Меню

Психологическое здоровье современного ребенка

Психологическое здоровье детей
статья по теме

Цель: обратить внимание педагогов на необходимость создания условий сохранения психологического здоровья детей.

В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов».

В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья:

Это занятие спортом, здоровое питание и здоровая экология.

Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Критерии психологического здоровья:

состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

— адекватное социальное поведение;

— умение понимать себя и других;

— более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

— умение делать выбор и нести за него ответственность

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса — общество становится все более психологически нездоровым.

Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.

Скачать:

Вложение Размер
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым. В детстве здоровье не осознается: 70.5 КБ
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым. В детстве здоровье не осознается: 1.1 МБ

Предварительный просмотр:

ГОУ РА «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К.Жукова»

Психологическое здоровье, его критерии и признаки нарушения

Цель выступления: обратить внимание педагогов на необходимость создания условий сохранения психологического здоровья детей.

Единственная красота, которую я знаю — это здоровье.

Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым.

В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении о ней.

Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач.

Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его жизнь.

Здоровье — комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.

В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов».

В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья:

Это занятие спортом, здоровое питание и здоровая экология.

Что такое психологическое здоровье?

Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть. Обычный («хороший») человек – не тот, кому просто что-то дано, а тот, у кого ничего не отнято. Его противоположность – такой, у кого заглушены и подавлены способности и одаренность.

Таким образом, психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.

Что включает в себя понятие психологического здоровья?

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Что значит быть психологически здоровым человеком?

Выделяют несколько понятий, характеризующих психически здорового человека:

— уверенность в себе;

— потребность в знаниях

— потребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).

Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:

  1. Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
  1. Полное спокойствие
  2. Уверенность в своих силах
  3. Вдохновение
  1. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.

Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма

Критерии психологического здоровья:

— состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

— адекватное социальное поведение;

— умение понимать себя и других;

— более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

— умение делать выбор и нести за него ответственность

. Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье

Причины нарушения психического здоровья

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью

  1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития).

2. Неблагоприятные факторы , стрессы, воздействующие на психику.

Психологически здоровый школьник- это школьник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда школьник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз).

Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

Признаками неврастении являются:

  1. Повышенная раздражительность
  1. Быстрая утомляемость
  1. Расстройство сна
  1. Сонливость
  1. Неустойчивое настроение
  1. Ухудшение аппетита

При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в

  1. головных болях,
  2. слабости,
  3. снижении аппетита,
  4. нарушении сна,
  5. ухудшении памяти,
  6. рассеянности

Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям

Что нужно сделать, чтобы личностный рост был гармоничным?

Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:

  1. доверие к ребенку;
  2. уважительное отношение к детям;
  3. в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
  4. педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
  5. детей нельзя обманывать — делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
  6. меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
  7. чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
  8. похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
  9. помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса — общество становится все более психологически нездоровым.

Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. «Психологическое здоровье» характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.

Психологическое здоровье ребенка включает в себя разные компоненты жизнедеятельности:

· состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

· адекватное социальное поведение;

· умение понимать себя и других;

· более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

· умение делать выбор и нести за него ответственность.

2. Образовательная среда является определяющей в состоянии и динамике психологического здоровья ребенка.

3. Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.

4. Профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье детей.

Источник

Психологическое здоровье дошкольника на современном этапе
консультация на тему

Информация для педагогов и родителей о состоянии психологического здоровья, факторах риска психологическое здоровье дошкольника

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove_na_sovremennom_etape.docx 21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье дошкольника на современном этапе

На сегодняшний день очень важно знать, что такое психологическое здоровье. О поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, которые окружают ребенка с первых его шагов. Через нас – взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт. Что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием рядом неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка, а иногда отсутствия материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психологического, физического и социального.

Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Психологическое здоровье – это оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Это не только душевное, но и личностное здоровье. Это состояние, когда душевое здоровье сочетается с личностным, у человека всё светло и хорошо, и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту.

Отличие психологического здоровья от психического, главным образом, заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, позволяющим человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде, а психологическое здоровье – относится к личности в целом.

Для психологически здорового человека характерны следующие качества:

  • оптимизм
  • разумность
  • эмоциональное спокойствие
  • открытость
  • способность радоваться
  • самодостаточность
  • умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим жизнерадостного, творческого, весёлого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признаёт ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь. Прежде всего, на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь полна смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Специфика психологического здоровья ребёнка

Состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на 3 уровня:

К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.

К среднему уровню – адаптивному – относятся дети в целом адаптированные к социуму, однако, имеющие некоторую повышенную тревожность.

К низкому уровню – дезадаптивному – относятся дети, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям.

К данному уровню относятся дети с невротическими заболеваниями, психопаты, социопаты, а так же, имеющие ряд внутренних личностных проблем: агрессивность, повышенная демонстративность, сильная психотравма и страх, любители жить в позиции жертвы.

Существуют факторы риска психологического здоровья детей:

Их можно разделить на 2 основные группы: средовые и субъективные

К средовым факторам можно отнести всё, что окружает ребёнка: неблагоприятные семейные условия, неблагоприятное общество, телепередачи и компьютерные игры, способствующие появлению агрессии и других личностных отклонений, учреждения, при посещении которых ребёнок испытывает сильную тревогу и страх.

К субъективным, то есть внутриличностным факторам относятся характер, темперамент, самооценка.

Можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признаётся спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребёнком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат .

В статье освещена необходимость воспитания патриотизма у молодого поколения.

Материал описывает практическое применение процесса эстетического воспитания в формировании личности ребенка в МКДОУ «Ласточка».

Вся жизнь ребенка — дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Методические рекомендации для воспитателей и родителей на тему: » Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Психическое здоровье – это состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятел.

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Термин неоднозначен, он связывает собою две науки и две области практики .

Источник

Читайте также:  Малолетнему нанесен вред здоровью
Adblock
detector