Меню

Психологическое здоровье школьников с овз

Статья «Психическое здоровье детей с ОВЗ. Проблемы адаптации младших школьников». Шарков Е.В.

специалист в области арт-терапии

«Психическое здоровье детей с ОВЗ. Проблемы адаптации младших школьников».

ГБОУ школа-интернат №31

По данным исследователей Института мозга Российской академии наук, в нашей стране каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке. В настоящее время признаётся, что многие психические расстройства произрастают из детского возраста.

Расстройства, возникающие у детей и подростков могут приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и поведенческих расстройств и социальной дезадаптации. Школьный период уязвим для формирования нервно психических заболеваний, так как включает по меньшей мере два «возрастных криза», во время которых организм оказывается наиболее чувствительным к различным экзогенным воздействиям.

Мы живём в эпоху социальных и образовательных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию как бы вопреки экстренным ситуациям.

Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка люди способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Термин «психическое здоровье» был введён Всемирной организацией здравоохранения и определён как резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах.

Психическое здоровье рассматривается также как состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, что позволяет человеку гармонично функционировать в социуме.

Говоря о здоровье школьника, психологи выделяют психическое развитие на всех этапах детства в проявлении умственных, эмоциональных, личностных показателей.

Исходя из вышесказанного, можно отметить актуальность на сегодняшний день проблемы сохранения и укрепления психического здоровья детей в условиях школы. Какие же препятствия встают на пути успешного его формирования?

Уровень психического здоровья человека определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами.

Поскольку психическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между личностью ребёнка и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребёнка к социуму. Можно выделить несколько уровней психического здоровья ребёнка.

Ирина Владимировна Дубровина, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, выделяет три уровня психологического здоровья ребенка.

К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности (5-7%).

Ко второму адаптивному уровню относится большинство относительно «благополучных» детей, в целом адаптированных к социуму, но по результативности диагностических исследований проявляющих отдельные признаки дезадаптации, обладающих повышенной тревожностью (80% учащихся). Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически развивающей направленности. Эта группа относительного риска, она довольно многочисленна.

К третьему низкому уровню психического здоровья, ассимилятивно аккомодативному, относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, т.е. либо не способные к гармоничному взаимодействию, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмом защиты, отделением себя от травмирующих влияний среды. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффективных капризах и т.д. Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно наблюдается приспособление к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, которые не всегда замечают, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта.

Выделенные уровни позволяют дифференцировать психолого педагогическую помощь. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, обеспечивающую «зону» ближайшего развития. Детям второй группы необходима целенаправленная, психопрофилактическая помощь с использованием групповой работы. Детям, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная помощь».

Таким образом, прежде всего, необходимы достаточная компетентность и неравнодушие педагогов, умение замечать, видеть и чувствовать каждого ученика для своевременного отслеживания состояния психического развития учащихся.

На примере нашей коррекционной школы достаточно трудно размышлять о сохранении психического здоровья, поскольку все учащиеся изначально имеют сенсорные и органические нарушение центральной нервной системы, которые существенно влияют на все стороны развития. Большинство из них относится к третьему уровню психического здоровья, что затрудняет не только работу педагогов, усвоение учебного материала, но и затормаживает весь процесс адаптации. Для каждого из них требуются определённые условия, индивидуальный подход. А в связи с интеллектуальными и сенсорными нарушениями также затруднена диагностика общего психического развития. Поэтому для достоверности полученных результатов чаще всего требуется значительно больше времени, чем при работе с другими детьми.

Читайте также:  Вредно ли для здоровья есть ночью

Результаты исследования адаптации учащихся 1-х классов.

В исследовании приняло участие 26 первоклассников

Оценка актуального психоэмоционального состояния ребенка дала следующие результаты (Диаграмма ):

В этом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета, что дает цветовую шкалу приемлемости шести цветов (цветовой градусник):

— у 88% учащихся (23 чел.) цветовой градусник не содержит инверсии – преобладают положительные эмоции, эмоциональное состояние в норме, дети находятся в состоянии психофизического благополучия, которое характеризуется оптимизмом и активностью в преодолении трудностей. Адаптация протекает нормально.

— у 12% учащихся (3 чел.) цветовой градусник содержит инверсии – преобладание отрицательных эмоций, доминирует плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение может свидетельствовать о нарушении адаптационного процесса.

Оценка актуального психоэмоционального состояния уч-ся 1-х классов.

Источник

Психологический комфорт на уроке как условие развитие личности школьника с ОВЗ

специалист в области арт-терапии

г.Юрга, МБОУ «ООШ №15 г.Юрги»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ

КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА С ОВЗ

Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

Наличие или отсутствие психологического комфорта на уроке оказывает влияние на состояние психики школьника с ОВЗ, его желание учиться, на его успеваемость, и в итоге – на развитие его личности. Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет. [2]

Одна из главных задач, стоящих перед учителем, в классе которого обучается ребенок с ОВЗ — создать развивающую, поддерживающую среду и пространство эмоционального комфорта. Поэтому для достижения положительного результата в обучении, считаю создание психологической комфортности учащихся, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Благодаря этому ребенок с ОВЗ развивается, показывает свои способности, активно общается с преподавателем и сверстниками, или, наоборот, становится пассивным, замкнутым и отстраненным. В своей работе я применяю такие формы работы, которые помогают детям получить психологическую зарядку.

Упражнения-энергизаторы — энергизатор «Ладони»

(Участники стоят в кругу. Ведущий начинает какое-то движение и передает его соседу справа, который в свою очередь передает это движение также соседу справа. Сосед справа продолжает выполнять данное движение до тех пор, пока не получит от соседа слева новое движение, которое он должен передать. Затем ведущий начинает другое движение и т. д.

Движения: а) трение ладони о ладонь; б) щелканье пальцами; в) хлопанье ладонями по бедрам; г) топанье ногами; д) хлопки).

Р елакс – паузы (Упражнение «Расслабляющее дыхание»)

На протяжении занятия необходимо создать ситуацию успеха, которая формирует у учащихся веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед, воздействует на эмоционально- волевую сферу.

В своей практике я применяю:

авансированный успешный результат;

задания разной сложности;

самостоятельный выбор задания;

разноуровневые домашние задания;

С переходом на новые образовательные стандарты для детей с ОВЗ обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут с урока.

Я применяю различные приемы рефлексии на уроке.

2. « Солнышко и тучка»

3. «Букет настроения»

4. «Дерево радости»

5. «Картина настроения»

6. «Корзина чувств»

8. «Линейка успехов»

Эмоциональный комфорт является жизненно важным для ребёнка, от него зависит восприятие учеником окружающего мира и его психическое здоровье в целом. Задача педагога заключается в том, чтобы создавать в классе атмосферу психологического комфорта, в которой дети будут себя чувствовать уютно, успешно. [3]

Более подробно, я хотела бы остановиться на рекомендациях, для создания психологического комфорта на уроке детей с ОВЗ.

1. Спокойное и доброжелательное отношение.

2. Учитывать индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов и приемов работы на уроке.

Читайте также:  Группы здоровья по витулкасу

3. Сравнивать ребенка ТОЛЬКО с ним самим, а не с другими детьми.

4. Создавать субъективное переживание успеха, используя такие фразы, как «ничего страшного», «у тебя получится», «сегодня ты хорошо рассказал/ответил».

5. Создание обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;

6. Важно отмечать достижения, а не неудачи.

7. Дайте возможность ребенку делать выбор самостоятельно, позволяйте высказывать свою точку зрения. [4]

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на уроках можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

— использование специальных карточек, которые требуют минимального заполнения; зрительных опор на уроке (памятки, таблицы, схемы);

— смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления (активизировать работу всех анализаторов);

— Мнемотехника. ( рассказ по рисунку, опорным словам, схемам); Алгоритмы для составления описательных рассказов.

— применение разнообразных форм работы (индивид, групповая, в парах)

— делать записи об успехах, помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание;

— использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

— применять активные методы рефлексии [3]

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно. Благоприятная обстановка, психологический комфорт на уроке — поможет обучающимся в развитии и становлении себя как успешной личности. Таким образом, используя огромный арсенал возможностей по созданию психологического комфорта обучающихся на уроке, учитель организует условия для развития социально успешной личности школьника с ограниченными возможностями здоровья.

1.Григорьев Д. А. Бизнес-тренинг: как это делается. ООО: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 310 с.

2.Картушина Е.П., Романенко Т.В. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинар. Волгоград: Учитель, 2009. 239 с.

3.Макарова Е. В. Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/626313/

4.Романова Е. Статья в журнале Педсовет «В класс пришел ребенок с ОВЗ: шесть советов, семь идей и семь приемов»., 2019.

Источник

Повышение психологического благополучия у школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Дата публикации: 10.07.2019 2019-07-10

Статья просмотрена: 365 раз

Библиографическое описание:

Максакова, Л. В. Повышение психологического благополучия у школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Л. В. Максакова, Г. С. Айрумян, Л. П. Кочина, Р. Р. Баширова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 260-261. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61445/ (дата обращения: 09.06.2021).

Психологическое благополучие школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования приобретает все большую актуальность в связи с все большим включением детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. Успешное включение школьника с ОВЗ в образовательный процесс подразумевает создание специальных условий, одной из задач которых является создание высокого уровня психологического благополучия у школьников с ОВЗ.

Исследования, посвящённые сравнению уровня психологического благополучия у школьников с нарушениями развития и их нормотипичных сверстников, показали связь жизненных обстоятельств и личностного потенциала. Так, школьники с выраженным нарушением слуха демонстрируют значительно меньшую удовлетворённость жизнью по сравнению с нормотипичными сверстниками. При этом, школьники с нарушением интеллекта демонстрируют такую же удовлетворённость жизнью, как и школьники с сохранным интеллектом.

Важным фактором, влияющим на психологическое благополучие школьников, является поддержка семьи, друзей и одноклассников. К социально — психологическим факторам психологического благополучия в школе относятся: открытость и доверительность межличностных взаимосвязей; чувство значимости в коллективе, семейная поддержка отношений с людьми и видов деятельности детей за границами семьи.

Другими факторами школьной среды, положительно связанными с удовлетворённостью жизнью, являются наличие внеклассных мероприятий и чувства привязанности учащихся к своей школе. Включённость в коллектив класса, положительные отношения со сверстниками представляют собой социально — психологическую переменную, которая взаимосвязана с высокой удовлетворённостью жизнью.

Как правило, школьники, имеющие высокий уровень психологического благополучия, имеют высокий уровень привязанности к одноклассникам. Чем более отчуждённо школьник чувствует себя в классе, тем больше вероятность его негативного поведения и тем ниже уровень психологического благополучия этого ученика.

Таким образом, психологическое благополучие учащихся является необходимым условием формирования учебной деятельности и становления субъекта. Также психологическое благополучие является важным результатом образовательного процесса; оно является неотъемлемой стороной процесса формирования мотивации личности; на индивидуальном уровне зависит от социального контекста, успешности взаимодействия с учителями и сверстниками.

Всё вышесказанное подтверждает необходимость повышения уровня психологического благополучия школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования для более успешного включения их в общеобразовательную среду.

Читайте также:  Мз 323 основах здоровья граждан россии

Под созданием условий для психологического благополучия детей с ОВЗ понимается организация таких условий, наиболее благоприятных для развития, которые учитывают индивидуальные особенности, потребности ребенка, создают его психологический комфорт и максимальную включённость в деятельность и среду. Одним из важных условий является взаимодействие ученика с ОВЗ с нормотипичными одноклассниками, другими учениками школы.

Когда дети с ОВЗ находятся в классе со сверстниками, они учатся жить вместе. В общении школьники приобретают способность чувствовать трудности другого, учатся деликатности. Критериями готовности учеников принять детей с ОВЗ являются следующие: высокий уровень коммуникативных умений, эмпатии, толерантности, низкий уровень агрессивности и конфликтности, позитивная установка принятия другого. Поэтому в задачи педагога входят:

– сформировать у школьников установки на сотрудничество с детьми с ОВЗ, научить общаться с ними;

– сформировать у детей способность эмоционально реагировать на переживания другого, распознавать его эмоциональные состояния, уважать чужое мнение;

– разрушить барьеры и стереотипы в отношении людей с ОВЗ: используйте имитацию, когда сами ученики в упражнениях делают то, что и дети с ОВЗ;

– научить школьников акцентировать внимание на плюсах и достоинствах.

Чтобы решить эти задачи, можно использовать упражнения, формирующие позитивные установки к детям с ОВЗ. Упражнения можно проводить на классных часах. Вот некоторые из них:

Упражнение «Дискуссия».

Цель: создать условия, при которых ученики смогут себя почувствовать в роли человека с ОВЗ.

Инструкция. Учащиеся разбиваются на тройки. В каждой тройке первый участник ничего не слышит, не может говорить, но у него есть зрение, жесты и пантомимика. Второй может говорить и видеть, но не может двигаться и показывать жестами. Третий — не видит и не говорит. Он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагают задания: договориться о месте встречи в Москве, о подарке имениннику или о том, в какой цвет красить забор.

Вопросы для обсуждения:

  1. Тяжело было играть доставшуюся тебе роль?
  2. Легко или трудно было договориться?
  3. Что самое сложное в этом упражнении для тебя?
  4. Что новое ты для себя открыл?

Упражнение «Чувства животных».

Цель: расширить групповой репертуар способов взаимопонимания.

Инструкция. Ученики делятся на тройки. В тройках участники договариваются, кто станет первым игроком, кто — вторым, кто — третьим. Первый игрок должен задумать любое животное, третий — любую эмоцию. Далее они тихо сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пройти по аудитории так, как движется животное, переживающее эту эмоцию. Другим командам нужно догадаться, что это за зверь и что он переживает.

Упражнение «Неверные средства общения».

Цель: подвести к мысли о равенстве общения.

Слово ведущего: «Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стараться его понять. От того, каким образом мы ведём себя в общении, зависит, сможет ли партнёр понять нас, легко ли будет нам общаться друг с другом. Как вы думаете, что может помешать нам эффективно общаться? Какие средства в общении являются неэффективными?»

Подведите учащихся к выводу о том, что в общении люди должны чувствовать себя на равных, иначе общаться будет тяжело.

Упражнение «Мы так похожи».

Цель: воспитывать толерантность.

Инструкция. Вариант 1. Участники ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по две фразы, которые начинаются со слов:

— Ты похож на меня тем, что…

— Я отличаюсь от тебя тем, что…

Вариант 2. В парах четыре минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем четыре минуты — на тему «Чем мы отличаемся». По окончании обсудите, что было легко и трудно делать, какие были открытия. В итоге подведите к тому, что все мы похожи и в то же время разные, но мы имеем право на отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

Упражнение «Слепой иповодырь».

Цель: сплотить коллектив, тренировать невербальные способы общения.

Инструкция. Разделите класс на две команды — «поводырей» и «слепых». Задача «слепого» — закрыть глаза и найти «поводыря». Для этого нужно двигаться с закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнётся «слепой», и станет его «поводырём». Главное — невербальное взаимодействие. Выбрать «поводыря» можно сознательно, если все участники делятся на пары по желанию. По окончании дети сначала в парах, а затем в группе обсуждают происходящее.

Таким образом, выполняя данные упражнения, учащиеся подводятся к выводу о том, что если создать определённые условия, то возможности детей с ОВЗ возрастают, а различия стираются.

Источник

Adblock
detector