Меню

Психологическое здоровье школьников родительское собрание

Психологическое здоровье школьника
методическая разработка на тему

Цели: познакомить родителей с методами работы, понятием «психологическое здоровье», развить понимание того, что, выбирая метод воздействия на ребёнка, необходимо учитывать возрастные особенности, периоды учебного года; провести обучающий тренинг, посвящённый проблеме воспитания уверенного поведения у детей.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove_shkolnika.doc 66 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Липецкая ОШ»

Психологическое здоровье школьника

( Выступление на общешкольном родительском собрании)

Автор: Сариогло Н.Н.

Цели: познакомить родителей с методами работы, понятием «психологическое здоровье», развить понимание того, что, выбирая метод воздействия на ребёнка, необходимо учитывать возрастные особенности, периоды учебного года; провести обучающий тренинг, посвящённый проблеме воспитания уверенного поведения у детей.

Оборудование: тест «Насколько вы уверены в себе?»; таблица «Внешние проявления неуверенного, грубого и уверенного поведения».

Как мы воспитываем наших детей? Какие меры воздействия мы на них выбираем? Часто мы и не задумываемся над этими вопросами. Всё получается, как нам кажется, само собой. На самом деле мы воспитываем наших детей традиционно, так, как воспитывали нас. Иногда воспитательные методы мы выбираем интуитивно, и очень редко — по рекомендациям в специальной литературе или же специалиста. Но мир вокруг нас меняется, и то, что было хорошо в прошлом веке, не всегда даёт положительные результаты в этом.

Так, одни родители, чтобы сделать ребёнка счастливым, заботятся о его всестороннем развитии, тратят время и силы на поиски лучших учителей, чтобы занять сына или дочь музыкой, научить иностранному языку, увлечь искусством. Но иногда получают нервного, резкого ребёнка, обижающего своих родителей.

Другие, чтобы сделать ребёнка счастливым, пекутся о его самочувствии. Установки этих родителей: пусть играет, сколько хочет, поступает, как ему вздумается, развивается согласно своим наклонностям. И вначале такой стиль воспитания имеет свои преимущества: ребёнок свободен, раскован, остёр на слово, предприимчив. Но чаще всего такая вседозволенность порождает

Предвижу ваш вопрос: так что же, и ток плохо, и эдак нехорошо? Как же воспитывать? Основа основ воспитания – бережный подход к растущему человеку. А для этого надо знать особенности детского мировосприятия, учитывать возрастные изменения, периоды учебного года, чтобы в какой-то момент за что-нибудь поругать, в другой – поддержать.

Итак, сегодня тема нашего разговора «Психологическое здоровье школьника». Все мы высоко оцениваем роль физической составляющей здоровья, но нередко не придаём серьёзного значения его психологической составляющей. А ведь телесное и психологическое в человеке неразделимо и необходимо для полноценной жизни. Как же психологи определяют понятие «психологическое здоровье»? Важно не путать это понятие с психическим здоровьем, которое показывает патологию, симптомы, мешающие адаптации человека в обществе.

Психологическое здоровье – это наличие у человека определённых личных характеристик.

Норма психологического здоровья – это некий идеал. На пути к этому идеальному образу можно находить новые ориентиры для саморазвития. Иными словами, каждому возрасту присущи свои задачи и интересы, и успешность наших воспитательных методов во многом зависит от адекватности применяемых средств и степени учёта интересов.

Рассмотрим особенности возраста наших детей, учёт которых способствует успешности нашей работы по социальной адаптации.

Рассмотрим подростковый возраст. Так, в эти годы подросток становится менее зависимым от родителей, умеет определять своё место в семье и среди родственников. Он начинает заботится о хорошем физическом состоянии и внешнем виде, избегает излишнего риска. Он должен уметь с пользой проводить досуг. Он должен понимать, что определённые знания и умения дают возможность выбирать интересующую его профессию. Подростки 13-17 лет должны научится устанавливать и поддерживать деловые и дружеские контакты, прерывать нежелательные контакты, доверять другому и вызывать доверие к себе, соблюдать нормы при общении с окружающими. Они должны уметь отстаивать свои права в рамках действующих норм.

Как же вы должны учитывать всё вышеперечисленное в процессе воспитания?

Например, зная, что в период от 13 до 17 лет ребёнок должен развить в себе самостоятельность во всех видах деятельности, нелепо будет требовать от наших детей слепого подчинения взрослым, даже если это родители. Или же, как подросток сможет научится проводить свой досуг, если ему не разрешается выбирать варианты его проведения. И, наоборот, зная задачи, стоящие перед подростками, мы можем помочь им, подсказав варианты решения проблем, или поделившись своими мыслями по интересующей их проблеме. Главное, чтобы это не была назидательная беседа, которые мы так любим вести.

Помимо возрастных особенностей в процессе формирования поведенческой установки большую роль играет эмоциональное состояние. Как же меняется этот эмоциональный фон в зависимости от периодов учебного года?

Начало учебного года (первая четверть) можно охарактеризовать тремя словами: эйфория, разочарование, стабильность. Эйфория, которая длится первые две-три недели сентября, обусловлена радостью встреч с друзьями после долгой разлуки, возможностью «начать новую жизнь», ощущением собственного взросления (стал классом старше). Большой запас накопленных ресурсов обеспечивает высокий уровень психологического комфорта этого периода, что помогает сглаживать шероховатости в процессе учёбы.

Затем позитивный настрой снижается, летний запас положительных эмоций исчерпывается, а в дневнике появляются первые «двойки».Опытные педагоги предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки. Обычно этот этап растягивается тоже на две-три недели. Далее наступает период стабильности: «утряслось» расписание, учащиеся и учителя входят «в рабочий режим» деятельности.

В целом адаптационный период завершается примерно к концу октября. Успешность этого периода во многом зависит от способности педагогов и родителей принять во внимание и индивидуальные особенности ребёнка. Просчёты, допущенные в период адаптации, могут проявляться в устойчивой низкой успеваемости, проблемах поведения.

Аналогичный период проходит и во втором полугодии, после продолжительных зимних каникул. Однако, если после лета волна повышенного эмоционального настроения может охватывать две- три недели, то зимой эйфория длится два-три дня, максимум неделю.

Вторая четверть завершается на некотором эмоциональном подъёме: «впереди праздник и каникулы», а третья, напротив, имеет тенденцию заканчиваться эмоциональным спадом. В четвёртой четверти эмоциональный фон вновь повышается. Световой день становится длиннее, впереди лето. Но улучшение настроения не ведёт к усилению учебной мотивации. Попросту говоря, если в начале учебного года некоторым детям ещё не до учёбы, то в конце года им уже не до учёбы.

Такая цикличность периодов эмоционального настроения в течении учебного года требует широты подхода при выборе форм воспитания.

Как помочь нашим детям адаптироваться в современном мире? Насколько наши дети уверены в себе? По этому поводу с ребятами был проведен тест.

35% — низкая уверенность в себе.

50% — средний уровень уверенности.

15% — высокая уверенность.

«Насколько вы уверены в себе?»

  1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как вы поступите?

А) поищите удобного случая выяснить отношения;

Б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч

2. Когда вы входите в автобус или в трамвай, вас грубо толкают. Вы:

А) громко протестуете;

Б) молча пытаетесь прорваться вперёд;

е) ждёте, пока все войдут, и тогда, если получится, заходите сами..

3) Собеседник отстаивает противоположную точку зрения. Вы:

Б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его;

Д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.

4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:

Б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание;

Д) без колебания направляетесь в первый ряд..

5. Согласны ли с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах:

6. Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми:

7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:

8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы:

9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от её исполнения:

10. У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы:

Д) используете эту возможность;

Е) не используете.

11. Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы:

Б) под любым предлогом избегаете этого;

В) звоните без колебаний;

Е) звоните после долгих мучительных колебаний.

12. Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы:

Г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки.

13. Вам непонятны объяснения преподавателя. Вы:

Б) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым;.

В) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений;

Г) зададите вопрос после занятий, когда останетесь с преподавателем наедине.

14. Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:

Б) долго терпите, затем срываетесь на крик;

В) вежливо просите перестать разговаривать;

Е) молча терпите.

15. Кто-то лезет вперёд вас без очереди. Вы:

Б) глотаете обиду;

Е) молча терпите.

16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:

Б) очень трудно, не знаю что сказать;

Г) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьёзных затруднений.

17. Умеете ли вы торговаться:

18. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:

19. Вас хвалят за хорошую работу. Вы:

Б) не знаете, что сказать в ответ;

Д) благодарите за похвалу;

Е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочите благодарность.

20. При хорошем знании предмета вы предпочтёте сдавать письменный или устный экзамен:

В) мне всё ровно, это не повлияет на мой ответ.

Источник

Родительское собрание «Семья и психическое здоровье детей и подростков»
материал на тему

Тема собрания: «Семья и психическое здоровье детей и подростков»

В ходе собрания будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Семья и психическое здоровье детей и подростков.
  2. Права и обязанности родителей.

Скачать:

Вложение Размер
semya_i_psihicheskoe_zdorove_detey_i_podrostkov.doc 75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е. А. Бурыкина, МОБУГ № 2 г. Новокубанска

«Семья и психическое здоровье детей и подростков»

Тема собрания: «Семья и психическое здоровье детей и подростков»

В ходе собрания будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Семья и психическое здоровье детей и подростков.
  2. Права и обязанности родителей.
  3. Разное.

Всего родителей по списку: 24

Присутствуют на собрании: ___

Отсутствуют на собрании: ___

ЦЕЛЬ СОБРАНИЯ:расширить представление о роли семьи в формировании психического здоровья ребенка.

  • обсудить влияние способов семейного воспитания на психическое здоровье ребенка;
  • найти способы помощи детям;
  • предложить практические советы.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Сегодня мы поговорим о наших детях и о том, какую роль в их психическом здоровье играют взаимоотношения в семье. (Слайд 1)

Сегодня у нас в гостях:

  1. ___________________________________________________________
  2. ___________________________________________________________
  3. Социальный педагог

Итак, тема нашего собрания «Семья и психическое здоровье детей». Давайте сначала дадим определение понятию «здоровье». (Слайд 2)

Вот как определяет Всемирная организация здравоохранения, термин «Здоровье»:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»

Основываясь на определении ВОЗ, выделяют следующие компоненты здоровья (Слайд 3): физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье.

здоровье физическое – (Слайд 4) это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, выносливость, устойчивый иммунитет;

здоровье психическое (Слайд 5) включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.

здоровье социальное – (Слайд 6) гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей).

здоровье нравственное – (Слайд 7) система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.

Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом.

Одним из наиболее важных и необходимых условий функционирования и развития является психическое здоровье.

(Слайд 8) Психически здоровый человек – это, прежде всего, человек творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими.

Однако существуют факторы риска, которые вызывают нарушения психического здоровья. Семейные факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей, так как именно с емья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. ( Слайд 9 )

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Одним из факторов, нарушающих психическое здоровье является неправильное воспитание. (Слайд 10) Можно выделить следующие типы «неправильного» воспитания:

  • эгоцентрическое воспитание:
  • воспитание по типу неприятия:
  • сверхсоциализация ребёнка;
  • тревожно-мнительное воспитание.

(Слайд 11) Детям, которые стали жертвами эгоцентрического воспитания , с детства прививается мысль, что они способнее, умнее других, а потому имеют право на большее. Они и хотят всего достичь по-максимуму. Другое для них просто неприемлемо. В школе соперничество становится еще острее, неудачи переживаются глубже, особенно на фоне удач и успехов соперников . Чем слабее способности, тем ожесточеннее в таких случаях борьба и тем сокрушительнее последствия. Каждая неудача переживается как катастрофа, запуская механизмы болезни, ослабляется система организма. Естественно, такой ребенок нервный: плаксивый, обидчивый, ранимый. У него головные боли, бессонница. Такой ребенок может быть и трудным: вспыльчивым, требовательным, конфликтным, злым на язык, и родители опасаются его как трудного взрослого члена семьи и уступают ему во всем, чтобы не навлечь на себя гнев, а то и недетскую вражду.

(Слайд 12) Воспитание по типу неприятия формирует заниженную неосознаваемую самооценку. Однако в данном случае ребенок не примиряется с ней. Напротив, ощущение ущербности ожесточает его, вызывает чувство протеста. Он не враждует, а стремится не уступить, догнать, обойти. Ребенок честолюбив, и успех, максимальное самоутверждение необходимы ему, чтобы достичь в первую очередь самоуважения, а уже потом уважения со стороны других. В конце концов, переживания, неудачи надламывают его. Он устает, надрывается.

(Слайд 13) Третий вариант неправильного типа воспитания проявляется при сверхсоциализации ребенка . Он запрограммирован как робот на роль пай-мальчика или пай-девочки и перепрыгивает через детство. Детства нет, сверстники «плохие, глупые», и он общается только со взрослыми или со столь же «серьезным» однолеткой, как и он. Он чрезмерно ответственен. Все у него взрослоподобно — устремления, переживания, реагирование. Внутреннее напряжение, недетские переживания приводят такого ребенка к нервозности. Что-то не удается, противоречит его настроенности, и он раздражается, страдает от бессонницы. У него чаще всего общие нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, неустойчивость артериального давления.

(Слайд 14) При тревожно-мнительном воспитании наблюдается тревожное восприятие неудач, мнительность в отношении сверстников, воспитателей, учителей. Такой ребенок не честолюбив и не завистлив. Он тревожен, мнителен, боязлив, принимает все близко к сердцу, ждет неприятностей, бед. Он опасается сверстников, боясь унижения, и школы, где ожидает неудач. Чтобы обезопасить себя от неприятностей, он старается больше всех, готов не спать, чтобы все успеть. Этот ребенок в группе риска по сердечнососудистым заболеваниям, болезням почек и легких.

Также одним из факторов риска является тип отношения родителя к ребенку. (Слайд 15). От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений:

  • авторитетный (демократический);
  • авторитарный (деспотичный);
  • либеральный (попустительский);
  • индифферентный (безразличный).

(Слайд 16). Авторитетный стиль

Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Результаты: Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

(Слайд 17). Авторитарный стиль

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Результаты: Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия. (сделать акцент на отрицательных последствиях).

(Слайд 18). Либеральный стиль

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям. Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

Результаты: Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

(Слайд 19). Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

Результаты: Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т.ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению.

Сейчас я вам предлагаю выяснить, какого же стиля воспитания придерживаетесь вы, ответив на вопросы анкеты.

Итак, подсчитайте, пожалуйста, свои баллы. Результаты на экране.

Семья — совсем как маленькая вселенная (недаром ее образно именуют порой микромиром); создать хорошую, здоровую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых.

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения.

(Слайд 20) Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета. Родительский труд очень тяжел. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа, требующая сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования. Именно в семье формируется личность ребенка, определяются для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения.

С этого учебного года у нас в гимназии появился социальный педагог – Герасименко Светлана Юрьевна, которая всегда готова помочь вам в любой ситуации, связанной с воспитанием вашего ребенка. Светлана Юрьевна, вам слово.

Спасибо, Светлана Юрьевна.

Сейчас наши дети уже шестиклассники, процесс адаптации к средней школе пройден, но начинает другой, не менее тяжелый период – подростковый возраст. Возрастные особенности также накладывают отпечаток на поведение ребенка и их необходимо учитывать в процессе воспитания.

(Слайд 21) В 11-12 лет почти все дети пересекают рубеж подросткового возраста. (Слайд 22) У подростка появляется чувство взрослости – он начинает воспринимать себя как взрослого, интересоваться своим внутренним миром.

(Слайд 23) Общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности для подростков. Происходит отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. В отношениях со сверстниками подростки отрабатывают способы взаимодействия, проходят особую социальную школу.

(Слайд 24) Основным стимулом к учению у подростков является стремление занять определённое положение в классе. Подростка привлекают индивидуальные формы организации занятий, когда учитель лишь помогает ему. Оценка воспринимается подростком как возможность подтвердить свои способности

(Слайд 25) У подростка начинают развиваться сложные операции мышления, такие как синтез, анализ, освоение причинно-следственных связей. Вместе с развитием мышления развиваются и интересы ребенка, но они еще разноплановы и непостоянны.

(Слайд 26) В эмоциональной сфере проявляется тревожность в сфере общения со сверстниками. Раздражительность, возбудимость, агрессия или иногда апатия – это типичные эмоции для подросткового возраста.

Чтобы помочь своему ребенку успешно преодолеть все трудности подросткового возраста, придерживайтесь следующих правил:

(Слайд 27) У подростка в этом возрасте очень хрупкий организм, он может часто болеть. Все хронические заболевания также обостряются. Помогите ребенку справится с ними. (Слайд 28 – Слайд 32)

Надеюсь, данные советы помогут вам в процессе воспитания. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семей без проблем, без трудностей.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами.

Подводя итоги нашей первой части собрания, подчёркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к её решению. И не следует откладывать её решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребёнок ещё маленький.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Необходимо принять решение по данному вопросу. Слово для зачтения проекта решения предоставляется секретарю Леоновой Светлане Игоревне.

СЕКРЕТАРЬ: В ходе собрания было принято следующее решение:

  1. Строить взаимоотношения с детьми на основе сотрудничества.
  2. Провести психологическое тестирование среди учащихся с целью выявления проблем и их скорейшего предотвращения.
  3. Продолжить сотрудничество родителей и классного руководителя с целью воспитания психически здорового, активного и жизнерадостного ребенка.
  4. Продолжить работу по данному вопросу на последующих родительских собраниях.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Какие будут дополнения и предложения к решению?

Переходим к следующему вопросу нашего собрания. Разное.

Источник

Читайте также:  Что включает нацпроект здоровье
Adblock
detector