Семья как фактор психологического здоровья дошкольников
Елена Новикова
Семья как фактор психологического здоровья дошкольников
Любовь в семье – счастливые дети.
«Дети – это цветы жизни» — так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок» – это сделать его счастливым. …
Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.
Как писал профессор психологических наук Никифоров Г. С. : «психология здоровья определяется как наука о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути». Главным незаменимым социально-психологическим фактором здоровья ребенка является семья. Сложно представить себе, но именно через родителей ребенок получает в наследство от многочисленных родственников прошлых поколений предпосылки состояния здоровья.
Давайте посмотрим, как определяет психологическое здоровье (или психическое здоровье)Всемирная организация здравоохранения: «психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах. Замечательные суждения, правда?
Психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от культуры семейных отношений, от качества семейной атмосферы, от традиций здорового образа жизни, от психологического климата в семье и от многих других компонентов семейной жизни. В этой связи, интересна позиция теории круговой модели Д. X. Олсона,согласно которой для успешной семейной атмосферы необходимо одновременное наличие трех компонентов: сплоченность (степень эмоциональной связи между членами семьи, адаптация (характеристика того, насколько гибко семейная система способна приспосабливаться и изменяться при воздействии на нее стрессоров) и коммуникация.
Формирование здоровья ребенка в ряде случаев связано с изменением состояния семьи в целом: приобретение семьей в случае необходимости способности эффективного преодоления стресса и адекватной коммуникации. В связи с этим требуется не только оказать семье психологическую помощь, а, прежде всего, помочь семье обрести психологическую компетентность — в этом состоит одно из направлений работы психологов и педагогов по поддержке здоровья детей!
Интересное наблюдение социологов и психологов было сделано в вопросе влияния семьи на детское психологическое здоровье: «здоровые» семьи отличаются наличием компетентности у всех ее членов. Это значит, в первую очередь, умение каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, позитивное психологическое пространство семьи. Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.
Родителям необходимо запастись знанием и пониманием себя, ребенка и окружающих людей, умением без ущерба для себя и других решать возникающие проблемы, находить способы преодоления своих негативных состояний, а также способностью оказать помощь другим. В этом и состоит так называемая компетентность родителей.
Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу каждый ее член должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Но. если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.
Самые страшные последствия неблагополучной семейной атмосферы появляются в нарушениях психо -эмоциональной сферы или ребенка, что привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.
Именно здесь проявляется важность роли психологической компетентности родителей, которая препятствует развитию у детей патологических привычек и различных негативных зависимостей (телевизионной, компьютерной и др.).
Хочется отметить основные критерии оценки психологического здоровья семьи,а именно:
• позитивное психологическое пространство семьи, которое складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. К сведению, для оценки этого критерия активно используются опросники для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса.
• Социально-психологическая адаптация, то есть овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную группу. При этом важным является не только достижение цели, но и сохранение благоприятного психофизиологического и эмоционального состояния.
• Адекватное взаимодействие семьи.Взаимодействие как процесс характеризуют: совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. Взаимоотношения определяются и задаются личными качествами людей, структурой их личности, формирующейся в процессе воспитания.Нарушения во взаимоотношениях детей со сверстниками и с педагогами связаны с нарушениями в семейном воспитании и могут быть зафиксированы по результатам социометрического обследования в неблагополучном социометрическом статусе ребенка: отвергнутый, изолированный, условно принятый (при наличии одного положительного выбора).
Итак. Семья, являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала».
Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Вызывает уверенность в том, семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.
Консультация для родителей «Детское воровство» Каждый ребенок жадничает по-своему и причины у него на то свои. Чаще всего жадность не причина, а результаты тех или иных психологических.
План работы творческой группы ЗОЖ Цель: совершенствование оздоровительной работы с применением различных компонентов ЗОЖ Содержание 1. Подбор литературы и практического.
Источник
Психологическое здоровье ребенка в семье
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_rebenka_v_seme.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье ребенка в семье
Речь пойдет о важности сохранения, укрепления психологического здоровья ребенка в семье. Уделим внимание общению родителей с детьми, сотрудничеству и сотворчеству, участию родителей в значимых для ребенка видах деятельности.
В данном случае – этим видом деятельности будет ИГРА.
Термин «психологическое здоровье» возник недавно, но уже достаточно широко используется в психолого-педагогической практике. В чем же специфика психологического здоровья?
Психологическое здоровье как целостное состояние личности нередко выражается такими понятиями как:
• Внутренний душевный комфорт
К числу необходимых условий психологического здоровья относят и доминирование позитивных эмоций над отрицательными.
Сегодня психологическое здоровье рассматривают как необходимое условие полноценного проявления, функционирования, развития человека в процессе жизнедеятельности. И не только в зрелые годы, а и на первых этапах жизни – в раннем и дошкольном детстве.
В силу своих возрастных особенностей дети порой еще не владеют всеми составляющими психологического здоровья. Однако основы эти закладываются уже сейчас. И нам с вами важно это время не упустить!
Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Период игр с прятаньем, убеганием и др. связан с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней. Можно без преувеличения сказать, что почти все самые основные и коренные наши реакции вырабатываются и создаются в процессе детской игры.
Такое же значение имеет элемент подражательности в детских играх: ребенок активно воспроизводит и усваивает увиденное им у взрослых, учится тем же отношениям и развивает в себе первоначальные инстинкты, которые
Хочется обратить особое внимание родителей на детскую игру. И не просто обратить внимание, а принять в игре со своими детьми непосредственное участие.
Сегодня игра рассматривается как наиболее адекватная деятельность для восстановления чувства единения с другими людьми, чувства близости, контакта, излечения эмоциональных ран.
Мы живем в такое время, когда очень много детей, испытывающих депривацию (ущемление) потребности в общении с родителями. Увеличивается число семей, которые нуждаются в возрождении, установлении взаимопонимания, теплых, близких взаимоотношений, так значимых для психологического здоровья ребенка.
«Игра – это нечто наиболее подходящее из всего, что было изобретено человечеством с целью установления тесного контакта» (Коэн Лоренс). И он, как свидетельствует жизненный опыт и специальные исследования, прав. А все ли родители участвуют в детских играх? Готовы ли современные папы и мамы стать партнерами ребенку в так значимой для него деятельности? Что важно, необходимо, чтобы быть принятым в детскую игру? Родители в разной степени участвуют в детских играх:
Всегда стараюсь принять участие в его играх
Никогда не отказываю
Если есть время
Взаимодействуя с детьми в игре, родители преследуют разные цели. Наиболее часто свое участие в играх родители обосновывают стремлением поддержать игровой замысел ребенка, расширить, уточнить представления ребенка об отражаемой им сфере действительности, содействовать его интеллектуальному развитию, социализации, готовности к школе.
К сожалению, такие функции игры, как средство установления близости, доверия, единения, терапевтическая – «лекарства от эмоциональных ран» редко осознаются и используются родителями.
Как же тогда взаимодействовать с ребенком в игре?
Как хочется малышу принять участие в жизни папы и мамы, в жизни взролсых людей. Пусть не по-настоящему. Пусть «понарошку». А что если в это … поиграть?
Включаясь в детские игры, родители занимают в ней разную позицию. С особой легкостью, естественностью удается, как правило, установить доверительные контакты с играющими детьми родителям, способным занять в ней «игровую позицию». Готовность к такой позиции делает их обычно желанными соучастниками детской игры.
Под «игровой позицией» чаще всего понимается особое отношение взрослого к детям, выражаемое при помощи игровых приемов. Такая позиция основывается на общих принципах игры (прежде всего самоценности, внеутилитарности, добровольности, игровом пространстве и др.) и предполагает овладение внутриигровым языком, выражены в слове, жесте, мимике, пластике.
«Дочке так нравится играть с папой. Она им руководит, предлагает разные роли: и мишкой побыть просит и зайчиком, который лапку поранил, и капитаном на корабле. А он в игре ей подыгрывает, забавляет».
Большинство родителей испытывают затруднения в игровом взаимодействии с детьми. Им представляется сложным занять «игровую позицию», войти в мир детской игры, оказать воздействие на ее развитие, личность, эмоциональное состояние своего сына (дочери) в процессе игры.
Играть с детьми надо пробовать, учиться!
Учимся общаться с ребенком, играть с ним. Успех в работе будет если происходит обогащение психологической культуры воспитывающих ребенка взрослых. Повышение их чувствительности к эмоционально-значимым переживаниям ребенка; освоение, понимание ими основных закономерностей и факторов психического развития ребенка; овладение способами сопричастного, игрового взаимодействия со своим сыном (дочкой) ; оказание содействия в активизации форм и средств эмоционального и телесного контакта взрослого и ребенка.
Научившись играть с ребенком, мы обогатим свои реальные возможности охраны и укрепления психологического здоровья детей в условиях семьи.
В процессе совместных игр родители начинают лучше понимать своих детей, осознавать, что игра – не такая уж пустая трата времени, приобретают умения игрового взаимодействия. Ребенок же ощущает свою важность, нужность для родителей, их заинтересованность в значимой для него деятельности. Снижается тревожность детей, возрастает эмоциональная близость родителей и ребенка, что так значимо для психологического здоровья членов семьи, полноценного развития малыша.
Родители – не жалейте времени на игру. Пусть ваше отношение к игре своего ребенка будет проникнуто сознанием глубокой ценности игровой деятельности – как орудия самовоспитания ребенка.
Источник