Меню

Психологическое здоровье подростков адаптация

Особенности адаптации подростков
статья на тему

Главной особенностью подростка является личностная нестабильность.

Скачать:

Вложение Размер
Главной особенностью подростка является личностная нестабильность 23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мальцева А.Н., воспитатель

ГБУ Центр содействия семейному воспитанию №3 Выборгского района

Особенности адаптации подростков

Подростковый возраст, который так часто именуется наиболее сложным, определяется физическими границами как 11-15 лет. В это время происходит основная перестройка организма:

  • физиологическая: проявляются первичные и вторичные половые признаки, благодаря увеличению выделения в кровь гормонов, соответствующих полу (мужских / женских);
  • психологическая, такая, как идентификация себя с мужчиной / женщиной, построение поведения, общения, отношения к своему внутреннему и внешнему миру.

Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков с более старшими людьми.

У подростков происходит адаптация к социально — устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями. В этот небольшой промежуток времени подросток должен сориентироваться в понятиях «мужчина» и «женщина», а также применять к себе эти понятия, чувствуя отличия своего теперешнего состояния и того, кем он был/была до этого. При взрослении ребенка происходит его становление, готовность к жизни во взрослом обществе, как равноправного участника жизни.

Новая для него позиция проявляется:

  • во внешнем облике,
  • манерах (как часть поведенческой идентификации со своим полом),
  • копирование отношений (как часть половой идентификации),
  • включение во взрослую интеллектуальную жизнь (участие в таких отраслях жизни, как: наука, искусство, занятие самообразованием),
  • помощь в решении ежедневных домашних проблем (например, ежедневные обязанности по дому, помощь уставшей на работе маме).

Одновременно с этими проявлениями возникает чувство взрослости — отношение подростка к себе, как к взрослому, ощущение себя взрослым (как особая форма самосознания). При этом надо оговориться о том, что подросток всеми известными и доступными для него методами пытается показать, что он является такой же весомой и значимой частью общества, как и все, кто его окружает, но все эти доказательства создаются для получения дополнительных прав, которых у него/нее ранее не было, а не для получения дополнительных обязанностей. Одновременно возникает интерес к своему внутреннему миру, подросток открывает сложные переживания, связанные с новыми отношениями, пристально анализирует свои поступки. Происходит становление основ мировоззрения. При этом часто сближение воображения и теоретического мышления является импульсом к творчеству, но не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, хотя и используют возможности своего творческого воображения.

Все ранее высказанные переживания и приводят к наиболее заметным и известным всем взрослым конфликтам взрослый – подросток. Надо учесть, что немного завышенные требования к себе и окружающим– это всего лишь результат самоутверждения подростка в его новом качестве, а не проявление его наиболее вредных черт характера, который взрослые связывают с наличием таких же отрицательных черт у родственников подростка.

Самоутверждение — это долгий, растянутый во времени, сложный процесс, во время которого человек сам утверждает самого себя как единую, целую и гармоничную личность. Самоутверждение происходит путем выбора стратегии самоутверждения.

Классификация самоутверждения личности :

  • неуверенное поведение,
  • ассертивное поведение,
  • агрессивный стиль межличностного общения.

Для людей, выбравших неуверенное поведение (неуверенная личность) , характерно:

  • ориентация личности на конформное поведение (т.е. строгие рамки законов, правил поведения, общественной морали являются обязательными и не могут даже подвергаться пересмотру),
  • тенденция скрывать собственное мнение (которое может иногда и не формироваться из-за отсутствия необходимости его высказывать),
  • адекватные эмоциональные реакции, с предпочтением неопределенных и мало выразительных форм речевого общения (то, что от него могут ждать и не более).

Для людей, выбравших ассертивное поведение (конструктивная личность) характерно:

  • отвечать без заминки, говорить достаточно громко и естественным для себя тоном
  • не избегать смотреть на собеседника,
  • охотно обсуждать предложенную тему,
  • открыто давать знать о своих чувствах,
  • высказывать свое мнение,
  • учитывать при беседе или любом личном контакте правила и законы, присущие данному коллективу, но при этом ориентироваться и использовать их по своему усмотрению.

Для людей, выбравших агрессивный стиль межличностного общения (доминирующая личность ) , характерно:

  • отвечать, прежде чем собеседник успел закончить свою мысль,
  • громко говорить вызывающим тоном,
  • смотреть на других свысока,
  • пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать),
  • навязывать всем свое мнение,
  • с жаром изливать свои чувства,
  • ставить себя выше всех и причинять боль другим, чтобы не сделать больно себе.

Неуверенная личность в различных жизненных ситуациях используют стратегию самоподавления. Например, говорят «да», когда надо сказать «нет»; избегают ситуаций, когда надо брать инициативу на себя. Но могут реагировать конструктивно, если в ситуации отсутствует конкретный партнер.

Конструктивная личность ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, стремится к людям, используя стратегию сотрудничества.

Доминирующая личность использует стратегии агрессии, в тех ситуациях, когда конструктивная личность ведет себя, как описывалось ранее.

Следовательно, самоутверждение заключается в том, что именно благодаря ему человек находит способ обретения Смысла Жизни. Это самораскрытие себя, как Человека и постановка своего места в Жизни.

Самоутверждение и адаптация для подросткового возраста являются единым целым, при этом самоутверждение можно рассматривать как внутренний процесс, а адаптация – его внешнее проявление, или самоутверждение – это основной способ адаптации.

Адаптация — это процесс активного приспособления индивида к условиям новой среды, при последовательном достижении результатов: в обществе, коллективе, семье и по отношению к себе.

Адаптация включает в себя следующие подвиды:

  • биологический (телесный),
  • психологический (внутренний мир),
  • социальный (внешнее проявление в семье и коллективе).

Адаптация – это схема, или стиль разрешение различных видов проблем:

  • временной (при нахождении временно в коллективе или ситуации),
  • постоянной (общение со школьными друзьями или родителями дома),
  • трудной (требующей долгого и терпеливого разрешения),
  • простой (разрешаемой сама по себе),
  • разрешимой (ведь как говорят старейшие: есть три выхода из любой ситуации: один — знает человек, который завел тебя в эту ситуацию, другой — ты найдешь сам, а третий — никто не знает),
  • не разрешимой (то есть по твоему мнению у этой проблемы нет выхода);
  • вообще не быть проблемой, в зависимости от ситуации, коллектива, и самого человека, ведь именно он определяет для себя постановку данного вопроса.

Сам субъект может замечать или не замечать данную проблему, в зависимости от ее актуальности на данный момент и личной стратегии самоутверждения.

Наиболее активно из всех видов адаптации проявляется социальная адаптация , ее главной особенностью является сближение целей и ценностных ориентаций группы, и входящего в нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Адаптация происходит строго в рамках социума, в котором находится человек и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека, так и для группы, вне зависимости от ее количества, так как именно социум и является контролирующей и корректирующей совокупностью для человека. Так как практически даже выходя на улицу, мы должны общаться со всеми, кто нас окружает.

Адаптация так же предусматривает возрастные особенности, в данном случае это подростковые, а именно подросток является новым человеком, начинающим принимать нормы социального поведения как взрослый член общества. Следовательно, это принятие ряда норм, обязанностей и прав.

Доля поисков стратегии самоутверждения и адаптации подростка индивидуально не слишком велика, так как большое влияние на него оказывают сверстники и особенно домашний микроклимат взаимоотношений в семье. Дело в том, что самое первое и самое глубокое воспитание закладывается в ребенке с рождения родителями, ведь не зря говорят, что, если вы не стали воспитывать вашего ребенка с первой минуты его рождения, значит, вы уже упустили время. Коррекционная работа по формированию личности подростка в семье, как наиболее сложный процесс должна происходить постоянно. Ведь именно она и является отправной точкой отсчета для подростка.

Подводя итог выше сказанному, можно еще раз напомнить, что сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки, надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, чтобы потом долго и утомительно не заниматься исправлением их ошибок. Ведь именно взрослый осознанно или нет, формирует личность, стратегию самоутверждения и адаптацию у своего подростка.

Источник

Социально-психологическая адаптация детей и подростков

Консультация для классных руководителей «Социально-психологическая адаптация детей и подростков»

Скачать:

Вложение Размер
Социально-психологическая адаптация детей и подростков 43 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологическая адаптация детей и подростков.

Здоровье детей и подростков сегодня становится все более актуальной темой. Расширение диагностических возможностей позволяет выявлять особенности развития детского организма на всех этапах пребывания ребенка в школе. Полученная в результате исследования информация, как правило, неутешительна и тревожна.

В соответствии с показателями современный школьник стал меньше ростом, хуже видит, ссутулился, страдает нервно-психическими расстройствами, сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта. При этом ухудшение здоровья происходит как от года к году, так и от класса к классу.

В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков школьного возраста все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, т.к., выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении, избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем.

Здоровье современного человека зависит не только от условий его жизни, но и от его поведения. Важная роль принадлежит и наследственности. Порою наследственные дефекты исправить очень сложно. Но все же главное в руках самого человека. И поэтому с раннего возраста ребенка необходимо воспитывать в духе здоровья. К сожалению, многие люди задумываются о состоянии своего здоровья лишь тогда, когда появляются какие-либо расстройства самочувствия или даже болезнь. И неслучайно широким стало употребление таких терминов, как факторы риска и болезни поведения.

«Болезней поведения» много, более 3-х десятков. Это и курение, и алкоголизм, и пристрастие к азартным играм, компьютеру, Интернету, и даже переедание. Одних только инфекций, передаваемых половым путем, более 20, разновидностей наркомании несколько, соответственно типам наркотических веществ: стимуляторов, галлюциногенов, расслабляющих.

Истоки болезней поведения следует искать, конечно же, в детстве.

Психическое развитие человека происходит в течение всей жизни, но особенно интенсивно — впервые три года. Чем более полно удовлетворяется потребность ребенка в непосредственном контакте с матерью, тем он будет спокойнее и уравновешеннее. Постоянный контакт с матерью стимулирует психическое развитие ребенка. Следующим условием воспитания: постоянная и своевременная реакция родителей на особенности поведения ребенка: одобрение или неодобрение, ласковый или строгий голос в той или ситуации. Еще одно условие воспитания: однозначность и единство оценок окружающих особенностей поведения ребенка.

На родителях лежит несколько воспитательных функций, из которых в первую очередь назвать три:

1.защита и моральная поддержка;

2.контроль и наблюдение за физическим и душевным состоянием;

3.установление отношений привязанности: родители должны стать безусловной ценностью растущего человека, в какие бы условия он ни попадал, с кем бы ему ни приходилось общаться. Ведь многие дети, даже при отчетливо выраженной материальной заботе родителей, оказываются психологически безнадзорными. Взрослым следует постоянно помнить о специфике психологического состояния ребенка, когда он в течение довольно короткого периода становится почти взрослым. Именно краткость периода и множественность происходящих в ходе этого процессов определяют двойственность положения подростков: с одной стороны, они рвутся к свободе и самостоятельности и «отвоевывают» ее у родителей, с другой, — не знают, как этой свободой распорядиться.

Стремление подростка выглядеть взрослым, если оно одновременно не имеет достаточной базы нравственных и общественных ценностей, легко соскальзывает в область элементарной имитации поведения взрослым в отрицательном смысле: курение, употребление алкоголя, наркотиков, социальный цинизм, сексуальная безответственность.

В зависимости от того, как человек относится к своему организму и течению жизненных процессов, следует различать 3 образа жизни: здоровый, рискованный, болезненный.

ЗОЖ – характеризуется упорядоченностью жизненных процессов и отсутствием вредных для здоровья факторов. В первую очередь важно соблюдение режима дня.

РОЖ – характеризуется неупорядоченным режимом дня, потреблением вредных веществ (алкоголь, никотин), недостаточной двигательной активностью, накопление излишней массы тела. Человек, ведущий РОЖ, но еще не заболевший, может переносить повседневные нагрузки, но какая-либо дополнительная нагрузка, не влияющая на здорового, может вызвать у него заболевание. Или он просто не в состоянии эту нагрузку выдержать.

БОЖ – состояние человека, когда он уже утратил свободу жизни. Если человек, ведущий ЗОЖ, в этом плане свободен, а человек, ведущий РОЖ, в этом плане ограничен, то человек, ведущий БОЖ, уже принадлежит не самому себе, а своей болезни.

Каждого подростка необходимо научить смотреть не только на окружающий мир, но и на самого себя.

Существует 3 главных фактора сохранения и укрепления душевного и физического здоровья: творческое отношение к работе; стремление к независимости от внешних условий; четкое соблюдение режима дня с высокой двигательной активностью и самоконтролем.

Здоровым или нездоровым может быть не только человек – здоровым или нездоровым может быть: семья, обстановка, настроения в обществе. Факторами нездоровья нередко являются неправильные взаимоотношения, в том числе между мужским и женским полом. В отношении к здоровью современному человеку не хватает этического начала – нравственно полноценного и действенного. Следовательно, родителям и педагогам необходимо формировать у детей навыки ЗОЖ и полезные привычки.

Что такое привычка? Это действие, постоянное осуществление которого стало потребностью. Важен именно момент постоянства. Привычки могут быть ситуативными, т.е. находящими себе место при определенных условиях; и характерологическими – когда они выражают неотъемлемые особенности человека. Своевременно выработанная полезная привычка позволяет делать все необходимое без напряжения.

Т.о., 1-е условие формирования полезных привычек – пристальное внимание родителей ко всем ситуациям и действиям ребенка, которые для него бывают впервые. 2-е условие – четкая организация взрослыми всей системы действий ребенка. 3-е условие — пример взрослых, 4-е условие – их подкрепление, необходимо так организовать действия ребенка, чтобы среди них подкреплялись только желанные (похвала, одобрение окружающих, непосредственное удовлетворение от результатов действия).

Привычки вырабатываются в несколько этапов :

  1. этап складывание определенных последовательных движений, формирующих навык.
  2. этап навык превращается в привычку.
  3. этап привычка закрепляется и совершенствуется.

Вредными привычками следует считать привычки, которые мешают или не дают возможности человеку успешно реализовывать себя в личном плане, вредят его здоровью. В основе формирования вредных привычек может лежать отсутствие направляющей и побуждающей роли старших. В результате этого дети оказываются предоставленными сами себе. Вредные привычки можно разделить на 3 категории в зависимости от того, на какой объект они преимущественно направлены: на самого себя, на других людей, на окружающие предметы. Формирование вредных привычек происходит, как правило, легче, чем формирование полезных, причем вредные привычки и закрепляются прочнее.

Вредные привычки – это или бездействие там, где действие необходимо, или неправильное действие. Но всегда это – движение по пути отказа от усилий над собой. Вредные привычки – это вехи на пути наименьшего сопротивления, по которым идет человек, не желая лишний раз себя чем-либо утруждать.

Взрослым необходимо сознавать, что здоровье ребенка напрямую зависит от того, как они его воспитывают: в духе здоровья или в духе безответственности. Результаты воспитания – нравственные устои человека – могут проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях как нечто постоянное, личностно ему присущее. Качества личности по мере развития ребенка не просто накапливаются, складываются, а каждое из них совершенствуется, углубляется. Для воспитания уверенности в себе, защищенности, способности воспринимать себя членом определенной социальной общности – семьи, коллектива, общества в целом – необходима достаточная интенсивность эмоционального общения с окружающими. Если игнорировать свободное развитие ребенка и насильственно ориентировать его внимание на цели, чуждые его природе, тогда неизбежно возникнут комплексы, конфликты, болезни, неврозы, а спустя некоторое время – курение, алкоголизм и наркомания.

Если ребенок растет в семье, где считаются с его правами, он обретает мужество быть самим собой. Если этого нет – теряет спонтанность, естественность, истинное «Я» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Беседа для МО классных руководителей подготовлена педагогом – психологом МБОУ СШ № 4 Кузнецовой Т.В.

Источник

Читайте также:  Укрепление здоровья совершенствование телосложения
Adblock
detector