Меню

Психологическое здоровье участников образовательного процесса фгос

Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС
статья

Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС

Скачать:

Вложение Размер
napravleniya_psikhologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_v_sokhranenii_i_ukreplenii_psikhicheskogo_zdorovya_uchashchikhsya_v_ramkakh_vvedeniya_fgos.docx 18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС

(из опыта работы)

В условиях модернизации образования и перехода на новые ФГОС одной из основных задач в деятельности образовательных организаций является сохранение и укрепление психического здоровья школьников.

Психолого-педагогическое сопровождение в данном направлении в рамках введения ФГОС сейчас уже не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, это целостная система деятельности психолога во взаимодействии с педагогами школы и другими специалистами.

В работе педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья школьников выделяют следующие направления:

  • Психодиагностика
  • Развивающая и психокоррекционная деятельность
  • Психологическое консультирование
  • Психологическое просвещение

Для того чтобы определить психолого-педагогический статус ребенка и отследить динамику его психического развития в процессе школьного обучения, с первого класса мы начинаем накапливать информацию о различных сторонах психической жизни ребенка и динамике развития. Это необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы психологической диагностики. Диагностику можно проводить индивидуальную и групповую, с использованием компьютерных диагностик, которые дают наиболее точный результат и более подробную интерпритацию, намного облегчают обработку полученных в ходе обследования данных.

В ходе психологической диагностики мы выявляем особенности психического развития ребенка, сформированность определенных психологических особенностей, соответствие уровня развития ключевых компетенций, универсальных учебных действий, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

На основе полученных результатов психологического обследования педагог-психолог составляет заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника, разрабатывает рекомендации, программу психокоррекционной работы с учащимися, попавшими по результатам диагностики в «группы риска», составляет план развития способностей или других психологических образований. Психодиагностика проводится ежегодно и позволяет, таким образом, систематически отслеживать уровень развития и психического состояния каждого школьника.

После того как проведена диагностика, начинается р азвивающая и психокоррекционная работа. Большое внимание уделяется созданию специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим психологические проблемы или проблемы в обучении например, в усвоении учебного материала, нарушении социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям предусмотрена система действий и конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или компенсировать возникшие проблемы.

Развивающая и психокоррекционная работа проводится, как правило, психологом и педагогами во внеурочное время. Основная цель заключается в том, чтобы создать благоприятный психологический климат для учащихся. Данный вид деятельности включает в себя различные по форме развивающие занятия, в том числе в сенсорной комнате, тренинги, беседы, игры, уроки психологического здоровья.

В ходе таких развивающих и психокоррекционных занятий учащиеся имеют возможность лучше узнать друг друга, снять психическое напряжение и барьеры в общении. У ребят формируются коммуникативные действия, которые необходимы им для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества. Они усваивают школьные правила, у них формируется внутренняя позиция школьника, учебная мотивация, устойчивая самооценка.

Так как речь идет о начальной школе, то психологическое консультирование предусмотрено в основном для педагогов и родителей. Консультация помогает им в решении различных проблем, с которыми они сталкиваются при воспитании и обучении. В ходе консультации психолог помогает родителям и педагогам понять принципы развития и обучения детей, осознать индивидуальные особенности ребенка, помогает понять, что их отношение к ребёнку влияет как на становление его личности, так и на его психическое здоровье.

Психологическое просвещение направлено на приобщение педагогов и родителей к психологической культуре. Осуществляется в ходе проведения родительских собраний, групповых консультаций, семинаров и тренингов для педагогов. Одна из интереснейших и эффективных форм работы по психологическому просвещению родителей, которая действует в нашей школе, это семейная гостиная.

Психологическое просвещение проводится с целью формирования психолого-педагогической компетентности. Это знания о закономерностях формирования личности ребёнка, о психических особенностях детей, которые позволяют педагогам и родителям правильно организовать образовательный и воспитательный процесс, скорректировать некоторые особенности психики, изменять неправильные установки и формы поведения и способствовать сохранению и укреплению психического здоровья школьников.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня — это комплексная технология поддержки и помощи ребенку. Это технология, которая позволяет создать условия для успешного развития, обучения, воспитания и социализации школьников. Технология, благодаря которой, мы можем прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, и первую очередь — сохранить и укрепить психическое здоровье школьников .

Источник

Психологическое здоровье участников образовательного процесса
учебно-методический материал

В данной работе рассмотрены основные проблемы псиологического здоровье школьников и педагогов.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.docx 19.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

учитель МБОУ СОШ №3 г. Торжка Тверской области

В последнее время всё большую тревогу вызывает ухудшение состояния детей и подростков. Актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всё чаще обсуждается негативное влияние школы на здоровье детей. Учебные перегрузки, сниженная двигательная активность, недостаточно организованная среда обучения, ошибки в организации учебного процесса, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа становится для детей и подростков постоянным источником стрессов [2].

Отмечается взаимосвязь между состоянием психологического здоровья педагогического персонала и проблемами развития детей в условиях определённых образовательных сред. Учителя являются наиболее уязвимым контингентом по возможности приобретения психосоматических и невротических расстройств, в основе которых лежат неразрешённые психологические конфликты. Всё это показывает, что в настоящее время проблема обеспечения здоровья учащихся и создания системы безопасности для развития ребёнка в образовательной среде стала одной из важнейших.

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной.

Главной в развитии ребенка оказывается именно потребность в безопасности (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира), при неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая будет проявляться в ощущениях беспомощности, страха, чувстве вины, которые проявляются во социальных взаимоотношениях с окружающими людьми, как в настоящем, так и в взрослом состоянии. Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья [3].

На сегодняшний день наблюдается рост таких нервно-психических расстройств у школьников, как неврозы, связанных с внутриличностными и межличностными конфликтами. Рассматривая влияние на здоровье факторов среды, специалисты отмечают негативное воздействие факторов школьной среды на здоровье учащихся. При этом следует учитывать, что факторы школьной среды действуют комплексно в течение всего периода обучения, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие велико.

Снижению уровня психологического здоровья школьников способствуют: не соответствие требований возможностям ученика, чрезмерные, постоянно увеличивающиеся нагрузки, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения, физическая цена которых — утрата здоровья, а психологической — психологическое неблагополучие и варианты его проявления: отклоняющееся поведение, повышенная тревожность, агрессивность, неуверенность, страхи, сложности в обучении. Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем — для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет [5].

Психологическое насилие по отношению к ребенку может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.

Таким образом, решение проблем психологической безопасности в образовательной среде должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями и акцентуациями характера, также психологу необходимо вести работу по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам всех участников образовательного процесса. Необходимо научить детей и подростков разрешать конфликтные ситуации в образовательной среде мирным путем, без использования насильственных средств (оскорблений, применения физической силы или оружия). Воспитание терпимости и толерантности друг к другу дает возможность узнать различные точки зрения на решение той или иной трудной ситуации. Обучение этим навыкам происходит на групповых занятиях, психологических тренингах, на которых участники делятся своим прошлым опытом выхода из проблемных, сложных жизненных ситуаций, развивают умение справляться с чувствами, вновь проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы. Все это дает положительный результат, снимая психологическое напряжение, и как следствие, помогает решать проблему психологического неблагополучия. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников, выступать профилактикой психологического неблагополучия, и как следствие асоциального и делинквентного поведения [6].

Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: диссертация доктора психологических наук, СПб.: 2002. 386 с.

Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и ее влияние на субъективное состояние здоровья студентов//Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 2. — С. 36-40.

Идобаева О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: диссертация канд. психол. наук. Москва: 1998. 143 с.

Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника/ Безопасность образовательной среды. — М.: Экон-Информ, 2008. — С.5-11.

Т.Н. Березина Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и Психотехника. — 2013. — 9. — C. 897 — 902. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.9.9375.

Бутанаев С.А. Особенности безопасности образовательной среды средней школы с точки зрения ее субъектов. // NB: Педагогика и просвещение. — 2013. — 4. — C. 1 — 13. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.4.10385. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_10385.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникально.

В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида.

Психологическое здоровье, как составная часть здоровья, — важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует становлению.

Цель – создание условий для повышения основных профессиональных компетенций педагогов по вопросам психологического сопровождения предэкзаменационного периода.Задачи: — способствовать осозна.

Данный материал содержит выступление на тему «Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»», а так же презентацию по данной проблеме. Кр.

laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.&raquo.

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА&raquo.

Источник

Читайте также:  Что такое здоровье мнение врачей
Adblock
detector