Тренинг «Психологическое здоровье педагогов»
методическая разработка по теме
Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для воспитателей
«Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов- путь к гармонии»
Цель тренинга: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.
познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;
обучить способам психической саморегуляции;
снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
овладение умениями и навыками психической саморегуляции (анкеты-отзывы; наблюдение; групповое интервью).
1. Вводная беседа
Все ли люди современного общества подвержены опасности профессионального выгорания. Все мы живые люди, которые задействованы в той или иной сфере деятельности. У каждого из нас на работе существует определённый круг обязанностей, которые необходимо выполнять каждодневно, изо дня в день, из месяца в месяц. Человек, выполняющий длительное время одну и ту же работу, устаёт психически, что в свою очередь снижает мотивационную сферу человека и ведёт к равнодушному отношению к профессиональной деятельности. В этом случае так же можно говорить о синдроме профессионального выгорания.
Синдрому профессионального (психологического) выгорания, больше подвержены врачи, педагоги, психологи, менеджеры различных отраслей, официанты, продавцы.
Мы начинаем наше тренинговое занятие . Любое тренинговое занятие имеет правила.
Обращаться друг к другу по имени.
Принимать себя и других такими, какие они есть.
Избегать оценок друг друга.
Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.
Активное участие в происходящем.
Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.
Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Общение по принципу «здесь и сейчас».
Принцип нашего занятия «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму» Вот и мы с вами сегодня постараемся не только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.
В течение тренинга нам предстоит вместе пройти определенный путь, и, как обычно это бывает, начнется с приветствия, знакомства
(Ведущий начинает выполнять упражнение первым ). Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: «Светлана –смелая». Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество.
Презентация «Синдром профессионального выгорания педагогов»
Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» ( по А.И.Тащевой, 2000)
Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего «повседневный» психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большей радости. Он способен привести человека к вершинам творчества.
Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:
- Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
- 2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
- Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска ( выходных) больше, чем до него?
- Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине тупая боль?
- Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?
- Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
- Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
- Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать?
- Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
- Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?
Посчитали положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.
Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально-позитивной атмосферы. Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги ( билеты). Если группа большая ( более 12 человек), каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если маленькая , можно раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок» про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-нибудь участнику, и т.д. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух-трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.
Упражнение 1. «Ловец блага»
Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:
1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
2. Вы опоздали на автобус.
3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.
Комментарии для ведущего.
Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».
Игра «Я знаю, что я…»
Это, простое, на первый взгляд, упражнение может выявить скрытые ресурсы участников, повысить уровень уважения, доверия друг другу.
Все участники сидят в кругу. Каждый из них берет карточку и по очереди зачитывают
- Я знаю, что у меня взоры нежно-страстные, а речи сладострастные
- Я знаю, что я кокетливо-задорная и совсем не вздорная.
- Я знаю, что я солнечная, стремительная, трепетная, решительная
- Я знаю, что я искренняя, классная, честная, потрясная.
- Я знаю, что я бесподобно танцующая, огненная, флиртующая
- Я знаю., что я гениальная, взрывная, искрометно-чумовая.
- Я знаю, что я сладкая , певучая, вдохновенная, кипучая.
- Я знаю, что я вездесущая, магическая, колоссально-магнетическая
- Я знаю, что я раны исцеляющая и в любовь играющая
- Я знаю, что я бойкая, вовсе не помпезная
- Я знаю, что я все же непорочная, красавица восточная
- Я знаю, что я хмельная, цветущая, к поцелуям зовущая.
- Я знаю, что я пылкая, насмешливая, упрямая и вежливая
- Я знаю, что я лаской согревающая, часто согрешающая
- Я знаю, что я азартная, влюбленная, заманчивая, знойная
- Я знаю, что я непосредственная, смешливая, видная, красивая
- Я знаю, что я творчески увлеченная, с фигуркою точеною
- Я знаю, что аппетитно-вкусная, а в любви искусная
- Я знаю, что я сказочная, живительная, амазонка пленительная.
Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.
По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.
Мы предлагаем вам естественные способы регуляции, которые вы можете использовать прямо на работе:
— смех, улыбка, юмор
— размышления о хорошем, приятном
— различные движения типа потягивания
— наблюдения за пейзажем за окном
— рассматривание цветов в помещении, фотографий
— «купание» в солнечных лучах
— вдыхание свежего воздуха
— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Однако есть и особенные , специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.
Ведущий предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки
Участникам предлагается на листочках (яблоки) написать свои отзывы о занятии и прикрепить их к нарисованному на бумаге – дереву.
Источник
Психологическое здоровье педагогов
статья на тему
Психологическое здоровье – это субъективное состояние собственного гармоничного благополучия, ощущения «своего пути» (А. И. Аверьянов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретическое сообщение с элементами тренинга:
«Психологическое здоровье педагогов»
Надо знать секрет жизни: « Лечите
душу ощущениями, а ощущения
пусть врачует душа».
Итак, что же такое психологическое здоровье?
Психологическое здоровье – это субъективное состояние собственного гармоничного благополучия, ощущения «своего пути» (А. И. Аверьянов).
Критерии психологического здоровья.
- Гармония человека с окружающей средой.
- Гармония человека с самим собой.
- Способность к самореализации.
Современный мир предъявляет к человеку довольно жёсткие требования. Качественный уровень жизни сегодня невозможен без стрессоустойчивости, высокой личной эффективности, грамотного распределения времени и сил.
Быть счастливым, а не казаться; удовлетворять свои потребность одновременно в карьере, в личной жизни и других сферах на фоне всеобщей усталости и повышенной невротизации бывает очень трудно.
Продуктивные оптимисты кажутся сверхлюдьми. А порой вызывают зависть, усугубляя и без того невесёлое настроение.
На самом деле, секрет счастливой жизни доступен каждому. Нужно всего лишь немного себя перенаправить, знать секреты успеха и побороть свои страхи.
Профессия педагога относится к духовно опасным. Право оценивать другого эмоционально незрелому человеку даёт ощущение власти и непогрешимости, которое действует как наркотик. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведёт педагога к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание несовершенства и готовность к изменениям.
Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка.
Как показывают исследования, большинство педагогов – эмоционально неустойчивые люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, профессионально нездоровые. Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы, эмоционально негативные состояния обостряются при наличии заниженной самооценки.
Психологический дискомфорт педагога имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального.
Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:
— физическая и психологическая напряжённость труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;
— высокий уровень ответственности;
— тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и воспитанников;
— авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.
Субъективными причинами являются фрустрации потребностей педагога: потребностей в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки.
Отрицательные эмоциональные состояния: стресс, страх, тревога, агрессия особенно вредны при общении педагога с детьми. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии. Специфическое речевое поведение педагогов принято называть репрессивным.
К. В. Судаков выделяет следующие особенности репрессивного поведения:
— диктаторский, безапелляционный тон;
Здоровье педагога – эффективность его профессиональной деятельности – психическое здоровье воспитанников. Таким образом, задача сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных.
Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого педагога.
Крепкие ли у вас нервы?
Есть две формы нервного напряжения. Одна из них является результатом внутренних конфликтов; вторая возникает вследствие действия внешних барьеров, мешающих человеку в достижении поставленной цели. Но любая форма хронического нервного напряжения губительна для нашего ума и тела. Следующий тест поможет определить, насколько вы устойчивы к нервному напряжению.
Ответьте «Да» или «Нет».
Заняты ли вы обычно одновременно несколькими делами, которые вряд ли удастся завершить в ближайшем будущем?
Ложась спать, вы сразу засыпаете?
Часто ли вы страдаете от несварения желудка или тошноты?
Вы можете легко забыться, читая хорошую книгу, увлёкшись своим любимым занятием?
Бывает ли у вас сильное сердцебиение, когда вы лежите?
Вы довольны своей работой и коллегами?
Часто ли вы злитесь на неодушевлённые предметы?
Вам нравится большинство друзей с которыми вы знакомы?
Есть ли у вас привычка скрипеть зубами или сжимать губы?
Вы знаете очень многое помимо того, что связано с вашей работой?
Часто ли вы накручиваете на палец свои волосы?
Вы говорите тихо, заранее всё обдумав?
Вы постоянно стремитесь что-то улучшить в себе?
Ваши сновидения чаще всего приятные, а иногда они даже смешными?
Способны ли вы рассмеяться, когда переживаете кризис или вам грустно?
Вам легко обсуждать свои проблемы и чувства с другими людьми?
Кажется ли вам, что вы всегда виноваты в том, что ваша жизнь не совсем удачно складывается?
Предусматриваете ли вы в своих планах на неделю достаточное время для отдыха?
Вы часто испытываете злость, ненависть или ревность?
Вы относительно удовлетворены своим материальным достатком?
Правильным ответом на каждый нечётный вопрос (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19) будет «Нет».
Правильным ответом на каждый чётный вопрос (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20) будет «Да».
Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
0 – 5: Вы на пределе и в любой момент можете сорваться.
6 – 10: Вы постоянно на нервах. Смотрите просто на жизнь. Отдохните.
11 – 15: Ваш результат можно классифицировать как «средний». Когда ситуация начинает выходить из-под контроля, нервы дают о себе знать.
16 – 18: Вы хорошо контролируете свои нервы. Иногда бывают периоды напряжения, но мы готовы поспорить: вы не подвержены заболеваниям на нервной почве.
19 – 20: Всем иногда нужна некоторая встряска, чтобы не потерять ощущение жизни.
Справляемся со стрессом.
- Комплексный подход, смена обстановки и вида деятельности.
- Активный отдых.
- Увеличение разнообразных физических нагрузок.
- Нормализация сна.
- Психотерапия, направленная на коррекцию поведения, построения психологической защиты и снижения агрессии.
- Натуральные седативные фитопрепараты и ароматерапия, снимающие тревогу и восстанавливающие нервную систему.
- Освоение методик по релаксации Цигун, ушу, йога и кинезиологические упражнения.
- Самомассаж:
- Музыкотерапия, цветотерапия, литотерапия.
Успокаивает нервную систему — герань, жасмин, мелиса, кипарис, апельсин горький, пихта.
Расслабление – роза, лаванда, сосна, апельсин сладкий, мандарин.
Устраняет неврозы, страхи – петитгрейн, розмарин, роза, сандал.
Семейные масла для радости – роза, лимон, грейпфрут, апельсин, мандарин, апельсин горький, сандал, кипарис.
Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией.
Фитотерапия — лечение с помощью лекарственных растений
Способы саморегуляции и релаксации для гармонизации эмоционального состояния:
- воздействие аутогенной тренировки на организм человека;
- способы саморегуляции с помощью синхронизации дыхания;
- метод краниосакрального дыхания для установления когерентных волн головного мозга.
- психологическая релаксация для снятия тревожности и напряжения.
Кинезиология – лечение движением.
Использование кинезотерапевтических методов как разновидности психотерапии, направленные на коррекцию психического состояния.
- Метод двигательной ассиметрии и координационных упражнений;
- Танец и Биопластика;
- Парадоксальная гимнастика А.С. Стрельниковой;
Комплекс кинезиологических упражнений для активации гормональной системы, снятия утомления и питания головного мозга.
Упражнение №1. « Горячие ладошки»
Растереть ладони до горячего состояния. Энергично промассировать каждый палец руки (на ладонях заложены все аккупунктурные точки, соответствующие внутренним органам).
Упражнение №2. « Дотянуться до неба »
Руки взять в замок перед собой. Вывернуть, сделать вдох, поднять вверх и потянуться руками вверх и назад (обратить внимание на растягивание грудных позвонков). Выполнить пружинящие движения 6-8 раз. Опустить руки вниз, сделать выдох (повторить 3 раза).
Упражнение №3. « Поцеловать облачко»
Руки взять в замок за спиной. Сделать вдох, потянуться руками назад — вверх. Подбородок поднять вверх, вытянуть губы трубочкой, раскрыть грудной отдел и область солнечного сплетения, прогнуться. Выполнить пружинящие движения руками 6-8 раз. Отпустить руки вниз, сделать выдох (повторить 3 раза). Активизируется вся гормональная система.
Упражнение №4. « Колючий ежик »
Руки взять в замок перед собой. Вывернуть, сделать вдох, слегка согнуть колени, потянуться руками вперед – вниз, округлить спину. Шею вытягивать вперед (растягиваются: область между лопатками, плечи, поясница, локтевые суставы и запястья).
Упражнение №5 .»Между небом и землей »
Поднять левую руку ладонью вверх (давит на небо) (вдох), правая внизу за спиной, мизинец вдоль спины ( давит на землю) потянуться левой рукой вверх. Из этого положения энергично сделать 3 скручивания вправо назад, одновременно выдыхая. Повторить то же в левую сторону. Почувствовать скручивание позвоночника.
Упражнение №6. « Гибкий ум »
Руки взять в замок и положить на затылок. Потянуться локтями вперед. Голова слегка сопротивляется, мягко растягиваем мышцы задней поверхности шеи. Медленно с сопротивлением поднять голову вверх, слегка прогнуться; повернуть голову вправо, надавить на ладонь. Тоже влево. Повторить 3 раза. Упражнение укрепляет заднюю поверхность мышц шеи, для активации сосудов головного мозга.
Упражнение №7. « Дотянуться до неба »
Руки взять в замок и положить на затылок. Отвести голову назад. Замок слегка сопротивляется. Сделать вдох. Потянуться локтями вверх и назад (задержка дыхания 3 секунды). Из этого положения выпрямить руки вверх, потянуться. Сделать выдох и опустить руки через стороны вниз (повторить 3 раза).
Упражнение №8. «Купание в чистой воде» (ликворной жидкости).
Отвести голову слегка назад, сделать мягкие вибрационные движения, представить, что затылок купается в чистой, хрустальной воде. Усталость и утомление смываются.
Упражнение №9. « Золотой дождик». Для активации энергетических меридианов на голове.
Твердые пальцы, расслабленные кисти: выполнить 30 ударов по голове, словно на голову падает сильный золотой дождь.
Упражнение №10. Массаж ушей и Массаж аккупунктурных точек на лице.
Упражнение №11. « Сильная память » . Постукивание зубами 100 раз.
Упражнение №12. « Рубить капусту». Для улучшения памяти и зрения.
Ребром ладони поочередно быстро простучать об угол стола 100 раз.
Упражнение №13 « Журавль, пьющий воду »
Выполнять волнообразные движения шеей и верхней частью туловища, имитируя журавля, пьющего воду.
Упражнение №14 « Птичка чистит перышки »
Вытянуть шею вверх, потянуться к правому плечу и подбородком выполнять круговые движения назад над плечом. (то же влево).
Упражнение №15 « Играющий клоун »
Мысленно надеть на голову обруч с желтым шариком на пружинке и выполнять маятниковые движения головой в разных направлениях. Шея при этом вытягивается вверх.
Все упражнения выполняются по 6-8 раз.
Комплекс кинезиологических упражнений составила доцент кафедры психологи и коррекционной педагогики БелРИППК К.П.Н. И.М. Резниченко.
( ссылка на автора обязательна)
Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древне Греции и в других странах.
Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Наиболее чувствительны к плеску волны, шуму дождя люди, родившиеся под знаком Рыбы, Рака, Скорпиона, чья стихия-вода.
Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение.
Самый большой эффект от музыки — это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию, а если верить библейской легенде, то царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе.
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, замечено благотворное или отрицательное действие на человека.
Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции.
Ученые доказали, что изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме. Хромотерапией восстанавливали зрение, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.
Педагогам, психологам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.
Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Людям умственного труда легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах. В обычной практике отмечено, что голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения.
Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.
Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.
Крупнейший русский невропатолог В.М.Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость психических процессов. Опыты показали, что близкие тепловой части спектра красные цвета производят тонизирующее действие .
Зеленый цвет успокаивает, повышает хорошее настроение. Поэтому, когда человек утомлен, он инстинктивно стремиться попасть в оптимальную для него геоцветовую среду: к зеленому лесу, лугу, зеленовато-голубой воде. Зеленый цвет оказывает благоприятное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении.
Розовый цвет тонизирует при подавленном состоянии.
Желтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.
Литотерапия – это лечение минералами. Минералы необычной формы и цвета, поражающие своей красотой, представлялись нашим предкам носителями сил высшего порядка. Поэтому и складывались веками удивительные предания легенды, суеверия, связанные с драгоценными камнями. Существовала целая наука о правилах лечения драгоценными камнями — гемматерапия (от латинского слова «гемма» — драгоценный камень). История знает немало примеров, когда народ обращался к забытым методам, казавшимся почти нелепыми, наивными, и…убеждался в том, что они эффективны.
Рубин — врачует сердце, мозг, силу и память человека. По типу светового излучения рубин положительно влияет на работу мозга и сердца, укрепляет иммунитет. Он благоприятно действует на характер людей слабовольных, способствуя проявлению чувства храбрости, ответственности, стремления к лидерству.
Сапфир — оказывает положительное действие при лечении почек, диабета; делает более эффективной терапию при поражениях костной системы, параличах и парезах в результате инсультов, заболеваниях нервной системы, особенно нервозах, помогает избавиться от бессонницы.
Сердолик — при ношении на теле укрепляет зубы, благотворно влияет на нервную систему, снижая повышенную раздражительность, утомляемость, угнетение. Он дарит ораторскую силу, процветание.
Топаз голубой — положительно влияет на щитовидную железу, обеспечивает эмоциональное равновесие.
Турмалин — благотворно влияет на эндокринную систему, улучшает состояние нервной системы, сон, снижая чувство страха и беспокойства, рассеивает страхи. Сильное лечебное средство при онкологических процессах.
Шунгит – « камень здоровья», редкий минерал. Снимает боль, спазмы, структурирует воду, оберегает от отрицательного энергетического воздействия.
Хрусталь — улучшает свойства крови, благотворно влияет на работу мозга (гипофиз, эпифиз),способствует эмоциональному равновесию, снимает негативность окружающей среды по отношению к носящему человеку, воспроизводит, активизирует, сохраняет энергию.
Янтарь — успокаивает нервную систему, улучшает настроение, уравновешивает эмоциональное состояние, успокаивает сердце, оберегает от «дьявольского глаза». Янтарная кислота является прекрасным стимулятором нервной системы, укрепляет мышцу сердца, улучшает работу органов дыхания, почек, кишечника, способствует увеличению гемоглобина в крови при анемии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь педагогам и педагогам-психологам.
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо.
Тренинговое занятие для педагогов-психологов.
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учрежденииДанная программа направлена на формирование навыков саморегуляции.
сенинар-практикум для педагогов ДОУ.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.
Психологическое здоровье педагога — залог психологического здоровья детей.
Источник