Меню

Психологическое здоровье педагогов мастер класс

Мастер-класс «Психологическое здоровье педагога»

Ирина Губанова
Мастер-класс «Психологическое здоровье педагога»

Цель: рассмотреть упражнения и приемы, способствующие сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов.

Используются различные терапевтические методы: арт-терапевтические, телесно-ориентированные (релаксация, медитация, аутотренинг, игровые техники для работыс педагогами и родителями.

Основные цели этих упражнений:

1. Способствуют гармонизации внутреннего мира воспитателя, ослабление его психической напряженности.

2. Направлены на развитие внутренних психических сил педагога, расширение его профессионального самосознания.

Ход мастер-класса:

1. Разминка (приветствие) создание работоспособности. Поднимите руку….

Поднимите руку те, кто сегодня проснулся и посмотрелся в зеркало.

А теперь поднимите руку те, кто проснулся, посмотрелся в зеркало и улыбнулся себе.

Давайте теперь все улыбнемся, получим позитивный настрой.

2. «Ассоциация» с мячиком (здоровье). Узнать, как настроены участники, Умение давать обратную связь.

Так как наша тема психологическое здоровье, то предлагаю вам выполнить упражнение «Ассоциация» на слово здоровье. Что для вас является здоровье?

Для меня здоровье – это общение (передавать мячик по кругу каждому).

Каждый участник называет, что же для него значит слово здоровье.

3. «Двигательное упражнение с фломастерами». Установить контакт, почувствовать поддержку друг друга.

Это упражнение выполняется сначала в парах, затем стоя в кругу.

Каждой паре дается фломастер или карандаш. Они должны держа его кончиками пальцем передвигать в пространстве не уронив на пол.

4. «Калоши счастья». Улучшить эмоциональное состояние

Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном, карточки с ситуациями, рефлексивный кубик

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

На работе задержали зарплату.

Можно сэкономить на чем-то.

Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

Хороший повод купить новые сапоги.

Вы внезапно заболели.

Хороший повод отдохнуть.

Заняться наконец-то своим здоровьем.

Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

Больше времени на хобби.

. «Секретный фарватер». Групповое взаимодействие, управление. (Музыка)

Участники выстраиваются в ряд и держатся друг за друга. Всем, кроме первого, завязываются глаза. Первый участник – рулевой. Он должен провести свой «корабль» до противоположной стены, минуя препятствия-мины, без единого слова. Основная сложность заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и налетать на «мины». Чтобы этого не случилось, каждый участник должен в точности повторять движение впереди идущего.

Упражнение можно усложнять, увеличивая длину «корабля» и количество «мин».

6. «Стиральная машина». При эмоциональном выгорании, атмосфера доверия, снятие мышечного напряжения.

Участники разбиваются на пары и встают в шеренгу лицом друг к другу — это сама «моечная машина». Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо отмыть, а другой в конце — это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «моечную машину» не пройдет каждый участник игры.

7. Медитация «Горная вершина». Саморегуляция. (Музыка)

Вообразите, что Вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон Вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И Вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что Вы. можете летать.Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик.

Это орел, парящий над скалами. Мгновение – и Вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, Вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них. Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под Вами. Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки. Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней.

Читайте также:  Как восстановить здоровье после праздника

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит Вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им.

Вам не составляет труда достигнуть любой, самой высокой и не доступной для других, вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор. Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие Вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных Вами! Спокойствие, даруемое высотой, наделяет Вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, Вам легко увидеть способы решения мучивших Вас вопросов. С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится Вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для Вас новое восприятие мира. Поблагодарите его.

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия.

Ещё один мастер-класс. Кукла «На здоровье» Мой первый опыт Сейчас, наверно, началась самая горячая пора – подготовка к излюбленному празднику. Новый год, Ёлка! Её ждут и стар, и.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Мастер-класс «Расскажем Буратино о здоровье» Программное содержание: — развивать всесторонне личность ребенка; знакомить детей со своим телом; — дать детям общее представление об.

Мастер-класс народной куклы-оберега «На здоровье» Сегодня я предлагаю предлагая Вам мастер — класс по изготовлению народной куклы — оберег «На здоровье». С такой куклой с удовольствием.

Мастер-класс «Органайзер для канцелярских товаров на рабочий стол педагога» Уважаемые коллеги сегодня хочу предложить Вам как сделать органайзер для канцелярских товаров на рабочий стол педагога. Сначала пробовала.

Мастер-класс старинной куклы «На здоровье» В старину на Руси изготавливали народные куклы, опираясь на важные даты или праздники. Поэтому существует и календарь народной куклы.

Психологическое просвещение педагога-психолога для подростков. Занятие «Самое ценное, что у меня есть» Цель: — помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу Задачи: — создать.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Источник

мастер-класс «Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов»
методическая разработка на тему

Методический материал предназначен для работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Скачать:

Вложение Размер
master-klass_sohranenie_i_ukreplenie_psihologicheskogo_zdorovya_pedagogov.docx 27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов»

Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;

обучить способам психической саморегуляции;

снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных учреждений связана с напряженными ситуациями и факторами – это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, увеличение требований к профессиональной компетенции и низкая оплата труда. У каждого из нас на работе существует определённый круг обязанностей, которые необходимо выполнять каждодневно, изо дня в день, из месяца в месяц. Человек, выполняющий длительное время одну и ту же работу, устаёт психически, что в свою очередь снижает мотивационную сферу человека и ведёт к равнодушному отношению к профессиональной деятельности. Воздействие этих факторов неблагоприятно влияет на психическое здоровье педагогов и может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов. В этом случае так же можно говорить о синдроме профессионального выгорания.

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: преподавателей, воспитателей, социальных работников, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения.

В 1981 г. американский врач Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Составляющие синдрома выгорания

Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:

Эмоциональную истощенность — чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализацию (цинизм) — предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.

Редукцию профессиональных достижений — возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии — «три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности»

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).

• снижение интереса к работе;

• снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»;

• возникают недоразумения с обучающимися и коллегами, преподаватель в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• нарастание апатии к концу недели;

• появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);

• повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);

• нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;

• личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Выгорание – длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно. Я раздам сейчас тесты на определение уровня ЭВ. Их проведете сами, проверите себя и своих педагогов.

Попробуете оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака

Оценка, безусловно, имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается.

Обратите внимание на выделенный вами вид симптомов, в разделе которого наибольшее число закрашенных клеточек – это проблемная зона.

Можно предложить педагогам тест « Как вы заботитесь о себе?»

Профилактика профессионального выгорания

Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

Вот примерный перечень способов эффективной саморегуляции :

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • спорт: различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • чтение стихов;
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;
  • ароматерапия;
  • прослушивание спокойной, тихой музыки;
  • общение с супругом, детьми, внуками и друзьями;
  • хобби;
  • танцы
  • общение с искусством .

Далее уместно раздать участникам рекомендации по профилактике профессионального выгорания (буклет).

Умение снимать нервно-психическое напряжение способствует профилактике ЭВ. Для этого подходит ряд упражнений, таких как «Лимон», «Черепаха», «Сосулька» и др. Цель этих упражнений — управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Цель: расслабление мышц шеи и плеч.

Плечи поднять к ушам на вдохе ( прячем голову, как черепаха в панцирь), на выдохе плечи опустить и расслабиться ( черепаха высунула голову из панциря)

Для снятия негативных настроений и восстановления сил используем упражнение «Толкунчики»

Цель: снятие негативных настроений, восстановление сил

Предлагаю разделиться на пары, встать поудобнее, ноги на ширине плеч, руки ладонями соприкасаются с ладонями партнера. Ноги как бы приклеены, и переставлять их нет возможности. Каждый начинает толкать своего партнера, пытаясь столкнуть его с места в течение 10 секунд.

Нервное напряжение хорошо снимает массаж спины и плечевого пояса. Предлагаю использовать очень эффективный прием «Веселая змейка»

Упражнение «Веселая змейка» (массаж спины, активизация плечевого пояса)

Цель: снятие напряжения

Сидя, ноги на ширине плеч, друг за другом все активно начинают массажировать спину своего соседа. 1-е упражнение-поглаживание; 2-е – постукивание кулачками, кисти рук максимально расслаблены; 3-е – «цыпочки», три пальца соединены вместе и ими осуществляет легкое поколачивание; 4-е – большим пальцем рук легкое прокручивание, как будто мы хотим пощекотать своего соседа; 5-е – костяшками пальцев ведущей руки повторяем очертание позвоночника снизу вверх (ладонь сжата в кулачок); 6-е – поглаживание. Затем, обхватив плечи своего соседа, начинаем имитировать движения паровоза (правая рука вперед, левая – назад и наоборот).

При эмоциональном напряжении хорошо действуют методы самовнушения и мысленного положительного настроя. Используем приемы «Вопрос самому себе» и «Простые утверждения»

Упражнение «Вопрос самому себе»

Данное упражнение нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем создания новых перспектив в ситуации прессинга (давления).

Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе вопросы:

-Это действительно так важно

-Рискую ли я чем-то очень важным для себя?

Будет ли это для меня так важно через 2 недели, через месяц?

-Стоит ли за это умереть?

Может ли что-то еще быть хуже?

Стоит ли из-за этого так сильно переживать?

Упражнение «Простые утверждения»

Повторение коротких простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:

«Сейчас я чувствую себя лучше»

«Я могу полностью расслабиться, а потом полностью собраться»

«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства»

«Внутренне я ощущаю, что все будет в порядке»

Для поднятия настроения используем упражнение «Танцы»

Звучит приятная музыка. Все участники танцуют. По сигналу ведущего танец продолжается в парах. Сигнал звучит несколько раз.

Известно, что в результате эмоционального выгорания развивается склонность к чувству вины, самооценка понижается. Предлагаю использовать упражнение «Мой портрет в лучах солнца» , которое способствует углублению процессов самораскрытия, помогает педагогу находить в себе главные индивидуальные и личностные особенности.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, педагог находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»

Упражнение «Ловец блага»

Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.

2. Вы опоздали на автобус.

3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

Комментарии для ведущего.

Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».

Для восстановления нервной системы используем метод активного расслабления – релаксацию . Человеку, умеющему выполнять релаксацию, не страшны психические стрессы, он может остановить “психическую бурю” в самом начале. Практически все, кто начинает регулярно выполнять релаксацию, отмечают положительные сдвиги в собственном характере — он становится более ровным, спокойным, появляется уверенность в себе, терпимость к чужим недостаткам. Многие отмечают взлет творческих и интеллектуальных возможностей, повышение работоспособности.

13. Релаксационное упражнение «Новое платье»

Сядьте удобно, опустите плечи, вслушайтесь в спокойную музыку, выдохните напряжение, расслабьтесь, можете закрыть глаза. Вы сидите удобно, и ваши мышцы отдыхают. Проследите, чтобы не были сжаты зубы и руки в кулаки. Губы мягко сомкнуты. Мышцы плеч расслаблены, голова — чуть откинута, плечи — расправлены. Прислушайтесь к своему дыханию, постарайтесь сделать вдох — глубоким, а выдох — удлинить, можно выдыхать сквозь губы, расслабляя брюшную стенку. Вы отдыхаете, ничем не озабочены, и ничто Вас не беспокоит и не тревожит.

Теперь я медленно, тихо и ритмично считаю до 7. Вы мысленно вместе со мной идете по улице, делаете 7 шагов и оказываетесь в магазине «Одежда»: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7… заходите внутрь.

В этом магазине много различной одежды всех фасонов и цветов, есть старинные наряды и современная одежда. Вы просматриваете костюмы, платья и выбираете себе понравившиеся.

Вы приходите домой, надеваете на себя выбранную красивую вещь. Посмотрите внимательно свой наряд – цвет, фасон, удобно ли он сидит на вас. Посмотрите на себя в зеркало: вы довольны собой, вы себе нравитесь. Улыбнитесь себе и снимите наряд.

Откройте шкаф с вашей одеждой. Вы видите, что там нет свободных вешалок, а вам нужно убрать свой новый наряд. Для этого выберете какую-нибудь старую вещь и выкиньте ее, освободив место для новой одежды. Вместе с этой старой одеждой вы выбрасываете свои прошлые опасения, тревоги, неудачи и ошибки, и не сожалейте о них.

Повесьте новую вещь в шкаф. Откройте свой шкаф, свой дом и свой мир для перемен. Откройте глаза и возвращайтесь к нам в реальный мир обновленными. Многие из вас готовы к переменам в вашей жизни, готовы расстаться со старым и отжившим, и мы желаем вам удачи на этом пути.

Я благодарю всех за активную работу. Всем участникам дарю буклеты-памятки по профилактике эмоционального выгорания.

Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания педагогов подошел к концу. Регулярное выполнение предложенных техник и упражнений позволит вам педагогам поможет вам сохранить и укрепить психическое здоровье.

Источник

Adblock
detector