Семинар — практикум «Секреты психологического и физического здоровья»
методическая разработка на тему
— Оказать психологическую помощь родителям.
— Знакомство с психологическими с особенностями детей, создание благоприятных условий для максимального раскрытия их возможностей.
— Совершенствование навыков у родителей в оздоровлении детей.
— Повышение родительской компетентности при обучении детей игры с мячом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_psikhologicheskogo_i_fizicheskogo_zdorovya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2«Пчёлка» г. Ртищево Саратовской области
- Оказать психологическую помощь родителям.
- Знакомство с психологическими с особенностями детей, создание благоприятных условий для максимального раскрытия их возможностей.
- Совершенствование навыков у родителей в оздоровлении детей.
- Повышение родительской компетентности при обучении детей игры с мячом.
- Тренинг – «Приветствие – знакомство»
- Секреты психологического и физического здоровья.
- Тест «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»
- Стихотворение «Выслушайте своего ребенка»
- Секреты физического здоровья.
- Видеоролик «Куда уходит детство»
- Комплекс оздоровительной гимнастики после сна под музыку.
- Веселые игры с мячом под музыку.
- Чистая бумага и простые карандаши,
- Мячи разных размеров по количеству участников,
- Фонограмма для гимнастики и для игр с мячом,
- Видеоролик «Куда уходит детство»,
- Оборудование для просмотра видеоролика.
«Секреты психологического и физического здоровья»
Ведущий предлагает сидящим в кругу родителям по очереди назвать свое имя, добавив к нему какое-либо прилагательное, в какой-то степени характеризующее его (возможен вариант подбора прилагательного, начинающегося с той же буквы, что и имя).
Когда все участники встречи назовут свои имена, ведущий рассказывает о теме
семинара, о ее актуальности,
Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
Что же такое здоровье? Обращаясь к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья: «Это правильная, нормальная деятельность организма». А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.
Если физическое здоровье — это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния.
В последнее время проблемам обеспечения физического и психического здоровья детей уделяется особенное внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как следствие стресса, все увереннее «перекочевывают» в детский возраст, что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. В этой ситуации им бывает труднее всего из-за низкой психической устойчивости, обусловленной возрастом. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является дефицит положительных эмоций у ребенка и отрицательная психологическая обстановка.
Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья: внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта. Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой дошкольного учреждения.
В дошкольных учреждениях с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Ведь главная наша цель — вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе. Появляются первые трудности, возникает целый ряд вопросов, как у семьи, так и у ДОУ. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несёт ответственность коллектив детского сада, и в частности, педагог-психолог, а за что отвечают сами родители?
Тест «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?» (приложение №1)
Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием пищи, ежедневные прогулки).
Одно из главных условий – нормальный ночной сон. Чтобы его организовать необходимо, придерживаться следующих правил:
Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.
За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений (телевизор, радио т.т.)
За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять.
Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут.
Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено.
Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.
Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней – биологического, социального и психологического. Здоровье, это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. От чего же зависит здоровье человека? Если условно уровень здоровья принять за 1005, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% — от внешних условий (среда), т.е. в итоге от экологии, 10% от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от образа жизни, которые он ведет. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста и их родителей.
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому одновременно с заботой о чистоте тела и удовлетворением потребностей в пище, необходимо создавать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Нередко у ребенка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например, ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребенку ограничиться только такой двигательной активностью. С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.
Крометого важна ежедневная двигательная активность и активный отдых. В теплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске (мостик через речку), перешагивание через корни деревьев, бревно, подлезание под сучья, прыжки с возвышения, подъем в гору, перепрыгивание препятствий с места и с разбега. С целью повышения выносливости детей рекомендуется бегать в медленном темпе: с детьми 5 – 6 лет до 1,5 минут, с детьми 6 – 7 лет до 2 минут. Все виды движений можно проводить в игровой форме, что улучшает качество их выполнения, повышает интерес детей и поддерживает их положительные эмоции.
Зимой возможностей немало: катание на санках с горки, на коньках, лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении. Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из эффективных форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Лыжные прогулки могут включать кратковременные переходы, чередующиеся с отдыхом продолжительностью до 20 минут.
Большое значение в укреплении здоровья имеют длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости. Одно из таких упражнений – бег трусцой со скоростью 5 – 7 км/ч. Начиная такие упражнения с 3 -4- го года жизни через один – два года можно получить хороший оздоровительный и общеразвивающий эффект. Нагрузку следует увеличивать постепенно, причем не за счет удлинения пробегаемой дистанции, а за счет ее повторения в одном занятии (2 – 3 раза).
Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скакалках, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, т.к. нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить их со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр. Помните: оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе в парке, на прогулочной площадке, значительно выше, чем от игры в закрытом помещении, как бы хорошо оно ни проветривалось.
Если мероприятия по укреплению здоровья детей, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у ребенка развиваются индивидуальные склонности и интересы, а отношение к здоровью становиться ценностным. (приложение №3, 4).
Источник
Тренинг для педагогов «Сила камней». Психологическое здоровье ребенка. Важность и значимость личности педагога в жизни ребенка
Цель:
- Укрепление психологического здоровья ребенка.
- Осознание важности и значимости личности педагога в жизни ребенка.
Материал:
- Набор карточек с изображением сказочных героев.
- Сосуд с большими и мелкими «камнями».
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование (презентация из 12 слайдов).
- Стулья – 9
- Стол
Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим о психологическом здоровье ребенка.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Термин «Психологическое здоровье» был введен Дубровиной Ириной Владимировной.
(Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО, сотрудник кафедры «Педагогическая психология» факультета «Психология образования» МГППУ.)
Если составить портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека. Он принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей
Этот человек находится в гармонии с самим собой и с окружающим миром.
Т.е. термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом.
Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо его нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют наблюдение. Эксперты всемирной организации здравоохраниения на основе анализа результатов многочисленных исследований в разных странах убедительно показали, что нарушения психологического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Условия для здорового развития детей – это целостная медико-психолого-педагогическая система, включенная в социальный и культурный контекст эпохи. Основной характеристикой такой системы является понятие социальной ситуации развития (Л.С.Выготский) . Ее основу составляет переживание ребенком среды своего обитания и себя в этой среде.
В качестве основных приоритетов в работе с детьми выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком и родителя с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Взрослые признают право за ребенком на собственные желания, предпочтения, предоставляя право выбора игр, видов деятельности, партнеров по игре и избегая принуждения. В повседневном общении обращаются к ребенку по имени, вежливо, ласково и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, проявляют внимание к их настроению, успехам, неудачам, поддерживают стремление детей к самостоятельности в играх, занятиях, при проведении режимных процедур, не прибегают к физическому наказанию или другим дисциплинарным методам, которые унижают, пугают или обижают детей.
Установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка. Важнейшей потребностью человека является потребность во внимании и доброжелательности. Она возникает одной из первых и базируется на любовном отношении к ребенку близких, составляет основу человеческих взаимоотношений. Потребность в доброжелательном внимании побуждает ребенка к эмоциональным контактам со взрослыми.
Работа по сохранению и укреплению психологического здоровья ведется по трем направлениям: С детьми, с родителями, с педагогами.
Уважаемые коллеги, мы с вами работаем в детском саду и привыкли играть с детьми. Сегодня мы с вами тоже будем играть.
Мы собрались вместе, чтобы поделиться знаниями, получить заряд положительных эмоций. И, конечно же, это объединяет нас.
А что же еще нас объединяет, что у нас общего? Предлагаю вам поиграть в игру:
«Я такая же как вы потому что…..» (на экране слайд) я педагог, я веселая, я люблю детей и т.д.
Предлагаю вам посмотреть на экран. Вы видите картинки (солнышко, дом, книга, дети и взрослые, открытые ладони рук, улыбка). Подумайте, что объединяет все эти картинки. подсказка – в контексте нашего мероприятия сегодня.
ЭТО МЫ – ПЕДАГОГИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС! Дом – это учебное заведение, в котором мы работаем. Дети и взрослые – это участники педагогического процесса. Книга – это знания, которые мы даем ребенку. Открытые ладони рук и улыбка – это наше настроение, внутренняя установка с которой мы идем к детям. Солнце – это символ единства и тепла.
А сейчас я попрошу выйти на сцену 8 человек. Присаживайтесь, пожалуйста, на стулья.
Мы с вами только что играли в игру и поняли, что у нас много общего. Но, все же, мы люди разные. И Я вам предлагаю следующее упражнение: «Выбор».
Перед вами лежат три обруча (раскладываю обручи), я буду называть три понятия из разных категорий (слайды демонстрируются так же на экране). Ваша задача почувствовать, что для вас ближе и занять соответствующее место.
Коллеги в зале мысленно также делают свой выбор.
- Спортивный костюм
- Вечернее платье
- Деловой костюм
- Легковой автомобиль
- Велосипед
- Скутер
- Пустынный пляж
- Шумная набережная
- Небольшая прибрежная бухта
Прошу вас садиться на стулья.
Сегодня я хочу рассказать вам притчу, послушайте (держу в руках прозрачный сосуд)
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее:
Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил:
Все ответили, что: — полон.
Тогда мудрец насыпал в сосуд мелкие камни и песок, которые плавно распределились в промежутках между большими камнями и заполнили его.
Он опять спросил:
Все опять ответили: — полон.
Теперь я хотел бы, чтобы вы распознали в содержимом сосуда важные составляющие жизни ребенка (что есть большие и маленькие камни)
Я хочу ненадолго приостановить свой рассказ.
У меня в руках есть карточки с изображением сказочных героев (Показываю, а затем переворачиваю) (на экране слайд с изображением сказочных героев).
Выберите себе одну карточку.
Каждый сказочный герой амбивалентен. Имеет, как и человек, набор положительных и отрицательных качеств. Выберете одно или два качества, присущее данному герою, которое необходимо, на ваш взгляд, при взаимодействии педагогов с детьми.
Подойдите к столу. Возьмите по одному камню и озвучьте это качество, в соответствии с характером героя. (Сосуд находится на столе, все участники стоят полукругом и по очереди опускают свои камни в сосуд).
Наш сосуд наполнен (на экране слайд). Возьмите по горсти мелких камней и опустите в сосуд.
Теперь я могу продолжить притчу. Мы с вами наполнили его важными составляющими жизни ребенка.
Крупные камни олицетворяют важность и значимость личности педагога в жизни каждого ребенка.
Мелкие камни и песок – это те качества личности ребенка, которые формируются у ребенка (коммуникативность, уверенность в себе и т.д.)
Если же в нашем сосуде не окажется крупных камней, то не будет опоры для более мелких и песка.
Поэтому, обращайте свое внимание на качество взаимоотношения с вашими воспитанниками, и тогда ребенок будет активным, уверенным в себе, самостоятельным, спокойным.
Следите за своими большими камнями, приумножайте их, цените! Ведь они имеют огромную силу.
Мы стремимся, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, — то есть прежде всего психологически здоровым!
У каждого из нас внутри талант таится и очень важно в детстве дать ему раскрыться!
Источник