Меню

Психологическое здоровье педагогического коллектива

Психологическое здоровье педагога как фактор профессиональной стабильности.
статья на тему

Успешность труда педагога, его профессиональная стабильность могут быть раскрыты через его, прежде всего психологическое здоровье.

Скачать:

Вложение Размер
Психологическое здоровье педагога. 21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Профессию педагога относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения невротических и психосоматических расстройств. И эти показатели повышаются по мере увеличения стажа работы. Для проработавших в педагогической среде 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание», низкий уровень социальной адаптации. К числу причин относится: повышенная продолжительность дня, высокая нервно-психическая напряженность и социальная ответственность.

Необходимо отметить, что состояние психологической готовности молодого педагога к педагогической деятельности не полностью соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Успешность труда педагога, его профессиональная стабильность могут быть раскрыты через его, прежде всего психологическое здоровье. Известно, что психологическое здоровье в целом определяется двумя признаками [1].

Первый — соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности, принципа оптимума или стремление придерживаться «золотой середины». При этом — зона оптимума для каждого человека своя.

Второй признак психологического здоровья: эффективная адаптация, в первую очередь – социальная, социально-психологическая и интрапсихическая. В этом случае достигается то, что в других подходах называется гармонией с природой, с людьми и с самим собой [1].

«Проблему профессионального здоровья педагога по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации. От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны», пишет Л.М. Митина.

Под определением профессионального здоровья учителя (педагога) [3] мы понимаем состояние организма, при котором он способен сохранять и активизировать эмоциональные, когнитивные, мотивационные, рефлексивные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности работника во всех условиях и на всех этапах протекания профессиональной деятельности.

В качестве симптомов нарушения профессионального здоровья педагога можно выделить следующие [3]:

— негативный субъективный статус, который проявляется ухудшением самочувствия, повышением артериального давления, снижением уровня профессиональной активности, снижением интереса к инновациям, сопротивления им, а также в нестабильности настроения, быстрых переходах от гнева к состоянию апатии;

— болевого синдрома (в том числе и психоэмоционального – «болит душа»);

— снижение или полная утрата трудоспособности, при которой у учителя нет сил для выполнения профессиональных обязанностей даже в начале рабочего дня;

— уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов (быстрая утомляемость педагога, снижение объема внимания, отказ от активных методов обучения, требующих больших психофизиологических затрат, длительный период врабатываемости, снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок);

— психологического насилия в образовательной среде (самоутверждение за счет других), проявляющееся в открытом неприятии и постоянной критике ученика; унижении его человеческого достоинства; угрозах в адрес ученика; предъявлении к ученику требований, не соответствующих возрасту или его возможностям.

Достаточно наличия выраженности у педагога 2-3 симптомов нарушения профессионального здоровья, чтобы возникли проблемы в процессе реализации педагогической деятельности:

— снижение эффективности обучения и воспитания,

— повышение конфликтности во взаимоотношениях с обучающимися и коллегами,

— возникновение и закрепление в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт.

Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно сказать, что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, включающую в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты личностного развития.

Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления психологического здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также овладение приемами и способами психической саморегуляции являются важными факторами профессиональной стабильности и успешности.

Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности.

Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого учителя, направленная на повышение стрессовоустойчивости педагога, его самооценки, уровня самопринятия, снижения тревожности, самоагрессии и самодеструкции.

Большинство педагогов думает, что их здоровье зависит от питания, медицины, экологии и др. факторов. Но мало кто знает, что здоровье и благополучие зависит от жизненной философии, которая складывается из принципов мышления. Принято считать, что нравственное здоровье человека зависит от того, какой философией он владеет [2]. У каждого педагога имеется своя философия профессиональной деятельности, которая отражается в ее результатах.

В качестве одной из конкретных иллюстраций возможности повысить уровень психологического здоровья педагога может быть взят курс «Развитие оздоравливающего мышления педагога», в основе которого лежит теория и практика саногенной рефлексии (СГР) Ю. М. Орлова и С. Н. Морозюк. Система прошла проверку опытом в исследовательских лабораториях и в обучении, вошла в диссертации. СГР согласуется со многими видами психотерапии и системами самооздоровления . Здесь предлагается ведение дневника и практика целительного рисования. Они хорошо согласуются и могут применяться в любое удобное для человека время.

Занятия по овладению методами психической саморегуляции [4]:

— Метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону (устраняет тревогу в стрессовых ситуациях);

— Прежде всего — утренняя зарядка;

— Микропаузы. Предназначены для устранения какого-либо зажима, неприятного ощущения, неуверенности, т.е. тех состояний, которые понижают настроение.

а) дыхательная гимнастика,

б) гимнастика бодрости.

Проводится сидя на стуле, в кресле, на диване: полное дыхание (3 раза); энергично растереть уши, сначала вперед-назад, потом вверх-вниз; оскалить зубы и сделать несколько резких движений зубами вверх-вниз; потереть щеки; потереть крылья носа; пальцами рук помассировать затылок; провести несколько легких движений по бровям; имитируя умывание, легко помассировать все лицо;

в) пальцевая гимнастика; сгибание пальцев; прогибание пальцев; массирование пальцев; как бы навинчивая гайку на палец, массировать пальцы обеих рук.

Психодиагностические методики для профессионалов: методика на выявление степени удовлетворенности своей профессией и работой (по Н. Журину и Е. Ильину) — http://prof-diagnost.org/prof_reg.php

  1. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
  2. Орлов Ю.М. Исцеление философией. Основные умственные операции / Составитель А. В. Ребенок. Серия: Управление поведением, кн. 2. – М.: Слайдинг, 2004. – 96 с.
  3. Педагогическая психология / 68.Самовоспитание и самообразование в системе непрерывного образования.
  4. Свядош A.M., Ромен АС. Применение аутогенной тренировки в терапевтической практике (Техника самовнушения). Методологическое пособие. — Караганда, 1966.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость создания комнаты релаксации для преподавателей в учебных учреждениях для восстановления эмоционального,физического и умственного истощения.

Процесс обучения можно определить как сложную, многогранную, ценностную организацию против глобальной общественной необразованности. Непрерывность обучения преподавателей, которое оказывается основопо.

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено.

Справка о деятельности педагога-психолога в области здоровьесбережения. Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних с 2014-2015 по 2018-2019 учебные годы.

Психологическое здоровье является важным компонентом счастливой и успешной жизни. И чтобы поддерживать его на высоком уровне, необходимо следить за ним так же, как и за физическим здоровьем.

Консультация для педагогов:»Психологическое здоровье педагогов-залог успешной работы в доу.&quot.

Источник

Психологическое здоровье педагога
методическая разработка на тему

Семинары по работе с педагогами, направленные на снижение напряженния,эмоциональной усталости, а также знакомство со свойствами цветотерапии.

Скачать:

Вложение Размер
Практикумы работы с коллективом педагогов по сохранению психологического здоровья 48 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологическое здоровье педагога

как один из компонентов современного детского пространства.»

Современный мир предъявляет к человеку довольно жесткие требования. Качественный уровень жизни сегодня невозможен без стрессоустойчивости, высокой личной эффективности, грамотного распределения времени и сил. Быть счастливым, а не казаться, удовлетворять свои потребности одновременно в карьере, в личной жизни и других сферах на фоне всеобщей усталости и повышенной невротизации бывает очень трудно. Продуктивные оптимисты кажутся сверхлюдьми, а порой вызывают зависть, усугубляя и без того невеселое настроение.

На самом деле секрет счастливой жизни доступен каждому. Нужно всего лишь немного себя перенаправить, знать секреты успеха и побороть свои страхи.

Профессия педагога относится к духовно опасным. Право оценивать другого эмоционально незрелому человеку дает ощущение власти и непогрешимости, которое действует как наркотик. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет педагога к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание собственноого несовершенства и готовность к изменениям.

Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка. Здоровье педагогов отражается на детях, а психологическое здоровье участников образовательного процесса — этот самый важный показатель работы дошкольного образовательного учреждения.

Стратегия деятельности в этом аспекте направлена на формирование последовательной и непрерывной системы психологического здоровья педагогов, а также на осуществление интерактивного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.

Цель стратегии состоит в том, чтобы обеспечить физическое и психологическое здоровье педагогов через использование здоровьесберегающих программ и технологий путем создания системы интерактивного взаимодействия с педагогическим коллективом, что обуславливает основные задачи: информационные, развивающие, исследовательские, коммуникативные, конструктивные, организационно-методические, диагностические, консультационные, коррекционные.

Педагоги самостоятельно могут применять методику самовосстановления тела, души и духа, а также меры, предупреждающие возникновение «синдрома эмоционального выгорания». Замечательным инструментом является так называемая арт-терапия, т.е. излечение исскуством.

Цель семинара — улучшить физическое и эмоциональное состояние педагога, т.е. помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии.

Работа предполагается в группах по 6 — 7 человек, работая в группах люди настраиваются друг на друга и получают как индивидуальную, так и групповую поддержку, что также является терапевтическим моментом.

Перед началом семинара оглашаются правила работы в группе:

Перед началом работы просим отключить мобильные телефоны

Основные правила работы в группе

  • Получите удовольствие!
  • Позвольте себе быть свободным!
  • Доброжелательные интонация и отношение ко всем.
  • Все внимание всех на говорящего.
  • Избегайте оценок и суждений.
  • Говорите только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
  • Во всем ищите и находите позитив.

Всем участникам раздается Положение, обязательное для исполнения.

Ведущий: “Прочитайте положения, читая их, вы увидите, как все просто и желанно. Возникает только один вопрос: что мешает нам следовать этим положениям в своей жизни и работе? И не когда-либо, а здесь и сейчас, пока живем настоящей минутой. Ведь слово “настоящий” означает не только связанный с данным моментом, но и неподдельный, не искусственный, естественный, истинный.

Положения, обязательные для исполнения.

  1. Взрослые – тоже чьи-то дети, но общество и социальные роли так отодвинули нашего внутреннего ребенка, что он забился в дальний уголок и все ждет, когда же его пригласят поиграть. Иногда безнадежно.
  2. Самое главное, чего не хватает всем нам – это любви. Для ребенка главным доказательством любви взрослых является то, что они с ним играют. Он даже быстрее выздоравливает от этого.
  1. Любовь выражается в искреннем интересе и радости от общения. Проявляя интерес, к другим людям и миру, мы узнаем, как ведет себя наш внутренний ребенок, т.е. занимаемся самопознанием. Любой ребенок, как и наш внутренний, гениален.
  2. Одна из главных причин заболеваний сердца – нехватка радости в жизни человека, эмоциональный дефицит. Особенно это проявляется в эмоционально-затратных профессиях, таких как педагог.
  1. В этой жизни травмы получают как взрослые, так и дети. психологические травмы постепенно накапливаются и проявляются болезнями.
  2. Если мы не можем терапевтировать друг друга, то следует хотя бы не травмировать.
  1. За всю свою жизнь человек использует только 4% мозга и всего 1% своей ДНК, остальное не востребовано. Остается поверить в то, что мы можем многое, и воспользоваться этим. Если человек забудет слова “не могу”, “не знаю”, “не умею”, многое изменится к лучшему. На самом деле мы всемогущи.
  2. Основная беда заключается в том, что мы сильно напряжены, спешим и боимся . Уже доказано, что эти три состояния препятствуют обучению. Все информационные каналы открываются доброжелательной атмосферой и сотрудничеством.
  1. Можно, не проявляя любви, проявлять расположение и уважение.
  1. Позвольте себе быть собой. Меняйте отношение к себе прямо сейчас.

Источник

Читайте также:  Тяжкий вред здоровью это какие травмы
Adblock
detector