Меню

Психологическое здоровье учащихся начальной школы

Психологическое здоровье школьников
статья на тему

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей.

В статье дано определение психического здоровья, выявлены причины его нарушения, способы укрепления психологического здоровья школьников.

Скачать:

Вложение Размер
psikhologicheskoe_zdorove_shkolnikov.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье школьников

Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний, т.е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.

Мне, к сожалению, довелось лично столкнуться с данной проблемой.

Вполне вероятно, если бы мы, педагоги и родители, относились к проблемам школьного обучения и развития детей более ответственно, то многих неприятностей удалось бы избежать.

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей:

во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи

во-вторых , постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).

в-третьих , из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий. Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов?

Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

Психологическое здоровье — это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию . Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. . Это состояние, когда у человека все светло и классно.

Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной.

Взаимное влияние телесных ( соматических ) и душевных ( психических ) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д.

Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности .

В. А.Сухомлинский еще в 1974 г. горячо убеждал «глухую» педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.»

А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.

Причины нарушения психологического здоровья школьников

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью

Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

Последствия стресса — появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.

Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам.

Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек.

Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.

С целью определения уровня тревожности учащихся я провела исследование школьной тревожности в 1, 9 и 11 классах. Были получены следующие результаты:
В 1 классе низкий уровень тревожности показали 40% детей, средний – 60% учащихся
В 9 и 11 классах низкий уровень тревожности показали 20% детей, средний–60% , повышенный – 20% учащихся.
Следует отметить, что характерная для выпускников повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.
И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.

Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в

  • головных болях,
  • слабости,
  • снижении аппетита,
  • нарушении сна,
  • ухудшении памяти,
  • рассеянности

Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

Зависимости . Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора

Учителям и родителям следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Каковы же оптимальные условия развития психологически здорового ребенка?

  • наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, которые должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростков;
  • наличие у взрослых в целом положительного фона настроения, иными словами, взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора;
  • наличие у ребенка социального интереса, т.е. способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие; социальный интерес проявляется в способности ценить жизнь и принимать точку зрения другого.

Учителям и родителям следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От учителей требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям необходимо всячески поддерживать школьника, доверять его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать.

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»

Памятка «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

(для снижения уровня школьной тревожности)

  • способствуйте и поощряйте самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
  • не создавайте напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
  • будьте более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;
  • предъявляйте адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
  • старайтесь быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

Источник

Психологическое здоровье младшего школьника. Здоровьесберегающая работа в начальной школе

Главная цель здоровьесберегающей работы:

  • обеспечение и формирование психологического здоровья детей;
  • выполнение возрастных задач развития.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в социуме, в процессе всей его жизнедеятельности.

Оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а также обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Что же такое психологическое здоровье?

    это здоровое развитие личности;
  • это адекватная реакция человека на те или иные события;
  • это здоровое мироощущение и мировосприятие.

Под возрастными задачами развития мы понимаем “достижения, которые ребенок должен приобрести на протяжении определенного возрастного этапа, чтобы полноценно прожить его и иметь возможность конструктивно развиваться в дальнейшем”.

Здоровьесберегающая работа нашего центра образования направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся.

Мы должны постоянно и постепенно помогать взрослеть ребёнку, т.е. адаптироваться к этому большому миру, без отрицательных последствий для его психологического здоровья.

Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребёнка – они достаточно условны, но необходимы для организации практической работы с детьми в школе.

Высший уровень: Креативный

Этот идеальный образ ребёнка-творца, достаточно редкий в реальной жизни. Это дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.

Средний уровень: Адаптивный

Это дети в целом адаптированы к социуму, но не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности. Это группа относительного риска, она довольно многочисленна.

Низший уровень: Дезадаптивный

К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации. Дети с преобладанием процессов ассимиляции стремятся, во что бы то ни стало изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению (конфликты со сверстниками, домашние капризы и т.д.).

Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Это “удобные”, тихие дети, прилежные и старательные ученики, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, не замечая, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем углубляется и часто приводит к соматическим нарушениям.

Эта группа требует особого внимания именно вследствие своего внешнего благополучия, не вызывающего тревоги взрослых. С этими учащимися необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.

Выделенные уровни психологического здоровья позволяют дифференцировать психологическую помощь учащимся.

Ориентация учителей нашей школы на сохранение и укрепление психологического здоровья позволила определить основные задачи психологической поддержки детей:

  • Обучение положительному самоотношению и принятию других людей
  • Обучение рефлексивным умениям
  • Формирование потребности в саморазвитии
  • Содействие росту, развитию ребенка
  • Основу работы психологической службы в Центре образования составляет:

    • психологическая диагностика
    • коррекционно-развивающая работа, с детьми, нуждающимися в психологической поддержке.

    Данные виды работы позволяют выявлять особенности психического развития каждого ребенка, сформированность определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития знаний, умений, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества.

    При исследовании психического развития младших школьников особое внимание уделяется процессам мышления, внимания, памяти, контролю операций, мотивации, личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций.

    Все исследования в нашем Центре образования проводятся в 2 этапа: в начале учебного года и в конце, с использованием следующих методик:

    • Методика “Заучивания 10 слов”.
    • Методика “Исключение понятий”.
    • Методика “Умозаключение по аналогии”.
    • Методика “Обобщение”.
    • Методика “Логичность умозаключений”.
    • Методика “Мюнстенберга”.
    • Методика “Исследования гибкости мышления”.
    • Анкета “Нервно – психическое здоровье”.
    • Методика “Проективный тест личностных отношений, социальных эмоции и ценностных ориентаций “Домики”.
    • Методика “Опросник школьной тревожности” по Филлипсу.
    • Методика “Оценка школьной мотивации”.

    В начале учебного года по результатам исследований формируются группы учащихся для коррекционно-развивающих занятий, которые проводятся по программам сохранения и формирования психологического здоровья детей младшего школьного возраста:

    • “Тропинка к своему Я” О.В. Хухлаевой.
    • “Четыре путешествия” — психопрофилактических развивающих занятий в начальной школе.
    • “Уроки добра” С.И. Семенака, которые формируют у детей доброжелательное поведение, навыки управления негативными эмоциями, осознанное отношение к нормам социального поведения.
    • “Умные занятия: через игру к совершенству” Е. Синицыной.

    В конце учебного года проводится заключительное исследование, которое позволяет выявить, каких результатов достигли учащиеся за год обучения, какова динамика развития познавательной и мотивационной сфер, эмоциональная и личностная направленность, а также для выявления эффективности развивающих занятий по данным программам формирования психологического здоровья.

    В целом проделанная работа позволила разработать систему рекомендаций для всех участников образовательного процесса. (Приложение 1)

    Подлинная поддержка ребёнка учителем, родителем и психологом должна основываться на подчеркивании его положительных качеств, способностей и возможностей. Только тогда эта поддержка будет отвечать принципам здоровьесбережения, позволит полностью реализовать здоровьесберегающий компонент в образовательном процессе.

    Таким образом, очень важно содружество “психолог-учитель-родитель-ребенок”.

    По результатам проведенных исследований можно сделать вывод, что психологическое здоровье делает личность самодостаточной.

    Мы вооружаем ребенка – в соответствии с его возрастом – средствами:

    • самопонимания,
    • самопринятия,
    • саморазвития.

    Формируется полноценная психологически здоровая личность.

    Слайд 12. Портрет психологически здорового ребёнка

    Вот так выглядит модель психологически здорового ребёнка. Это:

    • активный,
    • творческий,
    • любознательный,
    • инициативный,
    • самостоятельный,
    • доброжелательный,
    • помогающий и уверенный в себе,
    • открытый и сопереживающий.

    Готовясь работать по новым образовательным стандартам и опираясь на портрет психологически здорового ребёнка, а также, изучив концепцию федеральных государственных стандартов образования, мы пришли к выводу, что портрет выпускника начальной школы в свете новых образовательных стандартов должен соответствовать следующим параметрам (характеристикам).

    Портрет выпускника начальной школы (новые образовательные стандарты):

  • деятельный и активный,
  • креативный,
  • любознательный,
  • инициативный,
  • уверенный в своих силах,
  • открытый внешнему миру,
  • доброжелательный и отзывчивый,
  • положительно относящийся к себе,
  • имеющий чувство собственного достоинства.
  • Проведя параллель между данными моделями, мы приходим к выводу, что психологическое здоровье ребёнка – это ключевой момент, отражающий целевые установки и требования новых образовательных стандартов и ведущий к успешной их реализации.

    Источник

    Читайте также:  Источник здоровья система мониторинга
    Adblock
    detector