Психологическое здоровье школьников
статья на тему
В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей.
В статье дано определение психического здоровья, выявлены причины его нарушения, способы укрепления психологического здоровья школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskoe_zdorove_shkolnikov.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье школьников
Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний, т.е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.
Мне, к сожалению, довелось лично столкнуться с данной проблемой.
Вполне вероятно, если бы мы, педагоги и родители, относились к проблемам школьного обучения и развития детей более ответственно, то многих неприятностей удалось бы избежать.
В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей:
во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи
во-вторых , постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).
в-третьих , из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий. Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов?
Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.
Психологическое здоровье — это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию . Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. . Это состояние, когда у человека все светло и классно.
Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной.
Взаимное влияние телесных ( соматических ) и душевных ( психических ) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д.
Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности .
В. А.Сухомлинский еще в 1974 г. горячо убеждал «глухую» педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.»
А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.
Причины нарушения психологического здоровья школьников
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью
Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
Последствия стресса — появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.
Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам.
Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек.
Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.
Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.
С целью определения уровня тревожности учащихся я провела исследование школьной тревожности в 1, 9 и 11 классах. Были получены следующие результаты:
В 1 классе низкий уровень тревожности показали 40% детей, средний – 60% учащихся
В 9 и 11 классах низкий уровень тревожности показали 20% детей, средний–60% , повышенный – 20% учащихся.
Следует отметить, что характерная для выпускников повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.
И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.
Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в
- головных болях,
- слабости,
- снижении аппетита,
- нарушении сна,
- ухудшении памяти,
- рассеянности
Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.
Зависимости . Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора
Учителям и родителям следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.
Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.
Каковы же оптимальные условия развития психологически здорового ребенка?
- наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, которые должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростков;
- наличие у взрослых в целом положительного фона настроения, иными словами, взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора;
- наличие у ребенка социального интереса, т.е. способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие; социальный интерес проявляется в способности ценить жизнь и принимать точку зрения другого.
Учителям и родителям следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От учителей требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям необходимо всячески поддерживать школьника, доверять его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать.
Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»
Памятка «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»
- Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
- Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
- Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
- Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
- Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
- Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
- Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
- Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.
(для снижения уровня школьной тревожности)
- способствуйте и поощряйте самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
- не создавайте напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
- будьте более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;
- предъявляйте адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
- старайтесь быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
Источник
Психологическое здоровье школьников
материал по психологии на тему
Акция «За ЗОЖ», Памятка для родителей: «Психологическое здоровье школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura_54_abramovskih.doc | 229 КБ |
Предварительный просмотр:
делать сам. Если родители систематически делают уроки с ребенком, то постепенно он привыкнет свои проблемы перекладывать на других. А это становится мощным тормозом для развития интеллекта. Ученик, на «семейном буксире» постепенно утрачивает инициативу и способность бороться за хорошие оценки. И с каждым днем ему будет все труднее начать учиться самостоятельно.
- Также не следует демонстрировать излишнюю озабоченность неуспеваемостью или успехами своего ребенка. Вспомните себя в детстве: вам же хотелось, чтобы вас любили не за хорошие оценки и поведение, а самих по себе? Дети должны это чувствовать и тогда у вас и у них все получится!
Ребёнок должен точно знать, что если возникнут сложные ситуации, проблемы, в его жизни, родители ему готовы помочь.
Несказочная история для взрослых!
Как-то я отдыхала на берегу далекого огромного озера. Меня сразу удивило, что совсем рядом с нашим пирсом на старых корягах послушно сидели три чаенка. Они совершенно не боялись людей, клевали брошенные им булки и печенье и иногда отплывали от берега. Пара больших чаек, по-видимому их родителей, при этом тут же слетала с трубы большого дома и с громким криком сопровождала чаят в их свободном плавании. Когда они выбирались на берег, я заметила, что один из них хромает.
-Может быть, его поранила ворона, когда он был маленький? — поделилась я своими соображениями с хозяйкой.
— Нет, — ответила она мне и рассказала такую историю.
Чаята появились на свет в гнезде, который чайки устроили на крыше сарая у соседки тети Оли. Она решила не трогать их.
— Ворон меньше будет, — сказала она.
Чаята быстро подрастали. И вот однажды я заметила, как они по очереди падают с крыши на землю. А сосед дядя Коля старательно их поднимает и запихивает обратно в гнездо. Они падают снова, чайки волнуются, летают прямо над головой дяди Коли. А он продолжает возвращать их в родительский дом. Тогда-то один из чаят и поранил лапку, стараясь скорее скатиться с крыши и добраться до воды. Оказывается, чайки собирались «ставить чаят на воду», то есть обучать их плавать. А дядя Коля.
— Не продолжай, я все поняла, — сказала я и еще раз взглянула на трех чаят, доверчиво плавающих около нашего причала.
— Дядей Колей часто бывает каждый из нас. И в стремлении к свободе наши чаята тоже нередко ранят свои лапки.
Тут на соседнем причале начали чистить рыбу. И наши чаята показали, что они уже умеют летать. Пожелаем им счастливого полета! (Хухлаева О.В.)
автор- составитель: Абрамовских Елена Сергеевна
МБОУ «СОШ №54 г. Челябинска»
Психологическое здоровье школьников
Памятка для родителей
Что значит улыбка для ребенка? Мир в душе. Возможность расти и развиваться. Желание узнавать новое, действовать, ставить цели и добиваться их.
Но не все дети часто улыбаются . Вероятнее всего, нарушено их хрупкое психологическое здоровье. Поэтому оно требует особого внимания взрослых.
Психологическое здоровье — это
- наличие гармонии (согласованности) как между различными аспектами внутри человека (эмоциями и интеллектом, душой и телом, рациональностью и интуицией), так и между человеком и обществом;
- возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
- стремление развиваться, т.е. становиться лучше в различных жизненных сферах;
- сформированность основных возрастных новообразований;
- возможность полноценного функционирования, т.е. выполнения необходимых по возрасту социальных и семейных функций.
Что могут сделать родители для формирования и сохранения психологического здоровья своих чад:
- обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других (формировать адекватную самооценку);
- обучать навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами;
- навыкам понимания эмоционального состояния других людей;
- умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих;
- формировать потребность в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка);
- уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.
- Научите ребёнка правильно вести себя в ситуации стресса.
Стресс — состояние психологического напряжения в сложных условиях для ребёнка.
Для преодоления стресса крайне важно:
- Уметь владеть навыками самоконтроля.
- Стремиться сохранять привычный режим дня.
- Уметь переключаться с одной деятельности на другую.
- Стараться чаще общаться с природой, так как свежий воздух, вода, солнце, физическая активность помогают улучшить настроение, взглянуть на ситуацию немного иначе.
- Если Ваш ребёнок тревожен и испытывает страхи:
- Создайте ситуацию стабильности, доброжелательности.
- Чаще смотрите на своего ребёнка «добрыми глазами», обнимайте его, чаще общайтесь доверительно по душам.
- Будьте внимательны к ребёнку, его увлечениям, идеям, слушайте с интересом, участвуйте в диалоге, уважайте его мнение.
- Относитесь к страхам ребёнка с пониманием.
- Постарайтесь удалить из окружения ребёнка истеричных людей.
- Не рассказывайте ребёнку страшные истории. Не позволяйте смотреть страшные кинофильмы.
- Если Ваш ребёнок гипердинамичен:
- Всегда хвалите своего ребёнка, когда он заслужил.
- Говорите с ним спокойно и мягко.
- Старайтесь поддерживать распорядок дня, это помогает ребёнку настраиваться на работу и отдыхать правильно.
- Не допускайте переутомления от учебных нагрузок.
- Давайте одно задание на конкретный промежуток времени.
- Поощряйте деятельность, где необходима концентрация внимания.
Если ребенок не хочет идти в школу (неуспеваемость):
- Если хотите, чтобы в дневнике школьника были только хорошие оценки, запомните три слагаемых успеха: труд ребенка, ваше время и терпение. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, не награждать обидными эпитетами. Это не принесет никакой пользы, а его самооценку понизит еще больше.
- Вашей главной задачей является: психологически поддерживать ребенка, одобрять, подбадривать, показывать, что вы верите в его силы. Чаще говорите фразу «не волнуйся, ты сможешь».
- При выполнении домашнего задания ваша непосредственная помощь должна быть минимальной . Ребенок должен это понять с самого начала учебы. Скажите ему, что поможете ему разобраться только с очень сложной задачей, а остальное он должен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В практике преподавания музыки в школе арттерапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арттерапевтические методики, широко используемые психотерапевтами.
Презентация к семинару с педагогами.
В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей. В статье дано определение психического здоровья, выявлены причины его нарушения, спо.
Для современной системы образования важно не только качество знаний будущего выпускника, но и то, как в процессе обучения сберечь здоровье учащихся. В статье представлены рассуждения о том, что же мож.
Цели: познакомить родителей с методами работы, понятием «психологическое здоровье», развить понимание того, что, выбирая метод воздействия на ребёнка, необходимо учитывать возрастные особе.
1Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя.
ВведениеЖизнь невозможна без взлетов и падений. Жизненные сложности могут быть тягостными для одних людей и могут привести к стрессу, депрессии, а в дальнейшем и к ухудшению здоровья. Другие же люди и.
Источник