Меню

Психологическое здоровье учащихся начальных классов

Психологическое здоровье школьников
статья на тему

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей.

В статье дано определение психического здоровья, выявлены причины его нарушения, способы укрепления психологического здоровья школьников.

Скачать:

Вложение Размер
psikhologicheskoe_zdorove_shkolnikov.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье школьников

Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний, т.е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.

Мне, к сожалению, довелось лично столкнуться с данной проблемой.

Вполне вероятно, если бы мы, педагоги и родители, относились к проблемам школьного обучения и развития детей более ответственно, то многих неприятностей удалось бы избежать.

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей:

во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи

во-вторых , постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).

в-третьих , из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий. Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов?

Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

Психологическое здоровье — это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию . Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. . Это состояние, когда у человека все светло и классно.

Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной.

Взаимное влияние телесных ( соматических ) и душевных ( психических ) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д.

Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности .

В. А.Сухомлинский еще в 1974 г. горячо убеждал «глухую» педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.»

А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.

Причины нарушения психологического здоровья школьников

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью

Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

Последствия стресса — появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.

Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам.

Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек.

Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.

С целью определения уровня тревожности учащихся я провела исследование школьной тревожности в 1, 9 и 11 классах. Были получены следующие результаты:
В 1 классе низкий уровень тревожности показали 40% детей, средний – 60% учащихся
В 9 и 11 классах низкий уровень тревожности показали 20% детей, средний–60% , повышенный – 20% учащихся.
Следует отметить, что характерная для выпускников повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.
И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.

Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в

  • головных болях,
  • слабости,
  • снижении аппетита,
  • нарушении сна,
  • ухудшении памяти,
  • рассеянности

Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

Зависимости . Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора

Учителям и родителям следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Каковы же оптимальные условия развития психологически здорового ребенка?

  • наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, которые должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростков;
  • наличие у взрослых в целом положительного фона настроения, иными словами, взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора;
  • наличие у ребенка социального интереса, т.е. способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие; социальный интерес проявляется в способности ценить жизнь и принимать точку зрения другого.

Учителям и родителям следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От учителей требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям необходимо всячески поддерживать школьника, доверять его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать.

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»

Памятка «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

(для снижения уровня школьной тревожности)

  • способствуйте и поощряйте самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
  • не создавайте напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
  • будьте более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;
  • предъявляйте адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
  • старайтесь быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

Источник

Консультация «Психологическое здоровье обучающихся начальной школы»

Курякина Зинаида
Консультация «Психологическое здоровье обучающихся начальной школы»

Психологическое здоровье обучающихся начальной школы.

Здоровье человека, а значит и ребенка – это физическое, душевное и социальное благополучие. Самое ценное что человек получает при рождении – здоровье. Состояние здоровья физического и психологического детей – это здоровое общество и государство в целом. Здоровые дети сегодня – завтра здоровые рабочие, ученые. Здоровая нация, здоровое наследие поколений. В настоящее время хорошее здоровье маленького человечка является одним из основных показателей здорового общества. Изменения во всех областях жизни, стремительное движение вперед происходят с огромной скоростью. Объем информации постоянно растет, а значит, увеличивается количество учебных предметов в школе. Чтобы быть успешными в школе, в отношениях со сверстниками, дети стали вести образ жизни, не обремененный физическими упражнениями и, даже, движениями. Детей младшего школьного возраста больше интересует виртуальная жизнь, жизнь по ту сторону экрана телевизора, монитора компьютера, игры в планшетах. Отсутствует культура и пропаганда слабая здорового образа жизни во многих семьях нашей страны. Но, для того, чтобы жить и чувствовать себя успешным в современном мире, быть полноценным и успешным человеком ребятам просто необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, но при этом умудриться сохранить свое физическое и духовное здоровье и не потерять индивидуальность. По данным современной статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых членов общества в разных возрастных категориях. Так, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 12%. Среди детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей имеют приобретенные хронические заболевания. Все это способствует нарушению психологического здоровья детей. Ухудшение здоровья подрастающего поколения растет год от года и стало уже общегосударственной проблемой. Остро стоит проблема о разработке и проведении координальных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний в школе на уроках и во внеурочное время обучающихся начальной школы. Также необходимо вести регулярную просветительную работу с учениками и их родителями в данном направлении. Я- Учитель начальных классов, стараюсь применять в работе такие педагогические технологии, которые позволяют совмещать учебный процесс с сохранением здоровья учеников. 1. Мои уроки отличаются здоровым микроклиматом в классе. Ученики ходят с удовольствием в школу, в класс,где я провожу урок: здесь чисто, уютно, каждого встречает добрый взгляд учителя и его дружелюбные друзья-одноклассники. Положительный эмоциональный настрой перед началом урока- это обязательное условие дальнейшего успеха. Он снимает необоснованный страх, создает ситуацию успеха каждого участника образовательного процесса. А это дает возможность успешно учить учителю и быть успешным учеником обучающемуся 2. Темп проведения урока регулирую в зависимости от возможностей детей (иногда меняю его в течении урока несколько раз, демократичность общения учитель-ученик позволяет ребятам сосредоточиться на работе, а не думать что и как сказать. В таких условиях лучше усваивается учебный материал. 3. Подачу нового материала строю в доступной форме, учитываю возрастные особенности и умение воспринять новые знания обучающимися конкретного класса. 4. Наглядность использую на каждом уроке. Она способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес детей к получению новой информации. Использование ИКТ на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает ИКТ незаменимыми помощниками в деле снижения утомляемости обучающихся начальной школы. 5. Частая смена видов деятельности на уроке направлена на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости. 6. Физкультминутки – неотъемлемая часть моих уроков в начальных классах. Они помогают снять утомление, помогают ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Способствуют отдыху ума и тела. 7. Дифференцированный подход к обучению позволяет на моих уроках слабым ученикам поднять самооценку и не чувствовать себя отстающими и создать идеальные условия для работы сильным учащимся. При дифференцированном подходе к обучению каждый ученик получает от урока только положительный заряд, ощущает защищенность, а не унижение и испытывает интерес к учебе и получению новых знаний. 8. Систематически на своих уроках организую групповую работу, работу в парах. Уровень восприятия, запоминания и усвоения учебного материала значительно повышается, обучающимся становится комфортно учиться в таких условиях. Так учащиеся могут свободно общаться друг с другом; анализировать свою работу и работу сидящих рядом; учиться сотрудничать в процессе совместной работы. 9. Применяю игровые технологии. Игра и ребенок неразделимы. Игра позволяет познать мир, учит анализировать, обобщать, сравнивать предметы, действия.Широко использую уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки- сказки, заочные экскурсии и путешествия, уроки-конкурсы. Применение игровых технологий на моих уроках вместе с другими приемами и методами организации учебных занятий способствует к повышению мотивации к получению новых знаний, изучение даже самого трудного учебного предмета, помогает создать комфортные условия, положительные эмоции, использовать индивидуальность учеников для достижения высоких результатов в обученности. 10. Большую оздоровительную роль в режиме дня младшего школьника имеет подвижная перемена. Правильно организованные игровые перемены – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают дальнейшую работоспособность. Воспитываю внимательное отношения к физическому и духовному, а значит, пхсхологическому здоровью. Я провожу беседы о том, как заботиться о своем здоровье, используя личный жизненный опыт детей и их родителей. Говорю о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании. Много провожу тематических мероприятий и праздников, на которых ставлю целью решить задачи формирования у ребенка нравственного сознательного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т. е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию — быть одновременно и учителем, и психологом. Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе. Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим. Моя практика показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей физической заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе, активно приобщает родителей младших школьников к работе по укреплению их здоровья. Становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Все здоровьесберегающие технологии, применяемые мной в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей физическое и психологическое.

Фотоотчет «Выпускной начальной школы» Видео Еще недавно 4 года назад я принимала этих детей в первый класс. А сегодня они выпускники начальной школы. Вот уже позади 4 года учебы. Ученики.

Классный час для учащихся начальной школы в рамках здоровьесберегающего воспитания «Твое здоровье — в твоей тарелке» Классный час в рамках здоровьесберегающего воспитания «Твое здоровье в твоей тарелке» Цели: способствовать формированию представления.

Консультация для родителей «Адаптация детей выпускников к обучению в условиях начальной школы» Адаптация детей выпускников к обучению в условиях начальной школы. Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо.

Положение о порядке ведения и проверке тетрадей и контрольных работ обучающихся начальной школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад поселка Пустоши» Шатурского муниципального района.

Портфолио учеников начальной школы В последнее время очень много говорят о новых методах обучения в начальной школе, о новых формах оценивания работы учащихся. Идея работы.

Программа летнего лагеря с экологическим профилем для обучающихся 7–11 лет на базе школы ПРОГРАММА лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «НШДС» д. Новикбож «МАЛИНКИ» Профиль лагеря — экологический Срок реализации –.

Психологическое здоровье участников образовательного процесса «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» СЛАЙД Последние годы характеризуются повышением внимания общества к проблемам.

Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка» Видео Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» рабочего поселка Сосновоборск Родительское.

Сценарий праздника для обучающихся начальной школы «Масленица» с презентацией «Едет Масленица дорогая!» Сценарий школьного мероприятия «Масленица» Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа через праздник «Масленица». Задачи:.

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы в форме детского аукциона «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» [Сценарий внеклассного мероприятия Детский аукцион «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» (старший дошкольный, младший школьный возраст).

Источник

Читайте также:  День здоровья спортивные мероприятия для старшеклассников
Adblock
detector