Психологическое здоровье семьи
методическая разработка на тему
Сценарий психологиченского практикума для родителей, в процессе которого раскрываются основные аспекты детско-родительских взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_psihologicheskogo_praktikuma_dlya_roditeley.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий психологического практикума для родителей
«Психологическое здоровье семьи»
Составитель: Вахрушева Н.В.,
Педагог-психолог высшей категории
Многолетние исследования восточных долгожителей показывают, что все они имели хороший личностный стержень, находились в гармонии с самим собой и окружающими людьми, а так же обладали высокой стрессоустойчивостью.
По данным диагностики, далеко не все дети нашей школы демонстрируют такие качества. Так, например, мы попросили детей второго класса отразить своё собственное «Я». И только 6 человек из 18-ти при характеристике себя как личности использовали положительные эпитеты. Больше половины учащихся при этом употребили больше отрицательных высказываний, нежели положительных. Кроме того детей попросили нарисовать счастье своей семи. К сожалению, были и такие рисунки . (изображения на экране).
Все эти качества формируются с детства и самое главное – формируются в семье, поскольку в воспитательные учреждения (детский сад, школа) ребёнок приходит уже со сформированными качествами и особенностями поведения. Именно поэтому для того, чтобы формировать психологически здоровую личность, сама семья должна была психологически здорова.
А что же включает в себя понятие «психологического здоровья семьи»?
Во-первых, это сходство семейных ценностей всех членов семьи.
Эти ценности в разных семьях могут быть разными, но главное – они должны совпадать.
Во-вторых, это функционально – ролевая согласованность.
Здесь очень кстати будет рассказать такую притчу.
«Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим праздничным столом жена подумала: Вот уже пятьдесят лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю часть хрустящей корочки. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом эту верхнюю корочку, а другую отдала мужу. И вопреки ожиданиям, он очень обрадовался и сказал: «Ты доставила мне огромную радость. Вот уже пятьдесят лет я не ел нижнюю часть корочки, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что должен уступить её тебе, ведь она такая вкусная…».
И часто бывает именно так. Мы, стараясь угодить, не проявляем никакой инициативы, отодвигаем на задний план собственные потребности и желания. Это приводит не только к недоразумениям, но к одностороннему распределению ролей, которое с течением времени будет восприниматься как обуза и порабощение.
В-третьих, в понятие «психологического здоровья семьи» входит оптимальная эмоциональная дистанция. Не близкая, не далекая, а именно оптимальная. Такая, чтобы она устраивала всех членов семьи. Все люди имеют разный темперамент, разный характер. Одному нужно, чтобы его выслушали и проявили участие, другому – напротив, чтобы оставили его наедине с самим собой. И если в семье смогут найти эту дистанцию, то это будет только способствовать оздоровлению семьи.
Вполне возможно, что кто-то из присутствующих сейчас обнаружил, что с психологическим здоровьем его семьи не всё в порядке. Как быть?
Психологи дают следующие рекомендации для поддержания психологического здоровья семьи:
- Взаимопонимание. И сейчас наши команды продемонстрируют свое умение понимать друг друга с полуслова . (командам раздаются карточки с известными пословицами, которые они должны изобразить пантомимой. Другая команда должна угадать эту пословицу и наоборот. Можно заменить на конкурс скульптур «Идеальная семья»).
- Взаимное доверие . Прежде, чем доверять свои тайны, необходимо хотя бы знать своих родственников. Знание родственников поможет командам в разгадывании кроссвордов. (команды разгадывают кроссворды, затем они проверяются коллективно со всем залом).
- Признаки психологического здоровья семьи одинаковы независимо от того, какого возраста ребёнок в ней воспитывается. Но ожидания ребёнка различны в зависимости от его возраста. Например, младенец требует от родителей лишь еду и тепло. Дошкольнику уже нужна совместная деятельность, помощь и ответы на вопросы. Младший школьник ожидает от родителей поддержки и похвалы. А подросток уже ждёт признания его взрослым.
Поэтому семья должна не просто создавать надёжный тыл и благоприятный тон, но ещё и учитывать стадии психического развития ребёнка, соответствовать его запросам. Поэтому третий совет – это соответствие запросам ребёнка .
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и не умение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания любовь матери и отца к детям уродует их».
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни. Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определенных ситуациях . Родителям предлагается закончить предложения:
- ребенка постоянно критикуют, он учится … ( ненавидеть) ;
- ребенок живет во вражде, он учится … ( быть агрессивным);
- ребенок растет в упреках, он учится … ( жить с чувством вины );
- ребенок растет в терпимости, он учится … (понимать других);
- ребенка хвалят, он учится … (быть благородным);
- ребенок растет в честности, он учится … (быть справедливым);
- ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей);
- ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя);
- ребенка высмеивают, он учится … ( быть замкнутым);
- ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире).
По окончании работы проводится коллективное обсуждение вариантов ответов. Родители пытаются отстоять свою точку зрения.
- Терпение и любовь к близким. В связи с этим решающий конкурс. Какая же школа без задачек? Посчитайте, сколько родственников в этой семье:
Задам сейчас задачу я.
Послушай вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка.
Сестра, невестка, дочка.
А самый младший – я
Какая же у нас семья?
(6 человек: дед и бабка, отец и мать, сын и дочь)
Говоря о психологическом здоровье семьи, хочется дать главный совет. Но прежде позвольте рассказать вам одну историю.
Любопытные и слон
Слона выставили для обозрения ночью в темном помещении. Любопытные толпами устремились туда. Так как было темно, люди не могли ничего увидеть, тогда они стали знакомиться наощупь, чтобы представить себе, как он выглядит. Слон был огромен, а потому каждый из посетителей мог почувствовать только часть животного и таким образом составить свое представление о нём. Один из посетителей ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой потрогал бивни и сказал, что слон – это острый предмет; третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер; четвертый, который гладил слона по спине, утверждал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка.
В любой семье могут случаться проблемы и недоразумения. Иногда эти проблемы перерастают в конфликт, принимая такие же огромные размеры, как этот слон. И было бы не плохо узнать отношение всех членов семьи, что чувствуют они в этой проблеме. А потому – общайтесь друг с другом и стремитесь к взаимопониманию. И тогда психологическое здоровье вашей семьи будет в полном порядке.
Любой доктор скажет, что для сохранения здоровья необходимо соблюдать гигиену. И психологическое здоровье в этом плане – не исключение. Поэтому примите на память рекомендации по гигиене психологического здоровья семьи.
- Сын моей матери.
- Мой родитель.
- Брат отца или матери.
- Девочка, которая имеет родителей, как у меня.
- Та, что дала нам жизнь.
- «Святая КРОВЬ» — мать мужа.
- Сестра мамы или папы.
- Сын моего ребенка.
- Мой наследник.
- Сын моей сестры и брата.
- Отец мужа.
- Имя человека, родства не помнящего.
Источник
Психологическое здоровье ребенка в семье
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_rebenka_v_seme.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье ребенка в семье
Речь пойдет о важности сохранения, укрепления психологического здоровья ребенка в семье. Уделим внимание общению родителей с детьми, сотрудничеству и сотворчеству, участию родителей в значимых для ребенка видах деятельности.
В данном случае – этим видом деятельности будет ИГРА.
Термин «психологическое здоровье» возник недавно, но уже достаточно широко используется в психолого-педагогической практике. В чем же специфика психологического здоровья?
Психологическое здоровье как целостное состояние личности нередко выражается такими понятиями как:
• Внутренний душевный комфорт
К числу необходимых условий психологического здоровья относят и доминирование позитивных эмоций над отрицательными.
Сегодня психологическое здоровье рассматривают как необходимое условие полноценного проявления, функционирования, развития человека в процессе жизнедеятельности. И не только в зрелые годы, а и на первых этапах жизни – в раннем и дошкольном детстве.
В силу своих возрастных особенностей дети порой еще не владеют всеми составляющими психологического здоровья. Однако основы эти закладываются уже сейчас. И нам с вами важно это время не упустить!
Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Период игр с прятаньем, убеганием и др. связан с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней. Можно без преувеличения сказать, что почти все самые основные и коренные наши реакции вырабатываются и создаются в процессе детской игры.
Такое же значение имеет элемент подражательности в детских играх: ребенок активно воспроизводит и усваивает увиденное им у взрослых, учится тем же отношениям и развивает в себе первоначальные инстинкты, которые
Хочется обратить особое внимание родителей на детскую игру. И не просто обратить внимание, а принять в игре со своими детьми непосредственное участие.
Сегодня игра рассматривается как наиболее адекватная деятельность для восстановления чувства единения с другими людьми, чувства близости, контакта, излечения эмоциональных ран.
Мы живем в такое время, когда очень много детей, испытывающих депривацию (ущемление) потребности в общении с родителями. Увеличивается число семей, которые нуждаются в возрождении, установлении взаимопонимания, теплых, близких взаимоотношений, так значимых для психологического здоровья ребенка.
«Игра – это нечто наиболее подходящее из всего, что было изобретено человечеством с целью установления тесного контакта» (Коэн Лоренс). И он, как свидетельствует жизненный опыт и специальные исследования, прав. А все ли родители участвуют в детских играх? Готовы ли современные папы и мамы стать партнерами ребенку в так значимой для него деятельности? Что важно, необходимо, чтобы быть принятым в детскую игру? Родители в разной степени участвуют в детских играх:
Всегда стараюсь принять участие в его играх
Никогда не отказываю
Если есть время
Взаимодействуя с детьми в игре, родители преследуют разные цели. Наиболее часто свое участие в играх родители обосновывают стремлением поддержать игровой замысел ребенка, расширить, уточнить представления ребенка об отражаемой им сфере действительности, содействовать его интеллектуальному развитию, социализации, готовности к школе.
К сожалению, такие функции игры, как средство установления близости, доверия, единения, терапевтическая – «лекарства от эмоциональных ран» редко осознаются и используются родителями.
Как же тогда взаимодействовать с ребенком в игре?
Как хочется малышу принять участие в жизни папы и мамы, в жизни взролсых людей. Пусть не по-настоящему. Пусть «понарошку». А что если в это … поиграть?
Включаясь в детские игры, родители занимают в ней разную позицию. С особой легкостью, естественностью удается, как правило, установить доверительные контакты с играющими детьми родителям, способным занять в ней «игровую позицию». Готовность к такой позиции делает их обычно желанными соучастниками детской игры.
Под «игровой позицией» чаще всего понимается особое отношение взрослого к детям, выражаемое при помощи игровых приемов. Такая позиция основывается на общих принципах игры (прежде всего самоценности, внеутилитарности, добровольности, игровом пространстве и др.) и предполагает овладение внутриигровым языком, выражены в слове, жесте, мимике, пластике.
«Дочке так нравится играть с папой. Она им руководит, предлагает разные роли: и мишкой побыть просит и зайчиком, который лапку поранил, и капитаном на корабле. А он в игре ей подыгрывает, забавляет».
Большинство родителей испытывают затруднения в игровом взаимодействии с детьми. Им представляется сложным занять «игровую позицию», войти в мир детской игры, оказать воздействие на ее развитие, личность, эмоциональное состояние своего сына (дочери) в процессе игры.
Играть с детьми надо пробовать, учиться!
Учимся общаться с ребенком, играть с ним. Успех в работе будет если происходит обогащение психологической культуры воспитывающих ребенка взрослых. Повышение их чувствительности к эмоционально-значимым переживаниям ребенка; освоение, понимание ими основных закономерностей и факторов психического развития ребенка; овладение способами сопричастного, игрового взаимодействия со своим сыном (дочкой) ; оказание содействия в активизации форм и средств эмоционального и телесного контакта взрослого и ребенка.
Научившись играть с ребенком, мы обогатим свои реальные возможности охраны и укрепления психологического здоровья детей в условиях семьи.
В процессе совместных игр родители начинают лучше понимать своих детей, осознавать, что игра – не такая уж пустая трата времени, приобретают умения игрового взаимодействия. Ребенок же ощущает свою важность, нужность для родителей, их заинтересованность в значимой для него деятельности. Снижается тревожность детей, возрастает эмоциональная близость родителей и ребенка, что так значимо для психологического здоровья членов семьи, полноценного развития малыша.
Родители – не жалейте времени на игру. Пусть ваше отношение к игре своего ребенка будет проникнуто сознанием глубокой ценности игровой деятельности – как орудия самовоспитания ребенка.
Источник