Особенности психологического здоровья в юношеском возрасте
Для сохранения психологического здоровья любого человека в любом возрасте важна проблема поиска смысла своего существования. Но период юности – это этап в жизни человека, когда она становится действительно ключевой, определяющей. То, что юноша или старший школьник, стоит на пороге взрослой жизни, что он обращен в будущее, составляет «аффективный центр» всей его внутренней жизни (Л.И. Божович), признается практически всеми психологами и, по-видимому, уже не требует доказательств. Таким образом, проблема практической проблемы помощи нашим подросткам, юношам и девушкам, в поиске себя, определении своего места в мире, в той предельно сложной ситуации, в которой находится общество остается острой на сегодня.
Дети, подростки и юноши составляют наиболее уязвимую возрастную группу в отношении психотравмирующих факторов (А.Я.Варга, В.А. Гурьева, А.И. Захаров, В.В. Ковалев, Г.Е. Сухарева, А.С. Спиваковская и др.) [14].
Именно на этом жизненном этапе завершается переход к взрослости. Молодые люди подходят к рубежу, где им необходимо выбрать направление жизненной стези. Молодой человек должен быть готов на этом этапе отвечать за результаты своего выбора.
Направленность на будущее – отличительная черта этого этапа развития личности. Основными параметрами развития личности в юношеском возрасте являются: готовность к личностному и жизненному самоопределению; характер общения со сверстниками; характер общения со взрослыми; характер психосексуального развития; особенности интеллектуальных свойств и т.п.
Самоопределение – базовое новообразование юношества. Исследователи выделяют различные стороны формирования личности присущие этому возрастному этапу. Л.А. Венгер пишет, что к психологическим новообразованиям этого возрастного периода «…можно отнести смысл жизни и психологическое будущее, которые определяют жизненную перспективу человека, а не только его участие в тех или иных наличных формах деятельности (для регуляции которого достаточно подросткового самосознания)» [14, 132].
На статус ведущей в ранней юности претендует проектно-исследовательская деятельность, считают В.Т Кудрявцев и Г.К. Уразолтева. Они имеют в виду не только проектирование и исследование в учении. Речь идет о проектировании жизненного пути и исследовании потенциала собственного «Я» [17].
Основными задачами развития в юности по И.В. Дубровиной:
1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности).
2. Обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.
3. Профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
4. Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности» [12].
Такие изменения в жизни, как окончание вуза, трудоустройство, вступление в брак и рождение детей, могут быть очень напряженными для молодого человека. Однако бегство от кризиса в этом периоде только задерживает развитие человека. Молодые люди, которые достойно принимают этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее и способны управлять своей судьбой.
По Э.Эриксону основной целью юношеского периода является формирование интимности. Он включает в это понятие, кроме сексуальной интимности еще и дружбу и отношения, наполненные совместными устремлениями. Изоляция – противоположный вектор интимности. Неотъемлемой частью интимности является дистанцированность: готовность человека отвергать, изолировать и, если необходимо, разрушать те силы и техлюдей, сущность которых кажется ему опасной [13].
В кризисный период созревания начинается пробуждение личности. Это пробуждение продолжается в следующей за этим фазе юности, оно является центральным пунктом, вокруг которого движется все остальное. Если этот процесс не удается, то личность остается зависящей от своего окружения, либо застывает в позе протеста против всего, что воспринимается как авторитет, характерной для периода полового созревания.
Несколько другие акценты в рассмотрении кризисных точек развития молодого человека делает Б.Ливехуд. Поскольку в отличие от подростка молодой человек уже не только включает в свое сознание взрослую жизнь, но реально в ней участвует, для него особенно остро встают вопросы выбора своего уникального пути. «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?» – вот важнейшие вопросы, которые решаются в молодости. В юности нужно научиться принимать себя, нести ответственность за свой выбор и решения. Но на пути к этому нужно приобрести опыт, и каждый сам должен делать свои глупости, если только готов учиться на них. Если же человек не ставил перед собой главных вопросов в юности и не нашел на них ответов, то он подвергается опасности навечно остаться в подростковом возрасте, и его самооценка будет основываться на мнении общества или на противостоянии всему миру [16].
Вступлениечеловека во взрослуюжизнь характеризуется началом преобладанияпроцессов приспособления к среде, освобождением от инфантильного восприятия мира. И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью при сохранении акцента на преобладании самоизменений как предпосылок изменения внешней ситуации. Исходя из этого, О.В.Хухлаевой были выделены следующие уровни психологического здоровья:
К высшему уровню психологического здоровья – креативному– можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи.
К среднему уровню – адаптивному –принадлежат люди, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности.
Низший уровень – это дезадаптивный,или ассимилятивно-аккомодативный.К нему можно отнести людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные,либо аккомодативные средства. Ассимилятивный стильповедения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих.
Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. Люди, отнесенные кданному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи [25].
Таким образом, рассматривая особенности протекания периода юности можно заключить, что основным содержанием этого довольно кризисного периода в жизни человека является поиск себя и своего места в жизни через попытки примерять на себя роли взрослого и столкновение с возросшей ответственностью как за свою жизнь, так и за каждый сделанный в ней выбор. Глубокие психологические проблемы, возникающие на фоне кризиса «встречи со взрослостью», нередко приводят к превращению кризиса в экстремальную ситуацию, когда требуется психологическая помощь. Забота о психологическом здоровье в юношеском возрасте предполагает внимание к внутреннему миру человека: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ:
1. Термин «психологическое здоровье» прочно закрепился в понятийном аппарате науки и имеет свою специфику, которая проявляется в отсутствии тождественности с понятиями «психическое здоровье» и «личностная зрелость». «Психологическое здоровье» – динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития [29].
Психологическое здоровье можно описать как систему, включающую ценности собственного «Я» и ценности других людей. Ему соответствует адекватное отношение человека к себе и другим. Психологически здоровый человек должен владеть рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. При этом самоотношение, рефлексия и саморазвитие должны обуславливать друг друга, находясь в постоянном взаимодействии. Психологическое здоровье позволяет личности стать самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры и развитую саморегуляцию и самосознание. Чем понятнее человеку его призвание, т. е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Именно обладание такими жизненными целями является условиями сохранения общего здоровья человека, неотъемлемой частью которого является здоровье психологическое.
2. Проблема психологического здоровья личности, являясь изначально приоритетной областью изучения гуманистической психологии, продолжила свое существование в рамках антропопсихологии , в частности в трудах В.И. Слободчикова, Г.А. Цукермана и других [19]. Приоритет антропологической парадигмы в психологии здоровья объясняется тем, что в ней человек рассматривается целостно, выработаны общие представления о норме и указания на практические возможности ее обеспечения. Антропологизм является направлением, синтезирующим в себе два представления о сущности человеческого развития, с одной стороны приоритетным является стремление человека к родовой сущности, где вторичным является индивидуальное самосознание, с другой — главная задача индивида совершенствовать свою личность и быть самим собой. В обоих случаях, в результате соблюдения всех условий возможно достижение психологического здоровья. Эти явления рассматривались в рамках гуманистической психологии, тогда как с точки зрения антропологического подхода процесс индивидуализации возможен только при условии взаимодействия человека с обществом, в результате чего и происходит формирование субъективной реальности личности, определяющей возможности достижения психологического здоровья.
Антропологическая модель психологического здоровья позволяет ориентироваться в феноменах развития субъективной реальности, понимать природу переживаний и поведения человека. Она может быть использована практическими психологами в качестве рациональной основы профессиональной деятельности.
3. Нарушение процесса идентичности, отсутствие возможностей для личностного и профессионального самоопределения, отсутствие жизненных ресурсов для преодоления проблем, связанных с возросшей ответственностью, затруднения, связанные с выбором своего жизненного пути, может стать угрозой психологическому здоровью в период юношества. Глубокие психологические проблемы, возникающие на фоне кризиса «встречи с взрослостью» (который является нормативным), нередко приводят к превращению кризиса в экстремальную ситуацию, когда требуется психологическая помощь. Забота о психологическом здоровье в юношеском возрасте предполагает внимание к внутреннему миру человека: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Практическое участие в создании условий, благоприятствующих душевному благополучию и личностному развитию детей и юношей, составляют одну из основных функций психологических подразделений на современном этапе.
Источник
Особенности психологического здоровья в юношеском возрасте и возможности его коррекции
На правах рукописи
БАБАКОВА Наталья Петровна
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ
19.00.13. – Психология развития и акмеология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Работа выполнена на кафедре психологии развития и акмеологии
факультета психологии Южного Федерального университета.
Научный руководитель: | кандидат биологических наук, доцент Васильева Ольга Семеновна |
Официальные оппоненты: | доктор психологических наук, профессор Михайлова Ольга Юрьевна |
кандидат психологических наук, доцент Синченко Татьяна Юрьевна | |
Ведущая организация: | Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» |
Защита состоится 28 мая 2007 в 9.00 часов на заседании диссертационного совета К-212.208.09 при Южном Федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд.222.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного Федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148.
Автореферат разослан 26 апреля 2007 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Юшко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. В ситуации глобальных кризисов — экологического, демографического, геополитического, этнического, нравственного, а также беспрецедентных темпов общественных изменений, значительно усложняющихся условий жизни людей, наблюдается воздействие на человека разных факторов, вызывающих психические напряжения, стрессы, эмоциональную дестабилизацию, что разрушающе сказывается как на физическом, так и на психологическом здоровье. Важнейшими показателями, свидетельствующими о деформирующих изменениях в уровне здоровья, является: рост уровня тревожности и агрессивности, появление депрессивных состояний, падение самооценки, утрата необходимого уровня активности и разрушение психологического здоровья (Б.С.Братусь, О.И. Мотков, Г.С. Никифоров, А.М. Прихожан).
Наиболее уязвимой категорией населения в данных условиях оказывается юношество, так как в юношеском возрасте личность человека, переживающего этап перехода от детства к взрослости, нестабильна. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу, путь личностного и профессионального развития. Специалисты, занимающиеся исследованием личности в юношеском возрасте (Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, Э. Эриксон, Д.И. Фельдштейн) утверждают, что юность – один из сложных, важных и ответственных в плане формирования личности этапов.
Юношество является такой возрастной категорией, которая скрывает в себе огромный потенциал саморазвития и потенциал будущего всей страны. Для того, чтобы данный потенциал реализовался важно, чтобы юношество в сложный период становления личности получило от взрослых такую поддержку, которая поможет либо сохранить, либо восстановить психологическое здоровье, являющееся основой, необходимым условием, позволяющим не только успешно
пройти этап самоопределения, но и вступить в самостоятельную взрослую жизнь.
Здоровье общества, в том числе психологическое здоровье, зависит от здоровья его граждан, поэтому проблема формирования здоровой личности стала выходить с индивидуального уровня на государственный. В данных условиях важно определить те возрастные периоды, когда психологическое здоровье личности оказывается наиболее уязвимым. Мы полагаем, что одним из таких возрастных периодов является именно юношеский возраст. Особую актуальность на современном этапе развития российского общества приобретает разработка, апробация, изучение эффективности, а также продвижение целостных технологий, направленных на поддержание, сохранение и коррекцию отклонений психологического здоровья в юношеском возрасте (И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, Д.Б. Эльконин). Конечной, стратегической целью технологий, направленных на коррекцию психологического здоровья юношества, является формирование поколения здоровых людей, стоящих на пороге взрослой ответственной жизни. Разработка и популяризация таких целостных технологий, ценность которых подтверждена научно, может стать наиболее перспективным практическим вкладом психологии в развитие потенциала нового молодого поколения взрослых. Необходимым начальным этапом создания любой технологии или коррекционной программы, является определение «мишеней», на которые будет направлено ее воздействие. В случае коррекции психологического здоровья в качестве таких «мишеней» должны выступать те личностные факторы, которые являются показателями психологического здоровья. Следовательно, разработка технологий, направленных на сохранение или восстановление психологического здоровья, предполагает выделение определяющих его критериев. Не одно десятилетие внимание исследователей привлекают проблемы поддержания и сохранения здоровья, однако практически отсутствуют работы,
посвященные разработке и научному обоснованию целостных технологий, направленных на поддержание психологического здоровья в юношеском возрасте. Поскольку с развитием цивилизации, усложнением форм деятельности здоровье каждого конкретного человека стало весьма уязвимым, то оснащение специалистов психологическим инструментарием, помогающим в решении указанной проблемы, является острой общественной потребностью. Актуальность диссертационной работы состоит в том, что она является научной попыткой, направленной на выявление факторов, выступающих показателями психологического здоровья в раннем юношеском возрасте, а также на изучение ценности комплексной технологии, направленной на сохранение, поддержание и коррекцию психологического здоровья в юношеской группе.
Цель исследования: изучение особенностей психологического здоровья в раннем юношеском возрасте и разработка комплексной технологии, направленной на его сохранение, поддержание и коррекцию.
Объект исследования: юноши и девушки, обучающиеся в среднем профессиональном учебном заведении.
Предмет исследования: общие и возрастные особенности психологического здоровья, специфичные для раннего юношеского возраста, и возможности его поддержки и коррекции посредством двухуровневой комплексной технологии.
Сформулированные цель, объект и предмет исследования определили постановку его задач.
Теоретические задачи:
- Провести теоретический анализ междисциплинарного понятия здоровья в разных науках.
- Проанализировать основные теоретические подходы к изучению феномена психологического здоровья.
- Провести теоретический анализ проблем, связанных с выявлением показателей психологического здоровья, специфичных для раннего
- Выделить и обосновать критерии, свидетельствующие о наличии проблем, связанных с отклонениями в показателях психологического здоровья юношей и девушек. Обосновать адекватность выделенных критериев.
- Проанализировать основные положения, имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе, касающиеся изучения агрессии, агрессивности и тревожности, в том числе в юношеском возрасте.
Методические задачи:
6. Подобрать комплекс методик, адекватных выделенным на основе теоретического анализа критериям психологического здоровья, специфичным для раннего юношеского возраста.
7. На основе изученных методологических основ и методических принципов разработать комплексную двухуровневую технологию, направленную на поддержание психологического здоровья и коррекцию при его отклонениях.
Эмпирические задачи
8. Эмпирически выявить отклонения в показателях психологического здоровья юношей и девушек на основе выделенных критериев.
9. Сформировать контрольную и экспериментальные группы, в соответствии с выраженностью специфичных для раннего юношеского возрасте показателей психологического здоровья.
10. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на коррекцию показателей психологического здоровья, специфичных для юношей и девушек.
11. Эмпирически проверить эффективность разработанной двухуровневой технологии, направленной на коррекцию отклонений в показателях психологического здоровья, специфичных для раннего юношеского возраста.
Гипотезы исследования:
- Существуют общие показатели, свидетельствующие об отклонениях в психологическом здоровье и возрастно-специфические.
- Показателями психологического здоровья, специфичными для раннего юношеского возраста являются повышенный уровень выраженности агрессивности и тревожности. К общим показателям относятся нарушения в общем функциональном состоянии личности.
- Технология коррекции отклонений в показателях психологического здоровья, специфичных для юношеского возраста, будет эффективной, если она будет включать два блока, способствующих снижению уровня агрессивности и тревожности, а также оптимизации общего функционального состояния: спортивный и собственно психокоррекционный.
- Включение в коррекционную технологию комплекса спортивных мероприятий (упражнений) эффективно снижает уровень агрессивности и ситуативной тревоги.
- Комплексная технология оказывает существенное позитивное влияние на показатели психологического здоровья в раннем юношеском возрасте.
Теоретико-методологическую основу работы составили: положение о личности как целостной психологической структуре (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, A.B.Запорожец, ..Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин); основные положения об особенностях развития личности в юношеском возрасте (Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, Э. Эриксон, Д.И. Фельдштейн); системный междисциплинарный подход к здоровью (В.А.Ананьев, Г.С.Никифоров, О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, Л.Р. Правдина); общие методологические положения практической психологии образования (И.В.Дубровина, М.Р.Битянова); положение о единстве диагностики и
коррекции, отражающее целостность процесса оказания психологической помощи (И.В.Дубровина, Д.Б. Эльконин).
Экспериментальной базой исследования выступил медицинский колледж г. Ессентуки. Для проверки выдвинутых гипотез на базе колледжа было организовано исследование выбранных групп респондентов. Исследовательской группой явились студенты вторых, третьих и четвертых курсов.
Исследование проводилось в несколько этапов в течение 2002- 2006 учебных годов:
1. Этап (2002 г.) — требовал определения целей и задач исследования; выбора объекта и предмета; выдвижения основных гипотез; изучения литературы по проблематике исследования.
2. Этап (2003 г.) был направлен на разработку комплексной двухуровневой технологии, на выбор методов и подбор методик исследования. В соответствии с выделенными целями и поставленными задачами, были определены методы экспериментального изучения. Для того чтобы заинтересовать студентов исследованием, была создана соответствующая мотивация. Выборка была организована исключительно из студентов, желающих принимать участие в эксперименте.
3. Этап (2004 — 2005 гг.) включал проведение полного курса опытно-экспериментальной работы, согласно разработанной двухуровневой технологии.
4. Этап (2003 – 2005 гг.) включал в себя обработку полученных данных, анализ результатов исследования, полученных в процессе диагностической и опытно-экспериментальной работы с респондентами.
5. Этап (2005 – 2006 гг.) Оформление рукописи диссертации, внедрение результатов исследования.
Методы и конкретные методики исследования:
1.Теоретические: анализ и интерпретация психологических, философских и медицинских исследований по проблеме здоровья; анализ и интерпретация исследований по проблемам психологического здоровья, юношеского возраста, психокоррекции.
2. В эмпирической части исследования использовалась совокупность методов, направленных на решение поставленных задач, среди которых были использованы следующие диагностические методики: методика диагностики показателей форм агрессии А.Басса и А. Дарки; методика ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера., Ю.Л.Ханина; методика дифференцированной самооценки функционального состояния (САН); методика «самооценки».
3. В экспериментальной части исследования был проведен формирующий эксперимент, с использованием разработанной авторской комплексной двухуровневой технологии, направленной на коррекцию и поддержание психологического здоровья испытуемых.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась тщательной методологической проработкой понятий психологическое здоровье личности, возрастно-специфические показатели психологического здоровья, всесторонним анализом проблемы; использование комплекса надежных и валидных методик, адекватных целям и задачам исследования, соблюдением норм и правил применения формирующего эксперимента; корректным применением методов математической статистики.
Статистические расчеты проводились с помощью компьютерной обработки результатов по программе Excel, STATISTIKA ver. 6.0.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.Возрастно-специфическими показателями психологического здоровья в юношеском возрасте являются повышенный уровень агрессивности и
тревожности, сопровождающиеся нарушениями самочувствия, активности, настроения и снижением самооценки.
2. У значительной части юношей и девушек наблюдается повышенный уровень выраженности агрессии, ситуативной и личностной тревожности, общая неудовлетворенность, проявляемая в неадекватности общего психологического состояния.
3. Комплексная двухуровневая технология, включающая спортивный и психологический блоки, оказывает существенное влияние на коррекцию показателей психологического здоровья в юношеском возрасте.
4. В юношеском возрасте использование только психокоррекционных мероприятий оказывается недостаточным для коррекции отклонений в психологическом здоровье, обусловленном возрастно-специфическими особенностями.
5. При отсутствии коррекционных воздействий, в условиях невмешательства изменение показателей психологического здоровья имеет случайный, а, следовательно, неуправляемый характер.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Проведенные в работе теоретические, эмпирические и экспериментальные исследования психологического здоровья в раннем юношеском возрасте позволяют полнее понять сущность психологического здоровья, его возрастно-специфические особенности.
2. В процессе теоретического исследования выделены возрастно-специфические показатели психологического здоровья, характерные для юношеского возраста.
- В работе предложена новая авторская комплексная двухуровневая технология, ориентированная на коррекцию и поддержание психологического здоровья в юношеской группе.
- В работе доказана эффективность предложенной двухуровневой комплексной технологии, включающей, наряду с психокоррекционными мероприятиями, блок спортивных занятий.
- В работе обоснованно, что спортивные занятия являются необходимым элементом, снижающим тревогу и повышенную агрессивность, характерные для юношеского возраста.
- Показано, что в условиях невмешательства изменение показателей психологического здоровья имеет незначимый, случайный, а, следовательно, неуправляемый характер.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и эмпирико-экспериментальные выводы создают основу для более обоснованной работы с молодежью. Выделенные на теоретико-эмпирической основе показатели психологического здоровья, специфические для раннего юношеского возраста позволяют создавать и реализовывать программы психокоррекции отклонений в психологическом здоровье молодежи, а также программы профилактики и поддержания психологического здоровья на этапе ранней юности. Выявленные показатели психологического здоровья, специфические для раннего юношеского возраста позволяют адекватно и адресно выстраивать психолого-педагогическую помощь и поддержку юношам и девушкам с повышенным уровнем тревоги и агрессии. Разработанная, апробированная и доказавшая свою научную ценность технология, может стать методологической и практической базой в профессиональной деятельности психологов, работающих с молодежью. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности различных реабилитационных центров, оздоровительных учреждений, а также в работе организаций и социальных институтов, по роду своей деятельности сталкивающихся с проявлениями агрессивности и тревожности, например, таких как органы безопасности, школы и отделения милиции и других.
Материалы проведенного исследования могут быть включены в лекционные циклы по возрастной психологии, по психологии здоровья, а также в спецкурсы и спецпрактикумы по психокоррекционной подготовке.
Апробация работы. Полученные данные и разработанная психокоррекционная программа внедрялись в программу обучения студентов медицинского колледжа г. Ессентуки Ставропольского края. Материалы диссертации были представлены на IV зимней научно – практической психологической сессии «Психологическое образование: система развития личности» /г. Пятигорск, 2004 г./, на педагогическом совете «Школа молодых преподавателей», /г. Ессентуки, 2005г. /. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры психологии здоровья и физической культуры РГУ, а также на кафедре психологии развития и акмеологии РГУ.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 работ, объемом 2,2 условных единицы.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы из 227 наименований, из них 10 – на английском языке и 11 приложений. Объем основного текста диссертации составляет 167 машинописных страниц, содержит, 17 таблиц, 12 рисунков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Источник