Психологическая помощь родителям воспитывающих детей с ОВЗ
статья по теме
Консультирование родителей воспитывающих детей с ОВЗ с использыванием личностно ориентированной патогенетической психотерапии, а также некоторые приемы и методы семейной системной когнитивно-поведенческой психотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическая помощь родителям воспитывающих детей с ОВЗ | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка — детский сад №24
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка [8].
Адекватная интеграция семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, в социум, обеспечение их социального статуса и расширение их возможностей требуют осуществления ряда специальных мер. Предпринимаемые меры должны быть направлены как на оптимизацию личностного развития членов семьи, так и на гармонизацию внутрисемейных и внесемейных межличностных контактов.
Роль психолога в данной работе с родителями в сравнении со значением деятельности других специалистов является первостепенной. Привлекая мать к работе с ребенком, психолог дает ей возможность испытать радость успеха, закрепить стенические эмоциональные реакции. Это позволяет рассматривать образовательный процесс как психокоррекционный. Главная задача специалиста — это продемонстрировать матери возможность поиска и обретения выхода из создавшейся ситуации путем реализации ее собственной деятельности.
Только деятельность [9],[10] и творческий процесс, направленный на созидание (развитие ребенка), могут вывести мать из состояния тревоги, отчаяния и позволят ей обрести новые жизненные ориентиры. Психолог не только обучает мать определенному минимуму педагогических знаний, но и внушает ей уверенность в успехе ее деятельности, помогает осознать потребность в этой деятельности. Психолог оказывает матери поддержку в любом случае, даже тогда, когда ее первые педагогические пробы не оканчиваются успехом.
Задачами психокоррекционного направления являются:
- формирование новых жизненных ориентиров родителей ребенка с ОВЗ;
- коррекция взаимоотношений в диаде родитель — ребенок с ОВЗ;
- коррекция нарушенного психологического состояния родителей (тревоги, ожидания неуспеха в учебе своего ребенка, состояний, связанных с пониманием себя как несостоятельного человека);
- коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношении с социумом (скандальное поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение, реакции протеста);
- гармонизация отношений между матерью с ребенком и членами семьи; членами семьи и другими (посторонними) лицами.
В качестве основы психокоррекционного подхода используется личностно ориентированная патогенетическая психотерапия [6],[7] , а также некоторые приемы и методы семейной системной когнитивно-поведенческой психотерапии [13].
Целью личностно ориентированного подхода является расширение сферы самосознания и самопонимания индивида. В результате этого процесса реконструируется поведение, а саморегуляция приобретает наиболее адаптивные формы.
Этот процесс направлен не столько на раскрытие внутреннего психологического конфликта, сколько на переориентировку родителей с общепризнанных моделей ценностей, которые были у них сформированы в виде родительских репродуктивных установок до рождения больного ребенка, на общечеловеческие ценности. Кредо матери в результате проведенных занятий трансформируется в формулу: «Я счастлива оттого, что у меня есть ребенок, я люблю его, а он любит меня».
Те же процессы происходят и в сознании отца ребенка: «Я люблю этого ребенка. Он слаб. Он нуждается в моей силе и помощи. Он принес мне счастье».
Психокоррекционный процесс в личностно ориентированном подходе направлен на изменения в трех плоскостях: когнитивной, эмоциональной и поведенческой [2],[3]. Каждое из направлений ставит определенные задачи.
В качестве механизмов коррекционного воздействия [1],[3] личностно ориентированной психотерапии рассматриваются: корригирующее эмоциональное переживание, конфронтация и научение.
Корригирующее эмоциональное переживание. Этот механизм предполагает в первую очередь наличие эмоциональной поддержки родителей ребенка с отклонениями в развитии со стороны психолога, принятие ребенка и проблем семьи полностью и безоговорочно. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее, положительное воздействие на самооценку и таким образом корригирует собственное отношение личности к себе.
Конфронтация. Под конфронтацией понимается «столкновение» клиента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, характерными эмоциональными и поведенческими стереотипами. Конфронтация осуществляется за счет «обратной связи» между участниками психокоррекционного процесса. «Обратная связь» позволяет каждой матери, участвующей в работе психокоррекционной группы, получать сообщения о том, какие эмоциональные реакции у окружающих вызывает ее поведение, каков ее имидж, какой она представляется окружающим, что в ее поведении вызывает одобрение, а что — негативную реакцию.
Отец ребенка с отклонениями в развитии также изменяет свою позицию. Для него наиболее существенным становится определение реальных перспектив ребенка и собственных возможностей оказания ему помощи.
Научение. Эта техника дает более высокие результаты при ее использовании на групповых занятиях, чем на индивидуальных. Группа выступает как модель реального социума, в которой проявляется поведение человека. Участвуя в интеракциях, родители проявляют типичные для них поведенческие стереотипы. Таким образом, появляется возможность увидеть как позитивные, так и неадекватные формы поведения родителей. Одновременно очень важным в контексте самоактуализации представляется тренинг самоутверждения . Социофобический страх возникает у некоторых матерей вследствие рождения неполноценного ребенка и всех сопряженных с этим последствий. Проявляющееся вторично чувство неудовлетворения собой приводит к еще большим затруднениям в реализации активного поведения, вызывая появление хронических эмоциональных нарушений.
В психокоррекционном направлении выделяются индивидуальная и групповая формы работы.
Индивидуальная форма работы осуществляется в виде бесед психолога с родителями ребенка с ОВЗ, она нацелена в основном на изучение биографии семьи ребенка, жизненного пути его родителей, особенностей их личности, истории заболевания ребенка, отношений с родственниками и знакомыми. В процессе беседы устанавливается или расширяется контакт, уже имевший место на этапе образовательно-просветительской работы, диагностической процедуры и консультирования.
В индивидуальной форме работы используются отдельные приемы гештальттерапии: «Незаконченное дело» Это техника, направленная на разрешение любой неудовлетворенной, часто не осознаваемой в полной мере потребности человека и «Диалог между сторонами собственной личности».
На групповых занятиях инструментом воздействия является психокоррекционная группа.
Каждое групповое занятие имеет определенные этапы. На каждом этапе занятий используются специальные психокоррекционные техники, направленные на конкретные цели, такие как формирование адекватного эмоционального состояния, нейтрализацию эмоциональных переживаний. Эмоциональное взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется на различных уровнях эмоциональной активности. [4] Выделяют четыре уровня организации контакта субъекта со средой, составляющих единую, скоординированную структуру базальной аффективной организации:
- уровень полевой реактивности;
- уровень стереотипов;
- уровень экспансии;
- уровень эмоционального контроля.
На каждом из уровней осуществляются свои специфические задачи, не заменяющие собой другие. Исключение же какого-либо одного из уровней может привести индивида к общей аффективной дезадаптации. Одновременно обращается внимание на то, что «чрезмерное усиление механизмов одного из уровней и выпадение его из общей системы также могут стать причиной аффективной дефицитарности» [4]
Конспекты групповых психокоррекционных занятий представлены в отдельных пособиях [5],[11],[12]
- Александров А. А. Современная психотерапия: курс лекций / А. А. Александров. — СПб.: Академический проект, 1997. — 335 с.
- Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции / Г. Л. Исурина // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л.: Медицина, 1983. — С. 231—254.
- Исурина Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Г. Л. Исурина // Групповая психотерапия / под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. — M.: Медицина, 1990. — С. 89—120.
- Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 197 с.
- Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. –– М.: Просвещение, 2008. — 239 с.
- Мясищев В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
- Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО Модэк, 1995. — 356 с.
- Никишина В. Б. Социально-психологическая детерминация нарушений психического развития детей: автореф. дис. д-ра психол. наук / В. Б. Никишина. — Ярославль, 2004. — 54 с.
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. — М.: Учпедгиз, 1957. — 215 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
- Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений / В. В. Ткачева. — М.: Гном-Пресс, 1999. — 64 с
- Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я — дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева. — М.: Гном и Д, 2000. — 160 с.
- Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. — СПб.: Речь, 2003. — 336 с.
Источник
«Психолого – педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo_-_pedagogicheskoe_soprovozhdenie_semey.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психолого – педагогическое сопровождение семей,
воспитывающих детей с ОВЗ»
Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Но, к сожалению, рождение ребенка с нарушениями в развитии, снижает ее социальный статус, изменяет, а нередко и нарушает весь ход жизни. Признание у ребенка дефектов в развитии почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Психологи Р.Ф. Майрамян, О.К.Агавелян выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к такому ребенку.
Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства неполноценности.
Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка.
Четвертая фаза – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не замыкались, не стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ — это помощь их родителям . Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка с отклонениями в развитии в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка.
При сотрудничестве детского сада с семьей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, главная роль отводится педагогу — психологу , который возлагает на себя функцию организатора и координатора всего сопровождения в целом.
Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально- психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание психолого – педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.
Задачами психолого — педагогического сопровождения являются:
- Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
- Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохраненных ресурсов положительного развития, как ребенка, так и семьи, на основе партнерства.
- Информирование родителей о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого — педагогической и медико– социальной помощи.
- Развитие детско — родительских отношений.
- Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психо — коррекционный процесс.
- Содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий ее оказания.
- Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи и поддержки.
- Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
- Способствовать преодолению психологических барьеров.
Основные этапы процесса психологического сопровождения:
- Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
- Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
- Психолого — педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
- Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик ( составление социально- психологической карты семьи).
- Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
- Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
- Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
- Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы.
- Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (« Новый год», « 8 марта», « День матери» и др.)
- Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
- Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Работа с родителями должна строиться на следующих принципах:
1.Личностно — ориентированный подход к детям, к родителям , где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2.Гуманно — личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, формирование позитивной «Я — концепции » каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3.Принцип комплексности — психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, дефектологом. воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.
4.Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно — значимым для ребенка.
5.Принцип конфиденциальности — вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы ДОУ, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
- Коллективные формы взаимодействия:
- Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ в начале и в конце учебного года, где происходит информирование и обсуждение с родителями задач и содержания коррекционно – образовательной работы, решение организационных вопросов, информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями.
- Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже двух раз в год и по мере необходимости, где происходит обсуждение задач , содержания и форм работы с детьми в семье, решаются текущие организационные вопросы.
- « Дни открытых дверей. Родители посещают детский сад , вместе с ребенком, наблюдая за работой специалистов.
- Семинары – практикумы. Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
- Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
- Проведение совместных праздников и развлечений, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком ( мама рядом).
- Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско – родительских отношений
2.Индивидуальные формы работы :
- Анкетирование родителей проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости с целью получения информации о ребенке, семье, определения запросов родителей о дополнительном образовании детей, определения оценки эффективности работы специалистов и воспитателей, определение оценки родителями работы ДОУ.
- Беседы и консультации специалистов . Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями с целью оказания индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.
- Родительский час . Проводится учителями – дефектологами один раз в неделю во второй половине дня с целью информирования родителей о ходе образовательной работы с ребенком.
- Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.
- « Служба доверия» или « Почтовый ящик» — организация обратной связи для родителей. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями, отзывами и пожеланиями родителей с целью оперативного реагирования администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.
- Использование современных устройств для общения с родителями : виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи
3.Формы наглядного информационного обеспечения :
- Информационные стенды и тематические выставки, литературы, фото. доска объявлений . Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах с целью информирования родителей об организации коррекционно — образовательной работы в ДОУ.
- Выставки детских работ . Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы с целью ознакомления родителей с формами продуктивной деятельности детей, привлечения и активизации интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
- Открытые занятия специалистов и воспитателей .Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями с целью создания условий для объективной оценки родителями успехов своих детей и наглядного обучения родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях. Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему
- Размещение информации на сайте учреждения с целью информирования родителей о работе ДОУ и других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями.
В результате такой работы родители учатся не стесняться своего ребенка , воспринимать таким, какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально- волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей , что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.
Источник