Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья 1872
Купреева О.И.
кандидат психологических наук, доцент кафедры Института социальных технологий Открытого международного университета развития человека «Украина», Киев, Украина
Создание равных условий и возможностей участия в жизни общества для всех его членов — одна из приоритетных задач, которую призвано решать любое демократическое государство. Особое значение при этом имеет получение высшего образования, качественных профессиональных навыков и умений людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В высшем учебном заведении при получении профессионального образования основой общности студентов с ограниченными возможностями здоровья и здоровых студентов являются государственные образовательные стандарты, обязательные для тех и других. Только при таком подходе к обучению студентов с ОВЗ можно рассчитывать, что после окончания вуза они как профессионалы могут быть конкурентоспособны на рынке труда.
Интеграция человека с ограниченными возможностями здоровья в образовательные условия высшей школы требует знаний о психологических особенностях формирования личности человека с функциональными ограничениями, поскольку хронические соматические заболевания, физические дефекты, выступая в роли функционального ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой, формируют вторичные изменения — личностные, а именно: особенности самоотношения, «Я-концепции», самоактуализации. Эти изменения часто становятся преградой на пути к обучению и самореализации человека.
В то же время знание особенностей развития личности студентов с ограниченными физическими возможностями является необходимым условием формирования активной, гармонически развитой личности.
Проведенные нами исследования 67 студентов с ограниченными возможностями здоровья разных но-зологий (нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и хронических соматических заболеваний), которые учатся в нашем университете, выявили особенности личностного развития студентов с ОВЗ. В исследовании мы использовали следующий комплекс психодиагностических методик: личностный опросник Бехтеревского института для диагностики внутренней картины болезни (физического дефекта); опросник Келлермана-Плутчика для исследования характерных механизмов психологических защит человека как способов социально-психологической адаптации; методику «Опросник исследования самоотношения» (В. Столин, С. Пантелеев); методику для исследования личностной тревожности Ч. Спилбергера, Ю. Ханина; проективную методику «Я, Значимый, Другие» (О. Купреева) для исследования эмоционально-ценностного отношения субъекта к собственному «Я» в контексте отношения к окружающим [1].
Полученные результаты исследования показали, что студентам с ограниченными возможностями здоровья присущи дезадаптивные гомогенные типы отношения к своему дефекту, болезни. В картине этих типов ведущими являются анозогнозический, эргопати-ческий, сеситивный, гармоничный типы.
Анализ структуры внутренней картины болезни (дефекта) показал доминирование уровня эмоциональной оценки переживания дефекта (болезни) студентами с ограниченными возможностями здоровья. Данный факт свидетельствует о преобладании ин-трапсихических конфликтов, низкого уровня интеграции образа «Я».
Эмоциональная реакция на свой дефект (болезнь) коррелирует с высокими показателями уровня личностной тревожности. Личностная тревожность в данном случае, не столько стимулирует активность, сколько способствует развитию деструктивных защитных форм поведения.
Типичными механизмами психологических защит студентов с ОВЗ являются отрицание реальности, рационализация, регрессия, реактивные образования.
Исследование выявило особенности развития «Я-концепции» студентов с ОВЗ, а именно: формирование негативного самоотношения, снижение уровня самоуважения, самоинтереса, саморуководства. При этом для них характерна компенсаторно завышенная самооценка. Следует отметить, что физический дефект, соматическое заболевание воспринимается данным контингентом как дефект личности в целом, дефект их собственного «Я».
Для студентов с ОВЗ характерны существенные проблемы в построении межличностных отношений. Неадекватность самовосприятия, самопознания, восприятия окружающих формирует у студентов-инвалидов неудовлетворенность отношениями с миром, окружающими людьми и нарушение социально-психологической адаптации в целом.
Как показывает исследование, студенты с ограниченными возможностями здоровья испытывают потребность в психологической поддержке при решении проблем личностного и профессионального самоопределения, сохранения и развития психического здоровья, развития социальной активности и личности в целом.
Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о необходимости построения и осуществления психологического сопровождения студентов с ОВЗ в процессе их обучения в университете. Сопровождать — значит идти (двигаться) рядом, вместе с кем-нибудь в качестве проводника, сопровождающего. Отсюда психологическое сопровождение студентов с ОВЗ — это движение вместе, рядом с личностью, которая развивается, изменяется с целью предоставления ей своевременной психологической помощи и поддержки в саморазвитии, формировании способности быть активным субъектом жизненного и профессионального самоопределения.
Психологическое сопровождение обучения и личностного развития студентов-инвалидов в вузе будет эффективным при условии его целенаправленности и системности; полисубъектности и личностной ориентированности; направленности на формирование ситуации развития личности и ее параметров, значимых для личностного и профессионального развития — позитивного самоотношения, эмоциональной стабильности, социально-психологической компетентности.
Система психологического сопровождения студентов-инвалидов в вузе должна начинаться в довузовский период. В рамках довузовской подготовки психологическое сопровождение может включать в себя профориентацию абитуриентов в зависимости от нозологии, способностей, склонностей, интересов. На этом этапе необходимо начинать формирование навыков социально-психологической адаптации наряду с довузовской учебной подготовкой, развитие коммуникативных умений, формирование готовности абитуриентов к обучению в интегрированных группах и внут-ривузовской жизни средствами социально-психологического тренинга.
Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ в процессе обучения в вузе может включать в себя:
Для достижения наибольшего эффекта психологического сопровождения студентов с ОВЗ недостаточно использовать только психокоррекционные воздействия. Последние должны выступать в комплексе с другими видами психологического воздействия, а именно, с психологическим просвещением, психопрофилактикой, информационным просвещением преподавателей и другими видами деятельности психолога, образующими единую стратегию психологического сопровождения студентов-инвалидов на этапе их обучения в вузе.
Разработка системы психологического сопровождения студентов с ОВЗ и исследование ее результативности является предметом дальнейших наших исследований.
Источник
Психологические проблемы студентов с ОВЗ
специалист в области арт-терапии
В современном обществе, где преобладают идеи гуманизации и толерантности, все большее число детей с ОВЗ и инвалидов успешно проходят обучение и интегрируются в общество. Современная модель образования подразумевает обучение студентов с ОВЗ, их дальнейшее трудоустройство, участие их во внеурочной досуговой деятельности и максимальное взаимодействие с другими членами студенческого общества. Но при казалось бы заманчивых перспективах такого взаимодействия, практика показывает что большинство студентов с ОВЗ, испытывают психологические трудности при обучении и общении с другими студентами. Психологи СПО отмечают что студенты с ОВЗ неоднократно обращаются за консультацией, испытывают трудности в обучении и общении. Именно поэтому взаимодействие с такими людьми подразумевает ответственность с обеих сторон. Многие из них не могут выражать свои чувства, эмоции и мысли на должном уровне, что приводит к ряду психологических проблем. Рассмотрим следующие виды психологических проблем студентов с ОВЗ:
Проблема адаптации – студент не может привыкнуть к учебному заведению, чувствует себя неуютно, испытывает трудности с пространственной ориентацией, не понимает смысла выбранной профессии, не видит для себя перспектив в будущем.
Выражается в подавленном эмоциональном состоянии, боязни передвижения самостоятельно (старается передвигаться с группой студентов), низкой профессиональной мотивации, , слабой учебной активности, неуспеваемости.
Проблема эмоционально-волевой сферы – студент не может управлять своим настроением, испытывает трудности в общении с однокурсниками и преподавателями, не выдерживает стрессовых ситуаций, связанных с экзаменами, ответами у доски и т.д.
Выражается в нежелании выступать у доски, нервном возбуждении, излишне эмоциональных реакциях, симптомах вегето-сосудистой дистании, бледности кожных покровов, панических атаках (особенно в период сессии), нервной возбудимости, нередко истерии или агрессии.
Проблемы познавательной сферы – неспособность удерживать внимание на одном предмете, малый объем памяти, замедленный темп мышления. Здесь следует отметить, что все инвалиды с любой нозологией отличаются замедленностью познавательных процессов, потому что при отсутствии должной работы какого-либо анализатора его функции берет на себя соседний анализатор, что приводит к замедлению процесса обработки информации. Поэтому при обучении студентов с ОВЗ следует учитывать нагрузку на тот или иной действующий анализатор.
Выражается в частых головных болях, малым объемом запоминаемой информации, быстрой утомляемости, вялости, апатичности. сонливости, раздражительности, тошноте . При достаточно сохранном интеллекте, такие студенты должны делать бОльшие перерывы в работе, увеличивать время для усвоения материалы, использовать все виды восприятия для освоении одной темы, пользоваться пиктограммами, опорными картинками, схемами.
Проблемы межличностного общения – студенты с ОВЗ испытывают трудности в дружеском общении с однокурсниками, не могут использовать все ресурсы учебного заведения для своего образования, замыкаются в группе таких же студентов-инвалидов, образуя свою социальную группу.
Выражается в нежелании участвовать в коллективных проектах, посещать массовые мероприятия, выступать на конференциях, защищать свои же работы, которые они с успехом выполняют дома. Испытывают трудности при прохождении практики на производстве, не имеют друзей в группе. Такие студенты стесняются переспросить непонятный материал, попросить о помощи, посетить библиотеку и т.д.
Проблемы самооценки — поскольку все вышеперечисленные проблемы влекут за собой проблемы в учебе и успеваемости, невозможность проявить свои способности и таланты, у таких студентов возникают проблемы самооценки, которые влекут за собой снижение все учебных и личностных показателей.
Выражается в застенчивости, сбивчивости при ответах, волнении при публичных выступлениях. Контрольные задания лучше выполняются самостоятельно и письменно, чем ответы у доски. Заниженные требования к оцениванию их работ, неспособность отстоять свое мнение, доказать свою правоту.
Такими образом, студенты с ОВЗ больше подвержены психологическим проблемам и нуждаются в постоянном контроле со стороны администрации учебного заведения, педагога-психолога и других специалистов по профилю. Избежать подобных проблем возможно при:
правильном выборе профессии, где деятельность студента не будет ограниченна его физическими возможностями;
психологическом сопровождении лиц с ОВЗ;
создании «ситуаций успеха» у таких студентов;
создании доброжелательной и толерантной атмосферы среди студентов;
правильном подборе заданий;
соответствии учебной программы возможностям студента;
адекватном оценивании его работ;
учете медицинских показаний и психологических рекомендаций.
Источник
Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического колледжа с ограниченными возможностями здоровья
статья
Организация дистанционного и интегрированного (инклюзивного) профессионального образования открывает большие возможности для студентов-инвалидов в плане подготовки к профессиональной деятельности, улучшения их социальных навыков. Однако при этом необходимо учитывать и ряд проблем, связанных с инклюзивным обучением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_prosneva_yu.e_miftahova_a.m.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Ю.Е. Проснева, ГАПОУ «Нижнекамский
педагогический колледж», преподаватель психологии,
А.М. Мифтахова, ГАПОУ «Нижнекамский
педагогический колледж», преподаватель информатики
YU.Ye. Prosneva, GAPOU «Nizhnekamskiy
pedagogicheskiy kolledzh», prepodavatel’ psikhologii,
A.M. Miftakhova, GAPOU «Nizhnekamskiy
pedagogicheskiy kolledzh», prepodavatel’ informatiki
Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического колледжа с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: организация дистанционного и интегрированного (инклюзивного) профессионального образования открывает большие возможности для студентов-инвалидов в плане подготовки к профессиональной деятельности, улучшения их социальных навыков. Однако при этом необходимо учитывать и ряд проблем, связанных с инклюзивным обучением.
Abstract: the organization of remote and the integrated (inclusive) vocational education opportunities for disabled students in terms of preparation for professional activities, improve their social skills. However, it is necessary to take into account a number of issues relating to inclusive education.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, адаптация и интеграция студентов–инвалидов, дистанционное и интегрированное (инклюзивное) обучение.
Keywords: disabilities, adaptation and integration of students with disabilities, remote and integrated (inclusive) education .
В общественном сознании статус инвалидности до недавнего времени ассоциировался с медицинской изоляцией, неспособностью принимать участие в общественной жизни и неосуществимостью профессионального самоопределения людей данной категории.
Возможность получения профессионального образования для людей с проблемами здоровья заложена в образовательной политике государства, которая направлена на расширение возможностей людей с проблемами в развитии, создание условий для успешной социализации на основе преодоления их изоляции. Однако при получении профессионального образования в среднем специальном учебном заведении федеральные государственные образовательные стандарты являются обязательными не только для здоровых студентов, но и для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Возникает противоречие между декларируемой доступностью профессионального образования и разными возможностями его получения. Поэтому важной становится проблема сопровождения адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в профессиональной образовательной организации, интеграции в общество, психолого-педагогической и социальной реабилитации обучающихся, их включение в общественно-полезную деятельность. Особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, что невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Обучение лиц с ограниченными возможностями в здоровье реализуется в специализированной, смешанной, дистанционной и интегрированной формах.
В связи с тем, что контингент студентов с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж» составляет 1,68%, к которым относятся обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому интегрированная и дистанционная формы организации учебно-воспитательного процесса в нашем образовательном учреждении являются наиболее приемлемыми.
Дистанционная форма подготовки снимает пространственные ограничения (необходимость ежедневного посещения места учебы) и делает возможным доступ не только к учебному программному обеспечению ПОО, но и к разнообразным базам данных (законодательным, библиотечным и пр.), обеспечивая реализацию принципа гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков [2]. Однако, как показывает практика внедрения дистанционной формы обучения, одним из основных рисков является возможность развития замкнутости у студента, недостаток развития коммуникативных умений. Данное ограничение снимается при реализации интегрированного (инклюзивного) обучения, которое объединяет инвалидов и сверстников, не имеющих ограничений по здоровью и способствует решению нескольких задач: обогащение социального опыта, расширение круга общения, создание условий для самореализации. Дистанционная форма обучения не может способствовать решению данных задач, но она может рассматриваться как дополнительное средство организации учебного процесса. Интеграция человека с нарушениями физического здоровья в образовательные условия колледжа требует учета их психологических особенностей, поскольку функциональные ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой формируют личностные особенности. Среди них могут быть пробелы в знаниях, несформированная социальная компетентность, привычка к нетребовательному, снисходительному отношению, неадекватные представления о своих возможностях и т. п. Чувство беспомощности, слабости, страх перед окружающими людьми, ощущение ненужности обществу и бессмысленности своего существования в нем — эти чувства находят выражение в таких внешних проявлениях, как замкнутость, обидчивость или повышенная агрессивность, что, в свою очередь, становится серьезным препятствием для интеграции инвалидов в студенческое сообщество. Конечно, интегрированное обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья неизбежно сопровождается преодолением адаптационных трудностей.
В процессе организации учебно-воспитательного процесса педагогический коллектив колледжа сталкивается с рядом проблем в профессиональной деятельности со студентами имеющими ограниченные возможности здоровья. На наш взгляд, трудности в организации и сопровождении таких обучающихся, можно свести к минимуму, если создать условия и реализовать следующие задачи:
- Обустройство внутриколледжной безбарьерной среды (пандусов, благоустройства мест общего пользования и пр.), расширение доступа к информационным образовательным ресурсам [1].
- Координация взаимодействия с учреждениями и организациями, которые могут положительно повлиять на решение жизненно важных учебных и других проблем студентов-инвалидов.
- Разработка программы совместных действий заинтересованных участников образовательного процесса, контроль за ее реализацией и коррекцией.
- Организация индивидуального наставничества и тьюторинга подопечных и оказание необходимой помощи.
- Контроль за посещаемостью занятий в ходе учебных семинаров, помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания, организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов, ликвидации академических задолженностей, документальное оформление академических отпусков.
- Контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, защиты курсовых и выпускных квалификационных работ.
- Помощь в организации и прохождении учебной и производственной практик.
- Коррекция взаимодействия преподаватель – студент с ограниченными возможностями здоровья в учебном процессе, консультирование преподавателей и сотрудников по особенностям физического и нервного состояния студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений, периодические инструктажи и семинары для преподавателей и т.д.
- Привлечение студентов-волонтеров, содействие персональному обеспечению студентов учебно-методическими материалами по дисциплинам и профессиональным модулям в соответствии с ФГОС, перевод учебно-методических материалов на аудио-, видео- и электронные носители.
Одна их главных задач сопровождения профессионального становления инвалидов – не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности, повысить ответственность, помочь личности стать полноценным субъектом профессиональной жизни.
Трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья затруднено в связи с тем, что заявленные работодателями вакансии не предполагают наличия специально созданных, с учетом патологии инвалидов, рабочих мест. Несмотря на масштабность и серьезность мирового и национального законодательства по трудоустройству инвалидов, мировому сообществу предстоит еще многое сделать в данном вопросе. Лишь 10—20% инвалидов трудоспособного возраста в России сегодня имеют работу. На практике работодатели очень неохотно берут на работу инвалидов, часто нарушают трудовое законодательство в отношении них.
Источник