Психологическое здоровье педагога как фактор профессиональной стабильности.
статья на тему
Успешность труда педагога, его профессиональная стабильность могут быть раскрыты через его, прежде всего психологическое здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическое здоровье педагога. | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессию педагога относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения невротических и психосоматических расстройств. И эти показатели повышаются по мере увеличения стажа работы. Для проработавших в педагогической среде 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание», низкий уровень социальной адаптации. К числу причин относится: повышенная продолжительность дня, высокая нервно-психическая напряженность и социальная ответственность.
Необходимо отметить, что состояние психологической готовности молодого педагога к педагогической деятельности не полностью соответствует требованиям сегодняшнего дня.
Успешность труда педагога, его профессиональная стабильность могут быть раскрыты через его, прежде всего психологическое здоровье. Известно, что психологическое здоровье в целом определяется двумя признаками [1].
Первый — соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности, принципа оптимума или стремление придерживаться «золотой середины». При этом — зона оптимума для каждого человека своя.
Второй признак психологического здоровья: эффективная адаптация, в первую очередь – социальная, социально-психологическая и интрапсихическая. В этом случае достигается то, что в других подходах называется гармонией с природой, с людьми и с самим собой [1].
«Проблему профессионального здоровья педагога по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации. От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны», пишет Л.М. Митина.
Под определением профессионального здоровья учителя (педагога) [3] мы понимаем состояние организма, при котором он способен сохранять и активизировать эмоциональные, когнитивные, мотивационные, рефлексивные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности работника во всех условиях и на всех этапах протекания профессиональной деятельности.
В качестве симптомов нарушения профессионального здоровья педагога можно выделить следующие [3]:
— негативный субъективный статус, который проявляется ухудшением самочувствия, повышением артериального давления, снижением уровня профессиональной активности, снижением интереса к инновациям, сопротивления им, а также в нестабильности настроения, быстрых переходах от гнева к состоянию апатии;
— болевого синдрома (в том числе и психоэмоционального – «болит душа»);
— снижение или полная утрата трудоспособности, при которой у учителя нет сил для выполнения профессиональных обязанностей даже в начале рабочего дня;
— уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов (быстрая утомляемость педагога, снижение объема внимания, отказ от активных методов обучения, требующих больших психофизиологических затрат, длительный период врабатываемости, снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок);
— психологического насилия в образовательной среде (самоутверждение за счет других), проявляющееся в открытом неприятии и постоянной критике ученика; унижении его человеческого достоинства; угрозах в адрес ученика; предъявлении к ученику требований, не соответствующих возрасту или его возможностям.
Достаточно наличия выраженности у педагога 2-3 симптомов нарушения профессионального здоровья, чтобы возникли проблемы в процессе реализации педагогической деятельности:
— снижение эффективности обучения и воспитания,
— повышение конфликтности во взаимоотношениях с обучающимися и коллегами,
— возникновение и закрепление в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт.
Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно сказать, что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, включающую в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты личностного развития.
Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления психологического здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также овладение приемами и способами психической саморегуляции являются важными факторами профессиональной стабильности и успешности.
Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности.
Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого учителя, направленная на повышение стрессовоустойчивости педагога, его самооценки, уровня самопринятия, снижения тревожности, самоагрессии и самодеструкции.
Большинство педагогов думает, что их здоровье зависит от питания, медицины, экологии и др. факторов. Но мало кто знает, что здоровье и благополучие зависит от жизненной философии, которая складывается из принципов мышления. Принято считать, что нравственное здоровье человека зависит от того, какой философией он владеет [2]. У каждого педагога имеется своя философия профессиональной деятельности, которая отражается в ее результатах.
В качестве одной из конкретных иллюстраций возможности повысить уровень психологического здоровья педагога может быть взят курс «Развитие оздоравливающего мышления педагога», в основе которого лежит теория и практика саногенной рефлексии (СГР) Ю. М. Орлова и С. Н. Морозюк. Система прошла проверку опытом в исследовательских лабораториях и в обучении, вошла в диссертации. СГР согласуется со многими видами психотерапии и системами самооздоровления . Здесь предлагается ведение дневника и практика целительного рисования. Они хорошо согласуются и могут применяться в любое удобное для человека время.
Занятия по овладению методами психической саморегуляции [4]:
— Метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону (устраняет тревогу в стрессовых ситуациях);
— Прежде всего — утренняя зарядка;
— Микропаузы. Предназначены для устранения какого-либо зажима, неприятного ощущения, неуверенности, т.е. тех состояний, которые понижают настроение.
а) дыхательная гимнастика,
б) гимнастика бодрости.
Проводится сидя на стуле, в кресле, на диване: полное дыхание (3 раза); энергично растереть уши, сначала вперед-назад, потом вверх-вниз; оскалить зубы и сделать несколько резких движений зубами вверх-вниз; потереть щеки; потереть крылья носа; пальцами рук помассировать затылок; провести несколько легких движений по бровям; имитируя умывание, легко помассировать все лицо;
в) пальцевая гимнастика; сгибание пальцев; прогибание пальцев; массирование пальцев; как бы навинчивая гайку на палец, массировать пальцы обеих рук.
Психодиагностические методики для профессионалов: методика на выявление степени удовлетворенности своей профессией и работой (по Н. Журину и Е. Ильину) — http://prof-diagnost.org/prof_reg.php
- Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
- Орлов Ю.М. Исцеление философией. Основные умственные операции / Составитель А. В. Ребенок. Серия: Управление поведением, кн. 2. – М.: Слайдинг, 2004. – 96 с.
- Педагогическая психология / 68.Самовоспитание и самообразование в системе непрерывного образования.
- Свядош A.M., Ромен АС. Применение аутогенной тренировки в терапевтической практике (Техника самовнушения). Методологическое пособие. — Караганда, 1966.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимость создания комнаты релаксации для преподавателей в учебных учреждениях для восстановления эмоционального,физического и умственного истощения.
Процесс обучения можно определить как сложную, многогранную, ценностную организацию против глобальной общественной необразованности. Непрерывность обучения преподавателей, которое оказывается основопо.
В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено.
Справка о деятельности педагога-психолога в области здоровьесбережения. Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних с 2014-2015 по 2018-2019 учебные годы.
Психологическое здоровье является важным компонентом счастливой и успешной жизни. И чтобы поддерживать его на высоком уровне, необходимо следить за ним так же, как и за физическим здоровьем.
Консультация для педагогов:»Психологическое здоровье педагогов-залог успешной работы в доу.".
Источник
Психологическое здоровье педагога
методическая разработка на тему
Семинары по работе с педагогами, направленные на снижение напряженния,эмоциональной усталости, а также знакомство со свойствами цветотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практикумы работы с коллективом педагогов по сохранению психологического здоровья | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическое здоровье педагога
как один из компонентов современного детского пространства.»
Современный мир предъявляет к человеку довольно жесткие требования. Качественный уровень жизни сегодня невозможен без стрессоустойчивости, высокой личной эффективности, грамотного распределения времени и сил. Быть счастливым, а не казаться, удовлетворять свои потребности одновременно в карьере, в личной жизни и других сферах на фоне всеобщей усталости и повышенной невротизации бывает очень трудно. Продуктивные оптимисты кажутся сверхлюдьми, а порой вызывают зависть, усугубляя и без того невеселое настроение.
На самом деле секрет счастливой жизни доступен каждому. Нужно всего лишь немного себя перенаправить, знать секреты успеха и побороть свои страхи.
Профессия педагога относится к духовно опасным. Право оценивать другого эмоционально незрелому человеку дает ощущение власти и непогрешимости, которое действует как наркотик. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет педагога к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание собственноого несовершенства и готовность к изменениям.
Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка. Здоровье педагогов отражается на детях, а психологическое здоровье участников образовательного процесса — этот самый важный показатель работы дошкольного образовательного учреждения.
Стратегия деятельности в этом аспекте направлена на формирование последовательной и непрерывной системы психологического здоровья педагогов, а также на осуществление интерактивного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.
Цель стратегии состоит в том, чтобы обеспечить физическое и психологическое здоровье педагогов через использование здоровьесберегающих программ и технологий путем создания системы интерактивного взаимодействия с педагогическим коллективом, что обуславливает основные задачи: информационные, развивающие, исследовательские, коммуникативные, конструктивные, организационно-методические, диагностические, консультационные, коррекционные.
Педагоги самостоятельно могут применять методику самовосстановления тела, души и духа, а также меры, предупреждающие возникновение «синдрома эмоционального выгорания». Замечательным инструментом является так называемая арт-терапия, т.е. излечение исскуством.
Цель семинара — улучшить физическое и эмоциональное состояние педагога, т.е. помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии.
Работа предполагается в группах по 6 — 7 человек, работая в группах люди настраиваются друг на друга и получают как индивидуальную, так и групповую поддержку, что также является терапевтическим моментом.
Перед началом семинара оглашаются правила работы в группе:
Перед началом работы просим отключить мобильные телефоны
Основные правила работы в группе
- Получите удовольствие!
- Позвольте себе быть свободным!
- Доброжелательные интонация и отношение ко всем.
- Все внимание всех на говорящего.
- Избегайте оценок и суждений.
- Говорите только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
- Во всем ищите и находите позитив.
Всем участникам раздается Положение, обязательное для исполнения.
Ведущий: “Прочитайте положения, читая их, вы увидите, как все просто и желанно. Возникает только один вопрос: что мешает нам следовать этим положениям в своей жизни и работе? И не когда-либо, а здесь и сейчас, пока живем настоящей минутой. Ведь слово “настоящий” означает не только связанный с данным моментом, но и неподдельный, не искусственный, естественный, истинный.
Положения, обязательные для исполнения.
- Взрослые – тоже чьи-то дети, но общество и социальные роли так отодвинули нашего внутреннего ребенка, что он забился в дальний уголок и все ждет, когда же его пригласят поиграть. Иногда безнадежно.
- Самое главное, чего не хватает всем нам – это любви. Для ребенка главным доказательством любви взрослых является то, что они с ним играют. Он даже быстрее выздоравливает от этого.
- Любовь выражается в искреннем интересе и радости от общения. Проявляя интерес, к другим людям и миру, мы узнаем, как ведет себя наш внутренний ребенок, т.е. занимаемся самопознанием. Любой ребенок, как и наш внутренний, гениален.
- Одна из главных причин заболеваний сердца – нехватка радости в жизни человека, эмоциональный дефицит. Особенно это проявляется в эмоционально-затратных профессиях, таких как педагог.
- В этой жизни травмы получают как взрослые, так и дети. психологические травмы постепенно накапливаются и проявляются болезнями.
- Если мы не можем терапевтировать друг друга, то следует хотя бы не травмировать.
- За всю свою жизнь человек использует только 4% мозга и всего 1% своей ДНК, остальное не востребовано. Остается поверить в то, что мы можем многое, и воспользоваться этим. Если человек забудет слова “не могу”, “не знаю”, “не умею”, многое изменится к лучшему. На самом деле мы всемогущи.
- Основная беда заключается в том, что мы сильно напряжены, спешим и боимся . Уже доказано, что эти три состояния препятствуют обучению. Все информационные каналы открываются доброжелательной атмосферой и сотрудничеством.
- Можно, не проявляя любви, проявлять расположение и уважение.
- Позвольте себе быть собой. Меняйте отношение к себе прямо сейчас.
Источник