Психология детей до года: как обеспечить малышу отличный старт?
Развитие младенца – после рождения уже поздно!
Первый год жизни ребенка – бесценное время, определяющее все последующее развитие детей раннего возраста. К сожалению, именно в этот период молодые родители совершают большое количество ошибок в воспитании, которые впоследствии уже сложно исправить. Причин тому несколько:
— Сложности адаптации. Появление малыша – момент, к которому невозможно подготовиться на 100%. Даже для очень эрудированных мам и пап это — совершенно новый опыт. Благодаря обилию новых обязанностей, хроническому стрессу и постоянному недосыпанию, первые моменты жизни ребенка проходят для близких как в тумане.
— Недооценка значимости младенческого возраста. В понимании большинства взрослых ранние годы ребенка – это, прежде всего, подготовка к будущей взрослой жизни. В то время как младенческий возраст обладает самостоятельной ценностью. Здесь закладываются движущие силы психического и физического развития.
Особенно много хлопот доставляет родителям первый малыш. В данной статье мы попытаемся охарактеризовать типичные ошибки родителей и представим полезные рекомендации. Постарайтесь их соблюдать, и у вас вырастет здоровый малыш!
Итак, с какого момента начинается психическое развитие малыша? Ученые утверждают, что особенности психологии детей закладываются еще до рождения. Будущие родители, обратите внимание! Психическое здоровье детей зависит от вашего поведения. На формирование психики ребенка влияют эмоциональное состояние мамы и особенности взаимоотношений в семье. Рождение ребенка должно быть значимым событием для всех членов семьи. Малышу важно чувствовать, что его появления ждут. Безусловно, будущей маме полезно почитать соответствующую литературу, описывающую развитие малыша, посетить специальные занятия для беременных. Тем не менее, погружаясь в бескрайнее море информации про младенцев, помните, что все хорошо в меру. Переизбыток знаний может провоцировать повышение тревожности. У беспокойных мам, как правило, рождаются беспокойные детки.
ОШИБКА №1. Концентрация внимания на информации, анализирующей возможные отклонения в развитии ребенка, накопление избыточного количества таких данных. Опытные родители с удовольствием делятся с «новичками» всевозможными страшилками. Впечатлительные мамочки начинают незамедлительно искать и находить у себя разнообразные симптомы.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №1. Позитивный настрой. Находите в любой информации рациональное зерно, а к эмоциям относитесь философски. Ваши волнения могут и материализоваться. Думайте о хорошем. Представляйте, какой умный, красивый, спокойный и здоровый малыш у вас вырастет. Если тревожные мысли не дают вам покоя, займите свой мозг более нейтральной, но не менее важной работой: выбором имени малыша или цвета стен в детской.
Первый год жизни ребенка: формируем доверие к миру.
Индивидуальное развитие малыша начинается с кризисного возраста. Первые дни жизни ребенка — это кризис новорожденности. На протяжении этого этапа ребенку необходимо приспособиться к новой окружающей среде, отрегулировать теплообмен, наладить пищеварение. Длится этот кризис около двух недель. Затем наступает младенческий возраст. Может показаться, что основная деятельность ребенка не изменилась. Он по-прежнему спит и кушает. Многие родители считают, что развитие младенца сводиться к физическому росту. На самом деле младенческий возраст – период формирования базового доверия к миру. Если родители вовремя и полностью удовлетворяют потребности ребенка, у малыша появляется представление о том, что мир добрый и жить в нем будет хорошо.
ОШИБКА №2. Боязнь избаловать ребенка. Некоторые родители считают, что не следует часто держать младенца на руках. Мнение о том, что, оставаясь в одиночестве, малыш скорее станет самостоятельным, — глубоко ошибочно. Таким варварским способом развивается не самостоятельность, а эмоциональная холодность. Если ваш малыш плачет – значит, ему плохо. И первая задача родителей – сделать так, чтобы ребенку стало хорошо. Избалованный ребенок – это совсем другая история. До определенного возраста малышей вообще нельзя избаловать. Полноценное развитие ребенка происходит только в том случае, если он постоянно чувствует внимание и заботу. Не чувствуя эмоциональной связи с мамой, ребенок начинает отставать в развитии. Через некоторое время малыш на самом деле перестанет часто привлекать внимание близких плачем и другими сигналами. Но это — как раз один из признаков нарушения социальных навыков.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №2. Уделяйте как можно больше времени общению с ребенком. Используйте доступные ему средства коммуникации: взгляд, прикосновение, звук вашего голоса. Еще задолго до появления первых слов, малыш и родители должны установить между собой прочную эмоциональную связь. Разговаривайте с малышом, пойте ему песенки. В русском фольклоре есть очень интересное и полезное направление – пестушки – песенки, которые мама поет малышу. Через содержание и интонацию песенки мама передает ребенку свою любовь, рассказывает ему о том, какой он замечательный, о том, как она рада его появлению. Поглаживая ребенка, прикасаясь в процессе песни к разным частям его тела, мама не только успокаивает, но и помогает малышу начать знакомство со своим телом, сформировать представление о своем физическом облике. Доказано, что дети, к которым мама часто прикасалась в младенческом возрасте, вырастают эмоционально открытыми и доброжелательными.
Иногда поведение родителей младенца отличается другой крайностью – они ведут себя излишне беспокойно и нервозно: вскакивают при малейших звуках из детской кроватки, постоянно проверяют спящего ребенка, пытаются найти объяснение любому, даже самому незначительному изменению в поведении малыша. Такое пристальное внимание оказывает обратное влияние на развитие малыша. Ожидания родителей становятся самоисполняющимся пророчеством: как будто услышав мысли родителей, младенец начинает капризничать, сон малыша становится беспокойным, ребенок часто просыпается, плачет, отказывается от определенных продуктов, бросает игрушки.
ОШИБКА №3. Культ ребенка в семье. Все окружающие ребенка взрослые ходят «на цыпочках» и разговаривают шепотом, боясь побеспокоить чадо. Все разговоры в семье ведутся только на детские темы. Интересы всех членов семьи безжалостно подчиняются удовлетворению потребностей младенца. Веселый малыш становится единоличным повелителем серьезных взрослых людей. Желания детей не должны быть единственным центром жизни родителей. Это серьезно искажает представления детей о мире. Находясь в подчиненном положении, родители не смогут дать ребенку адекватное представление об отношениях.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №3. Развивайте свои собственные интересы. Передавайте своему малышу энергию активности, созидательной деятельности, творчества. Как только младенец научился фокусировать взгляд, показывайте ему реальные предметы, с которыми вы взаимодействуете: дайте потрогать нитки и ткани, проведите по его пальчикам кисточкой для рисования, покажите елочное украшение, сделанное своими руками. Ближе к пяти месяцам, когда малыш сидит, его возможности значительно расширяются. Привлекайте малыша к своей деятельности: знакомьте его с продуктами, посудой, приборами и т.д. Под вашим тщательным наблюдением как можно раньше познакомьте малыша с ножом, иголкой и другими «важными» объектами. Не стоит откладывать это на потом и ждать когда младенец подрастет.
Первые шаги в новый мир
Еще не так давно ваш малыш не умел самостоятельно держать головку и вот он уже делает уверенные повороты, учится хватать и удерживать предметы, пробует все на вкус… Первый шаг еще далеко, но уже сейчас можно предположить каким будет характер ребенка. Как понять младенца? Наблюдайте за малышом: что он делает, когда просыпается? Есть малыши, которые оставшись наедине с самим собой, удваивают исследовательскую активность: изучают свои пальчики, рассматривают все вокруг, пытаются достать интересующую их вещь, открыть мамину помаду, проверить наличие глаз у кота и т.д. Будьте уверены — у вас растет деятель, будущий творец. А если младенец при любом изменении окружающей обстановки начинает плакать, прячется за мамину юбку, требует взять его на руки – возможно, в дальнейшем он будет пытаться манипулировать окружающими. Чтобы обеспечить оптимальное развитие младенца, необходимо выбрать правильную и согласованную стратегию поведения.
ОШИБКА №4. Стремление все сделать за ребенка, предупредить возможные трудности, максимально облегчить жизнь малыша. Именно здесь часто кроются проблемы воспитания детей. Малыши привыкают надеяться на взрослого, ждать от него указаний, теряю инициативу, становятся пассивными.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №4. Создавайте малышам посильные трудности. Ребенок бросил игрушку и требует ее обратно? Не спешите поднимать – помогите ребенку самостоятельно добраться до цели. Второй вариант потребует от вас больших физических усилий. Но зато малыш поймет, что для достижения желаемого необходимо действовать и действовать самому. То, что сегодня ребенок может сделать с вашей помощью – зона его ближайшего развития. Завтра он сможет сделать это самостоятельно. Покажите пример, предложите несколько способов решения. Малыши очень наблюдательны. Они обожают подражать. Используйте этот потенциал развития.
Нередко родители уверены, что развитие малыша полностью обеспечивают развивающие игрушки.
ОШИБКА №5. Превращение детской комнаты в магазин игрушек. Многие родители не совсем верно понимают смысл словосочетания «развивающие игрушки». Зайдите в комнату малыша, внимательно присмотритесь к его игрушкам. Да, они яркие и озвученные. Но что они развивают? Они готовят малыша к реальной жизни? Детские игрушки, купленные в магазине, в большинстве случаев, максимально далеки от реальности. Неправильные пропорции, невообразимые цвета, искаженный звук… Это не развитие, это — травма для детской психики. Не говоря о материалах, из которых могут быть сделаны игрушки для малышей.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №5. Заботливые родители знают, о том, что самые лучшие развивающие игрушки для малыша – кастрюли, ложки, баночки и, конечно, самые важные родительские вещи: паспорт, билеты на самолет, годовой отчет, самый дорогой крем для лица… Не нужно населять мир ребенка искусственными объектами. Проявите фантазию. При соблюдении определенных мер безопасности, самые обычные предметы могут с успехом заменить самые дорогие развивающие игрушки. К примеру, возьмите несколько пластмассовых яиц из киндер-сюрприза, в одно положите шарик, в другое насыпьте крупу, в третье – соль или сахар, в четвертое – макароны и т.д. Оберните каждое яйцо термопленкой для пасхальных яиц и на несколько секунд опустите в кипяток. Яркая и полезная, а главное безопасная, развивающая игрушка готова! Микробы уничтожены воздействием высокой температуры. Термопленка надежно защищает игрушку от несанкционированного вскрытия – мелкие части не попадут в дыхательные пути малыша. Каждая такая игрушка имеет свой звук и вес. Это прекрасный источник, обеспечивающий не только развитие мелкой моторики, но и сенсорное развитие малыша.
Для ребенка первого года жизни характерно полевое поведение – окружающие предметы притягивают его к себе, стимулируют исследовательскую активность. Именно природное любопытство приводит к тому, что младенец предпринимает попытки ползать и делает первый шаг. Как только малыш начал относительно уверенно передвигаться в пространстве, начинается новый психологический возраст — раннее детство. О психологических особенностях этого возраста читайте в статье «Развитие детей раннего возраста. Что нужно знать родителям?».
Источник
Психология детей до года
Человеческие детёныши от рождения самые беспомощные из всех живых существ. Дети на определённом уровне это знают и поэтому им важно, чтобы рядом был взрослый, внимание которого они привлекают криком. В этом периоде формируется базовое доверие к миру. Если я закричу, тоя знаю, что мне помогут. Если же потребности малыша не удовлетворяются, то формируется недоверие к миру. Установка, что мир опасен и никто не поможет. С этим очень страшно жить, многие депрессии и тревоги начинаются именно здесь.
Если ребёнок сомневается: доверять или не доверять миру, он будет всячески подтверждать свои установки, как вы уже поняли, наверное, крича ещё больше. Привязанность к взрослому – главное, что есть у малыша, она пройдёт красной нитью через всю его жизнь, будет влиять на то как он будет строить свои отношения с партнёром и позже с детьми.
Привязанность – это эмоциональная связь между родителем и ребёнком. Этот период даже часто называют периодом «донашивания». Совершенно нормально носить малыша на руках, приходить к нему, когда он плачет. Установки «пусть проорётся» уже уходят на нет, к счастью. Но это не значит, что надо бежать сломя голову к ребёнку, если он в кроватке во время сна, начал немного поднывать. Подождите, возможно, за пару минут он успокоиться сам. Будьте рядом, на случай, если этого не произойдёт.
Детские игрушки до года
Что очень важно (и сложно) понять: детям не нужно много игрушек. Ну то есть это когда все полки заставлены яркими игрушками, пол усыпан и все ящики туда же. Вообще в поле зрения ребёнка не должно быть более 5 игрушек. Вряд ли у кого-то их всего 5, поэтому настоятельно рекомендую остальные убрать. Нет, не навсегда. Раз в три дня этот набор из пяти можно менять.
Почему вредно огромное количество игрушек в поле зрения? Потому что происходит рассредоточение внимания, перевозбуждение. Вредны для нормального развития малыша. Одна моя клиентка после этих рекомендаций заметила, что малыш даже стал лучше спать! Что ещё важно? Цвет и материалы. Сейчас огромное количество ярких с кнопочками с музыкой игрушек. Дети уже от 6 месяцев очень быстро разбираются куда нажимать, чтобы была музыка. То есть от постоянного нажимания развития нет, а будет опять же перевозбуждение. Потому что очень много стимулов: и цвет, и форма, и звук ещё. Вообще игрушек с электронными звуками неестественными рекомендую поменьше. И доставать только, когда маме надо передохнуть, выйти, просто «залипнуть» немного. Про материал: натуральные материалы преимущественно. У меня у самой есть и пластиковые игрушки в определённом объёме, но купив деревянные, вы почувствуете разницу!
А теперь перейдём к списку. Небольшая возрастная условность, при разграничении игрушек для детей. Какие игрушки хороши от 6 месяцев и минимум до года и как они влияют на воспитание детей. (вообще даже до от 0 до 1 года). Советы для мамочек, которые заботятся о своих детях.
- Конечно, пирамидка. В идеале деревянная и некрашеная. Внимательный читатель скажет почему? Коротко как играть: сначала малыш учится скидывать колечки все разом. Потом вы показываете, как надевать. Далее ручкой ребёнка сами надеваете. Вот это и есть развивающее занятие: вы занимаетесь в зоне ближайшего развития ребёнка, это когда сам он не может, но с помощью взрослого вполне.
- Стаканчики. Обычные пластиковые. Сначала круглые, но ближе к году уже можно купить квадратные, они сложнее. Сначала вы играете только с 2-3 штучками, сильно отличающимися по размеру, чтобы легко вставлялись.
- Фигурки зверей. Можно показывать разных зверей и читать по них потешки (идёт коза рогатая. ). Можно называть зверей, класть перед ребёнком 2-х и просить дать. Давать сначала его рукой. Благодарить радостно.
- Мячики. 3-5 разных материалов и размеров. Обычный пластиковый, тканный, массажный колючий. Так малыш узнает свойства предметов, плюс тактильные ощущения развивает.
- Счётные палочки и высокий стакан. Вариация: трубочки из икеа и бутылка пластиковая. Надо вкладывать палочки в ёмкость. Сначала рука в руке, как и всегда. Очень хорошее упражнение для развития моторики.
Что касается таких больших и обсуждаемых вопросов как грудное вскармливание, совместный сон, ношение в слинге – я не побоюсь этого выскажусь так (как психолог, не врач): делайте так как считаете нужным и как вам комфортнее. Очень важно помнить о себе родителям, сегодня есть одни взгляды, завтра будут другие, воспитание – слишком тонкая материя, итак окружённая огромным количеством тревог. Помните о себе, своих отношениях, своём личном пространстве. Счастливые родители – вот главный залог счастливого детства.
Источник