Меню

Психологическое здоровье старшеклассников диагностика

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В настоящее время происходят значительные изменения, практически во всех сферах нашей жизни, что существенно отражается на психологическом здоровье детей. Всем известно, что комплекс школьной нагруки увеличивается и является своеобразным «провокатором» к проявлению скрытых эмоциональных отклонений. На данный период времени предьявляются завышенные требования, как к образовательному процессу, так и в целом к личности ребенка у родителей и педагогов. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в образовательной организации становится первостепенной задачей для педагогов-психологов [4].

И. В. Дубровина рассматривает «психологическое здоровье как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствуем болезненных психических явления и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию повдения и деятельности». Психологическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта [3].

Очевидно, что уровень психологического здоровья ребенка определяется как совокупностью индивидуальных особенностей личности и внутренним состоянием организма, так и складывается из взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, а также средой, в которой он проживает. К таким факторам можно отнести пол, возраст, тип характера, наследственность, условия воспитания, перенесенные болезни, травмы и т. д.

Безусловно, необходимо также учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка. Какой-либо фактор для одного ребенка может стать причиной развития невроза, тогда как для другого, может остаться незаметным.

Задача современной школы заключается не столько в том, чтобы предоставить учащимся весь набор знаний по учебным предметам, но прежде всего в том, чтобы в процессе совместной деятельности (учитель – ученик) сформировать его социальность – культуру мышления, культуру чувств, культуру духовной жизни и культуру поведения.

В старшем школьном возрасте непросто сохранить у всех детей психологическое здоровье, это связано и с физиологией подростка, и с его желанием утвердиться в обществе ему подобных любой ценой.

В настоящее время сохранение психологического здоровья старшеклассников является важнейшей задачей, как современной школы, так и родителей [2]:

во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждаются в коррекционной помощи;

во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%);

в-третьих, из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем.

Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий [1].

Современным подросткам 15-летнего возраста свойственны «выученная» беспомощность, кардинальная смена настроений, рафинированный инфантилизм, нежелание взрослеть, т.к. у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, миру взрослых и родителей. Образованность в понимании детей, их настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами. Но при этом эмоциональные и нравственные ценности занимают последние места в этой иерархии [2].

Проблема психологического сохранения здоровья всеобщая, она требует комплексного подхода и совместной работы всех участников образовательного пространства: самих учащихся, педагогов, медиков, психолога, родителей. Если бы каждый старшеклассник видел и понимал свои психологические проблемы и мог бы заботиться о сохранении своего психологического здоровья, у него была бы возможность расширить границы своего дальнейшего жизненного пути.

Состояние психологического здоровья учащихся старших классов требует разработки и осуществления комплексных, межотраслевых мероприятий по его укреплению на макросоциальном, микросоциальном и личностном уровнях в зависимости от профилизации обучения. Для этого требуется разработка и внедрение в программы подготовки врачей, педагогов, психологов, социологов расширенных разделов по особенностям проявления, профилактики и коррекции различных форм психической дезадаптации детей и подростков.

Читайте также:  Флизелиновые обои какие они для здоровья

Сохранения психологического здоровья старшеклассников важна, как для старшеклассников, так для их родителей и учителей, которые находятся в постоянном контакте с ними. Она важна, потому что, так или иначе, с этой проблемой сталкивается каждый: и взрослый, и ребенок, но далеко не каждый знает, как с этим справиться.

1. Бобошко И.Е., Жданова Л.А., Епифанова О.С. Новые формы медикосоциального сопровождения детей разных типов психосоматической конституции // Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине. М., 2012. С. 67-69.

2. Зарытовская Н.В., Калмыкова А.С., Федько Н.А. Психологическое здоровье школьников старших классов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.

3. Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «Психическое здоровье» и «Психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогическое литературе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013. № 3(1). С. 33-37

4. Цурова Г. М. Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей // Молодой ученый. 2018. № 37. С. 141-142.

Источник

Психологическое здоровье старшеклассников диагностика

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей как школы, так и родителей. По данным ВОЗ, 70% школьников нуждаются в коррекционной помощи. В современной школе постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек: 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%). Из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий [2; 4].

В современном обществе широко распространены акцентуации: гипертимность, циклоидность, лабильность, интровертированность и др. Для гипертимных подростков характерна демонстрация своих возможностей. Для циклоидов присущи субдепрессивные состояния, которые проявляются снижением настроения и работоспособности, раздражением. Лабильные подростки чутки ко всякого рода знакам внимания, похвалам. Интровертированность — это замкнутость, недостаток интуиции и сопереживания в процессе общения [2; 5; 6].

Акцентуации личности, как варианты нормы, играют важную роль в формировании характера подростка, выступая преморбидным фоном для развития нервно-психических расстройств и устойчивости социальной адаптации. Известно, что структура личности является генетически детерминированной, поэтому психологические типы представляют собой некую комбинацию высокой или низкой оценки экстраверсии-интроверсии вместе с высокой или низкой оценкой нейротизма-стабильности [1; 7; 9].

Современным подросткам 15-летнего возраста свойственны «выученная» беспомощность, кардинальная смена настроений, рафинированный инфантилизм, нежелание взрослеть, т.к. у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, миру взрослых и родителей. Образованность в понимании детей, их настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами. Но при этом эмоциональные и нравственные ценности занимают последние места в этой иерархии [8].

Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной. Исследованиями последних лет установлено, что неблагоприятные социальные факторы приводят к заострению слабых сторон типов личности и нивелируют их сильные [1; 3; 4].

Поведение подростка как в обыденной жизни, так и при экстремальных ситуациях определяет тревожность, оптимальный, желательный уровень которой обеспечивает активную деятельность личности. Различные уровни ситуативной и личностной тревожности приводят или к социально-психологической дезадаптации, или способствуют высокому уровню социально-психологический адаптации, проявляющемуся в принятии себя и окружающих, внутренней комфортности [3; 7].

Читайте также:  Методика исследования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Оптимальное представление о своих возможностях является важным фактором личностного развития и позволяет подростку испытать гордость за себя, определить степень удовлетворенности собой. Завышенная самооценка указывает на личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности. Информативным показателем, свидетельствующим о социально-психологическом благополучии подростков, является самооценка здоровья, причем она напрямую связана с осознанием собственных усилий для его поддержания [2; 8].

Уровни социальной адаптированности и вегетативной лабильности определяют характер адаптации подростка. Низкие показатели социальной адаптированности, свидетельствующие о сложной адаптации, характерны для подростков, испытывающих затруднения в общении со сверстниками, учителями или родителями. Высокий уровень вегетативной лабильности имеют дети и подростки с большим числом жалоб различного характера, плохо переносящие повышенные нагрузки любого характера [6; 7].

Цель исследования

Установить особенности психологического здоровья учащихся старших классов в зависимости от профилизации обучения.

Материал и методы исследования

В исследовании приняли участие 243 девушки и 239 юношей в возрасте 16-17 лет, обучавшихся в профильных классах: общеобразовательных (ОК, I группа), с углубленным изучением компьютерных программ (КК, II группа) и спортивных (СК, III группа). В I группе было 74 девушки и 89 юношей, во II – 98 девушек и 81 юноша, в III – 71 девушка и 69 юношей. Психологическое здоровье оценивалось по типам акцентуации личности (А. Личко), определению экстра-интровертированности, нейротизму (опросник Айзенка), уровням ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера), по выявлению социальной адаптированности и вегетативной устойчивости (Гавлинова), по самооценке личных качеств и уровню притязаний (А.М. Прихожан) [2]. Математическая обработка материала исследования осуществлялась с помощью пакета статистических функций табличного процессора Microsoft Excel 2010. Оценка достоверности различий полученных результатов проводилась с помощью метода φ для определения доверительных границ долей (процентов).

Результаты исследования и их обсуждение

Преимущественным типом акцентуации у старшеклассников обоего пола был гипертимный (табл. 1). Чаще всего этот тип акцентуации встречался у юношей, обучающихся в спортивных классах – 69,7% (р 0,05. Во всех изучаемых классах с нормальной вегетативной устойчивостью было около половины подростков обоего пола. Высокая вегетативная устойчивость чаще выявлялась у девушек-спортсменок (38,4%). Среди юношей не выявлено достоверной разницы между классами по количеству подростков с высокой вегетативной устойчивостью и высокой лабильностью.

Распределение подростков по опроснику М. Гавлиновой, %

Источник

Методика диагностики психологического здоровья учащегося

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологическое здоровье детей школьного возраста

Психологическое здоровье – это состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).

При осуществлении оценки психологического здоровья детей школьного возраста, необходимо помнить, что личность ребенка в этот период еще только формируется, и в этой связи его основным критерием является полноценное личностное и психическое развитие.

Критерии полноценного психического развития учащегося:

  1. Отсутствие/наличие у ребенка школьного возраста хронических нервно-психических заболеваний и расстройств.
  2. Отсутствие/наличие в деятельности нервно-психической сферы ребенка различных функциональных отклонений.
  3. Достижение определенного уровня нервно-психического развития.

Помощь со студенческой работой на тему
Методика диагностики психологического здоровья учащегося

Однако, основным критерием по котором можно судить о психологическом здоровье ребенка школьного возраста, является его успешная адаптация в окружающем социуме.

В психологии выделяют следующие уровни психологического здоровья учащегося:

Креативный уровень — представляет собой высший уровень психического здоровья ребенка. Если психическое здоровье ребенка находится на креативном уровне, то он не нуждается в специальной профессиональной психологической помощи, достаточно устойчив и легко адаптируется к любой среде и к смене условий.

Читайте также:  Проект сохранение психологического здоровья

Адаптивный уровень – включает в себя основную массу так называемых «благополучных» детей, которые в общем адаптированы к окружающему социуму, но при этом имеют отдельные признаки дезадаптации и тревожности.

Ассимилятивно-аккомодативный уровень – низкий уровень психического здоровья, включает в себя две группы детей:

  • дети, которые не способны гармонично взаимодействовать с окружающими, в связи с чем, стремятся изменить окружающий мир, проявляется это эпатажным поведением, частыми конфликтами со сверстниками и взрослыми и т.д.;
  • дети, имеющую психологическую зависимости от ряда внешних факторов, не владеют в полной мере механизмами самозащиты и поэтому всячески стремятся отдалиться от травмирующих влияний среды, для них характерным является приспособленчество, старательность, прилежность и т.д.

Диагностика психологического здоровья учеников общеобразовательных учреждений

В настоящее время в соответствии с Концепцией развития здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях страны большое значение придается своевременной и всесторонней диагностике психологического здоровья учащихся.

Основные параметры и критерии мониторинга уровня психического здоровья учащихся:

  1. Уровень тревожности.
  2. Уровень стрессоустойчивости.
  3. Уровень стабильного эмоционального состояния.
  4. Уровень адаптированности к условиям школы (определяется у учащихся 1, 5 и 11 классов).

Уровни определяются по шкале, включающей в себя показатели «высокий», «норма», «низкий». В качестве диагностических методик используется совокупность разнообразных методов. Однако, основным и наиболее популярным методом диагностики психологического здоровья учащихся является научное наблюдение.

Научное наблюдение – это научный метод, который заключается в осуществлении целенаправленного сбора фактов о деятельности и поведении учащихся с их дальнейшим анализом.

При проведении метода научного наблюдения при диагностике психологического здоровья учащихся, к данному методу предъявляют ряд требований:

  • сохранение естественных условий, в которых ежедневно пребывают учащиеся в рамках образовательного учреждения;
  • целенаправленность изучения и поэтапность фиксации получаемых результатов.

К достоинствам метода научного наблюдения относятся:

  • доступность и простота в организации;
  • не оказывает искажающего воздействия на течение психических процессов;
  • предоставляет возможность сбора обширных сведений и информации.

В процессе проведения научного наблюдения необходимо четко следовать поставленной цели и задачам. Кроме того, важно точно установить объект наблюдения, выбрать ситуации, в которых оно будет организовано, способ изучения, временные границы и способ регистрации полученных данных.

Перед началом проведения наблюдения необходимо также определиться и с типом наблюдения (скрытое, явное, включенное и т.д.). Как показывает практика наиболее действенным и результативным является такой тип наблюдения, как непосредственное научное наблюдение. Это наблюдение, проводимое самим исследователем, в естественной для учащегося среде. Чаще всего его проводит классный руководитель.

Основные критерии эффективности проведения научного наблюдения за состояние психологического здоровья учащихся:

  1. Целенаправленность научного наблюдения — наличие конкретной цели позволяет собирать необходимы для исследования материал и информацию.
  2. Планомерность научного наблюдения — позволяет определить пути наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение.
  3. Систематичность научного наблюдения — позволяет выделить закономерные процессы.
  4. Аналитичность научного наблюдения — позволяет объяснить наблюдаемые факты.
  5. Регистрация результатов научного наблюдения — исключает ошибки, уменьшает субъективизм выводов.
  6. Возможность оперировать однозначными понятиями специальных терминов — позволяет четко обозначить наблюдаемый материал.

Таким образом, метод научного наблюдения, позволяет организовать диагностику психологического здоровья учащихся по всем необходимым критериям, в короткий срок, с минимальными временными затратами. Данные, полученные по результатам проведенного научного наблюдения, позволят разделить детей на группы, в зависимости от уровня психологического здоровья, разработать и реализовать для каждой группы коррекционную программу.

Источник

Adblock
detector