Меню

Психологическое здоровье семьи доклад

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ
статья на тему

в статье описываются основные современые психологичемкие проблемы воспитания детей в семье

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 15.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ

Суганова Галина Петровна,воспитатель

Шашкова Клавдия Ивановна,воспитатель

д/с № 173 «Василек»

АНО ДО «Планета детства «Лада»,

Аннотация: в статье описываются основные современые психологичемкие проблемы воспитания детей в семье.

Ключевые слова: семейное воспитание, детско-родительская школа, эмоциональная бедность.

Сложные и противоречивые социально — экономические процессы, характерные для современного этапа развития общества в нашей стране, достаточно тяжело отразилось на состоянии практически всех групп населения. Но в самой значительной степени они сказались на наименее защищенной категории – детях.

Существенные изменения происходят в институте семьи, дети зачастую перестают быть её ценностью. В работе ДОО, мы решили направить свою деятельность на оптимизацию детско-родительских отношений в рамках детского сада посредством организации работы детско-родительской группы.

В содержание работы мы включали разнообразные методы, эффективные как для ребёнка, так и для взрослого. Мы выделили несколько основных правил для проведения совместной деятельности:

— формирование группы происходит на добровольной основе – через красочное, яркое объявление в группе за неделю до начала мероприятия;

— вместе с ребёнком занятие посещает кто-то из родителей;

— количественный состав группы 8-10 пар;

— каждое занятие включает в себя какой-нибудь вид продуктивной деятельности, в которой функции лидера и «ведомого» разделяются между родителями и ребёнком;

— в конце занятия – обязательное вручение небольших подарков-сюрпризов детям.

В нашем детском саду прошли «встречи» с родителями и детьми по темам: «Поиграй-ка», «Игры, в которые играют…», «Семейная игротека», «Любить ребенка. Как?», «Ох, уж эти ссоры».

Темы «встреч» выбирались совместно с родителями через анкетирование и «Книгу предложений».

Примерный план работы детско-родительской группы:

Ноябрь : I групповая встреча с элементами тренинга «Счастье детей в наших руках».

Цель: способствовать созданию условий для развития толерантности и бесконфликтного общения родителей со своими детьми.

Методы: элементы арт-терапия и игротерапия, опрос (анкетирование) родителей, информационная составляющая, решение проблемных ситуаций.

1. Результаты анкетирования

2. Информационный блок – знакомство с правовым пространством по защите детей.

3. Работа в подгруппах – «Проблемные ситуации», упражнения «Скала», «Коллаж».

4. Обратная связь – рефлексия.

Январь: II групповая встреча «Укрепление эмоционального контакта между родителями и детьми» — проводится совместно с детьми и родителями.

Цель: способствовать приобретению родителями опыта взаимодействия и взаимопонимания с детьми и другими участниками группы, укрепление эмоционального контакта между родителем и ребёнком, содействие вербальному и невербальному общению родителя и ребёнка.

Методы: элементы и приёмы сказкотерапии (сочинение новых, разыгрывание известных сказок), элементы игровой терапии и арт-терапии.

1. Эмблема семьи;

2. Игры с элементами тренинга «Теремок», «Сказки перепутались»;

3. Коллаж «Счастливая и дружная семья»;

4. Игра с элементами тренинга «Паутинка».

5. Обратная связь – рефлексия.

Март: III групповая встреча «Ох, уж эти ссоры, или немного о детской конфликтности».

Детско-родительский тренинг для дошкольников и их родителей «Навстречу друг другу».

Цель: приобретение родителями опыта взаимодействия и взаимопонимания с детьми и другими участниками группы, получение информации для бесконфликтного общения со своими детьми.

Май: IV групповая встреча «Любить ребёнка. Как?» — проводится совместно с родителями и детьми.

Цель: способствовать приобретению родителями опыта взаимодействия и взаимопонимания с детьми и другими участниками группы, укрепление эмоционального контакта между родителем и ребёнком, содействие вербальному и невербальному общению родителя и ребёнка.

Результаты совместной деятельности детей с родителями оформляем в выставку, фотогазетах в родительских уголках на группах (с целью мотивировать других родителей и детей).

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями. условиях детского сада детско-родительских групп.

1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривается теоретические аспекты понятия психологическое здоровье и даются методические рекомендации по сохраниению психологического здоровья детей дошкольного возраста.Данная разработка со.

«Дети – это цветы жизни» — так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок» – это сделать его счастливым.….

Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического климата семьи.

Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического климата семьи.

Данная презентация очень полезна для родителей тем, что родители узнают о функциях семьи и составляющей здоровья семьи.

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно .

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на .

Источник

Психологическое здоровье современной семьи

Психологическое здоровье семьи — это комплексный обоб­щенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности.

Это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. Психо­логическое здоровье — это интегральный показатель функцио­нирования современной семьи, отражающий качественную сто­рону протекающих в ней социальных и психолого-педагогичес­ких процессов.

К основным критериям психологическою здоровья семьи В. С. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функцио­нально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекват­ность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Рассмотрим особенности их проявления.

1. Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к об­щечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции. Первая — поляризация ценностных ориентации среди членов семьи, как правило родителей и детей. Вторая — деформа­ция семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов се­мьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воз­действие на психологическое здоровье семьи.

2. Функционально-ролевая согласованность представляет со­бой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопони­мание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи. Этот показатель предполагает высокую степень синхронности действий членов семьи, самостоятельно включа­ющихся в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи. Тесная взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга придают семейной системе ста­бильность и устойчивость.

3. Социально-ролевая адекватность обусловливается роле­вой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой но сравнению с большинством ма­лых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают ис­полнения определенной роли (отец — мужчина, лидер, добыт­чик, опора в трудной ситуации и т. п.; жена — заботливая мать, хозяйка, хранительница домашнего очага и т. п.; дочь, сын — помощники родителей, опора в будущем, наследник — наслед­ница и т. д.). Однако при усвоении социального опыта каждым членом семьи как личностью сегодня все больше обнаруживается противоречие между ее внутренней позицией по отношению к приписанной роли и нормативно одобряемым образцом поведе­ния в пей. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личнос­тью, что характеризует надеине уровня развития семьи. Как след­ствие — ослабевает способность семьи к коррекции индивиду­альных действий и подавлению дезоргаиизационных проявле­ний ее членов.

4. Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Имен­но высочайшая степень эмоциональной близости — «пристраст­ное отношение» друг к другу – составляет особое качество здо­ровой семьи. Понятно, что эмоциональные связи между члена­ми семьи опосредуются их совместной деятельностью, задача­ми, которые стоят перед всем семейным коллективом. В то же время эмоциональная удовлетворенность в семье является важ­нейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Рейтинг этого показателя в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружес­ких отношений, целями воспитания детей, методами достиже­ния результата и г. д.

5. Адаптивность в семейных отношениях характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня.

Семья может успешно решать одну из главных своих пси­хологических задач — эмоциональную разрядку лишь в том слу­чае, когда каждый член семьи будет стремиться сохранить в ней традиционный характер межличностного общения близких лю­дей, комфортность эмоционального фона отношений.

На адаптивность супругов в микросоциальных отношениях существенное влияние оказывают проблемы, связанные с «син­дромом сгорания». Всякое превышение нормы профессиональ­ных контактов, что чаше наблюдается у представителей профес­сии типа «человек-человек» (врачи, педагоги, менеджеры, ми­лиционеры, священники, общественные деятели, психологи, социальные работники и т. д.), приводит к коммуникативному перенасыщению, сопровождающемуся со временем нарастани­ем раздражительности, усталости, переходом на «силовые мето­ды» воздействия на окружающих (чаще детей или супруга, суп­ругу). Способность члена семьи оставить все эти состояния «при входе в семью» и принять ее законы жизнедеятельности состав­ляет важный показатель психологического здоровья семьи.

6. Устремленность на семейное долголетие представляет со­бой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели. В форми­ровании, выборе способов их достижения и предполагаемом ре­зультате отражаются потребности, намерения, интересы, жела­ния и установки, как правило, каждого члена семьи. Удовлет­воренность их реализацией — важнейшее условие поддержания активности семьи в определении новых рубежей жизнедеятель­ности. В этом и состоит смысл основных механизмов устремлен­ности на семейное долголетие. В свою очередь психологически здоровая семья позитивно влияет на внесемейную деятельность ее членов (профессиональную, учебу и т. п.), тем самым обеспе­чивая «семейную подзарядку», привносимую членами семьи из­вне.

7. Идентичность и стабильность семьи. Один из основателей семейной терапии Н. Аккерман ввел два понятия — «идентич­ность» и «стабильность семьи». Семейную идентичность он определял как содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тре­вог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи или взаи­модополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей.

Другими словами, семейная идентичность — это эмоцио­нальное и когнитивное «Мы» данной семьи. Семейная идентич­ность связана с самосознанием личности и может характеризо­ваться различной степенью включения или противопоставления «Я» и «Мы». Стабильность семьи, которую точнее было бы обо­значить как «сохранение в изменении», предполагает сохране­ние идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию.

Наряду с вышеназванными основными показателями психо­логического здоровья семьи имеют место и такие, как психоло­го-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отноше­ний, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и дру­гие.

Все эти элементы психологического здоровья отражают ус­тойчивые, по-своему сложившиеся в конкретной семье соци­ально-психологические явления, подверженные управлению как внутри, так и внесистемным воздействиям.

Рассмотренные показатели психологического здоровья се­мьи создают общий психологический портрет современной се­мьи и прежде всего характеризуют степень ее благополучия.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Охарактеризуйте социокультурные детерминанты разви­тия семьи.

2. Перечислите признаки здоровой и проблемной семьи.

3. Проанализируйте официальную и скрытую бракоразвод­ную статистику.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Антонов А., Медков Д. Социология семьи. М., 1996.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.

Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические иссле­дования семьи: проблемы и перспективы. //Психологи­ческий журнал. 1991, №4.

Голод С. И. Моногамная семья: кризис или эволюция? (Социо­логический анализ). // Социально-политический журнал. 1995. №6. С. 74-87.

Керш П. К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми. //Воп­росы психологии. 1990. №1. С. 103—109.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.

Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

Переведенцев В. И. Воспроизводство населения и семья. //Соци­ологические исследования. 1992. С. 82—95.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.,1992.

Семья и время (статьи по социологии семьи) //Вестник МГУ, сер. 18, социология и политология. 1996. №3. С. 60—88.

Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1993.

Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.

Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.

Филюкова Л. Ф. Современная молодая семья. М., 1993.

Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1971.

Шапиро А. З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных отношений. // Вопросы психологии. 1994. №4. С. 45—46.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

Источник

Читайте также:  Кокшенов михаил сейчас состояние здоровья
Adblock
detector