Меню

Психологическое здоровье студентов разных специальностей

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2011

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Долгие годы психическое здоровье человека рассматривалось только в рамках медицинской науки — психиатрии и невропатологии, которая считала и продолжает рассматривать их как «духовные приложения» к телесным срывам, либо как следствие несовершенства мира. Начало другого подхода к пониманию психологического здоровья, как известно, было положено З. Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей.

Проблема психического здоровья личности рассматривалась и со стороны российских ученых с начала 20 века. Огромная заслуга в постановке проблемы и привлечения к ней внимания широкой общественности принадлежит академику В.М.Бехтереву, который формулирует тему психического здоровья еще в самом начале своей творческой деятельности. Основные мысли В.М.Бехтерева относительно условий формирования здоровой личности и главенствующей роли социального начала в жизнедеятельности человека значительно опередили во времени близкие по смыслу рассуждения в современной гуманистической психологии.

Одним из современных ориентиров образования выступает создание условий для полноценного развития субъектов образовательного процесса. Говоря о полноценности развития, многие современные исследователи связывают его с понятием «психологическое здоровье» как цели и критерия успешности личностного развития человека.

Психологическое здоровье — необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме, что определяет неразделимость телесного и психического. Психологически здоровый человек — это человек творческий, жизнерадостный, открытый для всего нового, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии, и способствует развитию других людей. Понимая, что его жизнь может быть не совсем легкой, он должен научиться легко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни. Кроме того, он должен уметь находиться в ситуации неопределенности.

Таким образом, можно сделать вывод, что главным для психологически здорового человека является гармония или баланс. Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, гармония между окружающими людьми и человеком, с природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.

Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение будущей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и индивидуальными возможностями.

Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный объем, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, возрастание агрессивных факторов и т.д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к чрезмерному эмоциональному напряжению не только взрослых людей, но и детей. Эксперты Всемирной Организации Здоровья отмечают заметное распространение нервно-психических расстройств не только у детей, но и у взрослых, работающих с детьми.

Для определения путей развития психологического здоровья людей необходимо определить само понятие нормы психологического здоровья. Для психологического здоровья норма — это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма — это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психологического здоровья — отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Критерии психологического здоровья рассматриваются во многих работах современных исследователей. В наше время все чаще к определению психологического здоровья предлагается уровневый подход. М.С.Роговин основывает уровни на сохранности функций внешней и внутренней регуляции. Б.С.Братусь выделяет как высший уровень — способность строить адекватные способы смысловых стремлений и особенности нейрофизиологической организации психической деятельности. Мы хотели бы остановиться на точке зрения, излагаемой В.С.Мухиной и ее сотрудниками — О.В.Хухлаевой, Т.Н.Счастной, строившим свою концепцию на положении, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Эти изменения проходят через все уровни развития психики и сознания, где и формируется качественно иная способность интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Соотношение между приспособляемостью и приспособлением среды не является простым равновесием, оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека.

Читайте также:  Праздники здоровья с младшими школьниками

Заинтересовавшись проблемой психологического здоровья студентов, мы провели исследование уровня выраженности показателей психологического здоровья студентов нашего Вуза. Нами было обследовано 64 человека — 18 человек факультета «Педагогика и психология» (из них — 6 человек студенты 3-го курса и 12 человек — студенты 4-го курса), 12 студентов 3 курса факультета «Юриспруденция» и 32 педагога средней школы.

Респондентам был предложен бланк для самоанализа уровня выраженности 24 психологических показателей психологического здоровья методом шкалирования. Из них 15 показателей относятся к критериям психологического здоровья (оптимизм, уравновешенность, уверенность в себе, чувство юмора, креативность, адекватное восприятие окружающего мира, интеллектуальный потенциал, ощущение психологического комфорта, адекватная самооценка, адекватное психологическое отражение, адекватное восприятие самого себя, интерес к окружающим, стрессоустойчивость, ориентация на саморазвитие и способность к творчеству) и 9 вопросов относятся к критериям психологического нездоровья (повышенная внушаемость, беспричинная злость, враждебность, пассивная жизненная позиция, наличие вредных привычек, жестокость и бессердечность).

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что наиболее выраженным показателем психологического нездоровья студентов-психологов является повышенная внушаемость (31.2%), вторым показателем по степени выраженности психологического нездоровья, на который следует обратить внимание — повышенная тревожность (26.2%). Из показателей психологического здоровья наиболее низко выражена стрессоустойчивость (49.2%), что объясняет характер затруднений студентов в процессе учебы. Наиболее ярко выраженным положительным показателем психологического здоровья студентов-психологов является ощущение психологического комфорта (84%), вера в себя и свои возможности (80%), интерес к окружающим (80%).

Сравнивая результаты студентов-психологов 3-го и 4-го курсов, можно сказать следующее: у студентов 4 курса показатель психической уравновешенности выше на 17,5% (87,5%), уровень выраженности повышенной внушаемости выражен выше на 12,5% (37,5%), показатель конфликтности выше на 14% (30%), чем у студентов 3-х курса (16%).

Анализируя результаты исследования у студентов-юристов 3 курса, можно констатировать, что наиболее выраженным показателем психологического нездоровья у респондентов является повышенная внушаемость (44,16%), кроме того, показатель конфликтности выражен достаточно высоко 41,16%. Из показателей психологического здоровья наиболее высоко выражены показатели вера в себя и свои возможности (80,83%) и оптимизм (77,5%). Вместе с тем показатель стрессоустойчивости составил всего 47,5%, что явилось самым низким из всех показателей психологического здоровья у обследованных студентов юридического факультета.

Сравнивая показатели самооценки студентов-психологов и студентов-юристов, можно отметить, что юристы более внушаемы, могут проявить большую враждебность, у них в более высокой степени выражена пассивная жизненная позиция, очень повышена тревожность, конфликтность, жестокость и даже бессердечность. У них в меньшей степени, чем у студентов-психологов выражено ощущение психологического комфорта, адекватность психологического отражения, уравновешенность, но в большей степени выражен показатель стрессоустойчивости и чувства юмора (Рисунок 1 и 2).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты юридического факультета, у которых в учебной программе намного меньше дисциплин, направленных на обучение психологических аспектов взаимодействия, нуждаются в коррекции своего уровня психологического здоровья. Негативность показателей может выразиться впоследствии не только в снижении эмоциональной и мотивационной сферах, но и в психосоматической форме (головные боли, нарушение сна, снижение памяти и работоспособности, чувство хронической усталости и даже депрессия).

Читайте также:  Таблица по вреду здоровья росгосстрах

У педагогов (32 человека), средний возраст которых составляет 36 лет и стаж педагогической деятельности 14 лет, наиболее выраженным показателем психологического нездоровья является повышенная тревожность — 50%, а наиболее ярко выраженным показателем психологического здоровья является стрессоустойчивость (80%), но ощущение психологического комфорта у педагогов составило только 50%.

Сравнивая общие результаты, можно сделать вывод, что у педагогов по сравнению со студентами снижен уровень враждебности, жестокости, ощущения психологического комфорта, адекватной самооценки, адекватность психологического отражения, уравновешенность, адекватного восприятия самого себя, веры в себя и свои возможности, интерес к ближним, ориентации на саморазвитие, чувства юмора и способности к творчеству. Но более высоко, чем у студентов у педагогов проявляется адекватное восприятие окружающего мира и стрессоустойчивость, но и беспричинная злость, пассивная жизненная позиция, повышенная тревожность и бессердечность .

Мы не ставили задачу определить причины негативных изменений черт личности, для серьезного исследования нужно большее время и большее количество респондентов. Но констатация фактов полученных результатов приводит к неутешительным выводам и необходимости продолжать подобные исследования.

Подводя итог проведенному анализу, мы хотели бы сфокусировать вывод на аспект коррекционной работе со студентами. Психологический анализ уровня выраженности психологического здоровья студентов разных факультетов показал, что в работе со студентами следует учитывать специфику уровня выраженности показателей их психологического нездоровья, что может служить основанием проведения привентивных мероприятий по укреплению и сохранению психологического здоровья студентов и педагогов. В составе коррекционных мероприятий могут быть цикл психологических тренингов, мероприятий групповой психотерапии, а также консультирование в кабинете срочной психологической помощи.

Литература

1. Ананьев В.А. «Введение в психологию здоровья», — Спб., 1998 г.

2. Водопьянова Н.Е., Ходырева «Психология здоровья» 2001 г.

3. Васильева О.С., Филатова Ф.Р. «Психология здоровья человека» (эталоны, представления, установки): М., 2001 г.

4. «Психологическое здоровье» / под ред. Г.С.Никифорова — Спб., Питер 2006 — 607стр.

Источник

Статья «Психологическое здоровье студентов»

специалист в области арт-терапии

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Прокопьевский транспортный техникум»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

Психологическая безопасность – это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.

Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Поскольку психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни. [1]

Забота о психологическом здоровье студентов становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и преподавателя, показателем достижения ими современного качества образования. Здоровье студента, пожалуй, одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. [2]

Приходя учиться в техникум, на первый курс, студент испытывает множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его социальной позиции, так и привыканием к взаимодействию с новыми для него преподавателями. Особенно важная роль в обеспечении качества студенческой жизни ребенка принадлежит мастеру производственного обучения. От того, каким окажется этот человек, зависит отношение студента к процессу обучения и формирование многих личностных качеств взрослого человека.

Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт. [2]

Учителю важно владеть навыками эмпатического слушания, цель которого – создание у учащихся ощущения того, что его чувства и переживания приняты, поняты и интересны педагогу.

От педагогического влияния зависит то, насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в техникуме.

Читайте также:  Психологическое здоровье это определение дубровиной

Действия педагога по конструированию комфортной среды заключается в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность студенту проявиться в полной мере как личности. Конкретными способами могут выступать просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо физического или агрессивного словесного воздействия, организация вместо жесткой дисциплины. [1]

До недавнего времени было принято считать, что любовь студент должен получать в семье. Педагоги теряются от откровенных проявлений любви детей, порой не зная, как реагировать на них. От этого они редко находят то душевное тепло, к которому стремятся. Любовь, снимает тревожность и дает ощущение безопасности. [2]

Термин «фасилитация» используется в психологии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизации деятельности одного человека при активном поддерживающем присутствии другого. В образовательном процессе фасилитатором по отношению к ребенку выступает педагог, который призван способствовать, облегчать положение, помогать ребенку в чем-либо.

Психологи подмечают, что «интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Интерес – это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом.

Интерес и удовольствие, сопровождающие его, рождают ситуацию успеха, которая есть «главный нерв гуманизации обучения, воспитания» Все это в целом способствует формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

К сожалению, психолого-педагогические исследования говорят о следующем: редко еще в педагогической практике педагогам удается организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждый студент обучался, развивался в ситуации успеха. Педагогов это должно подтолкнуть к тому, чтобы в их ежедневной работе постоянно присутствовали поощрение интеллекта студента, поддержка и помощь, конструктивная критика, справедливое оценивание, т.е. то, что необходимо для развития самодостаточности студента. [3]

Главное, что необходимо всегда помнить всем, занимающимся воспитанием и обучением студентов, — эмоциональный компонент взаимодействия педагога и студента находится на первом месте в формировании отношения его к учебе. Педагоги и воспитатели «прописываются» в душах учеников с определенным эмоциональным знаком. Отношение к педагогу у студента может быть эмоционально положительным, нейтрально-отстраненным, отрицательным или противоречивым. Последние два типа отношения к педагогу отнюдь не способствуют успешной учебе. То, каким будет сформирован психолого-педагогический статус первокурсника – зависит от его педагога. Даже единичные неэтичные поступки и высказывания педагога в адрес студента могут свести на нет самую кропотливую предшествующую работу.

Актуальность психологической безопасности

• реализация принципа гуманизации (концептуальное положение о приоритете личности ) образования

• индивидуальный подход к участникам образовательного процесса

угрозы психологической безопасности студентов бывают: внутренние и внешние.

Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы.

• Первый принцип, опора на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия.

• Второй принцип, исходя из которого, необходимо проектировать психологически безопасную среду школы – принцип психологической защиты личности каждого субъекта УВП; реализацией данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получать ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие.

• Третий принцип – помощь в формировании социально-психологической умелости. Под социально-психологической умелостью понимается набор умений, дающий возможность компетентного выбора своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуации и выбирать соответствующее поведение. [3]

Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании [Текст] / И. А. Баева. — СПб.: Образование-Культура, 2005. — 190 с.

Ильинич, М.В. Физическая культура студентов [Текст] / М.В. Ильинич. – М.: Гардарики, 2002. – 340 с.

Кон, И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Текст] Учебное пособие для пед. ин-тов / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

Источник

Adblock
detector