Психологическое здоровье педагога как фактор профессиональной стабильности.
статья на тему
Успешность труда педагога, его профессиональная стабильность могут быть раскрыты через его, прежде всего психологическое здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическое здоровье педагога. | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессию педагога относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения невротических и психосоматических расстройств. И эти показатели повышаются по мере увеличения стажа работы. Для проработавших в педагогической среде 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание», низкий уровень социальной адаптации. К числу причин относится: повышенная продолжительность дня, высокая нервно-психическая напряженность и социальная ответственность.
Необходимо отметить, что состояние психологической готовности молодого педагога к педагогической деятельности не полностью соответствует требованиям сегодняшнего дня.
Успешность труда педагога, его профессиональная стабильность могут быть раскрыты через его, прежде всего психологическое здоровье. Известно, что психологическое здоровье в целом определяется двумя признаками [1].
Первый — соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности, принципа оптимума или стремление придерживаться «золотой середины». При этом — зона оптимума для каждого человека своя.
Второй признак психологического здоровья: эффективная адаптация, в первую очередь – социальная, социально-психологическая и интрапсихическая. В этом случае достигается то, что в других подходах называется гармонией с природой, с людьми и с самим собой [1].
«Проблему профессионального здоровья педагога по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации. От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны», пишет Л.М. Митина.
Под определением профессионального здоровья учителя (педагога) [3] мы понимаем состояние организма, при котором он способен сохранять и активизировать эмоциональные, когнитивные, мотивационные, рефлексивные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности работника во всех условиях и на всех этапах протекания профессиональной деятельности.
В качестве симптомов нарушения профессионального здоровья педагога можно выделить следующие [3]:
— негативный субъективный статус, который проявляется ухудшением самочувствия, повышением артериального давления, снижением уровня профессиональной активности, снижением интереса к инновациям, сопротивления им, а также в нестабильности настроения, быстрых переходах от гнева к состоянию апатии;
— болевого синдрома (в том числе и психоэмоционального – «болит душа»);
— снижение или полная утрата трудоспособности, при которой у учителя нет сил для выполнения профессиональных обязанностей даже в начале рабочего дня;
— уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов (быстрая утомляемость педагога, снижение объема внимания, отказ от активных методов обучения, требующих больших психофизиологических затрат, длительный период врабатываемости, снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок);
— психологического насилия в образовательной среде (самоутверждение за счет других), проявляющееся в открытом неприятии и постоянной критике ученика; унижении его человеческого достоинства; угрозах в адрес ученика; предъявлении к ученику требований, не соответствующих возрасту или его возможностям.
Достаточно наличия выраженности у педагога 2-3 симптомов нарушения профессионального здоровья, чтобы возникли проблемы в процессе реализации педагогической деятельности:
— снижение эффективности обучения и воспитания,
— повышение конфликтности во взаимоотношениях с обучающимися и коллегами,
— возникновение и закрепление в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт.
Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно сказать, что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, включающую в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты личностного развития.
Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления психологического здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также овладение приемами и способами психической саморегуляции являются важными факторами профессиональной стабильности и успешности.
Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности.
Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого учителя, направленная на повышение стрессовоустойчивости педагога, его самооценки, уровня самопринятия, снижения тревожности, самоагрессии и самодеструкции.
Большинство педагогов думает, что их здоровье зависит от питания, медицины, экологии и др. факторов. Но мало кто знает, что здоровье и благополучие зависит от жизненной философии, которая складывается из принципов мышления. Принято считать, что нравственное здоровье человека зависит от того, какой философией он владеет [2]. У каждого педагога имеется своя философия профессиональной деятельности, которая отражается в ее результатах.
В качестве одной из конкретных иллюстраций возможности повысить уровень психологического здоровья педагога может быть взят курс «Развитие оздоравливающего мышления педагога», в основе которого лежит теория и практика саногенной рефлексии (СГР) Ю. М. Орлова и С. Н. Морозюк. Система прошла проверку опытом в исследовательских лабораториях и в обучении, вошла в диссертации. СГР согласуется со многими видами психотерапии и системами самооздоровления . Здесь предлагается ведение дневника и практика целительного рисования. Они хорошо согласуются и могут применяться в любое удобное для человека время.
Занятия по овладению методами психической саморегуляции [4]:
— Метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону (устраняет тревогу в стрессовых ситуациях);
— Прежде всего — утренняя зарядка;
— Микропаузы. Предназначены для устранения какого-либо зажима, неприятного ощущения, неуверенности, т.е. тех состояний, которые понижают настроение.
а) дыхательная гимнастика,
б) гимнастика бодрости.
Проводится сидя на стуле, в кресле, на диване: полное дыхание (3 раза); энергично растереть уши, сначала вперед-назад, потом вверх-вниз; оскалить зубы и сделать несколько резких движений зубами вверх-вниз; потереть щеки; потереть крылья носа; пальцами рук помассировать затылок; провести несколько легких движений по бровям; имитируя умывание, легко помассировать все лицо;
в) пальцевая гимнастика; сгибание пальцев; прогибание пальцев; массирование пальцев; как бы навинчивая гайку на палец, массировать пальцы обеих рук.
Психодиагностические методики для профессионалов: методика на выявление степени удовлетворенности своей профессией и работой (по Н. Журину и Е. Ильину) — http://prof-diagnost.org/prof_reg.php
- Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
- Орлов Ю.М. Исцеление философией. Основные умственные операции / Составитель А. В. Ребенок. Серия: Управление поведением, кн. 2. – М.: Слайдинг, 2004. – 96 с.
- Педагогическая психология / 68.Самовоспитание и самообразование в системе непрерывного образования.
- Свядош A.M., Ромен АС. Применение аутогенной тренировки в терапевтической практике (Техника самовнушения). Методологическое пособие. — Караганда, 1966.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимость создания комнаты релаксации для преподавателей в учебных учреждениях для восстановления эмоционального,физического и умственного истощения.
Процесс обучения можно определить как сложную, многогранную, ценностную организацию против глобальной общественной необразованности. Непрерывность обучения преподавателей, которое оказывается основопо.
В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено.
Справка о деятельности педагога-психолога в области здоровьесбережения. Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних с 2014-2015 по 2018-2019 учебные годы.
Психологическое здоровье является важным компонентом счастливой и успешной жизни. И чтобы поддерживать его на высоком уровне, необходимо следить за ним так же, как и за физическим здоровьем.
Консультация для педагогов:»Психологическое здоровье педагогов-залог успешной работы в доу.".
Источник
Психологическое здоровье студентов колледжа
Введение.
В настоящее время, как никогда остро, встал вопрос о формировании, поддержании и сохранении психологического здоровья подрастающего поколения.
Термин “психологическое здоровье” был введен 1979 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений. Но здоровье – это не просто отсутствие болезни, это полное физическое и духовное благополучие.
Психологическое здоровье характеризует личность в целом (в отличие от «психического здоровья», которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам).
Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:
- состояние психического развития, душевного комфорта;
- адекватное социальное поведение;
- умение понимать себя и других;
- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
- умение делать выбор и нести за него ответственность.
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:
1. Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
- полное спокойствие
- уверенность в своих силах
- вдохновение
2. Высокий уровень стрессоустойчивости, благодаря которой человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживаниями тревоги, страха.
Одной из основных задач работы психологической службы “Медицинского колледжа №2” г. Санкт-Петербурга является помощь студентам в социально-психологической адаптации.
Контингент нашего колледжа преимущественно подростки.
Отрочество, это период интенсивного и целенаправленного развития, процесс формирования физического, интеллектуального, психического, нравственного и социального в человеке. Напряженность процессов роста и развития, определяющих сущность подросткового организма, делает его наиболее уязвимым и чувствительным к минимальным неблагоприятным воздействиям. Отсюда вытекают многочисленные проблемы подростков.
Границы подросткового возраста определим от 12 до 18 лет, хотя разные отечественные и зарубежные источники варьируют.
На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов, для улучшения психологического здоровья последних, преподаватель может выбирать и осуществлять требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае, чему в немалой степени способствует реализация нашей программы.
Основная часть
Раздел “Психологическое здоровье студентов колледжа”.
Программа базируется на модели представлений о том, что психологическое здоровье – это мера способности человека выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире.
Цель программы — формирование и поддержание психологического здоровья студентов — подростков.
Принципы, лежащие в основе:
1. Видение подростка целостной, открытой и саморазвивающейся системой.
2. Понимание здоровья как активность и способность к сохранению личностной саморегуляции.
3. Повышение социально-психологической компетентности студентов, родителей и педагогов.
Способы внедрения программы:
Совершенствование работы СПС и ее дальнейшая интеграция с другими структурными подразделениями колледжа.
Способ реализации – создание условий, обеспечивающих психическое и личностное развитие студентов колледжа.
Основные задачи:
1. Создание условий для сохранения психологического здоровья студентов.
3. Формирование мотивации здорового образа жизни.
4. Обучение методам позитивного мышления и приемам эмоциональной саморегуляции.
Научно-методологическими основаниями программы являются:
— принципы гуманистической психологии;
— взгляды Б.Г. Ананьева на студенческий возраст как сензитивный период;
— новая личностно-ориентированная образовательная парадигма.
Критериями эффективности программы могут выступать:
1. Конструктивные изменения характера адаптации студентов (ее сбалансированность и гармоничность).
2. Сформированность мотивации к здоровому образу жизни.
3. Овладение студентами методами позитивного мышления и приемами саморегуляции.
3. Практическая часть:
3.1. Результаты внедрения программы.
Этапы реализации программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”:
Данная программа может быть реализована в 2 этапа:
I этап — диагностический, который позволяет оценить состояние психологического здоровья подростков и определить основные направления дальнейшей работы (продолжительностью 6 месяцев).
II этап реализации – коррекционно-развивающий и профилактический, который проводится в соответствии с полученными результатами на I этапе и направлен на повышение психологических ресурсов подростка (имеет практическую направленность, продолжительность 2-3 года).
Участники программы:
Студенты медицинского колледжа первого курса после основного общего образования (9 класс) 200 -250 человек;
Организаторы – педагоги-психологи.
I этап – диагностический
Цель: Получить системные данные при обследовании подростков для оценки состояния психологического здоровья.
Для оценки состояния здоровья необходим мониторинг.
Исходя из этого, в пакет диагностических методик включены следующие методики:
1. Тест “Психологическое здоровье”.
Цель – выявить показатели психологического здоровья.
2. Тест “Акцентуации характера” Леонгарда-Шмишека.
Цель – выявить типы акцентуаций характера.
3. Уровень невротизации Хека-Хесса.
Цель – выявить уровень невротизации.
4. Уровень самооценки по Спирмену.
Цель – изучение самооценки как компонента самосознания личности.
Результаты диагностического этапа реализации программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”.
1. Результаты мониторинга “Особенности самооценки”
Вывод №1
Почти половина студентов колледжа нуждается в коррекции уровня самооценки. Это можно осуществить путем тренингов и бесед, проводимых коллективно и индивидуально. Очень важно выявить причину неадекватной оценки и воздействовать непосредственно на нее.
Результаты мониторинга “Исследование видов акцентуаций”
Вывод №2
Собранные нами данные подтверждают то, что акцентуации характера действительно характерны для подросткового возраста, что является нормой, в большинстве случаев, не нуждающейся в коррекции.
Результаты мониторинга “Уровень невротизации”
Вывод №3
Выявленные 26% опрошенных студентов с повышенным уровнем невротизации являются группой риска и нуждаются в обучении методам повышения стрессоустойчивости.
Результаты мониторинга “Оценка состояния психологического здоровья”: Психологическое здоровье
Вывод №4
Люди, психологическое здоровье которых условно в норме или снижено, также являются группой риска и объектом работы нашей психологической службы.
Мы обращались к данным физического здоровья студентов (количество занимающихся в основной / подготовительной и освобожденных от занятий физкультуры и социального здоровья (благополучные семьи / с одним родителем и сироты), но значимых корреляций между ними и показателями психологического здоровья выявлено не было.
3. Практическая часть: результаты внедрения программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”:
“Развитие и совершенствование психологических ресурсов”.
Приемы рациональной организации деятельности и эмоциональной саморегуляции с целью сохранения и поддержания психологического здоровья.
Проводится в соответствии с полученными результатами диагностики функционального состояния психологического здоровья студентов.
Цель: формирование психологической культуры и укрепление и поддержание психологического здоровья подростков.
Задачи:
1. Освоение рациональных способов учебной деятельности.
2. Формирование мотивации здорового образа жизни.
3. Освоение приемов стрессоустойчивости и эмоционального комфорта.
Примерная тематика занятий:
*Внимание, тренинг внимания.
*Познавательная сфера и особенности человеческого мышления.
* Гимнастика ума (тренинг мышления “Как стать умным?”)
* Эффективное общение и конфликты.
* Психологический стресс, способы повышения стрессоустойчивости.
*Способы психологической защиты.
* Обида и обидчивость.
* О желаниях, потребностях и установках.
4. Заключение.
Анализ результатов тестирования и полученные социально-психологические характеристики студентов подросткового возраста позволяют считать выделенные направления работы психологической службы актуальными и в дальнейшем продолжить работу по изучению контингента и повышению психологических ресурсов студентов-подростков.
Источник