«Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности»
методическая разработка на тему
Пояснительная записка
Информационно-практическое занятие
Тема: Психологическое здоровье воспитателя –
залог успешности педагогической деятельности
Данное информационно-практическое занятие предназначено для работы с педагогическим коллективом. Его цель: способствовать улучшению психического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе; мотивировать педагогов на здоровьесбережение. В 1й части занятия идёт повествование о проблеме сохранения психологического здоровья педагога в профессиональной деятельности педагогов. Далее даются примеры практических упражнений по предупреждению эмоционального выгорания педагогов (экспресс-приёмы, примеры психологической зарядки и другие) с последующей оценкой эмоционального состояния участников занятия.
Это занятие может быть использовано, как пример проведения тематического педагогического совета. А может быть отправной точкой для проведения системы практических занятий по профилактике эмоционального выгорания и здоровьесбережению педагогов ДОУ. Вступительная часть может сопровождаться презентацией мультимедиа для лучшего восприятия информации. (презентация прилагается).
Оборудование для проведения: проектор, ноутбук, экран для мультимедиа, стулья большие по количеству человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровье педагогов ДОУ | 39.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 «Аннушка» города Смоленска
с педагогами образовательных учреждений
Педагог-психолог высшей квалификационной категории:
Денисова Ольга Николаевна
Тема: «Психологическое здоровье воспитателя –
залог успешности педагогической
Тема: Психологическое здоровье воспитателя –
залог успешности педагогической деятельности
Данное информационно-практическое занятие предназначено для работы с педагогическим коллективом. Его цель : способствовать улучшению психического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе; мотивировать педагогов на здоровьесбережение. В 1й части занятия идёт повествование о проблеме сохранения психологического здоровья педагога в профессиональной деятельности педагогов. Далее даются примеры практических упражнений по предупреждению эмоционального выгорания педагогов (экспресс-приёмы, примеры психологической зарядки и другие) с последующей оценкой эмоционального состояния участников занятия.
Это занятие может быть использовано, как пример проведения тематического педагогического совета. А может быть отправной точкой для проведения системы практических занятий по профилактике эмоционального выгорания и здоровьесбережению педагогов ДОУ. Вступительная часть может сопровождаться презентацией мультимедиа для лучшего восприятия информации. (презентация прилагается).
Оборудование для проведения: проектор, ноутбук, экран для мультимедиа, стулья большие по количеству человек.
Тема: Психологическое здоровье воспитателя –
залог успешности педагогической
- способствовать улучшению психологического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе;
- мотивировать педагогов на проведение деятельности по здоровьесбережению.
- Выступление психолога: «Проблема сохранения психологического здоровья педагога».
- Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения
- Психологическая зарядка
- Методика мышечной релаксации по Э. Джекобсону.
- Упражнение «Внутренний луч»
- Заповеди психологического здоровья.
- Обратная связь(цветопись).
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества».
Еще в 19 веке немецкий ученый Артур Шопенгауэр говорил: “Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…”
Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учение провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья:
Здоровье 100%= 10%медицина+ 20%наследственность+ 20% окр среда +50% образ жизни.
50% – образ жизни . Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека.
Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.
Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.
Как восстановить «профессиональное здоровье» педагога?
Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни.
Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса:
- Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?
- Зачем я родился? Что я должен совершить?
- Зачем мне быть здоровым?
- Быть здоровым – это мой долг перед обществом или мое личное дело?
Вопросов может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.
Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:
– чтобы не болеть;
– чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.
Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, создает конкретную болезнь или является профилактической против конкретной болезни.
Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.
Выделяют здоровьеразрушающие эмоции:
гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…
Есть эмоции здоровьесоздающие:
интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…
– Начинайте каждый день с чувством радости.
– Поддерживайте это состояние в течение дня.
– Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
– Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
– Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.
– Питайтесь регулярно и разнообразно.
– Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
– Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
– Не переедайте на ночь.
– Спите не менее 8-ми часов в сутки.
– Занимайтесь физическими упражнениями.
– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
– Любите свою душу и тело.
– Старайтесь окружить их комфортом.
- Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения
Сложите руки в «замок» за спиной.
Так как «-» эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
Сложите руки в «замок» перед собой.
Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните руки и кисти (во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин – «гормон счастья»).
Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
Если хочется скандала, широко откройте рот.
При этом мускулы лица расслабляются, и агрессия уменьшается.
Дыхание по системе 4 + 4 + 4.
Сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание. Оно спокойное, ровное, 4 сек. Вдох, 4 – на задержку дыхания, 4 – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.
- Психологическая зарядка
- Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
- Руки на поясе, делая наклоны вправо — влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, мне все помогут, и я помогу».
- Руки на поясе наклоны вперед — назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна»
- Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить:
«Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
- Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».
- Методика мышечной релаксации по Э. Джекобсону.
Сжать кисти рук максимально на вдохе (как будто сильно-сильно
сжимаете сосульку), на выдохе разжать (ощущение легкого тепла).
Вытянуть руки до противоположной стены на вдохе (как будто
хотите что-то достать), опустить руки – на выдохе.
Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылышки),
на выдохе лопатки – развести (бабочка расправила крылышки).
Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха
в панцирь), на выдохе плечи опустить и расслабиться (черепаха
высунула голову из панциря).
Носки ног максимально потянуть к коленям (покажите пяточки),
на выдохе – опустить.
Пятки потянуть к икроножным мышцам на вдохе (вытянуть носки), на выдохе — расслабить ноги и опустить.
Наморщить лоб, нос, свести глаза «в кучу» на вдохе, на выдохе – вернуться в обратное положение.
На вдохе улыбнуться максимально широко (улыбка Буратино),
на выдохе – губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух
со звуками: «У-тю-тю-тю-тю».
- Упражнение «Внутренний луч»
Упражнение помогает снять усталость, обрести внутреннюю стабильность. Примите удобную позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз. И медленно постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и детьми.
Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз. Заканчивайте выполнение упражнения словами: «Я стал новым человеком: спокойным и стабильным! У меня всё будет хорошо!»
- Заповеди психологического здоровья.
- Не надо «переделывать» окружающих на свой лад
- Не оставайтесь один на один с неприятностями
- Самосовершенствуйтесь, вырабатывайте чувство собственного достоинства
- Будьте реалистом, не ожидайте «манны с небес»
- Умейте смотреть на себя со стороны
- Не удерживайте в сознании тревожные мысли
- Обратная связь (оценка эмоционального состояния «Цветопись»)
Как говорил И.М.Сеченов, человек здоров, если сочетаются гармонично все виды деятельности: 8 часов должно быть посвящено сну (Будда),
8 часов – работе (Прометей), 8 часов – отдыху (Дионис).
Источник
Психологическое здоровье педагога -залог успеха!
проект
Актуальность.
Одной из серьёзных проблем современного образования является и «эмоциональное выгорание» педагогических работников. Ему подвержены чаще всего люди старше 35 – 40 лет. У педагогов заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах», нарастает усталость.
Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В
ходе обучения и воспитания дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений педагога и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу обучения детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс. Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье.
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение. Появляется
чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны,
появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и
нередко даже после отпуска.
2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек
перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.
3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно
эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей
профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой.
Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде.
Задачи тренинга:
- профилактика синдрома эмоционального выгорания;
- снятие психического напряжения и эмоциональной усталости;
- изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия;
- формирование хорошего психологического климата, навыка эффективной коммуникации и взаимодействия с помощью внутреннего сотрудничества и взаимопомощи внутри коллектива.
Участники проекта: Педагогический состав коллектива ДОУ.
Содержание тренинга.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вы мечтали когда-нибудь найти клад или владеть сокровищами? А может многим из нас сокровище дается при рождении. Но не все в состоянии сохранить, сберечь это сокровище. «Здравствуйте!» — говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. Говорят «здоровье – это еще не все. Но без него все остальное – ничто».
Сегодня предлагаю вам принять участие в тренинге с целью профилактики и укрепления нашего психологического здоровья.
1. Упражнение «Комплименты».
Цель: формирование хорошего психологического климата и навыка эффективной коммуникации.
Всем из присутствующих говорили приятные слова, комплименты. Сейчас я предлагаю выполнить упражнение. Каждый из вас напишет на листе бумаге большими буквами свое имя в столбик. Затем мы поменяемся листочками. Каждый, выбравший себе листочек с именем одного из участника тренинга, напишет комплименты, добрые и ласковые слова, характеризующие этого человека. Каждый комплимент начинается на букву, присутствующую в имени участника.
(Например: И – интересная, Р – работоспособная, А – ангельская). После этого участники озвучивают свои комплименты по очереди. Тот участник, кому сказали комплименты говорит: «Да я такая, а еще я…» и добавляет ласковое, хорошее слово о себе.
- как вы сейчас себя чувствуете;
- приятнее было получать комплимент или говорить комплимент другому человеку;
- трудно ли было выполнять упражнение.
2. Упражнение «Театр Кабуки».
Цель: изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия.
Игра напоминает игру «Камень, ножницы, бумага».
В театре Кабуки есть 3 главные роли:
Принцесса. Чтобы изобразить Принцессу надо присесть покачивая плечами и сказать: «Хи!».
Дракон. Вверх поднимают обе руки изображая когти и произносят: «Р-р-р!»
Самурай. Выхватывают воображаемый меч и резко произносят: «Ха!»
Каждая из команд посоветовавшись выбирает себе роль. При этом надо учитывать, что Самурай убивает Дракона, Дракон съедает Принцессу, а Принцесса очаровывает Самурая. Победившая команда получает очко. Игра продолжается до 5 очков.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. А как вы заботитесь о своём здоровье? (ответы участников тренинга)
Теперь предлагаю вам проверить насколько активно, вы сами заботитесь о своём здоровье и способствуйте его укреплению.
3.Упражнение «Я работаю над своим здоровьем».
Педагоги встают со своих мест и выстраиваются в линию или встаю в круг, в центре круга вывеска «Здоровье».
Я буду задавать вопросы, если будет ответ положительный, то делайте шаг вперёд, если отрицательный – не двигайтесь.
- Я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
- Я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
- Я посещаю бассейн, тренажерный зал, или занимаюсь каким-либо спортом;
- У меня отсутствуют вредные привычки;
- Я соблюдаю режим дня;
- Я правильно питаюсь;
- Я эмоционально уравновешен;
- Я выполняю профилактику заболеваний.
Итак, кто из вас оказался рядом, ближе всего с бесценным сокровищем «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья. И каждому из нас есть над чем задуматься.
Наше здоровье зависит от нашего настроения. А что может поднять нам настроение? Это музыка и танцы. Для этого предлагаю немного потанцевать.
4.Упражнение «Танец отдельных частей тела».
Цель: снятие психического напряжения и эмоциональной усталости.
Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен.
— танец всего тела.
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела. При помощи данного упражнения мы с вами избавились от мышечных зажимов, «выплеснули» негативную энергию.
Т.к. мы сегодня говорим о нашем психологическом здоровье, которое непосредственно влияет на наше соматическое состояние, предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
5. Упражнение «Звуковая гимнастика».
Цель: укрепление духа и тела.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, послушайте о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
Снятию стресса помогает как смех, так и слёзы. Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеется, живет долго!
Большинство людей признается, что после слез, они чувствуют себя лучше. Ученые считают, что слезы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать.
6.Упражнение «Удовольствие».
Цель: помочь найти ресурсы и осознать необходимость их использования для восстановления сил.
На столах лежат листы бумаги, я предлагаю написать вам 10 видов деятельности, которые приносят вам удовольствие, вы, таким образом, заботитесь о своем душевном здоровье, балуете себя.
Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия.
Эти любимые виды деятельности и есть ваши ресурсы, которые можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
7.Упражнение «Правила здорового педагога».
Предлагаю вашему вниманию «Правила здорового педагога». Чтобы узнать их, выполните задание: дополните фразу недостающими словами.
1) Спокойствие, только ____________! (Спокойствие)
2) Выходите из дому только с _________сумочкой! (Дамской)
3)__________сон — важное условие твоего здоровья. (Крепкий)
4) _____________ ___________прежде, чем полюбить ближнего. (Полюби себя)
5) Всю __________ выполняйте только на работе! (Работу)
8.Упражнение «Аплодисменты».
Мы с вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-крепко соединить в аплодисменты.
Список используемой литературы:
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
- Под редакцией Хрящевой Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Серия: психологический тренинг. – СПб.: Издат-во Институт Тренинга, РЕЧЬ, 2001.
- Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
«Психологическое здоровье педагога — залог успеха!»
Источник