Меню

Психологическое здоровье старших школьников проект 10 класс

Психологическое здоровье старших школьников проект 10 класс

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей как школы, так и родителей. По данным ВОЗ, 70% школьников нуждаются в коррекционной помощи. В современной школе постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек: 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%). Из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий [2; 4].

В современном обществе широко распространены акцентуации: гипертимность, циклоидность, лабильность, интровертированность и др. Для гипертимных подростков характерна демонстрация своих возможностей. Для циклоидов присущи субдепрессивные состояния, которые проявляются снижением настроения и работоспособности, раздражением. Лабильные подростки чутки ко всякого рода знакам внимания, похвалам. Интровертированность — это замкнутость, недостаток интуиции и сопереживания в процессе общения [2; 5; 6].

Акцентуации личности, как варианты нормы, играют важную роль в формировании характера подростка, выступая преморбидным фоном для развития нервно-психических расстройств и устойчивости социальной адаптации. Известно, что структура личности является генетически детерминированной, поэтому психологические типы представляют собой некую комбинацию высокой или низкой оценки экстраверсии-интроверсии вместе с высокой или низкой оценкой нейротизма-стабильности [1; 7; 9].

Современным подросткам 15-летнего возраста свойственны «выученная» беспомощность, кардинальная смена настроений, рафинированный инфантилизм, нежелание взрослеть, т.к. у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, миру взрослых и родителей. Образованность в понимании детей, их настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами. Но при этом эмоциональные и нравственные ценности занимают последние места в этой иерархии [8].

Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной. Исследованиями последних лет установлено, что неблагоприятные социальные факторы приводят к заострению слабых сторон типов личности и нивелируют их сильные [1; 3; 4].

Поведение подростка как в обыденной жизни, так и при экстремальных ситуациях определяет тревожность, оптимальный, желательный уровень которой обеспечивает активную деятельность личности. Различные уровни ситуативной и личностной тревожности приводят или к социально-психологической дезадаптации, или способствуют высокому уровню социально-психологический адаптации, проявляющемуся в принятии себя и окружающих, внутренней комфортности [3; 7].

Оптимальное представление о своих возможностях является важным фактором личностного развития и позволяет подростку испытать гордость за себя, определить степень удовлетворенности собой. Завышенная самооценка указывает на личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности. Информативным показателем, свидетельствующим о социально-психологическом благополучии подростков, является самооценка здоровья, причем она напрямую связана с осознанием собственных усилий для его поддержания [2; 8].

Уровни социальной адаптированности и вегетативной лабильности определяют характер адаптации подростка. Низкие показатели социальной адаптированности, свидетельствующие о сложной адаптации, характерны для подростков, испытывающих затруднения в общении со сверстниками, учителями или родителями. Высокий уровень вегетативной лабильности имеют дети и подростки с большим числом жалоб различного характера, плохо переносящие повышенные нагрузки любого характера [6; 7].

Читайте также:  Степень ограничения здоровья у детей

Цель исследования

Установить особенности психологического здоровья учащихся старших классов в зависимости от профилизации обучения.

Материал и методы исследования

В исследовании приняли участие 243 девушки и 239 юношей в возрасте 16-17 лет, обучавшихся в профильных классах: общеобразовательных (ОК, I группа), с углубленным изучением компьютерных программ (КК, II группа) и спортивных (СК, III группа). В I группе было 74 девушки и 89 юношей, во II – 98 девушек и 81 юноша, в III – 71 девушка и 69 юношей. Психологическое здоровье оценивалось по типам акцентуации личности (А. Личко), определению экстра-интровертированности, нейротизму (опросник Айзенка), уровням ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера), по выявлению социальной адаптированности и вегетативной устойчивости (Гавлинова), по самооценке личных качеств и уровню притязаний (А.М. Прихожан) [2]. Математическая обработка материала исследования осуществлялась с помощью пакета статистических функций табличного процессора Microsoft Excel 2010. Оценка достоверности различий полученных результатов проводилась с помощью метода φ для определения доверительных границ долей (процентов).

Результаты исследования и их обсуждение

Преимущественным типом акцентуации у старшеклассников обоего пола был гипертимный (табл. 1). Чаще всего этот тип акцентуации встречался у юношей, обучающихся в спортивных классах – 69,7% (р 0,05. Во всех изучаемых классах с нормальной вегетативной устойчивостью было около половины подростков обоего пола. Высокая вегетативная устойчивость чаще выявлялась у девушек-спортсменок (38,4%). Среди юношей не выявлено достоверной разницы между классами по количеству подростков с высокой вегетативной устойчивостью и высокой лабильностью.

Распределение подростков по опроснику М. Гавлиновой, %

Источник

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В настоящее время происходят значительные изменения, практически во всех сферах нашей жизни, что существенно отражается на психологическом здоровье детей. Всем известно, что комплекс школьной нагруки увеличивается и является своеобразным «провокатором» к проявлению скрытых эмоциональных отклонений. На данный период времени предьявляются завышенные требования, как к образовательному процессу, так и в целом к личности ребенка у родителей и педагогов. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в образовательной организации становится первостепенной задачей для педагогов-психологов [4].

И. В. Дубровина рассматривает «психологическое здоровье как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствуем болезненных психических явления и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию повдения и деятельности». Психологическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта [3].

Очевидно, что уровень психологического здоровья ребенка определяется как совокупностью индивидуальных особенностей личности и внутренним состоянием организма, так и складывается из взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, а также средой, в которой он проживает. К таким факторам можно отнести пол, возраст, тип характера, наследственность, условия воспитания, перенесенные болезни, травмы и т. д.

Читайте также:  Правовая основа обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Безусловно, необходимо также учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка. Какой-либо фактор для одного ребенка может стать причиной развития невроза, тогда как для другого, может остаться незаметным.

Задача современной школы заключается не столько в том, чтобы предоставить учащимся весь набор знаний по учебным предметам, но прежде всего в том, чтобы в процессе совместной деятельности (учитель – ученик) сформировать его социальность – культуру мышления, культуру чувств, культуру духовной жизни и культуру поведения.

В старшем школьном возрасте непросто сохранить у всех детей психологическое здоровье, это связано и с физиологией подростка, и с его желанием утвердиться в обществе ему подобных любой ценой.

В настоящее время сохранение психологического здоровья старшеклассников является важнейшей задачей, как современной школы, так и родителей [2]:

во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждаются в коррекционной помощи;

во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%);

в-третьих, из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем.

Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий [1].

Современным подросткам 15-летнего возраста свойственны «выученная» беспомощность, кардинальная смена настроений, рафинированный инфантилизм, нежелание взрослеть, т.к. у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, миру взрослых и родителей. Образованность в понимании детей, их настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами. Но при этом эмоциональные и нравственные ценности занимают последние места в этой иерархии [2].

Проблема психологического сохранения здоровья всеобщая, она требует комплексного подхода и совместной работы всех участников образовательного пространства: самих учащихся, педагогов, медиков, психолога, родителей. Если бы каждый старшеклассник видел и понимал свои психологические проблемы и мог бы заботиться о сохранении своего психологического здоровья, у него была бы возможность расширить границы своего дальнейшего жизненного пути.

Состояние психологического здоровья учащихся старших классов требует разработки и осуществления комплексных, межотраслевых мероприятий по его укреплению на макросоциальном, микросоциальном и личностном уровнях в зависимости от профилизации обучения. Для этого требуется разработка и внедрение в программы подготовки врачей, педагогов, психологов, социологов расширенных разделов по особенностям проявления, профилактики и коррекции различных форм психической дезадаптации детей и подростков.

Сохранения психологического здоровья старшеклассников важна, как для старшеклассников, так для их родителей и учителей, которые находятся в постоянном контакте с ними. Она важна, потому что, так или иначе, с этой проблемой сталкивается каждый: и взрослый, и ребенок, но далеко не каждый знает, как с этим справиться.

1. Бобошко И.Е., Жданова Л.А., Епифанова О.С. Новые формы медикосоциального сопровождения детей разных типов психосоматической конституции // Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине. М., 2012. С. 67-69.

Читайте также:  Работа по обеспечению безопасности сохранения здоровья учащихся

2. Зарытовская Н.В., Калмыкова А.С., Федько Н.А. Психологическое здоровье школьников старших классов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.

3. Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «Психическое здоровье» и «Психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогическое литературе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013. № 3(1). С. 33-37

4. Цурова Г. М. Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей // Молодой ученый. 2018. № 37. С. 141-142.

Источник

Исследовательский проект «Психологическое здоровье старших школьников»

Автор: Абрамов Степан Петрович, Громыко Ксения Александровна

Место работы/учебы (аффилиация): ОАНО Школа «НИКА», г. Москва, 11 класс

Научный руководитель: Жабина Инна Юрьевна, Тамилин Евгений Михайлович

На сегодняшний день проблема психологического здоровья учащихся является одной из актуальных в психологии. Связано это, на наш взгляд, прежде всего, с введением Федерального государственного образовательного стандарта, где упор делается в основном на развитие личностных качеств учащихся. Так, старшеклассники сталкиваются с подготовкой к достаточно серьезным и трудным экзаменам – ОГЭ, ЕГЭ, – а также к дальнейшему поступлению в средние и высшие учебные заведения могут оказывать существенное влияние на их уровень психологического здоровья. Особенно важна, на наш взгляд, своевременная экспресс-диагностика психологического здоровья в старших классах школы, так как обучение в эти периоды сопровождается достаточно большим стрессом.

Цель: изучить психологическое здоровье старшеклассников (10 классы) ОАНО Школа «НИКА».

Задачи:

  1. Подобрать и проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть особенности психологического здоровья старшеклассников
  3. Рассмотреть влияние внешних факторов на формирование психологического здоровья.
  4. Провести эмпирическое исследование, проанализировать полученные данные.
  5. Разработать «Паспорт психологического здоровья» для обучающихся 10-х классов.

Объект исследования: психологическое здоровье старшеклассников.

Предмет исследования: диагностика эмоционально- мотивационной сферы

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, авторские методики психологов-исследователей.

Проблема: Оценить психологическое здоровье учащихся через диагностику.

Гипотеза: Старшеклассники являются наиболее уязвимой группой по состоянию психологического здоровья.

Теоретическая значимость: в работе рассмотрены подходы педагогов и психологов к проблеме изучения психологического здоровья, освещены особенности психологического здоровья, а также внешние факторы, которые оказывают воздействие на различные сферы психологическое здоровье старшеклассников.

Практическая значимость: Полученные данные о состоянии психологического здоровья каждого из исследуемых помогают старшеклассникам лучше разобраться в своей эмоционально — мотивационной сфере, обратить внимание на проблемы и вместе с педагогом – психологом построить индивидуальный маршрут коррекции п улучшению психологического здоровья. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологических служб образовательных учреждений, в работе практических психологов, учителей, преподавателей, воспитателей. Данные, полученные в результате эмпирического исследования, могут служить основой для разработки тренинговых программ, групповых коррекционно – развивающих занятий, направленных на поддержание и улучшение психологического здоровья старшеклассников.

Источник

Adblock
detector