Портал педагога
Автор: Виригина Наталья Николаевна
Должность: учитель биологии, географии
Учебное заведение: МОУ СОШ № 23
Населённый пункт: пос. Золотинка Нерюнгринского района
Наименование материала: статья
Тема: Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах
Дата публикации: 19.11.2019
Раздел: полное образование
Тема: Особенности психологического здоровья детей на разных
благополучия. Оно является условием успешного функционирования жизнедеятельности
психологическое здоровье. Это сочетание душевного равновесия и физического комфорта.
психологическое здоровье детей на разных этапах развития, особое внимание уделяли
характер общения со сверстниками; агрессивность, мотивация, самооценка. Это говорит о
том, что основным критерием психологического здоровья ребенка является его адаптация
Рассмотрим в чем проявляются особенности психологического здоровья детей на
разных возрастных этапах.
развивается двигательная сфера. Эмоциональная сфера ребенка неустойчивая. С ним
необходимо говорить мягким, спокойным тоном. Предметная деятельность в этом возрасте
играет ведущую роль, так как она оказывает влияние на все сферы психики детей. Если
говорить о кризисе 3-х лет, то здесь происходит существенное изменение поведения
ребенка и его отношения с окружающими. Он характеризуется упрямством, негативизмом,
взрослому и получить одобрение.
взаимоотношений в семье. В этом периоде так же выделяют кризис 6 лет. У ребенка
происходят следующие изменения в поведении: кривлянье, манерничанье, ребенок хочет
что-то показать своим поведением демонстрируя то, чего нет. Дети чаще всего перестают
следовать первичным нормам поведения, становятся трудновоспитуемыми.
Третий этап – младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущей деятельностью
изменения в отношениях с другими людьми, в самооценке. Межличностные отношения
строятся на эмоциональной основе. Иными словами – он учиться учится. О.В. Хухлаев
выделял необходимость создавать педагогические условия становления психологического
здоровья детей этого периода:
1) наличие трудных ситуаций (они способствуют развитию воли и мотивируют к
2) обучение детей умению быть счастливыми (установка на позитив);
3) наличие положительного фона настроения (душевное равновесие)
Четвертый этап – подростковый возраст (11-15,16 лет). Он характеризуется как
кризисный, переломный и тяжелый возраст. Ведущей деятельностью является общение со
сверстниками. Кризис этого периода проявляется в основном в следующем:
Происходит резкие изменения в поведении, перепад настроения без достаточных на
Источник
Презентация «Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах». Презентацию подготовила педагог-психолог МКОУ СОШ №4 Кузьминская Галина Александровна
Психологическое здоровье — это сочетание душевного равновесия и физического комфорта. А психологи под этим термином понимают совокупность способностей и качеств ребенка, которые позволяют безболезненно адаптироваться в социуме.
Здоровая психика ребенка — это, прежде всего, благоприятный психологический климат в его семье. Если в ней нет места скандалам, обидам, ссорам, то кроха вырастет воспитанным, свободным и раскрепощенным.
Психологические особенности детей раннего возраста В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитие детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим. Центральное новообразование возраста – кризис 3 лет. Кризис характеризуется негативизмом, строптивостью, своеволием, деспотизмом, бунтом-протестом в отношениях с родителями.
Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение со взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые. Родителям не следует: постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность. Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка.
К категории дошколят относят детей 3-6(7) лет, для этого возраста характерны: Новая социальная ситуация развития; Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра; Во время игры дошкольники овладевают другими видами деятельности; Возникают важные новообразования в психической и личностной сферах: мышление развивается от наглядно-действенного к образному; происходит осознание собственного «Я»; Происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка; Формируется готовность к обучению в школе. Психологические особенности детей дошкольного возраста
Эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста в первую очередь зависит от внутрисемейного климата. Взрослым, желающим вырастить здоровую во всех отношениях и адаптированную личность, рекомендуется: Быть доброжелательными к ребенку Уважать его чувства и желания Постоянно проявлять интерес к делам ребенка, давать ему возможность высказаться Подавать пример собственным поведением Не оскорблять и не унижать ребенка даже в шутку Не нагружать ребенка секциями и кружками Чаще уделять ребенку внимание, играть с ним, при этом поощряя его обособленную игру Поддерживать успехи ребенка Справедливо разрешать конфликты Правильно организовывать режим дня Контролировать питание. Поддерживать успехи ребенка
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет: Основным видом деятельности у детей в этом возрасте становится учебная деятельность; мышление, перестает быть наглядно-образным и становится словесно-логическим; благодаря процессу обучения у младших школьников начинают формироваться первоначальные научные понятия; закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения; восприятие становится синтезирующим, воображение остается хорошо развитым, память развивается в 2-х направлениях – произвольности и осмысленности; появляется еще больше страхов, чем было раньше. Доминирующими становятся школьные страхи.
О.В. Хухлаева формулирует педагогические условия становления психологического здоровья младшего школьника: наличие трудных ситуаций, препятствий в жизни детей: такие ситуации ( не превышающие индивидуальный порог адаптации) способствуют развитию воли, накоплению опыта преодоления препятствий, мотивируют к саморазвитию; наличие положительного фона настроения – способность к самостоятельному сохранению душевного равновесия; обучение детей умению быть счастливым – следует как можно раньше формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций. Здесь велика роль ближайшего окружения, прежде всего родителей
Подростковый период, это возраст от 10 – 11 до 14 – 15 лет, характеризуется как переломный, тяжелый, критический. Ведущий вид деятельности : общение со сверстниками / интимно-личностное общение. Новообразования: чувство взрослости, развитие самосознания формирование нравственной сферы. Проблема возраста — склонность к асоциальному поведению
Особенности подросткового возраста: крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих. чувствительность к оценке посторонних своей внешности. внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров.
Для подростков характерна полярность психики: Целеустремленность, настойчивость и импульсивность; Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать; Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; Потребность в общении сменяется желанием уединиться; Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Что делать, чтобы избежать конфликтов между родителями и детьми в семье? Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, не нужно их избегать, необходимо правильно их разрешать. Когда скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать – даже если вы сто раз правы. Испугайтесь! В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен. Та агрессия, которую он проявлял к вам, может обернуться против него самого. Не кричите, не распускайтесь. Ведь ребенок может действительно подумать, что вы его ненавидите. Он будет в отчаянии, а вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите. Климат собственной семьи в вашей власти. Вы воздействуете на него ежеминутно, и вам по силам изменить и сделать его благоприятным – благоприятным не вообще, а для своих близких, для таких, какие они есть. Даже если они далеки от идеала.
Период ранней юности – это возраст от 15 до 18 лет. Психологические особенности ранней юности: 1.Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения; 2. Общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков; 3. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Формируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я»; 4. Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное; 5. Возникает стремление к доверительности во взаимодействии со взрослыми и к «исповедальности» — со сверстниками.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ. Взаимоотношения с девушками и юношами складываются лучше, если: а) Вы никогда не забываете о существовании юношеского максимализма. б) Вы устанавливаете правила и твердо проводите их в жизнь, но не считаете себя непогрешимыми. г) Вы всегда объясняете мотивы своих требований и используете свою власть лишь в меру необходимости. д) Вы не критикуете ребёнка в присутствии других. е) Вы относитесь мудро к срывам в поведении юноши или девушки. ж) Вы не забываете основные возрастные особенности ранней юности.
з) Пытаетесь поставить себя на место ребёнка –это позволит избежать удара по его самоуважению. и) Вы помните, что даже в юношеском возрасте люди отличаются разными сроками созревания: кто-то «забегает» вперед, кто-то отстает. к) Вы подбираете моменты, подходящие для неформального общения (и дело даже не в их продолжительности, а в разумных временных рамках). л) Вы контроль преподносите как заботу, а иногда просите совета как у равного или старшего. м) Вы оцениваете в конфликте конкретный поступок, а не личность в целом («ты – подлец!», «ты– лентяй»).
Помните, что какими бы ни были советы ученых, друзей, родственников о воспитании, применение их в каждом конкретном случае было и остается искусством каждого конкретного человека.
Спасибо за внимание! До новой встречи!
Номер материала: ДБ-216088
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения готовит программу модернизации педагогических вузов
Время чтения: 1 минута
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
Время чтения: 2 минуты
Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Психологическое здоровье разных возрастов
Психическое и психологическое здоровье детей раннего и дошкольного возраста
- Понятие психического здоровья.
- Факторы психического здоровья.
- Соотношение понятий психическое здоровье и психологическое здоровье. Уровни психологического здоровья.
- Принципы психолого-педагогического здоровьесберегающего сопровождения ребенка.
1. Основной целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей раннего, дошкольного и школьных возрастов. Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Важная роль в концепции модернизации образования отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров».
Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль – психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других – они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт.
В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термина «психическое здоровье» нет, но есть просто «здоровье». Существенно, что этим термином обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
В медицинской литературе и практике термин «психическое здоровье» широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.
Мы видим, что в упомянутое выше единство медицины и психологии уже включается и социология – ее наука и практика. В «Кратком словаре по социологии» (1989, с. 76 — 77) дается подробное толкование термина «здоровье населения», который означает:
1) состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;
2) состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов;
3) естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;
4) состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;
5) количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности.
2. Изучая проблему здоровья людей всех стран мира, специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пришли к выводу об особой роли психического развития в здоровье ребенка. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) отмечается следующее:
- нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями;
- основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами.
Здесь также подчеркивается, что следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. «Многие дети не имеют таких условий», — констатируется в докладе.
На основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах эксперты ВОЗ убедительно доказали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые растут в условиях семейного разлада, страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения.
Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в детском саду, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.
У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемом пищи и пр. У некоторых же детей эти нарушения проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.
В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Почему же психическое развитие ребенка имеет такое значение для его психического здоровья?
Потому, что в каждом возрастном периоде жизни у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании и пр. Нарушения в развитии его психических способностей мешают удовлетворению этих потребностей, так как тормозят поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцируют депривационную ситуацию.
В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или нескольких детских потребностей лежит в основе так называемых школьных неврозов, проявляющихся в психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, приступы рвоты, головные боли и т.п.).
Чешские психологи Лангмейер и Матейчек подчеркивают, что обычно депривация характеризуется неудовлетворением нескольких важных потребностей ребенка, которые у разных детей в разные периоды могут быть различными. Поэтому важно установить, какие психические потребности являются в определенный период развития ребенка особенно значимыми и каковы те потребности, недостаточное удовлетворение которых является особенно вредным.
При этом следует помнить, что различные дети, испытывающие воздействие одной и той же депривационной ситуации, будут вести себя по-разному. Однако считают авторы, каждый ребенок для своего здорового развития нуждается в первую очередь в теплоте чувств, любви. Если он окружен достаточной симпатией и обладает эмоциональной опорой, то это возмещает отсутствие иных психических элементов. Основное патогенное значение для нарушений развития имеет эмоциональная, аффективная депривация.
Несмотря на то, что во многих психологических работах употребляется термин психологическое здоровье, речь, по существу, идет, главным образом, о нарушениях психического здоровья, проявлении симптомов нездоровья, неблагоприятных условиях для психического здоровья. Этот факт еще в 1979 году отметили эксперты ВОЗ. Они сформулировали очень важную для психологической службы рекомендацию: перейти от изучения факторов, повышающих уязвимость ребенка к психическим расстройствам, к изучению тех факторов, которые защищают его от действий стресса, от изучения вредных влияний, от изучения неудачных мер воздействия к изучению воздействий, которые позволили ли бы предупреждать психические нарушения.
Иногда мы слишком торопимся. Нас беспокоит завтрашний день, к нему мы готовим ребенка, невольно обесценивая день сегодняшний и ребенка в его собственных глазах. Он-то живет сегодня: сегодня чувствует, действует, что-то хочет… Не случайно Я. Корчак обращал на это самое пристальное внимание. Он писал о том, что «…следует уважать текущий час и сегодняшний день и задавал вопрос: как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной ответственной жизнью? Взрослым надо позволить детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав.».
Условия для здорового развития детей – это целостная медико-психолого-педагогическая система, включенная в социальный и культурный контекст эпохи. Основной характеристикой такой системы является понятие социальной ситуации развития (Л.С. Выготский). Функциональную основу составляет переживание ребенком среды своего обитания и себя в этой среде. Если эти переживания позитивны, среда обладает развивающим эффектом и в ней возможна реализация потенциального психического здоровья ребенка.
«Может показаться непонятным, почему одна и та же среда, как в широком, так и в узком смысле, одна школа, одни учителя и т.п. формируют далеко неодинаковых людей. Но полностью идентичного, одинакового в природе нет ничего, даже двух листочков с одного дерева, тем более – если речь идет о развитии такой сложной системы как человек. Он – объект скрещивания самых разных влияний, не совпадающих ни на каком этапе и складывающихся каждый раз в новую комбинацию. Неповторимый набор прочитанных и усвоенных книг, состав прослушанных лекторов, увиденных спектаклей, бесед, встреч, каждый раз новое сочетание впечатлений и новое их переживание и осмысление – все это дает всегда непредсказуемый результат. Кроме того, сам воспринимающий на каждое действие извне реагирует сугубо индивидуально: одно проходит мимо него, почти не задев, другое оставляет глубокий след. Отсюда среда одна – результат разный.».
Таким образом, основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.
Именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье. Нарушения психического здоровья, а, следовательно, и необходимость в коррекционной работе возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза. Поэтому создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие, является целью психологической службы образования, но не единственной.
Психическое здоровье детей требует постоянного анализа и в случае необходимости корректировки окружающей среды, имеющей специфические особенности для каждого возрастного периода и для каждого конкретного ребенка, вступившего в данный период.
Почему понадобилось введение еще одного понятия – «психологическое здоровье» и в какой связи оно находится со здоровьем психическим?
3. Термин «психологическое здоровье» был введен И.В. Дубровиной. Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» — относится к личности в целом. Разграничивая сферы психического и психологического здоровья, мы разграничиваем их инструментарий, критерии определения нормы, пути и методы коррекции нарушений.
Психологические отклонения более обратимы, их своевременная диагностика и грамотная коррекция призваны помочь ребенку выработать средства саморегуляции, позволяющие ему с помощью взрослого справляться с внутренними проблемами.
Что же такое норма психологического здоровья, на которую мы должны ориентироваться, организовывая свою работу с детьми? Если для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно наличие определенных личностных характеристик.
И если заботой медицинских работников по большей части является избавление от патологических факторов, то направление действий педагогов идет в сторону оказания помощи в приобретении полезных свойств, способствующих успешной адаптации. Кроме того, норма психического здоровья предполагает не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие ребенка на благо самому себе и обществу, в котором он живет.
Определяя критерии нормы психологического здоровья ребенка, которые являются для нас основой дифференцирования психологической помощи детям, мы исходим из следующего положения: основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды его общего развития. Психологическое здоровье ребенка отличается совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать (в идеале), причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между личностью ребенка и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму. Мы для себя в своей практике выделяем несколько уровней психологического здоровья ребенка, они достаточно условны, однако необходимы для организации практической работы с детьми. К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Этот идеальный образ ребенка-творца редко встречается в практике работы МДОУ, выражает совершенную степень психологического здоровья, его высший креативный, т.е. творческий, созидательный уровень.
Ко второму, адаптивному уровню мы относим большинство относительно «благополучных» детей, в целом адаптированных к социуму, но по результативности диагностических исследований проявляющих отдельные признаки дезадаптации, обладающих повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности. Это группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья.
К третьему, низкому уровню психологического здоровья, ассимилятивно-аккомодативному, относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, т.е., либо не способные к гармоничному взаимодействию, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмом защиты, отделением себя от травмирующих влияний среды. Дети с преобладанием процессов ассимиляции, в практике наблюдения стремятся во что бы то ни стало изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению в соответствии с внешними требованиями и интересами окружающих. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффективных реакциях, капризах и т.д. Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно наблюдается приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Это «удобные» тихие дети, прилежные и старательные, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, которые не всегда замечают, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта. Этой группе детей следует уделять особое внимание.
Выделенные уровни позволяют нам дифференцировать психолого-педагогическую помощь детям. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, обеспечивающую зону его ближайшего развития. Детям второй группы необходима целенаправленная психопрофилактическая помощь с использованием групповой работы. Детям, попавшим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная помощь.
4. Рассматривая проблему комплексного обеспечения психического здоровья детей, очень перспективным является подход к проблеме психического здоровья с точки зрения полноты богатства развития личности маленького человека.
Психологическое здоровье неразрывно связано со здоровьем психическим, состояние и развитие которого еще не занимает подобающего ему места в педагогических и психологических программах работы с ребенком.
Под конкретной работой по обеспечению психологического здоровья мы подразумеваем целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития внутреннего мира ребенка.
Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношением к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, к жизни как таковой.
Для того, чтобы обеспечить сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка мы должны знать его особенности. Необходимо иметь четкое представление об уровне его развития, актуальных и потенциальных возможностях, потребностях. Для этого в ДОУ систематически отслеживается психолого-педагогический статус ребенка и динамика его психического развития.
Во-вторых, нужно построить и модифицировать развивающую среду, таким образом, чтобы она была максимально благоприятна для психического развития каждого ребенка, его внутреннего мироощущения. Учебно-воспитательный процесс мы строим по гибким схемам, для своевременной корректировки, изменения и трансформирования его в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые поступили в ДОУ.
В-третьих, необходимо помочь каждому конкретному ребенку в решении тех проблем, которые возникли у него самого во взаимосвязи с окружающей его средой.
Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям продумывается комплексная система действий, конкретных мероприятий в совокупности со специалистами и родителями, что позволяет преодолеть или хотя бы скомпенсировать возникшую проблему психического состояния ребенка. Координатором этой деятельности становится психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения.
Очень важно помнить и осознавать, что отношение взрослых к ребенку влияет не только на становление личности, но и на психическое здоровье детей.
Психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренне осознаваемые самоориентиры. Задача взрослых – психологов, педагогов, родителей – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
По существу, эту мысль высказал А.Ф. Лосев, говоря о том, что «…личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и т.д., но вообще субъектом, который сам же себя соотносит с собою сам же себя соотносит с своим окружением».
Поэтому, психологическая служба образования направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.
Итак, главной целью деятельности психологической службы образования является психологическое здоровье детей дошкольного и школьных возрастов. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
Источник