Психологического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Библиографическая ссылка на статью:
Кухарчук О.В., Игнатьева К.В. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья // Психология, социология и педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/09/7121 (дата обращения: 12.04.2021).
Проблема психологического сопровождения детей с ОВЗ является неотъемлемой частью комплексного сопровождения и оказывает непосредственное влияние на личностное развитие ребёнка, процесс его адаптации и интеграции в социум. Эта проблема требует от государства открытия новых реабилитационных центров; внедрения инновационных программ; пересмотра ранее разработанных критериев, способов взаимодействия в ходе коррекционного процесса.
Чтобы выяснить значение термина «сопровождать» обратимся к Толковому словарю русского языка (под редакцией Д. Ушакова): «сопровождать – значит – производить одновременно с чем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь, следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [1].
В связи с этим психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, приобретает всё большую актуальность. Написано большое количество научных работ, в частности, таких как: Неретина Т.Г. «Специальная педагогика и коррекционная психология», Усанова О.Н. «Специальная психология», Лебединский В.В. «Нарушения психического развития в детском возрасте», Выготский Л.С. «Слепой ребенок», Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства, Богданова Т.Г. «Сурдопсихология», Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения», Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога», Щербакова А.М. «Воспитание ребенка с нарушениями в развитии», Амысьянц Р.А. «Интеллектуальные нарушения», Борякова Н.Ю. «Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей», Мастюкова Е.М. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» и др.
Основной базой психологического сопровождения детей с ОВЗ являются холистический подход, который разрабатывали: З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Я. Морено, К. Роджерс, которые рекомендуют объединять элементы разнообразных методов работы: арт-терапию, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, психодраму, телесно-ориентированную терапию, сказкотерапию, и др. в единое целое. Они пришли к выводу, что это объединение направленно на всестороннее формирование личности и на достижение результативного уровня развития ребёнка. Происходит стимуляция ребёнка к использованию наиболее актуальных в современном социуме адаптивных формы поведения; создаются особые условия, направленные на минимизацию имеющихся у ребёнка нарушений.
Организации психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, посвящены работы учёных-исследователей: культурно-историческую теорию данной проблемы рассматривал Л.С. Выготский; теорию деятельности – А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн; теорию отношений –Б.Г. Ананьев, М.М. Кабанов, В.Н. Мясищев и др. [2].
Можно выделить основные направления работы специалиста по психологическому сопровождению семьи:
ü диагностика и анализ особенностей семей, воспитывающей ребёнка с ОВЗ;
ü выработка системы психологической помощи родителям (формирование «здорового» отношения к дефекту, коррекция эмоционального состояния; оказание помощи в создании коррекционно-развивающей среды; преодолении кризисов, тяжёлых ситуаций и установлении и расширении связей с социумом; мобилизация ресурсов семьи).
Задачами психологического сопровождения и семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- Формирование позитивной «Я-концепции».
- Гармоничное развитие личности ребёнка
- Стимуляция интереса к самопознанию, самоизменению, самосовершенствованию.
- Общее оздоровление организма ребёнка.
В структуру психологического сопровождения таких семей включены: психолого-педагогическая диагностика, социально-психологическое консультирование, психологическая профилактика, психологическая помощь такой семье, психолого-педагогическая коррекция.
Психологическое сопровождение в этих семьях осуществляется на нескольких уровнях:
ü мотивационном – оказание помощи родителям в принятии диагноза ребёнка и в желании начать работу по развитию и адаптации особого ребёнка;
ü эмоциональном – обучение родителей навыкам снятия эмоционального напряжения;
ü поведенческом – формирование продуктивных умений и навыков в преодолении сложных жизненных ситуаций.
Далее рассмотрим основные функции, которые выполняет психолог с семьями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ:
ü информационная функция: для повышения психолого-педагогической компетентности родителей, психолог знакомит семью или её отдельных членов с информацией по интересующей их проблеме;
ü диагностическая функция: для формирования психокоррекционной программы работы с семьей психолог проводит диагностику внутрисемейных отношений, родительских установок и реакций нарушения воспитательного процесса в семье; причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетенции и уровня развития ребёнка;
ü коррекционно-развивающая функция направленна на гармонизацию и оптимизацию психологического климата в семье;
ü функция обучения родителей и детей призвана раскрыть перед родителями, сущность коррекционного психолого-педагогического процесса работы с особым ребёнком и способствовать развитию навыков общения, приёмов саморегуляции и самопомощи;
ü поддерживающая функция: психолог обеспечивает психологическую поддержку семьям;
ü посредническая функция содействует восстановлению нарушенных связей семьи с окружающим миром и её членов между собой.
Рассмотрим следующие виды психологической помощи семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ:
ü индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери;
ü групповая работа;
ü семейное консультирование (психотерапия);
ü индивидуальное консультирование. [3].
Одним из важных аспектов работы специального психолога является психологическая работа с семьями. На фоне трудностей, возникающих в ходе лечения, воспитания особого ребёнка, часто происходит распад семьи, родители чувствуют неуверенность в собственных силах, испытывают чувство вины, страха, скорбь, недостаток информации, поддержки со стороны близких и социума и пр. Родители находятся в постоянном напряжении, стрессе, дискомфорте, что пагубно сказывается на внутрисемейных взаимоотношениях, здоровье ребенка.
Специальный психолог призван с целью сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членов семей научить родителей создавать благоприятную реабилитационную и коррекционно-обучающую среду; способствовать эмоциональной адаптации родителей в принятии болезни ребёнка и выработки положительной установки по отношению к себе и своему ребёнку.
Следует отметить, что специалисту, оказывающему психологическую помощь семье важно помнить, что наряду с общими особенностями, семьи данной категории имеют свои специфические особенности, связанные с той или иной нозологией ребёнка. Успех работы с семьей, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, во многом зависит от того, в какой мере специалист знает психофизические возможности ребёнка, умеет установить особенности развития и выявить причины имеющихся отклонений в умственном развитии и поведении. К сожалению, в настоящее время на практике часто различные техники и методики работы с семьями используются специалистами без учёта клинической формы болезни ребёнка. Именно поэтому каждому специалисту, работающему с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нужны как основы специальных знаний о ребёнке с ОВЗ, так и знания в области специальной семейной психологии [4].
В своей работе специальный психолог, учитывая все сложности, помогает родителям преодолеть личностные негативные состояния, настроиться на активную жизненную позицию, поэтому неотъемлемой составляющей в деятельности специального психолога является просветительская деятельность. Психолог грамотно представляет родителям специфику имеющихся у их ребёнка нарушений, особенности их протекания и проявления; информирует о новых, современных коррекционных методах, возможностях; рассказывает о достигнутых результатах, даёт рекомендации; в соответствии с тяжестью заболеваний; информирует о кризисных возрастных этапах, зоне ближайшего развития, перспективе и пр.
Специальный психолог на протяжении всего сопровождения осуществляет мониторинг; отслеживает динамику развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, всей личности в целом; вносит необходимые изменения и дополнения в коррекционный процесс, учитывая личностный потенциал и динамическое развитие ребёнка.
Одним из ключевых аспектов психологического сопровождения семей выступает применение комплексного, системного подхода в формировании полноценной личности ребёнка. Специальный психолог должен обладать профессиональными знаниями и необходимым опытом практической работы для полноценного, грамотного применения современных систем психолого-педагогической диагностики нарушений развития, технологий психолого-педагогической коррекции нарушений развития, психологического консультирования, информирования и др.
Для специального психолога важно охватить все сферы жизнедеятельности ребёнка: семью, детский сад, школу и пр. Составляющими психологического сопровождения как самого ребёнка с ОВЗ, так и его родителей, является подбор различных психологических техник, способствующих формированию концентрации внимания; нацеливающие на преодоление трудностей; мотивирующие выработке активной жизненной позиции; повышающие уровень уверенности, самостоятельности необходимых для продуктивной интеграции в современный социум.
В коррекционной работе специальные психологи используют, наряду с классическими методами, нестандартные, неординарные способы решения проблемы, что позволяет найти подход к различным категориям детей с ОВЗ, родителей, педагогов и иных лиц. Это позволяет максимально эффективно получить наиболее продуктивный результат психологической коррекции.
Специалист в своей работе использует психокоррекционные методики, направленные как на индивидуальную, так и на групповую работу с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
Одним из направлений психокоррекционной работы с семьями является формирование позитивной воспитательской модели «сотрудничество»; изменение отношения родителей к ребёнку и адекватное восприятие его проблем; установка на безоценочное принятие ребёнка, таким, какой он есть. Отношения родителей с ребёнком должны строиться с учётом его психофизических возможностей и на уважение личности ребёнка. Родители должны принимать индивидуальность ребёнка, одобрять проявления его самостоятельности, радоваться его успехам [2].
В рамках групповых психологических занятий с родителями, педагогами и иными лицами возможно использование кинотерапии, что позволяет существенно сэкономить время, снять все защитные механизмы, так как просмотр кинопродукции является привычным действием и не вызывает опасений наглядно продемонстрировать, проиллюстрировать актуальную проблематику и завершить всё полноценной обратной связью, в рамках которой каждый зритель сможет получить ответ на волнующий вопрос («Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»).
Одним из аспектов просветительской деятельности в психологической работе с родителями являются рекомендации необходимой литературы: например, Сара Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком», в рамках диагностической, консультативной и коррекционной работы специальный психолог может опираться на работы А.В. Семенович, Е.Д. Хомской, С.Я. Рубинштейна и др. Эти же труды можно предложить родителям с целью всестороннего понимания специфики имеющихся нарушений его ребёнка [5]
В работе с родителями очень важно использовать индивидуальный подход, что позволяет каждого нацелить на достижение положительного результата за счёт максимального использования имеющихся ресурсов, с опорой на сохранные, сильные стороны личности ребёнка.
Семья является одним из важнейших факторов социализации ребёнка с ОВЗ и его становления как личности. При этом, ребёнок и его родители должны составлять единую динамическую систему, которая может противостоять неблагоприятным внешним воздействиям и помогать установлению взаимодействия с другими людьми. Следовательно, ослабление любого компонента этой системы приводит и к ослаблению её жизнестойкости.
Таким образом, исходя из вышесказанного, полноценное, всестороннее развитие личности ребёнка с ОВЗ возможно лишь в тесном синтезе врачей, психолога, педагога-дефектолога, социального педагога, логопеда, родителей и др., где основным координатором коррекционного процесса выступает специальный психолог, который осуществляет контроль за всеми составляющими реабилитационного процесса. Только при поддержке семьи, полном принятии ими своего ребёнка, любви к нему возможно достижение положительной динамики в развитии ребёнка с ОВЗ.
Библиографический список
- Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. – М., 1934. – С. 258, 1326.
- Основы специальной психологии /Акименко А.К., Бурмистрова Е.Д., Георгица Е.А., Георгица Н.В., Гринина Е.С., Еремина Т.В., Колчина А.Г., Кухарчук О.В., Лысогорская М.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова А.В., Шипова Л.В., Польская Н.А., Трошина Н.В. Учебное пособие / Саратов, 2013.
- Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин / Гринина Е.С., Колчина А.Г., Коновалова М.Д., Куприянчук Е.В., Кухарчук О.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова Л.В. Учебно-методическое пособие / Саратов, 2015.
- Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Гном-Пресс, 1999. — 64 с.
- Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – Изд. 7-е. – М.: Теревинф, 2013. – 236 с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник
«Психолого – педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo_-_pedagogicheskoe_soprovozhdenie_semey.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психолого – педагогическое сопровождение семей,
воспитывающих детей с ОВЗ»
Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Но, к сожалению, рождение ребенка с нарушениями в развитии, снижает ее социальный статус, изменяет, а нередко и нарушает весь ход жизни. Признание у ребенка дефектов в развитии почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Психологи Р.Ф. Майрамян, О.К.Агавелян выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к такому ребенку.
Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства неполноценности.
Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка.
Четвертая фаза – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не замыкались, не стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ — это помощь их родителям . Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка с отклонениями в развитии в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка.
При сотрудничестве детского сада с семьей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, главная роль отводится педагогу — психологу , который возлагает на себя функцию организатора и координатора всего сопровождения в целом.
Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально- психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание психолого – педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.
Задачами психолого — педагогического сопровождения являются:
- Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
- Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохраненных ресурсов положительного развития, как ребенка, так и семьи, на основе партнерства.
- Информирование родителей о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого — педагогической и медико– социальной помощи.
- Развитие детско — родительских отношений.
- Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психо — коррекционный процесс.
- Содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий ее оказания.
- Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи и поддержки.
- Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
- Способствовать преодолению психологических барьеров.
Основные этапы процесса психологического сопровождения:
- Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
- Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
- Психолого — педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
- Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик ( составление социально- психологической карты семьи).
- Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
- Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
- Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
- Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы.
- Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (« Новый год», « 8 марта», « День матери» и др.)
- Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
- Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Работа с родителями должна строиться на следующих принципах:
1.Личностно — ориентированный подход к детям, к родителям , где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2.Гуманно — личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, формирование позитивной «Я — концепции » каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3.Принцип комплексности — психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, дефектологом. воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.
4.Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно — значимым для ребенка.
5.Принцип конфиденциальности — вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы ДОУ, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
- Коллективные формы взаимодействия:
- Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ в начале и в конце учебного года, где происходит информирование и обсуждение с родителями задач и содержания коррекционно – образовательной работы, решение организационных вопросов, информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями.
- Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже двух раз в год и по мере необходимости, где происходит обсуждение задач , содержания и форм работы с детьми в семье, решаются текущие организационные вопросы.
- « Дни открытых дверей. Родители посещают детский сад , вместе с ребенком, наблюдая за работой специалистов.
- Семинары – практикумы. Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
- Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
- Проведение совместных праздников и развлечений, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком ( мама рядом).
- Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско – родительских отношений
2.Индивидуальные формы работы :
- Анкетирование родителей проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости с целью получения информации о ребенке, семье, определения запросов родителей о дополнительном образовании детей, определения оценки эффективности работы специалистов и воспитателей, определение оценки родителями работы ДОУ.
- Беседы и консультации специалистов . Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями с целью оказания индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.
- Родительский час . Проводится учителями – дефектологами один раз в неделю во второй половине дня с целью информирования родителей о ходе образовательной работы с ребенком.
- Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.
- « Служба доверия» или « Почтовый ящик» — организация обратной связи для родителей. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями, отзывами и пожеланиями родителей с целью оперативного реагирования администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.
- Использование современных устройств для общения с родителями : виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи
3.Формы наглядного информационного обеспечения :
- Информационные стенды и тематические выставки, литературы, фото. доска объявлений . Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах с целью информирования родителей об организации коррекционно — образовательной работы в ДОУ.
- Выставки детских работ . Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы с целью ознакомления родителей с формами продуктивной деятельности детей, привлечения и активизации интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
- Открытые занятия специалистов и воспитателей .Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями с целью создания условий для объективной оценки родителями успехов своих детей и наглядного обучения родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях. Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему
- Размещение информации на сайте учреждения с целью информирования родителей о работе ДОУ и других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями.
В результате такой работы родители учатся не стесняться своего ребенка , воспринимать таким, какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально- волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей , что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.
Источник