Психологическое здоровье ребенка в семье
презентация к уроку по психологии
материал для психологов в работе с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическое здоровье ребенка в семье Педагог-психолог: Шактар-оол Кара-кыс Сергеевна
Семья – это замечательное слово, которое означает уют, тепло, поддержку близких и просто общение
Когда семья и окружающие доброжелательно относятся к ребёнку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие: – чувство уверенности и защищённости. — преобладает жизнерадостное настроение . — развитие личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, хорошего отношения к другим людям. Всё это свидетельствует о том, что ребёнок растёт психологически здоровым.
Что такое здоровье? По ВОЗ Здоровье это — – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков. — физическое — психическое — социальное . Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом
Психологи считают, что эмоциональная сфера крайне важна в развитии ребёнка. Эмоции являются показателем общего состояния ребёнка, его психического и физического самочувствия.
-Что оказывает влияние на эмоциональное благополучие или неблагополучие ребёнка? Сравним наше мнение и факторы, предложенные психологами: Ускорение темпа жизни. Дефицит времени родителей. Нет условий для снятия напряжения и расслабления. Невротизация родителей. Неумение решать внутриличностные конфликты. Неудовлетворённость условиями жизни. Дисгармония семейных отношений, семейного воспитания. Нарушения в детско-родительских отношениях.
Во взаимоотношениях с ребёнком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы взаимодействия. Важны родительские установки – эмоциональное отношение к ребёнку, поведение с ним. . Они могут оказывать негативное и позитивное влияние на ребёнка.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
Благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность , возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность
стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты.
неблагоприятный психологической климат в семье члены семьи испытывают тревожность эмоциональный дискомфорт напряженность отчуждение конфликтность межличностных отношений когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.
«Родительские установки». Негативные установки Последствия Позитивные установки Горе ты мое! Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликты. Радость ты моя! Нытик, плакса! Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность. Поплачь, станет легче! Ты копия своего папочки! Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями. Папа у нас замечательный! Мама у нас умница! Неумейка! Откуда у тебя только руки растут! Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности. Попробуй еще раз, и у тебя обязательно получится! Давай попробуем вместе.
Ты обидел маму! Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику. Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна. Я тебя все равно люблю! Но мне очень неприятно — постарайся не поступать так больше. Займись чем-нибудь, отстань. Отчуждение, озлобленность. Иди ко мне, давай подумаем, чем мы займемся. Только и слышу: «Купи! Купи!» Надоел со своими просьбами! Агрессия, капризы, истерики. Мне бы хотелось купить тебе, но у меня нет денег.
Типы семейного воспитания: 1.Авторитетный – теплые, доверительные
Авторитетный стиль Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
2. авторитарный- холодные отношения
Авторитарный стиль Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия. (сделать акцент на отрицательных последствиях).
3. Либеральный-дети садятся на шею
Либеральный стиль Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми
4. Индифферентный — попустительский
Индифферентный стиль Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т.ч . и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению.
Принципы общения с ребенком • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. • Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его. • Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему. • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, каждый имеет свой путь развития, а сравнивайте его поступки и достижения с ранее приобретенными. • Будьте вежливы с ребенком, и тогда он усвоит именно такую манеру взаимодействия. •
Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть он знает, что Вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он убирает игрушки, съедает кашу и т. д. • Установите определенные правила в семье, следуйте им ежедневно, это поможет избежать большого количества нотаций. • Запретов должно быть немного, они нужны для ощущения безопасности Вашему ребенку. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено. • Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строги, не ущемляйте достоинства малыша. • Расширяйте поведенческий репертуар ребенка, проигрывая с ним различные ситуации, Вы строите доверительные отношения, учитесь понимать его, сочувствовать, сопереживать. А он в свою очередь, начинает лучше понимать Вас. • Будьте терпеливы, не допускайте чрезмерных вспышек в ответ на неудовлетворяющее Вас поведение ребенка; • Обнимайте ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день
«Как сохранить психическое здоровье ребенка» Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы. Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение. Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом. Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины». Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам. Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным. Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал родительского собрания будет интересен педагогам и родителям.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, соответственно и здоровье детей. Он не является чем-то неизменным, данным ра.
От согласованности школы и семьи зависит многое: продвижения ребенка, его успехи и достижения — его будущее. Фундаментом всего является конечно же здоровье.
Презентация содержит сведения о психологическом климате семьи, стилях семейного воспитания, рекомендации для родителей.
Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным во внутрь.
Цель: показать родителю роль стиля семейного воспитания в сохранении психического здоровья ребенка и дальнейшей профилактике отклонений в его развитии.
Источник
Презентация на тему «Психологическое здоровье современной семьи»
Презентация на тему: «Психологическое здоровье современной семьи». Автор: Shesnok. Файл: «Психологическое здоровье современной семьи.ppt». Размер zip-архива: 805 КБ.
Психологическое здоровье современной семьи
Психологическое здоровье современной семьи
Определение
Психологическое здоровье семьи — это комплексный обобщенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности. Это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. Психологическое здоровье — это интегральный показатель функционирования современной семьи, отражающий качественную сторону протекающих в ней социальных и психолого-педагогических процессов.
Психологическое здоровье семьи — это повседневное ее состояние,
сихологическое здоровье семьи — это повседневное ее состояние, реакция на текущие факторы жизни. Психологическое здоровье семьи может поддерживаться в той или иной степени частью или всеми членами семьи, компенсационными возможностями ситуативно-значимых показателей. Психологическое здоровье семьи как отражение состояния определенной функции может проявляться и в других ее сферах жизнедеятельности. Психологическое здоровье семьи всецело определяется характером сложившихся взаимоотношений среди супругов.
Основные критерии:
Сходство семейных ценностей Функционально-ролевая согласованность Социально-ролевая адекватность Эмоциональная удовлетворенность Адаптивность в семейных отношениях Устремленность на семейное долголетие Идентичность и стабильность семьи
Сходство семейных ценностей
Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции. — Первая — поляризация ценностных ориентаций среди членов семьи, как правило родителей и детей. — Вторая — деформация семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воздействие на психологическое здоровье семьи.
Функционально-ролевая согласованность
Функционально-ролевая согласованность представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи. Этот показатель предполагает высокую степень синхронности действий членов семьи, самостоятельно включающихся в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи. Тесная взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга придают семейной системе стабильность и устойчивость.
Социально-ролевая адекватность
Социально-ролевая адекватность обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой по сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (отец — мужчина, лидер, добытчик, опора в трудной ситуации и т. п.; жена — заботливая мать, хозяйка, хранительница домашнего очага и т. п.; дочь, сын — помощники родителей, опора в будущем, наследник — наследница и т. д.). Однако при усвоении социального опыта каждым членом семьи как личностью сегодня все больше обнаруживается противоречие между ее внутренней позицией по отношению к приписанной роли и нормативно одобряемым образцом поведения в ней. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личностью, что характеризует падение уровня развития семьи.
Эмоциональная удовлетворенность
Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости — «пристрастное отношение» друг к другу — составляет особое качество здоровой семьи. Эмоциональные связи между членами семьи опосредуются их совместной деятельностью, задачами, которые стоят перед всем семейным коллективом. В то же время эмоциональная удовлетворенность в семье является важнейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Рейтинг этого показателя в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружеских отношений, целями воспитания детей, методами достижения результата и т. д.
Адаптивность в семейных отношениях
Адаптивность в семейных отношениях характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня. Семья может успешно решать одну из главных своих психологических задач — эмоциональную разрядку лишь в том случае, когда каждый член семьи будет стремиться сохранить в ней традиционный характер межличностного общения близких людей, комфортность эмоционального фона отношений. На адаптивность супругов в микросоциальных отношениях существенное влияние оказывают проблемы, связанные с «синдромом сгорания». Всякое превышение нормы профессиональных контактов, что чаще наблюдается у представителей профессии типа «человек-человек» (врачи, педагоги, менеджеры, милиционеры, священники, общественные деятели, психологи, социальные работники и т. д.), приводит к коммуникативному перенасыщению, сопровождающемуся со временем нарастанием раздражительности, усталости, переходом на «силовые методы» воздействия на окружающих (чаще детей или супруга, супругу). Способность члена семьи оставить все эти состояния «при входе в семью» и принять ее законы жизнедеятельности составляет важный показатель психологического здоровья семьи.
Устремленность на семейное долголетие
Устремленность на семейное долголетие представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели. В формировании, выборе способов их достижения и предполагаемом результате отражаются потребности, намерения, интересы, желания и установки, как правило, каждого члена семьи. Удовлетворенность их реализацией — важнейшее условие поддержания активности семьи в определении новых рубежей жизнедеятельности. В этом и состоит смысл основных механизмов устремленности на семейное долголетие. В свою очередь психологически здоровая семья позитивно влияет на внесемейную деятельность ее членов (профессиональную, учебу и т. п.), тем самым обеспечивая «семейную подзарядку», привносимую членами семьи извне.
Идентичность и стабильность семьи
Идентичность и стабильность семьи. Один из основателей семейной терапии Н. Аккерман ввел два понятия — «идентичность» и «стабильность семьи». Семейную идентичность он определял как содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тревог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи или взаимодополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей. Другими словами, семейная идентичность — это эмоциональное и когнитивное «Мы» данной семьи. Семейная идентичность связана с самосознанием личности и может характеризоваться различной степенью включения или противопоставления «Я» и «Мы». Стабильность семьи, которую точнее было бы обозначить как «сохранение в изменении», предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию.
Наряду с вышеназванными основными показателями психологического
здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и другие. Все эти элементы психологического здоровья отражают устойчивые, по-своему сложившиеся в конкретной семье социально-психологические явления, подверженные управлению как внутри, так и внесистемным воздействиям.
Свойства психологического здоровья семьи:
— Гуманность (психологическое здоровье семьи предполагает развитость гуманистических начал, заботу и внимание к человеку как высшую семейную ценность); — гармоничность (психологическое здоровье предполагает высокий уровень совместимости членов семьи, гармоничность их отношений); — жизнеспособность (психологическое здоровье семьи подчеркивает прочность внутрисемейных связей и взаимозависимостей в отношении воздействий дезорганизующих факторов); — системность (психологическое здоровье представляет собой систему логически взаимосвязанных элементов, а поэтому его изучение предполагает системный подход в разработке и выявлении значимых показателей); — целостность (психологическое здоровье — это целостное явление, а значит, изменение одних элементов неизбежно влечет изменение других его составляющих); — динамичность (психологическое здоровье является динамическим образованием, процессу развития которого присущи определенные этапы и свои специфические закономерности).
Основные условия управления психологическим здоровьем семьи
сновные условия управления психологическим здоровьем семьи
Развитие мотивации брачно-семейных отношений; формирование правильных представлений о семье и принципах ее функционирования; привитие навыков и умений внутрисемейной коррекции дезорганизующегося поведения отдельных членов семьи; своевременное регулирование внутрисемейных (супружеских) отношений на основе развития всех видов совместимости; актуализация факторов стабилизации семьи; вовлечение семьи в активную жизнь социума.
Источник