Меню

Психологическое здоровье современного школьника

Статья «Психологическое здоровье школьников. Диагностика. Профилактика»
статья

Критерии психического здоровья.Проявления нарушения психического здоровья школьников.Конкретные советы родителям, как сберечь психическое здоровье ребёнка. Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
Проявления нарушения психического здоровья школьников.Конкретные советы родителям, как сберечь психическое здоровье ребёнка. Тес 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психическое здоровье школьника. Пути его сохранения.

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Обобщенный «портрет» психически здорового человека: – это, прежде всего, творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя, и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда, довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.

Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психического здоровья является слово гармония или баланс. И, прежде всего, это гармония между различными аспектами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, а также это гармония между человеком и окружающими людьми и природой.

Основная функция психического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям. Психическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути.

Каковы же критерии психического здоровья личности?

  1. Понимание себя.
  2. Позитивное самовосприятие.
  3. Способность к самоуправлению.
  4. Включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками.
  5. Способность к сопереживанию и принятию других.
  6. Сформированность жизненных ценностей и планов.
  7. Стремление к гуманистическим ценностям.
  8. Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту).
  9. Отсутствие заболеваний.
  10. Отсутствие вредных привычек.

По медицинским данным Самым распространённым расстройством психического здоровья среди школьников является- невроз. Частота отклонений в поведении учащихся существенно увеличивается к концу года. Следует отметить, что в это время переутомление находиться на грани патологии. Распространенность неврозов увеличивается от начальных классов к старшим (у мальчиков в 2 раза, у девочек — в 3,3 раза).

Школьники как правило, предъявляют следующие виды жалоб:
1. Усталость.
2. Сонливость в дневные часы.
3. Пассивность на уроках, во время игр.
4. Отказ от умственного напряжения.
5. Нестойкость интересов.

Родители и педагоги иногда принимают это состояние за лень, пытаются повысить требования к ребенку, но ни к чему хорошему это не приводит (неврастения). Неврастения — повышенная физическая и психическая утомляемость, рассеянность, рассредоточенность, снижение работоспособности, чрезмерная возбудимость. Провоцирующим фактором является истощение нервной системы, связанное с учебной перегрузкой.

В чем же ещё проявляются нарушения психического здоровья школьников

Наиболее частые нарушения психического здоровья школьников: синдром дефицита внимания, аддиктивные формы поведения, компьютерная зависимость, временная некомпетентность.

Синдром дефицита внимания — наиболее частая форма хронических нарушений поведения в детском возрасте. Это состояние, при котором способность к концентрации внимания у ребенка отстает от его психического развития, не соответствует возрасту и сочетается с выраженной импульсивностью и гиперактивностью. При этом большинство детей с таким синдромом имеют хорошие интеллектуальные способности, но они неуспешны из-за гиперактивности, невнимательности, отвлекаемости. При увеличении учебной нагрузки проблемы детей с синдромом дефицита внимания, как правило, значительно обостряются. Во время уроков им сложно справиться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, письменные работы выглядят неряшливо, в них много недочетов. Частая ошибка родителей и педагогов при воспитании такого ребенка — требовать от него сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности.

Аддиктивные формы поведения — сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, скрытый комплекс неполноценности, стремление говорить неправду, обвинять других, уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность, повторяемость поведения. Дети с такими формами поведения трудно переживают затяжной конфликт, что приводит к агрессии, самоизоляции или компьютерной зависимости.

Компьютерная зависимость — учащиеся, склонные к ней, активно стремятся изменить не удовлетворяющее их психическое состояние, которое они считают чаще всего «скучным», «серым». Они не могут найти в реальной действительности того, что способно надолго привлечь их внимание, увлечь, обрадовать. Такие яркие переживания дают им компьютерные «войны» и «стратегии». Если ребенок на ваш запрет реагирует бурно, протестует и пытается демонстративно шантажировать вас, стоит задуматься, так ли безобидно это увлечение.

Временная некомпетентность — один из серьезных стрессогенных факторов. Примеры временной некомпетентности: неспособность четко рассчитать свое время в процессе выполнения контрольной работы, неумение планировать внешкольное время так, чтобы его хватило и на выполнение домашней работы, и на отдых, неумение рассчитать силы во время полготовки к экзаменам и т.д. Для таких учащихся характерно погружение в психологическое прошлое или, что встречается гораздо чаще — в нереалистичное будущее. Во многих случаях у них неадекватная самооценка, повышенный уровень тревожности, страх перед будущим. Расстройство временной Перспективы — причина многих психологических проблем. Подростки с такой проблемой отличаются слабой устойчивостью к стрессовым ситуациям и низкой адаптивностью. Это напрямую связано с психологическим здоровьем.

Несколько конкретных советов родителям, как сберечь психическое здоровье ребёнка, сформировать адекватную самооценку и способность противостоять трудностям:

• В случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
• Детей нельзя обманывать, т.к. дети очень чувствительны к фальши; похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
• Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед (регресса); не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
• Чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
• Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
• Доверие к ребенку. Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.
• Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
• Не унижайте ребенка криком.
• Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
• Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
• Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

Пояснения к схеме:

1. Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

2. Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возростных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.

3. Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. За последние пять лет около 2000 женщин совершили убийство своих новорожденных детей. Каждое шестое преступление в стране совершают женщины, из которых 80% — матери.

Беспокоит и другое. В благополучных семьях царят жестокость, грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребенком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввел новый термин — синдром опасного обращения с детьми. Речь идет о физических и психических травмах, причиняемых в семье с близкими. Сегодня до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей и изгоев.

4. Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка.. непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

5. Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора, напрямую связанного с проблемой психического здоровья школьников..

Психолог: А теперь, уважаемые родители, я познакомлю вас с результатами анкетирования ваших детей по разным аспектам, являющимися прямыми или косвенными показателями психического здоровья. На одной из наших встреч им был предложен тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья. Его бланки с обработанными результатами я вам сейчас раздам.

Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья

(методика Н.К. Смирнова)

Тест-анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма для юношей. В варианте для девушек исключен вопрос6. на вопросы 1-10 предлагается ответить «да» или «нет»; вопросы 11-15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.

  1. Я часто сижу, сгорбившись, или лежу с искривленной спиной.
  2. Я ношу сумку (часто тяжелую) обычно в правой руке.
  3. У меня есть привычка сутулиться.
  4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
  5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
  6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
  7. Я пытаюсь нерегулярно, кое-как.
  8. Нередко читаю при плохом освещении лежа
  9. Я не забочусь о своем здоровье
  10. Бывает, я курю.
  11. Помогает ли тебе школа заботится о здоровье?

А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить.

  1. Помогали ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить.

  1. Какие для тебя состояния наиболее типичны на уроках?

А)безразличие; Б) заинтересованность ; В) усталость; Г) сосредоточенность; Д) волнение; беспокойство; Е) что-то другое.

  1. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

А) заботятся о моем здоровье; б) наносят здоровью вред методами своего преподавания; в) подают хороший пример: г) подают плохой пример; д) учат, как беречь здоровье; е) им безразлично мое здоровье.

  1. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье?

А) не оказывает заметного влияния; б) влияет плохо; в) влияет хорошо; г) затрудняюсь ответить.

По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросу 13 балл начисляется за ответы «б», «в», «д». По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.

Благополучным считается результат, составляющий более 6 баллов. «Зона риска» — более 12 баллов.

Источник

Психологическое здоровье — основа благополучия школьника

Цель данной работы — изучение психологического здоровья обучающихся. В рамках работы исследованы и раскрыты понятия «психологическое здоровье», «психологическое благополучие». Ценность работы в том, что в ходе исследования доказана зависимость качества знаний от факторов, нарушающих психологическое здоровье.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove_-osnova_blagopoluchiya_shkolnikov.docx 60.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВА 1. Теоретический анализ исследований психологического здоровья в образовании………………………………………………………………………………..5

  1. Психологическое здоровье как социально-психологическое и педагогическое явление………………………………………………………………………………….5
  2. Психологическое благополучие — основа психологического здоровья

ГЛАВА 2 . Исследование особенностей психологического здоровья

2.1. Модель построения и интерпретация результатов……………………………………8

Здоровье всегда считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости, благополучия человека. Психология здоровья сегодня развивается достаточно интенсивно в изучении условий, способствующих и препятствующих сохранению психологического здоровья человека. Одно из условий связано с особенностями образовательной среды, в которой молодой человек получает образование. В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей: во-первых , по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждаются в коррекционной помощи, во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек, 75% из них имеют хронические заболевания, среди мальчиков 35%, в-третьих, из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Сегодня стремительное снижение здоровья школьников отмечается медиками, социологами, педагогами, вызывает острую тревогу всех мыслящих взрослых.

Моя исследовательская работа актуальна, так как очень важно привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

Объект исследования : психологическое здоровье учащихся.

Предмет исследования : факторы, влияющие на психологическое здоровье и психологическое благополучие.

Гипотеза: мы полагаем, что если у школьников присутствуют факторы нарушения психологического здоровья, то это существенным образом влияет на качество знаний обучающихся.

Цель работы : выявление уровня психологического здоровья учащихся 12-16 лет МКОУ ХМР «СОШ им. Героя Советского Союза П.А. Бабичева п. Выкатной»

1. Провести теоретический анализ психологических исследований литературы по изучаемой проблеме;

2. Осуществить практическое исследование.

изучение специализированной литературы

методы психологической диагностики

метод психологического анализа и интерпретации

использование Интернет — ресурсов

Экспериментальная база исследования . Исследование было проведено на базе МКОУ ХМР «СОШ им. Героя Советского Союза П.А. Бабичева п. Выкатной». В исследовании приняли участие 36 подростков.

Практическое значение работы заключается в том, что она может быть использована в качестве теоретического пособия для старшеклассников, классных руководителей и родителей.

Структура и объем работы. Работа изложена на 9 страницах и состоит из введения, двух глав и заключения. Список литературы содержит указания на 18 источников. В конце работы даны приложения с материалами комментирующего и сопроводительного характера.

ГЛАВА 1. Теоретический анализ исследований психологического здоровья в образовании.

  1. Психологическое здоровье как социально-психологическое и педагогическое явление.

Психологическое здоровье согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В психологии данное понятие трактуется как «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности». Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев, М.Р. Битянова, А.М. Степанов, и др.) Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть.

Что значит быть психологически здоровым человеком? А. Маслоу выделяет несколько понятий, характеризующих психически здорового человека: человечность, уверенность в себе, самообладание, потребность в знаниях, потребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).

Под психологическим здоровьем, по мнению И.В. Дубровиной, понимаются психологические аспекты психического здоровья, то есть то, что относится к личности в целом. Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества. В качестве центральной характеристики психологически здорового человека является способность к саморегулированию, адаптации к благоприятным и неблагоприятным условиям, воздействиям. Основная функция психологического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:

  • состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
  • адекватное социальное поведение;
  • умение понимать себя и других;
  • более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • умение делать выбор и нести за него ответственность

1.2 Психологическое благополучие — основа психологического здоровья школьников.

Психологическое благополучие является одной из основных целей образования. Исследование психологического благополучия детей и подростков началось относительно недавно. У. Бронфенбреннер попытался объяснить внутренние характеристики взаимодействия между психологическим благополучием и образованием. Если процесс школьной жизни связан с положительными эмоциями, то в таком случае учебное заведение становится позитивным социальным институтом и способствует психологическому благополучию.

Одним из самых надежных оснований исследования детского и подросткового психологического благополучия является склонность соотносить положительную самооценку и самоэффективность с восприятием удовлетворенности жизнью Ш. Салдо и Э. Шейффер выявили, что подростки, демонстрирующие зависимость между высокой эмоциональной регуляцией и социальными и академическими способностями, также показывают повышенный уровень психологического благополучия. Большинство исследований показывают, что отношение самоэффективности к психологическому благополучию является однонаправленным. Другими словами чувство самоэффективности влияет на уровень благополучия. Например, в исследовании китайских школьников было обнаружено, что самовоспринимаемая компетентность по основным предметам тесно связана с текущей удовлетворенностью жизнью и предсказывает глобальную удовлетворенность жизнью спустя 7 – 9 месяцев. Другими личностными характеристиками, связанными с психологическим благополучием, являются оптимизм и высокие личностные стандарты. Подростки, которые ожидают более позитивные результаты в своей учебной деятельности, и те, которые имеют высокие личностные стандарты, также демонстрируют и повышенную удовлетворенность жизнью.

На психологическое благополучие учащихся влияет также уровень социальной поддержки со стороны родителей, учителей, одноклассников и близких друзей. Финские психологи К. Яронен и П. Онстедт-Курки выделили следующие социально- психологические факторы психологического благополучия:

(а) безопасность и комфортность домашней среды,

(б) атмосфера любви, характеризующаяся семейными радостями,

близостью и гармонией;

(в) открытость и доверительность межличностных взаимосвязей;

(г) родительский контроль и включенность в жизнь детей или подростков;

(е) чувство значимости в семье,

(е) семейная поддержка отношений с людьми и видов деятельности детей за границами

Другими аспектами школьной среды, положительно связанными с удовлетворенностью жизнью, являются наличие внеклассных мероприятий и чувства привязанности учащихся к своему учебному заведению.

Положительные отношения со сверстниками представляют собой третий социально-психологическую переменную, которая взаимосвязана с высокой удовлетворенностью жизнью. Учащиеся, которые сообщают о высокой удовлетворенности жизнью, также сообщают о более высоких уровнях привязанности к своим сверстникам. Я согласна с М.Р. Битяновой, которая выделяет такие факторы риска угрозы психологическому здоровью, как повышенная тревожность, депрессивность, агрессивность и неумение человека осознавать и адекватно выражать свои чувства, т.е. «эмоциональная» неграмотность. Однако именно эти факторы должны стать показателями психологического нездоровья детей и профилактика и коррекция именно этих факторов должны стать предметом заботы всех взрослых, работающих с детьми. Таким образом, психологическое благополучие состоит в удовлетворении экзистенциальных потребностей личности. Психологическое благополучие наступает тогда, когда человек стремится найти ответы на сложные вопросы жизни, такие как смерть, свобода, изоляция, бессмысленность, самотождественность и счастье. Чтобы формировать у школьника психологическое благополучие, необходимо обеспечить его вовлеченность в мотивационный поток.

Выводы по первой главе

Обобщая содержания теоретической главы, остановимся на важных для темы рабочих понятиях.

1. Психологическое здоровье – сложный комплексный многоаспектный феномен, основу которого составляет развитие личностной индивидуальности. Представители различных теоретических направлений определяют понятие по-разному. Сутью психологического здоровья является постепенное осознание и принятие растущим человеком особенностей своего психического развития, своей личности, своей индивидуальности.

2. Психологическое благополучие учащихся является необходимым условием формирования учебной деятельности и становления субъекта. Зависит оно от чувства самоэффективности, от уровня социальной поддержки, от чувства привязанности к своему учебному заведению, от положительных отношений со сверстниками.

3. Факторами риска являются повышенная тревожность, депрессивность, агрессивность и неумение человека осознавать и адекватно выражать свои чувства, т.е. «эмоциональная» неграмотность

ГЛАВА 2. Исследование особенностей психологического здоровья школьников.

В предыдущей главе нами были рассмотрены теоретические аспекты психологического здоровья как проблемы психологии образования. Также нами выделены критерии, способствующие развитию психологического здоровья, и определена специфика представлений о психологически здоровом человеке в образовательной среде.

В данной главе, опираясь на результаты теоретического обобщения различных подходов, были поставлены следующие задачи:

1) провести диагностический этап исследования;

2) проанализировать и обобщить полученные результаты;

2.1. Модель построения и интерпретация результатов

В исследовании приняли участие 37 школьников МКОУ ХМР «СОШ им. Героя Советского Союза П.А. Бабичева п. Выкатной». Все учащиеся характеризуются разным уровнем учебной и социальной активности, успеваемости, а также отношением к ситуации обучения.

Рассмотрение каждой диагностической процедуры осуществляется по следующему плану:

• краткая характеристика метода;

• обоснование выбора методики.

Для исследования психологического здоровья, в соответствии с выделенными критериями были использованы следующие методики:

для исследования тревожности — методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша. Методика включает ситуации трѐх типов:

1. ситуации, связанные со школой;

2. ситуации, актуализирующие представления о себе;

3. межличностное общение.

Проведя исследование и проанализировав результаты, я сделала следующий вывод: у 40% обучающихся школьная тревожность, у 30% обучающихся самооценочная тревожность, у 30% обучающихся межличностная тревожность, причѐм у девушек в 1,5 раза межличностная и школьная тревожность выше, чем у юношей, а у 6 юношей уровень самооценочной тревожности в 1,2 раза выше, чем у девушек. Высокий уровень тревожности у большинства старшеклассников, при этом самый высокий – в 9 классе.

Проведенные исследования показали, что повышенные требования к уровню знаний учащихся старших классов в связи со сдачей ЕГЭ и ГИА и установочной целью поступить в вуз, колледж создают условия для возникновения новых учебных факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье. Напряженность, эмоциональный дискомфорт – это та причина, которая сначала приводит к излишней тревожности, а в дальнейшем — к снижению работоспособности, повышению утомляемости, нарушению сна учащихся и, как следствие, препятствует их учебной деятельности. Снижение результативной деятельности старшеклассника, в свою очередь усиливает его эмоциональное напряжение и тревожность, таким образом, возникает порочный круг. Высокий уровень тревожности может провоцировать различные функциональные нарушения невротического характера.

Именно на этой стадии особенно важно применять меры первичной профилактики, направленные на предупреждение невротических расстройств у старшеклассников. Нервно-психическое состояние уч-ся 5-11классов проверялось с помощью цветового теста Люшера, наблюдаются ли отклонения от аутогенной нормы? АТ-норма — определенная последовательность выбора цвета (красный, жѐлтый, зелѐный, фиолетовый, синий, коричневый, серый, чѐрный). По мнению Люшера АТ-норма – это своеобразная мера гармоничности или внутренней оптимальности нервно-психического состояния человека. Результат:

у 33% уч-ся выраженное состояние; у 48% уч-ся – устойчивое; у 19% уч-ся– средне-статистическое.

С этой же целью была использована анкета «Оценка напряжённости». По данным этой анкеты 40 % школьников находятся в зоне риска. Особенно повышенный уровень напряжённости в ситуациях, связанных со школой. Настораживает тот факт, что 38% обследованных согласились с пунктом анкеты «Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости». Соответственно можно сделать вывод, что у этих детей нет чувства ответственности, не развита эмоционально – волевая сфера.

Мы решили проследить уровень успеваемости, протестированных обучающихся. Получили следующие данные. Всего протестировано 37 школьников, из них 15 отличников и хорошистов, что составляет 40 % данной группы. Мы можем предположить, что 60%, находятся в зоне риска.

Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если у школьников присутствуют факторы нарушения психологического здоровья, в нашем случае тревожность, эмоциональная напряжённость, эмоциональный дискомфорт, то это существенным образом влияет на качество знаний обучающихся.

Выводы по второй главе

С помощью данных методов были получены следующие результаты: у значительной части обучающихся наблюдается факторы нарушения психологического здоровья, что может привести в дальнейшем к невротическим расстройствам. Это напрямую связано с качеством знаний. данных детей.

Для достижения указанной цели нами были поставлены и решены исследовательские задачи.

Теоретические задачи исследования:

  • Провести теоретический анализ психологических исследований литературы по изучаемой проблеме;
  • Осуществить практическое исследование.

В процессе теоретического анализа были рассмотрены основные подходы к пониманию проблемы психологического здоровья. Были выделены обобщенные характеристики психологически здоровой личности: человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией, он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. В процессе теоретического обзора было выяснено, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. В образовательном учреждении психологическое здоровье обеспечивается тем, что взрослые помогают растущему человеку находить достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым при благоприятных условиях все более гармонизируются на каждой возрастной ступени.

В результате практической части было обнаружено, у школьников присутствуют факторы нарушения психологического здоровья, в нашем случае тревожность, эмоциональная напряжённость, эмоциональный дискомфорт, то это существенным образом влияет на качество знаний обучающихся. Большой процент школьников находится в зоне риска. Особенно повышенный уровень напряжённости в ситуациях, связанных со школой.

Дальнейшую работу по данной теме мы видим в тщательном исследовании уровня социальной поддержки со стороны родителей, учителей, одноклассников и близких друзей, знакомстве администрации школы с полученными данными, создании из числа старшеклассников «Скорой психологической помощи», привлечении членов детской организации «Созвездие» к поддержке детей с высоким уровнем тревожности, внедрении разработанной системы развивающих занятий как элемента в систему образовательного процесса.

  1. Аликин И.А. Отношение к здоровью учащихся и учителей как один из аспектов «Я-концепции» // Вестник практической психологии образования. 2008. №4. С. 39-44.
  2. Башмаков М. Информационная среда обучения. СПб., 1997.
  3. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. C. 11-17.
  4. Бим-Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. 2001. № 3. С. 28-48.
  5. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. — М.: 1997. С. 67-91.
  6. Бронфенбреннер Ури Два мира детства: дети в США и СССР, Книжный мир.ком, С-15
  7. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2003. № 2. С. 35-39.
  8. Даниленко О.И. Душевное здоровье как динамическая характеристика индивидуальности // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 52-59.
  9. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17-21.
  10. Дубровина И.В. Практическая психология. М., 1997.
  11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология, 2000, №4. С. 52-66.
  12. Иванова М.Г., Портнова А.Г. Здоровье как предмет исследования в психологии // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 99-102.
  13. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 16-21.
  14. Кулюткин Ю. Н. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. № 1. С. 101-106.
  15. Котова С.А. Проблема поддержки психологического здоровья представителей помогающих профессий // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 1. С. 25-34.
  16. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. -СПб.: Евразия, 1999. С. 4
  17. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М., 1999.
  18. Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. 2000. № 4. С. 30-44

Источник

Читайте также:  Здоровье нации здоровый народ
Adblock
detector