Меню

Психологическое здоровье занятие с элементами тренинга

Тренинг «Играя, укрепляем психологическое здоровье»
материал

Тренинг для педагогов

Скачать:

Вложение Размер
тренинг для педагогов 23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Играя, укрепляем психологическое здоровье»

(в рамках недели психологии «Психологическое здоровье»)

Цель: гармонизировать внутренний мир педагогов.

  • познакомить педагогов с некоторыми приемами психологической саморегуляции;
  • снижение психоэмоционального напряжения;
  • создание благоприятного эмоционального состояния, способствующего сплочению педагогического коллектива.

Форма проведения: тренинг.

Категория : педагоги ДОУ.

Кол-во человек: 20 человек.

Дата: 29 января 2020 г.

Оборудование : цветные лепестки, по количеству участников (синяя, фиолетовая, зеленая, красная, коричневая, желтая, серая, черная); шкатулка, записки с пожеланиями, ватман, клей ПВА, мусорная корзина, 20 ручек, 30 листов бумаги А-4, мольберт, арома лампа, свеча, аромомасла: мелисы, пихты, лаванды, апельсина, бергамота, эвкалипта, аудио запись «Шум моря» и «Небесные цветы», цветные карандаши, краски, кисточки, солнцезащитные очки с розовым стеклом, непроливайка, простые карандаши, ластик, восковые мелки.

Звучит музыка. Участники тренинга садятся в круг.

1.Упражнение «Я рад тебя видеть»

Цель: позитивное настроение, настрой на работу.

Участники тренинга, передавая друг другу солнышко продолжают фразу: «Лена, я рада тебя видеть…»

2.Упражнение «Продолжи фразу»

Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.

Участники тренинга продолжают фразу, перекидывая друг другу мяч и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.

Психолог: Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает.

3.Диагностическое упражнение «Цвет настроения»

Цель: определить эмоциональное состояние педагога в начале занятия.

Психолог предлагает участникам тренинга выбрать лепесток, того цвета, который похож на его настроение, затем комментирует значение выбранного цвета.

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

4.Коллективный коллаж «Поляна цветов»

Цель: установление контакта между членами группы.

Психолог: А сейчас, я предлагаю вам из своих лепестков сделать коллаж «Поляна цветов»

Педагоги крепят свои лепестки к ватману, создавая коллаж «Поляна цветов»

Посмотрите на эту поляну… Каждый цветок индивидуален, не похож на другие. Так и мы с вами все разные, не похожие друг на друга. У каждого свой характер, свой темперамент, свои взгляды на жизнь. И все мы по разному реагируем на неприятности и справляемся с ними.

Каждому человеку нужны ресурсы, благодаря которым можно противостоять неприятностям, сохранить свою жизнестойкость.

Важное условие сохранения и укрепления психологического здоровья педагога – развитое умение сбрасывать напряжение, усталость и расслабляться.

5.Тест «Способны ли Вы противостоять стрессу» (приложение 12)

Цель: выявить степень стрессоустойчивости педагогов.

Психолог: Природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.

Я хочу предложить вам несколько техник, которые помогут расслабиться, снять напряжение.

Для снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.

6. Упражнение «Полное дыхание»

Психолог : Для снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох — пауза — выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох — пауза — выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем!

Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие. Задержите дыхание, сосчитав до 5. Выдох. Медленно через рот, сопровождая звуком с-с-с так, чтобы вышел весь воздух. Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом. (Повторите упражнение несколько раз, постепенно увеличивая время паузы)

Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Сядьте удобно: руки положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинаем медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь, представьте себе, что лимон находится в левой руке. Начинаем медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что у вас в каждой руке лимон. Начинаем медленно сжимать их до тех пор, пока не почувствуете, что выжали весь сок. Расслабьтесь.

8. Упражнение «Бумажный мяч»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Участники тренинга сидят в кругу, в центре стоит мусорная корзина.

Психолог раздает каждому участнику по листу бумаги. Педагоги на счет три делают из бумаги мяч, на счет три бросают в корзину.

9. Аутотренинг и ароматерапия.

Ароматерапия благоприятно воздействует на человека, улучшает душевное состояние и оказать благотворное действие на весь организм.

Эфирные масла «Мелисы», «Лаванды» – успокаивают и способствуют расслаблению.

Эфирное масло «Апельсин» и «Бергамота» — стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу.

Эфирное масло «Эвкалипта »- антисептическое, противовоспалительное, иммуномодулирующие, улучшает умственную деятельность, повышает настроение, снижает утомляемость.

Эфирное масло «Пихты » — является одним из самых сильных тонизирующих ароматов. Оно позволяет достичь глубокой релаксации, при стрессе или нервном истощении, развивает стойкость и выносливость в эмоциональном плане, но при этом не несет пассивных установок, а наоборот стимулирует активность.

Звучит аудио запись «Шум моря». Психолог зажигает аромо лампу. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают:

10.Упражнение «На берегу моря»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Психолог проговаривает слова.

«Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Ничто не должно сковывать дыхание. Сделайте глубокий вдох, Задержите дыхание. Медленно выдохните. Дышите спокойно. Вдох – выдох. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вдох-выдох. Вам приятно находиться в состоянии покоя.

Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок сухой и мягкий. Ты чувствуешь его тепло. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один… Рассмотри это место внимательно. Что ты видишь…. Запомни его… Запомни свои ощущения, свое настроение….

Сделай глубокий вдох и ощути запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает.

Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.

Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.

3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.»

12. Арт терапия. Рисунок «мое эмоциональное состояние»

Цель: выявить эмоциональное состояние педагогов в конце занятия.

Психолог: Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам нарисовать берег моря, на котором вы сейчас побывали, постарайтесь выразить свое эмоциональное состояние.

Педагоги под релаксационную музыки «Небесные цветы» рисуют.

13.Упражнение «Приветственное письмо»

Цель: установление психологической поддержки.

Педагоги пишут письмо своему коллеги. Письмо должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, пожелания, положительные личностные качества.

Цель: обратная связь.

Психолог: Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля вам помогут в стрессовых ситуациях.

— Ваши ощущения после тренинга?

-Что понравилось? Что не понравилось?
— Что было полезным?

— Удалось ли вам расслабиться? Снять напряжение?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо.

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.

Не только воспитанники, но и педагоги нуждаются в отдыхе и эмоциональной разгрузке. Подготовка к аттестации, участие в профессиональных конкурсах, конфликтные ситуац.

Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями «Психологическое здоровье», «Синдром эмоционального выгорания»,-способствовать осознанию педагогами своего.

Психологический практикум поможет педагогам ослабить психическую напряженность, снять некоторые невротические реакции, отдохнуть и переключиться от повседневных забот, связанных как с работой, так и с.

Источник

Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга «Я выбираю здоровье!»
план-конспект занятия по психологии (9 класс) на тему

Занятие построено с учетом возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала.
Продолжительность около 60 минут.
Цель: способствовать определению собственных духовных ценностей и ориентации на здоровый образ жизни.
Задачи: объяснить значение понятия «здоровье»; воспитывать чувство ответственности за сохранение здоровья; формировать у подростков стремление занимать активную жизненную позицию;
доказать приоритетность здоровья среди других ценностей человека и негативное влияние вредных привычек на самочувствие подростка.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_ya_vybirayu_zdorove.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Я выбираю здоровье!»

Занятие построено с учетом психолого-возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала.
Продолжительность тренинга 60 минут.
Цель: способствовать определению собственных духовных ценностей и ориентации на здоровый образ жизни.
Задачи: объяснить значение понятия «здоровье»; воспитывать чувство ответственности за сохранение здоровья; формировать у подростков стремление занимать активную жизненную позицию;
доказать приоритетность здоровья среди других ценностей человека и негативное влияние вредных привычек на самочувствие подростка.

Методические рекомендации : учитывая психолого-возрастные особенности детей старшего подросткового возраста, разговоры о здоровье следует вести в деликатной форме, чтобы это не воспринималось как давление и поучение. Для более эффективного воздействия на восприятие, понимание и запоминание информации, уместно использовать примеры из жизни их сверстников, различные визуальные материалы.
Оборудование : плакат-изображение горы с вершиной «здоровье»; бумага, ручки, фломастеры, стикеры, канцелярские скрепки, изображения следов (по два на каждого участника)

  1. На доске написан эпиграф к уроку :
    Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатство, которое ты приобрел . Главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, нужно много знать.
    ( Авиценна)
    Психолог : О чем, на ваш взгляд, сегодня пойдет речь? (О здоровье)
    Назвать тему: « Я выбираю здоровье!»
    2. налаживание контакта

Каждый участник называет свое имя и продолжает фразу: «Для меня здоровье — это . », «Для меня быть здоровым — значит . »
3. Ожидания

Запишите на стикерах, о чем бы вам хотелось услышать, что увидеть, узнать, чем поделиться во время нашего занятия? Закрепите у подножия горы «здоровья» свои ожидания.
4. Упражнение «Интервью»
(Психолог предлагает участникам группы взять друг у друга интервью относительно здоровья. Интервью берётся участниками тренинга у всех желающих, поочереди)
Цель: актуализировать понятие «здоровье» и способствовать формированию навыков здорового образа жизни.
Примеры вопросов: «Посещаешь ли ты врачей с профилактической целью?», «Считаешь ли ты, что только тот человек, который ведет здоровый образ жизни, способен обеспечить собственное успешное будущее?», «Есть ли у тебя вредные привычки, которые негативно влияют на твоем здоровье? »

5. Информационный блок «Холистический подход к здоровью»
(Вкратце и в доступной для восприятия подростков форме рассказать о составляющих здоровья и правах человека относительно защиты собственного здоровья. Объяснить значение холистического (целостного) подхода к здоровью).
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье понимается не только как отсутствие болезней, а как состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Здоровье человека является целостной системой взаимосвязанных друг с другом составных частей. Изменения в одной из составляющих неизбежно вызывают изменения во всех других.
Составными частями здоровья являются: физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное, духовное здоровье.
Физическое здоровье — это слаженное функционирование всех систем человеческого организма: нервной, двигательной, дыхательной и др. Устойчивость к различным инфекциям и заболеваниям, является одним из показателей физического здоровья. Каждый человек должен знать, как функционирует его организм, каковы симптомы нарушения деятельности определенных органов, как оказать себе первую помощь, куда обращаться за консультацией.
Интеллектуальное здоровье — это способность человека адекватно воспринимать информацию, уметь находить необходимую информацию и использовать ее в соответствующих ситуациях. Одним из показателей умственного здоровья является способность человека подбирать знания из различных источников и способность использовать их для принятия решений по отношению к собственному организму.
Эмоциональное здоровье — это способность человека понимать свои чувства и чувства других, умение их выражать и управлять ими. Знание о том, какие чувства испытывает человек и какие чувства могут испытывать другие, помогает выражать свои чувства в понятной и приемлемой для других форме. Эмоциональное здоровье способствует комфортному самоощущению человека среди других, позволяет быть чувствительным к эмоциональным состояниям других людей.
Социальное здоровье — это способность человека чувствовать себя в качестве индивида мужского или женского пола, личностью, а также способность взаимодействовать с другими людьми. Это часть сущности человека, которая требует от него развития чувства собственной индивидуальности и самосовершенствования, выражается в наличии у человека определенных надежд, мечтаний, представлений о собственном успехе, способах самовыражения и самоутверждения, в зависимости от собственной системы ценностей. Понимание человеком ценности взаимоотношений с семьей, друзьями, любимыми и другими людьми — один из показателей социального здоровья.
Духовное здоровье — это составляющая здоровья, которая является стержнем существования человека. Это суть бытия человека, это то, что человек ценит и является для него важным.
Психолог. Здоровье — это необходимое условие активной жизнедеятельности человека. Без здоровья личность не может быть гармоничной и успешной. Как говорят в народе, «Здоровье невозможно купить, оно бесценно».

Каждый человек имеет право на охрану собственного здоровья. Право человека на охрану здоровья — это стандарт, согласно которому оценивается существующая политика государства и ее программы в сфере здравоохранения.
Существуют международные организации, например, ВОЗ — это Всемирная организация здравоохранения, которая была создана в 1946 году, а ее Устав стал первым международным документом, в котором сформулировано определение права на здоровье как «право на наивысший достижимый стандарт физического, умственного и социального благополучия». Вывод: К хорошему здоровью человек может идти, будучи совершенно здоровым или инвалидом. Здоровье включает все главные цели жизни человека, его интересы и привычки. Человек в жизни может идти двумя путями: один ведет его к здоровью, другой — от здоровья. Таким образом, каждый образованный современный человек должен понимать, что он должен отстаивать право на охрану здоровья.

Итак, сегодня мы попробуем составить свой путь к здоровью, а вот в каком направлении идти — выбирать вам!

6. Упражнение «Скрепка»
Цель: донести до сознания подростков идею о том, что утраченное здоровье невозможно полностью восстановить.
Советы: работу следует организовать таким образом, чтобы каждый участник последовательно, за тренером делал все, что он демонстрирует.
Ход упражнения: каждому участнику тренинга предлагается взять в руки обычную канцелярскую скрепку. Затем тренер рассказывает группе историю об этой скрепке, участники тренинга делают из скрепки то, что предлагает тренер во время своего рассказа.
История маленькой Скрепочки:
Героиня нашей истории — маленькая Скрепка, такая же, как у вас в руках.
Жила маленькая Скрепочка, она была веселой, здоровой и потихоньку взрослела. Но почему-то казалось ей, что можно жить беззаботно, безопасно и безответственно, что впереди долгая жизнь, и не надо с молодых лет заботиться о собственном здоровье.
И захотелось Скрепке попробовать сделать свою жизнь интереснее. Начала она курить, потому что ей казалось, так легче общаться с друзьями. И Скрепка представляла, как расцветает она в компании друзей, а жизнь ее становится похожа на цветочек. (Психолог предлагает сделать участникам тренинга со скрепки цветочек, показывает, как это делается).
А потом Скрепочке захотелось попробовать алкоголь, потому что так она чувствовала себя взрослее. И показалось ей, что она уже взрослая, успешная и блещет — ну настоящий бриллиант. (Тренер предлагает сделать участникам тренинга со скрепки бриллиантовое кольцо, показывает, как это делается) .
Еще многое успела попробовать в своей жизни Скрепочка. Но однажды почувствовала себя плохо, поняла, что надо позаботиться о своем здоровье. И захотелось ей вернуться в то время, когда чувствовала себя здоровой. (Тренер предлагает участникам тренинга попробовать вернуть скрепке ее первоначальный вид. Сделать это оказывается невозможным, в некоторых случаях скрепка даже ломается).
Итак, Скрепка пыталась возвратить все. Но .

Почему я рассказала вам эту историю? Надеюсь, когда кто-то предложит вам или, когда вы сами захотите легко и без лишних усилий сделать свою жизнь ярче и взрослее, вы вспомните эту историю, о ее желаниях, и о последствиях осуществления этих желаний. Возможно, тогда у вас возникнет вопрос: а стоит ли?
Далее психолог предлагает группе поделиться своими мыслями об истории маленькой Скрепочки.
Вопросы для обсуждения:
Что происходило со скрепкой?
Почему это происходило?
Может ли быть употребление алкоголя и табака показателем взрослости?
Методические рекомендации по обсуждению:
Тренеру необходимо подвести группу к мнению, что утраченное здоровье невозможно полностью восстановить. Необходимо помнить, что сохранение и укрепление здоровья (здоровый образ жизни) всегда эффективнее, чем лечение, то есть лучше предупредить заболевание, чем потом его лечить. На лечение или избавление от вредных привычек уйдет много усилий (средства, время, духовные силы), которые могли бы быть использованы для достижения целей важнее. К сожалению, нарушенное здоровье невозможно полностью восстановить.
7.Физкультпауза «Найди себе пару»
Цель : снять мышечное напряжение, переключить внимание.
Я попрошу всех встать. Сейчас мы с вами поиграем (под музыкальное сопровождение) .
Всем необходимо двигаться свободным способом. По моей команде вам необходимо объединиться в пары, при этом выполнить предложенный способ. Например, «спина к спине». Пары не должны повторяться, то есть в следующий раз образовывать пару с другим учеником.
Задания: «Положить руки на плечи друг другу», «Правая нога к правой ноге», «Пожать друг другу руки», «Пальчик к пальчику», «Взяться за руки» ит.д.
8.Упражнение «Угроза жизни»
Цель : выявить лидеров, детей способных брать на себя ответственность.
« Я хочу провести с вами одно упражнение, но предупреждаю, оно может причинить вред вашему здоровью. Приглашаю выйти ко мне по желанию смельчаков, но напоминаю, что это может быть вредным для вашего здоровья.
Когда вышли (3-4 ученика) — объявить, что это и есть упражнение. Предложить лидерам поочередно сформировать 3-4 группы.
9. Работа в малых группах (3-4 группы)
Упражнение «Преимущества здоровья».
Цель : акцентировать внимание участников и предоставить информацию о преимуществах здоровья.
Советы: обсуждение проблем в группах происходит с использованием метода мозгового штурма. (Объяснить участникам, как это происходит)
Ход работы:
Психолог объединяет участников тренинга в три — четыре малые группы и предлагает обсудить следующие проблемы:
— Какие преимущества дает здоровье для достижений в учебе и карьере?
— Какие преимущества дает здоровье в личной и семейной жизни?
— Какие преимущества дает здоровье в проведении досуга и в общении?
— Какие преимущества дает здоровье в профессиональной сфере?
Результаты обсуждения группы записывают на плакатах, затем по очереди презентуют.
Тренер делает выводы: обычно здоровый человек имеет больше возможностей реализовать себя и собственные ожидания во всех сферах жизни, чем тот, у которого есть проблемы со здоровьем.
Основные положения, на которых необходимо акцентировать внимание подростков:
Здоровье дает возможность реализовывать свои мечты.
Здоровье легко потерять, но трудно восстановить.
Каждый человек имеет право сохранять свое собственное здоровье.
10. Подведение итогов. Упражнение «Обратная связь»
Цель : получить обратную связь от группы, обмен чувствами.

Тренер предлагает по кругу выразить свои мысли по поводу проведения тренинга:
— В начале занятия мы записывали свои ожидания, скажите, пожалуйста, насколько они реализовались: что услышали, увидели, о чем узнали во время нашего занятия? (Предложить закрепить свой стикер на горе «здоровья» на той высоте, на сколько реализованы ожидания).
11. Упражнение «Путь к здоровью».
Как я уже говорила в начале, сегодня мы попробуем составить свой путь к здоровью. Перед вами лежат изображения следов человека (по два следа на каждого участника) . На одном запишите, что вы будете делать, а на другом чего не будете, чтобы сохранить свое здоровье.
А сейчас возьмите свои следы и станьте в круг. Положите следы на пол и встаньте на них ногами. Поздравляю! Вы сделали свой шаг на пути к здоровью.
12.Завершение
Встанем в круг и хором скажем: «Быть здоровым — модно!
Быть здоровым — стильно!
Быть здоровым — весело!
Будем здоровы! »

Источник

Читайте также:  Приборы для восстановления здоровья
Adblock
detector