Психологическое здоровье учителя
Предупреждение стрессов
с целью сохранение психологического здоровья педагогов
В последнее время особо остро проявилась проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и др. различных проявлений стрессов у педагогов.
Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Стресс получил название болезни 20 — 21 века
Рассмотрим основные признаки стресса:
физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, частые простуды и т.д.);
эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т.д.);
поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.);
Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям.
Практически любая ситуация в педагогической деятельности может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия.
Рассмотрим стрессовые ситуации:
неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка;
конфликт с директором или коллегами;
чувство перегруженности работой, переутомляемость;
слишком высокая ответственность.
Группу риска наиболее стрессовых ситуаций составляют три профессиональные сферы – это здравоохранение, правоохранительные органы и образование.
Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального.
Психологический дискомфорт возникает при:
физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;
высокий уровень ответственности;
тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.
Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат.
Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др.
Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования). Каждый из этих этапов сопряжен с определенными проблемами профессионального становления педагогов. На этапе адаптации к своей профессии возникают, как правило, трудности методического, психологического или социального характера.
Этап самоактуализации в профессии связан с кризисами компетентности, с состоянием дискомфорта, тревожности, страха перед решениями новых задач, несоответствием своего профессионального уровня уровню ожиданий окружающих.
Эмоциональные ресурсы человека, оказавшего в такой ситуации, могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. К сожалению, под влиянием больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, учитель зачастую не использует психологические знания на практике. Страдают дети, попадая в неблагоприятную нервозную среду, страдает и педагог, расплачивающийся за все психосоматическими и нервно-психическими заболеваниями.
Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т.к. главным инструментом учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, а личность учителя является главным фактором труда учителя, определяющим профессиональную позицию педагогической деятельности и педагогического общения.
Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, рефлексии, восстановления. Это своего рода техники безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.
Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания. Мы сегодня познакомимся с полезными психологическими, терапевтическими, релаксационными упражнениями из опыта работы нашей школы, которые, помогут вам, уважаемые педагоги поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.
Ослабить педагогический стресс можно, если:
Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
В каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.
Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека.
Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого» .
Источник
Психологическое здоровье учителя!
В последние годы все больше говорят о необходимости внедрения в школе здоровьесберегающих технологий. Почему эта проблема так актуальна? Что может сделать учитель в своей педагогической практике и что должен он изменить в своей индивидуальной методической системе?
По данным Всероссийского съезда педиатров здоровье каждого ребенка ухудшается по мере обучения в школе минимум в 5 раз. К окончанию школы хронические заболевания имеют 80 % школьников. Факторов, негативно влияющих на здоровье школьника достаточно много. Но не смотря на значимость материальных, санитарно-гигиенических и психологических условий, ключевую роль в решении задач сохранение здоровья детей играет, прежде всего, личность учителя, педагога. Задачи охраны и укрепления здоровья школьников могут успешно решаться в том случае, если учитель сам будет обладать хорошим здоровьем.
Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния. Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и в информационном поле преподаваемого предмета, — все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. Действие многочисленных объективных факторов вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и эмоциональному «выгоранию». Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации. Поэтому, важным становится осуществление мер, направленных на предупреждение или устранение эмоциональных перегрузок, совладение с негативными последствиями работы по обучению и воспитанию учащихся.
Особенно остро встает вопрос о профилактике нарушений психологического здоровья, на формирование у педагогов характеристик психологически здоровой личности.
В психолого-педагогической литературе выделяют следующие основные характеристики психологически здоровой личности учителя:
1) принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;
2) принятие коллег и учеников, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;
3) хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
4) стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации, вызванной неблагоприятными факторами рабочей среды.
Основными факторами, проводящими к нарушениям психологического здоровья педагогов является:
внешние факторы
— хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность (интенсивное общение);
— нечеткая организация и планирование труда;
— повышенная ответственность за выполняемые функции и операции (режим постоянного внешнего и внутреннего контроля);
— неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности (конфликтность в системе «руководитель-подчиненный» и «коллега-коллега»);
— психологически сложный контингент лиц в общении;
внутренние факторы
— склонность к эмоциональной сдержанности;
— интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности;
— слабая мотивационная отдача в профессиональной деятельности;
— нравственные дефекты личности специалиста.
Стресс (англ. – давление, напряжение) – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Распространенные симптомы, проявляющиеся в ответ на стресс:
— физические: мигрени или головные боли, бессонница, утомляемость, потеря аппетита;
— психические: неспособность сконцентрироваться, навязчивое беспокойство, восприятие себя в качестве жертвы;
— поведенческие: попытки проявлять заботу, но несоответствующие этому чувства и действия, уклонение от учеников, коллег и трудных ситуаций, избыточное употребление алкоголя, табака, переедание;
— эмоциональные: резкие колебания настроения, приступы тревоги, ненависть по отношению к ученикам.
Профессиональная деятельность учителя имеет особое влияние на структуру его психических характеристик. Учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Для учителей с 15-20-летним стажем характерны педагогические «кризы», «истощение». Так, у трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами. Учителю важно уметь регулировать собственное поведение, анализировать педагогическую деятельность с позицией личности ребенка, осознавать значимость собственных усилий в поддержке психического и соматического здоровья, уметь диагностировать проблемы в собственном здоровье. Практикуя стратегию профессионального роста, учителю необходимо продумывать усилия по сохранности и поддержанию собственного здоровья, особенно психического.
Факторы, влияющие на поддержание психического здоровья педагога.
- Умение радоваться. Яркий показатель состояния здоровья. Все психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья дают единодушный совет – «радоваться!» Радость одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они не падают духом при каких-либо поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе действует на здоровье. В психологическом плане жизнерадостность обусловлена рядом факторов:
- Разнообразие впечатлений. Они основа наших эмоций и чувств. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов. Академик П.К.Анохин писал, что никакой «сумасшедший» режим жизни, никакая острота нервных переживаний не могут вызвать гипертонии, если периоды наибольшего напряжения чередуются с периодами покоя. Любая работа не может продолжаться бесконечно, без отдыха. В целях сохранения «здоровья» мозга полезно помнить, что люди, которые спят в среднем 7-8 часов, живут дольше, чем те, которые спят менее 5 или более 10 часов в сутки. Желательно иметь интересное хобби.
- Обращение к музыке. Музыка прекрасно снимает усталость, восстанавливает сон, выравнивает ритм сердца. Как писал В.М.Бехтерев, она может снизить излишнюю возбудимость, создать хорошее настроение, придать бодрость.
- Игры с детьми. Доказано, что даже дидактические игры так же эмоционально положительно воздействуют и на взрослых людей, в т.ч. и на педагогов.
- Общение с природой. Важный фактор, который действует эмоционально-очищающе и успокаивающе, целительно воздействует на психику любого человека.
- Культура общения. В деловом мире профессиональное и межличностное общение играет чрезвычайно важную роль. Культура общения – соблюдение правил хорошего тона, доброжелательный настрой к людям, проявление уважения и деликатности. Это умение брать лучшее, что есть в духовности других людей.
- Самоободрение – преднамеренное возбуждение жизненного оптимизма в себе с помощью аутотренинга, медитации, физических упражнений.
- Самоорганизация труда – рациональное распределение рабочего времени, рациональное оборудование личного рабочего места, профессиональное выполнение своих функций.
- Самоконтроль и саморегуляция – это хорошо налаженный здоровый образ жизни: соблюдение личной гигиены, гигиены труда и отдыха.
- Самоценность личной жизни – трудовая деятельность имеет огромное значение для каждого человека, но не должна вытеснять все другие. Человек не имеет права обкрадывать свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать полностью свои способности.
Трудовая жизнь – это 90 тысяч дней и от того, как эти дни будут прожиты, зависит не только физическое и душевное благополучие учителей, но и детей, с которыми они ежедневно общаются. Вот почему так важно каждому педагогу овладеть способами оптимизации учебно-воспитательной и собственной индивидуальной методической деятельности.
Источник