ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ
статья на тему
в статье описываются основные современые психологичемкие проблемы воспитания детей в семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ
Суганова Галина Петровна,воспитатель
Шашкова Клавдия Ивановна,воспитатель
д/с № 173 «Василек»
АНО ДО «Планета детства «Лада»,
Аннотация: в статье описываются основные современые психологичемкие проблемы воспитания детей в семье.
Ключевые слова: семейное воспитание, детско-родительская школа, эмоциональная бедность.
Сложные и противоречивые социально — экономические процессы, характерные для современного этапа развития общества в нашей стране, достаточно тяжело отразилось на состоянии практически всех групп населения. Но в самой значительной степени они сказались на наименее защищенной категории – детях.
Существенные изменения происходят в институте семьи, дети зачастую перестают быть её ценностью. В работе ДОО, мы решили направить свою деятельность на оптимизацию детско-родительских отношений в рамках детского сада посредством организации работы детско-родительской группы.
В содержание работы мы включали разнообразные методы, эффективные как для ребёнка, так и для взрослого. Мы выделили несколько основных правил для проведения совместной деятельности:
— формирование группы происходит на добровольной основе – через красочное, яркое объявление в группе за неделю до начала мероприятия;
— вместе с ребёнком занятие посещает кто-то из родителей;
— количественный состав группы 8-10 пар;
— каждое занятие включает в себя какой-нибудь вид продуктивной деятельности, в которой функции лидера и «ведомого» разделяются между родителями и ребёнком;
— в конце занятия – обязательное вручение небольших подарков-сюрпризов детям.
В нашем детском саду прошли «встречи» с родителями и детьми по темам: «Поиграй-ка», «Игры, в которые играют…», «Семейная игротека», «Любить ребенка. Как?», «Ох, уж эти ссоры».
Темы «встреч» выбирались совместно с родителями через анкетирование и «Книгу предложений».
Примерный план работы детско-родительской группы:
Ноябрь : I групповая встреча с элементами тренинга «Счастье детей в наших руках».
Цель: способствовать созданию условий для развития толерантности и бесконфликтного общения родителей со своими детьми.
Методы: элементы арт-терапия и игротерапия, опрос (анкетирование) родителей, информационная составляющая, решение проблемных ситуаций.
1. Результаты анкетирования
2. Информационный блок – знакомство с правовым пространством по защите детей.
3. Работа в подгруппах – «Проблемные ситуации», упражнения «Скала», «Коллаж».
4. Обратная связь – рефлексия.
Январь: II групповая встреча «Укрепление эмоционального контакта между родителями и детьми» — проводится совместно с детьми и родителями.
Цель: способствовать приобретению родителями опыта взаимодействия и взаимопонимания с детьми и другими участниками группы, укрепление эмоционального контакта между родителем и ребёнком, содействие вербальному и невербальному общению родителя и ребёнка.
Методы: элементы и приёмы сказкотерапии (сочинение новых, разыгрывание известных сказок), элементы игровой терапии и арт-терапии.
1. Эмблема семьи;
2. Игры с элементами тренинга «Теремок», «Сказки перепутались»;
3. Коллаж «Счастливая и дружная семья»;
4. Игра с элементами тренинга «Паутинка».
5. Обратная связь – рефлексия.
Март: III групповая встреча «Ох, уж эти ссоры, или немного о детской конфликтности».
Детско-родительский тренинг для дошкольников и их родителей «Навстречу друг другу».
Цель: приобретение родителями опыта взаимодействия и взаимопонимания с детьми и другими участниками группы, получение информации для бесконфликтного общения со своими детьми.
Май: IV групповая встреча «Любить ребёнка. Как?» — проводится совместно с родителями и детьми.
Цель: способствовать приобретению родителями опыта взаимодействия и взаимопонимания с детьми и другими участниками группы, укрепление эмоционального контакта между родителем и ребёнком, содействие вербальному и невербальному общению родителя и ребёнка.
Результаты совместной деятельности детей с родителями оформляем в выставку, фотогазетах в родительских уголках на группах (с целью мотивировать других родителей и детей).
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями. условиях детского сада детско-родительских групп.
1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассматривается теоретические аспекты понятия психологическое здоровье и даются методические рекомендации по сохраниению психологического здоровья детей дошкольного возраста.Данная разработка со.
«Дети – это цветы жизни» — так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок» – это сделать его счастливым.….
Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического климата семьи.
Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического климата семьи.
Данная презентация очень полезна для родителей тем, что родители узнают о функциях семьи и составляющей здоровья семьи.
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно .
Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на .
Источник
Психологическое здоровье современной семьи
Психологическое здоровье семьи — это комплексный обобщенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности.
Это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. Психологическое здоровье — это интегральный показатель функционирования современной семьи, отражающий качественную сторону протекающих в ней социальных и психолого-педагогических процессов.
К основным критериям психологическою здоровья семьи В. С. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Рассмотрим особенности их проявления.
1. Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции. Первая — поляризация ценностных ориентации среди членов семьи, как правило родителей и детей. Вторая — деформация семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воздействие на психологическое здоровье семьи.
2. Функционально-ролевая согласованность представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи. Этот показатель предполагает высокую степень синхронности действий членов семьи, самостоятельно включающихся в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи. Тесная взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга придают семейной системе стабильность и устойчивость.
3. Социально-ролевая адекватность обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой но сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (отец — мужчина, лидер, добытчик, опора в трудной ситуации и т. п.; жена — заботливая мать, хозяйка, хранительница домашнего очага и т. п.; дочь, сын — помощники родителей, опора в будущем, наследник — наследница и т. д.). Однако при усвоении социального опыта каждым членом семьи как личностью сегодня все больше обнаруживается противоречие между ее внутренней позицией по отношению к приписанной роли и нормативно одобряемым образцом поведения в пей. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личностью, что характеризует надеине уровня развития семьи. Как следствие — ослабевает способность семьи к коррекции индивидуальных действий и подавлению дезоргаиизационных проявлений ее членов.
4. Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости — «пристрастное отношение» друг к другу – составляет особое качество здоровой семьи. Понятно, что эмоциональные связи между членами семьи опосредуются их совместной деятельностью, задачами, которые стоят перед всем семейным коллективом. В то же время эмоциональная удовлетворенность в семье является важнейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Рейтинг этого показателя в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружеских отношений, целями воспитания детей, методами достижения результата и г. д.
5. Адаптивность в семейных отношениях характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня.
Семья может успешно решать одну из главных своих психологических задач — эмоциональную разрядку лишь в том случае, когда каждый член семьи будет стремиться сохранить в ней традиционный характер межличностного общения близких людей, комфортность эмоционального фона отношений.
На адаптивность супругов в микросоциальных отношениях существенное влияние оказывают проблемы, связанные с «синдромом сгорания». Всякое превышение нормы профессиональных контактов, что чаше наблюдается у представителей профессии типа «человек-человек» (врачи, педагоги, менеджеры, милиционеры, священники, общественные деятели, психологи, социальные работники и т. д.), приводит к коммуникативному перенасыщению, сопровождающемуся со временем нарастанием раздражительности, усталости, переходом на «силовые методы» воздействия на окружающих (чаще детей или супруга, супругу). Способность члена семьи оставить все эти состояния «при входе в семью» и принять ее законы жизнедеятельности составляет важный показатель психологического здоровья семьи.
6. Устремленность на семейное долголетие представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели. В формировании, выборе способов их достижения и предполагаемом результате отражаются потребности, намерения, интересы, желания и установки, как правило, каждого члена семьи. Удовлетворенность их реализацией — важнейшее условие поддержания активности семьи в определении новых рубежей жизнедеятельности. В этом и состоит смысл основных механизмов устремленности на семейное долголетие. В свою очередь психологически здоровая семья позитивно влияет на внесемейную деятельность ее членов (профессиональную, учебу и т. п.), тем самым обеспечивая «семейную подзарядку», привносимую членами семьи извне.
7. Идентичность и стабильность семьи. Один из основателей семейной терапии Н. Аккерман ввел два понятия — «идентичность» и «стабильность семьи». Семейную идентичность он определял как содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тревог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи или взаимодополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей.
Другими словами, семейная идентичность — это эмоциональное и когнитивное «Мы» данной семьи. Семейная идентичность связана с самосознанием личности и может характеризоваться различной степенью включения или противопоставления «Я» и «Мы». Стабильность семьи, которую точнее было бы обозначить как «сохранение в изменении», предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию.
Наряду с вышеназванными основными показателями психологического здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и другие.
Все эти элементы психологического здоровья отражают устойчивые, по-своему сложившиеся в конкретной семье социально-психологические явления, подверженные управлению как внутри, так и внесистемным воздействиям.
Рассмотренные показатели психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень ее благополучия.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Охарактеризуйте социокультурные детерминанты развития семьи.
2. Перечислите признаки здоровой и проблемной семьи.
3. Проанализируйте официальную и скрытую бракоразводную статистику.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Антонов А., Медков Д. Социология семьи. М., 1996.
Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.
Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы. //Психологический журнал. 1991, №4.
Голод С. И. Моногамная семья: кризис или эволюция? (Социологический анализ). // Социально-политический журнал. 1995. №6. С. 74-87.
Керш П. К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми. //Вопросы психологии. 1990. №1. С. 103—109.
Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.
Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.
Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
Переведенцев В. И. Воспроизводство населения и семья. //Социологические исследования. 1992. С. 82—95.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.,1992.
Семья и время (статьи по социологии семьи) //Вестник МГУ, сер. 18, социология и политология. 1996. №3. С. 60—88.
Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1993.
Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.
Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.
Филюкова Л. Ф. Современная молодая семья. М., 1993.
Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1971.
Шапиро А. З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных отношений. // Вопросы психологии. 1994. №4. С. 45—46.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
Источник