Психологическое здоровье старших школьников проект 10 класс
В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей как школы, так и родителей. По данным ВОЗ, 70% школьников нуждаются в коррекционной помощи. В современной школе постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек: 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%). Из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий [2; 4].
В современном обществе широко распространены акцентуации: гипертимность, циклоидность, лабильность, интровертированность и др. Для гипертимных подростков характерна демонстрация своих возможностей. Для циклоидов присущи субдепрессивные состояния, которые проявляются снижением настроения и работоспособности, раздражением. Лабильные подростки чутки ко всякого рода знакам внимания, похвалам. Интровертированность — это замкнутость, недостаток интуиции и сопереживания в процессе общения [2; 5; 6].
Акцентуации личности, как варианты нормы, играют важную роль в формировании характера подростка, выступая преморбидным фоном для развития нервно-психических расстройств и устойчивости социальной адаптации. Известно, что структура личности является генетически детерминированной, поэтому психологические типы представляют собой некую комбинацию высокой или низкой оценки экстраверсии-интроверсии вместе с высокой или низкой оценкой нейротизма-стабильности [1; 7; 9].
Современным подросткам 15-летнего возраста свойственны «выученная» беспомощность, кардинальная смена настроений, рафинированный инфантилизм, нежелание взрослеть, т.к. у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, миру взрослых и родителей. Образованность в понимании детей, их настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами. Но при этом эмоциональные и нравственные ценности занимают последние места в этой иерархии [8].
Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной. Исследованиями последних лет установлено, что неблагоприятные социальные факторы приводят к заострению слабых сторон типов личности и нивелируют их сильные [1; 3; 4].
Поведение подростка как в обыденной жизни, так и при экстремальных ситуациях определяет тревожность, оптимальный, желательный уровень которой обеспечивает активную деятельность личности. Различные уровни ситуативной и личностной тревожности приводят или к социально-психологической дезадаптации, или способствуют высокому уровню социально-психологический адаптации, проявляющемуся в принятии себя и окружающих, внутренней комфортности [3; 7].
Оптимальное представление о своих возможностях является важным фактором личностного развития и позволяет подростку испытать гордость за себя, определить степень удовлетворенности собой. Завышенная самооценка указывает на личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности. Информативным показателем, свидетельствующим о социально-психологическом благополучии подростков, является самооценка здоровья, причем она напрямую связана с осознанием собственных усилий для его поддержания [2; 8].
Уровни социальной адаптированности и вегетативной лабильности определяют характер адаптации подростка. Низкие показатели социальной адаптированности, свидетельствующие о сложной адаптации, характерны для подростков, испытывающих затруднения в общении со сверстниками, учителями или родителями. Высокий уровень вегетативной лабильности имеют дети и подростки с большим числом жалоб различного характера, плохо переносящие повышенные нагрузки любого характера [6; 7].
Цель исследования
Установить особенности психологического здоровья учащихся старших классов в зависимости от профилизации обучения.
Материал и методы исследования
В исследовании приняли участие 243 девушки и 239 юношей в возрасте 16-17 лет, обучавшихся в профильных классах: общеобразовательных (ОК, I группа), с углубленным изучением компьютерных программ (КК, II группа) и спортивных (СК, III группа). В I группе было 74 девушки и 89 юношей, во II – 98 девушек и 81 юноша, в III – 71 девушка и 69 юношей. Психологическое здоровье оценивалось по типам акцентуации личности (А. Личко), определению экстра-интровертированности, нейротизму (опросник Айзенка), уровням ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера), по выявлению социальной адаптированности и вегетативной устойчивости (Гавлинова), по самооценке личных качеств и уровню притязаний (А.М. Прихожан) [2]. Математическая обработка материала исследования осуществлялась с помощью пакета статистических функций табличного процессора Microsoft Excel 2010. Оценка достоверности различий полученных результатов проводилась с помощью метода φ для определения доверительных границ долей (процентов).
Результаты исследования и их обсуждение
Преимущественным типом акцентуации у старшеклассников обоего пола был гипертимный (табл. 1). Чаще всего этот тип акцентуации встречался у юношей, обучающихся в спортивных классах – 69,7% (р 0,05. Во всех изучаемых классах с нормальной вегетативной устойчивостью было около половины подростков обоего пола. Высокая вегетативная устойчивость чаще выявлялась у девушек-спортсменок (38,4%). Среди юношей не выявлено достоверной разницы между классами по количеству подростков с высокой вегетативной устойчивостью и высокой лабильностью.
Распределение подростков по опроснику М. Гавлиновой, %
Источник
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В настоящее время происходят значительные изменения, практически во всех сферах нашей жизни, что существенно отражается на психологическом здоровье детей. Всем известно, что комплекс школьной нагруки увеличивается и является своеобразным «провокатором» к проявлению скрытых эмоциональных отклонений. На данный период времени предьявляются завышенные требования, как к образовательному процессу, так и в целом к личности ребенка у родителей и педагогов. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в образовательной организации становится первостепенной задачей для педагогов-психологов [4].
И. В. Дубровина рассматривает «психологическое здоровье как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствуем болезненных психических явления и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию повдения и деятельности». Психологическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта [3].
Очевидно, что уровень психологического здоровья ребенка определяется как совокупностью индивидуальных особенностей личности и внутренним состоянием организма, так и складывается из взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, а также средой, в которой он проживает. К таким факторам можно отнести пол, возраст, тип характера, наследственность, условия воспитания, перенесенные болезни, травмы и т. д.
Безусловно, необходимо также учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка. Какой-либо фактор для одного ребенка может стать причиной развития невроза, тогда как для другого, может остаться незаметным.
Задача современной школы заключается не столько в том, чтобы предоставить учащимся весь набор знаний по учебным предметам, но прежде всего в том, чтобы в процессе совместной деятельности (учитель – ученик) сформировать его социальность – культуру мышления, культуру чувств, культуру духовной жизни и культуру поведения.
В старшем школьном возрасте непросто сохранить у всех детей психологическое здоровье, это связано и с физиологией подростка, и с его желанием утвердиться в обществе ему подобных любой ценой.
В настоящее время сохранение психологического здоровья старшеклассников является важнейшей задачей, как современной школы, так и родителей [2]:
во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждаются в коррекционной помощи;
во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%);
в-третьих, из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем.
Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий [1].
Современным подросткам 15-летнего возраста свойственны «выученная» беспомощность, кардинальная смена настроений, рафинированный инфантилизм, нежелание взрослеть, т.к. у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, миру взрослых и родителей. Образованность в понимании детей, их настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами. Но при этом эмоциональные и нравственные ценности занимают последние места в этой иерархии [2].
Проблема психологического сохранения здоровья всеобщая, она требует комплексного подхода и совместной работы всех участников образовательного пространства: самих учащихся, педагогов, медиков, психолога, родителей. Если бы каждый старшеклассник видел и понимал свои психологические проблемы и мог бы заботиться о сохранении своего психологического здоровья, у него была бы возможность расширить границы своего дальнейшего жизненного пути.
Состояние психологического здоровья учащихся старших классов требует разработки и осуществления комплексных, межотраслевых мероприятий по его укреплению на макросоциальном, микросоциальном и личностном уровнях в зависимости от профилизации обучения. Для этого требуется разработка и внедрение в программы подготовки врачей, педагогов, психологов, социологов расширенных разделов по особенностям проявления, профилактики и коррекции различных форм психической дезадаптации детей и подростков.
Сохранения психологического здоровья старшеклассников важна, как для старшеклассников, так для их родителей и учителей, которые находятся в постоянном контакте с ними. Она важна, потому что, так или иначе, с этой проблемой сталкивается каждый: и взрослый, и ребенок, но далеко не каждый знает, как с этим справиться.
1. Бобошко И.Е., Жданова Л.А., Епифанова О.С. Новые формы медикосоциального сопровождения детей разных типов психосоматической конституции // Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине. М., 2012. С. 67-69.
2. Зарытовская Н.В., Калмыкова А.С., Федько Н.А. Психологическое здоровье школьников старших классов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.
3. Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «Психическое здоровье» и «Психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогическое литературе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013. № 3(1). С. 33-37
4. Цурова Г. М. Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей // Молодой ученый. 2018. № 37. С. 141-142.
Источник
Исследовательский проект «Психологическое здоровье старших школьников»
Автор: Абрамов Степан Петрович, Громыко Ксения Александровна
Место работы/учебы (аффилиация): ОАНО Школа «НИКА», г. Москва, 11 класс
Научный руководитель: Жабина Инна Юрьевна, Тамилин Евгений Михайлович
На сегодняшний день проблема психологического здоровья учащихся является одной из актуальных в психологии. Связано это, на наш взгляд, прежде всего, с введением Федерального государственного образовательного стандарта, где упор делается в основном на развитие личностных качеств учащихся. Так, старшеклассники сталкиваются с подготовкой к достаточно серьезным и трудным экзаменам – ОГЭ, ЕГЭ, – а также к дальнейшему поступлению в средние и высшие учебные заведения могут оказывать существенное влияние на их уровень психологического здоровья. Особенно важна, на наш взгляд, своевременная экспресс-диагностика психологического здоровья в старших классах школы, так как обучение в эти периоды сопровождается достаточно большим стрессом.
Цель: изучить психологическое здоровье старшеклассников (10 классы) ОАНО Школа «НИКА».
Задачи:
- Подобрать и проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть особенности психологического здоровья старшеклассников
- Рассмотреть влияние внешних факторов на формирование психологического здоровья.
- Провести эмпирическое исследование, проанализировать полученные данные.
- Разработать «Паспорт психологического здоровья» для обучающихся 10-х классов.
Объект исследования: психологическое здоровье старшеклассников.
Предмет исследования: диагностика эмоционально- мотивационной сферы
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, авторские методики психологов-исследователей.
Проблема: Оценить психологическое здоровье учащихся через диагностику.
Гипотеза: Старшеклассники являются наиболее уязвимой группой по состоянию психологического здоровья.
Теоретическая значимость: в работе рассмотрены подходы педагогов и психологов к проблеме изучения психологического здоровья, освещены особенности психологического здоровья, а также внешние факторы, которые оказывают воздействие на различные сферы психологическое здоровье старшеклассников.
Практическая значимость: Полученные данные о состоянии психологического здоровья каждого из исследуемых помогают старшеклассникам лучше разобраться в своей эмоционально — мотивационной сфере, обратить внимание на проблемы и вместе с педагогом – психологом построить индивидуальный маршрут коррекции п улучшению психологического здоровья. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологических служб образовательных учреждений, в работе практических психологов, учителей, преподавателей, воспитателей. Данные, полученные в результате эмпирического исследования, могут служить основой для разработки тренинговых программ, групповых коррекционно – развивающих занятий, направленных на поддержание и улучшение психологического здоровья старшеклассников.
Источник