Меню

Психологическое здоровье семьи торохтий методика

Обработка специалистом полученных данных по всей методике.

В формировании общей характеристики психологического здоровья одной семьи, состоящей, скажем, из 4-х человек, специалисту предстоит обработать 640 ответов респондентов. Учитывая это обстоятельство, ему необходимо использовать аналитические таблицы частных методик, которые способствуют определению не только значения тех или иных коэффициентов, но и сравнительных характеристик членов семьи относительно того или иного показателя. Коэффициент конкретного показателя или в целом психологического здоровья семьи отражает уровень его развития и может использоваться для выявления общих тенденций благополучия семьи. В их математическом выражении наиболее четко выделяется доминантная составляющая, равно как и проблемная.

Данные вычисления коэффициентов по каждой из шести частных методик за каждого члена семьи заносятся в сводную аналитическую таблицу. Единственным исключением этому является общий для всех коэффициент сходства семейных ценностей, который представляется в общем для всех виде. По другим параметрам, у каждого члена семьи имеются свои значения коэффициентов, характеризующие его вклад в психологическое здоровье семьи в целом и показывающие возможных проблемных личностей и сферы их жизнедеятельности. В последующем суммируются коэффициенты, полученные по частным методикам и методом среднеарифметического подсчета определяется коэффициент за семью. Он записывается в графу «Общие выводы К(пзс)». Важным представляется выявление соотношения каждого из полученных коэффициентов.

Сводная аналитическая таблица с данными о психологическом здоровье различных типов семей

Респонденты (типы семей), обозначения Основные данные о психологическом здоровье семьи: (индивидуальные и общие характеристики)
Кссц Кфрс Ксра Квса Кэуд Кусд Кпзс
1.
2.
3.
4.
Временно проблемные семьи
Проблемные семьи
Кризисные семьи
Общие выводы К(пзс)

Для определения этих соотношений и общего результата обследования семьи, в соответствии с избранными в методике подходами поуровневой и комплексной оценки, применяется формула расчета коэффициента психологического здоровья семьи (Кпзс).

Кпзс = 0,166 (Кссц + Кфрс + Ксра + Квса + Кэу + Кусд)

Максимальное значение Кпзс = 1,0, что соответствует идеальному психологическому здоровью семьи. Реально же Кпзс всегда меньше 1,0 (точнее £ 0,9996). Функционирование семьи имеет место при 0,329 £ Кпзс

Исходя из расчетных значений составляющих его коэффициентов:

· норма психологического здоровья соответствует коэффициенту: 0,751

Для определения (оценки) уровня психологического здоровья семьи в качестве «целевых» признаков выступают характеристики каждой из частных методик. В то же время тактика работы с семьями показывает, что одни из них актуальны в повседневной жизни, другие проявляются реже, а третьи работают на перспективу. Одни дают о себе знать сразу же, а другие – со временем, когда страсти в семье казалось бы уже улеглись.

Возможны два различных подхода в формировании «целевых» характеристик. В одном случае в качестве таких характеристик используются значения полученных коэффициентов частных методик и их соотношения на текущий момент, а в других – характеристики изрекаются из содержания и структур опросников этих методик. В этих целях специалист, после первичной обработки материала, вновь возвращается к опросникам каждого члена семьи для определения конкретных причин, выявленных, с помощью той или иной методики, проблем.

В свою очередь в каждом из этих двух случаев возможны два различных способа получения информации: путем уточняющих бесед с членами семьи и проведения дополнительных целевых опросов по определенной проблеме с использованием известных методик. В первом случае используется способность психики личности реагировать на непосредственное воздействие раздражителей, во втором – применяется дублирование в поиске информации и подтверждение или не подтверждение первичных выводов. Кроме того, в качестве экспертов при определении «целевых» признаков могут выступать сами члены семьи.

К «прогностическим» относятся признаки, которые используются для прогноза будущих значений «целевых» признаков. В данной методике в этом качестве выступают индивидуальные характеристики, полученные с помощью частных методик. Именно по особенностями каждого члена семьи (группы), при сравнении их характеристик специалист безошибочно может определить качественную сторону внутрисемейных отношений, выявить проблемные места, обозначает тенденции развития психологического здоровья семьи. Поэтому возникает специальная вспомогательная задача поиска информативных для такого прогноза признаков.

Читайте также:  Что такое здоровье крылатые выражения

Решение данной задачи обычно осуществляется в два этапа.

Вначале следует провести анализ индивидуального проявления изучаемых показателей психологического здоровья семьи в основных функциях ее жизнедеятельности. Целью анализа является определение соответствия имевшихся у личности качеств требованиям конкретной функции семьи. На основе проведенного анализа составляется перечень качеств, которые необходимы конкретному индивиду для нормальной жизни в семье.

На втором этапе, исходя из этого перечня, изучаются социально-психологические особенности личности, для чего можно использовать известные психодиагностические тесты. Степень связи имеющихся социально-психологических качеств личности с успешностью или неуспешностью реализации семьей обозначенных функций определяется по величине коэффициента корреляции. Значение коэффициентов корреляции больше 0,3-0,4 по модулю свидетельствуют о наличии достаточно сильной связи между социально-психологическим качеством и целевым признаком, т.е. эти качества члена семьи обладают прогностической валидностью и могут быть включены в число прогностических признаков восстановления (поддержания) психологического здоровья семьи.

В психолого-педагогической диагностике семьи важно выделить следующие этапы: ознакомление клиентов (семьи) с проблемой психологического здоровья и объяснения им сущности и содержания методики; работа клиентов с частными методиками; обработка специалистом полученных данных, «формирование «целевых» и «прогностических» признаков, на основе которых специалист формирует диагноз семьи, а в последующем – выработку рекомендаций для всех лиц, причастных к решению изучаемой проблемы.

Реализация вышеизложенных процедур составляет первую часть работы специалиста с семьей. При этом он, учитывая ряд устойчивых закономерностей в формировании семьи и последующих стадиях ее жизнедеятельности (сходство семейных ценностей, уровень развития механизмов внутрисемейной интеграции и т.д.), может довольно точно выявить причины возникших психолого-педагогических проблем и определить систему мер социальной поддержки семьи.

Вместе с тем, в зависимости от полноты знаний, информации о конкретной семье, специалист, соблюдая нормы профессиональной этики, в ходе бесед, наблюдений, анализа результатов деятельности может определить и составить полную картину психологического здоровья семьи или отдельных сфер ее жизнедеятельности. В реализации этих знаний, составлявших вторую часть деятельности специалиста, важное место принадлежит моделированию проблемной ситуации семьи и поиск оптимальных путей ее разрешения.

Литература для самостоятельной работы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. –М.: Мысль, 1991. –299 с.

2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. –М., 1978.

3. Ваганов Н.Н. Стратегия охраны здоровья женщин и детей на 90-е годы. //Семья в России, 1995. –№ 1, 2.

4. Социальная педагогика: Монография /Под ред. В.Г.Бочаровой.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 368 с.

5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2002

6. Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. –М., 1994.

7. Журавлева И.В. Отношение населения к здоровью. –М., 1993.

8. Орлов А.Б. Возникновение новой психодиагностики: некоторые симптомы и тенденции. /Вопр. психол. 1985. -№5. –С.129-130.

9. Панкратьева Н.В. Здоровье – социальная ценность. –М.: Мысль, 1989.

10. Педагогика здоровья. –М.: Педагогика, 1990. –288 с.

11. Рабочая книга практического психолога: Технологии эффективной профессиональной деятельности. –М.: Красная площадь, 1996. –С.49-85.

12. Суслова Е.А. Социальная диагностика. Методы и способы ее осуществления. –М.: Педагогика, 1993. –220 с.

13. Торохтий В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи. –М.: ЦСП РАО, 1996. – 71 с.

14. Торохтий В.С. Семейная инфраструктура: состояние и перспективы развития / /Семья в России 1999. -№1-2. -С.54-61.

15. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. -М.: МГСУ «Союз», 2000. –228с.

16. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. –М., 2002

Источник

Диагностический инструментарий получения психологической информации о семье

специалист в области арт-терапии

Диагностический инструментарий получения психологической информации о семье

Проблемы достижения целей комплексного изучения семьи.

Методика Диагностики психологического здоровья семьи учащегося (Торохтий В.С.).

Перспективы применения Методики Диагностики психологического здоровья семьи учащегося (Торохтий В.С.)

1. Проблемы достижения целей комплексного изучения семьи.

Читайте также:  Что является основным показателем состояния здоровья

В достижении целей комплексного изучения психологического здоровья семьи, а также поуровневой его оценки важно учитывать предстоящие проблемы. В числе наиболее значимых имеют место диагностические проблемы получения информации о семье и ее психологическом здоровье.

В таком случае специалисту нужно не только знать, какую именно информацию необходимо получить, но еще и получить, выявить нужные ему обстоятельства. Например, если при изучении источников внутрисемейного конфликта, психологического расстройства специалисту нужно получить сведения об уровне удовлетворенности члена семьи, перед социальным работником возникает следующий вопрос: «Как выявить этот уровень удовлетворенности?». Решение этого вопроса связано как минимум с тремя проблемами: проблема интимности; проблема изменчивости; проблема разбросанности данных. Многие явления, представляющие в данном случае интерес, «разработаны» специалистами в разных сферах жизни семьи, в разные моменты ее существования. Возникает необходимость поиска путей решения всех трех проблем. Это сложная задача, связанная с соблюдением определенных принципов.

Проблема полноты информации , а значит, преодоления барьера интимности, предполагает более или менее длительное присоединение специалиста к семье. Это позволяет снять с членов семьи «излишнюю настороженность», т.е. возвратить их на уровень своего непринужденного поведения, занять ими свое привычное фоновое эмоциональное состояние. Это достигается соответствующим отношением специалиста, его благожелательностью, надежностью сохранения тайны услышанного и увиденного, умением обсуждать самые щекотливые вопросы жизни и быта семьи.

Проблема изменчивости психологической информации о семье вынуждает специалиста более строго относиться к процедуре ее сбора, обработки (с обязательным применением метода математической статистики), а также постоянном сравнении получаемых данных с данными предыдущих «срезов». Нередко решается при помощи технических средств, позволяющих увидеть «своими глазами» происходящее в «замедленном» темпе. Этой цели служит главным образом видеозапись и аудиоматериалы.

Проблема разбросанности данных предусматривает специальное создание экспериментальных психолого-педагогических ситуаций, в которых поведение членов семьи свидетельствует о наличии или отсутствии интересующего явления. Другая возможность изучения внутрисемейных процессов и свойств отдельной личности, проявляющихся эпизодически – это применение опросников, опирающихся на самооценку супругов.

В практике диагностики кроме общих имеют место частные проблемы, реализация которых осуществляется посредством конкретных методик изучения семьи в целом или отдельных аспектов ее жизнедеятельности.

2. Методика Диагностики психологического здоровья семьи учащегося (Торохтий В.С.)

Методика включает 10 диагностических шкал, в том числе 6 основных: шкала «семейные ценности», шкала «согласованность», шкала «социально-ролевая адекватность», шкала «адаптивность», шкала «ожиданий-достижений», шкала «семейное долголетие» и 4 вспомагательных: шкала «достоверность», шкала «предупредительность», шкала «сравнений» (лучше-хуже), шкала «различий (размышления-чувства).

Избранны перечень шкал отражает концептуальную позицию психологического здоровья семьи и играет важную роль в формировании базисных данных о его состоянии. Они позволяют выявить ведущие тенденции или несколько тенденций, придающих внутрисемейную окраску и определенную качественную специфику «образу психологии», «образу общения» и, наконец, «образу жизнедеятельности» семьи.

Учитывая новизну проблемы, автором в начале работы в доступной форме изложены важнейшие положения концепции психологического здоровья семьи, сущность методики и области её применения в практике социального работника.

Исходя из того, что семья является малой социальной группой, разработка методики осуществлена на учете важнейших закономерностей социальной психологии и педагогики, в частности, закономерностей развития динамических процессов малых групп. Одновременно в ней учитывается и характер тех проблем, которые присущи изучаемому явлению.

Успех применения методики во многом зависит от учета особенностей области ее применения, от умения специалиста приобщать к обследованию всех членов семьи и от правильности выбора доминирующих показателей психологического здоровья конкретной семьи.

Диагностика предполагает изучение шести значимых факторов психологического здоровья семьи по соответствующим частным методикам:

№ 1 «Семейные ценности».

№ 2 «Функционально-ролевая согласованность».

№ 3 «Социально-ролевая адекватность».

№ 4 «Адаптивность в микросоциальных отношениях».

№ 5 «Эмоциональная удовлетворенность».

№ 6 «Устремленность на семейное долголетие».

В зависимости от целей обследования семьи она может использоваться в «выборочном» или «полном» режимах получения данных о психологическом здоровье семьи.

«Выборочный» режим предполагает изучение отдельных или совокупности факторов, наиболее проблемных для семьи или некоторых ее членов. Он имеет место и при использовании какой-либо частной методики и наращивании ее известными опросниками, тестами с целью получения более расширенной информации об изучаемом факторе.

Читайте также:  Сильная молитва богу за здоровье

«Полный» режим нацеливает на обследование всех членов семьи по параметрам всех шести частных методик, что позволяет получить всестороннюю характеристику психологического здоровья семьи и разработать целевую семейную программу его восстановления.

Эту процедуру целесообразно проводить в три этапа . На первом этапе – ознакомление клиентов с методикой и их индивидуальная работа с опросниками.

Второй этап посвящается обработке данных специалистом, и определение им общего результата обследователя, а также выработка предварительных мер оказания психолого-педагогической помощи семье.

На третьем этапе специалист совместно с семьей обсуждает результаты обследования, формирует целевые и прогностические признаки семьи и составляет программу восстановления ее психологического здоровья.

3. Перспективы применения Методики Диагностики психологического здоровья семьи учащегося (Торохтий В.С.)

1. В семейной психотерапии:

а) на подготовительном этапе с целью выработки схемы совместных действий специалиста и членов семьи;

б) в ходе психотерапевтической работы для подтверждения или коррекции избранной схемы взаимодействия специалиста и семьи;

в) на завершающем этапе для определения эффективности психотерапевтических усилий и выработки семье рекомендаций на дальнейшее самосовершенствование.

2. В работе с подростками:

а) выявление причин девиантного поведения подростков;

б) выработка рекомендации на коррекцию их поведения.

3. При оформлении опекунства (усыновление, удочерение детей):

а) изучение состояния психологического здоровья семьи, решающей вопросы опекунства (для принятия окончательного решения);

б) изучение тенденций (изменений) психологического здоровья семьи после появления нового члена семьи и выработка ей рекомендаций.

4. В консультационно-коррекционной работе:

а) при стадийных изменениях в жизнедеятельности семьи с целью определения мер снижения остроты протекания адаптационных процессов (изменение состава, ролевой структуры семьи; изменение статуса семьи; изменение функциональной сферы и др.);

б) в профилактических целях при наличии или назревании в семье (между супругами, между родителями и детьми) конфликтов;

в) при формировании семьи и развитии внутрисемейных отношений.

5. В реабилитационной работе по восстановлению семей беженцев и вынужденных переселенцев:

а) изучение личностных и внутрисемейных деформаций, вызванных временным (длительным) раздельным проживанием семьи;

б) выработка рекомендаций дальнейшей социализации семей, оказавшихся в жизненно трудных ситуациях.

6.В системе подготовки социальных работников (семейных психологов, социальных семейных педагогов, специалистов по социальной работе различного профиля):

а) при разработке и реализации учебных программ, учебных заданий и учебно-методических пособий по проблемам социальной работы с семьей;

б) в период учебной и производственной практики студентов, слушателей в сфере социальной работы с семьей.

7. В деятельности социальных служб при главах администрации:

а) для организации мероприятий по паспортизации семей и создания банка данных об актуальных проблемах их жизнедеятельности;

б) в целях организации существующих и открытия новых структур социальной работы с семьей (центров, служб семьи, консультаций, клубов, обществ и т.д.) в микрорайоне, муниципальном округе, городе и т.д.).

8. В научной и научно-исследовательской работе:

а) для исследования проблем психологического здоровья различных категорий семей, выработки перспектив совершенствования государственной (региональной) семейной политики и социальной работы;

б) при подготовке научных и научно-педагогических кадров в области социальной работы с семьей;

в) при реализации совместных с зарубежными специалистами научных программ по социальной работе с семьей.

9. В развитии собственного психолого-педагогического потенциала членов семьи:

а) при организации и проведении семейного всеобуча;

б) для совершенствования навыков и умений членов семьи в самооценке, саморегуляции собственных состояний, отношений, а также в решении внутрисемейных проблем психологического здоровья.

Область применения методики во многом обусловливает объект обследования, способы и методы получения необходимых данных, цели их дальнейшего использования в социальной работе с семьей (принятие управленческих решений, разработка рекомендаций социальным работникам и их клиентам, непосредственная социальная защита или поддержка конкретной семьи и т.д.).

Источник

Adblock
detector