное занятие должны отвечать требованиям эдоровьесберегающей технологии.
Источник
Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе
Коновалова Наталья Владимировна
Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе
Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Рогов Михаил Владимирович,
кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии
Коновалова (Романченко) Наталья Владимировна,
студентка 1 курса гуманитарного факультета,
Воронежский государственный педагогический университет, учитель МБОУ СОШ №43 г. Воронежа
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема формирования психологического здоровья младшего школьника. Формирующая работа в данном направлении определяет перспективы развития адаптационных возможностей личности ребенка при переходе в среднюю школу. Предложены рекомендации педагогам для работы в данном направлении.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологическое здоровье, психологическая адаптация, формирование, младший школьник, средняя школа.
Отклонения здоровья у современных детей на сегодняшний день достигают очень высоких показателей. Около 90% школьников имеют подобные нарушения со значительным количественным приростом в младших классах [1]. Здоровье как активная позиция человека в жизни — есть сумма субъективных особенностей, реализация которых опосредуется адаптационными возможностями личности в ситуации стремительно изменяющихся условий на протяжении онтогенеза.
По сумме внешних воздействий развитие ребенка в период младшего школьного возраста можно оценить как период интенсивных личностных изменений, позитивное проявление которых обеспечивается как успешностью адаптационных механизмов детей, так и должным высоким профессионализмом учителей начальной школы. Именно на учителя ложится большая часть ответственности в сохранении психологического здоровья учащихся, определяемого как «баланс между различными аспектами личности» [2], «как умение справляться с трудными жизненными ситуациями без отрицательных последствий» для личности [5]. Тем самым процесс формирования психологического здоровья младших школьников в контексте их адаптации к обучению в средней школе в профессиональной деятельности учителя начальных классов является важной составляющей. Адаптация как приспособительный ответ, актуализирующийся в ситуации периодов кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения, выступает защитным механизмом психологического здоровья личности ребенка.
Результатом адаптации может стать не только адекватный механизм, приводящий к адаптированности и обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, но и неадекватный механизм приспособления ребёнка к средней школе, приводящий к дезадаптированности ребёнка, которая лишена положительных признаков, отличающих состояние адаптированности.
Пусковым механизмом адаптационных процессов становятся ситуационные влияния жизненных обстоятельств, опосредованных внешними воздействиями, чему соответствует переход ребенка в среднюю школу, рассматриваемый как наиболее сложная психолого-педагогическая проблема.
В социальном развитии личности школьника, теперь уже младшего подростка,происходят изменения: начинает активно формироваться самосознание, социальная позиция,сменяется ведущая деятельность: от учения к интимно-личностному общению, учащиеся стремятся к самоутверждению, у них появляется потребность быть взрослыми, осознавать себя личностью, отличной от других.Меняются авторитеты: если в младшем школьном возрасте авторитетом была первая учительница, то в подростковом возрасте это место плотно занимают сверстники. Отношение младшего подростка к учению становится положительным в том случае, если оно способствует улучшению положения школьника в коллективе. Ведь хороший ученик — не всегда хороший товарищ, учение в данном возрасте уступает общению.
Трудности при переходе из младшей школы в среднюю также вызывает изменение системы обучения, вместо одной учительницы появляется много новых учителей, у каждого из которых свои требования. Часто этот период жизни сопровождается стрессом, повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, гипервозбудимостью, фрустрацией в форме агрессии или ухода от общения. Именно поэтому учителям и родителям так важно помочь школьникам как можно успешнее и быстрее адаптироваться к новым условиям. И конечно, процесс адаптации пройдёт без осложнений, если психологическое здоровье школьника будет сформировано на должном уровне.
Вопросам адаптации учащихся к средней школе уделяется гораздо меньше внимания, чем адаптации первоклассников или даже детей младшего дошкольного возраста к условиям развития в ДОУ. А ведь средняя школа ставит перед ребёнком не менее сложные задачи, чем начальная. Как нами уже было сказано, у учащихся изменяется социальная ситуация развития, ведущая деятельность, организация учебного процесса и прочее. К сожалению, как справедливо отмечает в своей статье А. Л. Журавлёв: «Ни у классного руководителя, ни у учителей- предметников нет возможности целенаправленно и системно адаптировать каждого ученика к изменившимся обстоятельствам» [3]. Основная забота учителей-предметников — усвоение детьми знаний по данной дисциплине. На то, чтобы вникнуть в проблему ребёнка, найти пути её решения у педагогов, обычно не хватает ни времени, ни специальных знаний.
Опасна ситуация самоизоляции младшего подростка, при которой отсутствует потребность в контактах с другими детьми. Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми могут возникнуть у учащихся с неадекватно завышенной самооценкой и уровнем притязаний. Такие дети чаще всего необоснованно стремятся к лидерству, негативно и агрессивно реагируют на затруднения, отказываются от деятельности с возможным проявлением несостоятельности. Противоречие между притязанием и неуверенностью в себе провоцирует возникновение отрицательных эмоций. Это может привести к снижению успеваемости, ухудшению состояния здоровья, причём не только психологического, на фоне явных признаков дезадаптации [3]. Также проблемы могут возникнуть и у ребят с заниженной самооценкой. На фоне неуверенности в себе и нерешительности может сформироваться чувство зависимости, которое блокирует развитие инициативы и самостоятельности. Психологическое здоровье как сложная, интегральная характеристика отражает баланс между успешностью функционирования личности и «ценой» достижения целей развития, которое выражается в ощущении эмоционального благополучия.
Главной характеристикой психологического здоровья в младшем школьном возрасте является его уязвимость, т. к. далеко не все дети владеют механизмами психологической защиты. Ребёнку необходимо адаптироваться к первому классу, затем к изменяющимся требованиям, возрастающей нагрузке и т. п.
Возможное семейное неблагополучие в отношении воспитания может стать одним из ведущих факторов риска нарушения психологического здоровья в младшем школьном возрасте. Программа формирования психологического здоровья младших школьников направлена на развитие у них способов взаимодействия, эмоциональной грамотности и ориентирована на соблюдение принципов доброжелательности, открытости, а также использования игровых технологий, методов арт-терапии.
Результатом осуществления работы, направленной на формирование психологического здоровья, является преодоление проблем психологической адаптации к обучению в средней школе. По результатам нашего исследования показатели адаптиро- ванности к обучению в 5 классе оказались выше, чем в 4 классе, что указывает в свою очередь на эффективность формирующего воздействия в отношении психологического здоровья.
Формирование психологического здоровья младших школьников проведено с использованием модифицированного нами варианта программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» [4] с учащимися 4 класса Высоковской СОШ в 2014-2015 учебном году. В октябре-ноябре 2015 года в пятом классе Высоковской СОШ проведено исследование с целью выявления уровня сформированности психологического здоровья посредством диагностики адаптации к обучению в средней школе (уровень школьной тревожности, сформированность учебной мотивации, характеристики психологического климата классного коллектива). Исследуемые показатели продемонстрировали положительную динамику в отношении развития адаптационных составляющих детей в пятом классе.
Результатом проведенной работы являются следующие рекомендации учителям:
1) в работе с учащимися, у которых повышен уровень тревожности, нужно быть более деликатным, сдержанным, создавая определённые условия — не давать заданий и поручений, с которыми ребёнок заведомо не справится; при опросе создавать доброжелательную атмосферу; создавать ситуации успеха; доброжелательно аргументировать выставляемую отметку, поощрять устно за приложенные усилия; по минимуму использовать в работе с такими учащимися элемент соревновательности; не сравнивать результаты этих учащихся с результатами других учеников;
2)для повышения уровня учебной мотивации необходимо: доброжелательное отношение педагога учащимся; предоставление школьникам посильных заданий, требующих активизации всех мыслительных процессов; использование творческих заданий, метода проектов; больше внимания к ученикам, у которых уровень мотивации ниже других;
3) для улучшения психологического климата в классном коллективе необходимо использовать групповые формы работы; игровые технологии; придерживаться демократического стиля общения.
Также рекомендуем продолжить работу по формированию и сохранению уровня психологического здоровья учащихся, так как она поможет ребятам успешнее сформировать навыки общения, в т. ч. со сверстниками. Использование всех перечисленных методов и форм обучения и воспитания улучшит показатели тревожности, мотивации психологического климата, которые, являясь условиями сохранения психологического здоровья учащихся, помогут их успешному обучению и дальнейшему развитию личности.
Психологическое здоровье младшего школьника, как показатель гармоничного развития здоровой личности, составляет основу потенциального становления профессиональной направленности в старших классах. Формирующее воздействие, нацеленное на поддержание психологического здоровья ребенка, в свою очередь выступает доминантой в определении пространства профессиональных компетенций педагога младшей школы.
Сложность развития личности в младшем школьном возрасте определяется актуальными потребностями в том, чтобы «научиться учиться», подготовиться к обучению в средней школе, а также острой потребностью ориентации личности ребенка на сохраняющее здоровье поведение в различных жизненных обстоятельствах с учетом возрастной повышенной уязвимостью психики.
Главной характеристикой постоянства психологического здоровья младшего школьника является наличие гармонии собственной личности в критических условиях, определяемых как возрастными характеристиками, так и ситуационными изменениями. Данный смысл характеристики психологического здоровья выглядит завершенным в условиях наполнения его свойствами адаптационных возможностей личности ребенка.
Современное развитие системы начального образования предполагает использования психологического ресурса в аспекте формирующего воздействия на учащегося. Поэтому психологическое обоснование проблем здоровья младших школьников представляется не просто актуальным психологическим вектором воспитательной работы в школе, но и полноценным перспективным вопросом разработки и широкого внедрения различных, практически апробированных программ формирования психологического здоровья личности младшего школьника как фактора адаптации к обучению в средней школе.
1. Бусловская, Л. К. Здоровье младших школьников: пути решения проблемы [Текст] / Л. К. Бусловская / / Начальная школа. — 2011. — № 6. — С. 16-17.
2. Ассаджиоли, Р. Психосинтез. Принципы и техники [Текст] / Р. Ассаджиоли; пер. с англ. Е. Перовой. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. — 416 с.
3. Журавлёв, А. Л. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу [Текст] / А. Л. Журавлёв / / Народное образование. — 2002 — № 8. — С. 99-105.
4. Хухлаева, О. В.Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4) [Текст] / О. В. Хухлае- ва. — 2е изд., перераб. и доп. — М. : Генезис, 2008. — 304 с.
5. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст] / О. В. Хухлаева. — М. : Академия, 2003. — 325 с.
Источник