Меню

Психологическое здоровье студентов диплом

Психологическое здоровье студентов диплом

Библиографическая ссылка на статью:
Зимулина Г.Д. Проблема психологического здоровья студентов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/09/5817 (дата обращения: 12.04.2021).

Вопрос о психологическом здоровье личности интересовал ученых, начиная с 20 века. Постоянные природные катаклизмы, урбанизация и отрыв людей от природной окружающей среды, смена социальных норм и политическая нестабильность, все это приводило к тому, что вопрос о психологическом здоровье становился все более актуальным. Большое внимание ему уделил академик В. М. Бехтерев, формулируя тему «психологическое здоровье» еще в самом начале своей деятельности. Также большой вклад в рассмотрении этого вопроса внесли Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Уолтер Кэннон, Ганс Селье и Дэвид Майерс.

Современное поколение студентов живет в постоянно изменяющемся обществе, в котором в силу социально-политических, социально-экономических, гражданско-правовых преобразований повысился уровень требований к духовно-личностной сфере будущих специалистов с высшим образованием, как к психологически здоровой и самоактуализирующейся личности [1].

Часто жизнь молодежи ассоциируется с весельем, досугом и отдыхом, но это только на первый взгляд она кажется легкой и беззаботной. При поступлении в вуз молодежь начинает сталкиваться со многими стрессовыми ситуациями на своем пути. Нельзя забывать, что, придя в вуз, у молодежи формируется иной образ жизни, меняется привычное окружение: новый город, обстановка, коллектив. Не меньший стресс молодежь получает из-за изменений в учебном процессе. Все эти новые особенности: структура обучения, переезд в общежитие, недостаток денег, а так же проблемы с жильем воздействуют на психологическое здоровье студентов, заставляют находиться в ситуации неопределенности. Поэтому его необходимо укреплять, и проявлять повышенное внимание к созданию благоприятного психологического климата. Это можно сделать с использованием возможностей современной психологии, важными компонентами которого являются гармоничные взаимоотношения между человеком и средой и различные аспекты человеческого «Я». Образование, являясь особой сферой, в которой совершается передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, формирует характер мышления, миропонимания и мироощущения, духовные ценности нации, ее историческое и нравственное самосознание [2].

Студент, психологическое здоровье которого в норме, выделяется среди других. Он постоянно находится в движении, познает себя и окружающий его мир не только разумом, но и интуицией. Главными его качествами становятся жизнерадостность, целеустремленность, творчество, гармония в собственных чувствах, уверенность в себе и своих начинаниях, он просто стремится быть счастливым. Ресурсы его психики и индивидуальные психологические особенности занимают центральное место для изучения в психологии здоровья.

А если человек нездоров, и его психологическое здоровье находится под угрозой: негативное самоощущение, низкий уровень рефлексии, отсутствие желания самосовершенствоваться, неумение выполнять социальные и семейные роли, то в настоящее время существует достаточный выбор средств помощи. К ним относятся: психологические коррекции, психодиагностики, различного рода психологические тренинги. Данные виды помощи должны выступать в роли одного комплекса, поскольку только такое воздействие на человека поможет прийти к положительным изменениям.

Для сохранения и укрепления своего психологического здоровья, молодежь должна стараться вести здоровой образ жизни, поддерживать теплые отношения с людьми, которые её окружают, научиться ставить перед собой выполнимые задачи и цели, находить пути их достижения, достойно справляться и переносить трудности, иметь жизнерадостный взгляд на все происходящие вокруг события. Все это поможет в тех трудных ситуациях, когда, кажется, что жизнь не удалась.

В заключении, хотелось бы сказать, что умение и желание видеть прекрасное, быть отзывчивым – крайне важно. Это приносит много положительных эмоций, а, следовательно, создается благоприятная атмосфера для личностного развития студента. Быть психологически здоровым человеком, означает быть успешным!

Источник

Психологические особенности здоровья студентов

Общая характеристика психологических особенностей периода юношества. Процесс обучения в учреждениях типа техникум или училище. Организация исследования психологии студентов при поступлении и выпуске, описание выборки испытуемых. Интерпретация результатов.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 04.07.2010
Размер файла 56,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание


Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей здоровья студентов при поступлении и выпуске


1.1 Общая характеристика психологических особенностей периода юношества


1.2 Общая характеристика процесса обучения в учреждениях типа техникум или училище


Глава 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей здоровья студентов при поступлении и выпуске


2.1 Организация исследования, описание выборки испытуемых


2.2 Описание методик


2.3 Интерпретация результатов


Заключение


Библиографический список


Приложение


Введение


Психология юношеского возраста — один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Юность — период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Поскольку процессы физического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно, хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и от взрослости, весьма подвижны и определяются учеными по-разному.


Выбор будущей сферы деятельности составляет самое ядро процесса самоопределения. Тем не менее, можно считать признаком известного неблагополучия, если все попытки определения себя и своего жизненного пути сводятся молодым человеком только к выбору между установками на вуз, получение престижной работы в избранной области, высокую заработную плату. Внутренними условиями выбора профессии в старшем школьном возрасте являются формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания, работа которого проявляется в стремлении юноши подойти к себе с позиций, декларируемых и фактически господствующих в обществе ценностей, наконец, открытие «Я», переживаемое в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости.

Развитие концепции профессионального здоровья в отечественной науке связано, прежде всего, с психологическим обеспечением профессиональной деятельности лиц опасных профессий. Она получила широкое распространение, например, в теории и практике авиационной медицины. Концепция профессионального здоровья имеет гуманистический характер и акцентирована на обеспечение безопасности профессиональной деятельности, высокого уровня физического и психического здоровья, профессионального долголетия.

Профессиональном здоровье — это обобщенная характеристика здоровья индивида, рассматриваемая в конкретных условиях его профессиональной деятельности, или процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия. Именно профессиональное здоровье является одним из основных показателей «качества профессиональной жизни», а также важным условием эффективности трудовой деятельности.

Стоит отметить тот факт, что под эффективностью профессиональной деятельности имеется в виду не только высокая производительность и качество труда, но и их соотношение с затраченными усилиями. Ситуация, когда «ценой» профессионального успеха становится здоровье, не может считаться нормой современной жизни.

Проблема сохранения и укрепления профессионального здоровья выпускников профессиональных училищ и техникумов приобретает особую актуальность. Однако литературные данные о психических, физиологических и медицинских основах деятельности студентов среднего профессионального образования практически отсутствуют. В то же время существует объективная потребность в исследованиях таких сторон деятельности современных выпускников именно данного сегмента образования, как динамика работоспособности, эффективности и профессиональной адаптации, а так же изучение механизмов сохранения их физического и психического здоровья.

Учитывая вышеизложенное, целью данного исследования явилось изучение особенностей психологического здоровья студентов при поступлении и выпуске (на базе техникума ККТ).

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать состояние разработанности исследуемой проблемы в психологической литературе;

2. Раскрыть основные психологические новообразования юношеского возраста;

3. Описать характеристика психологического обеспечения профессионального здоровья;

4. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение различий в особенностях психологического здоровья у студентов при поступлении и выпуске из ККТ.

Объектом данного исследования является психологические особенности здоровья студентов.

Предметом исследования являются различия в особенностях психологического здоровья у студентов при поступлении и выпуске из ККТ.

Читайте также:  Конспект по зож чистота залог здоровья

Нами была поставлена следующая гипотеза: имеются отличия в показателях психологических особенностей здоровья: уровнях личностной и ситуативной тревожности, ряде показателей самоуправления и самоактуализации, — у студентов при поступлении и выпуске из ККТ.

Базой исследования является выборка студентов общим количеством 50 человек — 1 и 4 курса, которые обучаются в ККТ г. Казани.

Теоретическими основами работы являются труды следующих авторов: В.А.Ананьева, В.К. Зинченко, И.С. Кона, Е.А.Личко, В.Д.Менделевича.

тестирование (на тему динамики параметров психологического здоровья)

методы математической обработки данных: сравнение средних значений, сравнение независимых выборок по Т-критерию Стьюдента, корреляционный анализ (Пирсон).

Теоретическая значимость работы и ее новизна заключается в том, что был выделен и обобщен теоретический материал, который может быть использован для подробного изучения психологических особенностей здоровья студентов при поступлении и выпуске из ККТ.

Практическая значимость работы заключается в том, что были исследованы и проанализированы различия в особенностях психологического здоровья у студентов при поступлении и выпуске из ККТ.

Проведенное эмпирическое исследование данной проблемы может использоваться категорией людей, работающих со студентами — психологами училищ и техникумов, психологами подростковой комнаты милиции.

Данное практическое исследование может быть использовано как достоверный, полученный экспериментальным путем материал для дальнейшего, более расширенного исследования по данной теме.

Структура работы выглядит следующим образом: введение, теоретическая глава, эмпирическая глава, заключение, список литературы, приложение.

Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей здоровья студентов при поступлении и выпуске

1.1 Общая характеристика психологических особенностей периода юношества

Психоаналитические теории видят в юности определенный этап психосексуального развития и рассматривают этот период с точки зрения внутреннего процесса развития человека как индивида или как личности. Но это развитие по-разному протекает в различной социальной и культурной среде.

Социологизаторские теории юности рассматривают ее как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого. Внимание исследователей сосредоточивается на тех социальных ролях, которыми надлежит овладеть человеку, на формировании его ценностных ориентации, проблемах, связанных с вступлением в трудовую жизнь, т. е. индивидуально-психологические проблемы выводят из социальных. В зарубежных исследованиях, изучая юношеский возраст, ученые называют различные его границы — от 11 до 20 лет. Так, французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX в., когда контроль родителей за развитием ребенка продолжался вплоть до брака. Позднее Б. Заззо, изучая подростков из разных социально-экономических слоев общества, показала, что начало отрочества почти все они относят к 14 годам, связывая его с половым созреванием.

Тем не менее, представления о сроках его окончания расходились в зависимости от социального положения и длительности образования в целом на 4-7 лет. Так, рабочие и низкоквалифицированные служащие считали, что их отрочество закончилось в 19 лет, инженерно-технические работники отодвигали этот срок до 20 лет, предприниматели и лица свободных профессий — до 21 года, т. с. связывали окончание этого периода с социальной ситуацией развития.

В 30-х гг. прошлого века Блонский, а затем и Л. С. Выготский отмечали, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируются в зависимости от уровня развития общества.

В периодизации Д. Б. Эльконина юношеский возраст определяется как старшее подростничество, подчеркивая тем самым историческую взаимосвязь двух этапов подросткового периода развития как начала и завершения. Придерживаясь возрастных границ, предложенных Д. Б. Элькониным, старшее подростничество — раннюю юность — можно рассматривать в пределах от 14 до 17-18 лет, т. е. до окончания средней школы.

Произошедшие в России в последние годы изменения в различных сферах жизни оказали влияние как на общую направленность личности подростков, так и на границы подросткового возраста. Если в 50-х гг. Л. И. Божович показала, что переломный момент в представлениях о будущем наблюдался у учащихся 8-9 классов, т. е. в 15 лет, то через десять лет Н. И. Крылова обнаружила, что выбор будущей профессии становится актуальным для юношей и девушек только в 16-17 лет. А в 80-х гг. Н. Н. Толстых отмечала перелом в отношении к будущему уже у учащихся 13-летнего возраста. В настоящее время эта граница еще более размыта. Такое расхождение результатов объясняется изменениями в социальной ситуации развития поколений и подтверждает историческую и социальную обусловленность развития личности и отсутствие стабильных границ эпохи подростничества.

Юношеский возраст — начальный этап физической зрелости, завершения полового развития. Процесс роста тела в длину практически завершается у девочек к 15 годам, у мальчиков к 16-17 годам. Исчезают диспропорции отдельных частей тела, неуклюжесть, несоразмерность движений. Интенсивно развивается мускулатура, наблюдается прирост силы. Несоответствие между ростом мышцы сердца и просветом кровеносных сосудов сглаживается, что способствует нормализации кровообращения. Продолжается развитие мозга.

Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде, спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим оно также оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Осознание своей физической силы, привлекательности, здоровья влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. п.. и наоборот- осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в собственные силы, пессимизм. Вместе с тем половая зрелость не означает зрелости социальной. В сущности, юность и есть не что иное, как переход от чисто физической зрелости к зрелости социальной. Главное ее содержание — вовлечение во взрослую жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе.

В этом возрасте юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. Роли, выполняемые ребенком, качественно отличаются от ролей взрослых, и это ясно осознают обе стороны. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности.

В 14 лет он получает паспорт, в 18 лет — активное избирательное право и возможность вступать в брак. В этом возрасте многие думают о выборе профессии, а некоторые уже начинают трудовую деятельность. Но наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Материально старшеклассник еще находится на иждивении родителей. В школе ему с одной стороны, напоминают, что он взрослый, старший, а с другой стороны — постоянно требуют от него послушания. Это наблюдается и вне школы, где зачастую не только шестнадцатилетних, но и двадцатилетних не считают взрослыми. Неопределенность положения (в одних отношениях признают взрослым, в других — нет) и предъявляемых к нему требований по-своему преломляется в юношеской психологии.

В ранней юности происходит совершенствование интеллектуальной сферы и в первую очередь мышления. Достаточно высокий уровень обобщения и абстрагирования процессов мышления позволяет учащимся старших классов оперировать понятиями, использовать разнообразные мыслительные операции, рассуждать, аргументировать, выделять существенные признаки — главную мысль, делать глубокие выводы и обобщения, пользоваться рациональными приемами запоминания и т. д. Развивается критичность мышления, умение связывать изучаемое в систему. Этому способствует и сам процесс учебной деятельности, предъявляющий высокие требования к умственной активности и самостоятельности старшеклассников.

Таким образом, показателями интеллектуальной зрелости данного возраста являются достаточная сформированности теоретического мышления, способность к познанию и пониманию общих законов окружающего мира природы и общества.

Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно истым содержанием этой деятельности.

Читайте также:  Польза быстрой ходьбы для здоровья человека

Наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность — средство реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.

Основным предметом учебной деятельности старшеклассника (тем, на что она направлена) является структурная организация, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения повой информации, развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать решения, анализировать их, осмысливать.

Ведущая деятельность в ранней юности — профессиональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

У большинства старшеклассников устанавливается своеобразная связь между профессиональными и учебными интересами: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, школьники начинают интересоваться профилирующими по отношению к будущей профессии предметами. Таким образом, выбор профессии изменяет отношение к учебной деятельности и приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности. Интересы старшеклассников проявляются в их участии в научных кружках, олимпиадах разного уровня: от школьных — до международных. Все это предоставляет оптимальные возможности для развития их склонностей и способностей, тем более что в связи с дифференциацией учебных программ, созданием гимназий, лицеев и других вариативных учебных заведений появилась определенная свобода выбора образования по своему вкусу.

В своих исследованиях Н. С. Пряжников показал, что в последнее время резко возросла роль фактора престижности выбираемой профессии и тех благ, которые она может дать: относительно высокие гонорары, некоторая личная «подстраховка» в общем правовом хаосе и т. д. Молодые люди выбирают то, что престижно сейчас, в данной референтной группе, «в своей тусовке». Если раньше почти насильно пытались «загонять» всем классом на ферму или на завод, то сейчас чуть ли нс всем классом идут в юридические или экономические колледжи или университеты. При таком подходе «стадность» повышает вероятность появления в будущем большого числа людей с несостоявшейся судьбой.

Принятие решения о выборе профессии тесно связано с развитием мировоззрения и нравственной сферы личности в ранней юности.

Развитие чувства долга и ответственности за свои поступки является показателем развития нравственности старшего подростка. Ответственность представляется в единстве трех компонентов: когнитивного, мотивационного, поведенческого. Основу развития когнитивного уровень обобщения и абстрагирования процессов мышления позволяет учащимся старших классов оперировать понятиями, использовать разнообразные мыслительные операции, рассуждать, аргументировать, выделять существенные признаки — главную мысль, делать глубокие выводы и обобщения, пользоваться рациональными приемами запоминания и т. д. Развивается критичность мышления, умение связывать изучаемое в систему. Этому способствует и сам процесс учебной деятельности, предъявляющий высокие требования к умственной активности и самостоятельности старшеклассников.

Таким образом, показателями интеллектуальной зрелости данного возраста являются достаточная сформированность теоретического мышления, способность к познанию и пониманию общих законов окружающего мира природы и общества.

Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуаций развития, в которой он находится, характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности.

Наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность — средство реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.

Основным предметом учебной деятельности старшеклассника (тем, на что она направлена) является структурная организация, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации, развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать решения, анализировать их, осмысливать.

Ведущая деятельность в ранней юности — профессиональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность юноши запять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Раз в и те чувства долга и ответственности за свои поступки является показателем развития нравственности старшего подростка. Ответственность представляется в единстве трех компонентов: когнитивного, мотивационного, поведенческого. Основу развития когнитивного компонента ответственности составляет познание социально-нравственных норм.

Мотивационный компонент ответственности связан в своем развитии с расширением пространства социальных интересов ребенка, формированием общественной направленности личности. Они осознают возможности собственного участия в жизни общества, выделяя одновременно «границы» действия нормы ответственности применительно к этим новым для них сферам деятельности и отношений.

Поведенческий компонент, выражающийся в реальном ответственном поведении, складывается в рамках социально-ориентированной учебно-дифференцированной деятельности и в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Саморегуляция и самоконтроль являются необходимым моментом формирования таких нравственных качеств, как совестливость и нравственная самооценка. Психологические особенности становления совестливости отражают общую линию социально-нравственного развития растущего человека.

Нравственный идеал юноши — это эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подражания, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения. Все это создает ту внутреннюю среду молодого человека, которая обеспечивает ему возможность стать самостоятельным и самому в большей или меньшей степени управлять своим развитием.

Если в младшем подростковом возрасте в качестве идеала выступает образ того или иного конкретного человека (родителей, учителей, товарищей), то в старшем подростковом возрасте и юности в качестве идеала начинают выступать и обобщенные образы как совокупность идеальных черт. Это связано с более критическим осознанием личности знакомых людей и особенностями интеллектуальной сферы подростков.

Нравственное развитие — процесс количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике растущего человека и продвигающих его в нравственной зрелости на более высокие ступени. Оно происходит в единстве основных компонентов: социальной среды, воспитания и самовоспитания. Функции нравственного развития направлены на внесение в сознание человека знании о моральных принципах и нормах общества.

Движущей силой нрава венного развития выступают противоречия между уровнем моральных требований, предъявляемых старшему подростку, и его готовностью и возможностью их выполнить. Смысл психолого-педагогической работы состоит в том, чтобы направлять развитие и содействовать переходу внешних требований во внутренние нравственные требования подростка к себе.

К основным внешним факторам, обеспечивающим формирование нравственного опыта, относятся:

содержание и методы воспитания:

стиль отношений педагога к детям;

единство требований семьи и школы;

взаимоотношения между подростками в различных видах деятельности;

различные ситуации, в которых ребенок должен самостоятельно сделать нравственный выбор поступка.

Нравственное развитие в этот период во многом зависит от того, как складываются межличностные взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, родителями. Если эти отношения имеют позитивную направленность в соответствии с нормами нравственности (естественно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей), то процесс развития личности проходит успешно. В другом случае, когда в семье и в школьном воспитании преобладают негативные тенденции, формирование ребенка усложняется, происходят ошибки, которые затрудняют развитие нравственной сферы личности, чем создается ночва для возможных отклонений в развитии личности. Семья может компенсировать возможную дефектность межличностных отношений, но для подростка действительным центром, вокруг которого формируются нравственные отношения, является школьная жизнь, сверстники.

Формирование нравственного опыта определяется также внутренними условиями:

уровнем развития нравственного сознания чувств, произвольного поведения;

уровнем развития абстрактного мышления.

Таким образом, под влиянием правильной системы воспитания и обучения, способствующих интеллектуальному развитию, происходит становление нравственной сферы молодых людей.

Читайте также:  Медико социальные аспекты проблемы здоровья

В ранней юности процесс формирования личности еще не завершен. Он активно продолжается и далее, но особенности его протекания именно в этот период оказывают существенное влияние на всю последующую жизнь.

1.2 Общая характеристика процесса обучения в учреждениях типа техникум или училище

Среднее специальное образование, одна из форм профессионального образования; имеет целью подготовку профессиональных кадров на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определённой квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующей теоретической подготовки, — техников, агрономов, учителей начальных классов, фельдшеров, сварщиков и др. Для ряда специальностей среднее специальное образование — высшая ступень профессиональной подготовки (артист балета, цирка, некоторые художественные специальности).

Среднее специальное образование как самостоятельная ступень профессионального и общего образования сформировалось в 1-й половине 20 в., хотя отдельные средние специальные учебные заведения (технические, медицинские, педагогические, коммерческие, искусства и др.) появились уже в начале 18 в., когда социально-экономические условия определили необходимость подготовки специалистов т. н. средней квалификации.

В России и ряде др.стран это — это часть системы народного образования, один из основных путей осуществления всеобщего среднего образования.

В России среднее специальное образование складывается из общего среднего образования, полученного учащимися в средней общеобразовательной школе или получаемого окончившими 9 классов школы в средних специальных учебных заведениях, и комплекса теоретических и практических знаний, профессиональных умений и навыков по специальности.

В России среднее специальное образование осуществляется более чем по 450 различным специальностям, объединённым в отраслевые группы: геологические, горные, энергетические, металлургические, машиностроительные, приборостроительные, электротехнические, радиотехнические, лесотехнические, химические, строительные, геодезические и картографические, гидрометеорологические, с.-х., транспортные, полиграфические, технологии пищевых продуктов, технологии товаров широкого потребления, торговые, планово-экономические, финансово-статистические, юридические, медицинские, физической культуры, педагогические, библиотечные, музыкальные, театральные, художественные. Особая отрасль среднего специального образования — военное образование.

Основные типы учебных заведений в системе среднего специального образования — техникумы (промышленные, строительные, транспорта и связи, с.-х., экономические, индустриально-педагогические и др.) и училища (медицинские, мореходные, педагогические, музыкальные, художественные, хореографические, театральные и др.).

Для каждой специальности установлен определённый комплекс и объём учебных дисциплин, изучение которых в сочетании с учебной практикой и производственной практикой вооружает учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для овладения специальностью.

Учебные предметы, как правило, разделены на три цикла:

общетехнический (общемедицинский, общепедагогический и др.)

К предметам общеобразовательного цикла (групп из выпускников 8-х классов) относятся литература, математика, история, физика, химия, иностранный язык и обществоведение.

Комплекс и объём учебных дисциплин, сроки обучения для каждой специальности определяются учебными планами, утверждаемыми для всей системы среднего специального образования.

Срок дневного обучения для окончивших 9-летнюю школу — от 3 до 4 лет, для выпускников средней школы — 2—3 года (в вечерней и заочной системах обучения обычно на один год больше). Объём обязательных учебных занятий в неделю на дневных отделениях не свыше 36 ч; на вечерних — до 16 ч; занятия с учащихся заочных отделений — главным образом в период лабораторно-экзаменационных сессий: на 1-м и 2-м курсах — до 4 недель (120—140 ч), на 3—5-м курсах — до 6 недель (200—220 ч).

Занятия проводятся в группах постоянного состава (25—30 чел.). Основные организационные формы учебного процесса — урок, лекция (на старших курсах, во время лабораторно-экзаменационных сессий для заочников и др.), лабораторные занятия, учебная, производственная практика, курсовые и дипломные проекты (дипломные работы). Получают распространение факультативные курсы (в училищах искусств — и индивидуальные), на вечерних отделениях и в группах на базе средней школы — семинары.

Учебные планы предусматривают непрерывность и тесную взаимосвязь теоретических и практических занятий в течение всего периода обучения. Для обучения рабочим профессиям организуются учебно-производственные мастерские, где учащихся приобретают профессиональные навыки (как правило, в процессе изготовления полезной продукции — инструментов, приборов, различных станков и др.).

Учащиеся техникумов выполняют 2—3 курсовых проекта по профилирующим предметам специального цикла (обычно по оборудованию и технологии производства), по ряду специальностей — дополнительный проект по деталям машин.

По многим промышленным специальностям предусматривается выполнение расчётной курсовой работы по экономике и организации производства. Проверка знаний — в течение всего учебного года, экзамены — по окончании семестра, учебного года (в заочной системе — по всем изучаемым предметам, в дневной и вечерней — по основным, профилирующим).

Заключительный этап обучения в техникумах — период государственного экзамена, в течение которого проверяется готовность будущего специалиста к самостоятельному решению технических вопросов по избранной специальности.

Среднее специальное образование без отрыва от производства осуществляется по сокращённому перечню специальностей. Так, заочная подготовка не проводится по большинству медицинских и художественных специальностей, вечерняя — по с.-х., геологическим, гидрометеорологическим, геодезическим и некоторым др. специальностям. Все виды практики учащихся вечерних и заочных техникумов, училищ (филиалов, отделений, учебно-консультационных пунктов) проходят по месту работы; к моменту окончания обучения они должны иметь не менее года стажа работы по специальности.

Внеклассная работа (общественная, образовательная, по техническому творчеству, спортивная, занятия различными видами искусства и др.) организуется и проводится комсомольскими и профсоюзными организациями под руководством педагогов.

Глава 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей здоровья студентов при поступлении и выпуске

2.1 Организация исследования, описание выборки испытуемых

В рамках первой, теоретической части работы (первой главы) нами был проведен теоретический анализ психологических взглядов на психологические особенности здоровья студентов при поступлении и на выпуске, были выявлены теоретические взгляды на содержание и их основные, характерные особенности; во второй же, практической части работы — было описано практическое исследование психологических особенностей здоровья студентов при поступлении и выпуске, а именно — описана организация исследования, описаны выборки, отобранные для проведения экспериментального исследования, методики, а так же описаны и проанализированы полученные результаты.

Состав выборки выглядел следующим образом — общее количество испытуемых — 50 человек, женского и мужского пола, которые были разделены нами на две подвыборки:

выборка из 25 человек, которые учатся на первом курсе ККТ

выборка из 25 человек, которые учатся на четвертом курсе ККТ

Возрастные границы выборки испытуемых (первая и вторая выборка) составили: от 15 до 19 лет.

Ход исследования выглядел следующим образом: все студенты ККТ — первая и вторая выборка, в возрасте от 15 до 19 лет, были обследованы по четырем отобранным методикам:

Методика диагностики ситуативной и личностной тревожности Спилберга-Ханина

Диагностика проводилась следующим образом: каждому человеку из двух выборок предлагалось четыре бланка для заполнения четырех тестов, потом зачитывалась инструкция и вопросы теста. Так же в случае непонимания инструкции проводились необходимые разъяснения экспериментатора.

Далее осуществлялся подсчет средних значений по каждому показателю, а затем интерпретация результатов.

Так же проводилось совместное времяпрепровождение и беседы вместе со студентами из двух выборок: общение, наблюдение. Был отмечен тот факт, что помимо проведения тестирования, проводилось наблюдение за эмоциональными реакциями испытуемых, за их реагированием на ту или иную методику диагностики, т.е. использовались такие научные методы как тестирование и беседа.

Именно в ходе такого совместного времяпровождения, не нарушая естественного хода событий, можно обратить внимание на то, как человек себя ведет, как реагирует на ситуации успеха или неуспеха.

Таким образом, нами проводилось целенаправленная работа по наблюдению за поведением за поведением студентов в ситуациях общения с другими студентами, что, несомненно, позволило помимо результатов, полученных на основе их тестирования, дополнить картину исследования.

Выделим исследованный перечень показателей:

уровень ситуативной тревожности

уровень личностной тревожности

анализ противоречий или ориентировка ситуации

Источник

Adblock
detector