Меню

Психологическое здоровье педагога как условие психологического здоровья детей

«Психологическое здоровье педагога ДОУ – залог здоровья ребенка»
методическая разработка на тему

сенинар-практикум для педагогов ДОУ

Скачать:

Вложение Размер
psikhologicheskoe_zdorove_pedagoga.docx 21.37 КБ

Предварительный просмотр:

« Психологическое здоровье педагога ДОУ – залог здоровья ребенка»

«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным”, другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие — за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке.

Здоровье педагога – это союз физического и эмоционального благополучия.

Однако между здоровьем детей и здоровьем педагогов существует непосредственная связь и взаимозависимость. И прежде всего речь должна идти об обеспечении психологического здоровья.

Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления у него синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье дошкольников[1].

Нездоровый, неблагополучный педагог не может обеспечить ребенку необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья дошкольников, так как в этом вопросе необходим личный пример

Все дети мечтают о воспитателях, которые являются для них источником добра, безопасности, душевного тепла, источником вдохновения, радости, удивления. Такое общение педагога с детьми – главное условие воспитания здорового ребенка в ДОУ.

Почему же не всегда сбываются мечты ребенка? Что же иногда происходит с педагогами, которые перестают чувствовать радость от своего труда? Почему же профессия, которую мы выбираем, которой мы гордимся, вдруг перестает нас по-хорошему волновать и не приносит радость?

Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Не стоит забывать, что отрицательно окрашенное психологическое состояние педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях не только с воспитанниками, но и родителями, коллегами по работе. А также способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств педагога негативных черт, разрушает его психическое здоровье, обуславливает высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляет творческую активность. Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «синдром эмоционального выгорания».

Эмоциональное выгорание – сложный психофизиологический феномен, определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, которому способствует продолжительная эмоциональная нагрузка. Выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости, опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительный результат своего труда. Что способствует возникновению у педагогов «синдрома эмоционального выгорания»? Перечислим некоторые причины [3]:

• восприятие работы как рутинной, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

• чрезмерная эмоциональная вовлеченность в работу, вкладывание в нее больших ресурсов;

• недостаточность признания и положительной оценки работы;

• строгая временная регламентация работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

• напряженность и конфликтность в профессиональной среде, недостаточная поддержка коллег и их излишний критицизм;

• отсутствие условий для самовыражения личности на работе, когда экспериментирование и инновации не поощряются, а подавляются;

• работа без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

• неразрешенные личностные конфликты педагога;

• высокая психоэмоциональная нагрузка, эмоциональная энергия расходуется постоянно, дети – родители – коллеги;

• сопереживание, сочувствие, сострадание, принятие решений;

• чем больше детей в группе – тем больше нагрузка – ответственность за жизнь и здоровье ребенка;

• есть «особенные родители», а это дополнительные эмоциональные затраты.

Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому, часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит, поэтому нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.

Однако «сгорание» не является неизбежным. Своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение[2].

Способы профилактики синдрома эмоционального выгорания:

• развитие интересов, не связанных с работой;

• возможность сочетать работу с учебой, исследованием, написанием научных статей;

• внесение разнообразия в работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкций, без инспекций со стороны официальных лиц;

• поддержание своего здоровья (сон, питание);

• удовлетворительная социальная жизнь, наличие друзей желательно других профессий;

• умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности;

• умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

• чтение не только профессиональной, но и другой литературы, просто для своего удовольствия;

• участие в семинарах, конференциях, где предоставляются возможности встречи с новыми людьми, а также возможность обмениваться опытом;

• периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

• участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить проблемы, связанные с работой;

• хобби и увлечения, доставляющие удовольствие;

• научиться расслабляться; смеяться над собой;

Здоровье педагога, оно необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей, наших воспитанников.

  1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Автор-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003.
  3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности де.

консультация для родителей «Режим&quot.

Помните, что именно в детстве закладываются все те хорошие привычки, которые затем, во взрослой жизни, помогут ребенку.

ТОЛЬКО ЗДОРОВЫЙ ПЕДАГОГМОЖЕТ ВОСПИТАТЬ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА.

Цель: познакомить с понятием психологическое здоровье, сформировать адекватное отношение к собственному эмоциональному состоянию как к одной из важных здоровьесберегающих жизненных ценностей; научить .

Сообщение для педагогов. «Здоровый образ жизни — залог здоровья&quot.

Источник

Профессиональная студия «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей».
материал на тему

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на психологическом здоровье не только педагогов, но и детей.

Несомненно, если говорить о здоровье, нужно иметь в виду и психологическое и психическое здоровье. В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Скачать:

Вложение Размер
professionalnaya_studiya_-_kopiya.docx 19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная студия «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на психологическом здоровье не только педагогов, но и детей.

Несомненно, если говорить о здоровье, нужно иметь в виду и психологическое и психическое здоровье. В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Дошкольный возраст в невропатологи называют колыбелью невроза, периодом упрямства, негативизма, ибо ребенок бурно протестует против многочисленных барьеров, которые ставят взрослые на пути его активной познавательной и мышечной деятельности. Именно поэтому для дошкольного воспитания очень актуальна тема сохранения психического здоровья ребенка. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в этот сложный взрослый мир. От нас зависит его будущее здоровье, а значит, в целом, и здоровье нации.

Да здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

А как вы заботитесь о своём здоровье ? Как вы думаете, что способствует укреплению здоровья ? Какие факторы вредят здоровью ?

Вы, верно отвечаете, а теперь предлагаю проверить, насколько активно, вы сами заботитесь о своём здоровье и способствуйте его укреплению.

Упражнение «Я работаю над своим здоровьем »

Я буду задавать вопросы, если будет ответ положительный, то делайте шаг вперёд, если отрицательный — не двигайтесь.

— я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;

— я ежедневно совершаю прогулки перед сном;

— я посещаю бассейн, тренажёрный зал, или занимаюсь каким-либо спортом;

— я периодически провожу разгрузочные дни;

— у меня отсутствуют вредные привычки;

— я соблюдаю режим дня;

— я правильно питаюсь;

— я эмоционально уравновешен;

— я выполняю профилактику заболеваний.

Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем « здоровье » ?

Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья , ведёте ли здоровый образ жизни . И каждому из нас есть о чём задуматься.

Также наше здоровье зависит от нашего настроения.

Для начала, я предлагаю немного потанцевать для создания хорошего настроения.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен :

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Какой танец было легко исполнить, какой трудно?

При помощи данного упражнения, мы с вами избавились от мышечных зажимов, «выплеснули» негативную энергию.

И теперь готовы к выполнению следующего упражнения «Квадрат» .

Вам необходимо организовать круг. Закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат.

Все ли уверены, что они стоят в квадрате? Ну, тогда открывайте глаза.

Поделитесь своими впечатлениями? Что было самым сложным?

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст :

«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор , который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется». Откройте глаза. (Обсуждение ощущений)

В давние времена жила удивительно дружная семья из ста человек. Весть об этой семье долетела до самого верховного правителя. Он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился , что это так , то он спросил главу семьи : «Как вам удается жить, никогда не ссорясь и не обижая друг друга?» Тогда глава взял бумагу и написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово «ПОНИМАНИЕ»

Понимать, значит чувствовать. Чувствовать, как поступить в данной ситуации, как выйти

из конфликта, как не допустить нервного срыва в своих поступках.

Желаю Вам полного взаимопонимания в ваших семьях, в основном «женских» коллективах, в ваших групповых коллективах и надеюсь, что достичь Вам его удастся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности.

Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей.

Раскрываются практические способы снижения психоэмоционального напряжения педагогов, формирование у них навыков эффективного взаимодействия с коллегами и детьми.

рЕкомендации по сохранение психологического здоровья ведагогов ДОУ.

В статье раскрывается вопрос как повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах развития креативности, создать условия для овладения педагогами теоретических.

В статье дается характеристика исследования педагогамиусловий образовательной среды, которые обеспечивают психологическую защищённость в процессе формирования личности дошкольника. Главное внимание уд.

Психологическое занятиес элементами тренинга на тему: «Здоровый педагог – здоровые дети» Вступление Настройка аудитории на воспри.

Источник

Читайте также:  Беседа с родителями про здоровье
Adblock
detector