Психологическое здоровье учащихся, его роль и значение в учебном воспитательном процессе школы
методическая разработка по зож по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskoe_zdorove_uchashchikhsya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье учащихся, его роль и значение в учебном воспитательном процессе школы
Психологическое здоровье – адекватное отражение, восприятие окружающего мира, людей и уровня сформированности познавательных психических процессов (внимание, память, мышление, ощущения, восприятие, воображение, воля.) От состояния психологического здоровья зависит успешность в учебной деятельности, благополучие ребёнка в детском коллективе, отношения со взрослыми, в первую очередь с педагогами. Уровень психологического здоровья оказывает влияние на состояние и благополучие физического, физиологического и соматического здоровья ребёнка. Первыми признаками психологического нездоровья учащегося можно считать нарушения в поведенческих реакциях, невнимательность, несформированность произвольных психических процессов. Слабая память, воля, скорость протекания мыслительных операций снижается, повышенная тревожность, низкая самооценка или нереально завышенная, у некоторых детей повышенная агрессивность, гиперактивность или заторможенность. Повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, низкая работоспособность и, как следствие, невысокая мотивация в учебной деятельности. Содержание понятия «психологическое здоровье не исчерпывается медицинскими и психологическими признаками и критериями. В нём всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.
К основным критериям психологического здоровья следует отнести: соответствие объективных образов отражаемым объектам действительности, характера реакций – внешним раздражителям, значению жизненных событий, адекватных возрасту. Уровень зрелости, эмоционально-волевой и познавательной сфер личности ребёнка. Его способность к самоорганизации, самоуправлению и самоконтролю поведения. Определение критериев психологического здоровья относится к числу сложных комплексных проблем философии, социологии, возрастной психологии и медицины. Для того, чтобы заниматься профилактикой и психогигиеной необходимо знать причины возникновения психологического нездоровья учащихся в условиях современной школы. Для этого социально-психологическая служба школы осуществляет диагностику, начиная с первого класса, определяя уровень всех выше перечисленных параметров: произвольных психических процессов, социальный статус, школьную «зрелость», психические состояния (тревожность, агрессивность, утомляемость, эмоциональную устойчивость и т.д.)
Особое внимание уделяется учащимся с дивиантным поведением и ученикам, т.н. кризисных параллелей (1,4,5, 9,11-х классов)
Результаты диагностики доводятся до сведения классных руководителей, а те в случае необходимости выходят с полученной информацией и рекомендациями на учителей предметников. Статистический материал и рекомендации даются родителям на родительских собраниях и по необходимости в индивидуальных консультациях с психологом и социальным педагогом. Коррекционная работа и просвещение осуществляется совместно с педагогами и классными руководителями по согласованным планом, как воспитательной работы, так и учебной. Хочется отметить, что за прошедшие два года моей работы наиболее активно, согласовано, сотрудничают с психологической службой учителя начальной школы. Это и понятно и закономерно. В результате такой системы работы по профилактике, сохранению психологического здоровья младших школьников мы предотвращаем возникновение школьных неврозов. В профилактической работе необходимо учитывать стили преподавания и неформального общения учителей с учащимися. Наиболее деструктивным является авторитарный стиль, как учителей, так и родителей по отношению к детям. Он порождает повышенную тревожность, агрессивность и снижение учебной мотивации учащихся. В этом направлении считаю, работа почти не ведётся. Необходимо в перспективе проводить тренинги и семинары с педагогическим коллективом.. Результаты диагностики в текущем учебном году по параллелям первых, пятых классов подтверждают все вышеперечисленные причины и факторы
возникновения повышенной тревожности, неадекватной самооценки, уровня притязаний и снижения учебной мотивации уже в пятых классах, что противоречит возрастным особенностям
Психогигиена и психопрофилактика – области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчение острых психотравматических реакций. Методы психогигиены и психопрофилактика включают психокоррекционную работу в рамках консультативной помощи в центрах, кабинетах, телефонов доверия и других организациях, ориентированных на психологическую помощь населению.
Просветительская работа с родителями, учащимися и педагогами осуществляется на родительских собраниях, классных часах, практических семинарах, на которых отрабатываются навыки саморегуляции, способы релаксации в форме игр, с применением психогимнастики и т.д.
Методы психодиагностических исследований применяются в соответствии с возрастными особенностями по параметрам, которые в дальнейшем позволяют делать заключения о состоянии психологического здоровья детей разных возрастных групп в форме различных тестов, анкет и опросников. Результаты тестирования коррелирует и подтверждают наблюдения, как учителей, так и психолога и позволяют выявить причины возникновения учебных проблем и снижения учебной мотивации учащихся.
Результаты комплексной психодиагностики, приведённые в таблицах и диаграммах на параллели пятых классов в сравнении с показателями прошлого года оказались ниже, чем те же у пятиклассников прошлого года, т.е. нынешних шестиклассников. А именно, более низкие показатели уровня учебной мотивации, более высокий уровень тревожности, нереально завышенный уровень притязаний на успешность, неадекватная самооценки и снижен уровень сформированности ОУУН. А в целом результаты по всем остальным параметрам соответствуют ожидаемым. Одна из причин такого положения, на мой взгляд – это несогласованность и отсутствие преемственности педагогов в начальной школе и педагогов средней школы. Не все учителя пятых и первых классов используют в работе с пятиклассниками и первоклассниками результаты и рекомендации комплексной психодиагностики учащихся. Не во всех классах имеются индивидуальные психологические характеристики на каждого учащегося.
Не согласовываются планы воспитательной работы с учащимися с планами работы психологической службы.
В связи с этим считаю необходимым организовать по параллелям согласовательные площадки по разработке единой программы по охране психологического здоровья учащихся с целью оптимизации учебно-воспитательной работы. А также использовать результаты психодиагностики для корректировки дальнейшей работы в текущем учебном году, определить и согласовать план мероприятий по коррекции и профилактике психологического здоровья учащихся.
Анализ результатов опроса учащихся по анкете
«Твоё отношение к учебным предметам»
Опрошено 60 учащихся пятых классов, 17- учащихся 6-3 класса, 22 – учащихся 7 – 1 класса, 18 – учащихся 8-3 класса.
Во всех классах у учащихся преобладает ситуативный интерес к учебным предметам.
Более высокие показатели у учащихся 7-1 класса по осознанному и повышенному интересу к учебной деятельности.
По предметным предпочтениям в пятых классах следующие показатели:
высокий рейтинг в 5-1 классе – литература, английский язык, математика, история, природоведение
в5-2 классе — русский язык, природоведение, литература, история, физкультура, информатика
в 5-3 классе – физкультура, информатика, изо, история, литература
в 6-4 — математика, литература, история, изо, русский язык
Источник
Психологическое здоровье участников образовательного процесса
учебно-методический материал
В данной работе рассмотрены основные проблемы псиологического здоровье школьников и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
учитель МБОУ СОШ №3 г. Торжка Тверской области
В последнее время всё большую тревогу вызывает ухудшение состояния детей и подростков. Актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всё чаще обсуждается негативное влияние школы на здоровье детей. Учебные перегрузки, сниженная двигательная активность, недостаточно организованная среда обучения, ошибки в организации учебного процесса, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа становится для детей и подростков постоянным источником стрессов [2].
Отмечается взаимосвязь между состоянием психологического здоровья педагогического персонала и проблемами развития детей в условиях определённых образовательных сред. Учителя являются наиболее уязвимым контингентом по возможности приобретения психосоматических и невротических расстройств, в основе которых лежат неразрешённые психологические конфликты. Всё это показывает, что в настоящее время проблема обеспечения здоровья учащихся и создания системы безопасности для развития ребёнка в образовательной среде стала одной из важнейших.
Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной.
Главной в развитии ребенка оказывается именно потребность в безопасности (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира), при неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая будет проявляться в ощущениях беспомощности, страха, чувстве вины, которые проявляются во социальных взаимоотношениях с окружающими людьми, как в настоящем, так и в взрослом состоянии. Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.
Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья [3].
На сегодняшний день наблюдается рост таких нервно-психических расстройств у школьников, как неврозы, связанных с внутриличностными и межличностными конфликтами. Рассматривая влияние на здоровье факторов среды, специалисты отмечают негативное воздействие факторов школьной среды на здоровье учащихся. При этом следует учитывать, что факторы школьной среды действуют комплексно в течение всего периода обучения, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие велико.
Снижению уровня психологического здоровья школьников способствуют: не соответствие требований возможностям ученика, чрезмерные, постоянно увеличивающиеся нагрузки, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения, физическая цена которых — утрата здоровья, а психологической — психологическое неблагополучие и варианты его проявления: отклоняющееся поведение, повышенная тревожность, агрессивность, неуверенность, страхи, сложности в обучении. Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем — для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет [5].
Психологическое насилие по отношению к ребенку может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.
Таким образом, решение проблем психологической безопасности в образовательной среде должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями и акцентуациями характера, также психологу необходимо вести работу по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам всех участников образовательного процесса. Необходимо научить детей и подростков разрешать конфликтные ситуации в образовательной среде мирным путем, без использования насильственных средств (оскорблений, применения физической силы или оружия). Воспитание терпимости и толерантности друг к другу дает возможность узнать различные точки зрения на решение той или иной трудной ситуации. Обучение этим навыкам происходит на групповых занятиях, психологических тренингах, на которых участники делятся своим прошлым опытом выхода из проблемных, сложных жизненных ситуаций, развивают умение справляться с чувствами, вновь проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы. Все это дает положительный результат, снимая психологическое напряжение, и как следствие, помогает решать проблему психологического неблагополучия. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников, выступать профилактикой психологического неблагополучия, и как следствие асоциального и делинквентного поведения [6].
Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: диссертация доктора психологических наук, СПб.: 2002. 386 с.
Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и ее влияние на субъективное состояние здоровья студентов//Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 2. — С. 36-40.
Идобаева О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: диссертация канд. психол. наук. Москва: 1998. 143 с.
Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника/ Безопасность образовательной среды. — М.: Экон-Информ, 2008. — С.5-11.
Т.Н. Березина Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и Психотехника. — 2013. — 9. — C. 897 — 902. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.9.9375.
Бутанаев С.А. Особенности безопасности образовательной среды средней школы с точки зрения ее субъектов. // NB: Педагогика и просвещение. — 2013. — 4. — C. 1 — 13. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.4.10385. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_10385.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникально.
В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида.
Психологическое здоровье, как составная часть здоровья, — важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует становлению.
Цель – создание условий для повышения основных профессиональных компетенций педагогов по вопросам психологического сопровождения предэкзаменационного периода.Задачи: — способствовать осозна.
Данный материал содержит выступление на тему «Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»», а так же презентацию по данной проблеме. Кр.
laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.».
Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА».
Источник