Индивидуальная психология по Альфреду Адлеру
Альфред Адлер – основатель индивидуальной психологии. Родился он в 1870 году в Вене, в многодетной еврейской семье.
Все детство Адлера преследовали события, сопряженные с несчастьями. Его брат умер в малолетстве, сам Альфред два раза чудом избежал гибели в темных переулках, а в пять лет заболел тяжелой формой пневмонии, от которой его чудом удалось вылечить.
В школьные годы Альфред не блистал успехами: способности к математике, казалось, у него напрочь отсутствовали. Это привело к тому, что его хотели забрать из школы и стали готовить в подмастерья к башмачнику. Ситуацию исправил отец мальчика – правильной мотивацией он пробудил у ребенка интерес к учебе. К окончанию школы Адлер стал лучшим учеником, успевающим по математике и другим предметам.
После школы Альфред поступил в Венский университет, где изучал медицину. Там же он окунулся в политическую жизнь, охватившую столицу. На одном из собраний партии социалистов он познакомился с уроженкой России, Раисой Эпштейн, на которой женился в 1897 году.
В 1895 году Адлер получил медицинскую степень, которую применил в офтальмологии. Но через некоторое время он перестал довольствоваться столь узкой специализацией и получил степень по общей медицине, примененную им в психиатрии.
Увлекшись взглядами Зигмунда Фрейда, Адлер стал активным участником кружка психоаналитиков. Но вскоре его взгляды на психологию и личность стали разниться со взглядами Фрейда, что послужило отделением Адлера от психоаналитического общества.
К 1935 году Адлер принял решение отдалиться и от Европы, по причине активно зарождающегося там фашизма, и переехал с семьей в Америку. В Нью-Йорке он был приглашен в колледж на место преподавателя психологии, где ему, также предоставилась возможность ведения собственной практики.
Индивидуальная психология Адлера. Основные положения
Индивидуальная психология Альфреда Адлера представляет направление психологии, в центре которой располагаются несколько важных понятий: мотивация, как движущая сила индивида и комплекс неполноценности личности, как ее источник. Главное качество личности – социальность, данная от рождения. Она характерна для каждого человека, но есть исключения в лице асоциальных элементов общества и невротиков.
Ключевым моментом индивидуальной психологии Адлера, отличающей ее от психоанализа Фрейда и Юнга, является отказ от идеи бессознательного, как основной движущей силы. У Адлера над человеком главенствует сила общественных связей, контакты и чувство единства с другими.
Его психология индивидуальности призывает человека сохранить свое особое содержание, развить его и осознать во всех проявлениях, полностью приняв таким, какое оно есть. Это, по мнению Адлера, сформирует у человека личный подход к жизни, индивидуальное поведение и стиль.
Индивидуальная психология Адлера состоит из нескольких положений:
- Фиктивный финализм. В его основе лежат фикции, которые руководят нашим поведением, ориентируют его. Мы, попадая в определенные обстоятельства, знаем алгоритм, когда необходимо остановиться в выбранном действии, перейти к следующему или выдержать паузу. Фикции могут оказаться ожидаемым результатом, достижимым или нет, в зависимости от обстоятельств. Во втором случае, они становятся причиной неудовлетворенности. По утверждению Адлера, можно избежать влияния фикций, но это доступно только тем, у кого развита взаимосвязь с социумом. Она в значительной степени формируется в первые дни жизни, в общении с матерью. Если такого окружения нет, ситуация приводит к неврозам, попыткам замещения близких взаимосвязей связями с чужими людьми и возможным конфликтам. Происходит как бы навязывание интересов. В целом, ситуация общности имеет два варианта отклонений. В первом случае, когда общности нет, например, при холодном отношении матери к ребенку, нет и опыта сближения с людьми, что становится причиной проблем в установлении контактов с внешним миром. Во втором случае, когда, например, формируется крепкий тандем «мать — избалованный ребенок», наблюдается зацикленность на важной для индивида личности. В данном случае матери, что в будущем приводит к недооценке других людей, следовательно, и к высокомерию.
- Творческое «Я». Индивидуальная психология усматривает в человеке наличие особых свойств, способных преобразовывать реальность, наполнять смыслом любое действие человека, определяет его развитие и жизненный путь.
- Стремление к превосходству и чувство неполноценности и компенсации индивидуальная психология А. Адлера рассматривает, как бессознательные явления, данные человеку при рождении. Ощущая свою неполноценность, человек оказывается в ситуации, вынуждающей его к исправлению своих не самых лучших сторон. Испытывая чувство превосходства над другими, ему доступен дух соревнований, порождающий желание к победам, успехам и лидерству. Этот механизм, также, прогрессивно влияет на общество: стремления людей делают общество более развитым. По мнению Адлера, этот процесс можно регулировать и компенсировать за счет чувства общности с другими людьми и преодоления своих слабых сторон. В противоположность этому — чрезмерная болезненность и физическая слабость или, при отсутствии общности, компенсация через агрессию.
- Стиль жизни. Это способность индивида к адаптации. Она проходит через процесс компенсации слабых качеств индивида, например, слабая физическая форма компенсируется спортом. Поддавшись тенденциям науки все систематизировать и классифицировать, Адлер, хоть и неохотно, но создал типологию личностей по стилям жизни. Управляющий тип нацелен на доминирование. Для берущего типа характерно стремление к потребительству без нанесения урона окружающим. Избегающий тип стремится отклониться от неудач, не проявляет инициативу для личного успеха. Социально-полезный тип зрелый, как личность, активный, нацеленный на взаимодействия с людьми. Большую роль в определении стилей жизни играет порядок рождения ребенка. У первенцев наблюдаются повышенная потребность к моральным основам, обусловленная потерей лидирующих позиций при появлении в семье младших детей. Единственному ребенку достается центральное положение в семье, где главным конкурентом за внимание матери является отец. Такие дети, выходя во взрослую жизнь, удерживают обособленные позиции, тяжело налаживают контакты. Дети второго порядка находятся в атмосфере постоянной конкуренции и ориентируются на получение результатов. И только у самых младших могут встретиться любые сочетания.
- Общественный интерес. Это положение выражено, в первую очередь, в принадлежности человека к обществу, из которого он черпает социальные и культурные ценности, правила и убеждения. Так формируется интеллект социального содержания, мотивирующий индивида к свершениям.
Индивидуальная психология Адлера кратко представляет собой направление в центре которого находится личность человека со всеми его пороками, достоинствами и особенностями, взаимодействующая с обществом и определяющая личное развитие через проработку индивидуальных свойств.
В рамках данного направления автором были разработаны основы теоретических положений и практические рекомендации. Поэтому индивидуальная психология — это полноценная терапевтическая практика с методами работы с личностью.
Техники индивидуальной психологии Адлера:
- Моделирование. Техника полезна, когда клиент враждебно воспринимает мир. В процессе работы терапевт адаптирует клиента к общению в атмосфере уважения и эмпатии. Таким образом, у клиента формируется ответное дружественное восприятие людей, что смягчает проблемы в общении.
- Поймать себя за руку. Техника нацелена на избавление клиента от нежелательных проявлений, например грубости в общении. Клиент должен контролировать себя всякий раз, когда ведет себя недолжным образом. Со временем контроль становится автоматизированной привычкой, контролирующей действия человека.
- Поступать «как если бы». Техника подходит в тем, кто не обладает решимостью к определенным действиям. Есть люди, для которых трудно обратиться к малознакомому человеку, познакомиться с кем-то. В процессе проработки проблемы клиент представляет ситуации, в которых он может это сделать. Это формирует в нем стойкую уверенность в собственных силах и возможность переноса воображаемых образов в реальность, тем самым, преодоления барьеров.
- Поощрение. В этой технике ведется работа с эмоциональными проявлениями человека. На первом этапе поощряется личность, как таковая, со всеми ее слабостями и недостатками. На втором этапом происходит поощрение осознания человеком необходимости изменений. Заключительным шагом становится поощрение самого процесса изменений.
Работы Адлера сосредоточены на личности человека, ее сознании и целостности. Поэтому индивидуальная психология — теория личности, давшая миру понимание, что человек самобытен, исключителен и ценен, как уникальное произведение.
Источник
А. Адлер и его индивидуальная теория
Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1870-1937)
1.Основные понятия теории Адлера
Адлер полагает, что личность человека это единое, самосогласующее и целостное. Он не принял фрейдовской концепции либидо, пансексуализма, выступал против расчленения личности на три инстанции и детерминации её развития биологическими потребностями. Им предпринята попытка социализации учения Фрейда. Адлер полагает, что основной детерминантой развития личности является «воля к власти», которая с рождения присутствует в человеке.
Его теория базируется на следующих основных понятиях:
1. Чувство неполноценности и компенсации;
2. Стремление к превосходству;
3. Суперкомпенсация — выдающиеся достижения, порожденные энергией комплекса неполноценности;
4. Стиль жизни;
5. Социальный интерес, или общественное чувство как характеристика психического здоровья;
6. Творческое «Я»;
7. Порядок рождения;
8. Фикционный финализм;
9. Понятие психического здоровья;
10. Направленность на поведения на достижения цели;
11. Принцип целостности, или холизм (от англ. whole — целый, цельный, целостный) в понимании единства индивида и социума и единства жизненного стиля.
Чувство неполноценности и врожденное стремление к превосходству (завоеванию и защите физического или психологического жизненного пространства).
Физическая и психическая (характерологическая) неполноценность является стимулирующим, способствующим победе за выживание. Человек стремиться найти способы для преодоления своего чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсаций. Именно из чувства слабости и неполноценности ребенка по отношению к миру взрослых развивается специфический для каждого человека стиль жизни. Чувство неполноценности, вызывающее стремление к превосходству, проявляется уже в первые 4-5 лет жизни ребенка в виде «цели победы» и жизненной цели. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека и даже к гиперкомпенсации. В результате гиперкомпенсации у человека развивается комплекс превосходства. Механизм гиперкомпенсации представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять самого себя таким, каков он есть.
Социальный интерес и стиль жизни
С позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живёт жизнью, имеющей лишь личное значение, — они поглощены своими интересами и самозащитой.
Типы личности по Адлеру
Адлер считал, что человеческая ориентация по отношению к внешнему миру определяется стилем жизни. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. Адлер предположил классификацию типов личности, основанную на том, как решаются человеком эти три главные жизненные задачи.
Управляющий тип – это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере.
Берущий тип – это люди, удовлетворяющие большую часть своих потребностей за счет других и причиняют им страдания (социальный паразитизм). Но так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причиняют страдания другим.
Избегающий тип – это людибольше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху. Их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагают возможность неудачи.
Социально полезный тип. В таком человеке соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Он осознает, что решение этих задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.
Концепция творческого «Я»
Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на своё окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру. Люди являются хозяевами собственной судьбы.
Влияние порядка рождения на формирование стиля жизни и их характера
Адлер считал, что для формирования стиля жизни играет порядок рождения ребенка в семье.
У единственного ребенка могут возникать трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Самый старший ребенок в семье скорее будет консервативен, стремиться к власти и расположен к лидерству, поэтому часто становится хранителем семейных установок.
Для среднего характерна ориентация на достижения.
Младший ребенок обладает высокой мотивацией достижения.
Фиктивные цели или более активное влияние будущего, чем прошлого, на жизненный стиль индивидуума и психологические проблемы индивидуума.
А. Адлер сформулировал парадоксальную концепцию, названную фикционным финализмом. Суть ее в том, что наши основные жизненные цели, как правило, представляют собой простые фикции, не выдерживающие прямого сопоставления с действительностью. Скажем, многие люди уверены, что напряженная работа и немного удачи в принципе могут обеспечить им практически все, что они хотят — успех, богатство, славу и т.д. В большинстве случаев такие ожидания не оправдываются, но это не страшно, поскольку напряженная работа в любом случае приносит свои плоды: человек становится «крепким профессионалом», приобретает хотя бы средний материальный достаток и уважение небольшого круга знакомых лиц. Пусть это не совсем то, что ожидалось, но и это совсем не плохо.
Фиктционный финализм – это идея о том, что поведение индивидуума подчинено целям, намеченным им самим в отношении будущего. Все основные представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно проверить, ни подтвердить. Очень часто фиктивные цели помогают нам более эффективно разрешать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует отбросить. Концепция фикционного финализма влияет на личность субъективными ожиданиями того, что может произойти, чем реальный опыт. Поведение человека направляется принятием фиктивной жизненной целью, которая существует не в будущем, а в его субъективном представлении о будущем.
Понятие психического здоровья
А.Н. Романин считает, что Адлер ввел понятие психологического здоровья. Он так определял ориентиры развития здорового индивидуума, в котором должно равно и одновременно сочетаться стремление к совершенствованию (включая честную борьбу за первенство) и сильное общественное чувство – стремление ко взаимодействию с другими.
Адлер определял невроз как «естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно неактивного, эгоцентрического стремящегося к превосходству и поэтому имеющего задержку в социальном развитии».
Важно отметить, что признаком социального здоровья является именно одновременное чувство стремления к взаимодействию и самоутверждению, а невротическая зависимость (стадность) от других в силу индивидуальной слабости, с одной стороны, или взаимодействие с другими с целью их подавления и самоутверждения за их счет — с другой стороны.
Иногда у невротических личностей встречается одновременное присутствие этих двух негативных проявлений: стремление к другим — не от здоровой социальной потребности, а от слабости (в том числе при затаенной ненависти к ним), и одновременно попытка самоутверждаться за счет того, кто оказался еще слабее или вынужден терпеть, как, например, члены семьи невротика, его капризы, а нередко и унижения от него.
Такие извращенные реакции легко тестируются бытовым наблюдением. Типичная реакция социально зрелой личности — адекватность общения: чем с ним лучше обращение, тем и он лучше к вам относится. Невротическая реакция социально незрелой личности, психология раба — чем с ним лучше, тем он хуже (садится на шею); чем с ним хуже (строже), тем он – лучше (страх).
В книге «Психотерапевтическая энциклопедия»./Под ред.Б.Д.Карварсарского/ М.: «Питер»2006/ записано: «В концепции психологического Адлер выделял 3 аспекта: понимание и принятие клиентом индивидуального стиля жизни; помощь клиенту в понимании себя; тренировка и усиление социального интереса, потребности в социальной кооперации.
Как правило, сессия психологического консультирования начинается с анализа индивидуального стиля жизни клиента, т. е. поиска тех проблем, которые отражаются в поведении его на разных этапах онтогенеза. Этому помогает анализ самых ранних воспоминаний или наиболее значимых событий детства. Воспоминания, которые первыми придут на ум, по мнению Адлера, далеко не случайны, а соответствуют тем психологическим проблемам, которые клиент самостоятельно решить не мог как в прошлом, так и в настоящем. В рассказе клиента найдут отражение негативные обстоятельства, повлиявшие на его личностный рост, а именно — органическая неполноценность, эмоциональное отвержение или избыточное потворство со стороны родителей. Важно также обращать внимание на невербальные сообщения клиента — мимику, жесты, интонацию голоса, а также ключевые слова (глаголы), которыми он выражает прошлые действия (прообраз практики нейролингвистического программирования).
Само психологическое консультирование представляет собой процедуру, отличную от психоанализа Фрейда. В беседах с клиентом психолог создает атмосферу безопасности, доброжелательности, сочувствия и поддержки. Он собирает материал, интегрирует те части прошлого и настоящего опыта клиента, которые ускользали от его осознания. А затем возникшая вновь целостность «с улыбкой возвращается психологом клиенту». Непременными условиями психологического консультирования является установление визуального контакта и эмпатического раппорта.
Следующий шаг в психологическом консультировании Адлера — оказание помощи клиенту в понимании себя. Что в прошлом опыте переживалось и переживается как слабость, недостаточность, некомпетентность? Какие цели ставит перед собой клиент, чтобы достигнуть невротических атрибутов превосходства? Если когнитивное осознание этих реалий клиентом достигнуто, то он оказывается готовым воспринять этот опыт и эмоционально, а в дальнейшем через выполнение конкретных заданий психолога реализовать его в поведении. Наконец, сотрудничество психолога и клиента становится предметом их совместного обсуждения. Что испытывает клиент по отношению к психологу? Какие переживания из его раннего опыта он проецирует на психолога-консультанта? Клиент, удовлетворив свою потребность быть услышанным, понятым, принятым, становится способным открыться альтруистическому опыту и осознать собственную противоречивость. Своим новым поведением, интересом к проблемам ближних он инициирует изменения в социальном контексте, от которого, в свою очередь, сам зависит.
Таким образом, схема развития психологического процесса консультирования в И. п. выглядит следующим образом:
1) вхождение психолога-консультанта в контакт с клиентом с помощью эмпатии, доброты, поддержки;
2) формирование ответственности клиента за успех психологического консультирования (сигналом о готовности его к сотрудничеству с психологом служит, в частности, желание вспомнить собственное прошлое);
3) когнитивное осознание клиентом жизненного стиля и проблем самости;
4) эмоциональное отреагирование и соприкосновение с ранее неосознаваемым чувственным опытом;
5) проверка в реальности нового опыта [там же, с. 168-170].
Понятия: жизненные цели, стиль жизни, схема апперцепции, чувство общественного и связанная с ним потребность в социальной кооперации, самость.
К основным идеям и принципам Альфреда Адлера в первую очередь следует отнести:
— принцип целостности, или холизм (от англ. whole, которое переводится как целый, цельный, целостный);
— единство индивидуального стиля жизни;
— социальный интерес, потребность в кооперации или общественное чувство;
— направленность поведения на достижение цели.
В отличие от Фрейда Адлер считал, что на поведение, образ мышления и эмоциональные состояния людей влияет не столько прошлое (предыдущий жизненный опыт и тем более постоянно упоминаемый Фрейдом самый ранний период детства), сколько будущее (цели и ожидания). При этом основным мотивом, прямо или косвенно детерминирующим (причинно обусловливающим) поведение, мысли, чувства и ожидания человека, является явное или скрытое (даже от сознания самого этого человека) стремление к первенству, превосходству над другими, к расширению сферы влияния, так сказать, к завоеванию жизненного пространства, расширению (увеличению) собственности, приобретению чего-то нового.
То, что это не каждому удается, не отрицает изначальное существование этого мотива. Напротив, именно его «нереализация» и порождает неврозы и многие психологические проблемы, на первый взгляд и даже по мнению самого клиента, никак не связанные с такими стремлениями.
Основные стадии психотерапии по А.Адлеру (а соответственно и задачи психотерапевта) можно сформулировать следующим образом. Психотерапевт должен:
— составить четкое представление об индивидуальном стиле жизни клиента;
— помочь клиенту правильно (без самообмана) понять самого себя;
— развить и закрепить его социальное чувство.
Для выявления и уточнения индивидуального жизненного стиля клиента Адлер рекомендовал создавать благоприятную (максимально доверительную и благожелательную) атмосферу собеседования, в которой, при ненавязчивых «подправлениях» хода беседы со стороны психотерапевта, клиент рассказывает о своей жизни, начиная с воспоминаний самого раннего детства.
Здесь Адлер в значительной мере согласен с Фрейдом в том, что неврозы, а точнее — невротический стиль жизни в решающей мере формируется из негативных условий раннего детства. Поэтому психотерапевту очень важно тактично, но весьма детально уточнить такие негативные условия, как избалованность, с одной стороны, или отверженность — с другой. Адлер считает, что именно эти две крайности и порождают главным образом зачатки невротического жизненного стиля, который потом может существенно внешне модифицироваться, но по типу основных отношений к себе и другим останется все тем же.
Только после уточнения всех этих моментов психотерапевт должен переходить к следующей стадии, главной задачей которой является объяснение самому клиенту истинных причин тех проблем, с которыми он не смог справиться самостоятельно и потому обратился к психотерапевту.
Основной задачей Адлер считает осознание клиентом не отдельных своих чувств, поступков, а в первую очередь реальное (без самообмана) понимание индивидуального жизненного стиля. Тогда отдельные тревожащие клиента мысли, чувства и поступки впишутся в единый контекст жизненного стиля и подскажут общую (а не каждую для отдельного случая) схему их объяснения и коррекции.
Важным условием эффективной психотерапии А.Адлер считал кооперацию, сотрудничество психотерапевта и клиента как равных партнеров, объединенных общей целью и промежуточными задачами (ступенями) ее достижения.
Психотерапевт должен создать максимально раскрепощенную, благожелательную и доверительную атмосферу, которая позволит клиенту ощутить то, чего ему не хватало в семье, где он либо подвергался гиперопеке, либо недополучал внимания. Либо в результате потакания всем капризам данный индивидуум не ощущал определенных социальных (внутрисемейных) требований и, при кажущейся свободе, не получал в этих ограничениях определенной опоры в виде привычки делать не всегда приятные, но необходимые вещи или признавать необходимость определенных ограничений своих желаний».
Источник