Меню

Психологическое здоровье студентов педагогов

Психологическое здоровье педагога как фактор профессиональной стабильности.
статья на тему

Успешность труда педагога, его профессиональная стабильность могут быть раскрыты через его, прежде всего психологическое здоровье.

Скачать:

Вложение Размер
Психологическое здоровье педагога. 21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Профессию педагога относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения невротических и психосоматических расстройств. И эти показатели повышаются по мере увеличения стажа работы. Для проработавших в педагогической среде 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание», низкий уровень социальной адаптации. К числу причин относится: повышенная продолжительность дня, высокая нервно-психическая напряженность и социальная ответственность.

Необходимо отметить, что состояние психологической готовности молодого педагога к педагогической деятельности не полностью соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Успешность труда педагога, его профессиональная стабильность могут быть раскрыты через его, прежде всего психологическое здоровье. Известно, что психологическое здоровье в целом определяется двумя признаками [1].

Первый — соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности, принципа оптимума или стремление придерживаться «золотой середины». При этом — зона оптимума для каждого человека своя.

Второй признак психологического здоровья: эффективная адаптация, в первую очередь – социальная, социально-психологическая и интрапсихическая. В этом случае достигается то, что в других подходах называется гармонией с природой, с людьми и с самим собой [1].

«Проблему профессионального здоровья педагога по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации. От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны», пишет Л.М. Митина.

Под определением профессионального здоровья учителя (педагога) [3] мы понимаем состояние организма, при котором он способен сохранять и активизировать эмоциональные, когнитивные, мотивационные, рефлексивные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности работника во всех условиях и на всех этапах протекания профессиональной деятельности.

В качестве симптомов нарушения профессионального здоровья педагога можно выделить следующие [3]:

— негативный субъективный статус, который проявляется ухудшением самочувствия, повышением артериального давления, снижением уровня профессиональной активности, снижением интереса к инновациям, сопротивления им, а также в нестабильности настроения, быстрых переходах от гнева к состоянию апатии;

— болевого синдрома (в том числе и психоэмоционального – «болит душа»);

— снижение или полная утрата трудоспособности, при которой у учителя нет сил для выполнения профессиональных обязанностей даже в начале рабочего дня;

— уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов (быстрая утомляемость педагога, снижение объема внимания, отказ от активных методов обучения, требующих больших психофизиологических затрат, длительный период врабатываемости, снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок);

— психологического насилия в образовательной среде (самоутверждение за счет других), проявляющееся в открытом неприятии и постоянной критике ученика; унижении его человеческого достоинства; угрозах в адрес ученика; предъявлении к ученику требований, не соответствующих возрасту или его возможностям.

Достаточно наличия выраженности у педагога 2-3 симптомов нарушения профессионального здоровья, чтобы возникли проблемы в процессе реализации педагогической деятельности:

— снижение эффективности обучения и воспитания,

— повышение конфликтности во взаимоотношениях с обучающимися и коллегами,

— возникновение и закрепление в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт.

Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно сказать, что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, включающую в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты личностного развития.

Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления психологического здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также овладение приемами и способами психической саморегуляции являются важными факторами профессиональной стабильности и успешности.

Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности.

Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого учителя, направленная на повышение стрессовоустойчивости педагога, его самооценки, уровня самопринятия, снижения тревожности, самоагрессии и самодеструкции.

Большинство педагогов думает, что их здоровье зависит от питания, медицины, экологии и др. факторов. Но мало кто знает, что здоровье и благополучие зависит от жизненной философии, которая складывается из принципов мышления. Принято считать, что нравственное здоровье человека зависит от того, какой философией он владеет [2]. У каждого педагога имеется своя философия профессиональной деятельности, которая отражается в ее результатах.

В качестве одной из конкретных иллюстраций возможности повысить уровень психологического здоровья педагога может быть взят курс «Развитие оздоравливающего мышления педагога», в основе которого лежит теория и практика саногенной рефлексии (СГР) Ю. М. Орлова и С. Н. Морозюк. Система прошла проверку опытом в исследовательских лабораториях и в обучении, вошла в диссертации. СГР согласуется со многими видами психотерапии и системами самооздоровления . Здесь предлагается ведение дневника и практика целительного рисования. Они хорошо согласуются и могут применяться в любое удобное для человека время.

Занятия по овладению методами психической саморегуляции [4]:

— Метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону (устраняет тревогу в стрессовых ситуациях);

— Прежде всего — утренняя зарядка;

— Микропаузы. Предназначены для устранения какого-либо зажима, неприятного ощущения, неуверенности, т.е. тех состояний, которые понижают настроение.

а) дыхательная гимнастика,

б) гимнастика бодрости.

Проводится сидя на стуле, в кресле, на диване: полное дыхание (3 раза); энергично растереть уши, сначала вперед-назад, потом вверх-вниз; оскалить зубы и сделать несколько резких движений зубами вверх-вниз; потереть щеки; потереть крылья носа; пальцами рук помассировать затылок; провести несколько легких движений по бровям; имитируя умывание, легко помассировать все лицо;

в) пальцевая гимнастика; сгибание пальцев; прогибание пальцев; массирование пальцев; как бы навинчивая гайку на палец, массировать пальцы обеих рук.

Психодиагностические методики для профессионалов: методика на выявление степени удовлетворенности своей профессией и работой (по Н. Журину и Е. Ильину) — http://prof-diagnost.org/prof_reg.php

  1. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
  2. Орлов Ю.М. Исцеление философией. Основные умственные операции / Составитель А. В. Ребенок. Серия: Управление поведением, кн. 2. – М.: Слайдинг, 2004. – 96 с.
  3. Педагогическая психология / 68.Самовоспитание и самообразование в системе непрерывного образования.
  4. Свядош A.M., Ромен АС. Применение аутогенной тренировки в терапевтической практике (Техника самовнушения). Методологическое пособие. — Караганда, 1966.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость создания комнаты релаксации для преподавателей в учебных учреждениях для восстановления эмоционального,физического и умственного истощения.

Процесс обучения можно определить как сложную, многогранную, ценностную организацию против глобальной общественной необразованности. Непрерывность обучения преподавателей, которое оказывается основопо.

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено.

Справка о деятельности педагога-психолога в области здоровьесбережения. Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних с 2014-2015 по 2018-2019 учебные годы.

Психологическое здоровье является важным компонентом счастливой и успешной жизни. И чтобы поддерживать его на высоком уровне, необходимо следить за ним так же, как и за физическим здоровьем.

Консультация для педагогов:»Психологическое здоровье педагогов-залог успешной работы в доу.&quot.

Источник

Психологическое здоровье студентов колледжа

Введение.

В настоящее время, как никогда остро, встал вопрос о формировании, поддержании и сохранении психологического здоровья подрастающего поколения.

Термин “психологическое здоровье” был введен 1979 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений. Но здоровье – это не просто отсутствие болезни, это полное физическое и духовное благополучие.

Психологическое здоровье характеризует личность в целом (в отличие от «психического здоровья», которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам).

Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:

  • состояние психического развития, душевного комфорта;
  • адекватное социальное поведение;
  • умение понимать себя и других;
  • более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • умение делать выбор и нести за него ответственность.

Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:

1. Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:

  • полное спокойствие
  • уверенность в своих силах
  • вдохновение

2. Высокий уровень стрессоустойчивости, благодаря которой человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживаниями тревоги, страха.

Одной из основных задач работы психологической службы “Медицинского колледжа №2” г. Санкт-Петербурга является помощь студентам в социально-психологической адаптации.

Контингент нашего колледжа преимущественно подростки.

Отрочество, это период интенсивного и целенаправленного развития, процесс формирования физического, интеллектуального, психического, нравственного и социального в человеке. Напряженность процессов роста и развития, определяющих сущность подросткового организма, делает его наиболее уязвимым и чувствительным к минимальным неблагоприятным воздействиям. Отсюда вытекают многочисленные проблемы подростков.

Границы подросткового возраста определим от 12 до 18 лет, хотя разные отечественные и зарубежные источники варьируют.

На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов, для улучшения психологического здоровья последних, преподаватель может выбирать и осуществлять требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае, чему в немалой степени способствует реализация нашей программы.

Основная часть

Раздел “Психологическое здоровье студентов колледжа”.

Программа базируется на модели представлений о том, что психологическое здоровье – это мера способности человека выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире.

Цель программы — формирование и поддержание психологического здоровья студентов — подростков.

Принципы, лежащие в основе:

1. Видение подростка целостной, открытой и саморазвивающейся системой.

2. Понимание здоровья как активность и способность к сохранению личностной саморегуляции.

3. Повышение социально-психологической компетентности студентов, родителей и педагогов.

Способы внедрения программы:

Совершенствование работы СПС и ее дальнейшая интеграция с другими структурными подразделениями колледжа.

Способ реализации – создание условий, обеспечивающих психическое и личностное развитие студентов колледжа.

Основные задачи:

1. Создание условий для сохранения психологического здоровья студентов.

3. Формирование мотивации здорового образа жизни.

4. Обучение методам позитивного мышления и приемам эмоциональной саморегуляции.

Научно-методологическими основаниями программы являются:

— принципы гуманистической психологии;

— взгляды Б.Г. Ананьева на студенческий возраст как сензитивный период;

— новая личностно-ориентированная образовательная парадигма.

Критериями эффективности программы могут выступать:

1. Конструктивные изменения характера адаптации студентов (ее сбалансированность и гармоничность).

2. Сформированность мотивации к здоровому образу жизни.

3. Овладение студентами методами позитивного мышления и приемами саморегуляции.

3. Практическая часть:

3.1. Результаты внедрения программы.

Этапы реализации программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”:

Данная программа может быть реализована в 2 этапа:

I этап — диагностический, который позволяет оценить состояние психологического здоровья подростков и определить основные направления дальнейшей работы (продолжительностью 6 месяцев).

II этап реализации – коррекционно-развивающий и профилактический, который проводится в соответствии с полученными результатами на I этапе и направлен на повышение психологических ресурсов подростка (имеет практическую направленность, продолжительность 2-3 года).

Участники программы:

Студенты медицинского колледжа первого курса после основного общего образования (9 класс) 200 -250 человек;

Организаторы – педагоги-психологи.

I этап – диагностический

Цель: Получить системные данные при обследовании подростков для оценки состояния психологического здоровья.

Для оценки состояния здоровья необходим мониторинг.

Исходя из этого, в пакет диагностических методик включены следующие методики:

1. Тест “Психологическое здоровье”.

Цель – выявить показатели психологического здоровья.

2. Тест “Акцентуации характера” Леонгарда-Шмишека.

Цель – выявить типы акцентуаций характера.

3. Уровень невротизации Хека-Хесса.

Цель – выявить уровень невротизации.

4. Уровень самооценки по Спирмену.

Цель – изучение самооценки как компонента самосознания личности.

Результаты диагностического этапа реализации программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”.

1. Результаты мониторинга “Особенности самооценки”

Вывод №1

Почти половина студентов колледжа нуждается в коррекции уровня самооценки. Это можно осуществить путем тренингов и бесед, проводимых коллективно и индивидуально. Очень важно выявить причину неадекватной оценки и воздействовать непосредственно на нее.

Результаты мониторинга “Исследование видов акцентуаций”

Вывод №2

Собранные нами данные подтверждают то, что акцентуации характера действительно характерны для подросткового возраста, что является нормой, в большинстве случаев, не нуждающейся в коррекции.

Результаты мониторинга “Уровень невротизации”

Вывод №3

Выявленные 26% опрошенных студентов с повышенным уровнем невротизации являются группой риска и нуждаются в обучении методам повышения стрессоустойчивости.

Результаты мониторинга “Оценка состояния психологического здоровья”: Психологическое здоровье

Вывод №4

Люди, психологическое здоровье которых условно в норме или снижено, также являются группой риска и объектом работы нашей психологической службы.

Мы обращались к данным физического здоровья студентов (количество занимающихся в основной / подготовительной и освобожденных от занятий физкультуры и социального здоровья (благополучные семьи / с одним родителем и сироты), но значимых корреляций между ними и показателями психологического здоровья выявлено не было.

3. Практическая часть: результаты внедрения программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”:

“Развитие и совершенствование психологических ресурсов”.

Приемы рациональной организации деятельности и эмоциональной саморегуляции с целью сохранения и поддержания психологического здоровья.

Проводится в соответствии с полученными результатами диагностики функционального состояния психологического здоровья студентов.

Цель: формирование психологической культуры и укрепление и поддержание психологического здоровья подростков.

Задачи:

1. Освоение рациональных способов учебной деятельности.

2. Формирование мотивации здорового образа жизни.

3. Освоение приемов стрессоустойчивости и эмоционального комфорта.

Примерная тематика занятий:

*Внимание, тренинг внимания.

*Познавательная сфера и особенности человеческого мышления.

* Гимнастика ума (тренинг мышления “Как стать умным?”)

* Эффективное общение и конфликты.

* Психологический стресс, способы повышения стрессоустойчивости.

*Способы психологической защиты.

* Обида и обидчивость.

* О желаниях, потребностях и установках.

4. Заключение.

Анализ результатов тестирования и полученные социально-психологические характеристики студентов подросткового возраста позволяют считать выделенные направления работы психологической службы актуальными и в дальнейшем продолжить работу по изучению контингента и повышению психологических ресурсов студентов-подростков.

Источник

Читайте также:  Сколько времени можно сидеть за компьютером без вреда для здоровья
Adblock
detector